Развитие ребенка. Гендерное воспитание детей: различия в воспитании девочек и мальчиков

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием "раннее развитие". Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот "раннее развитие"? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать "ранним развитием" ребенка.

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

  • Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
  • Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
  • Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
  • Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).
  • Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
  • Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
  • Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения. Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

    Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

    Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

    Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

    Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

    Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

    Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

    Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

    Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

    Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

    Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

    Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

    Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

    Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

    Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

    Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

    Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения. Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

    Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

    Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

    А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

    Пусть у Вашего малыша будет активная мама!

Взрослые всегда невольно сравнивают своих малышей. Конечно, все они очень разные – не только внешне, но и по характеру. Педиатры знают, что на развитие организма и психики каждого ребенка, помимо заложенных природой данных, влияет еще множество внешних условий. Поговорим о тех исходных особенностях мальчиков и девочек, которые даны им от основания.

Сравнивая развитие мальчиков и девочек, нужно учитывать, что природа ставит перед ними разные задачи.

Особи женского пола более стабильны и повторяемы , ведь только они могут воспроизводить себе подобных. Они закрепляют в себе полезные признаки, передают их по наследству, чтобы сделать потомков как можно более похожими на родителей.

На мужских особях природа приспосабливается к меняющимся условиям жизни , чаще экспериментирует, «апробирует» новые функции или даже органы.

В мальчиках реализуется необходимость развития человеческого рода. Такой поиск и изменения дают разнообразие потомков, среди которых когда-то появится тот, кто придаст эволюции новое, выгодное направление.

Вот почему у мальчиков бывает больше полезных и вредных изменений (мутаций, генетических отклонений), а еще аномалий и пороков развития. Среди детей с отклонениями (грыжами, врожденными вывихами, глухотой, косоглазием, заиканием, другими речевыми дефектами и так далее) девочек совсем немного.

Мальчики рождаются на свет чаще, чем девочки, примерно 107: 100. А по достижении каждым поколением подросткового возраста это соотношение уравнивается.

Рождение мальчиков чаще, чем в случаях с девочками, сопровождается осложнениями. Это связано с тем, что первые более восприимчивы и уязвимы перед лицом внешних неблагоприятных влияний. Подрастая, мальчики остаются более чувствительными к внешним небезопасным влияниям, а еще к боли, хотя и стараются всеми способами сдерживаться. Кстати, эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков взрослые слишком часто недооценивают.

Средние показатели роста у мальчиков и девочек разнятся начиная с рождения – от 50 до 52 см и от 49 до 51 см соответственно. Этот разрыв сохраняется и дальше. Малыши растут в двух направлениях: каждая отдельная кость и скелет в целом увеличивается то в длину, то в толщину. С рождением малыша заканчивается первый этап вытягивания, и начинается первый период округления, который длится примерно 4 года. Циклы роста в длину и этапы набора веса чередуются у мальчиков с интервалом в 2,2 года, у девочек – в 2,1 года.

Долгое время считалось, что дети растут каждый день равномерно и понемногу. Оказалось, это не так. Рост идет скачками и может составить 1 см за одну ночь!

Рост – более надежный показатель развития, чем вес, ведь он отражает уровень усвоения пластического материала (по сути – суммы веществ, в основном белков, из которых формируются ткани всех органов и систем) и зрелости организма. Масса тела более изменчива, и допустимые ее колебания при рождении составляют 2 700−4 000 г. Здесь отличия мальчиков от девочек – лишние 40−50 г.

В отношении пропорций тела, окружности груди и головы особых различий между мальчиками и девочками нет.

Скорость созревания скелета у девочек выше – сначала на 2−3 месяца, а после 2−3 лет уже на полгода. И все же мальчики в конечном итоге оказываются выше.

Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики, и быстрее развиваются.

Как известно, в соотношении новорожденных обоих полов последние всегда лидируют, и особь женского пола должна появиться на свет более приспособленной, чтобы выжить и не нарушить баланс.

Разница в развитии между малышами обычно составляет 3–4 недели. Некоторый разрыв сохраняется и дальше: мальчики начинают ходить на 2–3 месяца позже, чем девочки; на 4–6 месяцев позже начинают говорить. К начальной школе эти различия составляют уже 1 год, а ко времени половой зрелости биологический возраст девушек опережает показатель юношей на 2 года. Детство мальчиков длится дольше. А девочки раньше начинают готовиться к превращению в девушек, готовых к продолжению рода.

Уже с первых месяцев после рождения работа мозга у мальчиков и девочек сильно различается – это видно и в поведении, и в играх малышей. Масса мозга у них тоже неодинакова. В сумме эти особенности определяют разный склад психики. Девочка, как мы помним, с самого начала ориентирована на выживаемость, а мальчик – на дальнейшее совершенствование и прогресс.

Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития психики требуется больше пространства . Причем осваивают они его во всех возможных направлениях: лазают по лестницам, опускаются в подвалы, забираются на заборы. Девочкам достаточно маленького уголка, чтобы разместить на нем свои «сокровища»: кукол, их одежду, посуду.

Мальчикам же необходим простор. Они бегают друг за другом, разбрасывают игрушки, что-то бросают в цель, максимально используя всю предоставленную им территорию. Свою активность мальчики проявляют шумно и резко, а девочки – тише, но результативнее. По статистике, у мальчиков-дошкольников травмы случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек.

Уже с 2,5 лет мальчики становятся более настырными, иногда агрессивными, и внешнюю враждебность чувствуют лучше девочек.

Особенности восприятия и реакция на нагрузки.

Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия. Первые более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство.

Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки – на слух. И то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.

Девочки быстрее включаются в процесс обучения, они внимательны . Мальчики «раскачиваются» дольше, слушают «вполуха» и на учителя смотрят редко, чаще в сторону, или прямо перед собой. Но к тому моменту, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Часто самый важный материал на занятиях они усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление материала – их внимание ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном выполнении заданий.

Мальчики любят соревноваться. А вот девочек вовлекать в состязания нужно аккуратно, есть риск всех перессорить.

Мальчиков интересует суть оценки: например, вы говорите об изображении на рисунке или о скорости, с которой он нарисован. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает упомянутые нами эпизоды проделанной работы, затрагивая вполне определенные отделы мозга.

Для девочек важно, кто их оценивает и как. Такие слова активизируют сразу все отделы их мозга, и они живее реагируют на обращение.

Реакция на выговор у мальчика приходится на первые минуты разговора, и в отличие от женщин-собеседниц он не может долго поддерживать эмоциональное напряжение, он к этому просто не приспособлен. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать. Мамам, бабушкам, няням, воспитательницам трудно понять и принять поведение мальчика – сами-то они по сути другие. Вот и получается, что они долго ругают мальчика, сердятся и возмущаются тем, что он не переживает вместе с ними, остается отстраненным и безучастным к их словам. Несмотря на то что у мальчиков-дошкольников острота слуха в среднем выше, чем у девочек, защищаясь от перенапряжения, они просто «отключают» слуховой канал, информация блокируется и не доходит до сознания.

Представление о главной своей разности («Кто я, мальчик или девочка?») формируется у малышей к 5 годам. Хотя процессы, которые готовят это «разделение» изнутри, начинаются в организме с рождения и требуют внимания. Одно из их проявлений – половой криз. На 4−6-й день после рождения у мальчиков и у девочек иногда подрастают и нагрубают молочные железы. К 8−10-му дню они начинают выделять жидкость, похожую на молоко. Обычно все эти явления исчезают через 2−3 недели. У девочек еще иногда появляются кровянистые выделения из влагалища – на 1−2 дня. Все эти события объясняются реакцией организма малышей на освобождение от материнских гормонов – эстрогенов.

Будьте внимательны к ребенку и в случае необходимости покажите его специалисту. В первые месяцы жизни малышей могут проявиться нарушения, связанные с изменениями работы или набора половых хромосом, гонад (яичников или яичек), наследственными или врожденными проблемами чувствительности тканей ребенка к действию половых гормонов и отклонений в строении гениталий. Например, при поражении яичек у мальчиков может появится крипторхизм (отсутствие яичка в мошонке).

В том, особые правила есть только для девочек. При смене подгузников и пеленок девочку нужно подмывать спереди назад, чтобы инфекция из кишечника не попала во влагалище. Для мальчиков направление движения воды не принципиально.

Генетика!

Y-хромосома задерживает созревание скелета, но определяет разницу конечного показателя роста. Поэтому девочки, у которых ее нет, поначалу обгоняют мальчиков в росте... с тем чтобы к «финишу» оказаться ниже.

Х-хромосомы девочек контролируют выработку гормонов роста. И если одной из них не хватает (синдром Шерешевского − Тернера), малыш будет серьезно отставать в росте и развитии. А дополнительная Х-хромосома (синдром Клейнфельтера) определяет слишком высокий рост.

Видео: Как следует воспитывать мальчиков и девочек? В чем разница между ними? А также о гигиене мальчиков и девочек с рождения.

Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.

При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.

Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.

Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.

Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года

Год + месяц Вес(кг) Рост(см) Месяц
Новорожденный 3,60 50 0
1 месяц 4,45 54,5 1
2 месяца 5,25 58,0 2
3 месяца 6,05 61 3
4 месяца 6,7 63 4
5 месяцев 7,3 65 5
6 месяцев 7,9 67 6
7 месяцев 8,4 68,7 7
8 месяцев 8,85 70,3 8
9 месяцев 9,25 71,7 9
10 месяцев 9,65 73 10
11 месяцев 10 74,3 11
12 месяцев 10,3 75,5 12

Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года

Возраст Окружность головы % от длины тела
До 1 месяца 35 69
1 месяц 37 69
2 месяца 39 68
3 месяца 41 67
6 месяцев 44 65
9 месяцев 46 64
1 год 47 63

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.

1-й месяц

В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

2-й месяц

В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

3-й месяц

В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .

4-й месяц

В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

5-й месяц

В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.

6-й месяц

В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

7-й месяц

В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.

8-й месяц

В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

9-й месяц

В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

11-й месяц

В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

12-й месяц

В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.

Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.

Для начала давай возьмем за аксиому, что все дети разные. И эта разница зависит от врожденных свойств нервной системы: как быстро нервные клетки увеличивают или снижают активность, как долго они могут находиться в состоянии напряжения, как быстро переключаются между разными процессами. Набор этих свойств мы привыкли называть« темпераментом». Повлиять на него нельзя, он обусловлен биологически и зависит от питания, стрессов, болезней и генетической предрасположенности. Кстати, о генетике. Представители этой науки часто заявляют, что поведение и личность людей чуть ли не на 80% зависят от наследственной предрасположенности и воспитанием это не исправить. Что ж, можно бесконечно спорить, что влияет на развитие ребенка сильнее: гены или ближайшее окружение. Но все дискуссии на эту тему сводятся к одной простой мысли: нужно учитывать то, что дано природой, и развивать то, что возможно. То есть если малыш спокойный и меланхоличный, любит тихо собирать конструктор, не стоит выталкивать его в театральную студию и всеми силами лепить из него эксцентричного экстраверта.

А что же тогда можно воспитывать? Привычки, поведение, отношение к другим людям и к себе. Умение понимать, регулировать и выражать свои эмоции, ставить цели и добиваться результата. Только вот желательно реализовать свои педагогические таланты до того, как ребенку исполнится 7 лет. Потому что примерно к этому возрасту у него сформируются все системы мозга. И в дальнейшем взрослые смогут лишь влиять на ценности и установки растущего человека. Поэтому предлагаем сдать в библиотеку умные книжки и больше внимания уделять малышу — ведь он сам покажет, как развивается. А мы подскажем, что именно и как можно воспитывать.

Логика развития ребенка

С самого рождения младенец развивается стремительно по биологически заложенной программе: физически и умственно. До трех лет эта программа довольно конкретная, и родители должны помочь ребенку ее пройти. В этом, собственно, и заключается воспитание на данном этапе.

Физическое развитие. Дети учатся двигаться. До полугода — ползать, примерно до полутора лет — ходить, к двум годам осваивают все виды перемещения. Ловко держатся руками за стенки кроватки — конечно, чтобы выбраться из нее. Сначала просто хватают игрушки, а к трем годам учатся более точным движениям — скажем, держать в руках вилку и ложку. После четырех лет с удовольствием начинают экспериментировать — танцевать рэп и ламбаду, бегать-прыгать, стоять на голове и выполнять прочие акробатические этюды. Так малыши осваивают координационно сложные движения. Кстати, именно поэтому отдавать детей в танцевальные и спортивные секции рекомендуют ближе к пяти годам. До этого они все равно не смогут выполнить никаких специальных упражнений.

Интеллектуальное развитие. Бешеными темпами развиваются интеллект и мышление. Прежде всего — память. Ее объем у младенцев грандиозен! Еще бы, столько всего нужно держать в голове: как выглядят мама, папа, комната, игрушки и все предметы, которые окружают дома. Дети превосходно запоминают цифры и буквы. Родителям может показаться, будто ребенок научился читать или считать, но это не так. Малыш просто запомнил сочетания звуков и картинок. Вообще, не нужно торопить ребенка и учить его грамоте. До трех лет маленький человек учится прежде всего двигаться сам и оценивать предметы и их свойства: пластиковый кубик — квадратный и легкий, металлический шар — круглый, гладкий и холодный. Шар можно катить, кубики — ставить друг на друга. Уже феерия!

Fotobank / Getty Images

Чтобы научиться читать и считать, ребенок должен понять, что такое символы. Способность воспринимать метафоры возникает после трех лет, ближе к 4−5. Этот момент легко отследить, наблюдая за тем, как малыш играет. Когда в играх появляется элемент фантазии — вот верный признак. Если обычная палка стала саблей или полицейским жезлом, ура, настало время показывать буквы.

Популярное

Роль родителей. Главная задача в этот период — просто наблюдать за ребенком, понимать, чего он хочет, и помогать ему в достижении этих целей. Поддержать малыша могут мама, папа, бабушка или тетя, то есть любой взрослый, часто бывающий рядом. Это не значит, что придетс­я постоянно следить за каждым движением маленького исследователя. Нужно помогать ему решать эволюционно заложенные задачи развития. Например, пока ребенок не научился ходить, мама становится его главным средством передвижения: берет на руки и показывает все, что его интересует. Малыш хочет потрогать фиалки на подоконнике — папа разрешает. Не понимает, как собрать пирамидку, — бабушка объясняет.

А когда наши дети становятся взрослее, перед ними возникают новые задачи. Например, дошколята 6 лет все еще не умеют ставить цели и достигать их, соблюдать режим дня, управлять своими эмоциями. Все это делают родители: за них и вместе с ними. И учат самым важным вещам, которые пригодятся в жизни. Например, вот таким…

Усидчивость

Это качество означает, что ребенок может выполнить какое-то дело от начала до конца: будь то раскрашивание картинки или строительство дома из кубиков. Только вот проблема: дети до 3 лет совсем не умеют ставить цели, а до 7 лет — только очень краткосрочные. Потому что они живут здесь и сейчас. И, видимо, поэтому они — самые счастливые создания в мире.

Как воспитать. Использовать детский интерес к процессу. Догадываешься, чем ребенок может заниматься бесконечно? Конечно, играть. Дошколята именно через игры познают мир. Так что если сумеешь любое дело превратить в развлечение, ребенок сам не заметит, как все выполнит. Согласись, странно ожидать от малыша рвения в том, что ему совершенно не интересно. Это приходит куда позже!

Внимательность

Внимание как психический процесс — это способность долгое время сосредотачиваться на чем-то одном: разглядывать игрушки, слушать колыбельную в исполнении бабушки, рассматривать и сравнивать картинки, чтобы найти десять отличий, а позже — умение прочитать, понять задание в учебнике и выполнить его.

Как воспитать. Очень легко. Нужно всего лишь предлагать ребенку не больше одной цели за раз. Развесив вокруг кроватки мобили и гирлянды, разложив кучу игрушек, мы только рассеиваем его внимание. Покажи малышу не более трех простых предметов, причем отличаться они должны максимум двумя признаками: цветом, формой. Ребенок станет их разглядывать и сравнивать еще охотнее, если с этими предметами будет что-то происходить. Сначала сама поверти их в руках, потом дай чаду потрогать и погрызть. Опять же нужно вызвать любопытство — показать, что с этой дивной вещью можно делать. А позже ему на смену придет интерес — он еще укрепит внимание.

Любовь к чтению

Современные родители мечтают вырастить детей, которые бы читали книги, а не играли в игрушки на планшете. Вот и начинают обучать алфавиту трехлеток. И совершают ошибку. Да, ребенок запомнит буквы. И да, даже безграмотного взрослого можно научить грамоте за неделю. Но взрослый понимает, что за символом стоит смысл. У детей это понимание формируется вместе с развитием мышления, после четырех лет, как мы писали выше. Поэтому нужно не учить читать, а прививать любовь к чтению.


Fotobank / Getty Images

Как воспитать. Совсем маленьким детям в принципе интересно, когда взрослый им читает вслух. Это значит, мама или папа рядом, уделяют внимание. Ближе к двум годам, когда развивается память, ребенок находит новый интерес: запоминать любимые сказки наизусть. Мучает родителей, заставляет читать одно и то же десятки раз. Сразу заметит и непременно исправит, если те хоть что-то перефразировали(сказали« хрустальный башмачок», а не «хрустальная туфелька»). Не надо предлагать новых книг — учите наизусть истории, которые нравятся малышу.

И только ближе к трем годам у юного литературоведа возникает интерес к содержанию книги. Какие там герои? Что они делают? Почему поступают так или иначе? Вот тут пора подключать воображение: ребенок любит, когда родители сочиняют дополнительные истории про персонажей, покупают игрушки, находят книги с продолжением. Ближе к школе можно читать по вечерам всей семьей — по очереди, по одной главе, книги, которые будут интересны всем: «Чук и Гек» и «Денискины рассказы», например.

И конечно, со временем ребенок станет интересоваться книгами родителей. Поэтому неплохо, если в вашей семье взрослые тоже любят читать. И не только ленты соцсетей…

Трудолюбие

Сосредоточенно делать что-то не очень интересное, как ты уже поняла, детям сложно. Но есть хорошая новость: любовь к труду возникает сама по себе, в возрасте 3−4 лет. И, к сожалению, многие взрослые этого не замечают, не помогают ребенку развивать ее. Не повторяй их ошибок. Постарайся обратить внимание, когда твои сын или дочка с удовольствием включаются в любые хозяйственные дела: подметают, моют посуду, протирают пыль. Делают они это для того, чтобы быть рядом и проводить время с тобой, но у них возникает иллюзия, что они помогают. Вот ее и нужно поддерживать!

Как воспитать. Не говори: «Иди поиграй, пока я помою посуду», а предложи маленькому мойдодыру поучаствовать. Он научится держать тарелку, пенить губку. Да, посуду придется мыть час. Но все это время ты занимаешься с ребенком, и не надо ломать голову, какими развивающими играми занять скучающее чадо. Потому что в процессе мытья посуды развивается самое главное — умение делать руками разную работу.

И даже талант!

Талант — это совокупность способностей, интереса и умения трудиться. Безусловно, способности во многом обусловлены биологически: зависят от того, как развились органы чувств — слух, зрение, ощущения. А вот интерес и умение трудиться — компоненты таланта, которые можно и нужно развить.

Как воспитать. Просто быть внимательными к тому, что у ребенка получается хорошо и что ему нравится. И, конечно, помогать ему ставить краткосрочные цели, чтобы поддерживать интерес к регулярным занятиям. Ведь даже самые яркие способности могут остаться невостребованными, если их не разглядеть и не сдобрить щедрой порцией трудолюбия.

А еще родители, конечно, хотят, чтобы дети были послушными. Что ж, при правильном воспитании будут. И послушными в хорошем смысле: не теми, кто слепо выполняет команды, а теми, кого понимают. Важно видеть, к чему готов и не готов ребенок и не требовать невозможного. Когда мама и папа внимательны к своему чаду, они сами становятся лучшими в мире воспитателями.



Публикации по теме