Ребенок кусает губы, что делать? Советы психолога.

Если в Вашей семье не ладятся отношения между взрослыми и детьми, если Вы не можете найти взаимопонимание с ребенком или избавить его от комплексов, если у Ваших детей проблемы со сверстниками, если неприятности с супругом негативно влияют на Вашего ребенка и вы не знаете, что делать, то, возможно, эта страничка поможет Вам найти ответы на эти вопросы и проблемы. Если Вы - подросток и хотите узнать как Вам поступить в какой-либо сложной ситуации, если запутались во взаимоотношениях с родителями и друзьями, тут Вы найдете подсказку - как поступить. Наш психолог не дает инструкции, что нужно делать в определенной ситуации, он помогает посмотреть на проблему с другой стороны, подскажет выходы из ситуации.

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, и психолог постарается помочь Вам найти выход.

Плохие привычки хороших детей

У каждого человека самой первой привычкой было сосание. Нет ничего более естественного и приятного для младенца, чем сосание материнской груди. Это удовлетворение почти всех его жизненных потребностей - в пище, тепле, безопасности и любви.

По сути, СОСАНИЕ - это то, что в первую очередь связывает ребенка с большим миром вокруг. Так почему же мы искренне удивляемся, когда в ответ на недружелюбность этого самого большого мира, ребенок или даже взрослый инстинктивно ищет "сосок"?! Когда человеку не хватает уверенности в себе, самостоятельности, или он волнуется, или предстоит какое-то важное дело, он почти машинально берет что-нибудь в рот (будь то палец, одежда, игрушка или карандаш). Таким образом, ребенок или взрослый помогает себе обрести спокойствие и взять себя в руки. Кстати, благодаря достижениям техники ученым удалось установить, что при неблагоприятном течении беременности беспокойство ребенка в утробе выражается именно сосанием пальца.

Итак, успокоение сосанием вполне естественно для ребенка. Но интересный вопрос: почему одни дети делают это эпизодически, а другие постоянно сосут палец, грызут ногти, облизывают губы и т. д.?

В норме сосательный инстинкт постепенно ослабевает к двум-трем годам. Если же трех -четырехлетний ребенок не хочет отказываться от пустышки, постоянно обсасывает уши у плюшевого зайца или до крови обкусывает свои ноготки, значит, что-то не так+ Скорее всего малыш чувствует себя неуютно в этом мире.

Самостоятельный - не всегда счастливый

Ваньке уже скоро четыре, а он засунет палец в рот и сидит, - жалуется мама, - я его ругаю, он все понимает, и все равно назло сосет. С Юлечкой такого не было - ей раз скажешь, как отрезало. А мальчишки все такие. Если ты нежеланный или нелюбимый ребенок, ты об этом знаешь. Ну, может быть, не знаешь, но интуитивно чувствуешь. И тебе до боли в горле хочется кричать! Только не знаешь, какие слова нужны, чтобы тебя поняли и полюбили. И ты от бессилия просто берешь палец в рот, как бы отгораживаясь и защищаясь от мира, который не любит. Конечно, далеко не всегда причина так остра. Возможно, ребенку просто не хватает ласки и тепла, потому что мама пропадает на работе; или родители часто ссорятся, собираются разводиться; а может быть, в семье родился младший ребенок, и старшему кажется, что его теперь любят меньше.

Вредные привычки могут провоцировать и определенные стратегии воспитания. Есть родители, которые сознательно придерживаются установки: даже новорожденного ребенка нельзя баловать, иначе "сядет на голову". Детские психологи считают, что плохие привычки часто появляются у детей, которые с рождения испытали явный дефицит внимания со стороны родителей. Эти малыши подолгу оставались одни в кроватке, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Как правило, таких детей еще и рано отлучили от груди или резко забрали у них "пустышку", оставив сосательный инстинкт неудовлетворенным.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок испытывает скуку или страх и ищет успокоения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что нет рядом мамы. Когда же обеспокоенная мать появляется и стремится отвлечь малыша от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: ребенок занят сам собой. Малыш сам себя утешает и источник впечатлений также ищет в самом себе. Получается, что сосание пальцев, губ и т.п. компенсирует ребенку нехватку любящих рук, глаз. Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы.

В других случаях ребенок замечает обратившую на него внимание мать и тогда включается обратный механизм. Малыш чувствует, что нашел способ привлечь внимание мамы. Он активно продолжает делать то, от чего отучают. А продолжает, потому что, пока отучают, он получает долгожданное внимание. Такой замкнутый круг.

Не много ли мы требуем?

Дашенька пошла в первый класс. Она знала, что там ее ждет много интересного, добрая учительница, веселые одноклассники и "пятерки". Так говорили мама с папой. Но однажды Даша совсем неожиданно получила "тройку" по физкультуре. Она плакала и не знала, как сказать об этом несчастье родителям. Они так радовались ее отличным оценкам, называли "умницей", и вдруг такое. После той злополучной "тройки" у девочки и появилась привычка грызть ногти. Родители убеждали дочь в том, что это вредно, на что Даша отвечала: "Я не хочу - они сами грызутся!"

Несоответствие завышенным требованиям родителей является большим стрессом для ребенка. Если что-то получается не так, как ожидают мама с папой, у ребенка возникает чувство вины и он неосознанно хочет наказать себя. Именно по этой причине психологи считают, что большинство "саморазрушительных" привычек (ребенок грызет ногти, вырывает волосы, кусает себя) появляются от желания сделать себе больно - наказать за какую-то провинность или даже "дурные" мысли и желания. Кстати, заметьте: в мудром русском языке слова "грызение" и "угрызение" (совести) имеют один корень. Иногда разобраться в проблеме родителям помогает элементарный анализ собственной воспитательной стратегии. Необходимо задать себе ряд вопросов: "Уверен ли ребенок, что я буду его по-прежнему любить, даже если он не научиться играть на гитаре?", "Дочь ходит на гимнастику, потому что ей это нравится, или потому что не хочет расстраивать меня?", "Не боится ли меня мой сын?" и т. д.

Душевный разговор "на равных", вполне возможно, поможет вам понять причины беспокойства ребенка. Может оказаться, что сын стащил брелок у приятеля в детском саду, или дочь очень переживает, что недавно обманула бабушку. В этой ситуации ребенок, который очень боится разочаровать родителей и быть наказанным, будет молчать и неосознанно сам себя "бичевать", причиняя какую-нибудь физическую боль. Например, одна маленькая девочка постоянно ковыряла спичкой в зубах (пока десны не начинали кровоточить), потому что вопреки строгому запрету папы дружила с "плохой" девчонкой из их подъезда.

Подобные истории случаются в семьях, где степень доверия между родителями и детьми не так высока, как это необходимо ребенку для душевного благополучия и спокойствия; где "маленький человек" знает, что "большие люди", если им что-нибудь рассказать, будут тебя оценивать и наказывать, а не пытаться понять. А только твердая убежденность в том, что тебя будут любить всегда, помогает ребенку найти силы, чтобы признаться в проступке, а значит пережить и забыть неприятный эпизод.

Закрепляем привычку сами

Итак, в причинах и механизмах появления таких действий, как сосание, грызение, щипание, кусание мы попытались разобраться. В большинстве случаев эти действия вызваны тревогой и неуверенностью в себе. Однако каждый ребенок испытывает различные стрессы и нуждается в успокоении, но не каждый имеет навязчивую вредную привычку. В чем же дело?

Оказывается: для того чтобы эпизодическое сосание пальца или грызение ногтей превратилось в привычку, кто-то должен обратить на это внимание. Но не просто заметить, а еще и отругать, рассказать, как это плохо, и в дальнейшем навязчиво следить за тем, чтобы ребенок ничего не брал в рот. К сожалению, именно такую тактику "борьбы" применяют многие родители. Но ведь ребенок тянет палец в рот почти неосознанно, поэтому замечания родителей не заставят его прекратить, а, скорее всего, сделают привычку еще более навязчивой ("запретный плод сладок" - девиз, который так любит наше подсознание). Кроме того, борьба с самим действием не имеет смысла, потому что корень зла кроется в психологическом состоянии ребенка. То есть, если даже мальчик или девочка под давлением родителей перестанет грызть ногти, вполне вероятно, что спустя время появится какое-нибудь другое навязчивое действие - облизывание губ, например. Тревога-то и неуверенность не исчезли.

Как же отучить ребенка от вредной привычки?

Постараться установить с ребенком нежные и доверительные отношения, выяснить, что беспокоит или заботит его, чего он боится. Эти знания помогут вам разобраться в ситуации и вернуть ребенку уверенность в себе, своих силах и любви близких. А эта уверенность - главный враг тревоги, а значит и всех вредных привычек!

Не лишайте ребенка необходимого физического контакта с мамой ни в младенчестве, ни в старшем возрасте.

Старайтесь сократить количество требований и запретов.

Сделайте жизнь ребенка радостной! Следите за тем, чтобы малыш получал много разнообразных впечатлений, чаще играл. А вот интеллектуальные нагрузки в большинстве случаев лучше сократить.

Не берите с ребенка обещаний прекратить, например, грызть ногти. Его воля еще недостаточно развита. Нарушив данное обещание, он почувствует себя еще хуже, потому что к чувству тревоги добавится чувство вины.

Если у вас не получается разобраться в проблеме самостоятельно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

И последнее. Бывает, что ребенок "подсматривает" какую-нибудь вредную привычку у другого ребенка или у взрослого. Может начать ковырять в носу, как Сережка из детского сада, или постоянно теребить ухо, как старший брат. Если вы не станете заострять на этом внимание, скорее всего, "чужая" привычка спустя какое-то время исчезнет.

Тяга к одеялу, простыням, привычка жевать волосы, края кофточки и кусать губы, обкусывание ногтей, дергание за ушко, носик, брови, реснички все это одного поля ягодки, попытки ослабить накопившееся напряжение или беспокойство. В любом случае это симптомы, свидетельствующие лишь об одном: малыш нервничает. Это не недостаток воспитания, это сигнал, на который родители должны адекватно отреагировать. Иными словами, как при решении любой проблемы, нужно сначала понять ее причину, а после выбрать оптимальное решение.

Беспокоить маленького может и невнимание к нему родителей, и слишком сильная опека. Недостаток ласки компенсировать довольно легко. Постарайтесь чаще обнимать свое сокровище, целуйте его, гладьте по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Многим мамам и особенно папам трудно бывает сказать: "Мишенька я так тебя люблю, я так рад(а), что ты мой ребенок!" Взрослые, не бойтесь избаловать ребенка и не стесняйтесь: это довольно просто, только постарайтесь. Попробуйте сделать это один, два, три раза специально. Поверьте, очень скоро ласка и нежность станут для вас абсолютно естественным выражением чувств. Чаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры. В то же время слишком опекать карапуза тоже не стоит. Как и перегружать его день умственными занятиями (языки, музыка, математика, спортивные секции и т.д.), до которых малыш просто не дорос. Они вызывают слишком сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым нетрадиционным способом, который взрослые окрестили "вредной привычкой".

Анастасия, 25 лет, г. Ростов: Сколько себя помню, всегда обдирала ногтями кожу на губах. А недавно заметила: то же самое делает моя двухлетняя дочь. Теперь стараюсь не подавать ей плохой пример, замечаний не делаю: или отвлекаю чем-нибудь, или незаметно убираю ее руки ото рта. Меня родители постоянно ругали за "губы", и я знаю, что это не выход. Подскажите, чем я могу помочь дочери?

Мнение психолога: Вы сами понимаете, что ругать бесполезно. Говорить, что рот будет болеть, тоже. Важно понять причину действий дочери. Стоит вспомнить, что губы - это рот, а рот - средство самовыражения. Возможно, здесь и кроется проблема. Не исключено, что дочь готова о чем-то говорить, спрашивать и т. д., но у нее нет такой возможности. Маме полезно не только следить за своим поведением (пример, вероятно, все же успели подать), но и понаблюдать за тем, имеет ли дочь возможность самовыражаться, насколько терпимо вы относитесь к ее еще не правильной речи. Может быть, вы слишком часто ее поправляете, или каждый раз, когда слово звучит неправильно, ваше лицо выражает неудовольствие (пусть и очень завуалированное).

Галина, 32 года, г. Ростов: Не могу отучить сына грызть ногти на руках. Началось это, когда ему было лет шесть (а сейчас уже двенадцать). На некоторое время нам удавалось решить проблему. Мы договорились, что если в пятницу вечером у него все ногти целые, то в субботу мы идем в магазин и что-нибудь ему покупаем (игрушки, книжки). Он терпел пару месяцев, "зарабатывал", а потом сорвался и опять начал грызть. Что теперь придумать, не знаю.

Мнение психолога: Похоже, вы попробовали все, что не стоило делать: упреки, наказание и даже подкуп. Бесполезно. В таком возрасте вы настолько закрепили эту привычку, что для ее исчезновения необходимо уже не ваше воздействие, а, например, понравившейся ему девочки. Если девочка косо посмотрит на ногти сына, то, скорее всего, у мальчика появится желание последить за ними. С другой стороны, уповать только на будущую девочку (кто знает, когда она появится?) не стоит. Подумайте о том, чтобы уже сейчас изменить свое отношение к проблемам сына.

Во-первых, стоит объявить, что он уже достаточно большой, чтобы решать свои проблемы самостоятельно. А это значит, что грызть или не грызть ногти - это его дело, и вы в это больше не вмешиваетесь. Не вмешиваться - означает действительно никак не реагировать: никаких упреков, никаких косых взглядов (пусть даже ради этого придется, стиснув зубы, убегать по внезапно возникшим делам).

Во-вторых, подумайте над тем, какие требования вы предъявляете сыну, не завышены ли они, отвечают ли его возможностям. Если завышены, то планку необходимо снизить. Учитесь принимать сына таким, какой он есть, и он станет таким, каким вы хотите его видеть.

Ксения, 22 года, г. Ростов: Хочу рассказать, как я перестала грызть ногти. Эта привычка меня преследовала с детского сада. Родители ругали, били по рукам - бесполезно. А когда мне было 8 лет, старшей сестре подарили микроскоп. Она дала мне под микроскопом рассмотреть то, что у нас скапливается под ногтями. Ужасное впечатление! Всякое желание грызть ногти пропало.

Мнение психолога: Метод хороший, но годится только для подростков или слишком нервных дошкольников (впечатлительных, с высоким уровнем тревоги). Последние ногти грызть перестанут, но, вероятнее всего, появится новая привычка. Так что стоит поискать причину и устранить именно ее.

Оксана, г. Ростов: Наш трехлетний сын Денис последнее время приобрел привычку кусаться. Он может в игре укусить меня или папу, или когда я его одеваю или умываю. Бывает, подойдет незаметно сзади и укусит за ногу. Много раз говорили, что нам больно, а Денис или молчит, или говорит, что шутит. Откровенно говоря, я теперь испытываю напряжение, когда сын близко подходит. Но не кусать же его в ответ?

Мнение психолога: Да, кусать, в ответ не стоит. Проблема не только в том, что вам больно, но и в том, что ваша реакция (напряжение в ответ на приближение ребенка) может закрепиться у Дениса как реакция на него женщин вообще, а это не лучшим образом может сказаться на его взрослой жизни.

Для начала стоит вспомнить о том, что ребенок любое напряжение (злится, голоден, испытывает зависть, ревность и т.п.) инстинктивно выражает через оральную активность, именно инстинкты научили его кусать. Соответственно надо учить сына другим способам выражения всех чувств. У людей наиболее цивилизованным и социально приемлемым является выражение словом. Если целенаправленно обучать детей владению словом, то кусание пойдет на убыль.

При систематическом обучении дети обычно неплохо осваивают умение называть свои чувства и причины недовольства, что постепенно переводит непосредственную оральную активность в вербальную (словесную).

Однако одно развитие речи вряд ли приведет к желаемому результату. Понаблюдайте: не кусает ли сын вас в тот момент, когда вы делаете что-то не так с его точки зрения. Тогда вместо вашей обычной реакции на укус стоит сказать: "Я понимаю: тебе не нравится, как я тебя умываю, но мне приходится делать именно так, чтобы отмыть тебя. Пробуй умываться сам. А в следующий раз лучше сразу скажи, что тебе так не нравится. У меня ведь есть уши, я смогу тебя услышать, и тогда мы быстрее поймем друг друга и сможем договориться".

Если же ребенок не умеет хорошо говорить и договариваться с родителем освоих нуждах, взрослым придется догадываться о возникновении дискомфорта и стараться не доводить ситуацию до кусания.

Елена, г. Ростов: Не знаю, можно ли это считать вредной привычкой: наша пятилетняя дочь Ирочка помешана на сладком. Не представляю, сколько бы она съела конфет, шоколадок, кусков торта, если бы мы ее не ограничивали. А запрещать приходится, потому что ее вес значительно выше нормы. Ира очень переживает каждое "нет", обижается и иногда плачет, хотя мы уже давно установили норму - три "порции" сладкого в день (порция - это конфета или пирожное, кусок торта).

Мнение психолога: Здесь можно говорить о целом комплексе проблем и приобретаемых вредных привычек. С одной стороны, лишний вес в пять лет обычно еще не является большой проблемой, но родительское муссирование этой темы может привести к действительной проблеме. Любые запреты в столь раннем возрасте могут быть обоснованы только стойким нарушением в эндокринной сфере. Все остальные лишь приведут к этим нарушениям и усиленному желанию есть запретное. Сладкое в детском возрасте является одним из обязательных компонентов. Есть даже формула, что "НАКАЗЫВАТЬ запретом сладкого, улицы и объятий НЕЛЬЗЯ". Регулировать вес можно и по-другому. А запреты будут вызывать почти патологическое желание есть сладкое и как результат - его накопление в организме.

Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы - не конфетки!

Эдуард Успенский ("Про девочку, которая все время сосет палец")

Уважаемая Надежда!

Любое грызение, кусание себя (ногтей, губ, щеки) - это проявления высокой тревожности и аутоагрессии, в том числе скрытой депрессии . Из-за того что ребёнок не может справиться с какой-то психотравмирующей ситуацией, ребёнок буквально грызёт или кусает себя.

Ваш ребёнок ходил в частный садик, где меньше детей, больше внимания каждому ребёнку. И вероятнее всего, он привык там слышать в основном только одобрение и восхищение в свой адрес от воспитателей, от которых требуют такого отношения к детям. Даже если это противоречит педагогическим принципам.

В обычном садике он попал в более жёсткие условия. И он должен быть, как все, и для сверстников, и для воспитателей, которым очень сложно найти к каждому индивидуальный подход. Хотя за год он должен был уже привыкнуть к коллективу, к новым условиям и пройти все стадии адаптации.

Поскольку аутоагрессия появилась уже спустя 9 месяцев, то причины проблем ребёнка можно найти не только в садике. Хотя в коллективе детей он может таким образом, например, реагировать на появление нового лидера-сверстника, нового, более строгого воспитателя. На то, что его обзывают или высмеивает девочка, которая ему нравится. А может, на то, как кто-то из ребят рассказывает пугающие его "страшилки" или пытается совершить какие-то действия, которые можно расценить, как развратные.

Для того чтобы понять, что на самом деле происходит с ним в детском саду, надо каждый день уделять немного внимания разговорам с ребёнком о том, как прошёл день. Надо использовать не только прямые вопросы, но и придумывать "хитрые", иногда делать это в игровой форме.

Вам надо обратить внимание, не связано ли начало грызения с каким-нибудь важным событием в семье (появление братика, развод, появление отчима, переезд, потеря близких...). При этом надо иметь ввиду, что само грызение может появиться даже спустя полгода или даже года после сильного стресса, с которым он не справился.

Важно также учитывать, что тяжелая форма ангины и связанные с ней болезненные процедуры были для Вашего сына серьёзной психотравмой. И поскольку именно из-за болезни его убрали из "плохого" садика, где он заразился, то и такая болезнь, как стоматит, может стать для его подсознания предлогом для того, чтобы больше не ходить в садик. То есть стоматит может быть своего рода психозащитной реакцией под названием "уход в болезнь".

В этом случае стоматит будет стойким, пока психотравмирующая ситуация не будет разрешена или пока проблему не поможет разрешить психотерапевт.

Надо иметь ввиду и такой важный момент для четырехлетнего ребёнка, как возрастные страхи . Они также могут провоцировать чувствительного и перенесшего серьёзные психотравмы (болезненные медицинские процедуры, пребывание в стационаре, смена детского сада) общую тревожность и аутоагрессию в форме грызения, надкусывания губ, щёк.

Чтобы у ребёнка аутоагрессивные действия не переросли в серьёзную навязчивость, Вашему ребёнку нужна психотерапия у детского психолога , который имеет опыт работы с такими проблемами. Также Вашего сына необходимо показать детскому неврологу.

Всего доброго!

Римма Дюсметова, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов Челябинск

Хороший ответ 9 Плохой ответ 1

Грызет ногти, «съедает» рукава одежды, ковыряет заусеницы, кусает губы, теребит волосы, что-то нервно крутит в руках, начинает странно покашливать или моргать… «Неудобные», навязчивые, повторяющиеся и при этом неосознаваемые действия нас сильно злят и не менее сильно беспокоят по вполне обоснованным причинам.

Такие модели поведения у дошкольника, по словам Екатерины Бурмистровой, психолога и автора цикла «Пойми меня. Атлас психологии дошкольника», обычно являются «невротическими знаками» ― ответной реакцией ребенка на стресс.

Как действовать, если вы заметили невротические знаки в поведении своего ребенка?

Не пытайтесь выключить то, что выключить нельзя

Невротические знаки появляются как ответ ребенка на стрессовую ситуацию, которую родители сразу могут не распознать. Как только мы сталкиваемся с нежелательной поведенческой «привычкой», то испытываем тревогу, думая, что делаем что-то «не так», ― и пытаемся невротический знак сразу «выключить».

Первое правило. Помните: никакое поведение ребенка нельзя «выключить» сразу.

Тем более, нельзя выключить навязчивое, повторяющееся автоматическое действие. Ребенок не может перестать, а постоянные требования значимых взрослых укрепляют чувство, что мама и папа не любят его, потому что он - «не такой».

Второе правило. Не показывайте, что переживаете.

Если вы покажете свой испуг, свое разочарование, свое сомнение в себе как в родителе, ребенку легче точно не будет.

Третье правило. Не реагируйте «в лоб». Не говорите, чтобы ребенок немедленно перестал.

Для ребенка-дошкольника любое обращение внимания непосредственно на невротический знак с высокой вероятностью лишь усилит его частотность.

Как избавиться от невротических привычек у ребенка

Невротические знак часто делает ребенка менее красивым, гармоничным с точки зрения родителей, даже любящих. У родителя появляется ощущение, что ребенок как бы «сломался», стал не таким «совершенным». В итоге, спасая свое эстетическое чувство и борясь «в лоб», они «сгоняют» невротический знак с одного места на другое.

Например, родителю не нравится, что ребенок . Начинается та самая борьба «в лоб». Однако стрессор по-прежнему работает, и невротические знаки просто мигрируют ― всегда в гораздо более неудобные места: если ранее ребенок грыз ногти, то теперь может начать в прямом смысле вырывать у себя волосы или начать исследовать свои половые органы.

Как же реагировать родителям?

Нужно внимательно наблюдать. В какие моменты, при каких условиях невротический знак проявляется. Динамическое наблюдение за симптомом во времени - богатейшая информация для того, чтобы понять причину и начать работу с ней.

Иногда речь идет о системном стрессе: рождение следующего ребенка, выход мамы на работу, смена взрослого, который находится с ребенком, развод, крупная ссора родителей, заболевание близкого. Причиной может быть даже сильное впечатление от фильма.

В ситуациях, где взрослый делился бы переживаниями, писал бы в дневнике, ругался бы, у ребенка просто нет еще нужных навыков психологической защиты. В результате на ситуацию реагирует тело ребенка теми самыми невротическими знаками.

Внимание : При появлении запинок, заикания нужно реагировать оперативно. В течение 3-4 дней после появления запинок или заикания ребенка нужно обязательно показать врачу. Это принцип быстрой реакции.

Подведем итог. Если вы столкнулись с невротическими знаками у ребенка, то первые и самые главные шаги будут такими:

  • Вдох ― выдох. Стараетесь успокоиться.
  • Не акцентируете внимание ребенка на нежелательном поведении.
  • Наблюдаете, чтобы определить источник стресса.

Появление каких-либо отрицательных привычек у детей всегда является поводом для беспокойства внимательных родителей. Если ребенок закусывает нижнюю губу, с этим непременно нужно бороться. Но вначале следует выяснить причину таких действий. Это не нужно оставлять без внимания, поскольку постоянное закусывание губ вызывает раздражение, опухание, даже сыпь вокруг рта. Это причиняет малышу беспокойство.

Такая привычка отрицательно сказывается на глотании, поскольку губы очень часто находятся в ненормальном положении. В зависимости от длительности такого поведения, могут возникать травмы тканей, лицевых нервов. При продолжительном сосании пальца, облизывании или кусании губ возникает отрицательное влияние на ткани вокруг рта.

Во многих ситуациях такие привычки игнорируются, родители думают, что это пройдет само, усугубляя тем самым их течение. Губы растрескиваются, опухают, шелушатся, вокруг них появляется раздражение, проблемы со слизистой. Также со временем появляются нарушения прикуса. Важно вовремя заметить проблему, выяснить ее причину, избавиться.

Почему появляется проблема

На вопрос, почему ребенок кусает губы, причину поможет выяснить детский психолог. В норме сосательный рефлекс пропадает самостоятельно до двухлетнего возраста. Поэтому сосание пальцев или облизывание губ не стоит рассматривать как норму, которая пройдет с возрастом. В преимущественном количестве ситуаций ребенок хочет прикусить кожу только потому, что ему что-то мешает, например, кожа шелушится от мороза, обветривания, перегрева.

Еще одной причиной такой привычки может являться невроз. Если дети постоянно нервничают, переживают, они подсознательно начинают искать выход своим эмоциям. Для одних детей выход находится в виде сосания пальца, грызения ногтей. Другой ребенок сосет губу или постоянно ее облизывает. Возможно, ребенок нуждается в ласке и тепле родителей, если они больше времени проводят на работе, часто ругаются либо собираются расставаться. Также дети испытывают нехватку внимания и ласки при появлении младшего братика или сестрички.

Спровоцировать развитие такого поведения может определенная стратегия воспитания. Некоторые родители придерживаются такой установки – даже новорожденных нельзя баловать, поскольку, в противном случае, он будет чрезмерно непослушным и избалованным. По мнению большинства детских психологов, такой вредной привычкой страдают дети, которые испытывают дефицит родительского внимания. Такой грудничок подолгу оставался один в кроватке, его редко брали на руки и не укачивали, у него нарушался сон. Обычно таких детей рано отлучили от груди, либо резко избавили от пустышки.

Сосательный инстинкт остается неудовлетворенным, вследствие чего ребенок начинает сосать пальцы или губы. Также причиной появления негативного поведения становится любое напряжение, например, если он злой, голодный, ревнует либо завидует. Поэтому родителям важно бороться с привычкой, которая отрицательно влияет на их малыша. Важно научить дочку или сына выражать негативные эмоции другими способами. Проще всего выражать их словами.

Также причиной постоянной закушенной губы в процессе развития ребенка становится и гиперопека. В некоторых случаях дети подсматривают негативное поведение у взрослых или других детей, начинают повторять. Если причина именно в этом, не стоит заострять внимание на проблеме, проследить за своим поведением.

Чаще всего, если ребенок стал закусывать нижнюю губу, причиной является беспокойство или напряжение. Если он испытывает нехватку ласки, ему скучно или страшно, он пытается найти утешение в немногих доступных ему действиях (манипуляции с частями тела – сосание пальца или губы, дерганье за волосы, уши). Поначалу он выполняет такие действия потому, что рядом нет мамы. В дальнейшем, когда происходит закрепление такой привычки, он уже не обращает внимания на то, что мама находится рядом. Такие действия могут растянуться на долгие годы, если ничего не предпринять.

В иных ситуациях ребенок замечает, что мама обратила на него внимание после того, как он покусал губы. В таком случае включается обратный механизм. Он видит, что нашел способ привлечь внимание к себе, после чего продолжает активно делать то, отчего его пытаются отучить. А продолжает делать так, поскольку в процессе отучивания он получает долгожданное внимание родителей.

А еще одной распространенной причиной такого явления психологи считают ситуацию, когда мама или папа часто ругают малыша, не позволяя при этом оправдываться. Он таит в себе обиду, глотает слезы, кусает губы. Такое часто становится причиной появления негативной привычки во взрослом возрасте, при любом проявлении несправедливости к человеку.

Как справиться с проблемой

При появлении такой привычки родителей волнует, как отучить ребенка кусать губы, что предпринять, чтобы такое больше не повторялось. В данном случае, если самостоятельно не получается избавиться от такого поведения, лучше обратиться к детскому психологу.

Врачебная помощь

Если ребенок часто грызет кожу на губах, рекомендуется обратиться к детскому психологу или психотерапевту. Если диагностируется невроз, помочь в этом могут специально назначенные препараты – седативные или успокоительные. Самостоятельно использовать какие-либо медикаментозные средства не рекомендуется.

Что можно предпринять в домашних условиях

Если ребенок накусал губу, постоянно появляются новые укусы, что делать в таком случае? Для начала следует определить причину такого состояния. Если причиной стало постоянное обветривание, стоит приобрести гипоаллергенную гигиеническую помаду, регулярно наносить ее. Также можно увлажнять губы и другими средствами, разрешенными в детском возрасте.

Если такая проблема появилась у девочки, мотивацией для избавления от нее может стать упор на ее женственности и красоте, подарить ей красивую гигиеническую помаду. Она будет красить губы, создавая им защиту.

Если проблема появилась у мальчика, ему тоже можно смазывать кожу кремом. Он имеет неприятный вкус, именно это станет стимулом для прекращения подобных действий. Также можно пропить валериану или пустырник. С их помощью сон улучшится, малыш станет спокойнее. Очень важно обеспечить благоприятную психологическую обстановку дома.

Решаем психологические проблемы ребёнка

Если малыш прикусывает нижнюю губу, кусает рот, психология говорит о том, что чаще всего это следствие неврозов, беспокойств, страхов переживаний. Когда родители проявляют завышенные требования к детям, несоответствие ожиданиям взрослых вызывает стресс у ребенка, чувство вины. Он подсознательно пытается наказать себя за это.

Говоря ему, что он обязан приносить только высокие баллы, достигать только самых лучших результатов, следует задуматься, а не слишком ли завышенные требования вы выдвигаете своему чаду. Быть может, ему не слишком то и нравится гимнастика, игра на гитаре или занятия в спортивной секции. Но он продолжает посещать, поскольку очень боится разочаровать родителей, быть наказанным, продолжая саморазрушать и самонаказывать себя, причиняя физическую боль. Это опасно, поскольку сейчас он кусает губы, а в будущем это может перерасти в серьезные проблемы (например, при демонстративном поведении он будет привлекать внимание попытками суицида).

  1. Помочь может откровенный разговор на равных. Вы должны понять причины его беспокойства.
  2. Важно установить доверие. Ребенок должен чувствовать поддержку и любовь, быть уверенным, что его поймут и поддержат.

Здравствуйте! Моему мальчику 2.8. Он достаточно спокойный, послушный, добрый ребенок. Бывают конечно периоды, когда он дома может покричать, поистерить из-за отказа, но это,думаю, возраст такой. 3 месяца назад начали ходить в детский сад.Привыкание прошло очень хорошо, без слез, истерик и прочего. В семье атмосфера спокойная, с мужем не ругаемся,не разговариваем на повышеных тонах, ребенка очень любим. И вот 3 недели назад малыш простудился и мы с ним остались на лечении дома. И спустя неделю он стал облизывать губы,а через пару дней прикусывать,толи облизывать нижнюю губу. И теперь на коже под губой образовалась красная полоса от зубов. Прикусывает /облизывает ее очень часто, когда играет радостный или просто сидит и смотрит мультик. Просто не знаю, что делать, действительно ли это проблема стоящая внимания специалиста или просто само пройдет? Не знаю уже что и думать, аж сердце кровью обливается, когда он зубками продолжает трогать поврежденное место.

Заранее очень благодарна за помощь!

Нравится

Комментарии

Добрый день, Екатерина! Поздравляю Вас с достаточно успешной адаптацией к детскому саду!

Покусывание губы может быть следствием нескольких моментов.

Первый – следствие адаптации. С Ваших слов малыш у Вас спокойный, послушный и добрый. Возможно какие-то переживания, естественным образом возникающие в детском саду, могли проявиться данной проблемой. Это сформировалось само собой совершенно непроизвольно и теперь просто сохраняется и появляется в разных ситуациях.

Второй – следствие течения простудного заболевания. Возможно губы сохли и возникало желание их увлажнить. В результате сформировалась и закрепилась данная привычка.

Если раны нет, я предполагаю можно просто наносить слой гигиенической помады для увлажнения. Возможно это остановит данную зависимость. Если ребенок будет противиться, то придется эту процедуру проводить и папе, чтобы показать, что мужчины так иногда делают, когда обветривают губы.

Кроме того, заметьте, когда он начинает прикусывать губу и пытайтесь останавливать его, заменяя это действие на что-то другое, более приемлемое. Любое поведение можно изменить, поняв схему и последовательность и изменяя это.



Публикации по теме