Ребенок в 3 месяца по. Развитие ребенка на четвертом месяце

Читайте в этой статье:

Малыш, которому исполнилось 3 месяца, значительно изменяется не только внешне, но и эмоционально. Он вырастает, крепнет, его личико все больше разглаживается, взгляд становится осознанным, появляется мимика. Зная, какие физиологические и психологические особенности характерны для этого периода, родители могут оценить развитие ребенка в 3 месяца.

Физиологическое развитие

За 3 месяц своей жизни малыш набирает около 800 г веса, его рост увеличивается на 2,5-3 см. Допускаются незначительные отклонения от принятых норм. Все органы и системы ребенка продолжают стремительно расти. Интенсивное развитие нервной системы и клеток мозга находит свое отражение в особенностях поведения крохи, характерных для этого периода.

Движения ручек 3 месячного малыша становятся более координированными. Теперь он может подносить игрушки и другие предметы к лицу, играть погремушкой, тянуть пальцы в рот. Он контролирует и свои ножки: положив на них мячик, вы увидите, что малыш пробует его пинать. Если лежащего на спине карапуза потянуть за ручки, он будет пытаться сесть, однако это не означает, что в 3 месяца ребенок готов к присаживанию: позвоночник и мышцы спины его пока еще очень слабы.

Если положить ребенка на живот, он поднимется с опорой на предплечья и будет хорошо держать голову. Некоторые дети в этом возрасте способны переворачиваться со спины на бочок и обратно. Взяв кроху подмышки, вы обнаружите, что он твердо упирается в поверхность слегка согнутыми ногами и даже пробует шагать.

Трехмесячный малыш обязательно заинтересуется крутящимся мобилем, подвешенным над его кроваткой. Такая игрушка будет стимулировать познавательное развитие крохи, поможет сформировать взаимосвязь между его зрением и слухом. Выбирайте качественный мобиль с яркими деталями, мигающей подсветкой и спокойной мелодией, которую можно отключать.

Родители должны понимать, что 3-месячный малыш стал очень подвижным, некоторые дети в этом возрасте способны переворачиваться на живот и менять положение своего тела в пространстве. Теперь нельзя оставлять ребенка одного ни на минуту. Если вам необходимо отойти, оставляйте малыша в манеже, кроватке или на полу, постелив одеяло.

Режим дня младенца

Многие дети в три месяца имеют сформированный режим бодрствования и сна. Здоровый малыш спит ночью около 10 часов, иногда просыпаясь, чтобы получить питание. Детские врачи не рекомендуют родителям подходить к кроватке каждый раз, когда ребенок просыпается. Если малыша ничего не беспокоит, он не плачет, то, проснувшись и немного повозившись, он снова уснет. Дневной сон крохи с 2 до 3 месяцев по-прежнему состоит из 3-4 периодов по 1,5-2 часа.

Педиатры рекомендуют чаще гулять с ребенком в любую погоду. Хорошо, если каждый дневной сон малыша проходит на улице. Помешать выходу из дома может лишь сильный ветер, ливень или температура воздуха ниже 10 градусов. В таких случаях на время сна ребенка необходимо приоткрывать окно. В летнее время длительность прогулок должна доходить до 6 часов.

Утро ребенка должно начинаться с гигиенических процедур. Лицо и глазки крохи следует протирать ватным диском, смоченным кипяченой водой, при необходимости — чистить его ушки и носик ватным жгутиком. Если малыш намочил или испачкал штанишки, его необходимо подмывать проточной водой. Не нужно злоупотреблять детской косметикой, если кожа малыша чистая.

Ежедневно перед отходом ко сну ребенка следует купать в ванночке. Если малыш сильно возбудим, эту процедуру можно проводить в дневное время. Для 3 месячного крохи очень важна температура воды: она должна быть не ниже 36,6 и не выше 37,5 градусов. При наличии высыпаний на детской коже после консультации с врачом после купания можно ополаскивать ребенка слабым настоем ромашки, череды или чистотела.

Кормление малыша

По мнению большинства педиатров, материнское молоко — единственное питание 3 месячного ребенка, обеспечивающее его всеми необходимыми для роста и развития веществами.

В этот период не рекомендуется прикармливать: в кашах, фруктах и овощах нет необходимости. Не требуется младенцу, находящемуся на грудном вскармливании, и допаивание водой. После консультации с врачом ребенку можно давать витамин D в каплях, чтобы предупредить возникновение рахита.

Примерный объем молока, который должен съесть трехмесячный ребенок за сутки, равен 800 мл. Если малыш получает 7-разовое питание за 24 часа, количество молока, необходимое на 1 прием, должно быть не менее 115 мл. Однако если мама видит, что ребенок высасывает меньший объем, но просит грудь чаще, она не должна препятствовать его желанию. Ученые давно доказали, что кормление по требованию благоприятно влияет на физическое и эмоциональное развитие младенца.

Разные причины — стрессы, плохое питание, различные заболевания — могут привести к тому, что у матери уменьшится выработка молока. Для восстановления лактации следует чаще прикладывать малыша к груди. Если это не помогает и ребенок не наедается, необходимо обсудить с врачом возможность докармливания смесями. При полностью искусственном вскармливании давать младенцу бутылочку по требованию нельзя: между кормлениями должен выдерживаться период 3-3,5 часа.

Психологические изменения

Маленький человек в 3 месяца уже способен узнать свою маму и людей, которых он часто видит. Малыш активно выражает свои эмоции криком, гулением, улыбкой. Родители могут услышать, как ребенок певуче растягивает гласные, когда находится в хорошем настроении. Более активной становится и мимика крохи. Появляется «комплекс оживления»: радостная реакция на взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек и ножек.

Некоторые дети этого возраста предпочитают большую часть времени находиться на руках у мамы или папы. Не отказывайте ребенку в этом желании и вы увидите, что умеет малыш. Сосредоточенно глядя на ваше лицо, прислушиваясь к голосу, ребенок будет улыбаться, хмуриться, показывать язычок и пытаться повторять произнесенные вами звуки.

Свои желания малыш по-прежнему выражает плачем. Требуется ли ему питание, смена пеленок, родительское внимание — ребенок будет плакать по-разному. Обычно к 3 месяцам мама уже может различить, что необходимо карапузу. В этот период малыш начинает капризничать просто из-за того, что ему скучно. Врачи не рекомендуют в таких случаях сразу бежать к ребенку. Дайте ему время успокоиться самостоятельно.

Что должен уметь 3-месячный малыш?

К концу 3-месячного возраста многие дети обычно умеют:


Если родители оценят, что умеет их ребенок, и обнаружат, что его достижения не соответствуют перечисленным, им не следует тревожиться и паниковать. Небольшая задержка в развитии не свидетельствует о наличии проблем, а может говорить лишь об индивидуальных особенностях крохи. Стоит ожидать, что через несколько дней малыш удивит маму и папу новыми способностями.

Как стимулировать развитие?

Чтобы побуждать ребенка произносить звуки, постоянно беседуйте с ним. Называйте его по имени, объясняйте, какие предметы находятся рядом с вами, озвучивайте все свои действия. вы удивитесь, когда увидите, что умеет ваш ребенок. Трехмесячный малыш, глядя на ваши губы, будет повторять их движения и даже имитировать речь. Произносите те же звуки, которые издает кроха. Так вы будете поощрять его к развитию навыков общения. Выполняя домашнюю работу, старайтесь оставаться в поле зрения малыша. Так он будет видеть и слышать вас, а если вы станете объяснять все свои действия, то со временем и понимать. При общении с ребенком меняйте тембр голоса, певуче растягивайте слова.

Стимулировать познавательное развитие 3-месячного малыша помогут игрушки. Повесьте их над кроваткой или манежем так, чтобы кроха мог разглядывать их, задевать ручкой, ударять, дергать. Для малыша этого возраста достаточно 1-2 предметов одновременно. Хорошо, если, стукнув по игрушке, ребенок сможет услышать звуки. Трехмесячному малышу можно приобрести мягкий развивающий коврик, который специально создан для развития всех органов чувств ребенка. Не забывайте периодически менять висящие перед карапузом предметы. Выбирайте игрушки, разные по форме, цвету, материалу, звучанию. Следите, чтобы ребенок не мог дотянуться до мелких деталей.

Познакомьте кроху с картинками. Распечатайте на цветном принтере или приобретите готовые изображения животных, людей, различных предметов. Показывайте картинки ребенку, четко называя, что на них нарисовано. Можно предложить малышу посмотреть на свое отражение в безопасном зеркальце: у некоторых детей это вызывает огромный восторг.

Чтобы вызвать положительные эмоции у крохи, танцуйте, кружитесь, подпрыгивайте, держа его на руках. Детям очень нравится музыка, поэтому приобретите сборники детских песен или классических мелодий и чаще включайте их. Ученые, изучающие познавательное развитие младенцев, доказали, что самым положительным образом на эмоциональное состояние ребенка влияет пение матери. Даже если у женщины совсем нет голоса, ей следует напевать своему малышу колыбельные и другие песни.

Упражнения с ребенком

Чтобы ускорить развитие ребенка, ежедневно выполняйте с ним полезные упражнения:

  1. Приготовьте мяч, детский крем, небольшую емкость с теплой водой и коврик с шершавым покрытием. Нанесите на поверхность стола немного крема. Возьмите малыша так, чтобы он упирался ножками. Выполняйте скользящие движения ступнями ребенка сначала по поверхности, смазанной кремом, затем по шершавому коврику и по воде. При этом рассказывайте потешки или пойте песенку. Наблюдайте за реакцией крохи: ему не должно быть больно или неудобно. В конце упражнения попинайте ножками ребенка мяч.
  2. Положите ребенка на пеленальный столик. Покажите ему яркий одноцветный предмет. Убедитесь, что малыш смотрит на него. Медленно передвигайте предмет в разных направлениях, ребенок при этом должен следить за ним взглядом. Свои действия сопровождайте словами.
  3. Проделайте предыдущее упражнение с игрушкой, которая издает звук, например, колокольчиком.
  4. Положите кроху на животик на твердую поверхность. Перед ним поместите яркую игрушку. Когда малыш заинтересуется ей и захочет схватить, поставьте ладонь к его ножкам, чтобы он мог оттолкнуться ступнями. Это полезное упражнение ускорит развитие ребенка, побудив его ползать.

Зарядку с ребенком заканчивайте сеансами массажа. Эта процедура незаменима для детей 3 месяцев, особенно недоношенных и отстающих в развитии. Массаж снимает гипертонус, помогает формировать навыки сидения и ползания, укрепляет детские мышцы. Для этого вы можете обратиться к специалисту или выполнить основные движения самостоятельно:

  1. Положите малыша на живот, погладьте ладонью его спинку от головки к ягодицам.
  2. Перевернув ребенка на спину, пройдитесь руками от его груди до пупка. Чтобы укрепить поперечные и косые мышцы детского животика, совершайте круговые движения, обхватив ребенка по бокам в области поясницы.

Не переживайте, если ваш малыш в физическом или психологическом развитии уступает своим сверстникам. Все дети индивидуальны. Продолжайте развивать навыки малыша, и тогда он в скором времени обязательно порадует, умилит и рассмешит вас новыми умениями, догнав и перегнав по развитию других детей.

Что умеет ребенок в 3 месяца? Психомоторное развитие малыша в этом возрасте стремительно идет вперед. Но если у грудничка не наблюдаются какие-то навыки, не стоит заранее бить тревогу. Диагностировать общее развитие детей грудного возраста должен детский врач. Мама может проводить самостоятельное исследование навыков и реакций грудничка, но без консультации и осмотра педиатра не обойтись.

Самое большое открытие грудничка 3 месяца жизни - собственные руки. У малыша уже довольно хорошо развита координация «глаза-руки». Кроха уже не просто натыкается на свои ладошки, а сознательно их ищет и легко находит им применение: засовывает в рот и пробует на вкус.

Моторные навыки малыша 3 месяцев

В движениях и положении тела крохи наблюдается все больше стабильности и равновесия. Что должен делать ребенок в 3 месяца?

  • Уверенно держит голову в положении на животе. Младенец способен поднять голову под углом 90°, на 2 месяце жизни грудничок мог ее поднимать лишь на 45°. Удерживает голову около минуты и больше. В положении лежа малыш уверенно поднимается на предплечьях, его бедра плотно прижаты к поверхности, ноги при этом распрямляются. В 3 месяца у грудничка наблюдается тенденция к вертикальному положению головы в любых позициях, но лучше всего это получается сделать в положении лежа на животе.
  • Развитие ползательных навыков. Малыш проводит все больше времени на животе. В этом положении он может делать первые ползковые движения. Конечно, они далеки от ползания на четвереньках, но малыш уже способен понемногу перемещаться, подтягиваясь на руках. Ребенок в три месяца не должен уметь переворачиваться со спины на живот. Но случайно он может перевернуться с живота на бок или на спину, по инерции покатиться. Поэтому в этом возрасте нельзя оставлять малышей без присмотра на незащищенной высокой поверхности.
  • Исчезновение шагового рефлекса. На первом месяце жизни у малыша наблюдался стойкий шаговый рефлекс, на втором - он начал затухать, а на третьем - полностью исчезает. Это нормальный физиологический процесс. Если кроху взять под мышки, расположить вертикально и поставить на твердую поверхность, его ножки начнут подгибаться, рефлекс шаговых движений больше не наблюдается.
  • Реакции в положении сидя. В этом возрасте грудничок еще не умеет сидеть. Такое положение должно быть кратковременным, чтобы посмотреть, как малыш удерживает голову. Нужно усадить кроху, бережно приподнимая за руки из положения лежа на спине. В этой позиции голова младенца лишь около 30 секунд может оставаться на линии шеи и позвоночника, затем запрокидывается назад или наклоняется в сторону. После этого нужно снова уложить грудничка на спину. Через минуту приподнять кроху за ручки, чтобы его тело немного повисло над поверхностью. Голова в этом положении должна оставаться на одной линии с шеей и позвоночником несколько секунд.
  • Фиксация взгляда и формирование условного хватательного рефлекса. Если перед ребенком на расстоянии 30 см расположить игрушку, он оживляется, но хаотичности в движениях рук и ног уже меньше. Малыш в 3 месяца должен уметь концентрировать взгляд на игрушке. Если ее перемещать, кроха следит за ней. Также в этот период малыш впервые может потянуться обеими ручками за игрушкой. Ладони при этом остаются полуоткрытыми. Удерживать в руках погремушку младенец пока не может.

Самое устойчивое положение для грудничка в 3 месяца - на животе. В этом положении хорошо виден окружающий мир, развиваются не только моторные навыки, но и дальнее зрение.

В реакциях грудничка все больше эмоциональной окраски. И если на втором месяце «комплекс оживления» можно считать безусловным рефлексом, то на третьем малыш может демонстрировать радость и заинтересованность. Улыбка в этом возрасте уже осознанная, социальная. Также при виде близкого человека младенец активно двигает руками и ногами, «разговаривает», даже смеется. Важно поддерживать с крохой эмоциональный контакт. Это способствует здоровому психическому развитию грудного ребенка.

Как развиваются органы чувств

Малыш познает мир при помощи пяти органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Что может делать ребенок в 3 месяца? Как проявляются его зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные реакции?

  • Зрение. Зрительные функции у грудничков этого возраста усовершенствуются, повышается световая чувствительность и острота зрения, формируются зрительные образы. Малыш уже способен не только обнаруживать предмет, но также и различать его, распознавать среди других предметов. Цветовосприятие малыша также развивается, но пока что далеко от совершенства. В этом возрасте начинается распознавание цветов, первые из них - красный и желтый. Пока что зрение малыша ориентировано на ближнее пространство, но по сравнению со вторым месяцем ребенок видит уже дальше и может распознавать мамино лицо на расстоянии более метра.
  • Пространственное восприятие мира. Формируется трехмерное восприятие пространства и объемность предметов: малыш видит ширину и высоту объектов, а благодаря тактильным ощущениям может воспринимать их объемно. Как и прежде, лицо близкого человека привлекает наибольшее внимание грудничка, он ищет зрительный контакт с глазами, следит за движениями, поворачивает голову в сторону перемещения мамы.
  • Слух. Младенец уже с легкостью узнает маму не только по запаху, образу, но и по голосу. Малыш в 3 месяца умеет безошибочно определять голоса всех близких людей. Его слуховая система усовершенствовалась настолько, что он способен вычленять одни звуки на фоне других, угадывать источник звука. Если позвенеть колокольчиком над ухом младенца, он тут же повернет голову в сторону исходящего звука. Такое наблюдение рекомендуется проводить родителям для проверки слуха грудничка. Также можно проверить реакцию крохи на тихие звуки. На слишком громкий шум он может отреагировать плачем и гримасами. Осознанно слушать музыку в этом возрасте, конечно, дети не могут. Предполагают, что грудничок может сконцентрировать свое внимание на музыке лишь 20 секунд, затем она будет просто фоном.
  • Осязание. Тактильные ощущения у крохи развиты хорошо с самого рождения, потому что в первые месяцы слух и зрение еще далеки от совершенства, природа замещает их осязанием. Ребенок тут же реагирует на прикосновение. Если погладить крохе щечку, он зажмурит глаза, может потянуться рукой к месту, где почувствовал прикосновение. В медицине эта реакция называется кожным сосредоточением. Она будет развиваться с возрастом все больше, к 5 месяцам кроха будет реагировать на щекотание. Болевые ощущения у трехмесячного грудничка усиливаются. Он теперь быстрее реагирует на дискомфорт - мокрые пеленки, жара, холод, неудобное положение тела.
  • Обоняние и вкус. В 3 месяца грудничок может выразить свое восприятие запаха: неприятные запахи вызывают у младенца чихание и гримасы неудовольствия, приятные - улыбку, оживление или, наоборот, замирание. К концу 3 месяца острота нюха у младенцев повышается. Также малыш легко распознает различные привкусы грудного молока. Если оно горькое, кроха будет кривиться, отказываться от груди. Есть такое мнение, что дети, которые были на грудном вскармливании, в старшем возрасте менее привередливы к еде. Это объясняется тем, что вкусы многих продуктов они уже продегустировали через мамино молоко.

Развитие органов чувств, как и моторных навыков, у мальчика и девочки в этом возрасте проходит одинаково. Возможна лишь разница в весе и росте: мальчики обычно крупнее.

Общение и речевое развитие

Чем больше общения и контакта с крохой, тем он говорливее и улыбчивее. В этом возрасте грудничок может перенимать интонации взрослых. Какие речевые навыки ребенка в 3 месяца можно наблюдать?

  • К усвоенным гласным («э», «ы», «а», «у») присоединяется «и».
  • Хорошо произносит согласные «г», «х», «к», «м».
  • Появляются новые согласные: «в», «д», «т».
  • Гласные и согласные звуки соединяются в слоговые цепочки.
  • Появляется новая цепочка звуков, которые оформляются так: «эй-гэ», «э-вэ», «э-дэ» и другие.
  • Гортанная артикуляция «р», похож на звук при полоскании горла.
  • Первый этап доречевого развития (гуканье) сменяется, воркованием, гулением, которое предшествует лепету.

Грудничок начинает реагировать на собственные звуки. Больше всего кроху радует гортанное «ррр». Также появляется эмоциональная окраска звуков. По-разному малыш «говорит», когда радуется, плачет или чем-то недоволен.

Что может ребенок в 3 месяца? Важные навыки и реакции: удерживание головы в положении лежа на протяжении 1 минуты; формирование условного хватательного рефлекса и попытка потянуться за игрушкой и прикоснуться к ней; первое различение цветов; социальная улыбка и смех; слоговые цепочки, гортанная артикуляция звуков.

Распечатать

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

В первые шесть месяцев, дети, вообще, растут и развиваются, очень быстро, существенно прибавляя в весе, особенно те, которые получают молоко по требованию. К третьему месяцу малыши не только обладают множеством умений, но и внешне заметно меняются. Родители, знающие, что должен уметь ребенок в 3 месяца, хорошо понимают желания и потребности маленького человека, и это помогает им всесторонне развивать своего сына или дочь.

Детский организм продолжает расти и перестраиваться в новых для него условиях.

Это процесс проходит во всех жизненных системах малыша:

  1. В возрасте 3 месяцев можно не бояться, что ребёнок останется полным, даже если у него наблюдается некоторое превышение нормы веса. Из-за того, что он стал больше двигаться, его жировая ткань постепенно будет сжигаться, а приятные округлости младенца со временем отойдут в прошлое. Но на данный момент это чудесный пухлый ангелочек с перевязочками на ручках и ножках.
  2. Интенсивно формируется мышечная система ребёнка – если с ним проводят физические занятия, то, в первую очередь, более крепкими становятся его шейные мышцы, благодаря чему он может довольно долго держать голову. Затем укрепится спинка и мускулатура конечностей, так что надо продолжать делать основные упражнения для их развития.
  3. Серьёзные изменения происходят в пищеварительной системе младенца. Если его объём после рождения составляет всего около 6 мл, то в три месяца – это 150 мл, а благодаря повышению его функциональности, мамино молоко и адаптированные смеси перевариваются гораздо быстрее и качественнее.
  4. В связи с этим и опорожнение кишечника малыша более регулярное и предсказуемое, нежели до этого возраста. Детские фекалии также стали более твёрдыми и однородными, за счёт совершенствования органа.
  5. Иммунитет трёхмесячных детей значительно повышается, поскольку на данный момент молоко матери содержит все необходимые для этого компоненты.

Надо сказать, что на фоне общего совершенствования организма и нервной системы, происходит закономерное угасание большинства характерных для младенчества рефлексов, и остаётся только два основных инстинктивных действия – ползание и сосание.

Активный рост трёхмесячных малышей можно наблюдать на прибавках в росте (2,5 см) и массе тела (150 г в 7 дней). В среднем, дети в рост достигают от 56 до 65 см, а весят от 4, 5 до 8 кг. Понятно, что абсолютно все детишки не в состоянии вписаться в эти ограниченные рамки – они могут развиваться быстрее и медленнее, оттого и умения их, порою, значительно отличаются.

Серьёзный сдвиг происходит в психологическом состоянии малыша. К третьему месяцу ему необходимы активно проявляемые эмоции матери – такое положение будет сохраняться до возраста шести месяцев, и оно необходимо для того, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и защищённым, одним словом, в полной безопасности.

Если первые месяцы мать, нередко находящаяся в состоянии послеродового стресса, могла автоматически ухаживать за сыном или дочерью, теперь от неё потребуется гораздо больше – по-настоящему проявлять своё чувство любви и заботы, ведь детям сейчас требуется максимум внимания. Это объясняется тем, что определённого развития достигают их органы чувств.

В целом, развитие ребенка в 3 месяца, происходит в соответствии с его генетической программой, питанием и при воздействии многих факторов, обусловленных внешней средой.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Достижения ребёнка в возрасте трёх месяцев можно считать значительными, по сравнению с предыдущими периодами. Забавный карапуз ежедневно радует родителей новыми навыками.

Физическая активность крохи возрастает:

  1. Малыш держит головку в положении лёжа на животике, а также научился делать это в вертикальной позе, когда мама держит его на руках или поддерживает под мышками. При этом ребёнок может опираться на кроватку или манеж ножками.
  2. У трёхмесячных деток хорошо получаются повороты на бок, а с бока – на спинку. Стоя с помощью взрослого, они уже не сгибают ножки в коленях.
  3. Совершенствуется моторика рук у малышей – они стараются потрогать и схватить каждый яркий предмет, который им попадается, при виде родителей, ребёнок, радуясь, вскидывает ручки.
  4. Познание мира у грудного малыша не может пройти без того, чтобы он не попробовал вещь на зубок – это игрушки, собственные кулачки и пальчики, так начинается предметное восприятие реальности. Ему нравятся блестящие, шуршащие объекты со световыми и звуковыми эффектами, поэтому следует обеспечивать его таким игровым арсеналом.

Детское зрение существенно усовершенствовалось. Карапуз может задерживать взгляд на отдельных предметах, довольно долго наблюдать за движущейся игрушкой, несколько минут рассматривать разные предметы. Благодаря формированию бинокулярного типа зрения, дети способны смотреть в одном направлении обоими глазками. Для того чтобы лучше видеть, лёжа на животе, они начинают приподниматься на предплечьях.

Большой скачок в развитие претерпевает слух ребёнка – он не только отличает разные звуки, но и может определять их источник. Дети безошибочно различают голоса папы и мамы, родственников, и даже интонации их речи.

Малыши и сами уже могут издавать разнообразные звуки, особенно, когда они в прекрасном настроении. Развитие их речевого аппарата выражается в длительном гулении, когда различаются отдельные буквы, общий звуковой поток уже может разделяться на хныканье, ворчанье, бульканье. Пройдёт немного времени, и родители смогут услышать первый детский лепет своего малютки.

Эмоциональный план детей неуклонно развивается – они оживляются и начинают радоваться при виде близких людей, игрушек, музыкальных инструментов. Но восторженные, положительные эмоции у них быстро сменяются на негативные чувства, если по каким-то причинам общение прекращено, или пропала любимая игрушка. Крик и плач может раздаться и тогда, когда ребёнку больно или у него температура.

Да, изменений в поведении малыша, достаточно, много, вот почему так важно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Для молодых, неопытных родителей при появлении первенца это, особенно, важно.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Разумеется, разнополые дети не могут быть одинаковыми по развитию. Прежде всего, младенцы мальчики всегда выше и больше по комплекции, но этим различия не ограничиваются. Помимо половой принадлежности, у них с самого рождения мозг функционирует иначе, чем у девочек, и с этим связаны основные характеристики их психики и поведения.

  1. Свои особенности имеет мальчик, уметь в 3 месяца он может многое, если достаточно развит, но ему потребуется больше пространства для освоения новых территорий и совершения многих рискованных действий. Трехмесячный малыш уже научился переворачиваться, а это значит, что он будет и дальше пытаться передвигаться в интересующем его направлении, поэтому маме нужно быть очень внимательной, чтобы не допустить падений, которые нередки даже в этом возрасте.

Также мальчики, которые мыслят довольно нестандартно, по сравнению с девочками, могут меньше агукать и гулить, но при этом резко заплакать или закричать, хотя к этому, внешне, нет никакого повода. Конечно, постоянно наблюдая за ребёнком, внимательный родитель поймёт, в чём дело.

  1. Что нужно уметь в 3 месяца девочке, это отдельный вопрос. У малышек однотипное мышление, но зато они быстрее осваивают первые слоги, а гуление быстро переходит в характерный лепет. Для дочек, даже таких маленьких, важно создание уюта и повышенной безопасности, да и в объятиях мамы они нуждаются больше, чем мальчики. В развитии двигательного аппарата они могут несколько отставать, но это не сильно заметно.

Фактически, с трёх месяцев уже можно воспитывать разнополых детей в соответствии с их гендерной принадлежностью, впрочем, родители это и так делают, хотя и неосознанно.

Понимая, что должен уметь 3 месячный малыш, не стоит относиться к этому однозначно в отношении разнополых детишек, но заниматься с ними нужно ежедневно, с младенчества прививая полезные привычки и объясняя правила, по которым живут взрослые, и должны жить дети. Таким образом, всестороннее развитие и воспитание будут отлично дополнять друг друга и помогут вырастить ребёнка, здорового физически и нравственно.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: видео

Что необходимо для полноценного развития

Что должен уметь делать малыш в три месяца, зависит только от его родителей. С детьми нужно заниматься и делать это регулярно, ежедневно выделяя время в часы их бодрствования. В этом поможет грамотно составленный распорядок дня ребёнка, в котором с учётом возраста правильно распределены сон, питание, прогулки и необходимая гигиена. Исходя из того, что сон малыша теперь занимает около 17 часов и часть времени уходит на другие важные дела, можно развивать детишек во время игрового процесса, купания, делать им массаж и проводить необходимую гимнастику.

Основные пункты развития и обучения:

  • ежедневная зарядка, которая выполняется утром – это сгибание и разгибание ручек и ножек, выкладывание на ровную поверхность и на фитбол, такие упражнения тренируют мышцы и связки карапуза;
  • упражнения, помогающие малышу совершенствовать технику поворота – кроху кладут на спинку и поворачивают его левую ножку таким образом, чтобы она была перекинута через его туловище;
  • ребёнка чаще надо класть на живот и раскладывать вокруг него игрушки, чтобы он продолжал тренировать мускулатуру шеи;
  • массаж необходимо делать каждый день – ребёнок много времени проводит во сне, поэтому его тело нуждается в нормальном кровообращении, круговые поглаживания и похлопывания помогут стимулировать оптимальное кровоснабжение органов, а также улучшат обменные процессы, важные для развития организма.

Чтобы ручки ребёнка становились более ловкими, а движения их скоординированными, нужна постоянная тренировка, поэтому нужно, чтобы малыш научился удерживать игрушки самостоятельно. В этом помогут разложенные в кроватки и подвешенные над ней погремушки, резиновые фигурки животных.

Трёхмесячные дети уже различают множество звуков, и им нравится музыка. Стоит ежедневно включать им разные мелодии и инструментальные произведения. Не ставьте грустные минорные записи – любой музыкальный материал должен быть жизнерадостным, или, по крайней мере, нейтральным по настроению. Подойдут и ритмичные мелодии. Музыкой надо заниматься дозировано, поскольку маленький ребёнок может уставать от длительного прослушивания. Достаточно 10 минут утром и вечером, чтобы понемногу приобщать детей к этому виду творчества и, одновременно, совершенствовать их слуховые рецепторы.

Важно много общаться с малышом, называть по имени, делать паузы, чтобы дитя могло ответить на своём детском языке. Уже можно ребёнку показывать большие красивые картинки с изображением диких и домашних животных, деревьев, цветов, домиков, разнообразных предметов. Предлагая сыну или дочери разные по своей фактуре вещи, можно научить его различать материалы – так будет развиваться его осязательная функция. Неплохо приобрести для карапуза развивающий коврик, правда, пока он будет, в основном, лежать на нём и переворачиваться, зато вокруг него будет много новых интересных объектов, которые кроха с удовольствием рассмотрит и потрогает.

Можно заниматься развитием детей и во время купания. Для этого понадобится несколько небольших резиновых игрушек – уточек, корабликов, рыбок, которые можно ловить и хватать. Перед сном малыш нуждается в особом внимании – сказке или колыбельной, это лучшие ритуалы, придуманные человеком уже очень давно.

Время летит быстро, и детки подрастают, радуя или огорчая родителей своими достижениями и неудачами. Главное, понимать – всё, что должен уметь ребенок в 3 месяца, зависит от целенаправленных действий отца и матери. Только они способны обучить малыша и дать ему правильное направление в развитии новых способностей.

1. РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В 3 МЕСЯЦА

Из этой статьи вы узнаете, что умеет делать ребенок в 3 месячном возрасте самостоятельно, какой режим дня наиболее подходящий для малышей этого возраста,как и когда вводить прикорм , вес и рост трёхмесячного крохи.

Поведение маленького ребенка в три месяца более осмысленное, чем у двухмесячного крохи. Движения становятся более отточенными и целенаправленными, а взгляд может фокусироваться на объекте, находящимся в его поле зрения. К середине 3 месяца ребёнок может немного повернуть корпус на бок, чтобы попытаться достать любимую игрушку ручкой . Лучшие игрушки для трёхмесячного крохи - погремушки и крутящиеся над кроваткой разноцветные мягкие игрушки (например - мобиль ).

В этом возрасте кроха без труда понимает,в каком настроении пребывает находящийся рядом взрослый. Если мама или папа в благодушном настроении,то оно тут же передается маленькому человеку и он улыбается во весь ротик. А если родители ругаются, выясняют отношения или чем-то раздражены, то маленький ребенок плачет и демонстрирует беспокойное поведение.

В 3 месяца активно развиваются разговорные навыки крохи и поэтому надо как можно чаще общаться с ним, играть в развивающие игры, отчетливо сопровождая свои действия репликами. В ответ малыш будет радостно гулить и даже пытаться воспроизводить звуки, похожие на лепет и на слоги - агу, гу-гу, та-та.

Трехмесячный карапуз постепенно превращается в маленького исследователя и с удовольствием разглядывает яркие игрушки, элементы одежды, свои ручки. Тонус мышц уже не такой напряженный и кулачки не сжаты так крепко, как в первые месяцы после рождения . Он часто касается пальчиками до окружающих вещей, иногда даже хватает их ручкой и удерживает. Развиваются тактильные ощущения и моторика рук.

Чтобы получше разглядеть объекты, находящиеся неподалеку, ребенок может поднять головку и верхнюю часть корпуса, опираясь ручками о поверхность. Но долго находиться в таком положении он пока не может. В этом возрасте кроха требует повышенного внимания к себе и начинает капризничать, если мама или папа долго не общаются с ним.

Какой внешний вид и что умеет делать ребенок в 3 месяца:



ВАЖНО!

Почему малыш плачет?

кроха хочет спать.
Он сильно утомился или пришло время отправляться ко сну. Малыш начинает тереть глазки обеими ручками, интенсивно крутить головкой из стороны в сторону,а если укладывание задерживается, то начинает плакать;

проголодался.
Пришло время кормления, если малыш начинает понемногу всхлипывать, а через некоторое время пронзительно и громко плакать;

плачет от боли.
Если у ребенка что-то болит (головка во время повышенной температуры, животик от колик или вздутия), то он внезапно начинает сильно плакать, причем сразу на повышенной ноте.

Почему у 3 месячного крохи обильно выделяются слюни?

в трехмесячном возрасте у многих деток наблюдается повышенное слюноотделение , так как слюнные железы начинают активнее развиваться и функционировать. Это нормальное явление и родителям не стоит беспокоиться по этому поводу;

кроме этого, в этом возрасте кроха активно интересуется вкусовыми качествами окружающих его предметов и пробует всё "на зуб". А еще он частенько засовывает пальчики глубоко в ротик. Слюни при этом обильно выделяются;

у некоторых деток во рту появляется молочница. Если вы обнаружили симптомы молочницы у ребенка , обязательно посетите детского врача;

в очень редких случаях у трехмесячных деток начинают
прорезаться первые зубки . Это приводит к повышенному слюноотделению.

Повышение температуры у 3 месячного ребенка.

Причины:

ребенок очень активен и много двигается;

перегревается на улице в жаркую погоду или из-за чрезмерного укутывания;

появляются первые резцы;

ребенок перенапрягается во время продолжительного крика;

некорректный питьевой режим;

простудные или инфекционные заболевания .

Немедленно обратитесь к врачу, если на фоне повышенной температуры у малыша наблюдаются:

Сильный насморк и шумное, аритмичное дыхание;

Судороги с закатыванием глаз и побледневшей кожей;

Апатия и вялость (или же наоборот - чрезмерное перевозбуждение);

Мышцы шеи сильно напряжены, головку не пригнуть к туловищу;

На кожном покрове появилась мелкая сыпь;

- жидкий стул и рвотные позывы ;

Цвет мочи заметно изменился. Малыш долго не мочится;

В течение 5-6 часов отказывается от кормления.

2. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 3 МЕСЯЦА

1) стоять на ножках,не поджимая пальчики стопы (взрослый при этом держит ребенка);

2)
провожать взглядом предмет, медленно движущийся рядом;

3) должен уметь поворачивать голову в сторону доносящегося звука;

4) удерживать в тонусе корпус и головку, когда его берут на руки;

5)
умеет приподнимать туловище и голову, когда лежит на животике;

6)
отличать разговорную речь от других звуков;

7) плавать в ванной в специальном круге ;

8)
в 3 с половиной месяца внимательно слушает произносимые слова и старается гулить в ответ;

9) умеет не только улыбаться, но и продолжительно смеяться;

10)
кушать, обхватывая ладошками бутылочку или грудь мамы .

3. РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА - СОН И ПИТАНИЕ

Ниже - пример распорядка дня для малыша:



◘ Сон ◘

Сколько спит малыш в 3 месяца? Трехмесячный малыш должен спать в общей сложности 17 часов ежедневно.

На свежем воздухе ребенок лучше засыпает и крепче спит здоровым сном. В холодное время года больше часа гулять не желательно. Если температура воздуха - 3 градуса и ниже, то сократите прогулки до 40 минут, одевая ребенка потеплее.

В летний период можно гулять с ребенком около двух часов, закрыв коляску тканью, не пропускающей прямые солнечные лучи и мелких насекомых.

В дневное время маленький ребенок спит примерно по два часа 2-3 раза. Ночью - длинный сон 10-12 часов с перерывом на кормление.

◘ Питание ◘

В 3 месячном возрасте кроха продолжает питаться материнским молоком. Не желательно до 4-5 месяцев вводить прикорм, так как пищеварительная система малыша недостаточно сформировалась и высока вероятность появления аллергии,а также расстройства желудочно-кишечного тракта. В таблице приведен пример 6 разового кормления грудного ребенка в три месяца:


Сколько съедает маленький ребенок в три месяца?
Ежедневный объем съеденной детской смеси (если малыш находится на искусственном вскармливании) или грудного молока увеличился на 60-70 мл. Всего за день 3 месячный малыш съедает 860-870 мл, а на каждое кормление приходится примерно 120-130 мл пищи.

Если полноценное грудное кормление по тем или иным причинам прекратилось и малыш находится на искусственном или смешанном вскармливании,то можно вводить прикорм в 3,5 месяца.

Перерыв между кормлениями ослабленного малыша, находящегося на искусственном кормлении, составляет примерно три часа днем и 6 часов ночью.

Переход от жидкого питания к более густому надо осуществлять очень постепенно. Лучше начинать вводить прикорм в рацион питания не с фруктового или овощного пюре, а с наполовину разведенного водичкой сока с кисло -сладким вкусом.

Можно выбрать яблочный сок и начать давать его в разведенном виде по пол чайной ложечке. В течение 3 недель увеличиваем ежедневную норму до 5 чайных ложек. Водичку или отвар шиповника тоже надо давать понемногу - несколько чайных ложек между кормлениями.

4. НОРМЫ РОСТА И ВЕСА ТРЕХМЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Мальчики весят от 4,8 до 6,9 кг,
А девочки - от 4,6 до 6,4 кг.

Рост:

Рост мальчиков в этом возрасте от 57 до 63 см,
А рост девочек - от 56,4 до 62 см.

Желательно приобрести специальные весы для взвешивания грудничков или раз в месяц взвешивать кроху в медицинском учреждении.
Вес малыша должен равномерно увеличиваться без резких колебаний. Если масса тела внезапно начинает уменьшаться, то незамедлительно обратитесь к педиатру за консультацией.

За 3 месяц вес крохи увеличится примерно на 850 граммов,а рост - на 3-4 см.

5. МОЖНО ЛИ 3 МЕСЯЧНОМУ РЕБЁНКУ ПРОСМАТРИВАТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ?

По мнению большинства детских психологов, нежелательно смотреть мультфильмы и любые другие анимационные картинки детям до 1 года.

Просматривать совсем маленькому ребенку мультики более 2-3 минут категорически запрещено,так как анимация может вызвать отклонения в психическом развитии и проблемы со зрением!

Картинки в мультфильме не должны быть яркими, с насыщенными красками кислотного оттенка. Анимация должна быть не быстрой, спокойной, без резких переходов с одного сюжета на другой. Звук, сопровождающий сюжет - не громкий и не резкий. Персонажи в мультике должны быть положительными. Ребенок не должен просматривать мультфильм в одиночестве.

Постоянно комментируйте сюжет, общайтесь с малышом. Очень желательно приобрести или сделать своими руками игрушечных персонажей мультика. Во время игры разыгрывайте перед глазами малыша сценки с игрушками по просмотренному накануне сюжету.

Сейчас в интернете можно найти разные развивающие мультики для детей 3 месяцев. Ниже - видео ролик с красочным и познавательным мультфильмом для совсем маленьких деток:



Публикации по теме