Жесткость пружин по цвету. Заниженные пружины SS20 Racing для ВАЗ

На большинстве легковых автомобилей – это витые цилиндрические пружины. Несмотря на простоту и надежность, они со временем выходят из строя.

После длительной (5–7 лет) эксплуатации машины с большой нагрузкой они проседают из-за усталости металла, при этом ход и энергоемкость подвески уменьшаются. Она начинает срабатывать до упора, что ускоряет разрушение деталей кузова. Обнаруживают потерю упругости пружин чаще неожиданно. Например, все лето ездили на дачу вдвоем-втроем, а тут пришлось гостей захватить, да и багажник основательно загрузить. Весу-то не больше допустимых для ”Жигулей” 400 кг, а машина уже ”ползет на брюхе”, цепляя глушителем асфальт.

Но не все владельцы спешат покупать новые пружины. Кто-то, наслушавшись иных ”знатоков”, устанавливает под пружины (или между их витками) резиновые проставки. Главная опасность такого решения – возможность срабатывания подвески до смыкания витков пружины и, как следствие, передача почти жестких ударов на кузов. В штатной конструкции подвеска совершает свой полный ход до упора в мягкий резиновый или полиуретановый отбойник, который гасит лишь остатки энергии. Проставка же, заменяя собой воздушные промежутки между витками пружины, лишь ограничивает ход подвески, превращая ее из ”мягкой пружинной” в ”дубовую резиновую”.
Если вы перевозите на ВАЗ-2104 по тонне груза за рейс, то ставить новые пружины взамен просевших бесполезно – и с ними груженая ”четверка” распластается по асфальту. А с проставками машина будет еще год выглядеть ”бодрячком”, пока трещины лонжеронов не обезобразят ее осанку. То, что покупку нового автомобиля придется учесть в смете предстоящих производственных затрат – еще полбеды. Главное, что езда на перегруженной машине просто опасна. Но если вы используете машину не столь безжалостно и рассчитываете на ее долгую службу, выход один – поставить новые, предназначенные для данной модели пружины.
Для любознательных читателей расскажем, как делают пружины подвески на ВАЗе. Исходный материал – прокатанный пруток круглого сечения из пружинной стали марки 60С2ГФ. Первая операция – обработка прутков на токарных линиях до нужного диаметра, со снятием верхнего обезуглероженного слоя. Вторая – нагрев и навивка спиралью. Затем – закалка и отпуск. Потом дробеструйная обработка: в специальной камере пружины обстреливают потоком мелкой стальной дроби – так очищают от окалины, упрочняют поверхностный слой и повышают усталостную прочность. Следующий этап – холодная осадка, или заневоливание пружин. Их трижды сжимают до соприкосновения витков, после чего длина уменьшается примерно на 18 мм от первоначальной. Теперь пружины готовы долго работать, не теряя упругости.
На готовую пружину наносят защитное покрытие, иначе со временем на поверхности прутка образуются каверны и раковины от коррозии, что ослабит поверхностный слой и ускорит поломку пружины. Кроме традиционного покрытия – черной хлоркаучуковой эмали, на ВАЗе применяют более стойкое эпоксидное. Например, для пружин задней подвески – только последнее.
Заключительная операция – контроль статической нагрузки. Его проходят 100% выпускаемых пружин. Сжав пружину с определенным усилием, измеряют ее длину. Например, у пружины модели ”2101 передней” под нагрузкой 435 кг номинальная длина 232 мм, а при 603 кг – 182 мм. Пружины, длина которых под нагрузкой оказалась больше или меньше (за пределами допуска), выбраковываются. Попавшие в плюсовый допуск (то есть чуть длиннее номинальной) – относятся к классу А, а в минусовый (чуть короче) – к классу В.

Таблица 1

Маркировка пружин для подвесок автомобилей ВАЗ

Модель пружины

Цвет отличительной маркировки

1111 передняя
1111 задняя
2101 передняя
2101 задняя
21012 передняя
2102 задняя
2121 передняя
2121 задняя
2108 передняя
2108 задняя
2108 передняя европейская
2108 задняя европейская
2110 задняя
2111 задняя
2112 передняя

желтый
желтый
желтый
желтый
белый
коричневый
без отметки (белый)
без отметки (белый)
желтый
желтый
белый
коричневый
без отметки (белый)
оранжевый
белый

зеленый
зеленый
зеленый
зеленый
голубой
синий
черный
черный
зеленый
зеленый
голубой
синий
черный
голубой
без отметки (черный)

После этого пружины маркируют, нанося полосу краски на наружную поверхность витков. В зависимости от модели пружины (табл. 1) применяют желтый, зеленый, белый, голубой, коричневый, синий, черный и оранжевый цвета.
И все же, несмотря на такую сложную технологию производства, все пружины в эксплуатации рано или поздно проседают. Впрочем, если применить более дорогой материал, то можно создать пружину, сохраняющую достаточную упругость даже при длительном заневоливании. Пример – боевая пружина гранатного запала УЗРГМ. Находясь в полностью сжатом состоянии лет пятьдесят, она незначительно теряет в упругости и всегда готова надежно сработать, разбив ударником капсюль. Разумеется, к автомобильным пружинам таких высоких требований не предъявляют. Какой смысл взвинчивать их стоимость, делая ”вечными”, если через несколько лет потребуют замены более дорогостоящие узлы? Но обеспечить сохранение упругости пружин хотя бы в течение расчетного срока службы машины завод обязан, и это ему удается. Чего не скажешь о ”левых” производителях, чьи пружины появляются на рынке. Но есть и добросовестные изготовители, получившие допуск ВАЗа на поставку пружин в запчасти. Например: завод строительных машин в Славянске; Краностроительный завод в Никополе (оба – на Украине); ТОО ”Союз-ТМО”, Ижевск и Машиностроительный завод, Пермь. Пружины этих четырех заводов маркируют клеймом изготовителя или прикрепляют бирку.
Теперь о применяемости пружин. Модель 2101 (передняя и задняя) – для всех заднеприводных ВАЗов с кузовом седан. 21012 – сделана из прутка большего диаметра, она жестче, чем 2101. Ее устанавливают с правой стороны передней подвески ”жигулей” с правым рулевым управлением (экспортных) для выравнивания автомобиля из-за несимметричного распределения массы. На машинах с левым рулем суммарный вес рулевого механизма, педального узла, агрегатов гидроприводов тормозов и сцепления, комбинации приборов, расположенных с левой стороны, примерно соответствует весу аккумулятора, стартера и генератора с правой. При ”правом руле” все это сосредоточено с одной стороны, что и потребовало усиленной пружины справа. Пружина 21012 встречается и на обеих сторонах подвески ”жигулей” спецкомплектаций с левым рулевым управлением, которым требуется повышенная энергоемкость передней подвески.
Пружины 2102 ставят в задние подвески универсалов ВАЗ-2102 и 2104. Их длина на 21 мм больше, чем у обычных ”ноль первых”, и применять такие на седанах оправдано лишь для увеличения высоты кузова над дорогой, например, если приходится часто ездить по проселку и задевать порогами кочки. Но это не значит, что можно применять пружины 2102 для увеличения грузоподъемности машины – преждевременное разрушение кузова в этом случае неизбежно.
Передние пружины 2108 устанавливают на все переднеприводные модели ВАЗ, кроме ”Оки” и модификаций с новым 16-клапанным двигателем. 2108 задние – на все переднеприводные, кроме семейства ВАЗ-2110 и ”Оки”. Владельцев седанов ВАЗ-21099 иногда обманывают на рынках, предлагая втридорога якобы дефицитные ”99-е” задние пружины. Помните: таковых не существует – в задней подвеске ВАЗ-21099 стоят обычные ”восьмые” пружины. Пружины для автомобилей семейства ВАЗ-2110 пока спросом не пользуются; тем не менее сообщаем данные о их применяемости (табл. 2).


Таблица 2

Пружины для подвесок автомобилей ВАЗ ”десятого” семейства

Тип пружины

Модель автомобиля

ВАЗ-21102, ВАЗ-21104

ВАЗ-21122, ВАЗ-21124

Пружина передней подвески

Пружина задней подвески

2110 европейская

2110 европейская

2110 европейская

2110 европейская

Некоторые модели пружин выпускают еще и в европейском исполнении – для автомобилей, предназначенных на экспорт. Они чуть короче обычных, поэтому дорожный просвет таких машин меньше примерно на 20 мм, и одновременно уменьшена податливость самих пружин, что позволяет повысить устойчивость машины в поворотах и при движении с большой скоростью. Если вы решитесь поставить такие на свой автомобиль, учтите, что менять нужно все четыре пружины комплектом. Разумеется, проходимость автомобиля ощутимо снизится, и при поездках по грунтовым дорогам более вероятны повреждения снизу машины.
Пружины моделей 2121 применяют на полноприводных автомобилях ВАЗ всех модификаций (2121, 21213, 21218, 2131), а модели 1111 – только на ”Оке”.
В заключение – о возможности установки на машину пружин разных классов упругости. Общее правило, действующее на ВАЗе, таково: все четыре пружины должны быть одного класса – либо А, либо В. В исключительных случаях допустимо устанавливать назад пружины класса В, если спереди стоят пружины класса А. Но если на передней подвеске стоят пружины класса В, то ставить назад пружины класса А не разрешается, недопустима и установка пружин разных классов на подвеске одной оси.


Таблица 3

Краткие технические характеристики пружин

Модель пружины

Диаметр прутка, мм

Наружный диаметр, мм

Число витков

Покрытие пружины, мм

Пружины передней подвески

эпоксидное, черная эмаль

эпоксидное, черная эмаль

эпоксидное

эпоксидное, черная эмаль

2108 европейская

эпоксидное, черная эмаль

эпоксидное, черная эмаль

эпоксидное, черная эмаль

Пружины задней подвески

эпоксидное

эпоксидное

эпоксидное

эпоксидное

2108 европейская

эпоксидное

эпоксидное

2110 европейская

эпоксидное

эпоксидное, черная эмаль

Характеристики пружин для подвесок автомобилей ВАЗ даны в табл. 3.

Точно определить параметры пружины при покупке невозможно. Все проверки приблизительны, но во многих случаях они помогут избежать подделок.

Пружины в магазинах чаще продают без упаковки. Однако ее наличие и информация об изготовителе косвенно свидетельствуют о его надежности.

Маркировка краской класса пружины и определение полного числа витков.

При проверке формы пружины не все витки касаются плоскости - лучше воздержаться от покупки.

Маркировку на пружине (товарный знак предприятия-изготовителя, месяц и год выпуска, номер по каталогу), вопреки ОСТу, российские изготовители наносят крайне редко. Но отметка о сортировке на группы (классы) есть практически всегда, и она должна быть одинаковой на обеих покупаемых пружинах. Если группы (классы) не отмечены или их маркировка не соответствует данным в приводимой ниже таблице, от покупки лучше воздержаться.

Выступание опорного витка наружу.

Выступание опорного витка внутрь.

Заниженные пружины SS20 Racing - это новинка в серии продукции SS20 СПОРТ для водителей, предпочитающих быстрый, активный стиль вождения. Это пружины для тех, кому важен не только внешний вид автомобиля, но и правильная работа подвески и рулевого управления при занижении клиренса, уверенность и безопасность на крутых виражах.

Заниженные пружины SS20 Racing имеют следующие особенности

  • изготовлены из высококачественной японской стали методом холодной навивки , что значительно повышает ресурс использования;
  • имеют прогрессивные характеристики: оптимальную жесткость подвески при малых загрузках и пропорциональное возрастание жесткости с увеличением загрузки автомобиля, при крене в повороте или экстремальном торможении;
  • подобраны в пары с идентичными характеристиками, что обеспечивает ровное занижение без перекосов кузова;
  • работают без усадки в 2 раза дольше горячекатаных пружин;
  • вес пружин уменьшен до 25% по сравнению со штатными (в зависимости от модели авто);
  • имеют прочное и стойкое порошковое покрытие, защищающее от коррозии;
  • имеют полиуретановую защитную оплетку, которая предохраняет витки от повреждений при смыкании;
  • при установке с амортизаторами серии SS20 Racing, данные пружины обеспечивают занижение -30, -50, -70 или -90 мм по вашему выбору.

Или уменьшение клиренса - одно из самых современных направлений тюнинга сегодня. Чтобы придать своему автомобилю уверенность в управлении, устойчивость при маневрировании на приличной скорости, и просто сделать его стильней и спортивней, автовладельцы используют разные способы.

Кто-то от недостатка информации или финансов просто пилит пружины. От такого эконом-тюнинга ждать супер-эффекта не приходится. Зато дешево, и внешне автомобиль выглядит спортивно и стильно. Но за это приходится платить удобством - едешь «как на табуретке», сильная вибрация разбалтывает салон и всё начинает греметь. Но даже не это главное: при обрезании штатных пружин добиться их одинаковых характеристик невозможно, и такой способ приводит к деформации и ослабеванию кузова, постепенному разрушению стаканов передней подвески, жестким металлическим ударам по корпусу, появлению трещин. А это уже безвозвратные серьёзные потери, которые значительно снижают работоспособность и стоимость автомобиля.

Другой вариант - имея финансовые возможности, можно купить дорогие детали подвески от лучших производителей и собрать всё вместе. Но не факт, что после этого Вы получите то, о чем мечтали. Потому что для занижения автомобиля нужны не только хорошие дорогие железки, но и их согласованная работа и правильный расчет каждого элемента подвески. Причем необходимо учитывать изменения, вносимые в геометрию подвески, и постараться сохранить управляемость и комфорт автомобиля, и не нарушать работу тормозной системы.

Надеемся, что предыдущие доводы были убедительны. Всё это привело нас к созданию КИТов для занижения («комплектов» - перевод с английского), в которых одну из главных ролей в занижении играют пружины. Пружины - вроде бы, что может быть проще - кусок проволоки, закрученный в спираль, вот и всё. Только почему-то не каждый производитель может изготовить качественные, надежные и долговечные пружины, которые будут стабильно работать, не проседать со временем и, самое главное, будут изготовлены точно по расчетным параметрам.

Хорошие пружины - это технологически сложные изделия из высококачественного металла. Рабочая нагрузка заниженной пружины значительно выше, чем обычной. Пружины с занижением (спортивные пружины) воспринимают те же удары от дороги, что и обычные, но при этом они короткие, и должны воспринимать неровности за меньший ход сжатия подвески.

При проектировании и испытаниях заниженных пружин SS20 Racing эта особенность была учтена. В результате, за счет специальной японской стали, использования метода холодной навивки при производстве, стойкого защитного покрытия и специальной защитной оплетки, предохраняющей витки от повреждений при смыкании, заниженные пружины SS20 Racing работают без усадки в два раза дольше пружин горячей навивки, широко представленных в настоящее время на рынке.

У спортивных пружин SS20 Racing прогрессивные характеристики, то есть они обеспечивают занижение автомобиля без потери комфорта: оптимальную жесткость подвески при малых загрузках и пропорциональное возрастание жесткости с увеличением загрузки автомобиля, при крене в повороте или резком торможении.





В зависимости от модели автомобиля и величины занижения, вес пружин SS20 Racing снижен до 25% по сравнению со штатными пружинами (кроме пружин SS30136 и SS30137). Снижение веса пружин, совместно с уменьшением веса амортизаторов уменьшает неподрессоренные массы в подвеске автомобиля, что положительно влияет на ходовые качества, уменьшает динамические нагрузки в подвеске, улучшает разгонную и тормозную динамику и вносит вклад в улучшение управляемости.

Энергоемкость подвески с заниженными пружинами рассчитана и сохранена за счет повышенной жесткости пружин. Благодаря этому заниженный автомобиль остается комфортным, уменьшаются толчки на кузов при преодолении неровностей.

Все пружины SS20 Racing проходят проверку на контрольном стенде и подбираются в пары с одинаковыми характеристиками, поэтому они обеспечивают равномерное занижение без перекосов кузова, устойчивость и безопасность движения.

Маркировка



Кроме заниженных пружин, компания SS20 производит классические пружины горячей навивки и пружины Gold c переменным шагом витка .

Модификации

  • SS30133 Пружины холодной навивки передней подвески Racing [-30] (переменный шаг)

  • SS30134 Пружины холодной навивки передней подвески Racing [-50] (переменный шаг)

    • ВАЗ 2108 ВАЗ 2109 ВАЗ 21099 ВАЗ 2113 ВАЗ 2114 ВАЗ 2115 ВАЗ 2110 ВАЗ 2111 ВАЗ 2112
    • 4 года 2108-2902712, 2112-2902712
  • SS30135 Пружины холодной навивки передней подвески Racing [-70] (переменный шаг)

    • ВАЗ 2108 ВАЗ 2109 ВАЗ 21099 ВАЗ 2113 ВАЗ 2114 ВАЗ 2115 ВАЗ 2110 ВАЗ 2111 ВАЗ 2112
    • 4 года 2108-2902712, 2112-2902712
  • SS30139 Пружины холодной навивки задней подвески Racing [-30] (переменный шаг)

    • 4 года
  • SS30140 Пружины холодной навивки задней подвески Racing [-50] (переменный шаг)

    • ВАЗ 2108 ВАЗ 2109 ВАЗ 21099 ВАЗ 2113 ВАЗ 2114 ВАЗ 2115 ВАЗ 2110 ВАЗ 2111 ВАЗ 2112 ВАЗ 1117 ВАЗ 1118 ВАЗ 1119 ВАЗ 2170 ВАЗ 2171 ВАЗ 2172 ВАЗ 2190
    • 4 года 2108-2912712, 2110-2912712, 2111-2912712, 11180-2912712


Публикации по теме