Сценарий праздника "рождественские колядки". Сценка "накануне рождества"

Цель – способствовать привитию веры в Спасителя Иисуса Христа, познакомить детей с традициями и обычаями народной культуры.

(звучит песня А.Малинина “Рождественская Русь”)

Выходит 1 и 2 ведущий:

1 - С праздником! С Рождеством!

Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире. Их объединяет одно – вера в господа Иисуса Христа. Рождество стало событием для человечества. Теперь мы ведем летосчисление от рождения Спасителя.

2 – На нашем празднике мы расскажем вам историю Рождества, познакомим с культурой наших предков. Конечно, не надо идеализировать прошлое. Но все равно надо чтить и уважать традиции и обычаи нашего народа, понимая, что человека того времени воспитывали обстановка и тот уклад, в котором он находился. У наших предков была жива рождественская традиция ожидания и свершения чуда. И чудеса действительно случались.

(уходят; выходит чтец)

Вот и праздник рождества, -
Елку подрубили.
И в одежду торжества
Пышно нарядили.
Вот на елке свечек ряд,
Леденец крученый,
В гроздьях сочный виноград,
Пряник золоченый.
Вдруг плодами поросли
Сумрачные ветки,
Елку в комнату внесли –
Веселитесь, детки!
Для детей трудится мать,
Им игрушки прочит,
Деревце для них убрать –
День и ночь хлопочет.

2-й ведущий:

В старину подготовка к празднику начиналась в последнюю предрождественскую неделю. Вечером вся семья клеила игрушки, красила в серебро и золото орехи на елку.

Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощем с огорода, который предварительно разукрашивали.

(маленькую искусственную елочку нарядить, показать детям, как наряжали елку наши предки).

Какой овощ вешали на елку?

Картофель. Сначала это были посеребрянные и позолоченные картофелины. Затем научились выдувать стеклянные шары, а искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству. Эти шары стоили дорого, были многим не по карману.

Сейчас уже утеряна добрая традиция вешать сладости на рождественскую елку, а ведь это куда вкуснее и заманчивей для детей – снять с елки сладости и съесть, чем получить их со стола.

Какой сладостью украшали на Руси елку?

Пряником.

Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не ели сладости беспорядочно и почти каждый день, а получали их на праздник, в кулечке. Иногда сладости развешивали на елке, и затем дети получали их как приз.

Сначала вешали на елку румяные яблоки, потом мандарины, потом золоченые и серебряные орехи, хлопушки и, конечно же, пряники.

А какая главная игрушка Рождества? Или его называют еще добрый вестник Рождества?

Конечно же, ангел. Купить эту игрушку в магазине тогда было очень дорого, поэтому его делали сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, тюль. бумага, пух, перья.

Новогодние и рождественские открытки тоже имеют свою историю. Впервые в России открытка появилась чуть больше 100 лет назад (1898). Деньги от проданных открыток шли на благотворительные цели. Художники старались сделать их не просто красивыми, а порой настоящими произведениями искусства. Она покрывалась глянцем, бархатом, а снег готовился из борной кислоты и был удивительно похож на настоящий. Тематика рисунков была разной: это веселые детишки, катающиеся с гор на санках, это колядующая молодежь с Вифлеемской звездой, забавные зверушки, ангелы, свечи на елках.

Было время, когда советская власть запретила изготовление рождественской открытки. Она не признавала праздник Рождества, и только совсем недавно появились открытки с радостной надписью: “С новым годом!”, “С Рождеством!”.

А вы знаете первое елочное библейское украшение? Назовите его.

Это Вифлеемская звезда. Особой радостью было изготовить Вифлеемскую звезду, которая должна была увенчать лесную красавицу. Легенда гласит: “Когда родился Божественный младенец, все возрадовались вокруг, все ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли 3 дерева: пальма, маслина и елка. Они тоже хотели поднести свои дары Христу.

Пальма положила к ногам младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру. Одной елке нечего дать. От смущения склонила она свои ветки низко к земле. Но вдруг тысяча разноцветных звездочек опустилась на ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой, что когда младенец проснулся, его глаза остановились на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки.

Ангел спустился с небес и сказал елке: “Пусть будет тебе это наградой за твое смирение. Ты будешь всегда в вечнозеленом одеянии и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звездами, которые будут украшать твои ветви”.

Под елку вместе с подарками помещали и проросшие зерна ржи (жита) – символ новой жизни и щедрого урожая.

1-й ведущий: (на фоне народной музыки)

День перед Рождеством назывался Сочельник (6 января). К 6 января, то есть к Рождественскому Сочельнику, в избах делали большую уборку, натирали полы можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. До 6 января соблюдали пост, вкушали только кутью с медом и сочиво. Лишь вечером, с появлением первой звездочки заканчивался пост. Люди замешивали пироги, ставили блины, месили тесто для пышек. Готовили праздничный стол. Чтобы младенец Христос заглянул в дом, на окошко ставили всевозможные игрушки.

В доме хорошо натапливали печь. Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка: “плясать от печки”, то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. По народному поверью, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый, если в доме лад да любовь. В старину его ласково называли “хозяин” или “дедушка”. А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.

По диагонали от печи в избе находится красный угол. Это было святое место – в нем помещали иконы. Поэтому называлось место “святым”. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украсить. Название “красный” означает красивый, хороший и светлый.

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Все это празднично убиралось к Рождеству елочными ветками.

Ангел: В небе звездочка зажглась золотая, эта звездочка совсем непростая!
Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем!
Сегодня родился Спаситель мира Иисус Христос. Видите, какой свет?
Он принес в мир любовь. И каждый из вас ощутил ее в своем сердце.
Бог пожелал стать человеком, чтобы умереть за нас. Чтобы этим сказать: “Я есть. Я люблю вас”.
(уходит)

Звездочка: (танцует под музыку)

Путь мой далек. Солнце взойдет –
Я растворюсь с небесами.
Ночи дождусь – снова зажгусь
Перед людскими глазами.
(поет песню “Рождество”)

В эту ночь земля была в волненье…
Свет большой диковинной звезды
Осветил все горы и селенья, города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы, как дарами дивными полны
Двигались бесшумно колесницы, важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана, устремивши взоры в небосклон
Три царя в затейливых тюрбанах ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли факелы, мигая и чадя
Там ягнята увидали в яслях спящее прекрасное дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненье.
Пели птицы в полуночной мгле, возвещая всем благоволенье.
Наступленье мира на земле.
(уходит)

Звездочка:

В ласковых теплых ладонях земли
Город Давидов спит мирно.
А издалека волхвы привезли золото, ладан и смирну.
Вторят звезды Вифлеемской лучи ангелов дивному скерцо
Тихий мотив, словно эхо звучит в чистом пастушеском сердце.
Царствует ночь, еще долог рассвет, небо как чрево сосуда.
А из яслей изливается свет – тьмой непокрытое чудо.
Ирод бессонницей мается. Страх корчится в бархате складок.
А у дитя в материнских руках сон безмятежен и сладок.
И до сих пор нелюбому ясны знаки его посещенья
Спит, как младенец, укутанный в сны
Мир в колыбели прощенья.
(уходит)

Странник: (на фоне музыки)

Я расскажу вам историю, которая случилась более 2-х тысяч лет назад. Это история о том, как на земле родился сын божий Иисус Христос. Его матерью стала девушка Мария. Еще до ее рождения родители Марии дали обет посвятить девочку служению богу. Когда Марии исполнилось 3 года, ее по традиции впервые ввели в храм. С малолетнего возраста и до девичества Марии следовало жить при храме. Там она воспитывалась 12 лет. Достигнув совершеннолетия, девушка должна была оставить храм. Священник, как это полагается, избрал для нее “обручника” - пожилого вдовца, в доме которого она, соблюдая обет, вела бы домашнее хозяйство. Выбор пал на Иосифа из Назарета. После обручения Мария поселилась в доме Иосифа, где произошло событие, которое церковь почитает как один из самых больших праздников – Благовещение. Деве Марии явился ангел и возвестил о том, что она родит Сына Всевышнего.

Иисус родился простым человеком и рос в обычной семье. Христос родился для того, чтобы искупить грехи всех людей. Он принес в мир добро и свет. Иисус исцелял от страданий и болезней: слепые начинали видеть, глухие – слышать, а хромые – ходить.

Иисус хотел, чтобы люди становились лучше, чтобы мы стали подобными богу.

(песня “Христос родился”)

Странник:

Все православные христиане отмечают самый большой праздник на земле – святое Рождество.

В чем же божественный смысл этого праздника? Первые люди были бессмертны и чисты, пока не совершили первородный грех. Люди забыли Бога. Мир погрузился во зло. Но зажглась Вифлеемская звезда на небосклоне. Господь послал для нашего спасения Сына своего.Люди снова стали сынами божьими. Иисус Христос своей смертью искупил наши грехи. Этот праздник называют матерью всех праздников мира. Он учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним слово, чтобы мы научились любить окружающих людей. К вере каждый человек обязательно придет, но у каждого свой путь. Вера вырастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может жить без веры, без опоры. Его мир обязательно должен включать в себя чувство веры: в Бога, в спасение, в счастье. В добро, в себя. И если нет веры, в душе происходит надлом. Человек ожесточается, становится злым, циничным.

Испокон века наш народ отличался крепкой верой. Он был близок к Богу.

2 ведущий:

12 дней от Рождества до Крещения называются Святками – святыми днями. Первая неделя, от Рождества до Нового года по старому стилю, проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а потом снова возвращается.

Празднеством возрождающегося солнца и была Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей. По обычаю колядующих надо встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год.

(на сцене русская изба, хозяин за столом.

Входят колядовщики со звездой)

Колядовщики:

Пришла Коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, масляную головку!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.
Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!
И создай вам Господь еще лучше того!

Уж ты дядя доброхот! Выдай денег на проход!
Выдашь – не выдашь, будем ждать, у ворот стоять!
Золотая голова, шелковая борода!
Ты подай пирожка ради праздника Христова
Пирожка – то хоть пресного, хоть кисленького, да пшеничненького!
(угощаются и уходят)

Все, что в домах давали, дети складывали в мешок, а потом вместе съедали. Вот так веселились с 7 по 14 января по новому стилю.

Ребятишки нарядятся, кто во что горазд: попрошайками, стариками, корзину возьмут и идут по домам, в дом зайдут и давай плясать, хозяев славить.

(заходят колядующие)

1 колядующий:

Коляда! Коляда! Коляда святая!
Мы ходили, мы искали святую коляду.
Мы нашли коляду у Иванова двора.
Иванов двор на 7-ми столбах, на 8-ми верстах,
Столбы точены, позолоченные.
Тут и барыня жила, государыня жила.
Пирога нам подавала.
Подашь пирога – целый двор живота,
Не подашь пирога – угоню со двора!

2 колядующий:

Колядушки – коляда, снег струится колкий,
Всходит ранняя звезда – зажигает елки.
Снег под окнами хрустит, лед накатан гладкий,
Коль не жаден – будешь сыт: подавай колядки
На сочельник сладкий!
Мудрость древняя свята и в колядках славится:
Если в сердце доброта, - в закрома прибавится!
Колядушка – коляда! С тобой холод не беда!
Наколдуй колядка свадебку на святки.
Пусть Господь пошлет урожайный год.
Да хлеб на столе и мир на земле!
(кланяются, угощаются и уходят)

Наши предки верили, что слова имеют особую таинственную силу. Если придти в дом и спеть хозяину песню с призывами счастья и урожая, то эти пожелания непременно сбудутся. Бывало, что хозяин жадничал или ничего не давал, тогда колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

1 колядующий:

Не дашь пирога – наживешь врага.
Не дашь кваску – наживешь тоску.
Не дашь блинка – будет бедность на века!
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведем корову за рога!
(колядующий быстро уходит; хозяин уходит со сцены)

1 ведущий:

Нет ни одного другого праздника на Руси, который сопровождался таким богатым набором обычаев, обрядов и примет, как Рождественский праздник.

Святки – это смесь языческих и христианских обрядов. Язычники Древней Руси славили Коляду – бога пиршеств и мира. В святки принято было наряжаться в различные костюмы и надевать маски. До сих пор эта традиция сохранилась: ходить по домам и петь колядки. Подобные обряды в течение святок проводились трижды: в Рождественский Сочельник, под Новый год и накануне Крещения.

Ну а в ночь с 13-го на 14-е наступает православный Новый год. Этот праздник принято отмечать варениками, но не простыми, а с сюрпризами. “Сюрприз” - это предсказание будущего. Важно было осторожно жевать вареник, чтобы не проглотить сюрприз. Если в варенике попадет сова, то это означает ум, мудрость; сердце – взаимная любовь; штанга – сила, здоровье; нить – дорога, зерно – богатство; цветок - счастье; пуговица – обнова; сахар – сладкая жизнь; перец – острые ощущения; соль – ссора.

Ну, конечно, кому не хочется узнать свое будущее? И хоть это не поощряется христианской религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.

Гадания исстари были неотъемлемой частью культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной культуры. Самыми пригодными днями для гаданий были понедельник и пятница, четверг слыл днем шабаша всей нечисти. По поверью, в черный четверг бесовский совет решил погубить Иисуса Христа. Древнейшие славяне гадали на кружках. Они раскрашивали деревянные кружки в черный и белый цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом будет кружок.

Была и такая примета: кто в Новый год чихнет – тот здорово год проживет. В этот день старались не пить вина, не ругаться. Ведь считалось, как проведешь новогодний день, таким и будет весь год.

2 ведущий:

А вот еще одно гадание. В этот день приносили в избу решето со снегом и клали на него столько меченых ложек, сколько человек в семье. Потом наполняли ложки водой и выносили на мороз. В чьей ложке вода застынет ровно, тот проживет долго. В Новый год не принято было ни брать, ни давать взаймы, не кормили кур. Искали зерна под столом – если находили, то это к хорошей жизни, к щедрому урожаю.

Часто гадали на блюде. Молодые, желавшие узнать, что их ждет в будущем году, брали большое блюдо. Наливали в него воды и бросали кольца. Пели хором, а кто-то один, не глядя, вынимал из чашки чье-либо кольцо. О чем в этот момент пелось, то и ожидало хозяина кольца. После гадания на блюде девушки выбегали во двор и за забор бросали башмак. Куда он покажет, в той стороне дом будущего мужа.

Да, гаданий на свете много. Вот самое простое: выйти за ворота, да спросить у первого встречного имя. Какое имя он назовет, такое и будет у жениха. Гадали в святки и в одиночку. Ставила девушка перед собой таз с водой, пускала 2-3 кораблика: один со своим именем, другие – с именами женихов. Чей кораблик догонит ее, тот и будет женихом.

А в полночь начиналось самое страшное гадание. Садится девушка перед зеркалом, по бокам свечи горят. И сидит, не шевелится, внимательно вглядывается в темноту. Не отразится ли чей-нибудь образ? Если он появится, нужно быстро накрыть зеркало платком, иначе, по поверью, кто-то сильно ударит тебя.

(сценка с гаданиями)

1 ведущий:

В деревнях существовало такое гадание: девушка перед сном клала под подушку 4 лучины, сложенные в виде 4-х угольника. Это называлось “класть колодец под голову”. При этом она говорит обычную фразу: “Суженый – ряженый, приди, напои коня!”.

Нередко гадали в банях. Это единственное место, где нет икон. Садились перед зеркалом, зажигали свечи, замирали от страха, вглядываясь до обморока в таинственную тьму. Еще гадали так: приносили курицу, клали перед ней зеркало, кольцо, кусок хлеба, воду. Если она начинала пить воду, то это означало, что муж будет пьяница, если смотреться в зеркало, то муж будет щеголь, а если курица клевала кусок хлеба, то это означало, что муж будет хорошим хозяином.

Ведущие 1 и 2.

1: Но всему, как говорится, наступает конец. С приходом праздника Крещения веселье с ряжеными, гаданием заканчивается у ледяной проруби, называемой Иорданью. Прорубь остужает разгоряченный пыл и смывает все грехи. Дома, постройки, огороды окропляли святой водой, отгоняя от них всякую нечисть.

По преданию Иисус Христос принял крещение в 30-летнем возрасте от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Обряд Крещения – омовения водой символизировал начало подвига Иисуса Христа во имя спасения человечества.

2: Во время Крещения, как свидетельствует Евангелие, Спаситель молился своему Небесному Отцу. Во время молитвы разверзлись небеса, и на Спасителя сошел Святой Дух в виде голубя и послышался голос: “Се есть сын мой возлюбленный”. Так произошло явление Небесного отца Иисуса Христа – Богоявление. Отсюда и второе название праздника – Богоявление. Считается, если в праздник Крещения окрестить человека, то он будет счастливым и его будет хранить Божья матерь.

1 ведущий:

Еще раз с праздником вас! Счастья вам, радости!

2 ведущий:

Любви, терпенья, мира!

(выходит участники и кланяются).

Ольга Костина

«Пришла Коляда, накануне Рождества».

Приобщать дошкольников к народному творчеству. Возрождать русскую традицию празднования Рождества.

/В зале оформлено несколько «домов», в которые будут ходить колядовщики/.

Ведущий: Замёрзли все болота, все ручьи,

Становились быстры реки широки,

Выпадали белы снеги глубоки,

По дорогам не проехать. Не пройти!

Зима – зимушка пришла,

Коней в сани запрягла,

Путь – дорожку вывела,

Лёд на речке вымела,

С берегом связала,

К земле приковала!

Малых ребят,

Красных девчат

На салазки усадила

С горки прокатила!

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Здравствуйте судари и сударушки!

Давно вы нас поджидали,

Праздник без вас не начинали!

А знаете, какое нынче времечко на дворе? Святки – святой праздник. В это время ангелы святые к людям слетаются, все желания их исполняют. Зато и нечистая сила – лешие да черти, ведьмы да кикиморы выходят на белый свет из болот и лесов, честной народ пугают, недобрые игры затевают. Но тот, кто сердцем добр, душою смел, умом ясен, нечистой силы не боится.

На святки был обычай: мальчишки и девчонки, парни и девушки собирались группами, переодевались, /рядились, окручивались/ так, чтобы их нельзя было узнать.

Таких ряженных называли шуликанами, горбушками, колядовщиками, потому что ходили они колядовать – петь колядки /специальные песенки/.

Слышите? К вам гости пришли,

Гости званные, желанные,

Да не с пустыми руками,

А с песнями да частушками,

Хороводами да прибаутками.

/Поют/: Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества.

/дети поют/:

Приходила Коляда накануне Рождества

Кто даст пирога – тому полон хлев скота,

овин с овсом, жеребца с хвостом.

Кто не даст пирога, тому куричья нога.

Коляда, Коляда отворяй ворота

Медные замочки, железные крючочки.

Кто даст пирога – тому двор живота, ещё мелкой скотинки

Числа вам не знать.

Кто не даст лепёшки

Завалим снегом лепёшки.

Воспитатель: Гляньте – ко, сколько гостей к нам пожаловало.

Здравствуйте гости дорогие!

Дети: Здравствуйте, чем вы нас хозяева одарите? Денег мешок, или каши горшок.

Воспитатель: Вот вам угощенье: пряники, медовые, да леденцы сладкие.

Ведущий: Добрые хозяева здесь живут.

Ярче звёздочки светите

Укажите нам пути

Разрешите, разрешите,

Разрешите в дом войти.

Мы пришли к вам хороводом

Прямо к свежим пирогам

Поздравляем с Новым годом!

Низко кланяемся вам!

Воспитатель: Благодарствуем! И вас с праздником, родимые. Будьте здоровы и счастливы.

Ведущий: А сорить тут у вас можно?

Можно, можно.

/дети бросают солому/.

Ведущий: Я мальчик – юльчик

Сел на стульчик.

В дудочку играю

С Рождеством поздравляю!

Кто не даст ни копейки

Завалим лазейки.

Кто не даст нам ватрушки

Сломаем кадушки.

Ведущий: Кто не даст пирога – запрём ворота

Дай на дворе чертей, в огороде червей,

Вшей да мышей, тараканов из ушей.

Ай, овсень, овсень, сеем жито целый день

Свети солнышко нам с неба, чтобы больше было хлеба

Чтоб детишкам для потехи, в лесу выросли орехи

Чтоб снопы были толсты, чтобы лён пошёл в холсты.

Ведущая: Овсень, овсень ты гулял по всем

По заулочкам, переулочкам,

Кому песню мы споём, тому сбудется

Тому сбудется, не минуется.

/песня – игра №Коляда, Коляда, ты, где была?»

Ведущий: Таусень, таусень, подай пирога

Или курку с хохолком, петушка с гребешком

Иль копеечку с копьём, или денежку с орлом.

Ведущий: И охото вам в такой мороз

С печки вставать, петь да плясать.

Уж ты Коля – Николай

Сиди дома, не гуляй

В тёпленьком местечке

С бабушкой на печке.

Тешен, тешен, хозяин повешен

На задний жолоб, за чёрный волос

Волос – то сорвался, хозяин оборвался

О камень зубами, о тын головой, о щепицу бородой.

Ведущий: А не загаднуть ли вам, хозяева?

Ведущий: Загаднуть, загаднуть.

1. В избе – изба, на избе труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе. /ночь/.

2. Снизу полы, сверху – воротник лохматый,

В холод он теплом богатый. /тулуп/.

3. Ящик на коленях пляшет,

То поёт, то горько плачет. /гармошка/.

Ведущий: В лесу выросла, из леса вынесли

В руках играет, людей потешает

/сценка с медведем/.

Цыган: Расступись народ честной

Идёт медведюшко со мной

Много знает он потех

Будут шутки, будут смех.

Цыган: Михайло Иванович, покажи как Маша лихо плещет.

/цыган одевает медведю платок на голову, медведь пляшет/.

Цыган: Уморился, отдохни, Михайло Иванович. Закрыл ли ты двери на ночь? /медведь машет головой

Цыган: Может ждёшь озорника, чтоб помял тебе бока?

/медведь закрывает голову лапами/.

Цыган: А! Боишься? Может ждёшь ребят, чтобы начали кричать?

/медведь садиться на пол, зажимает лапами уши, раскачивается – «у – у – у!»

Цыган: Не нравится, как ребята кричат? А может ждёшь старуху,

Чтоб набила тебе брюхо?

/медведь поглаживает живот, урчит/.

Цыган: Никто не хочет угостить Мишу?

/Дети вешают медведю связку баранок на шею/.

Ведущий: Ух, ух, во весь дух

Попляши Мирон за двух

У ворот солнцеворот

Выходи плясать народ.

Что ж, дорогие красны девицы, да добры молодцы, судари, да сударушки! Славно мы с вами повеселились. Делу время, потехе час.

Придём в гости в другой раз.

Ведущий: Как с хозяйкиного двора

Выходили молодые святки,

Весёлые святки, поклонились, поклонились на четыре стороны.

Святки, весёлые святки.

Ведущий: Как на первую сторону – быть богатому.

Ведущий: На вторую сторону – быть здоровому.

Ведущий: А на третью сторону – быть пригоже.

/кланяются, уходят/.



«ЗАЖГИ СВЕЧУ НА РОЖДЕСТВО»
(Сценарий рождественского вечера)

1 ВЕДУЩИЙ: Рождественский вечерок … Что может быть более трогательным и прекрасным? На столах горят рождественские свечи, их нежное пламя мерцает, манит, заставляет всех нас мечтать о чуде и верить, что жизнь на этой земле дана нам свыше, ведь душа каждого из нас стремится ввысь и не старея с годами, дарит нам надежду на жизнь вечную.

2 ВЕДУЩИЙ: 2000 лет назад в старинном городе Вифлееме, где не нашлось места в гостинице для Марии, ждущей ребенка и ее супруга Иосифа, но нашлось место на скотном дворе, где можно было скоротать ночь, и родился младенец, которого нарекли Иисусом Христом. Верующие люди считают это событие величайшим в истории человечества, а не верующие празднуют рождество как праздник семейного мира, подарков и веселья.

1 ВЕДУЩИЙ: Не все собравшиеся в нашем зале христиане, но каждому хочется зажечь свою свечу, побыть с друзьями, загадать желание на будущее, послушать хорошую музыку, вспомнить любимые поэтические строки.

Ночь тиха… По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят
Ясли тихо светят взору
Озарен Марии лик
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

Так писал Афанасий Фет о рождении Христа… Каждый из вас – автор своих мыслей и чувств. Связанных с рождеством. Они могут совпадать и не совпадать с другими людьми, но главное, что Рождество объединяет всех добром!

2 ВЕДУЩИЙ: Сегодня вечером каждый может зажечь свою рождественскую звезду – свечу. Для этого надо только помочь сделать этот вечер интересным и запоминающимся для всех собравшихся.
Много веков назад праздник Рождества чествовался как восстановление рая на Земле. Существовало поверье, что в рождественскую ночь цветет иерихонская роза. Современная рождественская елка – это символ райского дерева.
Кто же из гостей рождественского вечера поможет мне продолжить легенду о елке?!
«Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма – шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель? Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу заплакала, обильно закапали ее слезы прозрачной смолой…

Эти слезы увидала
С неба звездочка одна
Тихим шепотом подругам
Что-то молвила она…

Что она молвила? Что случилось потом? Продолжайте мой рассказ! Кто лучше всех угадает продолжение легенды, получает право зажечь свою рождественскую звезду и загадать желание.

(После предложенных вариантов)

Верно! Свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она, радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей своей красе.

С тех пор …
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества

Первую свечу у рождественской елки зажигает…, т.е. тот, кто подсказал нам легенду о елочке.
(Музыка, зажигание свечи)

1 ВЕДУЩИЙ: Рождественской елке посвящали свои произведения авторы разных эпох и жанров. Рождественская елка никогда не отбрасывает мрачной тени. В шелесте ее иголок нам чудятся слова: «Доброта, вера, надежда, любовь».
Сегодня мы зажигаем свечу под именем Доброта! Расскажите нам о самом добром дне уходящего года, о добром человеке, о добром слове, которое спасло вас от мрачного настроения. (Интервью о доброте)

2 ВЕДУЩИЙ: Дед Мороз, который приходит к детям России в новый год, это, между прочим, рождественский персонаж, и прародитель его Святой Николас, т.е. в России – Николай Угодник.
Кто из гостей может рассказать о братьях русского. Деда Мороза, например, о Санта Клаусе, ездит ли он на тройке или запрягает оленей?

(После рассказов)

Теперь всех тех, кто поделился с нами мыслями о доброте и о Дедушке Морозе, я прошу подойти к Рождественской елочке и зажечь свою свечу, не забыв загадать желание!

(Музыка)

2 ВЕДУЩИЙ: Рождественская елка – волшебница. Под ней самый скромный человек смело расскажет стихотворение, самый робкий споет или спляшет! Под елочкой и сказку хорошо рассказать, а лучше всего инсценировать.
Мне нужна помощь – пять талантливых актеров: три юноши (мальчика) и две девушки (девочки) на роли богача и его жены, бедняка и его жены, и доброго волшебника. Вы – актеры театра пантомимы Вам нужно слушать мою сказку, которую во многих странах с разными вариациями рассказывают детям, и движением, жестом показывать происходящее в сказке.
Начинаем:
Шел по свету старый волшебник, очень добрый. В самый канун Рождества увидел он бедняка и его жену, их бедный дом и очень удивился, т.к. такой бедности не видел никогда. Но бедняк угостил его последним куском хлеба, а жена налила ему стакан горячего чая без сахара, заваренного травами. Бедняк снял с себя последнюю рубаху и постелил у очага старику, не зная, что он волшебник. Жена бедняка обняла супруга, и они просидели у очага всю ночь, грея друг друга, спать, было не на чем. Утром старик-волшебник поблагодарил их и оставил как бы нечаянно свою поклажу. Вышел и исчез. Женщина выбежала вдогонку, но старика уже не было. А когда ока развернула сверток, из него посыпались золотые монеты. На эти деньги бедняки построили себе дом, новую школу для детей и помогали всем страждущим. Богач увидел новый дом, прибежал к бедняку, и, узнав, что те пустили к себе на ночь старика, стал рвать на себе волосы. А жена богача стала рвать волосы и на себе, и на нем! Они облысели и от жадности умерли, т.к. этого же самого старика они не пустили к себе погреться в канун Рождества. Сказка проста и мораль в вей проста: Будьте, добры к людям!

1 ВЕДУЩИЙ: А сейчас будьте добры, улыбайтесь! Все ваши замечательные актеры зажигают свое свечи! Пусть сбудутся их желания!

(Музыка)
0
2. ВЕДУЩИЙ: Мое желание простое! Давайте поиграем в старинную рождественскую игру – в фанты! Ведущего мы выбираем с помощью простой рождественской считалки!

(Всех желающих выстраивают в большой круг. На каждое слово ведущий дотрагивается до участника в круге).
Рождество, рождество!
Это просто волшебство
Начинаем мы играть
Начинаю я считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем фанты собирать
Будем фанты собирать
Раз, два, три, четыре, пять!

(Собираются фанты другим ведущим)

«Фанту» надо быть актером
И хорошим режиссером!
Все исполнить, рассказать
Раз, два, три, четыре, пять!
В этом круге есть ведущий,
Человек он вездесущий!
Лучше всех он должен знать
Что же «фанту» приказать,
Что у «фанта» попросить
И о чем его спросить!
Я считаю: раз, два, три!
Наш ведущий выходи!

(Игра фанты)

1 ВЕДУЩИЙ: Нашему ведущему «специалисту по фантам» предоставляется право зажечь свою рождественскую свечу! Лучших исполнителям – фантам так же предоставляется такое почетное право.

(Зажигаются свечи, звучит музыка)

2 ВЕДУЩИЙ: Вспомним еще одну забавную рождественскую игру - гадания! Но не те гадания, когда девица сапожок бросает за порог, или воск в воду льет или слушает какое имя будет сказано, чтобы узнать про своего суженого. Это мы оставим для личного пользования. Сегодня игра – угадайка, «золотое колечко на веревочке» хороню, хороню, для своего любимого(ей), храню, храню, кто колечко достает тот меня любимой(мым) назовет».
Колечко на веревочке прячут по кругу. Человек внутри крута, если угадывает, говорит: «Ты моя(й), любимая(ый), ты красивая(ый)» и выходи за круг с тем, у кого угадал колечко на веревочке». Бели не угадывает, становится в круг, а тот, на кого он указал, выходит в центр круга м становятся ведущим!)

(После игры «Колечко на веревочке»)

Образовавшимся парам предлагается зажечь свои рождественские свечи!

(После выступления каждый участник зажигает свою свечу, если нет выступающих, должны быть приглашенные артисты на мини-концерт)

2 ВЕДУЩИЙ: Настало время потанцевать. Рождество – праздник светлый, веселый! Звучит веселая музыка, и ноги сами просятся в пляс.

(Танцевальный блок)

1 ВЕДУЩИЙ (обращаясь к ведущему) : Уважаемый… Я наблюдал, как вы танцуете, и очень хохотал(а). Вот так (пытается копировать) и эдак, и так!!! (смеется) .

2 ВЕДУЩИЙ: Я тоже могу показать, как вы танцевали. И так, и эдак, и вот так (смеется) . Между прочим, наш смех настроил меня другую рождественскую. Игру «Зеркало». Один человек стоит якобы перед зеркалом. Якобы причесывается, поправляет наряд, и даже корчит рожицы, а второй – его зеркало, подражает ему, повторяя все движения человека.

(Игра «Зеркало», зажигание свечей, музыка)

1 ВЕДУЩИЙ: Друзья, какой же рождественский вечер без подарков?!! Санта Клаус посовещался с Дедом Морозом, и послали на наш вечер нечто удивительное: рождественский чулок, очень длинный, в котором есть подарки для гостей вечера, на всех не хватит, но некоторых «удачников» мы выберем с помощью простой рождественской викторины. Тот, кто первый отвечает на вопрос, верно, получает право достать подарок из рождественского чулка!

Итак вопросы:
–Сколько лет Христу? (2000)
– Что означает имя «Иисус» (Бог Спаситель)
– «Иисус» - имя греческое, латинское или испанское? (греческое)
– От какого имени (слова) на иврите образовалось слово Иисус в своей греческой форме Jesus? (Джошуа)
–Как звали мать Иисуса? (Мария)
– Кто первым увидел Христа? (волхвы, пастухи)
– Почему русская православная церковь отмечает Рождество 7 января, а практически весь христианский мир 25 декабря? (Русские отмечают Рождество по старому календарю)
– Какие рождественские блюда популярны во многих странах мира? (из гуся)
– Где видели волхвы (мудрецы) звезду перед рождением Христа на Западе или на Востоке? (на Востоке)

2 ВЕДУЩИЙ: Верно! На Востоке! А мы живем на Дальнем Востоке, и одними из первых встречаем Рождество! (вручение подарков за ответы викторины сразу)

Слава Рождеству светлому!
Слава празднику приветному!

2 ВЕДУЩИЙ: Слава солнцу в небе высокому!
Слава человеку ясному, широкому!

1 ВЕДУЩИЙ: Слава желанному Новому году!
Слава российскому народу!
На Рождество не будем мы прощаться!
Не хочется со сказкой расставаться…
Давайте будем вместе навсегда
И пусть сияет Рождества Звезда!

2 ВЕДУЩИЙ: Свеча, что мы зажгли, частичка той звезды!
Сегодня стал добрее, лучше ты!
Твори себя и жизнь свою в лучах надежды
И верь, что будет жизнь гораздо лучше прежней!

(Музыка, лотерея, игры: жмурки, ручейки и т.д. и т.п.)

Цель: Рассказать детям о празднике Рождества, о народных традициях. Создавать у детей праздничное настроение. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям, доброжелательное отношение друг к другу. Дать каждому ребенку возможность поучаствовать в хороводах, плясках и играх со своими близкими членами семьи. Получать радость от совместных мероприятий.

Действующие лица

Взрослые:

2 пастуха

Дети - ангелы, ряженые

Атрибуты: домик, ваза с еловыми ветками, свечи, поднос, платок, ножницы, сантиметровая лента, книжка, нотная тетрадь, краски, градксник, нитки, монеты, мешок для колядующих, шумовые музыкальные инструменты, маски животных, 3 звездочки, символ коляды, угощение для колядующих.

Репертуар :

Песни: «Новогодний хоровод», «Новогодняя песня».

Танцы: «Танец ангелов», «Круговая пляска», «Пляска приглашение»

игра «Жмурки»

Гадание со свечей, гадание по профессиям.

Под музыку дети входят в хал. Их встречает Хозяйка (ведущая) в русском костюме.

Хозяйка: О, я рада, радёшенька, что опять ко мне пришли. Здравствуйте гости дорогие, гости званные да желанные, рассаживайтесь кому куда залюбуется, в нашей избе места всем хватит.

1-й ребенок:

Покатился рождественский вечер,

Где гаданья, надежды и встречи.

2-й ребенок :

То ни снег, ни метель рассыпается,

Рождество к нам идет, приближается,

С играми да плясками,

С рождественскими сказками.

Хозяйка: И то верно, давным-давно это было, очень много лет назад. В каждой семье в это время готовились к празднику Рождества. Украшали дома еловыми ветками и ставили свечи, чтобы их огонь согревал души. А если кто заблудится в ночи огонек свечи приведет его в наш дом. Ребята, а что такое Рождество?

Хозяйка: Это очень радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

Под музыку входят три ангела, танцуют танец со звездочкой в руках.

1-й ангел

Славьте, славьте,

Сами люди знаете:

Христос родился -

Мир возвеселился.

2-й ангел

Ясная ночь Тихо кругом!

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом,

Свет голубой льется из щелей.

3 - й ангел

Младенцах Чудесный лежит.

Тысячи лет его ждали прихода.

Счастлив тот, кто к нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

Входят два пастуха, обходят зал, встают в центре, опершись о посохи.

1-й пастух

Ох, как труден был путь,

Надо нам отдохнуть.

Вон вдали, свет струится над ним.

2-й пастух

Вот так чудо! Там овцы стояли у нас,

Почему так светло? Я узнаю сейчас.

(бежит в сторону, кричит оттуда).

что я вижу! Младенец чудесный лежит,

Мать склонилась над ним и с улыбкой глядит.

(Подбегает к первому пастуху)

Вот о чем нам ангелы пели в пути,

Надо младенцу поклониться пойти.

1-й пастух

Пойдем! Вон мерцает Большая звезда,

К Младенцу святому ведет нас она!

2-й пастух

Но что падать нам ему от души?

1-й пастух

Вот сыр, хлеб и мед, наверно нужны.

2-й пастух

Я свежего сена для ясель найду, Чтоб было тепло и удобно ему.

Пошли! (уходят)

Хозяйка: С тех пор люди стали праздновать Рождество. В каждой семье пекли пироги, печенья да булочки! А уж песни да хороводы водили - на другом конце деревни было слышно. Давайте и мы с вами встанем в хоровод и споем новогоднюю песню.

« Новогодний хоровод »

Слова и музыка Татьяны Крайниковой

1. Дружно за руки возьмемся,

Возле елки мы пойдем,

Возле елки мы пойдем,

Звонко песню ей споем!

2. Возле елки мы пойдем,

Звезду яркую найдем.

Ты нам руку подавай,

В хоровод скорей вставай!

3. Возле елки мы пойдем,

Гнома бойкого найдем.

Ты нам руку подавай,

В хоровод скорей вставай.

4. Ходит за окном Мороз,

Щиплет щеки нам и нос.

Водит хоровод Зима.

Нам, ребята, не до сна!

5. Дружно за руки возьмемся,

Возле елки мы пойдем,

Возле елки мы пойдем,

Звонко песню ей споем

(дети садятся)

Хозяйка: В ночь перед рождеством дети и молодёжь, нарядившись в вывороченные наизнанку тулупы, медведя, быка, барана, лисицы, Баба Яги, черта, ходили из дома в дом, останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Песни эти назывались колядками. Пора и нам позвать е себе Коляду.

Дети: (хором два раза)Приди, Коляда на кануне Рождества.

Входит Коляда (на боку холщовая сумка), вместе с нею ряженые дети.

Коляда :

Кто звал, вызывал, Коляду кричал?

К вам иду, колядовщиков веду.

Звезда светит нам в пути, Каждый дом надо нам обойти!

Идут по кругу. Подходят к 1-ому дому. Их встречает Хозяюшка с миской конфет и печенья.

Кто подает пирога,

Тому двор живота!

Еще и мелкой скотинки,

А кто не дает лепешки,

Завалим снегом окошки.

Ряженные бросают вверх пшено или снежинки.

Ряженные : (хором 2 раза).

Сеем, веем, посеваем

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка 1 - го дома:

спасибо, спасибо, вот вам награда:

Печенье, плюшки - кому что надо!

С Новым годом! С Новым годом!

Открывай сундучок, подавайте пятачок!

Эй, Овсень! Эй! Овсень!

Хоть оладушек, хоть блин,

Хоть сала клин.

Двоим, троим - давно стоим!

Хозяйка 2-го дома:

Вот пышный каравай,

Его с поклоном получай!

Коляда с ряженными подходят ко 3-му дому.

С Новым годом! С Новым годом!

Хозяин с хозяйкой, слезай с печи,

Зажигай свечи, открывай сундучок,

доставай - ка пятачок!

Хозяйка 3-го дома:

Не плясали и не пели!

Угощенья захотели?

Я корову уберу,

Хлеб я припрячу в стогу,

Курочек под лавку,

Поросят в канавку.

Или уходите,

Или нам пляшите!

Коляда:

Мы плясать то мастера,

Не боимся пляски,

руки в боки, веселей,

То не пляски- сказки!

Пляши не скучай,

Рождество встречай!

Танец « Круговая пляска »

Хозяйка:

Все сюда! Все за стол!

За веселый разговор!

Вкусно да гладко, Сытно да сладко,

Прежде чем за еду приниматься

Надо интересным делом заняться!

Коляда: В рождество самым интересным делом было гадание.

Гадай, девица, гадай

Да судьбу свою узнай,

С кем петь, с кем плясать, С кем в игры играть.

Гадание со свечой

Хозяйка: (руки в боки) Это ещё что за шутки?

Хозяйка: Я вот тебе дам пирожка! Ух! нечистая сила! (грозит кочергой).

Из домика вылетает валенок.

Ах так! Ну, терпенье лопнуло, уж не Чертушко - ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет за домик и вытаскивает из-за печки Черта за ухо ). Вот вам и добрый молодец с хвостом и рожками.

Черт:

я бежал да запыхался,

дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад,

Что увидел вас ребят!

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадет, Тот со мной плясать пойдет!

Игра в « Жмурки »

(чертику завязывают глаза, он догоняет детей)

Коляда:

Кышь, кышь нечистая сила, убирайся к себе в лес! Кышь, кышь, кышь!

Черт убегает.

Хозяйка:

А ух вы вставайте, добры молодцы!

Да поглядите - то, какие красны девицы-

Белолицы, чернобровы, Любую выбирай

Да и пляску начинай.

Пляска - приглашение

Хозяйка:

А теперь самое заветное гадание. Подрастете, найдете себе суженого молодца или красну девицу.

Хотите узнать, кто это будет?

Гадание по профессиям (шутливое)

Всегда в Рождественскую ночь все девушки гадали на суженного ряженого, и мы с вами погадаем. А ну-ка красны девицы выходите, вынимайте из волшебного мешочка предмет и узнаете кем будет по профессии ваш суженный. (в мешочке: расческа - будет парикмахером, стилистом; самолет - летчиком; доллар - банкиром; машинка - новым русским, бизнесменом; пирожное - кондитером и т.д.)

Коляда:

Белый снег белешенький

Застелил дороженьки.

Мы пели и плясали,

Праздник Рождества встречали.

Хозяйка:

Пусть свечи огонек

Согревает нас всех,

и пусть в новом году

звонче слышится смех.

Коляда:

Пусть любовь и добро

С нами рядом живут.

Ощутите друзья,

Теплоту ваших рук.

Песня « Новогодняя песня »

муз. Варламова.

Верим в детстве мы календарю,

Я к окну снежинку прикреплю.

Скоро наступает Новый год,

Значит что-то вновь произойдет.

Длинный серпантин и конфетти,

Новый год мне снова возвратит.

Пусть зеленой елочкой лесной

Луч надежды загорится мой.

В сказку новогоднюю снова загляну,

Подари сегодня мне волшебства страну.

Снежную мелодию, яркие огни.

Сказка новогодняя детство мне верни.

И не гаснут ребятни глаза,

В эту ночь все верят в чудеса.

Чтоб сбылось все в будущем году,

Загадай желание на звезду.

Всех, кто одинок и кто устал,

Пусть закружит новогодний бал.

И вернет, как добрый чародей,

Нам тепло и свет родных людей.

Хозяйка:

Наш праздник окончен, но счастливый год продолжается. Пусть в ваших сердцах Рождество зажжет свою искорку счастья, доброты, и любви друг к другу.

А теперь приглашаем всех на праздничное угощение!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Приложение к Конспекту развлечения "Коляда, коляда, накануне Рождества".

Пояснительная записка

Мероприятие проводится в период новогодних каникул в музыкальном зале или групповой комнате оборудованной интерактивной доской и проектором. Показ презентации и использование интерактивной доски позволит усилить эмоциональное восприятие. Образовательное пространство необходимо распределить на три зоны: перед экраном (с учётом требований СанПиН); рабочая зона, которая включает в себя столы, стулья и оборудование для работы с тестом; свободное пространство для игровой деятельности. Структура непрерывной образовательной деятельности хорошо продумана, каждая часть направлена на решение определённых задач и достижения цели.

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Расширение представлений о традициях и праздниках русского народа.

Задачи приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Познакомить с приёмами изготовления рождественских козуль.
  2. Совершенствовать навыки нетрадиционной лепки из пряного сдобного теста.
  3. Способствовать формированию эмоционального отклика на русские народные песни, хороводы.

Задачи по образовательным областям в интеграции

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Познакомить детей с рождественской традицией русского народа – гадание.
  2. Уточнить знания детей о новогоднем празднике и Рождестве, об их главных символах и о подготовке к празднику.
  3. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, внимание, глазомер.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Способствовать формированию эмоционального отношения к традициям русского народа.
  2. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развитие свободного общения и взаимодействия с взрослыми и детьми.
  2. Воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Используемые методы и приёмы: беседа, метод вопросов, показ презентации, интерактивная игра, художественное слово, мотивирование детской деятельности.

Предварительная работа для педагога: подбор дидактического материала, создание флипчарта и презентации.

Предварительная работа для детей: участие детей в подготовке к новогоднему празднику; разучивание рождественских колядок; просмотр мультфильма «Рождество Христово»; беседа «Что такое Рождество?», разучивание песни «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова, разучивание танца «Русский перепляс», музыка Г. Гладкова.

Оборудование для педагога: интерактивная доска, флипчарт; проектор, ноутбук; глиняные горшочки по количеству детей для гадания, наполненные любым зерном; предметы и игрушки: шприц, расчёска, указка, кисть, машинка, половник, значок полицейского, скрипка, мастерок, весы; готовые козули; противень.

Оборудование для детей: пряное тесто, скалки, доски, формочки для вырезания козуль.

Планируемый результат (целевые ориентиры): ребёнок принимает активное участие в развлечении, проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет; владеет приёмами работы с тестом.

Ход развлечения

Дети входят в зал, воспитатель читает стихотворение:

Воспитатель:

Чистота кругом и свежесть.
Как же хорошо зимой!
Воздух чистый и морозный,
И не хочется домой.

Дети исполняют песню «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова.

Воспитатель: Ребята, в этом году выдалась снежная, морозная зима. Именно на это время года приходятся большие всеми любимые праздники. Какой самый долгожданный зимний праздник вы знаете?

Дети: Новый год!

Воспитатель: Молодцы! А всё ли вы знаете о Новогоднем празднике мы сейчас проверим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Без чего не бывает Нового года?»

Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном.

Игра проводится на интерактивной доске.

Задание

Воспитатель загадывает загадку:
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.

Дети отгадывают загадку и на экране появляется ёлочка.

Задание «Украсим ёлочку»

С помощью маркера детям необходимо развесить игрушки на ветки ёлочки, самые большие игрушки на нижние ветки, игрушки поменьше на средние ветки, самые маленькие на верхние веточки. Если задание выполнено правильно, звучат аплодисменты.

Задание

Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка...

Дети отгадывают загадку и на экране появляется Дед Мороз.

Задание «Колокольчики Деда Мороза»

На ладони у деда Мороза лежат 3 колокольчика. Ребёнок с помощью маркера выбирает один любой колокольчик - звучит мелодия известной детской песенки. Ребёнку нужно спеть отрывок песни. За правильный ответ Дед Мороз хвалит ребёнка.

Воспитатель: Какие вы молодцы!Со всеми заданиями справились!Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества! Как вы думаете, почему он так называется? А, что вы знаете об этом празднике?

Дети читают стихи:

1 ребёнок:

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.

2 ребёнок:

С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.

3 ребёнок:

Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!

Воспитатель: Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения! Хотите я вам расскажу, как праздновали день рождения Христа в старину на Руси?

Просмотр презентации:

Чтение стихотворения:
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения
Пели разные колядки
По дворам ходили Святки,
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили!
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Дети исполняют «Русский перепляс» , музыка Г. Гладкова.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю испечь обрядовое угощение в форме животных, символизирующие плодородие, которое называется козули. Хозяйки пекли их в больших количествах, а потом угощали детей и гостей. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда проходите за рабочие места.

Дети рассаживаются за столы.

Прежде чем мы начнём работать с тестом, нам необходимо подготовить пальчики к работе. Пальчиковая игра «Тесто»

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулачки.
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки, Разгибают пальчики обеих рук.
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно! Гладят живот.

Воспитатель: Козули пекутся из пряного теста, понюхайте, как вкусно оно пахнет. Помните его в руках. Какое оно на ощупь?

Дети: Мягкое, тёплое, липкое.

Воспитатель: Для изготовления козуль нам необходимо пряное тесто, скалка, формочки для вырезания теста в форме животных (коровы, бараны, петухи). Воспитатель показывает предметы оборудования, а дети называют.

Воспитатель: Раскатываем тесто с помощью скалки. Вырезаем с помощью формочки пряник и кладём его на противень.

Показ выполнения работы воспитателем. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. Во время работы детей звучит песня «Рождество» слова: О. Сазонова, музыка: А. Варламов в исполнении шоу-группы «Улыбка».

Младший воспитатель относит выпекаться пряники.

Воспитатель: А пока наши козули пекутся я познакомлю вас с ещё одной рождественской традицией русского народа. На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья. А вы, хотите погадать? Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!

Гадание «Профессии»

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят глиняные горшочки, в которых насыпано зерно. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут в хороводе вокруг стола и произносят слова:

Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!

Дети находят в горшочках с зерном предметы и по ним называют профессию (врач, повар, продавец, строитель, музыкант, учитель, полицейский, водитель, парикмахер, художник), которая им предначертана гаданием.

Воспитатель: А вот и наши козули готовы!

Дети:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!

Воспитатель:

С Рождеством всех поздравляли!
Добра, счастья всем желали,
А теперь пришла пора угостить вас, детвора!

Воспитатель угощает детей козулями.



Публикации по теме