Секреты воспитания дочек: как вырастить счастливую женщину? Как вырастить счастливой дочку.

Наталья Ильина

Растить дочь. Как?

© Ильина Н. А.

© ООО «Издательство „Вектор"», 2006

Слово к читателю

Добрый день, коллега!

Вы удивлены таким обращением? Я – педагог, а вы, быть может, инженер (менеджер, библиотекарь, врач), и тем не менее я обращаюсь ко всем читателям этой книги как к коллегам. И мы действительно коллеги, потому что выполняем тяжелейшую и ответственнейшую работу по воспитанию своих детей, и профессия у нас у всех одна – родители. Так давайте, коллеги, поговорим о проблемах воспитания наших дочерей. Возможно, кто-то свою малышку еще только учит ходить, а кто-то – готовит подарок к свадьбе… Но они, наши дочери, в любом возрасте нуждаются в нашей помощи и поддержке или просто в добром слове, а мы, как это ни печально, далеко не всегда понимаем их и зачастую предлагаем им совсем не то, чего они от нас ждут. К сожалению, секретам удивительной профессии – профессии родителей – нигде не учат: только из рук в руки, от отца – к сыну, от матери – к дочери или… из книг. Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы уже задумались о том, что, воспитывая дочь или сына, обязательно нужно учитывать их природное предназначение.

Я много лет преподаю в школе. Так много, что успела поработать и в математических, и в филологических, и в спортивных классах, и с детьми классов коррекции. В этой работе мне всегда помогал своими советами мой муж – практикующий психолог. Наблюдая за ростом и развитием и своих собственных детей, и ребят-школьников, мы не могли не обратить внимание на то, что девочки и мальчики отличаются по своему мироощущению чуть ли не с пеленок. Когда наши близнецы – дочь и сын – были маленькими, мы купленные им игрушки складывали в один ящик. Они играли ими по своему усмотрению. Сын, какая бы вещь ему в руки ни попала – кукла, кроватка или самосвал, – разбирал их до мельчайших деталей, чтобы посмотреть, как они устроены. Дочь укладывала спать даже самосвал. Теперь уже наши внук и внучка делают то же самое. Очевидно, что это неоспоримое свидетельство заложенного в нас природой естества – мужского или женского. Мы же очень часто судим о поступках своих детей, и дочерей в частности, ориентируясь на некие общие, усредненные понятия, – отсюда и наши ошибки и просчеты в их воспитании.

В этой книге собраны наши многолетние наблюдения как за собственными детьми, так и за школьниками, которые у меня учились; в ней анализируются наиболее типичные примеры поведения девочек в разные периоды их жизни и возможные варианты решения их проблем – от колыбели до построения карьеры. Я сочла также необходимым в первой главе рассказать о базовых принципах воспитания успешных, уверенных в себе детей. Если сегодня вашей дочери всего лишь 3 годика, это не значит, что о проблемах взрослой дочери пока можно не беспокоиться. Скорее наоборот: ведь если родители заранее учтут неизбежность возникновения определенных трудностей на различных ступенях развития и сумеют подготовиться к этому, то проблем будет гораздо меньше как в жизни малышки, так и в жизни взрослой женщины. А начнем мы наш разговор с рассмотрения предназначения женщины и особенностей ее психики.

Глава 1. Особенности женской психологии и воспитание девочки

Особенности поведения

Поведение девочки, девушки и женщины зависит от влияния четырех сильнейших факторов: биологического, психологического, культурного и, так сказать, женского Я. В основе формирования и проявления характерных признаков пола лежат биологические особенности, например темперамент, тип нервной деятельности и др. У большинства мужчин преобладают холерические черты темперамента, а у женщин – сангвинические.

Справка

Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью. И. П. Павлов различал четыре основных типа – один слабый и три сильных: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный. Данные типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанных еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения очень часто используют терминологию, предложенную Гиппократом. Дети с холерическим и меланхолическим темпераментом требуют к себе особо внимательного отношения, так как более других подвержены нервным срывам и развитию нервных заболеваний. Холерики – очень подвижные, меланхолики – очень медлительные, флегматики – спокойные и уравновешенные, сангвиники – уравновешенные и подвижные. Сангвинический темперамент И. П. Павлов считал наиболее совершенным. (Подробнее особенности темпераментов мы рассмотрим в главе 3.)

Мы с вами знаем, что правое полушарие мозга «специализируется» на образно-двигательной деятельности, а левое – на абстрактно-мыслительной. Известно, что женщины – существа правополушарные. Проведенные психологами исследования умственных способностей мальчиков и девочек показали, что у мальчиков более развиты математические способности, а у девочек – эстетические и способности к языкам. Девочки раньше мальчиков различают цвета и оттенки, прочнее усваивают практические навыки и учатся более ровно. Мальчики и мужчины быстрее развивают свою моторику в одной области – в силе и точности действий; девочки и женщины – в тонкости и соразмерности движений и координации действий. У девочек самооценки субъективны, в них делается упор на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты, а у мальчиков самохарактеристики касаются деятельности, реальных событий и явлений. Важно отметить, что достижение независимости не является основной задачей психологического развития женщины. Ее личность формируется и осознает себя в отношениях и связях, а развитие идет по пути все большего усложнения взаимоотношений.

На биологический фактор мы повлиять не можем никак, его нужно просто учитывать в процессе воспитания, на женскую сущность – с трудом. А вот два других фактора (культурный и психологический) во многом зависят от установок и настроений общества, в котором мы живем, и от того, насколько они довлеют над нами, родителями. Будущее нашей дочери зависит от нашей с вами родительской компетенции. Что я подразумеваю под этим утверждением? То, как мы способны анализировать состояние общества и понимать (выбирать) умения и навыки, которые позволят нам жить в этом обществе и подготовить для жизни в нем наших детей. Если мы научим наших дочерей этим умениям и навыкам, дадим развиться их компетенциям, то им удастся не только выжить в этом обществе, но и расцвести. Именно в руках родителей возможность влиять на развитие дочерей вопреки общественным стереотипам. Постараюсь пояснить это на примерах («анализ состояния общества», вероятно, предполагает не только «понимание и выбор» «необходимых умений и навыков», но и формирование мировоззрения, выбор жизненной позиции и т. д.).

Психология женского Я

Мозг женщины «устроен» так, чтобы следить не за объектами и решением каких-либо задач (как это делают мужчины), а за благополучием людей, составляющих ее круг общения (это семья, друзья, сотрудники). Обратите, например, внимание на то, как ведет себя хорошая домохозяйка или хозяйка фирмы: первая старается покупать качественные продукты и следит за тем, чтобы максимально полно удовлетворить потребности каждого члена семьи в зависимости от состояния его здоровья, возраста, интенсивности нагрузок и т. д.; вторая стремится обеспечить своим сотрудникам уверенность в завтрашнем дне: чтобы они могли подумать о школах для своих детей, о покупке квартиры, о лечении родителей и собственном отпуске. Они заботятся о тех, кто рядом с ними.

Девочки помнят не только имена своих друзей, но, если это уже подростковый возраст, – и дни рождения. В основном они играют в игры, где практически нет соревновательности: классики, веревочка и т. д. Если они начинают спорить, то игра останавливается, и довольно часто они меняют ее на какую-нибудь другую, чтобы избежать конфликтов. Для мальчиков же спор – одна из составляющих процесса игры. Девочки меньше, чем мальчики, склонны к открытому противостоянию: они стараются сделать так, чтобы всех устраивали правила игры. Это женщинам дано от природы – стремиться к сохранению целостности группы, как и следить за ее динамикой и взаимодействием в ней и вокруг нее. Некоторые матери, например, всегда знают, где находятся их дети, как будто у них есть некий биологический радар. Это врожденная способность к относительному мышлению – умению видеть целое, выполняя одновременно множество дел. А вот мужчины от природы предрасположены фокусировать свое внимание на какой-либо одной задаче.

© Ильина Н. А.

© ООО «Издательство „Вектор"», 2006

Слово к читателю

Добрый день, коллега!

Вы удивлены таким обращением? Я – педагог, а вы, быть может, инженер (менеджер, библиотекарь, врач), и тем не менее я обращаюсь ко всем читателям этой книги как к коллегам. И мы действительно коллеги, потому что выполняем тяжелейшую и ответственнейшую работу по воспитанию своих детей, и профессия у нас у всех одна – родители. Так давайте, коллеги, поговорим о проблемах воспитания наших дочерей. Возможно, кто-то свою малышку еще только учит ходить, а кто-то – готовит подарок к свадьбе… Но они, наши дочери, в любом возрасте нуждаются в нашей помощи и поддержке или просто в добром слове, а мы, как это ни печально, далеко не всегда понимаем их и зачастую предлагаем им совсем не то, чего они от нас ждут. К сожалению, секретам удивительной профессии – профессии родителей – нигде не учат: только из рук в руки, от отца – к сыну, от матери – к дочери или… из книг. Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы уже задумались о том, что, воспитывая дочь или сына, обязательно нужно учитывать их природное предназначение.

Я много лет преподаю в школе. Так много, что успела поработать и в математических, и в филологических, и в спортивных классах, и с детьми классов коррекции. В этой работе мне всегда помогал своими советами мой муж – практикующий психолог. Наблюдая за ростом и развитием и своих собственных детей, и ребят-школьников, мы не могли не обратить внимание на то, что девочки и мальчики отличаются по своему мироощущению чуть ли не с пеленок. Когда наши близнецы – дочь и сын – были маленькими, мы купленные им игрушки складывали в один ящик. Они играли ими по своему усмотрению. Сын, какая бы вещь ему в руки ни попала – кукла, кроватка или самосвал, – разбирал их до мельчайших деталей, чтобы посмотреть, как они устроены. Дочь укладывала спать даже самосвал. Теперь уже наши внук и внучка делают то же самое. Очевидно, что это неоспоримое свидетельство заложенного в нас природой естества – мужского или женского. Мы же очень часто судим о поступках своих детей, и дочерей в частности, ориентируясь на некие общие, усредненные понятия, – отсюда и наши ошибки и просчеты в их воспитании.

В этой книге собраны наши многолетние наблюдения как за собственными детьми, так и за школьниками, которые у меня учились; в ней анализируются наиболее типичные примеры поведения девочек в разные периоды их жизни и возможные варианты решения их проблем – от колыбели до построения карьеры. Я сочла также необходимым в первой главе рассказать о базовых принципах воспитания успешных, уверенных в себе детей. Если сегодня вашей дочери всего лишь 3 годика, это не значит, что о проблемах взрослой дочери пока можно не беспокоиться. Скорее наоборот: ведь если родители заранее учтут неизбежность возникновения определенных трудностей на различных ступенях развития и сумеют подготовиться к этому, то проблем будет гораздо меньше как в жизни малышки, так и в жизни взрослой женщины.

А начнем мы наш разговор с рассмотрения предназначения женщины и особенностей ее психики.

Глава 1. Особенности женской психологии и воспитание девочки

Особенности поведения

Поведение девочки, девушки и женщины зависит от влияния четырех сильнейших факторов: биологического, психологического, культурного и, так сказать, женского Я. В основе формирования и проявления характерных признаков пола лежат биологические особенности, например темперамент, тип нервной деятельности и др. У большинства мужчин преобладают холерические черты темперамента, а у женщин – сангвинические.

Справка

Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью. И. П. Павлов различал четыре основных типа – один слабый и три сильных: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный. Данные типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанных еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения очень часто используют терминологию, предложенную Гиппократом. Дети с холерическим и меланхолическим темпераментом требуют к себе особо внимательного отношения, так как более других подвержены нервным срывам и развитию нервных заболеваний. Холерики – очень подвижные, меланхолики – очень медлительные, флегматики – спокойные и уравновешенные, сангвиники – уравновешенные и подвижные. Сангвинический темперамент И. П. Павлов считал наиболее совершенным. (Подробнее особенности темпераментов мы рассмотрим в главе 3.)

Мы с вами знаем, что правое полушарие мозга «специализируется» на образно-двигательной деятельности, а левое – на абстрактно-мыслительной. Известно, что женщины – существа правополушарные. Проведенные психологами исследования умственных способностей мальчиков и девочек показали, что у мальчиков более развиты математические способности, а у девочек – эстетические и способности к языкам. Девочки раньше мальчиков различают цвета и оттенки, прочнее усваивают практические навыки и учатся более ровно. Мальчики и мужчины быстрее развивают свою моторику в одной области – в силе и точности действий; девочки и женщины – в тонкости и соразмерности движений и координации действий. У девочек самооценки субъективны, в них делается упор на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты, а у мальчиков самохарактеристики касаются деятельности, реальных событий и явлений. Важно отметить, что достижение независимости не является основной задачей психологического развития женщины. Ее личность формируется и осознает себя в отношениях и связях, а развитие идет по пути все большего усложнения взаимоотношений.

На биологический фактор мы повлиять не можем никак, его нужно просто учитывать в процессе воспитания, на женскую сущность – с трудом. А вот два других фактора (культурный и психологический) во многом зависят от установок и настроений общества, в котором мы живем, и от того, насколько они довлеют над нами, родителями. Будущее нашей дочери зависит от нашей с вами родительской компетенции. Что я подразумеваю под этим утверждением? То, как мы способны анализировать состояние общества и понимать (выбирать) умения и навыки, которые позволят нам жить в этом обществе и подготовить для жизни в нем наших детей. Если мы научим наших дочерей этим умениям и навыкам, дадим развиться их компетенциям, то им удастся не только выжить в этом обществе, но и расцвести. Именно в руках родителей возможность влиять на развитие дочерей вопреки общественным стереотипам. Постараюсь пояснить это на примерах («анализ состояния общества», вероятно, предполагает не только «понимание и выбор» «необходимых умений и навыков», но и формирование мировоззрения, выбор жизненной позиции и т. д.).

Психология женского Я

Мозг женщины «устроен» так, чтобы следить не за объектами и решением каких-либо задач (как это делают мужчины), а за благополучием людей, составляющих ее круг общения (это семья, друзья, сотрудники). Обратите, например, внимание на то, как ведет себя хорошая домохозяйка или хозяйка фирмы: первая старается покупать качественные продукты и следит за тем, чтобы максимально полно удовлетворить потребности каждого члена семьи в зависимости от состояния его здоровья, возраста, интенсивности нагрузок и т. д.; вторая стремится обеспечить своим сотрудникам уверенность в завтрашнем дне: чтобы они могли подумать о школах для своих детей, о покупке квартиры, о лечении родителей и собственном отпуске. Они заботятся о тех, кто рядом с ними.

Девочки помнят не только имена своих друзей, но, если это уже подростковый возраст, – и дни рождения. В основном они играют в игры, где практически нет соревновательности: классики, веревочка и т. д. Если они начинают спорить, то игра останавливается, и довольно часто они меняют ее на какую-нибудь другую, чтобы избежать конфликтов. Для мальчиков же спор – одна из составляющих процесса игры. Девочки меньше, чем мальчики, склонны к открытому противостоянию: они стараются сделать так, чтобы всех устраивали правила игры. Это женщинам дано от природы – стремиться к сохранению целостности группы, как и следить за ее динамикой и взаимодействием в ней и вокруг нее. Некоторые матери, например, всегда знают, где находятся их дети, как будто у них есть некий биологический радар. Это врожденная способность к относительному мышлению – умению видеть целое, выполняя одновременно множество дел. А вот мужчины от природы предрасположены фокусировать свое внимание на какой-либо одной задаче.

Мальчики всегда хотят знать: кто главный, каковы правила и будут ли эти правила действовать. Получив ответы на эти вопросы, они действуют. Девочкам тоже важно знать, каковы правила, но больше их занимает система отношений: включены ли они в эту систему, какое место занимают они в ней, какова природа этих отношений и что необходимо для их поддержки. Природное умение «встраиваться» в систему отношений и понимать, кто на что способен, продемонстрировала наша маленькая дочка, научившись читать самостоятельно.

Мы стремились не загружать ее не по возрасту и не хотели раньше времени приучать к чтению. Но народ в доме был читающий – помимо нас в квартире жили еще и старший брат, и бабушка. И вот она к одному подойдет, спросит, «какая это буковка», к другому, а потом одно слово прочла, другое – так и научилась читать.

Если поступки дочери, независимо от ее возраста, рассматривать с точки зрения ее потребности устанавливать отношения, то можно оговорить пределы допустимого в ее системе и определить последствия развития ее отношений. Тогда ваша девочка будет развиваться и чувствовать себя комфортно. Формирование отношений, которые приносили бы пользу и самой девочке, и окружающим, требует четкости в установлении личностных границ – где начинается Я и где заканчивается.

К сожалению, женщины, по мнению психологов, более подвержены взаимозависимому поведению, чем мужчины. Возможно, что даже физиология их предрасположена к подобному поведению – принимать слишком большое участие в жизни других людей. Если девочка внутренне осознает, где начинается и где заканчивается ее ответственность за себя и других, то это даст ей силы оставаться самой собой, верить в свои способности и возможности и не испытывать чувство вины, если приходится сказать «нет». Девочка, которая четко знает, что ей нравится, а что – нет, чего она хочет и как этого добиться, способна игнорировать полоролевые стереотипы, которые навязывает ей общество или окружение.

У меня училась девочка, которая и после переходного периода сохранила мальчишескую фигуру: стройную, высокую, с узкими бедрами и широкими плечами. От этого, кажется, больше страдала ее мама, чем она сама. Она почему-то все время писала в сочинениях о том, что хочет стать десантником, хотя в жизни вела себя очень робко. По всей вероятности, на нее действовали переживания родителей из-за ее «нестандартности». Я поговорила с ее мамой, и та отвела ее в легкоатлетическую секцию, а чуть позже девочка сама перешла в конькобежную. С тех пор прошло много лет. Она вышла замуж, воспитывает дочку и преподает в спортивной школе.

Если помочь девочке осознать свою индивидуальность и не поддаться давлению расхожих стереотипов, касающихся фигуры, одежды, манеры поведения, то она не позволит и манипулировать собой ни этим установкам, ни людям, которые их провозглашают.

Стереотипы общества
Миф о теле

Как только наш ребенок добирается до телевизора (а происходит это, к сожалению, достаточно рано), на него обрушивается гора информации о том, какой должна быть «настоящая» женщина, каким пользоваться шампунем, дезодорантом, что носить и каковы стандарты форм женского тела. Общество навязывает определенный стереотип в этом отношении. Под звукосветонепроницаемый колпак дочь не посадишь – она все равно рано или поздно с этим столкнется. Если родители не учли фактор влияния рекламы и других воздействий СМИ, девочка с фигурой, не соответствующей проповедуемому стандарту, начинает испытывать комплекс неполноценности, придумывает себе какие-то диеты, ограничивает себя в общении со сверстниками. Поэтому наша с вами задача – научить ее самостоятельно подходить к вопросам здорового веса, красивых форм тела и правильного питания. Мы можем приохотить ее к занятиям физической культурой, которые приносили бы ей удовольствие. Разумеется, сделать это проще, если вы сами или кто-то из ваших близких друзей и родственников поддерживает свою спортивную форму.

Насилие

Мы с вами знаем также, что мир небезопасен, случаи физического насилия в отношении девушек и женщин носят, можно сказать, обыденный характер. Как уберечь, защитить дочь от этого? Психологам давно известно, что люди могут привлечь или оттолкнуть хулигана просто своей манерой поведения на улице. Если в вашей походке читается робость, вы двигаетесь боком, идете, словно извиняясь за то, что занимаете дорогу, то вы просто приглашаете к нападению на вас. Если же вы идете прямо, демонстрируя неприступность и уверенность в себе, – такая манера отпугивает потенциальных нападающих. Что мешает выработке такого ощущения у девочек? Стереотипы общества: девочки беспомощны и нуждаются в защите. Если мы будем их в этом убеждать, то никогда не научим их полагаться в минуту опасности на свои собственные силы и рассчитывать на свои внутренние ресурсы. Мы уже говорили с вами о полезности занятиями спортом для здоровья. Есть еще один важный аргумент в их пользу: будучи физически тренированной, девочка может оказать сопротивление хулиганам или хотя бы убежать. Девочкам нужно развивать физическую выносливость, и опыт занятий спортом – индивидуальным или командным – так же им необходим, как и мальчикам. Физическая сила и выносливость дают девочкам уверенность в себе, повышают самооценку, вырабатывают умение добиваться поставленной цели. Девочки бывают разные: одну хлебом не корми – дай поиграть в баскетбол, волейбол и даже в футбол, так как она получает удовольствие от командных соревнований, а другую просто тошнит от одной мысли, что ей придется бороться за мяч. Присмотритесь к дочери: возможно, ей интереснее будут плавание, гимнастика, теннис… Не имеет значения, какой вид спорта принесет ей хорошую физическую закалку и уверенность в себе. Главное, что эти качества помогут ей избежать любых посягательств. В младшем подростковом возрасте постарайтесь дать ей азы самообороны, так как любое решительное усилие, направленное на то, чтобы дать отпор обидчику: закричать, толкнуть, пнуть ногой, укусить – способно сдержать нападение, если не обратить нападающего в бегство.

Подавленные эмоции

Стереотипы восприятия обществом женщины в гневе как фурии, мегеры, грымзы зашли настолько далеко, что полностью подавили проявление женской ярости. Но ведь эти чувства существуют, от них никто не застрахован. Психологи утверждают, что отказ от глубинных эмоций выводит на сцену другие чувства и действия. И тогда вместо того, чтобы кричать, мы начинам есть; вместо того, чтобы заплакать, принимаем алкоголь; вместо того, чтобы позволить себе пережить тревогу, начинаем бездумно транжирить деньги; вместо того, чтобы признать свое одиночество как реально существующий факт, вступаем в ненужные нам и не приносящие радости сексуальные связи.

Если мы разрешим нашим дочерям испытывать и выражать гнев, то это позволит им жить более полноценной, насыщенной жизнью. Проявление гнева помогает девочке понять, что происходит, сказать о своих чувствах, попросить о помощи или, собрав всю волю, изменить ситуацию.

Право на мнение

«А тебя не спрашивают», «Твое мнение никого не интересует, мала еще» – это варианты, опять же, стереотипного восприятия женщины/девочки, которая тем не менее хочет и может высказать свое мнение. Позвольте своим дочерям говорить о том, что они чувствуют, переживают, что считают важным в своей жизни. Мы с вами уже выяснили, что межличностные взаимоотношения – это основной источник самооценки девушек и женщин. Поэтому наши дочери должны быть уверены в нашей любви, даже когда будут говорить нам о том, чего они хотят или что испытывают в той или иной ситуации. Эту веру в нас, доверие к себе мы должны взращивать в них с самого рождения. Если мы научим их формулировать свои желания и просьбы, искренне выражать свои чувства, не тая их и не прикрываясь маской внешнего спокойствия и благополучия, девочке не придется лгать, лицемерить и приспосабливаться, не надеясь на понимание. Вместо того чтобы быть внешне равнодушными и покладистыми, им не нужно будет приспосабливаться и чувствовать обиду, если их не поймут.

Семейные традиции и установки

Ваш быт. Прежде чем вы будете обдумывать план воспитания дочери, обсудите общую канву жизни вашей семьи. Как вы будете сочетать ваше стремление сделать карьеру с желанием быть хорошими родителями? Кто будет обеспечивать семью, кто – следить за чистотой квартиры и детского белья, кто займется приготовлением еды? Будете ли вы отдавать ребенка в садик и когда? Кто будет отвозить его и забирать? Будете ли вы подключать к решению этих проблем родственников?

Приоритеты. Одинаково ли вы смотрите на методы воспитания дочери и как собираетесь разрешать конфликты между собой?

Игрушки. Какие игрушки нужны дочери? Когда вы будете их покупать? Чему они ее смогут научить, по вашему мнению? Когда понадобятся книжки и какие? Кто будет ей их читать?

Телевизор. Что он значит для вашей семьи? Можно ли от него отказаться? Что вы сами предпочитаете смотреть и собираетесь ли просматривать детские передачи, прежде чем разрешите смотреть их дочери?

Образование. В какую школу пойдет ваша дочь – по месту жительства или вы будете искать что-то другое? Что именно? Частную или государственную? Что вы хотите, чтобы изучала ваша дочь дополнительно к основной программе: иностранный язык, музыку, танцы или занималась спортом?

Медицинское обслуживание. Устраивает ли вас участковый семейный врач (педиатр)? Будете ли вы дополнительно консультироваться у детских специалистов? Как вы относитесь к прививкам?

Отношение к религии. Какие религиозные установки вам ближе? Что вы будете передавать дочери? Как будете отвечать на вопросы о Боге? Собираетесь ли соблюдать религиозные обряды?

Семейные праздники. Какие праздники (Новый год, Рождество, День Победы, Восьмое марта, День защитника Отечества) вы собираетесь отмечать в кругу семьи и как? О каких заслугах перед Отечеством вашей семьи будете рассказывать дочери? С какими родственниками хотите поддерживать теплые отношения?

Образ жизни вашей семьи. Какой ритуал вы будете соблюдать при отходе ко сну: обсуждение дня прошедшего, планов на завтра, сказка на ночь, молитва, чтение книги? Как будет начинаться утро в вашей семье по будням и выходным: зарядкой, бегом трусцой, холодным душем, молитвой, красивым завтраком? Как вы будете одеваться дома: в спортивные костюмы или специальные нарядные костюмы для дома? Как часто вы собираетесь ходить в гости и приглашать друзей к себе? Будете придумывать сценарий праздника или вас устроит в качестве фона (музыкального сопровождения) работающий телевизор (магнитофон)?

Питание семьи. Какие продукты вы предпочитаете? Когда собираетесь делать покупки? Как будете относиться к сладостям? Пиву? Как будете приучать дочку следить за фигурой и уважать свое тело?

Распределение обязанностей. Кто выносит ведро? Кто моет посуду? Гладит белье? Делает уборку? Нанимаете ли вы домработницу? Какие обязанности можно возложить на дочь?

Базовые принципы воспитания

Опека и гиперопека. Все дети нуждаются в том, чтобы родители оберегали их и помогали справиться с ситуациями, представляющими опасность, с которыми они сталкиваются по мере своего развития: мы объясняем малышам, что нельзя брать в рот мелкие предметы, совать пальчики в розетку или играть со спичками. Когда они подрастают и становятся более самостоятельными, мы учим их, как правильно переходить дорогу, объясняем, что нельзя садиться в машину к незнакомым людям. Подростков мы предостерегаем от употребления алкоголя, наркотиков и неразборчивости в половых связях. Разумное ограничение «детской активности» в ситуациях, могущих представлять опасность, и в то же время предоставление им свободы в решении проблем, с которыми они вполне могут справиться самостоятельно, позволяет детям расти и развиваться в относительной безопасности и без каких-либо психологических осложнений.

Но есть другой способ защиты – гиперопека, которая препятствует формированию уверенности в своих силах. Девочки обретают такую уверенность только тогда, когда им предоставляют возможность думать, планировать и действовать самостоятельно. Не стоит торопиться давать советы дочери, пока она не попробует сделать что-то сама, – если вы поспешите, девочка может никогда не узнать о своих возможностях, о том, на что она способна, и, что еще хуже, привыкнуть полагаться на чужое мнение, полностью сняв с себя ответственность за свои поступки и свою жизнь.

Как-то муж гулял с нашей дочерью и не успел ее подхватить, когда она на трехколесном велосипеде въехала в живую изгородь. Колесо застряло, а велосипед завалился набок. Девочка поднялась с земли и стала трясти велосипед, чтобы освободить застрявшее колесо. Когда папа подбежал, велосипед уже стоял на дорожке, а девочку переполняла радость победы.

Вот что я имею в виду, когда пишу, что надо давать возможность девочке самой принимать решение и его осуществлять – с самого раннего детства.

В одной из предыдущих статей была затронута тема воспитания мальчиков, поэтому будет целесообразно поговорить и о воспитании девочек, которое тоже обладает определенной спецификой. В данной статье вы найдете 10 советов, которые помогут вам наладить общение с дочкой и воспитать из своей малышки уверенную в себе девушку:
1. Будьте для своей дочери наставником, а не судьей! Наставник верит в своего подопечного, вселяет ему уверенность в свои силы, подталкивает к совершению смелых поступков, хвалит, критикует (только поступки, а не самого ребенка!) и устанавливает границы. Дети, в свою очередь, легко идут на контакт со своими наставниками, так как они считают их частью своей команды. Родители-судьи, напротив, направляют все свое внимание на недостатки и проступки ребенка и считают своей главной задачей выбор подходящего наказания. Такое поведение вызывает у детей чувство, что родители их не любят, которое, в конечном счете, заставляет малышей отдаляться от своих самых близких людей.
2. Постоянно говорите своей дочке о важности таких качеств, как ум, трудолюбие, независимость, сочувствие, упорство в достижении своих целей и т.д. При этом не преувеличивайте роль внешности. Девочка должна понимать, что внешность все равно увядает с годами, в то время как душевные качества всегда остаются с нами.
3. Если вы являетесь счастливым родителем и дочки/дочерей, и сына/сыновей, не бойтесь предъявлять к девочке настолько же высокие требования, что и к мальчику. Например, внушите дочери, что она тоже должна получить образование, что женщина может добиваться не меньших высот, чем мужчина, и т.д.
4. Научите свою дочку соревноваться, поощряйте ее радость от победы, но не позволяйте ей побеждать постоянно. Помните о том, что победа дает уверенность в себе, а поражение закаляет характер.
5. Не заставляйте свою дочку занимать активную социальную позицию. В подростковом возрасте многие девочки чувствуют себя аутсайдерами, они могут считать, что общество не способно их понять. Помогите дочери почувствовать себя комфортно в том состоянии, в котором она находится в данный период ее жизни, и постарайтесь направить ее мысли на нечто позитивное, например, на ее увлечение музыкой/театром/наукой/спортом и т.п.
6. Поощряйте участие своей дочки во всей мероприятиях для девочек. Если вы видите, что из-за присутствия мальчиков ваша дочка теряет уверенность в себе или чрезмерно отвлекается от занятий, подумайте о том, чтобы перевести ее в класс или школу только для девочек.
7. Станьте для своей дочери примером для подражания: постоянно развивайтесь во всех отношениях, продемонстрируйте подрастающей леди, что обучение и развитие актуально на всей этапах жизни и что учебный процесс может приносить удовольствие. Однако, как бы заняты вы ни были, каждый день находите время, чтобы пообщаться со своей дочерью, узнать, как у нее дела.
8. Позаботьтесь о том, чтобы ваша дочь читала книги или смотрела фильмы об успешных женщинах – перед ней всегда должны быть хорошие примеры, к которым ей хотелось бы стремиться.
Начиная с дошкольного возраста, развивайте математические способности своей дочери. Это положительно скажется на ее мышлении в будущем. Также очень полезно развивать ее пространственное воображение. Для этого используйте пазлы, игры, конструкторы и т.д.
9. Путешествуйте всей семьей. Путешествия способствуют укреплению детской самооценки, улучшению семейных отношений, а также они являются для детей своего рода приключениями, которые расширяют их кругозор и делают их и вашу жизнь более интересной.

Счастье - один из атрибутов истинной женщины, уверяют эксперты. И огромное влияние на то, будет ли девочка счастлива во взрослой жизни, оказывает воспитание и самооценка, заложенная родителями еще в детстве.

О том, как воспитывать девочку, можно ли вырастить из нее истинную женщину и какое влияние оказывает каждый из родителей на жизнь своей дочери, психотерапевт Андрей Булах рассказал сайт.

«Благодаря отцу девочка начинает доверять мужчинам»

Ирина Демехина, «АиФ-Урал»: Андрей Петрович, истинная женщина - кто это и какой она должна быть?

Андрей Булах: С точки зрения современности, женщина должна быть счастлива в отношениях, чтобы у нее была гармония с партнером, детьми и вообще с окружающими. Кроме того, она должна быть эффективна как личность, реализующаяся и в личной жизни, и в любимом деле. Говорить о том, что женщина должна сидеть дома, заниматься хозяйством, равно как говорить о том, что она должна полностью уходить в работу, бизнес - это две крайности. Поэтому истинная женщина - это та, которая находит оптимальное соотношение между личной жизнью и работой.

Также есть еще один важный момент. Истинная женщина - та, которая чувствует себя счастливой вне зависимости от того, есть у нее партнер или нет. К сожалению, часто бывает так, что женщина, чувствуя себя несчастной, думает: «Вот в мою жизнь придет мужчина и сделает меня счастливой». Но это, как правило, заблуждение. Потому что никому из мужчин не хочется общаться с «женщиной с проблемами», подсознательно они ищут ту, у которой все хорошо. Поэтому, прежде всего девушка должна обрести гармонию, счастье, уверенность в себе, в том числе - в профессиональном плане. И это во многом зависит от того, как ее воспитывали. Если девочка получила в детстве правильное воспитание, как правило, у нее не возникает проблем ни в отношениях, ни на работе, ни в жизни в целом.

- В воспитании, прежде всего, важна мама? Или отец тоже имеет значение? Какую роль он играет?

Есть четкие принципы воспитания девочек, которые известны еще с древности. Безусловно, в первый год жизни больше важна мама. Тут задача папы - помочь своей жене, снять с нее заботы, дать ей возможность восстановиться, давать ей эмоциональную поддержку. Не стоит требовать от нее выполнения домашних обязанностей наравне с заботой о ребенке. Когда мужчина чувствует, что женщина устала, если он не может помочь сам, то, по возможности, должен организовать помощь со стороны - бабушек и дедушек или няни. Идеальный вариант - когда папа с утра забирает ребенка и идет с ним гулять, тем самым он дает возможность маме поспать лишний час, который ей необходим для восстановления сил.

А вот после года огромное значение уже имеет и папа. Ребенок - неважно, мальчик или девочка - очень чётко дифференцирует мужчин и женщин по многим критериям. Для него важно понимание разницы между представителями двух полов. Тут, конечно, примерами для малыша будут мама и папа или, допустим, бабушка и дедушка. В случае с девочкой она будет осознавать, что отличается от папы - то есть всех мужчин - внешностью, прической, запахом и рядом других признаков, будет понимать, что она девочка. Это первый и важнейший этап - осознание собственной половой принадлежности. Для девочки первым мужчиной всегда будет отец. Если он заботится о девочке, относится к ней, как к принцессе, тем самым он дает ей ощущение доверия к мужчинам, безопасности и понимание того, что отношения с противоположным полом ей не навредят.

Девочку нужно воспитывать как нежный цветок, о ней нужно всячески заботиться. Поэтому у женщины, которая в раннем возрасте получила много материнской и отцовской любви, не возникает дефицита этого чувства. Если этого не было или было недостаточно, она потом будет пытаться дополучить эту любовь за счет каких-то других аспектов, допустим, стараясь угодить мужчине, чтобы он ее любил. И именно недостаток родительской любви может привести к заниженной самооценке уже взрослой женщины. Она может считать, что ее не за что любить, могут появиться сомнения в собственной привлекательности.

Некоторые родители спрашивают, не избалуют ли они девочку своей опекой. На самом деле, нет, девочку нельзя этим избаловать, по своему развитию она все равно автоматически будет проявлять заботу, важно, чтобы был объект заботы. Чем больше она любви получила в детстве, тем проще ей будет потом отдавать любовь. Поэтому в вопросе воспитания, конечно, важно, чтобы воспитанием занимались оба родителя.

- А если, например, семья неполная, не было отца?

Если отца нет, то в любом случае есть какой-то другой мужчина - дедушка, дядя, брат или же друзья мужского пола, которые окружают маму. Идеальный вариант - когда девочка с детства получает мужское внимание в достаточном количестве. Конечно, во многом это зависит еще и от матери, которая часто сама боится получать внимание со стороны мужчин.

Если женщина воспитывает девочку одна, конечно, ей сложно совмещать роли и папы, и мамы, поэтому лучше пусть она будет только в роли матери, не нужно пытаться входить в роль отца. А если не хватает мужского внимания, лучше отдать ребенка в какую-нибудь секцию или кружок, где есть преподаватель мужчина. Важно, чтобы он вызывал у вас доверие, был счастлив в семье и у него были свои дети, желательно девочка.

Еще очень важно, чтобы мама, которая одна воспитывает девочку, формировала в ней уважение к мужчине. Практика показывает, что проблема многих матерей - это обиды на мужчин, а иногда на весь мужской род, в том числе из-за того, что не сложились отношения как минимум с отцом ребенка. Естественно, дочка перенимает обиды, агрессию по отношению к мужчинам, что может помешать ей строить отношения в будущем. К счастью, многие женщины осознают эту ответственность перед дочерьми и стараются менять свое отношение к мужчинам (есть множество способов это сделать), чтобы не передавать своей дочке негативное отношение к мужчинам.

«Воспитывая девочку, мама должна вспомнить о своей женственности»

Если у мамы есть ярко выраженные мужские черты характера, может ли ее дочка вырасти истинной женщиной? Или она неизменно пойдет по тому же пути?

Все зависит от поведения мамы. Если у мамы произошла полоролевая деформация, она лидер, командир, то, конечно, и девочка приобретет определенные черты поведения мамы. Но если мама осознает свою особенность и хочет вырастить из девочки истинную женщину, ей надо в детстве дочку направлять не туда, где формируется боевой характер, например, в спорт, а в кружки, где развиваются девические черты, - рисование, вышивание, лепка, народное творчество. Необходимо покупать своей дочке красивые платьица, красивых кукол, одевать ее как принцессу, подчеркивать нежность и воспитывать в заботе и любви, а не готовить к суровым «трудностям жизни».

Конечно, важно еще и то, что мама сама должна вспомнить о своей женственности, ведь дети, в первую очередь, воспитываются примером, а не словами. Поэтому если женщина, у которой есть подобная трансформация, будет девочку правильно воспитывать, то ее дочь вырастет совершенно иной, будет намного мягче, и, как правило, счастливее в отношениях.

Обязательно ли девочка должна иметь чисто женские увлечения? Если она, например, будет заниматься мотоспортом, сможет ли она вырасти истинной женщиной?

Ограничений по тому, чем она будет заниматься, нет. Кому-то хочется на мотоцикле ездить, а кому-то лепить и рисовать. Но в раннем возрасте маленькой девочке все-таки лучше иметь более девичьи занятия. Потому что это у нее формирует модель, представление, как себя вести. В более старшем возрасте она может заниматься чем угодно. Хотя мои наблюдения говорят о том, что если девушка выбирает мужские увлечения - тот же мотоспорт или все, что связано с военной подготовкой, это чаще всего говорит о том, что у нее был или слабый папа и сильная мама, или же, например, в семье хотели мальчика, а родилась девочка. Папа очень хотел сына, но на свет появилась дочка, и он с детства начинает водить ее в разные секции, они вместе чем-то занимаются, из нее, по сути, воспитывают мужчину. Или же это может говорить о том, что папа, наоборот был очень сильным, например, военным. Поэтому девушка поступает в военизированное училище, по сути, становится, мужиком в юбке - такой ее формирует, в том числе среда учебного заведения. Естественно, у нее могут возникать сложности в формировании отношений. Потому что она ищет еще более сильного мужчину, а он может проявлять агрессию, у них возникает конфликт - она жесткая, а он еще жестче, а слабых мужчин она часто подавляет.

Вне зависимости от того, чем девочка занимается - спортом, боевыми искусствами или летает на самолете, ей нужно встретить того, кто примет ее и увидит в ней женскую сущность. У сильных женщин ведь часто есть проблема в принятии. Сильные мужчины с ней борются, а слабые ее избегают, потому что боятся. И многие не понимают, что внутри-то она нежная девочка. Тот мужчина, который смог рассмотреть в ней женскую часть, с ним она становится заботливой, внимательной. И, как правило, для длительных отношений они выбирают мужчин, которые старше них на 10 и более лет, потому что их можно уважать за знания, опыт, мудрость, им проще подчиняться и такие мужчины лучше понимают и принимают их особенности.

- Но она ведь может вступать в отношения с более старшим мужчиной и в том случае, если у нее не было отца?

Компенсация, безусловно, тоже может быть. Девочка, выросшая без папы, который бы мог дать ей любовь и заботу, может вступать в отношения, особенно первые, с мужчиной, который заменит отца. На каком-то этапе возникают конфликты, потому что отношения «родитель-ребенок» не подразумевают под собой интимные отношения и такие отношения могут разрушиться. Но, как правило, если мужчина сам достаточно гармоничный и мудрый, он дает ей заботу, внимание, и девушка в этих отношениях действительно дозревает, но если при этом у них складываются гармоничные сексуальные отношения, тогда пара может прожить вместе всю жизнь.

«В девочке нужно с детства формировать ощущение привлекательности»

- А как воспитать в девочке уверенность в себе?

Девочке с детства важно получать подтверждение собственной значимости, привлекательности, что она красивая, умная, талантливая, тогда она станет успешной. А говорить ей, что она неумеха, бестолковая или лентяйка, не стоит. Мотивация через негатив крайне нежелательна для женщины. Большинство девушек, глядя в зеркало, к сожалению, видят свои недостатки. Далеко не каждая скажет, мол, здесь, конечно, можно немного подправить, но в целом все хорошо. Если родители с детства в девочке формируют ощущение привлекательности, риск развития комплексов в будущем сокращается многократно.

По отношению к девочке нужно проявлять заботу, восхищение. Причем важно, чтобы ей мужчины об этом говорили. Ведь девочку женщиной в психологическом плане делает мужчина. Ставить цель для девочки - получить хорошее образование или оценку - не так важно, она всего этого добьется и так, потому что старательна по природе. Но если ей дать эту уверенность в себе, она будет учиться еще лучше.

Когда на прием приходят семьи, в которых девочка плохо учится, как правило, выясняется, что она просто закомплексованная и неуверенная в себе, она боится отвечать на уроках. Но когда с ней начинаешь работать, успеваемость в школе значительно повышается. Если постоянными упреками родители запугали девочку, она может делать ошибки просто со страху. У нее в подсознании заложено мнение о том, что она недостаточно хороша, и она получает это подтверждение со стороны окружающих.

- Как тогда правильно хвалить девочку?

Есть принципиальная разница между тем, как хвалить девочек и мальчиков. Девочку хвалят за то, что она есть, это, так называемая любовь-забота. Ей нужно говорить: ты прекрасна, красива. Ее не хвалят за поступки и действия. Если мама говорит, мол, ты молодец, за то, что та прибралась, девочка будет считать, что для того, чтобы ее любили, она обязана совершать какие-то действия, и этой моделью поведения она будет пользоваться во взрослой жизни. И такая девочка в будущем может удивляться: почему ее мужчина любит, хотя она еще ничего для него не сделала. Кстати слово «молодец» все же мужское, для девочек, пожалуй, больше подходит «умница». А мальчика нужно хвалить за действия, что он помог, сделал что-то полезное и нужное. Тогда он начнет понимать, что его любят за то, что он действует. В этом случае он будет стараться что-то делать в отношении семьи, мамы, жены, детей. У нас, к сожалению, сейчас идет перекос. У девочек формируют модель - «ты должна», «действуй».

- Нет ли риска, что девочка вырастет эгоисткой?

Чтобы она не выросла эгоисткой, ее надо научить заботиться о других. Если в семье есть другие дети, то девочка сама начинает о них заботиться, главное, ее в этом поддержать. Если нет второго ребенка, нужно, чтобы девочка научилась заботиться о ком-то - это могут быть животные, куклы, другие дети в коллективе. Для девочки важно, чтобы был кто-то. Эгоисткой она может вырасти, только если ни о ком не заботится и чаще это единственные дети в семье, которых все баловали, и не научили нести ответственность за других.

- Может ли девушка превратиться в истинную женщину в более старшем возрасте?

Конечно, это возможно. Все зависит, от того, что конкретно не устраивает девушку. Если есть сложности с проявлением женственности, то существует огромное количество специальных методик, недаром огромной популярностью пользуются различные тренинги и семинары на эту тему. Если есть проблемы с самооценкой, завышенная или заниженная, то в зависимости от ситуации можно использовать различные терапевтические методы.

Но с учетом особенностей женской психологии, наиболее быстрые эффективные изменения происходят, когда девушка попадает в коллектив, где есть гармоничные и счастливые женщины, которые своим примером показывают, что такое истинная женщина, и девушка меняется, подражая им. Но чем старше становится женщина, тем сложнее себя изменить. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего возраста девочка видела пример такого поведения, лучше всего у мамы, так как самые важные вещи закладываются в первые пять лет жизни.

Каждая мать хочет, чтобы ее дочь выросла хорошей, умной, счастливой и успешной, чтобы она была счастливее, чем она сама. Каждая мать боится за свою дочь, чтобы она не пошла по плохому пути.

Воспитание девочки до 3 лет.

С рождения каждая женщина старается окружить свою дочь любовью, заботой и вниманием. В этом возрасте малышка начинает познавать мир. Она учится вместе с родителями делать первые шаги, учится разговаривать. Родители должны постепенно приучать к порядку, к режиму дня и к дисциплине. Для детей родитель - авторитет. Они стараются подражать взрослым. Поэтому родители должны быть хорошим примером.

Дети старше трех лет начинают хитрить и манипулировать взрослыми.

В этот момент необходимо быть начеку. Девочкам в этом возрасте необходимо прививать чувство вкуса. Учить, как нужно ухаживать за игрушками, одеждой и обувью. Как правильно сидеть за столом. Когда можно баловаться и шутить, а когда нужно быть серьезнее. Старайтесь больше общаться, говорить обо всем, о чем она спрашивает.

Если ребенку не уделять внимания, он может замкнуться. В силу своей занятости многие родители позволяют ребенку часами сидеть у телевизора или компьютера, тем самым нанося вред ребенку. Никакие гаджеты не заменят живого общения. Проявляйте любовь по отношению к детям, к мужу, родителям. Оказывайте знаки внимание и уважения в отношении родных и близких.

То в какой обстановке находится и растет ребенок, имеет большое значение. Многие мамы совершают ошибку, хотят вырастить хорошую хозяйку и грузят девочку домашними делами. Все должно быть в меру и в удовольствие.

Дети в этом возрасте должны посещать детский сад. Это важный этап в развитии ребенка. К посещению детского сада нужно заранее готовиться. Чтобы адаптация в садике была успешной. Заранее необходимо придерживаться распорядка дня. Питание дома должно быть максимально приближено к рациону питания в детском саду. Необходимо исключить употребление пищи перед телевизором или компьютером. В детском саду ребенок развивается, общается с другими детьми, готовится к школе.

В школе девочки более внимательны и прилежны.

Для них в этот период много значит похвала и хорошие оценки. Поэтому они очень старательны. Очень важно родителям поддерживать ребенка в его начинаниях.

Еще к этому возврату у девочек появляются подружки. Родители должны поддерживать дружбу, интересоваться проблемами ребенка. Ведь наверняка бывают ссоры или разногласия между детьми на улице или в школе. Пусть даже незначительные. Находите время поговорить о них с дочкой.

В первых классах девочки начинают дружить с мальчиками. Не нужно препятствовать этому, усмехаться или иронизировать. Ведь в жизни вашей дочки это первый опыт общения. Помогайте ей, учите правильному поведению.

Не стоит забывать про секции. Не нужно навязывать ребенку ваше желание, например, стать великой пианисткой или олимпийской чемпионкой по гимнастике. Пусть пробует, пусть определяется сама. Предлагайте теннис, плавание или танцы. Возможно, у девочки хороший голос и есть желание петь, а может она хорошо рисует, запишите ее в художественную школу.

Девочки подростки доставляют много хлопот родителям.

Нужно запастись терпением, оставаться авторитетом. Подростками считаются дети с 10 лет. Необходимо оставаться требовательным. Следить и контролировать учебу, секции, свободное время препровождение, интересовать жизнью девочки в интернете и так далее. Рассказывать об осторожностях и мерах безопасности.

Расскажите примеры о своей подростковой жизни. Пусть дочка учится на ваших ошибках. Расскажите, как вы переживали, и что произошло в той или иной ситуации. Тем самым девочка-подросток обязательно оценит вашу откровенность. Главное, не потерять контроль и не утратить доверие девочки.

В этом возрасте дети хотят отличаться от своих сверстников. Для них важными могут быть модные вещи, красивая обувь или гаджеты. Задача родителей по возможности постараться, чтобы со временем дочка имела все значимые для нее вещи. Чтобы у девочки не развились комплексы, родители должны следить за ее весом, качеством волос, кожи и зубов. При желании все можно исправить.



Публикации по теме