Семейные традиции подготовки к рождеству. Как готовились к Рождеству наши предки

В нашей традиции есть представление о том, что к великим вехам ведет великий путь. А что значит «подготовиться к празднику»? Дети обычно отвечают: значит, привести все в порядок — надо дом убрать, украсить. А если мы при этом друг другу нагрубили, обидели, будет у нас праздник? Оказывается, еще душу в порядок надо привести. И поэтому Рождественский пост — это время приготовления души к радостному восприятию праздника. А для педагога, работающего с дошкольниками, — это возможность поговорить об очень важных вещах.

Звездочки радости

Ожидание делает праздник праздником. И это нужно использовать как определенный методический прием, наполняя занятие смыслами, связанными с содержанием праздника. И когда ребенок узнает эти смыслы, он становится на «ты» со своей традицией, он понимает пространство храма, понимает язык изображений.

Когда мы говорим с малышами, им сложно объяснить, что постом нужно стать лучше. Ведь каждый из них себя воспринимает хорошим. И неслучайно в Церкви принято исповедоваться с семи лет. Это значит, что для того чтобы мужественно сказать в семь лет о себе плохое, у ребенка к этому времени должно сформироваться четкое различение добра и зла и понимание, что зло не вне его, а что оно прорастает в его сердце и он хочет с ним бороться. Сколько у педагога дошкольного образования времени, чтобы воспитать это понимание? С трех до шести лет, у семьи — семь лет.

Поэтому с малышами мы говорим не о том, что нужно стать лучше за пост, а о том, что нужно мамины улыбки видеть чаще, чтобы радости в доме прибавлялось. И о том, что для этого нужно сделать, а что делать нельзя. Поэтому, готовясь к празднику, мы зажигаем звездочки на календаре Рождественского поста. Мы становимся на эту дорогу, чтобы к празднику принести радость. Перед ребенком открывается путь, большая задача, и жизнь становится осознанной.

В первый день Рождественского поста, 28 ноября, зажигается маленькая звездочка, которую еще надо отыскать. Но то, что она появилась на окошке студии или на потолке, это весть о том, что наступило особое время. А для педагога это повод для целого спектра видов деятельности вместе с детьми.

Звездочка зажглась, и это наш первый шаг к светлому празднику, который будет, когда мы сделаем 40 шагов. Мы идем к празднику Рождества. А что это за слово такое — «рождество»? День рождения. А что же это за День Рождения, который собирает столько людей по всему миру? Даже ночью люди приходят в храм, чтобы отметить этот праздник. И начинаем мы с беседы о Вифлеемской звезде, глядя на икону.

После беседы дети делают звездочки. Подмечают вокруг себя то, из чего соткана добрая ткань жизни, и учатся за это благодарить. Каждый день мы садимся с детьми в круг, ставим икону, зажигаем фонарик, создавая атмосферу доверительного общения. И обсуждаем: как мы готовимся к празднику? Зажигаем звездочки добрых дел на небе. А небо нарисовано на листке ватмана, там же снежное поле, по которому вьется дорога поста. Недели на ней отделяют верстовые столбики или елочки, мы можем двигаться по ней на саночках, а впереди нас ждет часовенка с закрытыми дверями. Но если открыть их и подглядеть, то можно увидеть икону Рождества.

Вестники праздника

Каждую неделю мы узнаем что-то новое о Рождестве. У каждого праздника есть свои вестники, мы делаем их своими руками. Первый вестник — звезды, которые позволяют нам говорить о чуде Вифлеемской звезды, о том свете, за которым встали и пошли мудрецы из дальних земель. И мы на эту звезду смотрим и помним о Том, Кого нам надо искать. Звезды выполняем в разных техниках. То есть не просто сделали звездочки и ангелочков, а объединили все в единый рассказ, провели системное занятие.

Следующие вестники — Ангелы. Если каждый сделает одного ангела и повесит его на обруч из ветвей березы, перевитый голубой лентой, то получится целое ангельское воинство. Мы обсуждаем с детьми, что за крылатые существа изображены на иконе. Это Ангелы, а «Ангел» значит «вестник». В Библии говорится о том, что Ангелы приносят людям вести от Бога. Рассматриваем иконы Благовещения, Рождества, Воскресения Христова, обсуждаем, какие вести принесли Ангелы, читаем Евангелие.

Наша приуготовительная к Рождеству традиция вся поющая, вся мелодичная. Ведь христославия — это не только те радостные песни, которые могут быть исполнены, когда праздник уже наступил. Есть множество христославий, которые не столь бодрые и танцевальные, потому их можно начинать петь уже постом. Они более мелодичны, напевны, и в них разворачивается вся история Рождества:

Пастухи у стада

В эту ночь не спали,

Святый Ангел прилетел к ним,

Из небесной светлой дали.

Страх объял великий

Тех детей пустыни.

Он сказал им: «О, не бойтесь -

Всему миру радость ныне.

Ныне Бог родился,

Людям во спасенье;

Вы пойдите, посмотрите

На великое смирение».

Нужно подобрать христославия, которые сопровождали бы занятия, помогали вам рассказывать истории, сплетать их между собой, чтобы не было отдельных уроков, а было единое занятие.

В вышине небесной

Много звезд горит,

Но одна всех ярче

Радостью блестит.

То звезда Младенца

И Царя царей -

В ясли Он положен

Матерью Своей.

И волхвы с востока

За Звездой идут,

И дары с любовью

Господу несут.

Мы делаем на рукоделье дары и беседуем о волхвах, которые всю мудрость свою сложили к ногам Младенца. Потому что Сам Бог пришел на землю. И мы с детьми тоже делаем дары тем, кого любим. Причем делаем это втайне от родителей, прячем подарки в шкатулки и мешочки. Дети это очень любят, но их нужно научить дарить, радоваться этому не меньше, чем когда подарок дарят им.

Обязательно обсуждаем с детьми: почему на Рождество наряжают елку? Потому что вечнозеленые ветви ели — это напоминание о том, в какую жизнь открывает дорогу Своим Рождеством и Воскресением Христос — в жизнь вечную, которой конца не будет. Со всех деревьев листочки опадают и напоминают нам о бренности. А елка говорит о вечности. Поэтому мы украшаем елки в храме и дома. Круг из веток ели, который принято делать на Западе, — тоже символ вечности, бесконечности. Напоминание: «Человек, ты в вечности живешь. Найди туда дорогу». Потому что есть два пути — принять Того, Кто нам эту дорогу открыл, или отвергнуть. И каждый человек свой путь выбирает.

Скоро наступит Рождество…

Прежде чем рассказать о Рождественском вертепе, который мы тоже делаем с детьми, хочу отметить, как важно ответственно отнестись к выбору вертепной истории. Очень часто преподаватели, почувствовав, что в нашей традиции заложено что-то такое, что им в помощь, начинают неизбирательно относиться к традиции. А ведь что такое культура? Это поле неоднородное, и растут там и прекрасные маки, и целебная мята, и чертополох, а пустоцветов сколько! В этом поле нашей культуры — и матерные частушки, и скабрезные анекдоты, и порой непростые отношения между старшими и младшими. Все это есть наряду со многими прекрасными и замечательными явлениями. Культура — это поле ценностей и смыслов, она помогает человеку быть человеком, народу быть народом. И нам, педагогам, надо брать то, что этому ядру ценностному не противоречит.

Сюжет традиционной вертепной истории, которую радостно выбирают многие педагоги, состоит в следующем. К царю Ироду приходит мать Рахиль и говорит: «Твои воины хотят убить мое дитя. Дай ему хоть три денечка пожить». А Ирод отвечает: «Да я и трех минут не дам». Мать просит два дня, потом один. Ирод отказывает и отдает приказ воину. Воин за сценой убивает дитя. Потом идет песня-плач Рахили. А потом эта сцена повторяется в зеркальном отображении, когда к Ироду приходит смерть. Царь просит три дня, два, один. А смерть подхватила царя и в ад унесла. Так вот, я убеждена, что эта история не для дошкольников. Потому что мы говорим о радости Рождества, о светлом празднике. Потому что наша православная традиция окрыляет человека, Небо ему открывает. Наша вера знает страх Божий, но не в том житейском, упрощенном понимании. А эта история не о радости. Ее можно рассказать уже более старшим детям, но не как основное повествование о празднике.

Рождественский вертеп тоже может помочь нам построить разговор с детьми. Как правило, преподаватели показывают на праздник вертепное представление. Но ведь вертеп — это тоже повод для целого ряда видов деятельности. После разглядывания иконы мы начинаем с детьми творить вертепное пространство. Взяли коробку из-под телевизора и большими кисточками начинаем раскрашивать. А в какие цвета? Можно разными, но интересно заглянуть в сегодняшний Вифлеем и узнать, что такое пещера, как она выглядит. Затем из коричневого пластилина прикрепляем бляшки и на них накладываем скорлупки от грецких орехов. А можем залить монтажной пеной и потом раскрасить.

Внутри выкладываем травку, плетем из нее коврики. Лепим барашков. Делаем ясельки и рассказываем о том, что это такое. Но Младенца там нет, Он там появится на Рождество. Вспоминаем, сколько осталось шагов до этого. Дети очень ждут.

Пастухи могут греться в вертепе, а вот волхвы двигаются потихоньку к вертепу, подогревая ожидание праздника. Дети спрашивают: «Ну, когда же?». А воспитатель напевает:

Падает снег, всюду светло,

Скоро наступит Рождество…

Когда дети чего-то очень ждут, оно должно наступить. Вот они приходят в группу на Рождественской неделе и обнаруживают вертеп преображенным. Воспитатель уже без них обвил гирляндой вертеп, золотой фольгой внутреннюю стенку обклеил и поставил икону Рождества. Не надо заполнять пространство вертепа куколками. У нас есть прекрасный образ, и пусть он у детей запечатлеется.

И ребенок видит: все сияет, пришли пастухи, волхвы, домашние животные смотрят на ясли. И мы с детьми встали и запели:

Рождество Христово, Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!»

Пастыри в пещеру первые пришли

И Младенца Бога с Матерью нашли,

Стояли, молились, Христу поклонились —

Днесь Христово Рождество!

Анастасия Абрамова, сотрудник Московского семейного клуба «Рождество»

Я думаю, все испытывали в своей жизни такое состояние: Праздник уже завтра, а настроение далеко не праздничное. Да и сам смысл праздника часто, увы, непонятен. Многие люди воспринимают Рождество как еще один день собраться вместе за столом, для кого-то это лишний повод выпить…

Сейчас идут последние дни рождественского поста. Как создать в доме ощущение грядущего Великого События, как подготовить себя и свою семью к встрече со Христом? Цель моей статьи лишь немного приоткрыть дверь в праздник Рождества, входить же в нее Вы будете сами.

Еслитремя фразами сформулировать подготовку к Рождеству с детьми, то картина получится такая:

1. Что мы видим;2. Что мы слышим; 2. Что мы делаем своими руками.

Теперь пройдемся коротко по каждому пункту.

Человеку всегда легче понять происходящее черезто, что он видит, поэтомуиконы Рождества нам хорошее подспорье в этом. Замечу, что иконографические изображения сильно разнятся, что поможет нам работать с детьми разного возраста и самим во всем обхвате раскрыть для себя Тайну Пришествия Христа.Для совсем маленьких детей существуют простые изображения, не осложненные подробными деталями. Дети 5-6 лет очень любят смотреть на икону, где Младенец нежно прильнул головкой к Богоматери. Подросткам интересна икона, где показаны сомнения Иосифа, поскольку подростки и сами находятся в непростом времени поиска.Важно не просто смотреть с детьми на иконы, но и по возможности читать их, обсуждая. Вы никогда не задумывались, например, почему на одной из икон Богородица отвернулась от Младенца? Дети сразу замечают, и, признаюсь, их этоочень смущает.

Вторая наша фраза звучит, как «Что мы слышим» . Речь, конечно, идет о песнопениях Рождества и о так называемых «христославах». В первую очередь, следует разобрать тропарь и кондак Рождества, детям постарше можно рассказать о «гласах», на которые они поются. « Христославы» и песни на Рождественскую тему помогают настроиться на правильный лад, стать добрее и отзывчивее.

И, наконец, важный вклад в семейный праздник ˗ это поделки своими руками . Украшайте дом вместе с детьми. Превратите это в веселую игру, чтобы помочь ребенку проникнуться духом Рождества. Малышам, конечно, не стоит давать хрупких украшений, ведь они могут разбить их и пораниться. Отдавайте предпочтение фигуркам из бумаги, дерева, пластика и т.п. и не ругайте ребенка, если он делает что-то не так. Помните, что для украшения елки можно использовать и сладости. Например, замечательно будет выстраивать такие «звездные дорожки» к Рождеству. Идея состоит в том, чтобы на окно приклеивать каждый день по маленькой звездочке, предварительно прочитав на обороте какую-то цитату. А в канун Рождества на нашем окне может «загореться» большая звезда. И, безусловно, какое Рождество без вертепа. Его можно как купить, так и сделать своими руками из поставленной ребром коробки из-под конфет, обклеенной фольгой и обмотанной сверху гирляндой. Пространство для фантазии безгранично.

Рассказывайте малышу об особом значении рождественской атрибутики: об ангелах, Вифлеемской звезде, символ которой прикрепляют к верхушке елки и т.п. Можно также прочесть несколько детских рождественских историй. Так вы поможете ребенку понять смысл украшений, которые используются в этот день. Устройте веселый конкурс, если у вас несколько детей. Можно предложить им тематические раскраски, вырезание снежинок из бумаги и т.п. Другой вариант – попросить малыша нарисовать иллюстрацию к рассказанной вами истории. Кстати, это неплохой способ занять детей на некоторое время, пока вы наряжаетесь и накрываете на стол.

Что касается самого Праздника, то замечательно было бы начать с приготовления сочива накануне, обязательно сходи ть в храм, на Службу. После этого можно устроить различные игры, поставить сценку на Рождественскую тему и просто радоваться. Замечу, что Праздник Рождества продолжается еще неделю, а святки до Крещения. Приготовьте праздничные блюда. Желательно выбрать наиболее яркие и красивые варианты, ведь дети порой уделяют больше внимания внешнему виду еды, чем ее вкусу. При желании можно приготовить кутью, оригинальный пирог, несколько салатов, а также сладкие блюда, которые любит ваш ребенок. Накрывая на стол, вы можете поставить в центр пуансетию, которую в Европе называют рождественским цветком.

Устройте тематический спектакль. Для этого достаточно будет сделать ширму или просто повесить ткань, а также сшить несколько кукол. Можно использовать и рождественские фигурки, в том числе ангелов. Разумеется, очень важно, чтобы выбранный вами сценарий был веселым и раскрывал для ребенка традиции Рождества. Дети могут быть не только зрителями, но даже участниками представления, вам лишь нужно подробно объяснить, в чем заключается их роль, а затем давать им подсказки.

Марина Худова 1 курс МГУ

Каждому родителю хочется устроить рождественские праздники для детей так, чтобы это принесло радость и запомнилось надолго. Давайте рассмотрим два среднестатистических детских праздника, проводимых своими силами в домашней обстановке.

Вариант первый. Примерно за неделю до чудесного события мама начинает составлять меню, покупать шарики и обзванивать гостей. Накрывается богатый стол с отбивными, салатами, тортом и вином. До 2-3 тоста все еще помнят, по какому поводу собрались и восхищаются светлым праздником и еще чистыми, веселящимися детками. После этого маленькие гости обычно предоставлены сами себе (как правило, это разновозрастные дети приглашенных родственников и друзей, иногда и малознакомые друг с другом).

Вариант второй. Твердо решив устроить праздник все же более для детей, чем для взрослых, мама накрывает им отдельный праздничный стол и в течении всего мероприятия пытается как-то направить в нужное русло разрушительную энергию молодости.

У вас был подобный опыт? Тогда давайте попробуем организовать праздник по третьему варианту.

От Рождественского утра до встречи гостей

Новый Год, Рождество и День Рождения – самые сказочные праздники детства. Вспомните себя, с каким нетерпением вы ложились спать, ожидая наступления маленькой сказки утром.

Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника: детям рассказывают о Рождестве Христовом , с детьми постарше можно разучить тропарь, кондак праздника, ирмосы рождественского канона («Христос рождается, славите!»). За несколько дней устраиваем вертеп . Ночью или утром –праздничная служба в храме.

В день праздника давайте удивим ребенка сразу, как только он откроет сонные глазки.

Шарики – это банально, не спорю. Но как удивительно проснуться и увидеть над собой разноцветную гирлянду! А сев в кроватке, удивиться засыпанному конфетти и серпантином одеялу? Сделайте сюрприз – создайте настроение сказки.

Часто бывает так, что часть гостей, приглашенных в дни празднований, уже пришли, а часть – пока нет. Пришедшие дети скованно скучают, не зная, чем себя занять. Я предлагаю вот такой способ скоротать время: вместо красивой накрахмаленной скатерти постелим на стол одноразовую светлую бумажную и дадим детям фломастеры – пусть сами нанесут веселый рисунок. Или раздадим альбомные листы с просьбой написать (или нарисовать, если дети еще маленькие) веселую Рождественскую открытку. А может быть –попросить детей рассказать, что сегодня за Праздник.

Можно нанести на чистые листы маркером разные загогулины и причудливые непонятные фигуры и предложить детям проявить фантазию и дорисовать к ним что-нибудь, чтобы эти закорючки превратились в понятные рисунки: что-то превратить в загадочное животное, что-то – в сказочное существо, экзотическое растение.

Я бы рекомендовала для детей от 4 лет (и 10-летние занимаются таким развлечением с удовольствием) вырезать каждому из белого картона Рождественскую Звезду, из цветной фольги нарезать мелких звездочек, ромбиков, цветочков, нарезать кусочки мишуры, насыпать конфетти и предложить каждому украсить картонную заготовку. Если более старшим детям – от 6 лет – вы можете дать клей в чашечке и кисточки, то малышам лучше подготовить основу заранее, нанеся на звезду двухсторонний скотч.

Угощение на

Белоснежной скатертью и хрусталем вы не удивите гостей своего ребенка. Все, что жалко испачкать и разбить – с глаз долой. Давайте посмотрим здравыми глазами на наших детей: рады ли они будут мясу и салатам? Редкие родители ответят утвердительно. А фруктам и сладкому? Ну что за глупый вопрос – скажете вы, еще бы. Давайте побалуем гостей разными вкусностями. На столе должно быть много соков – из расчета литр на ребенка как минимум, лучше больше – что-что, а разгоряченные праздником дети пьют очень много. Фрукты должны быть разделены на удобные части: виноград (без косточек, если вы не хотите собирать их по всему дому) порезан на веточки по 3-4 ягодки, цитрусовые очищены и разобраны на дольки, яблоки… ну их никогда ничто почти не ест, как и бананы, следы от которых оставляют пятна на одежде. Вообще избегайте пачкающихся фруктов, одна хурма равносильна маленькому ядерному взрыву.

Можно устроить маленький сюрприз: под тарелки положить листочек с рождественскими пожеланиями!

Если уж вы очень хотите накормить детей существенной пищей – сделайте бутербродики, канапе с мясом, колбаской, рыбкой, сыром, украсьте их поинтересней, подайте коктейль (можно взбить блендером молоко, банан и немного сахара) – очень сытная и питательная еда. Но стоит ли придерживаться стандартного тортика? Я рекомендую сделать такой оригинальный десерт: купить вафельные коржи, мороженое, баллончик сливок, разные фрукты. За 10 минут до подачи на стол на вафельный лист уложить слой мороженого толщиной 3 см, корж, снова мороженое, корж, мороженое, теперь смесь порезанных фруктов, залить взбитыми сливками и воткнуть свечи – торт готов! Назовем его, например: «Рождественское лакомство».

…Кстати – как одно из занимательных развлечений, гостям можно самим предложить приготовить и съесть канапе (пользуясь тарелочками с нарезанными продуктами) и украсить свои коктейли шоколадной стружкой, цветными сахарными драже и соломинками.

Последовательность мероприятий

Комната украшена, стол накрыт, угощение готово. Что за чем должно следовать, чтобы было не скучно, но и не пересыщено? Начали приходить гости. Пока мы ожидаем полной явки – детей надо занять спокойной игрой – вот как раз для этого очень хорошо подходит разрисовывание праздничной скатерти. Все в сборе – садимся за стол. Поздравляем детей и кушаем бутербродики с напитками, фрукты. Долго засиживаться за угощением не стоит – как только начался шум – наелись, пора и поиграть.

Игры – только под организацией взрослого ведущего, иначе же бесконтрольная малышня просто будет ходить на голове, устроив настоящее светопреставление. Все запланированные развлечения позади? Снова за стол! А после – тихие игры (дети устали и перевозбудились). На прощание каждому гостю нужно подарить небольшой подарочек – это будет очень приятным памятным сувениром.

А что же родители приглашенных детей – спросите вы? Кто же будет ими заниматься. Когда я буду вести праздник? Кто будет подавать-убирать котлеты и оливье? Наш праздник – детский. Если есть возможность привести ребенка и уйти – чудесно! Если такой возможности нет – предупредите заранее, что придется участвовать в качестве вашего помощника. А пока дети будут кушать, вы успеете съесть по пирожному и выпить бокал вина.

Развлекаем и занимаем

В Интернете можно найти множество как различных конкурсов, так и готовых сценариев праздника. Будьте внимательны! Быстрые, энергичные занятия (эстафеты, салочки и прочее бегающе-прыгающие развлечения) необходимо чередовать со спокойными играми (рисовалками, загадками и другими сидячими заданиями). Несколько активных игр допустимо устроить подряд в самом начале праздника, а вот под его завершение лучше совместить парочку тихих, чтобы дети успокоились. Если же шумные конкурсы будут следовать один за другим, дети быстро устанут, перевозбудятся, оставшийся вечер будет уже не в радость. И напротив: слишком много сидячих занятий заставят заскучать активных деток и те начнут искать себе бурные игры самостоятельно. Желательно чтобы в вашем сценарии праздника не повторялся тип игры: если эстафета – то только один раз, если танцевальная игра – то тоже лишь однажды, конкурс на ловкость также не должен проводиться дважды.

Обязательно разбейте гостей на две команды, состязательный момент добавляет остроты соревнованию. Пусть каждая команда сама выберет себе название и придумает лозунг. За каждый выигранный конкурс она будет получать балл в виде чего-то существенного. Это может быть маленькая Рождественская звездочка. Их должно быть больше, чем количество конкурсов, на случай ничьи.

Чем еще можно занять маленьких гостей?

Эстафеты и жмурки – это все, конечно, здорово, но хорошо бы удивить детей необычным для такого праздника развлечением.

Дети приходят в полный восторг, когда им предлагают самим сделать что-нибудь интересное из… настоящего дрожжевого теста. Его можно купить в магазине замороженным или сделать самим. Подчеркиваю – тесто должно быть именно дрожжевое! Их произведения смешно раздуваются и увеличиваются, когда готовые изделия начинают подходить, что просто поражает маленьких гостей! Каждому ребенку выдается кусочек пергаментной бумаги, величиною с тетрадный листик, на нем и надо сделать свой пирожок. Это необходимо для того, чтобы фигурка изготовленного из теста человечка или животного без деформации перенеслась на противень, а с противня в испеченном виде – обратно в тарелку. Для украшения можно предложить блюдца с ядрами орешков и семечек, изюм. Эти испеченные сувениры в конце праздника вручаются гостям, и она с радостью уносят их домой. Можно предложить снова сделать Рождественскую звезду, теперь уже не из картона, а из теста.

Напоминаю - спокойные игры обязательно должны чередоваться с играми активными. Если два тихих занятия будут идти подряд – более активные дети потеряют концентрацию и начнут отвлекаться и шуметь. Если же два энергичных и шумных конкурса проводятся без передышки – дети быстро переутомятся и начнут капризничать.

Расскажу игру-эстафету, которую мы придумали и опробовали сначала на детском, а затем и на взрослом празднике, настолько веселой и беспроигрышно-смешной она оказалась. Заготовки: два приколотых к стене листа ватманской бумаги, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Так как наша задача была изобразить «русскую красавицу», мы писали: корона, коса, глаза, нос, рот… сапожки. Главное – не пропустить ни одной части, чтобы рисунок был как можно полнее. Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый ватманский лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. ЭТО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! Наш оператор не мог снимать конкурс на камеру – тряслись от хохота руки, а я, как ведущая, была не в силах прокомментировать получившихся «Красавиц» — непропорциональные части тела, перекошенные черты лица… От смеха слезы текли ручьем. Этот же конкурс мы провели и среди взрослых: рисовали Мисс Красоты – было еще более здорово, чем на детском празднике. Выигрывает команда, чей рисунок будет более симпатичен.

Окончание праздника Рождества Христова

Вот и подошел к концу такой чудесный день. Хочется так его завершить, чтобы было не грустно от того, что он закончился, а хорошо на душе. Если вы снимали праздник на камеру, то можно запустить видео на экран телевизора в тот момент, когда гости будут есть торт. Дети уже устали, им не очень хочется разговаривать и развлекаться, а такой просмотр их повеселит. Если дети уже школьники и умеют писать, убрав со стола, принесите заранее купленную огромную открытку и фломастеры, пусть каждый оставит отзыв о празднике и поздравление-пожелание всем присутствующим. Хорошо бы на компьютере сделать незамысловатую грамоту и на прощание вручить ее каждому гостю: самому ловкому, самому веселому, самому находчивому – ее будут с гордостью показывать родителям, вспоминая прошедшее веселье.

…А как приятно, прощаясь с друзьями своего ребенка, услышать: «Спасибо! Большое спасибо за праздник! Мы никогда еще так не веселились!!! …А вы пригласите нас в следующий раз?!»

Также на Рождество мы ездим в гости, сами принимаем гостей, колядуем. Такая насыщенная программа в основном должна уложиться в пять дней от Рождества до начала школьных занятий. И еще надо сделать так, чтобы в один день было не более одного мероприятия. А значит, чтобы у детей каникулы были не только праздничными развлечениями, но и отдыхом, необходимо тихо и спокойно прожить дни, свободные от праздничных мероприятий, то есть дни перед Рождеством. Значит, никаких елок в новогодние дни, и никаких больших гостей. Тем более - это время строгого поста. Так что само собой получается: неделя перед Рождеством должна быть тихой и спокойной.

Поэтому мы не ходим на новогодние елки, кроме школьных. И чтобы не перегрузить детей. И чтобы не перебивать «аппетит» перед лучшими, рождественскими мероприятиями. Чтобы пост оставался постом.

Если есть возможность и желание куда-то пойти в предновогодние дни, мы бываем на концертах классической музыки, смотрим балет. Не более чем одно мероприятие, обязательно до Нового года, а не после него. И это имеет смысл только в том случае, если действительно будет культурным образованием для наших детей, а не потерей образования.

Новогодняя ночь

Если украшение дома, елку, подарки мы возвращаем Рождественскому празднику, то что же остается в доме новогодней ночью? Легкий праздничный, но постный стол, аналогичный воскресной семейной трапезе. Разрешение есть детям сладкое. Что же может быть еще особенного, что бывает только в новогоднюю ночь?

Так сложилось, что на сегодняшний день Новый год - единственный общенародный праздник в нашей стране. И самое интересное, что это еще и единственный семейный, единственный народный праздник, когда практически каждый дом ощущает себя частью государства Российского. Единственный праздник, в который в каждом доме звучит - часто единственный раз в году - гимн России. Как бы ни относились люди к государственной власти вообще и ныне существующей в частности, как бы ни относились эти люди к собственной стране, как бы редко ни посещали их мысли о Родине, в Новый год - и только в Новый год! - все слушают новогоднее послание Президента, и после боя курантов пьют шампанское под , а то даже и поют его. И получается, что сегодня главная песня Нового года - это не «В лесу родилась елочка», а гимн России. Новый год у нас - фактически народный день Российского государства. Это уже само по себе, по-моему, заслуживает поддержки. Заслуживает того, чтобы и мы присоединились к этому празднику.

Теперь именно так и воспринимают Новый год мои дети. Как ночь, в которую у нас очень поздний праздничный ужин. Мы дожидаемся назначенного времени, по интернету слушаем Президента, считаем бой часов на Спасский башне и вместе поем гимн нашей страны, любуясь ночной панорамой Кремля, с золотыми куполами его соборов, с флагом России на фоне синего снежного неба… Молимся на ночь, просим у Бога благословения на предстоящий год (получается, что подобная молитва у нас много раз в году - на дни рождения, годовщины, в церковный Новый год…). Выключаем свет. Младшие засыпают первыми. Старшие смотрят в окно на салюты и фейерверки…

Это и есть празднование Нового года в нашей семье. Телевизора у нас нет, но в интернете есть он-лайн трансляция речи Президента. Надежнее, правда, заранее скачать выступление вместе с боем курантов и гимном. Ведь Новый год на Камчатке наступает за несколько часов до того, как дело дойдет до Москвы, и записи из восточных регионов свободно гуляют по сети.

Чего мы лишили наших детей?

Основные детские атрибуты Нового года у нас возвращены Рождественской ночи. Так что «чудесная ночь» у наших детей наступает в ночь с 6 на 7 января по новому стилю. Наши дети оказываются не только не лишены всех основных детский новогодних радостей, но получают их в гораздо более полном, широком и глубоком объеме. Новый год у нас получился ночью государства Российского и боя курантов. То, что мои дети «опаздывают» с елкой и подарками на целую неделю, меня не смущает. В моем собственном детстве всегда было это «опоздание», и я даже не понимаю, чем это может быть плохо. Тем более, что все родители в нашей стране никак не смущаются тем, что и сами они опоздали с елками и подарками, ведь «цивилизованный мир» одарил детей и елкой, и подарками за неделю до них - 25-го декабря.

Что же осталось такого, что есть в новогоднем праздновании у наших соотечественников, но чего наши дети оказались лишены?

У нас нет мистического ажиотажа по поводу приближения и наступления Нового года. Сколько дней, часов и минут осталось до «часа икс». Какие символические цифры будут в новом календаре.

Нет никаких атрибутов новой общераспространенной религии, в которой особую роль играют «символы года». Поклонение им пропагандируют телевидение, дорогие рекламные щиты на улицах и дешевые сувенирчики в переходах, елочные украшения и открытки в любом магазине. Дети украшают школьные классы изображениями этих зверюшек, дарят внукам плюшевых змей, поющих дракончиков, пластмассовых крыс - в зависимости от того, чье именно изображение приносит в том году счастье человеку. Даже еда в новогоднюю ночь должна быть «угодной» покровителю года. Для дракона готовят мясо, а для овцы - зелень… В фойе нашей школы я увидела изображения коз зеленого цвета. Оказывается, наступающий год посвящен козе, да не простой, а деревянной, да еще сине-зеленой.

Суеверия - это религия людей, у которых была отнята вера

Чего еще нет в нашем доме? Бесчисленного количества суеверий, которые, кажется, умножаются с каждым годом. Скажем, во время боя курантов надо съесть бумажку, на которой написано желание, запивая ее шампанским. Желание, конечно, сбудется. Надеть на себя все новое (или хоть что-то новое), чтобы в Новом году все было… новым. Да, одежда, как и еда, должна быть угодной зверю года. Наверное, есть еще много того, о чем я даже не догадываюсь. И маленькие дети, и пожилые учителя - все об этом знают, и иногда им приходится удивляться невежеству моих детей. Но еще маленькой девочкой я знала о том, что подобные суеверия - это религия людей, у которых была отнята вера. И это не глупо, над этим нельзя смеяться. Потому что это - другая вера. Потому что это - грустно. Потому что это - страшно. Теперь и мои дети учатся жить с людьми, которые надеются угодить деревянной козе. Которые с верой и надеждой молятся морозному деду об исцелении больной мамы. Благоговеют перед способностью этого благого бородача видеть все добрые и злые дела каждого ребенка. Перед его властью награждать и наказывать . С людьми, которые знают о судьбе их знака зодиака в наступающем году. И это, прямо скажем, беснование - и есть основная причина для православной семьи отмежеваться от полного погружения в праздник Нового года, не впускать его в дом в том виде, какой он сейчас имеет.

Слава Богу, в таком количестве это безумие встречается только перед Новым годом. А в остальное время мы можем сами приносить праздники в мир, и мир в лице школы часто с готовностью и открыто встречает церковную жизнь. Впрочем, это другая тема.

…После тихих дней между Новым годом и Рождеством, когда вся семья собирается вместе, наступает долгожданный сочельник. В нашем доме появляется живая елка. Восьмиконечная золотая звезда. Квартира украшается мишурой, гирляндами, еловыми венками, рождественскими надписями. На иконах - белые полотенца, еловые ветки. Вечером на столе - белая скатерть, сено, деревянная миска с кутьей, зажигается свеча у вертепа… Но это уже, собственно, начало Рождества. Нас ждет ночная служба, а потом - подарки под елкой… Чудо Рождества, чудо праздника, который приносит радость, настоящую радость. Когда небо и земля вместе торжествуют, когда Ангелы и люди встречают один и тот же праздник. , Рождественская ночь, святки, Крещение - все эти праздники уже на пороге. Праздники, которых наши дети не лишены.

Если мы сможем привести детей к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники отступят на второй план

Если эти, настоящие праздники, придут в наш дом, если мы действительно сможем привести детей, вместе с ними прийти к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники сами собой потускнеют, поблекнут и отступят на второй, третий, пятый план. Пусть будет в жизни наших детей Новый год. Как один из праздников рождественского поста. Который отдаленно напоминает о приближении Рождества. Который так отличается от всех праздников нашего дома. Ведь обычно наши торжества - это события только нашей семьи, или же праздники всей полноты Православной Церкви. Реже мы отмечаем дни исторической славы нашего Отечества. И только раз в году в наш дом приходит праздник того государства, в котором мы сейчас живем, совпадающий с наступлением нового календарного года.

Может ли новогодняя ночь «перебить» рождественские торжества? Да как же это возможно, если Рождество - это детские воспоминания, это объединение всей семьи, это елка и подарки, это исторические традиции нашей Родины, это служение Богу, это жизнь Вселенской Церкви, а Новый год… Новый год - это школьный огонек в конце второй четверти, это необычная ночь с боем курантов и пением российского гимна, виды Кремля и фейерверки на улицах. Это все интересно, здорово, но не может затмить даже день рождения ребенка. Тем более День Рождения Спасителя Мира, празднование которого соединяет все возможные представления о радости человека…

Александр ПАРМЕНОВ, ответственный редактор интернет-сайта “Православие.ру”, Москва:

Быть вместе в этот праздник

У меня четверо детей, двое из них еще маленькие. И, конечно, в младшем возрасте особенно внимательно и с особым умилением воспринимаются рассказы старших о самом событии Рождества Христова.

Уже загодя, в период поста, дети вместе с другими учащимися приходской воскресной школы начинают готовиться к празднику, репетируют предложенные там инсценировки (а участвовать в них они начинают с 3-4 лет), разучивают рождественские стихи и песенки. А возвращаясь домой, они продолжают “находиться в теме”, что выражается чаще всего в рисунках и вопросах.

Думаю, нашим младшим детям Рождество запоминается еще и тем, у них кончается пост на сладости и развлечения. Если говорить о разговении, то вместо рождественского гуся мы готовим рождественского куренка. У нас обычно не сложный, не изысканный стол, но достаточно вкусный, особенно после поста. А старшим Рождество запоминается, наверное, тем, что мы отмечаем его всей семьей, собираемся вместе как в храме, так и дома. Ведь в обычные дни у старших детей свои дела и занятия, свои компании, а тут им выдается возможность побыть в семейном кругу.

Конечно, есть и праздничная елка. Она небольшая, зато настоящая, с этим особым запахом хвои. Дети очень любят ее наряжать, сами мастерят украшения. Младшие любят устраивать для нас на Рождество импровизированные сценки, домашние концерты. А мы дарим им необычные подарки, всегда стараемся подбирать что-то особенное – то, о чем мечталось каждому из детей.

Об остальном заботится наш приходской храм и воскресная школа. Там устраивают специальные детские праздники, предлагают угощение. Мы стараемся ездить в церковь всей семьей, чтобы быть вместе в этот светлый праздник.

Екатерина ВАСИЛЬЕВА, народная артистка России, Москва:


Быть внутри радости

Мы стараемсясделать так, чтобы детям в Храме Священномученика Антипы, где служит мой сын, Рождество по-настоящему запомнилось. Ведь это, пожалуй, самый главный праздник для детей наших прихожан!

Уже несколько лет мы устраиваем рождественские представления. Вначале они были семейными, но потом мы поняли: наша квартира не может вместить всех желающих принять участие в празднике, и начали проводить рождественские мини-спектакле в храме. Все истории, которые мы разыгрываем в этот день, связаны с Евангелием. И теперь, когда мы проводим праздник в храме, каждому ребенку можно найти подходящую роль, которая придется ему по сердцу: чтобы никто не остался за рамками этого светлого праздника! В наших спектаклях участвуют все, детям ведь не важно – быть первыми или последними, они не знают, что такое главная роль – им просто нужно быть внутри этой радости!

Людмила СОБОЛЕВА, директор школы-интерната №55 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кузьминки, Москва :

Выполнить мечту…

Мы очень любим Рождество и с удовольствием его празднуем. Недавно у нас открылась “мастерская Деда Мороза”: все дети и взрослые нашего интерната на Рождество и Новый Год готовят друг другу подарки, сделанные своими руками. Еще мы пишем детям хорошие, добрые слова в открытках и кладем подарочки им под подушки.

В Рождественский вечер дети с воспитателями сами готовят угощение, обязательно зажигают свечи и гирлянды огоньков, начинается отмечание с песнями, танцами, играми. Позже настает время подарков…

К нам уже не первый год приезжают студенты из Православного Свято-Тихоновского университета, и, вместе с нашим батюшкой Вячеславом из храма святого Марона Пустынника рассказывают детям историю Рождества Христова, ставят спектакль. Мы всегда очень ждем их приезда!

Андрей ФАНДЕЕВ, художник, город Людиново Калужской области:

Детей надо везти в Оптину пустынь!

Для того, чтобы Рождество запомнилось детям, надо непременно везти их в Оптину пустынь. Там зимой удивительно красиво. Сосны от снега стоят сутулые, будто в каком-то сиянии. И так тихо, что даже слышно, как снег падает. А когда вечером со службы из храма выйдешь, то огоньки Козельска горят, как свечи. Видно далеко-далеко. И кажется, что вся эта благодатная земля – огромный храм. Сама Оптина – алтарь, а её церкви – иконы. И всё по-праздничному убелено снегом. Мне кажется, что в раю обязательно должен быть снег, если он такой, как в Оптиной под Рождество.

Я встречал там Рождество года два назад. Нас поселили в домике. На улице лёгкий морозец, а в печке дрова трещат. Кто молится, кто тихонько разговаривает. Помню, был мужчина с двумя сыновьями-пятиклашками. Они так были похожи на Чука и Гека, что сразу заслужили прозвища Чукча и Гекча. Быстро освоились во взрослой компании, сидели за столом и мастерили что-то жужжащее с пропеллером. Увлеклись так, что отец никак их спать не мог уложить. Тогда кто-то из паломников стал им рассказывать про детского Ангела-Хранителя, который сидит на кровати и ждёт, пока ребята уснут. А ведь ему надо скорей по делам отправляться. Убрать камень с дороги, о который завтра ребятишки могут споткнуться, договориться с Ангелом-Хранителем кассирши, которая продает билеты на обратную дорогу, чтобы они могли вовремя уехать домой к маме.

Даже взрослые заслушались. Разве не здорово? Ну а где ещё таких рассказчиков встретишь, как не в Оптиной? Там вообще всегда чудесно, а в Рождество – особенно.

Татьяна ПЕТРОВА, обозреватель областной газеты “Весть”, Калуга:

Запретить Новый год

Что надо сделать? Запретить Новый год! Нет, я не экстремистка. Но, в каждой шутке есть доля правды. Ведь праздник – это не просто отгул или повод для застолья. В каждом празднике есть смысл.

Что такое Рождество Христово? Это чудо! Бог явился в мир спасти нас! Это исполнение желаний! Явился Тот, Которого давно ждали! Именно чуда и исполнения желаний совершенно “законно” и ждут дети от этого праздника. Увы, в советское время запретили праздновать Рождество, и все рождественские ожидания автоматически перешли на Новый год! Но в праздновании Нового года нет такого смысла, как в Рождестве. Это всего лишь начало нового дня календаря.

Но эта традиция так устоялась, что даже православные не в силах вообще отказаться от Нового года. А если отказываются, то невольно становятся похожи на мольеровского Тартюфа, сидящего с кислой миной на чужом пиру. А дети всё тонко чувствуют. В результате 31 декабря происходит “генеральная репетиция” праздника, которая разрушает атмосферу нарастающей радости от приближения самого главного события года – Рождества Христова.

Мы не можем запретить Новый год, но надо постараться устроить детям самый “чудесный” день в году. Ну а в какой форме – это зависит от нашей фантазии. Подарки, таинственным образом появившиеся под елкой, или давно желанные поездки, или какие-то другие сюрпризы – главное, чтобы от них осталось ощущение чуда и исполнения желаний.

Светлана ПИЛЮШИНА, 1-й заместитель главного редактора журнала “Русский Ювелир”, Санкт-Петербург:

Съедобные украшения на елку!

Во-первых, нужно самому любить Рождество, носить в себе радость этого праздника и желание подарить ее всем. Готовиться лучше всего начинать заранее. В этом году подготовка к Рождеству началась у нас в семье в ноябре. Каждый год мы с детьми делаем открытки своими руками: изучаем новые техники домашнего творчества, придумываем новые варианты. Украшаем окна в квартире, вырезая огромное количество снежинок.

Еще мы делаем украшения на елку – съедобные украшения. Нам очень понравилась эта идея, потому что в рождественские дни к нам в гости всегда приходят друзья-ровесники двух наших младших детей. Мы печем всевозможные печенюшки в виде окон, разных фигур, заливаем пустые части карамелью – получается так здорово! А когда дети приходят, каждый может снять с елки и полакомиться понравившимся украшением. Им безумно нравится подбегать, кусать и убегать!

Два месяца мысль о Рождестве и Новом годе постоянно с нами, мы готовимся к этим праздникам всей семьей, папа и старший сын тоже живо интересуются нашими затеями.

Алексей АНАНЬЕВ, председатель совета директоров “ТехноСерв А/С”, Москва: Нельзя лишать детей Нового годаСамый очевидный ответ – это наряженная елка, подарки, семья за праздничным столом… Если все это будет ассоциироваться у детей с Рождеством, то этот праздник и будет для них самым запоминающимся. Но есть один нюанс: все это – атрибуты и светского Нового года. Можно, конечно, его не замечать и не отмечать (и многие православные семьи так и делают). Но я считаю, что в этом празднике нет ничего скверного – он замечательный, дети привыкли к нему и любят его. И вряд ли правильно лишать их возможности праздновать его вместе со всеми своими сверстниками. Конечно, он приходится на Рождественский пост, что автоматически подразумевает весьма умеренное празднование…Для нашей семьи, например, новогодний праздник начинается с молебна, который служится в нашем храме вечером 31 декабря. Думаю, неплохо, если вся праздничная атрибутика будет ассоциироваться у детей, в первую очередь, с Новым годом. А Рождество станет духовным, церковным событием – праздником пришествия Христа в мир, к нам. Не хотелось бы, чтобы, как на Западе, суть Рождества все более выхолащивалась, и сам праздник сводился все ближе и ближе к коммерции.Чтобы именно Рождество Христово запомнилось детям, надо, я считаю, чтобы оно стало настоящим праздником, прежде всего, для их родителей – с волнующим ожиданием праздничной службы в украшенном елочками храме, поздравлений и трогательных подарков друг другу и, наконец, разговения за семейным столом.



Публикации по теме