Рейтинг летней резины r15

Пятнадцатидюймовые покрышки довольно прочно обосновались в нише бюджетных автомобилей и продолжают вытеснять из нее более мелкие размеры. Для теста мы выбрали размерность 195/65 R15, чаще всего встречающуюся на относительно доступных автомобилях классов В и С, и остановили взгляд на наиболее популярных покрышках по цене от 2200 до 3500 руб. На испытаниях - двенадцать комплектов.

Испытания ЗР проводили в конце прошлого лета на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти, где собрали все новинки грядущего весенне-летнего сезона 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до +20…+30 ºС.

Своеобразным водоразделом в ценовой линейке могут послужить хорошо известный на рынке Hankook Kinergy Eco по 2800 рублей и новинка из Финляндии - шина Nokian Hakka Green второго поколения, которую можно купить за 3100 рублей.

Дешевле их знакомые многим отечественные покрышки Nordman SX (2700 рублей), Yokohama BluEarth AE01 (2550 рублей), Cordiant Sport 3 (2400 рублей) и новинка корейской фирмы Kumho - модель Ecowing ES01 (2500 рублей), произведенная в Китае. А самая доступная в нашем тесте - шина Amtel Planet Evo (2200 рублей), новинка сезона. Компания Pirelli посчитала уходящий с рынка бренд хорошо раскрученным в России и решила вдохнуть в него новую жизнь, используя современные технические решения и технологии.

Более дорогие участники испытаний - весьма популярные шины Continental ContiPremiumContact 5 (3500 рублей), а также японские Toyo Proxes CF2 (3400 рублей) и Goodyear EfficientGrip Performance (3450 рублей). В этой же ценовой группе еще две модели: впервые в наших тестах участвуют шины Michelin Energy XM2 (3500 рублей), произведенные в России, и японские Bridgestone Turanza T001 (3500 рублей).

Отрадно, что пять моделей из двенадцати - отечественного производства.

Под бюджетные шины нужно подобрать соответствующий автомобиль. Нам приглянулась Skoda Octavia второго поколения. В силу возраста это недорогая машина, но в идеальном состоянии. А еще у нее нет системы стабилизации, что нам на руку: электроника не будет мешать при выполнении упражнений.

Актуальные Автоновости

Тестовые процедуры тест летних шин 195/65 R15

Современные летние шины обкатки не требуют. Это подтверждают все производители: перед тестами достаточно проехать пару километров - и они готовы к испытаниям. Так что для летних шин не только процедура, но и само выражение «обкатка» - анахронизм.

Последовательность тестовых упражнений выстроена с учетом интенсивности износа шин. Начинаем с оценки экономичности, практически не сопровождающейся износом, а завершаем «сухой» переставкой, в ходе которой асфальт сдирает плечевые зоны покрышек как наждак.

Исследование поведения автомобиля на высокой скорости мы называем оценкой курсовой устойчивости. Нескольких кругов по десятикилометровому скоростному кольцу полигона на скорости 130 км/ч достаточно, чтобы понять, насколько четко держат шины заданное направление, как реагируют на боковой ветер и уклоны дороги, как ведут себя при объезде препятствия и смене полосы движения. Параллельно оцениваем плавность хода и внутренний шум на высокой скорости. Почему именно 130 км/ч? Так ведь в нашей стране это максимально возможная скорость, установленная на некоторых участках платных дорог. К тому же на большинстве автомагистралей Правила позволяют держать 110, а если добавить «бесплатные» 20 км/ч превышения, то получаем те же 130 км/ч. Нет-нет, мы не за нарушение скоростного режима - но ведь так ездят многие, не правда ли?

Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили шины Michelin - руль обутой в них Шкоды становится очень четким, с хорошо понятным «нулем». Понравились незамедлительные реакции на повороты руля и высокая информативность при корректировке курса.

Когда шины и трансмиссия основательно прогрелись, автомобиль готов к оценке экономичности. Результат каждого замера - среднее арифметическое значений, полученных в двух заездах в противоположные стороны (чтобы нивелировать возможное влияние ветра). Для каждого комплекта шин упражнение приходится повторять от трех раз (при полном штиле) до пяти (в случае легкого ветерка).

Замеры проводятся по нисходящей - сначала на высокой скорости, затем на низкой. Благодаря этому шины и трансмиссия плавно остывают и результаты замеров меньше скачут.

На протяжении последних лет у основной массы шин показатели экономичности были одинаково хорошие. Однако Hakka Green второго поколения сделала невозможное - на скорости 60 км/ч обеспечила экономию горючего в размере 0,1–0,3 л/100 км относительно остальных покрышек. Настоящая «зеленая» шина!

Закончив с экономичностью, делаем круг по служебным дорогам. Здесь, на дорожных заплатках, швах, трещинах и специальных неровностях, еще раз оцениваем плавность хода и уровень шума в салоне - в более жестких условиях, максимально приближенных к реальным.

В этих упражнениях не с лучшей стороны на фоне других показали себя шины Kumho: на скорости 90–100 км/ч они издают неприятный низкочастотный гул, на дорожных неровностях досаждают тряска и вибрации.

Автомобильные новинки в России

Перед возвращением на базу заруливаем на 12‑процентный грунтовый подъем, имитирующий дачную дорогу. Здесь субъективно (без замеров) оцениваем возможность шин стартовать и разгоняться по грунтовке (с пылью и песком). Упражнение отчасти напоминает оценку проходимости в глубоком снегу: эксперт пробует тронуться и ускориться с пробуксовкой и без нее; проверяет, насколько падает тяга при буксовании, сложно ли контролировать момент срыва колес в пробуксовку.

Напомню, что «грунтовый» тест - факультативный, его результаты в общий зачет не идут, а представляются только как дополнительная информация. Мы ввели его в программу испытаний по просьбе читателей, которых интересовали возможности шин на дорогах без твердого покрытия.

Следующее испытание - торможение на мокром асфальте, поскольку на нем, тем более с использованием АБС, шины изнашиваются минимально.

Начинаем тест… с зачистки покрытия. Выполняем десяток-полтора торможений на незачетных шинах - таким образом тщательно «подметаем» асфальт, удаляя с него наметенные ветром пыль, траву и совсем мелкие камешки. После такой процедуры асфальт становится чистым, а коэффициент сцепления - стабильным.

По методике, которой сегодня пользуются и шинные производители, и независимые эксперты, тормозной путь на мокром асфальте замеряем при замедлении с 80 до 5 км/ч - поскольку при скоростях, близких к нулю, АБС работает некорректно, порой допуская блокировку колес, что приводит к искажению результатов. Многие шинные компании на своих внутренних тестах устанавливают иной минимальный скоростной порог - заканчивают замеры на 7 и даже 10 км/ч.

Чтобы получить кучные результаты, важно не только начинать торможение в одной и той же точке, но и подходить к ней с одинаковой скоростью. Мы держим 83–85 км/ч - не по спидометру, а по высокоточному измерительному прибору VBOX. Коридор торможения должен быть очень узким - тормозим буквально след в след. Это крайне важно: десяток сантиметров (всего лишь половина ширины протектора) в сторону - и у покрытия уже другой коэффициент сцепления, а значит, результат уплывет.

Перед торможением испытатель должен быть уверен, что тормоза холодные, а значит, их эффективность максимальна. Поэтому после каждого замера колодки и диски нужно охладить - при возврате на исходную позицию водитель не пользуется тормозами, скорость гасит переходом на пониженные передачи. Кстати, еще и поэтому выбрали автомобиль с механической коробкой.

Среднее количество торможений - шесть. Иногда, если шины показывают нестабильные результаты, приходится добавлять еще пару заездов.

Покрышки Continental, как обычно, «привезли» ближайшим соперникам около метра сэкономленного тормозного пути. Но каково было наше удивление, когда новые шины Hakka Green обыграли их почти на столько же!

Переходим к более износным упражнениям. Первое - торможение на сухом асфальте. Методика, по сути, та же, что и на мокром, но тормозим с 100 км/ч - соответственно, скорость подхода к точке торможения составляет 103–105 км/ч. Для последующего охлаждения тормозов приходится делать круг побольше.

В этом упражнении порадовал стабильностью Continental - много лет в наших тестах он стабильно тормозит лучше других. Nokian приблизилась к лидеру вплотную, но встать вровень не смогла - проигрыш составил мизерные 100 миллиметров. А Michelin расстроил - показал самые слабые тормозные свойства как на сухом асфальте, так и на мокром.

В завершение - наиболее интересное и показательное, но вместе с тем и самое сложное для пилота испытание: переставка, которую еще называют однократной сменой полосы. Задача водителя - нащупать максимально возможную скорость, при которой автомобиль успешно выполнит маневр и удержится на заданной траектории, то есть не собьет ни один из конусов, которыми обозначены входной и выходной коридоры. Заезды начинаются с заведомо проходной скорости, и с каждым следующим подходом ее увеличивают на 1–2 км/ч. В зачет идет не просто лучший результат, а тот, который можно повторить.

Это упражнение, с одной стороны, взято из реальной жизни - сколько на наших дорогах любителей суетиться между рядами! С другой - оно позволяет оценить поперечные сцепные свойства и уводные характеристики шин, способность каркаса противостоять резко возрастающим, буквально пиковым боковым нагрузкам и точность руления при экстремальном маневрировании.

Геометрические параметры переставки тоже не из пальца высосаны - ширина полос по 3,5 метра, как на реальной дороге. Но на первой полосе «дорожка» зажата конусами так, чтобы с каждой стороны автомобиль имел запас не более 100 миллиметров. Это заставляет испытателя использовать на входе одну и ту же траекторию. Длина перехода с левой полосы на правую составляет 12 метров. ГОСТ на испытания автомобилей регламентирует 12-, 16-, 20‑ и 24‑метровую переставки. А максимальные боковые нагрузки на шины обеспечивает именно 12‑метровая.

Сначала выполняется переставка на мокром асфальте, а под занавес повторяем это упражнение на сухом покрытии, где шинам достается больше, чем суммарно во всех предыдущих упражнениях.

На мокрой дороге и по скорости, и по управляемости впереди остальных оказались обновленные шины Nokian Hakka Green. Покрышки Continental по предельной скорости переставки оказались совсем рядом, но по управляемости заметно проигрывают.

Самые интересные результаты мы получили на сухом асфальте - здесь лучшую скорость (68,2 км/ч) одновременно показали три шины: Amtel, Continental и Nokian, а результат Kumho (68,1 км/ч) всего на одну десятую скромнее.

Пожалуй, начать эпилог правильнее всего с поздравлений победителю теста, а это шины Nokian Hakka Green 2. Тем не менее все принявшие участие в испытаниях покрышки нас приятно удивили.

Во‑первых, порадовали кучностью итоговых результатов. У шин, занявших последние семь мест, разница в итоговых баллах составляет менее двух процентов! Фактически это близко к погрешности измерений. Во‑вторых, все шины показали себя весьма достойно, притом что цены у них более-менее доступные.

Еще раз напомним о нашей системе итоговых оценок. Покрышки, набравшие более 850 баллов, мы называем хорошими, 870 и более баллов - очень хорошими, а перешагнувшие рубеж 900 баллов - отличными. В нынешнем тесте ниже 870 баллов не опустился никто! Семь участников теста имеют очень хорошие результаты, пять - отличные.

Самое приятное - видеть в отличниках недорогих «россиян» - шины Nordman SX и возрождающийся Amtel Planet Evo. Для кризисного времени - самые заманчивые предложения.

Пятнадцатидюймовые шины для небольших автомобилей - самые массовые. Большинство машин класса В и даже С, продающихся в Европе на «шестнадцатых» и более крупных колесах, на нашем рынке обувают преимущественно в бюджетный «пятнадцатый» размер. И дело не только в более низких ценах такой обувки. На наших дорогах покрышки с более высоким профилем комфортнее и долговечнее. Более того, они оберегают расходные элементы подвески (шаровые опоры, сайлент-блоки, амортизаторы) от высоких ударных нагрузок, продлевая им жизнь.

Увы, новинок в бюджетных размерностях мало. Новые разработки в этом сегменте экономически невыгодны, посему очень редки. Шинники, как правило, дольше держат на конвейере недорогие малоразмерные модели, нежели более крупные. Некоторые компании слегка подновляют шинам состав смеси и другие материалы, причем зачастую не столько ради улучшения характеристик, сколько для снижения затрат на производство.


Список протестированных шин:

Самую высокую ценовую планку держат топовые, но уже не новые модели Continental ContiPremiumContact 5 (3600 рублей за штуку) чешского производства и Goodyear EfficientGrip Performance (3400 рублей), сделанный в Германии. Чуть дешевле можно купить шины Pirelli Cinturato P1 Verde (3150 рублей), выпускаемые в Турции, и совсем свежую модель Nokian Hakka Green 2 (3200 рублей) отечественного производства. Последняя, кстати, может похвастаться не только российским гражданством, но и увеличенным индексом нагрузки: 95.

Средний ценовой сегмент открывают более демократичные шины (2800 рублей) - настоящая японская Toyo Proxes CF2 и обновленная по смеси покрышка Hankook Kinergy Eco корейской разработки, но произведенная в Венгрии. Чуть дешевле обойдется свежая модель Nordman SX 2 (2700 рублей) российского производства и Kumho Ecowing ES01 (2600 рублей), сделанная в Китае.

Цена далеко не новой отечественной шины Cordiant Sport 3 (2500 рублей) лежит на границе между бюджетными и среднеценовыми предложениями. Дешевле (2300 рублей) продают довольно свежую модель Matador Elite 3 (она же MP 44), произведенную в России.

В тесте также приняли участие шины Champiro FE1 от бренда GT Radial, которые можно купить за 2200 рублей. А замыкает тестовую дюжину белорусская Belshina Artmotion, она же Bel-261. Ее средняя цена в интернет-магазинах составляет 2100 рублей за штуку.

Тестовой машиной назначили «чешку» по имени Skoda Octavia. Испытания проводили на полигоне АВТОВАЗа, близ Тольятти. Время проведения - жаркие август и сентябрь 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до 22-37 градусов.

Для легковых шин размерностью 195/65 R15 производители считают стандартным индекс нагрузки 91 (615 кг на колесо). Некоторые выпускают шины увеличенной грузоподъемности - с индексом 95 (690 кг); для привлечения внимания в их маркировку добавляют буквы XL, что означает «повышенная грузоподъемность» (extra load).

С индексами скорости всё тоже ­непросто. Если лет пять-десять назад ­шины такой размерности поголовно имели индекс Н (до 210 км/ч), то сейчас они становятся более быстрыми, о чем свидетельствует частое появление индекса V (до 240/км/ч).

Напомним, что конструктивное различие шин с неодинаковыми скоростными индексами кроется в разной прочности на разрыв под действием предельных для каждого скоростного лимита центробежных сил. А покрышки с разными нагрузочными индексами различаются способностью нести разные нагрузки.

В нашей компании одиннадцать участников из двенадцати имеют «стандартный» индекс нагрузки - 91. Увеличенной грузоподъемностью щеголяет только Nokian Hakka Green 2 - если какому-либо автомобилю потребуются шины с индексом нагрузки 95, соперники Хакки останутся с носом. Скоростные показатели распределились следующим образом: семь покрышек имеют «старый» для данного размера скоростной лимит H (210 км/ч), а пять - более современный V (240 км/ч). Для наших скоростных ограничений и для технических возможностей многих недорогих автомобилей даже индекса Н хватает с запасом.


Шуршим по полигону

Наш подход к испытаниям с прошлого года не изменился. Напомним вкратце методику тестирования.

Начальное упражнение - оценка топливной экономичности. Предварительно для корректности замеров надо прогреть шины, а также агрегаты и узлы автомобиля. На каждом комплекте шин проезжаем десять километров по скоростному кольцу. Параллельно оцениваем курсовую устойчивость машины на высокой скорости (до 130 км/ч), плавность хода и внутренний шум.

Самые высокие оценки по курсовой устойчивости Octavia получила на шинах Nokian и Pirelli, покорив экспертов четкими реакциями и плотным, информативным рулем.

Бледнее всех в этом испытании выглядели Belshina, Cordiant, GT Radial и Matador. Замечания разные: от широкого «нуля» (машина гуляет из стороны в сторону при неизменном положении баранки) и недостаточной информативности рулевого управления до задержек в реакциях машины, необходимости поворачивать руль на большие углы при корректировке курса и даже опасного подруливания задней оси, способного вызвать занос. За курсовую устойчивость эта четверка заработала лишь по шесть баллов.

Замеры экономичности проводим в безветренную погоду на горизонтальном двухкилометровом участке дороги, несколько раз повторяя заезды в обе стороны, чтобы нейтрализовать возможное влияние даже легкого ветерка.

Шины GT Radial и Matador дали фору всем остальным, в том числе тем, которые были самыми экономичными в наших предыдущих тестах. Отрыв от ближайших конкурентов - по 0,2 л/100 км при скоростях 60 и 90 км/ч. Самый нескромный расход Octavia показала на шинах Cordiant: отставание от лидеров составило 0,3 л/100 км при 60 км/ч и 0,5 л/100 км при 90 км/ч.

После замеров делаем четырехкилометровую петлю по служебным дорогам полигона, продолжая оценивать комфортность на различных неровностях - от швов и трещин на асфальте до серьезных выбоин. Каждый комплект шин катаем строго по одному и тому же маршруту и с одинаковой скоростью.

Теперь о шумности. Максимальные восемь баллов эксперты не дали никому, восемь участников заработали семерки. Belshina, Kumho и Toyo шуршали громче, потому заслужили не больше шестерки, а покрышкам GT Radial за самолетный гул на шероховатом асфальте оценку снизили до пяти баллов.

В плавности хода не было равных шинам Hankook - обутая в них Octavia мягче всего проходит дорожные неровности. Почти все остальные покрышки заработали семерки и шестерки, а шины GT Radial и здесь оказались самыми некомфортными - они передают на органы управления и сиденья вибрации от трещин и дорожных швов, вызывают дрожь на грубом асфальте, а также пропускают жесткие толчки от любых неровностей.

Затем сворачиваем с асфальта на грунтовку с уклоном 12%, где оцениваем уверенность троганья и движения в подъем. Повторяем проходы с разной степенью буксования, чтобы оценить падение сцепления в момент срыва колес в пробуксовку. Это упражнение - дополнительное, его результаты в общий зачет не включены. Проводим его по просьбе наших читателей - чтобы понять, как шины ведут себя на грунтовке.

Лучше остальных на грунтовом подъеме «гребут» Cordiant и Matador. А больше других буксуют, теряя тягу, GT Radial, Hankook, Kumho, Pirelli и Toyo. Такие дороги явно не их конек.


Стоп, машина!

Наступает черед потереть колеса об асфальт. Поскольку на каждом комплекте шин придется выполнить несколько упражнений, начинаем с испытания, в ходе которого протектор стирается в минимальной степени, - с торможения на мокром асфальте. Траекторию перед замерами тщательно очищаем от пыли и мелких камешков двадцатикратным торможением на незачетных шинах.

Наша мобильная система полива состоит из мотопомпы, комплекта поворотных спринклеров, длинных шлангов и пятисотлитровой бочки для воды в прицепе, который таскает техничка Chevrolet Niva. Первую брызгалку располагаем так, чтобы автомобиль смочил колеса на расстоянии двух-трех корпусов до начальной точки торможения. К ней машина подходит на скорости 83-85 км/ч. Измерительный комплекс VBOX фиксирует величину тормозного пути при снижении скорости с 80 до 5 км/ч, а не до полной остановки, так как на малых скоростях (от 5 км/ч до нуля) АБС частенько срабатывает некорректно, колёса могут заблокироваться и тормозной путь увеличится. Водитель ударяет по педали тормоза (предварительно выжав сцепление) в момент пересечения линии, обозначенной конусами, и ждет, когда автомобиль полностью остановится. Такую процедуру испытатель повторяет шесть - восемь раз. И не забывает остужать тормоза на пути к месту старта - двигаясь со скоростью 40-50 км/ч и притормаживая только двигателем.

На мокрой дороге лучше всех проявили себя шины Nokian: тормозной путь Октавии составил 26,2 метра. Не более чем на полметра дальше она укатывалась на шинах Continental, Goodyear и Pirelli. Самый длинный тормозной путь дала Belshina: 31 метр. Разница с лидером - больше корпуса автомобиля!

На следующий день тормозим на сухом асфальте. Вновь чистим покрытие перед замерами. На каждом комплекте шин тормозим по пять-шесть раз со скорости 103-105 км/ч, а замер тормозного пути производим при падении скорости с 100 до 5 км/ч (по такой схеме оценивает тормозные свойства автомобилей и шин весь автомобильный мир). И еще одно важное отличие «сухого» торможения от «мокрого»: остужать тормоза приходится дольше - нужно удлинять петлю охлаждения на несколько сотен метров.

Здесь вперед вырывается Pirelli с результатом 37,5 метра. Nokian уступает почти метр, Continental и Goodyear - 0,4 и 0,3 метра соответственно. Belshina вновь в аутсайдерах: с результатом 42,9 метра она проигрывает лидеру почти пять с половиной метров.


Играем в шашки

Финальные упражнения - переставка на мокром покрытии и на сухом - самые сложные для водителей-испытателей. В завершающей фазе тестов их выполняют потому, что резина здесь стирается как наждаком.

Переставка, или смена полосы движения, - упражнение, имитирующее экстремальное маневрирование. Наиболее частая причина резкой смены полосы - неожиданно возникающее на дороге препятствие, которое приходится объезжать на скорости. Обычно сталкиваешься с этим в совершенно неожиданных местах, когда остается только один выход - резко перестроиться. В этом упражнении оценивается комплекс поперечных сцепных свойств и уводных характеристик шин, четкость реакций автомобиля на данных шинах.

Размеры тестового коридора продиктовала жизнь: на наших дорогах стандартная ширина полосы движения составляет три с половиной метра. Но в выходном створе мы зауживаем коридор конусами так, чтобы при каждой попытке автомобиль шел по одной и той же траектории. На соседнюю полосу необходимо перестроиться на пути длиной всего 12 метров (в прошлом это стандартное упражнение, которое определял советский ГОСТ).

Задача испытателя - подобрать максимально возможную скорость выполнения упражнения. Автомобиль не должен сбить ни одного конуса, которыми ограничены полосы движения. Скорость во входном коридоре в одной и той же точке измеряет беспристрастный VBOX. А водитель-испытатель во время экстремального маневрирования оценивает управляемость.

Обычно на каждом комплекте шин испытатель делает 15-20 подходов, достигая максимальной скорости и стараясь повторить предельный результат, дабы убедиться, что он не случаен.

На мокрой переставке Octavia была самой быстрой на шинах Goodyear (69 км/ч). «Группа поддержки» - Pirelli и Continental, на которых скорость выполнения маневра упала лишь на 0,5 км/ч. Самая неторопливая - Belshina (61 км/ч), а компанию ей составила покрышка GT Radial (61,5 км/ч).

Восемь баллов за управляемость на мокрой дороге во время переставки эксперты дали шинам Nokian, Nordman, Pirelli и Toyo: Skoda на этих шинах демонстрировала четкие реакции и понятное поведение. Хуже других переносит экстремальное маневрирование GT Radial. На них Octavia как-то неожиданно уплывала в глубокий занос, долго скользила и восстанавливала траекторию неохотно. Если машина обута в эти шины, не советуем резко крутить рулем - можно ее «потерять».

На сухом асфальте победили шины Nokian - 69,7 км/ч. На самую малость отстал Continental - 69,1 км/ч. А на противоположном конце - вновь Belshina с результатом 65,9 км/ч.

После проверки «экстремальной» управляемости на сухой дороге расклад немного изменился. Восьмерок удостоились те же шины, что и на мокрой дороге, - Nokian, Nordman, Pirelli и Toyo. И примкнувший к ним Hankook. Примечательно, что поведение покрышек GT Radial на сухой дороге эксперты оценили значительно выше (семь баллов), чем на мокрой. Слабохарактерными в таких условиях оказались Belshina и Matador, которые заработали лишь по шесть баллов: задержки в реакциях, большие углы поворота руля, избыточная поворачиваемость (склонность к заносу) во втором коридоре.




Правим балл

В этом сезоне мы слегка модернизировали систему подсчета итоговых баллов.

Ранее минимальный тормозной путь «весил» 180 и 160 баллов для мокрого и сухого покрытий соответственно, а максимум для скорости на переставке составлял 160 и 140 баллов. Теперь же «развесовка» такова: максимум для оценки тормозных свойств составляет 260 и 240 баллов (для мокрого и сухого покрытий), а для предельной скорости на переставке - 80 и 60 баллов. В итоге соотношение тормозных свойств и управляемости получилось более сбалансированным и логичным с точки зрения безопасности. Суммарный «вес» тормозного пути на мокром асфальте и на сухом теперь составляет 500 баллов, а «вес» поведения автомобиля при маневрировании - 330 баллов: это сумма «весов» скорости на переставке (80 + 60 = 140 баллов), оценки управляемости (80 + 60 = 140 баллов) и оценки курсовой устойчивости (50 баллов).

В связи с такими изменениями в системе итогового подсчета мы решили чуть снизить рубеж для звания «хорошие шины» - теперь это 840 баллов.

Первое и второе места поделили шины Nokian Hakka Green 2 и Pirelli Cinturato P1 Verde, набравшие по 932 балла. Эти шины практически лишены недостатков.

Подиум на этот раз мы вынужденно расширили до четырех мест - третью и четвертую ступеньки на нем заняли покрышки Continental ContiPremiumContact 5 и Goodyear EfficientGrip Performance, заработавшие по 912 баллов. Их тоже не в чем упрекнуть, если не обращать внимания на мелкие придирки экспертов.

В категорию отличников (900 баллов и более) пробились еще две шины - Hankook Kinergy Eco (910 баллов) и Nordman SX 2 (904 балла). Первая заслуживает эпитета «самая мягкая шина теста», а вторая поспорит с лидерами по управляемости во время экстремальных маневров. Скромная цена при отличном итоговом результате - выгодные покупки!

На седьмом и восьмом местах расположились очень хорошие шины Toyo Proxes CF2 и Kumho Ecowing ES01, набравшие 892 и 882 балла соответственно. Основной их недостаток - невысокий уровень комфорта. Если этот показатель не принципиально важен, то… почему бы и нет?

Девятое и десятое места делят Cordiant Sport 3 и Matador Elite 3, хорошисты нашего теста. У них много общего: обе шины - третьего поколения, российского производства и обе набрали по 859 баллов. И недостатки схожие: скромные сцепные свойства и сложная управляемость при экстремальных маневрах. Но если без фанатизма, то вполне можно ездить. Причем Matador более соблазнителен, поскольку дешевле и способствует экономии топлива.

Еще один хорошист, набравший 848 итоговых баллов, - шина GT Radial Champiro FE1. Шумная и жесткая, не любит экстремальных маневров на мокрой дороге, но экономит топливо в любых режимах не хуже Матадора. Да и продается недорого.

Нашу табель о рангах завершает - как в ценовом, так и в техническом смысле - откровенно бюджетная Belshina Artmotion (811 баллов). Впрочем, одновременно она оказалась лучшей по соотношению цены и качества. Иными словами, не настолько эта шина хуже конкурентов, насколько дешевле.


РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ



(Максимум 260 баллов)



(Максимум 240 баллов)



(Максимум 80 баллов)



(Максимум 60 баллов)



(Максимум 60 баллов)



(Максимум 50 баллов)



(Баллы)




Мнения экспертов о каждой шине представлены ниже

(Оценка «Цена/качество» получается делением розничной цены на сумму баллов. Чем ниже оценка, тем лучше)

Место Шина Мнение экспертов
1


Сумма баллов: 932

Место изготовления: Россия
Индексы: 95H
7,8-8,3
73
Масса шины, кг: 7,7
3 200
Цена/качество: 3,43


+ лучшие тормозные свойства на мокром асфальте; лучшая скорость выполнения «сухой» переставки; четкое следование курсу; понятная управляемость ­ при экстремальном маневрировании


- незначительные замечания по поводу комфортности

Вердикт: Отличные шины

1


Сумма баллов: 932

Место изготовления: Турция
Индексы: 91V
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 7,5-8,0
Твердость резины по Шору, ед.: 72
Масса шины, кг: 8,1
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 3 150
Цена/качество: 3,38


+ лучшие сцепные свойства на сухом асфальте, высокие - на мокром; высокие сцепные свойства и понятная управляемость при экстремальном маневрировании; хорошая курсовая устойчивость


- замечания по поводу шумности; незначительные замечания касательно плавности хода

Вердикт: Отличные шины

3


Сумма баллов: 912

Место изготовления: Чехия
Индексы: 91H
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 7,5-8,1
Твердость резины по Шору, ед.: 73
Масса шины, кг: 7,8
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 3 600
Цена/качество: 3,95


+ высокие тормозные свойства на сухой дороге; высокая скорость выполнения переставки как на сухом, так и на мокром асфальте


- незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневри­ровании и комфортности

Вердикт: Отличные шины

3


Сумма баллов: 912

Место изготовления: Германия
Индексы: 91V
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 7,6-8,1
Твердость резины по Шору, ед.: 73
Масса шины, кг: 7,5
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 3 400
Цена/качество: 3,73


+ наивысшая скорость выполнения переставки на мокром асфальте, высокая - на сухом; высокие сцепные свойства на сухой дороге


- не способствуют экономии топлива на высокой скорости; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании и комфортности

Вердикт: Отличные шины

5


Сумма баллов: 910

Место изготовления: Венгрия
Индексы: 91V
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 7,7-8,0
Твердость резины по Шору, ед.: 72
Масса шины, кг: 8,4
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 2 800
Цена/качество: 3,08


+ высокая скорость и понятная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте; лучшая плавность хода


- незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании на мокром асфальте и шумности

Вердикт: Отличные шины

6


Сумма баллов: 904

Место изготовления: Россия
Индексы: 91H
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 7,8-8,1
Твердость резины по Шору, ед.: 74
Масса шины, кг: 7,9
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 2 700
Цена/качество: 2,99


+ понятная управляемость при экстремальном маневрировании как на сухом, так и на мокром асфальте


- повышенный расход топлива на скорости 90 км/ч; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, плавности хода и шумности

Вердикт: Отличные шины

7


Сумма баллов: 892

Место изготовления: Япония
Индексы: 91H
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 7,0-8,4
Твердость резины по Шору, ед.: 71
Масса шины, кг: 8,7
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 2 800
Цена/качество: 3,14


+ понятная управля­емость при экстремальном маневрировании как на сухом, так и на мокром асфальте


- невысокая скорость выполнения переставки на сухой дроге; замечания по поводу комфортности

Вердикт: Очень хорошие шины

8


Сумма баллов: 882

Место изготовления: Китай
Индексы: 91V
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 6,6-7,1
Твердость резины по Шору, ед.: 69
Масса шины, кг: 8,7
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 2 600
Цена/качество: 2,95


+ неплохие тормозные свойства на мокром асфальте


- замечания по поводу плавности хода и шумности

Вердикт: Очень хорошие шины

9


Сумма баллов: 859

Место изготовления: Россия
Индексы: 91V
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 7,3-7,8
Твердость резины по Шору, ед.: 76
Масса шины, кг: 8,9
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 2 500
Цена/качество: 2,91


+ стабильная управля­емость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте


- худшая экономичность; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости и плавности хода

Вердикт: Хорошие шины

9


Сумма баллов: 859

Место изготовления: Россия
Индексы: 91H
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,0-8,5
Твердость резины по Шору, ед.: 71
Масса шины, кг: 7,8
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 2 300
Цена/качество: 2,68


+ высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте


- посредственные тормозные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухой дороге; замечания по поводу курсовой устойчивости

Вердикт: Хорошие шины

11


Сумма баллов: 848

Место изготовления: Китай
Индексы: 91H
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 6,9-7,5
Твердость резины по Шору, ед.: 69
Масса шины, кг: 8,8
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 2 200
Цена/качество: 2,59


+ высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте


- низкие сцепные свойства и проблемная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости; самые жесткие и шумные

Вердикт: Хорошие шины

12


Сумма баллов: 811

Место изготовления: Белоруссия
Индексы: 91H
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 7,9-8,0
Твердость резины по Шору, ед.: 74
Масса шины, кг: 9,0
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 2 100
Цена/качество: 2,59


+ умеренный расход топлива на скорости 90 км/ч; невысокая цена


- худшие сцепные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании; замечания по поводу курсовой устойчивости и комфортности

Вердикт: Неплохие шины

Немецкий автоклуб ADAC не просто протестировал 16 комплектов летних покрышек, а сравнил шины самых разных классов - от дешевых «китайцев» до европейского «премиума». И результаты оказались, мягко говоря, неожиданными.

Рейтинг шин 195/65 R15:
1 место. Pirelli Cinturato P1 Verde


+ Низкий уровень шума

2-4 места. Bridgestone Turanza T001
+ Сбалансированные показатели во всех видах испытаний
+ Отличные показатели на мокром асфальте

2-4 места. Continental ContiPremiumContact 5
+ Сбалансированные показатели во всех видах испытаний
+ Отличные показатели на мокром асфальте
+ Отличные показатели на сухом асфальте

2-4 места. Goodyear EfficientGrip Performance
+ Сбалансированные показатели во всех видах испытаний

+ Отличные показатели на сухом асфальте

5 место. Esa-Tecar Spirit 5 HP
+ Сбалансированные показатели без явных недостатков
+ Хорошие показатели на мокром асфальте
+ Низкий расход топлива

6-7 места. Dunlop Sport BluResponse
+ Отличные показатели на сухом асфальте
+ Сравнительно низкий расход топлива

6-7 места. Nokian Line

- Сравнительно слабые показатели на мокром асфальте
- Сравнительно высокий уровень шума

8 место. Vredestein Sportrac 5
+ Высокая износоустойчивость
+ Сравнительно низкий расход топлива
- Сравнительно слабые показатели на мокром асфальте

9-13 места. Aeolus PrecisionAce 2 AH03
+ Хорошие показатели на мокром асфальте
- Сравнительно высокий расход топлива

9-13 места. Kumho Ecowing ES01 KH27
+ Низкий расход топлива
- Сравнительно слабые показатели на мокром асфальте
- Сравнительно низкая износоустойчивость

9-13 места. Michelin Energy Saver+
+ Хорошие показатели на сухом асфальте
+ Низкий расход топлива
+ Самая высокая износоустойчивость
- Сравнительно слабые показатели на мокром асфальте

9-13 места. Sava Intensa HP
+ Сравнительно высокая износоустойчивость
- Сравнительно слабые показатели на мокром асфальте

9-13 места. Semperit Comfort-Life 2
+ Низкий расход топлива
- Сравнительно слабые показатели на мокром асфальте
- Высокий уровень шума (снаружи автомобиля)

14 место. Hankook Ventus Prime 3 K125
+ Хорошие показатели на сухом асфальте
- Сравнительно слабые показатели на мокром асфальте

15 место. Maxxis Premitra HP5
+ Хорошие показатели на мокром асфальте
+ Хорошие показатели на сухом асфальте
- Низкая износоустойчивость

16 место. GT Radial Champiro FE1
+ Высокий уровень шума (снаружи автомобиля)
+ Самый низкий расход топлива
+ Сравнительно высокая износоустойчивость
- Слабые показатели на мокром асфальте
- Сравнительно слабые показатели на сухом асфальте



Публикации по теме