Турбийон – вращение внутри себя. Что такое турбийон

Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.

Предыстория

В течение всей истории развития часов мастера стремились сделать их более точными и надежными. Это достигалось использованием более совершенных регуляторов хода, использованием машинной обработки деталей, оптимизацией конструкции узлов и деталей. В конце 18 века, когда уровень механизации значительно вырос, и часы стали массовым продуктом, перед часовыми мастерами как никогда остро стояла проблема повышения точности переносных часов. Если с напольными хронометрами проблема была практически решена – погрешность высокоточных маятниковых механизмов составляла доли секунд в сутки, то для создания прецизионных карманных часов требовалось приложить титанические усилия.

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались прецизионные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Заслугой Бреге является то, что он пошел по другому пути. Он определил, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом положении, когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей. При определенных положениях разность этих погрешностей равна нулю. То есть часы, находясь в различных положениях, как бы компенсируют сами себя. Основной проблемой было то, что часы находились в различных положениях различное время. Если бы владелец держал часы в разных положениях одинаковое время, то погрешности бы взаимно компенсировались. Естественно заставить владельца часов выполнять такую процедуру глупо, однако можно переложить эту работу на механизм часов. Если заставить вращаться балансовый регулятор, то находясь в различных положениях он будет в каждой точке или спешить, или отставать. При полном обороте все позиционные погрешности взаимно скомпенсируются. Для лучшей компенсации требуется, чтобы балансовый регулятор находился в различных положениях как можно чаще.

История турбийона

Турбийон (с французского вихрь) появился чуть более 200 лет назад благодаря Абрахаму Луи Бреге. Он изобрел его еще в 1795 году, а уже в 1801 году Бреге запатентовал конструкцию, в которой балансовый регулятор находился на специальной платформе, вращающейся со скоростью один оборот в минуту. Эта платформа вращалась в осях и стала называться кареткой. Эта конструкция и по сей день считается традиционной. Прецизионность изготовления деталей не улучшилась, однако точность часов за счет самокомпенсации позиционных ошибок незначительно подросла.

Во времена Бреге и позже шли ожесточенные споры о полезности данного устройства. Действительно, в горизонтальных положениях, когда все точки обода баланса находятся в плоскости, перпендикулярной вектору приложения сил гравитации, эффект от турбийона, скорее отрицательный —- лишние детали механизма создают дополнительное сопротивление действию пружины, зазоры в осях каретки, ее неуравновешенность могут создать дополнительные погрешности хода. В вертикальных положениях устройство работало только тогда, когда часы владельца находились в различных положениях. То есть сразу можно предположить, что в часах, у которых баланс находится лишь в одном вертикальном положении (например настольных), турбийон может оказаться абсолютно ненужным устройством, лишь снижающим надежность механизма в целом. Видимо эти споры, да и дороговизна изготовления турбийона, сделали его игрушкой для богатых на весьма долгое время.

После смерти Бреге лишь немногие мануфактуры продолжали выпускать турбийоны. Наиболее известными стали часы от компании Girard Perregaux с тремя золотыми мостами. Также выпускали турбийоны компании Patek Philippe, Ulysee Nardin, Urban Jurgensen, Du Bois et Comp. Из недорогих компаний прославились Mobilis, Invicta, Waterbury Watch Co.

Ситуация начала меняться лишь в конце 20 века. Впервые за почти 200 лет в конструкцию турбийона стали вносить из-менения. С учетом современных возможностей компьютерного проектирования и автоматизированного изготовления деталей механизмов появились конструкции, практически неосуществимые раньше.

Устройство и виды турбийонов

Турбийон состоит из баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, расположенных на специальной вращающейся площадке —- каретке. Триб анкерного колеса вращается вокруг намертво закрепленного на платине секундного колеса, заставляя все устройство вращаться вокруг своей оси. При этом на каретке закреплено намертво колесо или триб, с помощью которого передается энергия от пружины к балансу, а также вращение каретки через колесную передачу превращается во вращение стрелок. Несмотря на то, что сам Бреге турбийоном называл лишь конструкцию, в которой геометрические центры каретки и баланса совпадали, сейчас турбийонами также называют и конструкции, в которых ось баланса смещена ближе к краю каретки (например в Blancpain или в китайском турбийоне).

Наиболее известны два типа турбийона, различаемых по типу каретки: традиционный и парящий. У первого каретка закрепляется в механизме с двух сторон —- она имеет оси сверху и снизу. Недостатком (или особенностью) данной конструкции является наличие перекладины (моста) над кареткой, немного загораживающей обзор последней. Для устранения этой особенности создали турбийон с кареткой, закрепленной с одной стороны. Теперь сверху ничто не мешает любоваться этим великолепным устройством. Однако такая конструкция стала несколько сложней, да и надежность ее немного снизилась. Закрепленный в одной точке турбийон стал более чувствителен к ударам. Как разновидность парящего турбийона можно назвать наиболее сложный в изготовлении центральный турбийон, когда каретка находится строго по центру циферблата. Такими моделями может похвастаться Omega и Beat Haldimann H1 Flying Central Tourbillon.

Особенность турбийона вращаться раз в минуту делает его удобным для использования вместо секундной стрелки. При этом в традиционном турбийоне стрелка крепится к продолжению оси каретки, а в парящем турбийоне верхняя часть сделана в виде секундного указателя. В настоящее время модно верхнюю часть каретки украшать драгоценными камнями. Такие модели можно встретить у Zenith и Van Der Bauvede.

По скорости вращения каретки турбийоны делятся на карусельные, минутные и полуминутные. Наиболее распростра-ненными и сложными считаются минутные турбийоны. Однако для их создания требуется высочайшая квалификация. Именно поэтому лишь наиболее сильные производители способны включить в модельный ряд часы с турбийоном. До сих пор лишь несколько мануфактур способны изготавливать свои механизмы. Поэтому часы выпускаются лишь не-большими лимитированными сериями. Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A. Lange&-Sohne, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители. Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам. Остальные довольствуются переделкой чужих калибров.

Карусельная конструкция, изобретенная в 1892 году мистером Бонниксеном встречалась в недорогих механизмах начала 20 века. Скорость вращения в них была 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Встречались карусельные турбийоны и с другими скоростями, например 4-5 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, входящее в зацепление с анкерным. К изготовлению такой конструкции предъявлялись меньшие требования, а следовательно она была более дешевой. В начале 20 века Американская часовая компания Waterbury изготавливала часы, в которых скорость вращения механизма равнялась одному часу. Поэтому к платине механизма неподвижно крепилась минутная стрелка. Часы были весьма оригинальной конструкции и относились к популярным в то вре-мя «-долларовым»- часам – самым недорогим часовым изделиям. В наши дни часы с устройством, наиболее близким к карусели выпустила компания Ulysee Nardin. В модели Freak весь механизм выполнен в виде минутной стрелки, совершающей оборот, как и положено, один раз в час. Часовая стрелка закреплена на специальном сапфировом диске, размещенном под механизмом.

Тридцатисекундный турбийон пока представила лишь компания Parmigiani.

Тенденции в развитии турбийонов

Если раньше турбийон был весьма дорогим и престижным устройством, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению стоимости часов с турбийоном. Большую лепту в это вложила компания Progress (ныне STT), сделавшая турбийон чуть ли не массовым продуктом. Стоимость часов на базе этого весьма неплохого механизма стала начинаться от 16 тысяч евро. Следующим шагом стало представление в 2000 году на Гонконгской выставке китайского турбийона. Сейчас часы на базе этого неплохого, хоть и сыроватого механизма можно приобрести за сумму от одной тысячи долларов США.

Очень долгое время часы с турбийоном были только с ручным заводом. Только в 1986 году компания Audemars Piguet выпустила калибр с автоматическим заводом. Пятью годами позже появилась версия с индикатором запаса хода. В наши дни все чаще появляются часы, сочетающие различные компликации, например: турбийон, сплит-хронограф и минутный репетир.

В настоящее время также выпускаются модификации турбийонов. Наиболее интересными из них можно назвать турбийон, вращающийся в трех плоскостях, и резонансный турбийон. Первый создан для наручных часов, в которых сами часы могут находиться в любом положении. Турбийон состоит из двух кареток —- одна в другой. Внутренняя каретка традиционной конструкции, а наружная каретка позволяет первой каретке вращаться в перпендикулярной плоскости. В 2003 году такую модель представила компания Frank Muller. Появилась такая модель и у Jaeger LeCoultre.

Компания Patek Philippe выпустила уникальную модель часов с турбийоном и десятидневным резервом хода. При разработке калибра сама компания ставила акцент на то, что турбийон является не украшением, а именно устройством, повышающим точность хода. Поэтому турбийон скромно скрыт под циферблатом. Посмотреть на него можно лишь через заднюю крышку.

Резонансные турбийоны наиболее сложны в изготовлении и обычно состоят из двух и более кареток с балансовыми регуляторами, расположенными на одной общей вращающейся платформе. При работе несколько балансов входят в резонанс, делая ход часов более стабильным. Изготовление и настройка таких часов требуют очень высокой квалификации, весьма дорогое по себестоимости, поэтому такие часы изготавливаются весьма небольшими сериями. Такие часы можно встретить в коллекциях Antoine Preziuso, Beat Haldimann…-

Часы с турбийоном обычно не заявляются как сертифицированные хронометры, однако их точность укладывается в допуск +6 —- 4 сек в сутки, что весьма неплохо для механических часов, но все же значительно хуже, чем точность даже простых кварцевых часов.

Многие, возможно, слышали о часах с турбийоном – в основном, в связи с описанием быта богатых людей или аксессуаров олигархов. Почему же те, кто может не жалеть денег для приобретения качественных вещей, часто предпочитают именно такие часы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, что же представляет собой турбийон, и в чем заключаются преимущества его использования, если речь идет о наручных часах .

Многие специалисты, и просто ценители хороших изделий, считают турбийон настоящим чудом механики. Само слово « турбийон» пришло к нам из французского языка, где оно обозначает « вихрь». Не стоит полагать, что это изобретение наших дней, как думают многие. На самом деле, данное устройство часов было изобретено французским мастером Луи Бреге. И было это даже не в прошлом, а в позапрошлом веке. Точнее – в 1801 году. Известна даже точная дата изобретения – 14 апреля. Откуда такая точность? Само изобретение, конечно, заняло у мастера не один день. Но 14 апреля Бреге написал во французское министерство письмо, в котором сообщал о своем изобретении, и просил его узаконить. На самом деле, точно неизвестно, сколько времени провел Бреге за своим изобретением, основные принципы работы которого бросали вызов силе тяготения. Но именно это позволило обеспечить невиданную ранее точность хода часов.

Проблемой часов того времени – да и многих современных механических часов – была незначительная неточность хода. Основная причина этого заключалась в том, что механизм давал определенные сбои при перемещении часов в пространстве. А такое перемещение является неизбежным при использовании и карманных, и наручных часов. Центр тяжести, в результате таких перемещений, постоянно смещается. К тому же, воздействие гравитации в горизонтальном и вертикальном положении механизма является различным. В результате, со временем часы неизбежно начинают показывать время с погрешностями, и их постоянно приходится подводить. Решением этого вопроса и занялся известный французский мастер. Он создал весьма сложный механизм, который « обходил» закон гравитации. Снабженные им часы показывают время точно, независимо от своего положения в пространстве. Турбийон используется в часовом деле уже более 200 лет. И конструкция его в течение этих двух столетий осталась практически неизменной.

Механизм таких часов обладает свойством самокомпенсации. Для размещения спускового механизма используется специальная платформа. Она поворачивается вокруг своей оси в течение определенного промежутка времени. Чаще всего этот промежуток определяется в одну минуту. Таким образом, и центр тяжести постоянно находится в движении. Если в первые 30 секунд хода и возникают погрешности, они выправляются в течение следующих 30 секунд. И так – каждую минуту. Интересно, что турбийон разрабатывался изначально для карманных часов. Как известно, с изобретением наручных часов карманные модели практически вышли из употребления. На определенное время был забыт и турбийон. Одной из причин этого стало и то, что многие производители были заинтересованы не столько в точности хода своих часов, сколько в их доступной цене. И только в прошлом веке турбийон снова начал использоваться. Те производители, которые решили его возродить, сделали ставку на подобный механизм как на свое основное преимущество перед конкурентами. А чтобы подчеркнуть уникальность таких изделий, корпус их часто выполняется таким образом, чтобы турбийон был виден.

Высокая стоимость часов с турбийоном обусловлена тем, что подобные механизмы требуют очень высокой тщательности сборки. А также исключительной культуры производства, которой обладают далеко не все современные бренды. О сложности изготовления подобных моделей свидетельствует хотя бы тот факт, что даже производители, которые за это берутся, выпускают всего около 10 часов в год. Так что часы с турбийоном по праву считаются эксклюзивными изделиями, позволить себе которые может далеко не каждый ценитель хороших часов.

Часы с турбийоном - это шедевры часового искусства. Мануфактуры Patek Philippe, Audemars Piguet и A. Lange & Söhne усовершенствовали этот тип высокоточных часов и комбинируют их с такими усложнениями, как Вечный календарь.

Особенности

  • Высокоточные наручные часы, компенсирующие гравитационную погрешность хода
  • Знаменитые производители часов с турбийоном: Patek Philippe, Audemars Piguet, Jaeger-LeCoultre
  • Доступные модели в пределах 30 000 евро марки Frédérique Constant

Что такое часы с турбийоном?

Такие часы оснащены особым механизмом турбийоном, выравнивающим гравитационную погрешность хода. Турбийон, что означает в переводе «ураган», был изобретен Абрахамом-Луи Бреге в 1795 году. В то время мужчины носили свои карманные часы вертикально в кармане жилета. Это положение отрицательно сказывалась на точности хода, вследствие чего часы по вечерам часто не совпадали с официальным временем. Бреге разработал специальную каретку, совершающую за минуту один оборот в 360 градусов. В эту каретку он встроил баланс и механизм спуска, то есть колебательную систему часового механизма. Вращение каретки выравнивает гравитационную погрешность хода и значительно повышает точность часов .

Часы с турбийоном до сих пор считаются особым продуктом высокого часового искусства. При проверках на точность эти измерители времени регулярно дают лучшие показатели. Почти все именитые швейцарские производители предлагают модели с «маленьким ураганом». Такие марки, как Patek Philippe или Jaeger-LeCoultre , оснащают свои часы с турбийоном дополнительными усложнениями . Такие модели называются «Grande Complication», являются шедеврами часового искусства и относятся к самым дорогостоящим часам мира. Примером таких наручных часов послужит модель Sky Moon Tourbillon марки Patek Philippe , обладающая индикациями на лицевой и задней стороне корпуса. В число ее функций входят минутный репетир , Вечный календарь и индикация звездного времени. Sky Moon Tourbillon стоит порядка 1 200 000 евро и является, таким образом, одними из самых дорогих наручных часов в мире.

Сколько стоят часы с турбийоном?

Так как производство турбийона весьма сложно и затратно по времени, наручные часы с этим механизмом обычно стоят довольно дорого. Лишь изредка модели Patek Philippe можно купить в пределах 150.000 евро. Гораздо дешевле обойдутся наручные часы швейцарских мануфактур Jaeger-LeCoultre и Audemars Piguet . Подержанные часы с турбийоном обоих производителей можно купить по ценам около 30 000 евро, а неношеные - за 50 000-60 000 евро. Пожалуй, лучшее соотношение цены и качества предлагает молодая мануфактура Frédérique Constant , ее часы с «ураганом» стоят в пределах 30 000 евро. В Brand Boutique Chrono24 Вы можете купить наручные часы этой и других марок непосредственно у производителя. Например, модель Benu Tourbillon немецкой мануфактуры Moritz Grossmann . Эти часы с турбийоном из Гласхютте с корпусом из белого золота стоят 168 000 евро.

Цены на отдельные модели

Модель Цена (приблизительно) Характеристики
Patek Philippe Sky Moon Tourbillon, модель 6002G 1 430 000 евро 12 усложнений, в том числе Вечный календарь, минутный репетир, звездная карта, звездное небо, фаза Луны
A. Lange & Söhne Tourbograph «Pour le Mérite», модель 712.050 380 000 евро сплит-хронограф , золотой корпус, ограниченный тираж в 50 экземпляров
Breguet Classique Grande Complication Double Tourbillon, модель 5347 305 000 евро двойной турбийон, корпус из розового золота
Jaeger-LeCoultre Reverso Gyrotourbillon 2, модель 2332420 250 000 евро сферический турбийон второго поколения, корпус из розового золота
Moritz Grossmann Benu Tourbillon, модель MG-000004 168 000 евро трехминутный турбийон, функция остановки секундной стрелки, децентрализованная секундная и часовая стрелки, корпус из белого золота
Audemars Piguet Royal Oak Tourbillon Extra-Thin, модель 26510ST.00.1220ST.01 100 000 евро восьмиугольный безель, корпус из высококачественной стали
Zenith El Primero Tourbillon, модель 03.2050.4035/21.C630 45 000 евро хронограф, автоподзавод
IWC Portugieser Tourbillon, модель IW544705 40 000 евро децентрализованная секундная стрелка, функция остановки секундной стрелки, корпус из розового золота
Frédérique Constant Manufacture Tourbillon, модель FC-980N4S6 29 000 евро индикация времени суток

Модели королевского класса

Помимо Patek Philippe к традиционным производителям часов с турбийоном относятся Jaeger-LeCoultre, Audemars Piguet и Breguet . Мануфактура Breguet из Л"Аббе была основана уже в 1775 году, а с поздних 90-х годов входит в состав Swatch Group. В число знаменитых клиентов Breguet всегда входили королевские дома Европы и видные государственные деятели. Наполеон Бонапарт и Уинстон Черчилль полагались на часы этой мануфактуры. Подержанные измерители времени с турбийоном данного производителя можно купить по ценам от 40 000 евро. Неношеные модели стоят не менее 74 000 евро. Флагманы из 18-каратного розового золота с двойным турбийоном обойдутся примерно в 305 000 евро.

Royal Oak является самой известной моделью Audemars Piguet. Джеральд Джента, пожалуй, наиболее знаменитый дизайнер часов всех времен, разработал данный измеритель времени из высококачественной стали в ранних 70-х годах в стиле лаконичных, плоских спортивных часов. Сегодня Royal Oak также предлагается из золота и с турбийоном, а также другими трудоемкими усложнениями. Неношеные экземпляры из стали без дополнительных усложнений можно купить за 100 000 евро. В этом ценовом регионе также находятся неношеные хронографы Royal Oak с турбийоном. Ношеные экземпляры с функцией секундомера стоят минимум 85 000 евро.

Мануфактура Jaeger-LeCoultre из Ле Сентье усовершенствовала турбийон и гравитационная погрешность хода может быть теперь выровнена в любом положении. Для этого инженеры встроили каретку с колебательной системой часов в дополнительную внешнюю каретку. Таким образом, вращение стало трехмерным. Неношеный экземпляр Reverso Tribute Gyrotourbillon из платины сменит владельца за 245 000 евро. Почти столько же стоит модель второго поколения Reverso Gyrotourbillon 2 из розового золота. На 100 000 евро дороже обойдется Reverso Grande Complication à Triptyque из белого золота. Сложные часы наделены Вечным календарем, звездной картой и показывает помимо обычного времени звездное время, а также время захода и восхода солнца. Reverso является главной моделью JLC и была представлена на рынке уже в 30-х годах. К ее отличительным особенностям относится прямоугольный корпус, переворачивающийся на 180 градусов.

Доступные часы с турбийоном

Если Вы ищите часы с турбийоном, но не намерены платить сотни тысяч евро за наручные часы, то стоит присмотреться к моделям марки Frédérique Constant. Мануфактурные часы с «ураганом» можно приобрести в неношеном состоянии в пределах 30 000 евро. Подержанные экземпляры могут стоить даже меньше 20 000 евро. Таким образом, эти измерители времени являются весьма доступными часами с турбийоном и мануфактурным калибром . Неношеные варианты с корпусом из высококачественной стали и золотым безелем стоят всего 32 000 евро. Золотые часы обойдутся в 39 000 евро.

Немного дороже стоят часы с турбийоном марок Zenith и International Watch Company (IWC). Цена известного хронографа Zenith El Primero с турбийоном составит порядка 35 000 евро за подержанный экземпляр и около 45 000 евро за неношенный. Подержанные часы IWC с «ураганом» можно купить примерно за 30 000 евро. Неношеные экземпляры этого производителя стоят в пределах 40 000 евро. Речь идет о моделях его знаменитой коллекции Portugieser.

Более двухсот лет минуло с тех пор, как Авраам Луи Бреге изобрел турбийон. Но до конца ХХ века лишь считанные эксперты часового дела знали, что это такое. И еще меньше людей - несколько коллекционеров - могли сквозь заветное окошко на циферблате полюбоваться вращением этого хитроумного и загадочного механизма.
Турбийон – это усложнение, принцип работы которого заключается в особом устройстве узла баланса, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода часов.

Турбийон – очень красивое, но не вполне полезное устройство. Задумывался он для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Число деталей турбийона зачастую переваливало за сотню, причем каждая требовала подлинно филигранного исполнения.
Механизм имел достаточно большие для наручных часов габариты и отнимал много энергии, которая в сложных часах всегда дороже золота корпуса. Добавьте сюда хрупкость турбийона, и от него останется только звучное название, которое, кстати, переводится как "вихрь".

В результате приспособление, обманувшее силу притяжения, притягивало к себе только самых искусных часовщиков и самых богатых покупателей. Клонилось к закату второе столетие века турбийона, а количество произведенных механизмов все еще исчислялось десятками. Хотя даже более сложные в изготовлении репетиры имели куда более широкое распространение.
И дело даже не в том, что номинальная цена турбийона несопоставима с его практической ценностью. Часы с турбийоном покупают "за красивый глаз", а еще потому, что истинная стоимость коллекционной и престижной вещи выше адекватного ей денежного эквивалента. А коллекционных вещей не может быть много. То есть турбийонов намеренно производилось меньше, чем теоретически возможно.

О красивых и дорогих турбийонах часовщики вспомнили в конце ХХ века, когда часы превратились в статусную вещь и резко взлетели в цене. Тем более что в 90-х годах в часовое дело активно вторглись современные микротехнологии. Не смогли устоять перед высокоточным автоматизированным производством и турбийоны. Особенно отличилась швейцарская фирма Progress, которая на рубеже тысячелетий запатентовала турбийон новой конструкции Preciplus ("Сверхточный").

Число деталей механизма сократилось до 38, цена упала до 2-3 тысяч долларов, а само усложнение могло повторить судьбу, скажем, автоподзавода, которым оснащены 9 из 10 современных механических часов. Так бы все и вышло, не скажи свое веское слово Швейцарская часовая федерация. «Прогрессистам» не дали широко развернуться, но прецедент был создан. Теперь турбийоны присутствуют в марках, от которых еще десять лет назад никто не ожидал такой прыти. А грандам часового дела приходится считаться с тем, что самим фактом наличия турбийона теперь уже никого не удивишь.

С момента создания на рубеже XVIII-XIX веков и до сегодняшнего дня турбийон прошел путь от малопонятной диковины, которая не пользовалась особым интересом у публики, до одного из самых статусных усложнений в моделях категории «высокое часовое искусство». И если в период с 1808 по 1986 годы было выпущено менее 700 моделей часов с турбийоном, то сегодня примерно столько же (если не больше) производится за год. Чем же объяснить возрождение интереса к детищу Авраама-Луи Бреге, которое часовой мир наблюдал 30 лет назад, и какими путями идет развитие турбийона в наши дни?

Для чего Бреге создал турбийон?

Учитывая тот факт, что во времена господина Бреге часы не отличались особой точностью хода, уже за одну попытку как-то улучшить ситуацию мэтру стоило бы сказать спасибо. Тем более, что сделать это он придумал весьма нетривиальным способом: установил систему баланс-спираль и детали спуска на закрепленную на секундном колесе платформу, которую заставил вращаться вокруг собственной оси со скоростью 1 оборот в минуту. Такая техническая уловка по расчетам Бреге должна была обмануть закон всемирного тяготения, проще говоря, земное притяжение, которое, как заметил мастер, не лучшим образом сказывается на том, что показывают часы.

Принцип работы турбийона заключался в следующем: при вращении платформы узел баланс-спираль меняет положение своего центра тяжести относительно гравитационного поля, из-за чего частота колебаний баланса то снижается, приводя к отставанию часов, то увеличивается, заставляя стрелки идти быстрее. За один оборот платформы спешка и отставание часов взаимно компенсируются, а погрешность хода сводится к нулю.

Решение, предложенное Бреге, предназначалось в основном для карманных часов, которые обычно пребывали в вертикальном положении. Регулятор хода, названный турбийоном и запатентованный мастером в 1801 году, заставлял спуск и баланс вращаться во всех возможных вертикальных положениях, чтобы максимально скомпенсировать позиционные погрешности хода.

В силу большой сложности в изготовлении и как следствие потенциальной дороговизны часов при жизни Бреге турбийон заинтересовал только самых искусных часовых мастеров и падких на диковины богатых клиентов.

От забвения до грандиозного успеха

Очень быстро выяснилось, что изобретение Бреге вовсе не устраняет проблему неточного хода под воздействием гравитации, а лишь маскирует ее. В случае с карманными часами обмануть гравитацию получалось только тогда, когда часы на протяжении дня неоднократно меняли положение. Для настольных или настенных часов «вихрь» (так принято переводить слово tourbillion с французского) и вовсе был бесполезен, поскольку такие часы вообще почти не меняли положение в пространстве. Кроме того, дополнительные детали в механизме создавали лишнюю нагрузку на заводную пружину, забирая у механизма драгоценную энергию. И если коллеги мастера первое время воздерживались от активной критики его детища, отдавая должное авторитету Бреге, то к концу XIX века, за турбийоном окончательно закрепилась репутация чересчур сложного и по сути бесполезного устройства. О том, насколько непопулярным был турбийон на заре своей истории, говорит хотя бы тот факт, что до своей смерти (1823 год) Бреге успел создать только 35 экземпляров часов, оснащенных турбийоном.

В 1895 году датский часовой мастер Бане Бенниксен в некотором роде упростил изобретение Бреге, предложив в качестве альтернативы турбийону так называемую «карусель». Этот регулятор работал по похожему принципу, но был в разы проще по исполнению, хотя и вращался не так быстро и зрелищно, как его предшественник. Один оборот карусель Бенниксена совершала за 52 минуты 30 секунд.

Возможно, турбийон так бы и сгинул в анналах часовой истории, если бы не креативная находка саксонца Альфреда Хельвига, который заставил изобретение Бреге «летать», вернее парить. В 1927 году мастер предложил конструкцию, в которой каретка турбийона, обычно зафиксированная сверху и снизу мостами, опиралась только на нижний мост. За счет отсутствия верхнего моста у того, кто наблюдал за вращениями турбийона, создавалась иллюзия, будто ажурная каретка парит в воздухе.

Небольшой всплеск интереса к находке Бреге поддержали, правда, ненадолго, первые наручные модели с турбийоном, созданные компаниями Lip и Omega. Позднее кварцевый бум 70-х, 80-х годов заставил «вихрь» совсем утихнуть: пытаясь остаться на плаву, те немногие компании, которые производили часы с турбийоном, на какое-то время совсем отказались от выпуска моделей с дорогостоящими усложнениями.

Несмотря на совсем не радужную перспективу навсегда остаться не самым удачным экспериментом гения и тихо-мирно отойти в историю, турбийон оказался на удивление живучим. Как только схлынула мощная кварцевая волна, а мир потихоньку оправился от нефтяного кризиса и затянувшейся холодной войны, людям вновь захотелось комфорта. Мирное небо над головой и неуклонно растущее благосостояние позволяло задуматься о том, чтобы вещи, составляющие основу этого комфорта, были не только практичными и функциональными, но и демонстрировали статус владельца. И тут часовщики вспомнили об изобретении великого Бреге. Турбийон идеально подошел на роль красивой и дорогой игрушки. С одной стороны, он не претендовал на звание чуда технической мысли, а просто радовал глаз вечным как сама жизнь движением. С другой – еще со времен Бреге за ним закрепился почти мистический ореол этакого победителя законов физики.

Одной из первых ставку на внешнюю эффектность подзабытого было турбийона сделала компания Audemars Piguet. В 1986 году марка представила наручные часы с турбийоном, которые помещались в ультратонкий корпус модной в то время прямоугольной формы. Миниатюрную каретку турбийона для этих часов изготовили из легкого титана и поместили в механизм с автоподзаводом, толщина которого насчитывала всего 2,7 мм. Помимо ультратонкого формата модель привлекала и другой «фишкой». Окошко, позволявшее наблюдать за вращениями турбийона, располагалось в непривычном даже по сегодняшним меркам месте – на позиции «11 часов».

Не успел турбийон вернуться на часовой рынок, как производители тут же стали задумываться о том, чем еще удивить потенциальных клиентов, с интересом следивших за завораживающими вращениями непонятной штуковины внутри часов. В 1990 году компания Blancpain выпустила модель 1735, в которой с турбийном соседствовало сразу несколько усложнений: вечный календарь с индикатором лунных фаз, минутный репетир и сплит-хронограф.

В 1991 году Audemars Piguet напомнила всем о триумфальном дебюте своего наручного турбийона, усложнив его вечным календарем и индикацией запаса хода.

В 1993-м турбийон в свой модельный ряд, добавила компания Jaeger-LeCoultre, использовав для этого культовые Reverso.

В 1994-м компания Omega удивила публику, поместив турбийон прямо в центре циферблата. Вместо традиционных стрелок, от которых по понятным причинам пришлось отказаться, создатель модели Доминик Луазо предложил использовать вращающиеся диски. Внимание к турбийону здесь привлекало не только его необычное расположение (на сегодняшний день Omega – единственная швейцарская марка люксового сегмента, выпускающая часы с центральными турбийонами), но и оригинальный мост механизма, выполненный в виде логотипа Omega.

Турбийоны третьего тысячелетия

Учитывая тот факт, что с функциональной точки зрения турбийон для наручных часов мало полезен, эволюция усложнения могла идти только двумя путями: повышения градуса зрелищности или понижения стоимости. В начале третьего тысячелетия эксперименты в области создания турбийонов сосредоточились на зрелищности усложнения.

Одним из самых нестандартных в этом плане путей пошел Франк Мюллер, предложивший покупателю время от времени избавлять турбийон от оков корпуса. В первых часах серии Revolution простым нажатием на кнопку турбийон извлекается из недр механизма так, что ничто не мешает следить за его вращениями. На время этого завораживающего моноспектакля механизм не прекращает работать. При этом стрелки на циферблате замирают на отметке «12 часов» и возвращаются на нужные позиции, как только хозяин часов натешится зрелищем и вернет турбийон в корпус повторным нажатием на кнопку.

Тот же Франк Мюллер первым заставил турбийон вращаться по двум осям, реализовав в наручных часах идею, которую для карманных моделей запатентовал около 40 лет назад англичанин Энтони Ренделл. Традиционная для турбийона каретка с 60-секундным периодом вращения в модели Revolution 2 помещена в другую каретку, скорость вращения которой составляет один оборот каждые 8 минут, при этом 60-секундный турбийон вращается в горизонтальной плоскости, а 8-минутный – в вертикальной. Отслеживать время вращения обеих кареток можно по двум ретроградным шкалам, расположенным по обе стороны от окошка турбийона.

В 2004 году общественность потрясла необычная новинка от компании Greubel & Forsey. Особенностью модели Quadruple Differential Tourbillon стал механизм с двумя двойными турбийонами, работу которых суммировал сферический дифференциал, соединявший модули турбийона с колесной передачей.

Переплюнуть Greubel & Forsey дерзнул только Джейкоб Арабо, уместивший в одной из версий модели Five Time Zone сразу 5 механизмов с турбийонами.

Далее эволюция турбийона продолжила идти по пути совершенствования конструкции, а вместе с ней и технической составляющей усложнения. Турбийоны стали вращаться не только в двух, но и в трех плоскостях, каретку предложили наклонить под углом к механизму, объясняя это тем, что такое положение добавит часам точности, а в какой-то момент и вовсе лишили ее всех точек опоры, представив изумленной публике так называемый «мистический» турбийон.

Мистические турбийоны стали своего рода специализацией марки Cartier, которой удалось создать иллюзию полного отрыва турбийона от механизма часов. Эффект зависания вращающейся каретки в воздухе здесь создается благодаря использованию прозрачного сапфирового диска, на котором закреплена конструкция.

Стоит отметить, что привлекательности турбийону добавляют и более простые маневры производителей. Несмотря на миниатюрные размеры «вихрь» периодически становится полем для разного рода экспериментов с декором. На мостах и каретке нередко можно увидеть гравировку, инкрустацию драгоценными камнями и даже роспись эмалью. Часы с турбийонами становятся настоящими артобъектами. Достаточно вспомнить новинку 2016 года – модель RM 68-01 Cyril Kongo Tourbillon от Richard Mille, в которой турбийон стал частью граффити-инсталляции известного уличного художника Сирила Конго.

Эффектный внешний вид современному турбийону во многом обеспечивает скорость вращения каретки. В большинстве случаев на один оборот каретки уходит от традиционной одной минуты, до невероятных 12 часов. Но все-таки нельзя не признать, что чем больше скорость, тем больше действие турбийона становится сродни волшебному гипнозу. Звание самого быстро в мире турбийона разделили между собой часы Tag Heuer MikrotourbillonS и модель Franck Muller Thunderbolt 5 Second Tourbillon.

В первом случае часы оснащены двумя турбийонами. Один из них связан с механизмом часов и вращается с вполне обычным минутным интервалом, а вот второй работает в связке с механизмом хронографа, запускается только при активации последнего и выделывает сумасшедшие кульбиты каждые 5 секунд.

Турбийон Франка Мюллера тоже 5-секундный, энергией его снабжают сразу 4 заводных пружины, а запаса хода в модели хватает на 60 часов.

Турбийон: цена вопроса

Если часы оснащены турбийоном, значит, жди заоблачной цены. Эта аксиома не требовала доказательств, как во времена Бреге, так и еще лет 20 назад. Однако с ростом популярности усложнения и увеличением количества марок, выпускающих часы с турбийонами, в последние годы наметилась тенденция к снижению их стоимости.

Еще в 2001 году компания Swatch выпустила ограниченную серию турбийонов Diaphane One, презентация которых была приурочена к открытию парижского бутика марки на Вандомской площади. Часы предлагалось приобрести за 2222 евро, и купить их можно было только в том самом бутике в Париже. За несколько лет до турбийоного дебюта Swatch относительно доступные часы с турбийоном предложила швейцарская фирма Progress. Иначе говоря, тенденция к удешевлению швейцарских турбийонов наметилась больше 15 лет назад. Отсюда закономерно возникает вопрос: если можно найти швейцарские часы с турбийоном за 2 000 – 3 000 евро, откуда же у изобретения Бреге взялась репутация одного из самых дорогих усложнений?

Ввиду того, что вращения каретки забирают огромное количество энергии, съедая запас хода часов, разработчикам приходится идти на определенные хитрости, чтобы снизить энергозатраты. В частности, для изготовления модуля турбийона используются сверхлегкие материалы, такие как титан, алюминий или специальные сплавы. Как результат, современные турбийоны насчитывают в среднем от 40 до 90 деталей и весят буквально десятые доли грамма. Другими словами, конструкция получается крохотная и очень легкая, а значит и хрупкая. Чтобы собрать турбийон, идеально подогнав микроскопические детали друг к другу, требуется хирургическая точность. Несмотря на то, что со времен Авраама-Луи Бреге прогресс, в том числе и в часовом деле, шагнул далеко вперед, на изготовление и сборку одного турбийона уходит несколько недель, а иногда и месяцев. Квалифицированные швейцарские мастера, коих сегодня насчитываются единицы, за свой труд берут немало. Неудивительно, что содержать в штате высококлассных специалистов по турбийонам могут себе позволить далеко не все компании даже из числа признанных швейцарских грандов. Собственными силами турбийоны выпускают Patek Philippe, Chopard, Girard-Perregaux, Omega, Jaeger-LeCoultre, Vacheron Constantin, Franck Muller, F. P. Journe и некоторые другие марки. Остальные производители «вихрей» заказывают механизмы с турбийоном на стороне. Благо в Швейцарии вполне достаточно компаний, которые специализируются именно на выпуске турбийонов для продажи другим маркам. В частности, швейцарцы закупают турбийоны у таких компаний, как Renauld&Papi (входит в состав Audemars Piguet, работает с Richard Mille, Vacheron Constantin, и другими компаниями), Frederic Piguet (сотрудничает в основном с Blancpain), La Joux Perret (Chanel), Cristophe Claret (Ulysse Nardin, Cartier, Corum, Harry Winston, Bovet, и др).

Независимо от того, выпускают ли швейцарские марки свои турбийоны или снабжают их механизмами, купленными на стороне, удешевлять часы с турбийонами швейцарцы не стремятся. Ценовой сегмент с планкой в 2 000 – 3 000 застолбили за собой китайцы, которые и не претендуют на лавры продукта с маркировкой Swiss made. Нижнюю ценовую границу в люксовом сегменте обозначила компания Tag Heuer, которая в 2016 году представила публике часы Tag Heuer Carrera Heuer-02T с парящим турбийоном стоимостью около 15 000 CHF. Вряд ли эта граница опустится ниже. По-крайней мере до того момента, пока швейцарские умельцы не предложат турбийону более демократичную альтернативу, не уступающую «вихрю» Бреге ни по красоте, ни по филигранности исполнения.



Публикации по теме