Во сколько грудной ребенок начинает видеть. Когда новорожденные начинают видеть? Особенности зрения

Ребенок – долгожданное чудо в каждой семье. К его появлению готовятся заранее и с любовью изучают любую информацию: книги, статьи, информацию в интернете.

Но прочитанные книги и теоретическая информация из сети не смогут ответить на все вопросы, которые появятся у молодых родителей с рождением крохи. А один из основных вопросов — когда новорожденный начинает видеть?

Один из первых предметов обсуждения - как видит и когда начинает видеть новорожденный. Глаза ребенка начинают формироваться еще в утробе – с четвертого месяца эмбриональной жизни.


А на седьмом-восьмом месяце плод уже активно реагирует на свет, может поворачиваться к нему или наоборот отвернуться, если он слишком яркий, малыш способен различать день и ночь. Родителей волнует вопрос, видят ли новорожденные.

При правильном внутриутробном развитии малыш способен видеть сразу же после своего появления на свет. Вопрос в том, каким видится им мир?

Особенности зрения в первые дни жизни

Нельзя рассчитывать, что младенец, только переживший рождение, имеет зрение, как у взрослого человека. Картина мира для него пока очень размытая, да еще и болезненная, так как яркий свет непривычно режет нежные глазки. Поэтому часто после рождения малыши находятся в помещения с приглушенным светом для минимизации стресса.


Стоит отметить, что с самого момента рождения малышу наиболее удобно рассматривать все и всех вокруг себя с вертикального положения. Так ему легче концентрироваться, хотя задержать взгляд на чем-нибудь хотя бы 10 секунд ребенок сможет только после четырех месяцев. А до этого его глаза смогут фокусироваться всего пару мгновений, будут как бы «скользить» по заинтересовавшему объекту.

В начале своей жизни ребенок только спит, кушает и мочит пеленки. Рассматривать окружающее его пространство хоть и интересно, но все еще неприятно и неудобно из-за припухших век и покрасневших глаз. Припухлость появляется при прохождении через родовые пути в процессе родоразрешения, но проходит сама по себе через некоторое время без стороннего вмешательства. Чаще всего веки во время бодрствования полузакрыты, прищурены.


Бытует мнение, что новорожденные все видят перевернуто, вверх ногами. Это не так: они не в состоянии проанализировать то, что перед ними, пока не воспринимают увиденное. Доказано, что новорожденные могут видеть на дальнее расстояние. Лучше всего грудничок различает предметы на расстоянии около 25 см – это пространство от глаз крохи до лица матери при грудном кормлении.

Поэтому даже при искусственном вскармливании рекомендуется брать дитя на руки – так ему наиболее комфортно рассматривать маму и запоминать ее черты. И даже в таком нежном возрасте можно и нужно налаживать зрительный контакт, привлекать внимание. Правда, чтобы преуспеть, учитывая, как видят новорожденные дети, нужно выполнить несколько условий:

  1. Прежде всего, подловить правильный момент – не сразу после кормления или когда малыш намерен уснуть.
  2. Поднять, поддерживая за головку и под попку, на расстоянии вытянутой руки.
  3. Не делать резких движений, дать ребенку время сконцентрировать взгляд.
  4. Улыбайтесь: позитивные эмоции всегда приятнее наблюдать.
  5. В попытках привлечь внимание не стоит повышать голос: крошка может расстроиться, закапризничать, начать плакать, и тогда положительного результата от зрительного контакта ждать не стоит.

Как развивается зрение в первый месяц

Совершенно нет смысла тревожиться, если поначалу малютка заметно косит глазками. Так бывает часто, потому что процесс контролирования своего зрения только-только запущен. Проще говоря, ребенок в 1 месяц всего лишь начинает учиться смотреть на мир с его разнообразием предметов, которые имеют замысловатые формы, выпуклости, размеры и находятся на абсолютно разном расстоянии.

В этот период необходимо показывать картинки с выраженными контурами: круги, завитушки, полосы и т.п. для тренировки зрения. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки, погремушки или просто предметы, которые привлекают взор.


Младенцы любят разглядывать вещи в спокойной обстановке. Не стоит вешать самодельный или купленный мобиль прямо над головкой. Лучше расположить такую конструкцию ближе к ножкам, за ними или по бокам кроватки. Такое положение поможет концентрации и не создавать лишней нагрузки на мышцы шеи.

Но лидером по завоеванию детского внимания было и остается человеческое лицо: его кроха разглядывает наиболее пристально, замечая все изменения. При этом происходит передача и считывание информации, настроения, ребенок обучается не только видеть, но и чувствовать.

Изменения зрения к трем месяцам


Дети начинают видеть окружающее более или менее четко и реально, но все еще не в привычных нам цветах, а в черно-белой гамме. Они уже рассмотрели и запомнили самых близких людей, которые частенько попадались на глаза – маму, папу, сестер, братьев – и даже способны их различать между собой.

Особенно легко это удается, если родственники имеют особенные черты. Например, у папы – темные усы / борода, мама – светленькая и в очках, сестренка светленькая, но меньше мамы, братик тоже имеет маленькое лицо, но смуглый и без усов / бороды.


В три месяца опять-таки можно наблюдать временное косоглазие. Это результат несовершенства глазных мышц, которые к этому возрасту еще не окрепли. Для того, чтобы заставить оба глаза одновременно смотреть на определенный предмет, даже если он не движется, от маленького человека требуется немалых усилий.

Прогресс первого полугодия


Примерно на шестом месяце жизни малыш способен не просто начать различать членов семьи, но и узнавать их, приветствуя счастливой улыбкой и агуканьем. Основная цветовая гамма уже ему доступна, но насыщенный желтый и красный цвета привлекают внимание больше остальных.

Вот почему первые погремушки, прорезыватели для зубок рекомендуется покупать в этом цвете – они однозначно привлекут и задержат на себе внимание. К полугоду у ребенка глаза выглядят привычно для нас и не должны косить.

Если замечено даже легкое скашивание хотя бы одного глаза – это причина обратиться к семейному доктору-педиатру, который после осмотра скажет, есть ли необходимость посещения офтальмолога.


Молодые мамы, особенно с первенцем, склонны к излишнему беспокойству и могут преувеличивать некоторые симптомы. Например, бывает у малыша в связи с генетической наследственностью широкая переносица, при этом создается ошибочное впечатление скашивания глаз.

Такое заблуждение сможет развенчать педиатр, при этом успокоив волнующихся родителей. Зрение малыша можно проверить и дома с помощью несложного теста. Нужно взять небольшой фонарик с не очень ярким светом, направить его луч в глаза, держа сам фонарик на уровне переносицы на расстоянии 20-30 см от лица.

Нужно следить за отблесками луча в зрачках: если он посредине, значит, со зрением проблем нет, а если блик отклоняется в какую-либо сторону – нужна консультация профессионала.

Нужно ли спешить к врачу

примерно так ребенок воспринимает мир по месяцам

Когда ребенок начинает видеть, к окулисту необходимо попасть на прием как можно раньше – он сможет дать профессиональные рекомендации относительно правильного ухода за глазами даже с первого дня рождения. Не стоит пугаться сложности процедур – как правило, все проще, чем кажется на первый взгляд.

Конечно, если у крошки нет проблем с конъюнктивитом новорожденных, который иногда случается на первой неделе жизни. В таком случае оба или один глазик начинают гноиться, но эта напасть легко излечима и ни в коем случае не влияет на остроту зрения в будущем.

С рождением малыша родителям приходится узнавать много нового, у них возникает огромное количество вопросов не только по поводу ухода, но и относительно развития крохи. Один из ключевых вопросов в первые месяцы рождения: когда новорожденный начинает видеть и слышать. Пороки развития органов слуха и зрения можно заметить с первых дней жизни.

Мнение о том, что новорожденные ничего не видят и не слышат, ошибочное. В утробе матери полностью формируются органы слуха и зрения, поэтому они нормально функционируют после рождения. Но все же, изображение немного отличается от восприятия взрослых.

Начинает видеть новорожденный ребенок сразу после появления на свет. Но картинка немного размытая, затуманенная. У крохи сохраняется привычка держать глазки закрытыми или приоткрывать их совсем чуть-чуть. Это нормально. Есть детки, которые с первых дней широко открывают глаза и рассматривают все вокруг. Но они как будто смотрят вдаль, зрачки могут быстро бегать или сходиться к носу. Это связано с физиологическими особенностями.

Младенец начинает видеть только на расстоянии 20-25 см. Это нужно знать родителям, чтобы заинтересовать или успокоить его.

Зрение новорожденного можно назвать световосприятием. Малыши первых дней жизни акцентируют свое внимание именно на ярком освещении, они прищуриваются или закрывают глазки. Дети распознают не все цвета, основным является белый и черный.

Цилиарная мышца еще слаба, поэтому крохе тяжело сфокусироваться на конкретном предмете. Например, он пытается изучить маму, но вместо этого смотрит в другую сторону. Кроха может задержать взгляд всего на несколько секунд.

К 1-2 месяцам младенцы начинают видеть лучше, умеют сфокусироваться на больших объемных игрушках. Они наблюдают за предметами, которые находятся на расстоянии 30-50 см от них, а также могут следить за людьми.

К 2-3 месяцам улучшается светочувствительность сетчатки, поэтому новорожденный начинает видеть все более красочным. Грудной ребенок распознает не только черный и белый цвет, но также красный, желтый, оранжевый и зеленый. Немного позже малыши различают синие и фиолетовые оттенки.

Дети начинают видеть маму к . Они узнают ее по очертанию лица. Острота зрения в этом возрасте составляет 0,1, к 6 месяцам она увеличивается до 0,3. Грудничок четко видит в полгода, так как формируется центральная зона сетчатки.

Ребенок начинает хорошо видеть только с полугодовалого возраста. До этого периода зрение двухмерное, то есть малыш распознает только высоту и ширину предмета. С 6 месяцев пространство становится объемным.

С 7 месяцев усовершенствуется объемное восприятие. Ребенок начинает видеть предметы, расположенные на расстоянии, но его по-прежнему интересуют игрушки вблизи.

Особенности развития слуха

Новорожденный начинает слышать сразу после рождения, но его восприятие еще не совершенное. Он реагирует только на громкие и резкие звуки, приглушенные не воспринимает. Это норма.

Первые месяцы жизни кроху нужно беречь от шума, громкой музыки и криков. Малыш сильно пугается, что негативно отражается на его нервной системе.

В 4 недели новорожденный начинает прислушиваться к тихим звукам. Можно заметить, как он реагирует на разговор, слушает то, что ему говорит мама. Но по-прежнему малыш болезненно реагирует на громкий шум. Он вздрагивает при закрытии двери или падении на пол какого-либо предмета.

Лишь к 3 месяцам кроха может слышать звуки любой громкости. Можно заметить, что груднички любят музыку, поэтому им стоит включать мелодичную мелодию, которая успокаивает и благоприятно воздействует на нервную систему.

К 5-6 месяцам малыши откликаются на имя, реагируют на просьбы родителей, воспринимают тональность.

Возможные проблемы

Заметить что-то неладное можно уже в первые месяцы жизни. Важно следить за реакцией малыша. Ребенок может родиться с нарушениями слуха, при этом он не воспринимает высокочастотные звуки, а слышит только низкочастотные. Тугоухость может быть врожденной или приобретенной.

Не менее распространены патологии зрения у новорожденных, особенно у недоношенных. Это:

  • врожденная катаракта (помутнение хрусталика);
  • ретинопатия (патология развития сосудистой системы глаза);
  • врожденная глаукома (повышение внутриглазного давления);
  • нистагм (непроизвольное движение зрачками из стороны в сторону);
  • птоз (опущение нижнего века).

Заболевания глаз опасны, они могут привести к потере зрения. Большинство врожденных болезней устраняются только оперативным путем.

Как избежать проблем?

Необходимо проверять зрение и слух малыша. Следует показать ребенка ЛОРу или сурдологу, офтальмологу. Распознать проблемы со слухом можно по таким признакам:

  • кроха не реагирует на громкий шум, погремушку;
  • малыш к 4-5 месяцам не издает звуков.

Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания и проблемы со зрением. У многих новорожденных косят глаза, но к 6 месяцам их зрачки фиксируются по центру. Если этого не происходит, нужно обращаться в больницу.

Другие признаки зрительных патологий:

  • ребенок болезненно реагирует на свет спустя месяц после рождения, он закрывает глаза, наблюдается слезотечение;
  • зрачки белые или слегка затуманены;
  • кроха закатывает глаза вверх, он не реагирует на движение, не водит глазами за погремушкой;
  • зрачки младенца постоянно бегают, ребенок не может сфокусироваться на предмете;
  • малыш постоянно трет глаза и плачет.

Данные симптомы свидетельствует о врожденных заболеваниях.

Развитие зрительной функции и слухового аппарата у всех детей индивидуально. Чтобы вовремя распознать отклонения, необходимо наблюдаться у специалистов.

Особенности зрения у малышей

Груднички видят с самого рождения и это установленный факт. Для того чтобы зрение крохи адаптировалось к новым условиям, необходимо время. До наступления этого момента новорожденный щурится, так как яркий свет доставляет ему дискомфорт. При этом некоторые детки сразу после рождения осматривают все вокруг широко раскрытыми глазами. Можно увидеть некоторую заинтересованность малыша в происходящем.

Ближе к 4 месяцам кроха начнет различать цвета, запомнит лица родственников и сможет задержать взгляд на предмете, который понравился. Чтобы родителей не беспокоили сомнения о развитии зрения у ребенка, следует раз в полгода показывать его офтальмологу. После осмотра он расскажет, как развивается зрение, посоветует необходимые действия для ухаживания за маленькими глазками.

Как видят новорожденные дети?

Знакомство младенца с новой атмосферой происходит благодаря зрению. Однако малыши видят все совсем иначе, нежели взрослый человек. К особенностям зрения младенца относятся:

  1. Оптимальное расстояние, на котором младенцы видят лучше всего – 25см. Именно такое отдаление от лица мамы происходит при кормлении грудничка. Поэтому он быстрее всех запоминает и распознает лицо матери, чем других родственников.
  2. Больше всего деткам нравится рассматривать лица. Малыш с любопытством рассматривает каждую черту лица мамы, папы и близких родственников, стараясь запомнить их.
  3. Крохи до 3 месяцев не могут различать цвета, все картинки для них черно-белые. Поэтому не советуют развешивать над кроватью слишком яркие игрушки. Для этой цели вы можете разместить над кроваткой грудничка карусель или мобиль в одной цветовой гамме. Большой интерес проявляется к геометрическим фигурам и узорам в виде клетки или полоски.
  4. Чтобы помочь ребенку сфокусировать взгляд на чем-то одном и не создать сильной нагрузки на маленькую шею, игрушки над кроватью следует размещать не над самим ребенком, а немного сбоку или ближе к ножкам.
  5. После 3-х месяцев малыш различает желтый и красный цвет, это связано со строением органов зрения. Ребенок не способен пока различить другие оттенки. Потому вы можете начинать украшать его место обитания уже более яркими и красочными предметами. Когда ребенок смотрит на разноцветные игрушки, его лицо полностью меняется, приобретая более взрослые черты. Такому изменению есть научное название – визуальная память. Она влияет на мыслительные процессы у малыша, тем самым закладывая перспективы для последующего личностного развития.
  6. Младенцу легче сфокусироваться на детали, если он находится в вертикальном положении. Поэтому, чтобы показать малышу что-то интересное, следует поставить его столбиком, придерживая головку.
  7. Правильное освещение – залог здорового зрения. Малышу не стоит находиться в комнате с приглушенным светом, это может негативно сказаться на зрении.

Любимые объекты для наблюдения

Новорожденный начинает видеть окружающий мир очень избирательно. Самым любимым занятием для крохи является разглядывание своих родителей. Когда новорожденный начинает видеть, то наибольший интерес для него представляет папа. У пап особенные ярко выраженные черты, которые дополняются усами, бородой, очками. Первые полгода желательно не менять облик ни маме, ни папе, чтобы кроха не испугался. Любые изменения могут стать причиной капризов у малыша.

Среди прочих излюбленных объектов для рассматривания – черно-белые фотографии, а также узоры в черно-белой гамме.

Особенности фокусировки

Первая неделя жизни малыша характеризуется тем, что он не умеет задерживать взгляд на объектах дольше, чем на три-четыре секунды. К двум месяцам новорожденный начинает видеть мир более сосредоточено, но все равно его взгляд остается скользящим.

По-настоящему осознанным его взгляд становится только к четырем месяцам. Именно в этот период его зрение позволяет фокусироваться на предметах и людях, внимательно рассматривая их.

Почему груднички косят глазами?

Многие родители, замечая, что ребенок косит глазки, сильно пугаются, думая, что это может перерасти в настоящее косоглазие. Однако не все знают, что кошение глаз – вполне нормальное явление для крохи до 6 месяцев.

Такое состояние связано со слабыми глазными мышцами. Младенцу еще сложно сразу двумя глазами рассматривать предметы и фокусировать свой взгляд. Как правило, косоглазие к 7 месяцам проходит, но если этого не случилось, то следует показать ребенка специалисту.

Родителям можно в домашних условиях самостоятельно проверить зрение своего малыша. Неярким фонариком следует посветить в глазки, отслеживая отблески. Если они располагаются по центру зрачка, значит, повода для паники нет, в противном случае нужно показаться офтальмологу.

Когда новорожденный начинает слышать?

Вы уже знаете о том, когда новорожденный начинает видеть, а что с его слуховыми возможностями? Как только вы забрали кроху из роддома, изучайте его поведение и наблюдайте за ним. Многие проблемы со здоровьем у ребенка удается выявить на ранней стадии благодаря наблюдательности и заботе родителей. В тоже время не стоит паниковать по каждому поводу, так как новорожденные дети все достаточно разные и все процессы в их организме развиваются по индивидуальному плану.

Итак, когда новорожденный начинает слышать? Медики уже давно установили тот факт, что малыш воспринимает первые звуки еще в утробе матери. Происходит этот процесс уже с 16-17 недели. То есть до появления крохи на свет еще 5 месяцев, а он уже получает информацию об окружающем мире. Именно потому будущим мамам рекомендуется говорить со своим ребенком, даже если он еще не родился. Отличный вариант – читать ему добрые сказки, включать приятную спокойную музыку. Малыш, чаще всего, активно реагирует на звуки извне: он может начать шевелиться, когда услышит мелодию или наоборот – успокоиться, когда с ним говорит мама.

Как малыш реагирует на звук?

Некоторые люди склонны думать, что кроха первые несколько дней плохо слышит, так как в его ухе есть жидкость. Соответственно, по их мнению новорожденный начинает слышать как только жидкость уходит из раковины. Это утверждение является своеобразным мифом, потому что ребенок должен реагировать на звуки с первых дней жизни. Также малыш умеет различать голоса: он четко слышит отличия и со временем запоминает, кому принадлежит тот или иной голос.

Стоит отметить, что новорожденный после появления на свет отлично различает:

  • интонацию;
  • тембр;
  • темп (быстроту речи);
  • звуки животных;
  • звуки техники;
  • погремушки.

Распознание звуков выявляется в активном движении ручками и ножками, в поиске источника звука глазами, замирании и прислушивании, плаче, вздрагивании.

Если в первые несколько дней малыш не реагирует на звуки, не стоит паниковать и делать трагические выводы.

Проверяем слух у крохи

Если вам показалось, что у малыша проблемы со слухом, через несколько дней после его рождения можете тихонько похлопать рядом с ушками малыша и посмотреть на его реакцию. Если ребенок услышал вас, то он обязательно повернет голову в сторону звука или моргнет.

Бывают случаи, когда нарушения слуха у малыша являются следствием перенесенных заболеваний мамой ребенка во время беременности. Прежде всего, речь идет о краснухе и кори. Также проблемы со слухом могут быть вызваны вредными привычками мамы или употреблением токсических препаратов.

Вместо выводов

Постарайтесь окружить малыша приятной звуковой атмосферой: крики, шум, громкая музыка и быстрая речь создают эмоциональное напряжение, негативно влияют на нервную систему малыша.

Новорожденные дети уже с первых дней жизни воспринимают мир при помощи зрения и слуха, потому при отсутствии зрительных и слуховых реакций после появления на свет кроху стоит показать специалисту.

Самый ответственный период для родителей – первый год жизни малыша. Именно в это время кроха совершает колоссальный рывок в развитии и познании окружающего мира.

Когда дети начинают сидеть и ходить

В первые 12 месяцев жизни малыша родители особое внимание должны уделять его физическому развитию. Ребенок учится наблюдать за всем происходящим, удерживать свою головку, сидеть и делать первые шаги.

Во сколько месяцев ребенок держит голову

Сразу после рождения и в первые месяцы жизни у малыша недостаточно пропорциональное тельце, слабые позвонки и мышцы. В положении лежа в 3 недели кроха уже пытается двигать головой, но все попытки остаются безрезультатными. Маленький ребенок начинает удерживать ее только тогда, когда шейные мышцы станут достаточно крепкими. Обычно это происходит не раньше, чем в 2 месяца, а устойчивое положение головы можно увидеть спустя еще 30 дней.

Родители обязательно должны помогать младенцу поддерживать голову, чтобы она не отклонялась назад при укачивании на руках.

Любое резкое движение может повлечь за собой опасные последствия в виде повреждения мышечных тканей или же шейных позвонков. Не стоит переживать, если к установленному сроку кроха не держит головку. Все дети развиваются индивидуально, к 5 месяцам малыш уверенно справляется с этой задачей.

Полугодовалые дети уже без труда поворачивают голову в разные стороны, рассматривают игрушки, находящиеся на расстоянии, наблюдают за движениями родителей.

Когда дети начинают переворачиваться и сидеть

Точную дату, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно на спину, установить практически невозможно. Однако есть приблизительные интервалы – от 4 месяцев до полугода. Родители должны забеспокоиться, если после этого срока кроха не делает попыток перевернуться. Причиной может послужить чрезмерный вес или отклонение в развитии, в этом случае стоит посоветоваться с педиатром. Возможно, малыш просто ленится, выбирая времяпрепровождение и отдых на руках у родителей.

Временных периодов, когда дети пытаются изменить положение и начинают сидеть, несколько:

  • Полгода. Кроха предпринимает попытки подняться, чтобы лучше рассмотреть окружающую его обстановку. У некоторых младенцев это получается сразу.
  • 7-ой месяц. Приподнимается из лежачего положения при помощи рук, прилагая достаточно много усилий. Может просидеть устойчиво довольно недолго.
  • 8-ой месяц. Без труда усаживается из любого положения. Сидя может играть.
  • 9-ый месяц. В положении сидя пытается дотягиваться до удаленных предметов.

В полугодовалом возрасте не следует пытаться усаживать кроху или подкладывать ему под спинку мягкие подушки и одеяла. Все должно проходить естественно, до 9 месяцев повода для беспокойства нет.

В каком возрасте ребенок ползает и ходит

Ползать ребенок начинает гораздо раньше, чем делать первые шаги. Это важный период познавательной деятельности, который некоторые дети пропускают. Кроха может научиться стоять, а также перешагивать от одного объекта к другому. Не стоит волноваться по этому поводу, однако со специалистом лучше проконсультироваться. Нельзя заставлять ребенка, стимул должен быть ненавязчивым и мягким.

Первые попытки к новым движениям дети совершают после полугода, а через 2 месяца уже перемещаются свободно. Чаще всего кроха ползает на животе, вперед по-пластунски или на четвереньках.

Считается, что девочки начинают перемещаться самостоятельно раньше, чем мальчики. Это зависит от индивидуальных особенностей младенца, развития его опорно-двигательного аппарата и телосложения.

Нормой для совершения первых шагов считается возраст от 9 до 18 месяцев. По статистике большинство малышей умеют передвигаться на ножках в год.

Кроха либо опирается на предметы, стараясь сделать шаг, либо практически сразу идет. Причем оба варианта приемлемы с медицинской точки зрения. Ранние шаги, до девятимесячного возраста, не должны вызывать бурной радости у родителей, ведь такая нагрузка опасна: неокрепшие мышцы могут не выдержать веса тела малыша.

Ребенок начал улыбаться и агукать

Физическое формирование – главная составляющая нормального роста новорожденного, но интеллектуальное и психоэмоциональное развитие не менее важны. На разных этапах жизни малыш учится познавать мир посредством органов чувств, а также общаться при помощи мимики и слов.

Когда ребенок может видеть и улыбаться

При рождении у малыша плохо развито зрение, единственное, что он видит – объемные предметы, располагающиеся не дальше 30 см. Более четко грудничок рассматривает окружающую обстановку в 1 месяц. Это период, когда ребенок различает черты лица родителей, их мимику.

В возрасте месяца ребенок начинает копировать положительные эмоции, улыбки. Однако они считаются неосознанными, на уровне рефлексов.

Кроха может показывать удовольствие, когда он не голоден, находится в тепле и уюте. В период, когда младенец начинает по-настоящему улыбаться, это становится сразу заметно. Он реагирует на конкретного человека или действие. Это явление может произойти в разные сроки – от 4 недель до 3 месяцев.

Слух формируется у младенца задолго до появления на свет: с 4-го месяца беременности. О том, что дети, находясь в утробе матери, реагируют на звуки, давно известно ученым.

По мере роста малыш оживляется: издает звуки, машет ручками, расплывается в улыбке и т.п. Это говорит о нормальном росте крохи, отсутствии отклонений со стороны нервной системы и органов чувств. В возрасте от 20 недель дети способны различать знакомых и незнакомых людей, хмуриться или радоваться при их виде.

Во сколько дети говорят первые слова

Развитие речевого аппарата у малыша – первостепенная задача родителей. Во время общения с крохой с самого его рождения нужно менять интонацию, рассказывая истории, читать больше сказок. Главное – говорить правильными фразами, не коверкая и не сокращая слова, ведь малыш изначально повторяет за взрослыми, а уже потом формирует свой лексический запас.

Этапы, когда ребенок начинает издавать определенные звуки и говорить:

  • 16-ая неделя и больше. Замечается оживление при общении со взрослыми. Основные звуки – «н» и «г».
  • 24-ая неделя. Кроха способен различить, кто именно из взрослых с ним общается, повторяет «ма» и «ба».
  • 32-ая неделя. Появляются в лексиконе новые звуки, хорошо проговариваются простые слоги, к примеру, «па-па-па», «ба-ба» и т. п.
  • 40-ая неделя. Малыш начинает без труда повторять слоги («ля-ля-ля», «ма-», «па-»).
  • 48-ая неделя. Понимает, когда родители что-то запрещают, способен проговаривать около 5 разных слогов.
  • Ближе ко второму году жизни дети умеют называть своих родителей, бабушек, дедушек. По мере познания мира словарный запас стремительно расширяется.

О том, что речевые мышцы начинают активно работать, а связки напрягаются, можно узнать по определенным признакам. В основном это шевеления губами и языком, сосредоточенность и легкое напряжение при прослушивании взрослой речи.

Когда у детей начинают резаться зубы

У каждого малыша сроки прорезывания зубов могут быть разными. На это явление влияют внешние факторы, наследственность, тип и качество питания. Начинают появляться зубки с полугода. Допустима задержка в 6 месяцев, в этом нет ничего необычного.

Временные зубки у мальчиков появляются позже, чем у девочек. В идеале – у годовалого ребенка должны сформироваться нижние и верхние резцы (по 4 шт.).

Ближе к 2 годам вырастают клыки и несколько коренных. Позже появляются и другие зубы (через 6 месяцев). Полностью процесс завершается, когда малышу исполняется 3 года (формируется ряд из 20 временных зубов). Их выпадение происходит в порядке прорастания. Если схема по каким-либо причинам нарушилась, не стоит беспокоиться, если не замечено серьезных отклонений.

Рождение малыша в семье – не только радостное, но ответственное событие. За первый год ему предстоит многому научиться, родители должны быть в этот период верными помощниками. От каждого этапа зависит развитие ребенка, его успешное становление как личности.

Зрение - одна из основных функций познания мира. Благодаря зрительным образам ребенок получает до 90% информации о происходящем вокруг него. По поводу зрения у новорожденных детей бытует множество домыслов: кто-то утверждает, что грудничок видит все вверх ногами, в перевернутом положении, кто-то уверен, что малыши не способны различать цвета.

В данном материале мы рассмотрим, каким видится наш мир новорожденным , а также выясним, когда малыш начинает фокусировать взгляд и как помочь малютке развить зрительные функции.


Органы зрения до рождения

Зрительные анализаторы у плода зарождаются на второй неделе беременности. Мама еще не подозревает о своем «интересном положении», а у эмбриона уже появляются глазные пузырьки, которые потом станут его глазками. Хрусталики зарождаются к окончанию первого месяца беременности. К концу третьего месяца у ребенка сформированы сосуды и налажено кровоснабжение глаз.

Формирование склер приходится на 4-5 месяц беременности, к этому же сроку у малыша полностью сформированы веки.



Видеть в полном понимании этого слова плод в пространстве матки не может до тех пор, пока не завершится формирование центра зрения в головном мозге. В третьем триместре беременности малыш сквозь плотно закрытые веками глазки начинает определять и дифференцировать свет и темноту за пределами материнского живота.

При рождении глазки ребенка имеют структуру, идентичную глазу взрослого человека, но все отделы физиологически не дозрели, имеют меньшие размеры, функционально отстают от анализаторов взрослых.



Стадии развития после рождения

Зрение продолжает развиваться после рождения, дозревают глазки, нервы. Этот процесс идет одновременно с развитием и становлением функций головного мозга.

После рождения зрение у младенцев слабое, похвастать его остротой они не могут. Большой и яркий (по сравнению с материнской утробой) мир является большим стрессом для малыша, который к тому же не может толком рассмотреть происходящее вокруг. То, что мы видим, для грудничка первого месяца жизни является «лоскутным одеялом» – скоплением разноцветных пятен, не имеющих четких границ.


Но процесс формирования органов зрения и нейронных связей в головном мозге происходит непрерывно, а также очень интенсивно, и поэтому уже в месяц малыш может в общих чертах различить определенные формы, если поднести предмет близко к его глазам.

Однако удерживать взгляд точечно младенцу этого возраста еще очень трудно, мышцы, отвечающие за движение глазных яблок и фиксацию взгляда, еще очень слабые.


Видят ли новорожденные все в черно-белом спектре? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, но и особого разнообразия цветов вновь рожденный ребенок не воспринимает. Скорее, это набор пятен в полутонах. Утверждения о том, что младенцы все воспринимают в перевернутом виде, вообще далеки от реальности. Видит ваш новорожденный все в правильной проекции, только очень неотчетливо.

Поскольку глазные яблоки существенно уступают по размерам взрослым (16мм у новорожденных против 24 мм у взрослого), то изображение формируется не на сетчатке глаза, а сразу за ней, поэтому всем без исключения новорожденным свойственна некая физиологическая дальнозоркость.

По мере роста глазных яблок изображение начинает формироваться правильно и точно там, где оно должно появляться - непосредственно на сетчатке.


Давайте рассмотрим основные этапы становления зрительной способности у грудничков.

Новорожденный

В первые дни после рождения ребенок различает только свет и темноту. Ни маму, ни папу, ни тем более бабушку он не может рассмотреть, как бы родственники ни старались доказать обратное.

Если направить на ребенка слишком яркий свет, он может заплакать, резкая смена освещения (с темноты на свет) вызывает слезотечение и вполне понятное возмущение маленького человечка. Эти способности относятся к разряду зрительных рефлекторных реакций, их оценивают в родительном доме после появления малыша на свет. Если реакции есть, считается, что ребенок зрячий.


3 недели после рождения

Проходит период первичной адаптации, малыш приспосабливается к новым условиям своего обитания. После 21 дня начинает формироваться цветовое зрение, малыш станет различать некоторые пятна как более или менее яркие.

На расстоянии около 40 сантиметров от лица он может увидеть их лучше всего. Но ни понять, ни проанализировать увиденное малыш пока не в состоянии. Он не различает лица, не может видеть маму, но может ее чувствовать - по запаху, по голосу, по привычным для него прикосновениям.


1 месяц

После первого месяца грудничок начинает недолго удерживать взгляд на предмете, который удален от него не более, чем на 50-60 сантиметров. Но получается это пока плохо, а потому родители начинают бить во все колокола – «малыш косит», «у него глаза смотрят в разные стороны», «один зрачок подрагивает».

Все это не признаки патологии, а признаки незрелости мышц глаз, пройдет еще совсем немного времени, и грудной ребенок научится рассматривать предметы дольше.


2 месяца

К концу второго месяца ребенок может чуть дольше фокусировать взгляд на крупной игрушке. Но следить за ней взглядом ему пока еще очень сложно.

Малыш начинает узнавать маму, и это бесспорный прорыв. Появляются зачатки цветоразличения - малыш воспринимает красный цвет.


3 месяца

К этому возрасту органы зрения ребенка «шагнули» далеко вперед. Теперь он может не просто следить за предметом статичным, но и пытаться удержать взгляд на предмете движущемся, правда, при условии, что двигаться этот предмет будет нерезко, плавно.

Глазки малыша уже могут двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Способность различать цвета совершенствуется - малыш начинает видеть желтый цвет.


4-5 месяцев

К концу пятого месяца малыш различает синий и зеленый, а также все базовые цвета спектра, но вот полутона ему пока недоступны.

Их он научится видеть к 7-8 месяцам. Ребенок узнает родных, различает лица, может довольно четко видеть предметы, которые удалены от него на расстояние метра.


6 месяцев

В полгода выражение лица ребенка начинает приобретать «живой» взгляд, вполне осознанный и разумный. Глаза больше не смотрят в разные стороны, не бегают туда-сюда, малыш может четко видеть лица, игрушки на расстоянии до трех метров, фиксировать на них взгляд.

Зрение становится стереоскопическим. Это означает, что младенец начинает видеть мир не плоским, как ранее, а трехмерным, объемным, таким, каким видим его мы, взрослые. Без труда ребенок может увидеть игрушку, дотянуться до нее, взять в руки.

7 месяцев и старше

В возрасте 7 месяцев и после этого зрение в базе своей сформировано. Но это не означает, что процессы совершенствования в органах зрения и головном мозге останавливаются. Развиваться зрительные анализаторы будут до 3 лет включительно, но база заложена уже сейчас.

Ребенок начинает фиксировать взгляд на удаленных предметах, быстро «переключать» взгляд от дальних предметов к ближним и наоборот. В 8-9 месяцев ребенок может оценить расстояние между предметами.


Нужно отметить, что самые разительные перемены с органами зрения у ребенка происходят в течение всего первого года жизни, а потому родители должны сделать все возможное, чтобы зрение малыша развивалось гармонично, правильно. Это поможет избежать проблем в будущем.

Недоношенные дети несколько отстают в этапах формирования зрения. Все зависит от того, насколько раньше срока появится на свет малыш. Дозревать глазки малышей, родившихся преждевременно, будут чуть дольше, и это вполне естественно.

Как развивать зрительные функции?

Позаботиться о том, чтобы зрение малыша было нормальным, родители должны с первых дней. Комната, в которой предстоит находиться грудничку, не должна быть очень темной. В полумраке все стадии развития зрения будут проходить с задержкой. Но и слишком ярко освещенным помещение быть не должно: в первые месяцы яркий свет будет раздражать малыша, причинять ему заметные неудобства.

Исключите нахождение источника света рядом с кроваткой. Также нежелательно, чтобы в комнате находились большие зеркала.

Не придвигайте кроватку к стене - подходить к малышу нужно с разных стороны, чтобы он мог научиться воспринимать объекты как справа, так и слева от себя.

Мобиль, погремушки и прочие «милости и прелести», которые мамы заготавливают для крохи еще во время беременности, лучше начать использовать, когда ребенок достигнет месячного возраста. Раньше он просто их не увидит и не оценит. После месяца игрушки вешают на расстоянии минимум 50 сантиметров от личика младенца.

Занятия на развитие зрения будут полезны для вашего карапузика уже с полутора месяцев. Для начала показывайте малышу черно-белые геометрические изображения.


С трех месяцев начинайте заниматься с ребенком с применением цветных предметов и игрушек. При этом помните, что сначала нужно предлагать предметы красного и желтого цвета, и только к полугоду - синие и зеленые.

Как только ребенок научится ползать, дайте ему волю. Манеж - отличное приспособление, которое очень облегчает маме жизнь и экономит нервы и силы, но в нем стереоскопическое зрение будет развиваться куда медленнее.

Во время изучения пространства собственными ручками и коленками малыш постигает также законы расстояния и объема, не забывайте об этом.

Обязательно гуляйте с чадом. Солнечные лучи способствуют развитию сетчатки глаза, к тому же улице ребенок получает отличную тренировку слежения за двигающимися предметами, которые еще не надоели ему в отличие от домашних - бежит собака, едет машина, цветок качается на ветру и т. д.


Самостоятельная проверка зрения

Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:

  • появились на свет недоношенными, раньше срока;
  • родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
  • в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
  • в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
  • в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
  • в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
  • в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
  • в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
  • в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.




Публикации по теме