Взросление подростков. Подростковый возраст: трудности взросления

Эта стадия для Эриксона особая. Он подростками занимался отдельно и не только как психотерапевт. Он был включен в интересное исследование. Подростки это дети, которые выросли во время Второй Мировой Войны. В то время образ фашизма как врага был абсолютно признан и это дети, родители которых воевали и погибали. И вдруг, в американском обществе страшный феномен: по улицам Нью Йорка маршируют подростки в фашистской символике с фашистским приветствием. Они демонстрируют свою приверженность той идеологии, с которой боролись их родители.

Эриксон заинтересовался этим феноменом, он работал с этими подростками. Это были объединения молодежи, которые противопоставляют себя взрослому миру, что за этим стоит? Эриксон говорит, что эти подростки не могли быть «за» или «против» фашистской идеологии, потому что они ее не знают. Они демонстрируют приверженность чему-то, не зная даже чему. Что им было нужно? Им все равно, против чего, главное протестовать.

Эриксон считает подростковую стадию особенной. Это стадия уникальных возможностей и уникальных опасностей. Что касается возможностей, мы говорили о том, что формируются у человека сильные и слабые качества личности. Он проходит через свой психосоциальный кризис и вроде бы на всю жизнь. Исключения составляет подростковый возраст, когда все может поменяться. Подростковый возраст становится тем резервом, в которой все выборы личности могут измениться с «+» на «-» и с «-» на «+» и изменить все, что было сделано до этого. То есть ребенок может войти в подростковый возраст одним, а выйти - просто другим, изменив все, что было сделано до этого.

Опасность такая: мы говорили о том, что рано или поздно, человек, как бы он ни решил задачу развития в том или другом варианте, он идет дальше, собирает все новые и новые черты и переходит все к новым и новым задачам. За исключением подросткового возраста. Потому что если человек не решает задачу развития подросткового возраста, он никуда дальше не идет. В подростковом возрасте можно задержаться надолго и навсегда. Личностное развитие может остановиться: это не созревание, не преформизм, возраст может стать верхней границей развития личности.

Почему можно поменяться и почему можно застрять? Конечно, это связано с задачей развития. Что здесь должен сделать молодой человек? Мы наконец дошли до второй потребности, к стремлению к эго-идентичности , быть самим собой, которое уравновешивает взрослую личность в социализации. Но для того, чтобы быть самим собой, надо стать самим собой. Задача развития - это обретение эго-идентичности .

Что значит «быть самим собой»? А кто я? Какой я? Каким я должен быть? Самим собой. Человек не знает себя до подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте встает задача, мы бы сказали, самопознания. Понять себя и познать, что я из себя представляю. И если человек справляется с этой задачей, то он обретает очень большую личностную устойчивость. Потому что понимание того, кто я такой и и что я такое, становится ориентиром для множества жизненных выборов. Взрослый человек, сразу после подросткового возраста, совершает массу жизненных выборов и руководит им это ощущение Эго-Идентичности. Эриксон пишет про верность самому себе .

Например, если я честные человек, то у меня может возникнуть соблазн взять деньги на улице. Но я честный человек или нет? Если честный - я не возьму. Меня никто уже не будет учить и воспитывать. В этом смысле от того, что я о себе думаю и как я себя представляю, я и буду строить свое дальнейшее поведение.

Вообще понятие эго-идентичности у Эриксона очень непростое. Он дает определение, но его надо пояснять. Что такое Эго-идентичность по Эриксону? Эриксон определяет его как «чувство непрерывности и тождественности своего существования» .

Непонятное определение, но в контексте становится понятно, что он имеет в виду. Вопрос, который задает нам Эриксон: мы все были младенцами и что это значит? Мы были маленького размера, лысые и беззубые и кричащие. Как мы думаем о себе-младенце? Это я или не я? Мы думаем о себе в младенческом возрасте как я или не я? Вот, где возможность подумать и поразмышлять.

Эриксон говорит, что это удивительно, ведь это был другой человек, ведь он был другого роста и он не обладал теми личностными качествами, которыми я обладаю сейчас. Но мы все таки думаем, что это был я.

И дальше Эриксон говорит, что человек постоянно меняется, но в каждом возрасте он приобретает свою идентичность: сначала я сын своих родителей, потом я почувствовал, что я член дружеской компании. А куда делось «я сын своих родителей»? Интересно, что вплоть до подросткового возраста, мы видим, что ребенок обретает следующую идентичность, отвергая предыдущую. Он как бы стремится отказаться от того, что было раньше. А взрослый человек, наоборот, ничего не отвергает, он говорит об интеграции. О том, что я одновременно родитель своим детям и сын своим родителям. То есть я в своей жизни чувствую себя и ребенком и родителем. Я говорю, что моя личность - очень сложная и многогранная: я и ребенок и родитель и друг и профессионал и каждая моя идентичность обогащает мою личность. Вот это и определяется как целостность и непрерывность.

Эриксон говорит, что к такому итогу надо прийти. Он считает, что именно в подростковом возрасте происходит интеграция, когда человек собирает себя как целостность и непрерывность и начинает относиться к себе по-особому.

  • В школе дают лист бумаги и свободное самоописание: «кто я» и «какой я». Двенадцатилетние делают это за пятнадцать минут, у них не возникает никаких сомнений. А шестнадцатилетние сидят и ворчат и говорят, что такую сложную тему нам дали и что вообще к ним пристали.
Потому что сложность и многогранность и интегрированность открывается и это все нужно понять, познать и разобраться. Самое важное дело для подростка это понять самого себя. Он обращается к себе и это делает его нечувствительным эгоистом, черствым к другим людям. Мы часто обвиняем подростка в том, что он мог не заметить, что мама устала и папа расстроен, а он действительно не замечает потому что он занят самим собой.

Очень негарантированно, что к 18 годам эта задача будет решена. Она может быть не решена и в двадцать и в тридцать лет и этот мучительный поиск самого себя может продолжаться долго. И именно в этом поиске и в анализе самого себя может произойти изменение тех качеств, которые уже приобретены. Он уже не просто эмоционально, но и рационально оценивает себя и события своей жизни, он по-другому может взглянуть и на себя и на отношения со своими близкими и все эти отношения могут быть им пересмотрены и в результате он склонится от недоверия к доверию и т. п. Именно в решении этой задачи развития кроются и опасности и возможности.

С кем решает? Сверстник в полном смысле этого слова, - равный по возрасту. Ведь родители видя эти искания и они очень хотят помочь и готовы ему показать на его сильные качества и на его сильные стороны, - все бессмысленно. Сверстник - вот кто становится доверительной фигурой. Почему? Психологически это очень оправданно. Психологически мы говорим о том, что для того, чтобы узнать, какой я, я должен посмотреть в зеркало, отразиться. Отразиться в психологическом смысле можно только в себе подобном. Поэтому важными персонами становятся другие подростки, сверстники. Но это еще не выстраивание отношений, он должен действовать и получать обратную связь. Но как познать самого себя? Вещь в покое не познаваема.

Например, я могу считать, что я смелый человек. Но знаю я себя или не знаю? Нет, я буду знать, когда я встречусь с опасностью. То есть познание себя требует действия, поступка и потом - анализа этого действия. Поэтому подростки не лежат в кровати в раздумьях, какой же я, они действуют, получая обратную связь и оценку от себя и от себе подобных. Но мы можем надеяться на то, что прошлые годы прожиты не зря и он с каким-то грузом уже вошел в этот возраст.

Что же приобретает человек в результате этого поиска? У него появляется та самая эго-идентичность, то есть чувство тождественности самому себе. А как узнать, что этот поиск завершен? Наверное, скорее проще увидеть противоположную сторону. Слабой стороной становится так называемая диффузия идентичности - неопределенность, размытость представлений о самом себе. И тогда человек с диффузией идентичности очень сильно подвержен влиянию, он готов принять любую версию относительно самого себя: «Ну как же так - ты же такой, иди и делай это!» - А может действительно я такой? Я пойду и буду это делать! Человек, у которого есть эго-идентичность способен отказаться и противостоять давлению. Он может сказать, что не пойдет на это занятие потому что он не такой. И наоборот, если у него есть интерес - он пойдет это делать. То есть это человек, зная себя, принимает решение в согласии с самим собой.

Иногда, подростки, проводя время в компании, приходят домой и даже меняют манеру речи и можно понять, с кем он сейчас был. Если это происходит, что точно пока диффузия, он готов примерять на себя любой образец. Как только человек обретает эго-идентичность, вы его так просто с его манер и его позиций не столкнете. Это очень сложно, обрести самого себя.

Как раз работая с подростками в послевоенной Америке, Эриксон приходит еще к одной мысли: очень сильно облегчает или осложняет жизнь состояние общества. Дело в том, что наше общество также имеет периоды стабильности и перестроек. Эриксон считает, что если взросление подростка приходится на период перестройки, он в принципе не может обрести идентичность и этот период затягивается очень надолго. Потому что, чтобы обрести себя, нужны устойчивые опоры и основы. Но если вокруг тоже все неустойчивое - откуда возьмется этот стержень?

Он описывает период взросления американских подростков как целый комплекс симптомов и это уже осложнения развития, обусловленные взрослением в неустойчивой общественной ситуации. Он говорит о том, что подросток в такой ситуации инфантилен, он не хочет взрослеть (хотя вообще подростку свойственно стремление к взрослости). В неустойчивом обществе, подросток видит, как сложно в этом обществе и как можно дольше отодвинуть границу взросления. У него возникает ощущение тревоги, причем эта тревога иррациональна. И это тоже понятно: да, подросток взрослеет, но если взрослые уверены в завтрашнем дне, то есть опора, но если и взрослые не уверены в завтрашнем дне, то это очень страшно.

  • Часто от родителей мы можем слышать фразу: «До лета / до отпуска надо еще дожить!» и для подростка это звучит устрашающе и тревожно и взрослеть не хочется.
Подросток, приобретая эту тревогу, еще приобретает и особое отношение к своей культуре, миру, семье и государству. Интересно читать у Эриксона текст про американского подростка, он пишет: «У подростка возникает иррациональное отрицание всего отечественного.» По принципу «хорошо там, где нас нет». Значит, даже в американском обществе был такой период. Это происходит потому, что для того, чтобы перейти к чему-то другому, мы должны обругать то, что было сделано до того. И если так ведут себя взрослые, то подростку в этом критиканстве и максимализме гораздо проще сказать: «А зачем я буду ориентироваться на взрослых? Я лучше посмотрю на другую культуру и на других!»

И крайним вариантом этого отрицания является отрицание жизни и возрастание суицидов. Депрессия и отрицание, - вот чем оборачиваются для взрослеющего подростка все эти перестроечные процессы.

ФОТО Getty Images

Подросткам не хватает самоконтроля

Исследования показывают, что во многих «нейтральных» ситуациях подросток может контролировать себя не хуже взрослого человека. Однако когда речь идет об эмоционально заряженных ситуациях, начинаются проблемы. Предполагается, что излишняя активность областей мозга, отвечающих за интерес к новому и поиск удовольствий, в этом возрасте еще недостаточно уравновешивается активностью префронтальной коры мозга, которая должна обеспечивать самоконтроль, но зачастую еще недостаточно развита. Впрочем, исследователи полагают, что повышенный интерес к новому в переходном возрасте может иметь и свои плюсы - помогая «найти себя» и обрести независимость от семьи 1 .

Подростки склонны к риску

Хотя подростки отличаются от маленьких детей силой, здоровьем и большей зрелостью, они погибают почти вдвое чаще. Американские исследователи провели эксперимент, в котором участвовали 65 добровольцев в возрасте от 12 до 50 лет. Испытуемым предлагался выбор: они могли гарантированно получить небольшую сумму денег или же рискнуть и получить шанс выиграть больше, но в случае проигрыша не получить вообще ничего. Интересно, что подростки зачастую были даже более осторожны, чем взрослые, - но только, когда степень риска была точно известна. Когда шансы выигрыша и проигрыша были совершенно неизвестны, подростки охотно шли на риск. Похоже, что причины этого опять же кроются в недоразвитой префронтальной коре, повышенном интересе ко всему новому и отсутствии страха перед неизвестным. Ученые отмечают, что информирование подростков о конкретных рисках тех или иных опасных видов деятельности может помочь предотвратить множество несчастных случаев 2 .

Подростки хронически недосыпают

Специалисты считают, что у молодых людей в подростковом возрасте повышена потребность во сне - им требуется 8-10 часов отдыха, тогда как большинству взрослых хватает 7-9 часов. К тому же, у подростков обычно смещены циркадные ритмы, регулирующие циклы сна и бодрствования, - для них более естественно позже ложиться и позже вставать, что не согласуется с ранним началом занятий в школах (хотя в свете этих исследований некоторые школы в США и других странах перенесли первые уроки на более позднее время). Из-за этого многие молодые люди постоянно ходят невыспавшимися 3 .

Подросткам трудно распознавать чужие эмоции

Как показывают исследования, из-за все той же недоразвитой префронтальной коры, мозг подростков чаще задействует лимбическую систему для распознавания эмоций других людей 4 .

В одном эксперименте людям разного возраста показывали фотографию человека и просили определить, какие эмоции выражает его лицо. Все взрослые правильно определили, что лицо человека выражало страх, но примерно половина подростков ошиблась. Лимбическая система хуже справляется с распознаванием эмоций, чем префронтальная кора. Она также может вызывать сильные эмоциональные реакции, так что подростки зачастую не только неправильно понимают, какие эмоции испытывает другой человек, но и излишне бурно на них реагируют.

«Грубит, огрызается, не слушается, вызывающе одевается» – типичные огорчения родителей в период взросления их детей. Как найти общий язык с подростком и не скатиться к банальному заигрыванию и попустительству? Где та золотая середина, которая позволит дитятке повзрослеть и не сожжет у родителей тонны нервных клеток.

Очень хорошо, если семья полная и родители живут в ладу. То есть, способны обсудить и выработать линию поведения. Обговорить грамотную реакцию на немыслимые выкрутасы и закидоны.

Но действительность такова, что неполные семьи – это печальная реальность современности. Папа отдельно, мама с ребенком отдельно. И между родителями нечасто царит согласие. Рассчитывать на помощь отца одинокой матери не приходится. А тут переходный возраст и катастрофическая невозможность держать ситуацию под контролем.

Безумно трудно одинокой маме не потерять связи и понимания с ребенком подростком в период его взросления. Вчера еще был понятным маленьким человечком, трогательно заботящемся о маме. И вдруг непонятные взрывы протеста и агрессия на ровном месте.

У мамы быт и работа (зачастую, не одна) и страстное желание банально выспаться. Про отпуск только мечтается. Потребности семьи возрастают и все труднее становится прокормить, обеспечить всем необходимым или вожделенным «ребеночка». Да и учить любимое чадо необходимо качественно, а значит — платно.

А оно, это самое, «любимое чадушко», отказывается понимать, что мать надрывается ради него. Сама она могла бы обойтись меньшими расходами, без дополнительых заработков.

Уставшая, вечно чем-то озабоченная, мама вызывает протест в подростке. В нем бушуют гармональные вулканы, а мать тут лезет в личное пространство со своими поучениями, ограничениями, требованиями, советами. Он не слышит, и не хочет слышать ничего, что исходит от родителей.

«Предки вообще из прошлого века, что они могут знать и понимать!»
Он ни в коем случае не хочет жить так, как они. Он будет жить иначе: свободно, широко, вольно.

Вопрос «на что» – его еще не заботит. Главное, скорее стать свободным. От чего? От опеки, запретов, учебы и, вообще, от всех обязанностей.

Замечено, что в семье, где родителей с детьми связывают общие интересы, нет войн подросткового периода. Все проходит спокойней и глаже.

Маме с мальчиком-подростком сложнее пересечься в каких-то областях деятельности, чем папе с девочкой-девушкой. Но это возможно, при желании. И лучше начинать задумываться об этом не тогда, когда гром грянул и «войнушка» разгорелась, а значительно раньше.

Общие интересы могут быть обширными: от интернет проектов до членства в конном клубе. Или мама автомобилистка со стажем и ее водительский авторитет общепризнан. Тогда сыновья-подростки естественным образом принимают маму в качестве партнера или единомышленника.

В любом случае, удалось или нет обзавестись общими интересами, родителям нужно уяснить следующее:

Это очень хорошо, что ребенок стремиться стать самостоятельным. Вы вырастили не амебу безвольную, а личность, которая сумеет добиться в жизни успеха и стать вам опорой.

Снимите мелочную опеку. Обговорите правила и границы совместного проживания и поведения. Не нужно разделять баррикадами комнаты, но исключить родительское вторжение на личную территорию, будь то комната или рабочий стол с компьютером – необходимо.

Ловите каждый момент, когда ваш ребенок готов с вами говорить. Больше слушайте – меньше говорите.
Никогда не произносите фраз вроде «вот я в твои годы». Подросток захлопнется в своей раковине и совместных бесед может больше не быть.

Подростковый максимализм, переходный возраст, гормональный взрыв – поверьте, все это уже когда-то было в каждой семье. В большей или меньшей степени. Хоть вам и кажется, что кошмарней ситуации никогда еще не было и вы уникальны.

Поучитесь на чужих примерах. Кто-то преодолел этот период тяжело и последствия сказались на дальнейшей судьбе подростка и родительской тоже. Постарайтесь не повторить ошибок – на расстоянии и по прошествии времени они очевидны. Кто-то напротив, сумел сблизится и подружиться с ребенком в этот непростой для него период. Возможно, и вы сможете воспользоваться положительным опытом.

Переходный период подросткового возраста не обязательно должен стать кошмаром родителей. Возможно вам повезет и вы не заметите глобальных изменений поведения. Так, к слову, бывает в больших семьях и семьях, сплоченным одним общим делом.

Некогда и не перед кем «выкаблучиваться» — делом заниматься надо. И подросток это понимает, несмотря на гормональные и психологический проблемы взросления.

Материалы по теме:

Как воспитать девочку лидером

Девочки чаще, чем мальчики рождаются с явной искрой лидерства. Такие девочки активны и веселы, что видно уже в младших группах детского сада или при общении...

Практические советы подростку: как быстро заучить материал

Период подготовки к экзаменам настолько уплотнен, что ставит в тупик даже тех, кто добросовестно занимался и не допускал пробелов в изучении предмета. Как подростку быстрее...

«Нормальная патология». Это немного несерьезное, но весьма емкое название неслучайно закрепилось за подростковым возрастом. Еще вчера спокойный и послушный, ваш ребенок вдруг резко меняется, становясь упрямым и непредсказуемым. У него появляются новые, не всегда понятные вам интересы: круг знакомых, увлечения, внешний облик претерпевают изменения. Как же вести себя с вашим тинейджером?

В поисках причины

Несмотря на то что на первый взгляд изменения, происходящие с ним, могут показаться вам громом среди ясного неба, они подчиняются строгим возрастным закономерностям и вполне объяснимы с точки зрения психологии. Подростковый возрастотмечается резкими переменами, как в психологической, так и в физиологической сфере вашего ребенка. Значительно возросшая активность желез внутренней секреции приводит к существенному повышению уровня гормонов в крови. В результате этого настроение становится крайне нестабильным и изменчивым. Начавшееся половое созревание, приходящееся на младший подростковый возраст, отмечается появлением вторичных половых признаков, усилением влечения к противоположному полу, активным освоением своей гендерной роли. Кризис, приходящийся на этот период, может проявляться в двух формах. В некоторых случаях ребенок начинает испытывать гипертрофированную потребность в независимости и самореализации. Он отвергает авторитеты и стремится бороться с ними всеми силами, становится грубым и упрямым. В других - он словно боится наступающего взросления, становясь смирным и конформным, инфантильным и несамостоятельным, всячески избегая принятия решений и прячась за спины родителей. Рассуждая о временных рамках этого периода, отметим, что подростковый возраст у мальчиков продолжается с 13 до 18, у девочек - с 12 до 17 лет.

Как вести себя с подростком?

Насколько быстро пройдет этот кризис? Прежде всего, стоит отметить, что подростковый возраст - есть не что иное, как индикатор, по состоянию которого можно судить о ваших отношениях, предшествующих ему. Задумайтесь: всегда ли вы были искренни со своим ребенком? Считались ли с его интересами, учитывали ли его мнение? Если на большинство вопросов вы смогли дать положительный ответ, вполне возможно, что даже настолько непростой этап ваших взаимоотношений пройдет достаточно гладко и без осложнений. Если же нет, попробуйте взять на вооружение советы, следуя которым вы наверняка сможете найти общий язык с тинейджером.

Полезные советы и... запреты

Подростковый возраст - опасный период, когда вам стоит с удвоенной осторожностью следить за тем, что говорите и как ведете себя со своим ребенком. Неосторожный поступок, случайно брошенное слово могут подорвать его доверие и не лучшим образом сказаться на его жизни в будущем. Воспринимайте подростка, как взрослого человека. Считайтесь с его мнением, демонстрируя возможность поддержать его и словом, и делом. Поощряйте стремление общаться со сверстниками и познакомьтесь с ними сами. Пусть в вашем телефоне обязательно будут записаны номера телефонов его друзей, дом будет всегда открыт для них. Подростковый возраст - это время перемен. И, несомненно, будет лучше, если ваш ребенок будет знать, что с ним происходит.

Отношения, построенные на доверии и взаимопонимании, всегда будут залогом счастливой жизни вашего подростка.

Время бежит стремительно. Недавно семья привезла из роддома небольшой сверточек с безмятежно спящим малышом, прошли годы, мальчик рос и развивался. В итоге наступает момент, когда вчерашний ребеночек начинает подготовку к взрослой жизни. В статье вы узнаете, во сколько переходный возраст у мальчиков, его продолжительность, симптомы и признаки.

Когда ребенок достигает переходного возраста, он сталкивается с трудностями. Физическое состояние, сознание и мироощущение изменения. Рост организма происходит одновременно с половым созреванием. Перечисленные изменения влияют на нервную систему подростка.

Ребенок становится раздражительным и агрессивным. Родители теряются и не понимают, как вести себя с сыном. Чтобы помочь подростку, нужно знать, каким изменениям подвергается детский организм во время переходного возраста.

Переходный возраст у мальчиков проходит в возрасте 11-16 лет. На начальном этапе проявляются половые различия. К 17 годам личность мальчика полностью сформировывается.

Особенности переходного возраста

  • Переходный возраст – особый этап в жизни любого человека, сопровождающийся половым созреванием, физическим развитием и продолжением роста. В этот момент заканчивается формирование систем и внутренних органов. В организме начинается интенсивная выработка гормонов.
  • У мальчиков переходный возраст начинается немного позже, чем у девочек. Примерно в средних классах девочки начинают превращаться в девушек, а мальчики по-прежнему выглядят по-детски. Спустя буквально годик, различия исчезают.
  • Переходный возраст у мальчиков не выделяется четко выраженными границами в плане времени. У подростков особенности периода проявляются неодинаково. Каждый организм характеризуется индивидуальными ритмами. Поэтому сказать, сколько длится переходный возраст проблематично.

Внимательные и заботливые родители должны обращать внимание на признаки и симптомы переходного возраста, которые сигнализируют о его начале.

Признаки и симптомы переходного возраста у мальчиков

Во время переходного возраста меняется внешность и психика мальчика. Период сопровождается гормональной перестройкой и половым созреванием. Подросток начинает самокритично относиться к внешности и переживать.

Практика показывает, что мальчики, которые подвергаются большим физическим нагрузкам и употребляют алкогольные напитки, достигают половой зрелости позднее, нежели сверстники, занимающиеся физкультурой и не убивающие здоровье вредными привычками.

Зная признаки и симптомы переходного возраста, вы на ранних стадиях определите начало изменений и окажите ребенку поддержку.

  1. В десятилетнем возрасте у мальчика начинают увеличиваться половые органы. Годом позже над гениталиями появляется растительность и пигментация мошонки. На следующий год половые органы продолжают расти, а растительность становится более длинной и густой.
  2. В 14 лет изменяется голос. Это обусловлено увеличением голосовых связок, развитием горловых мускул и хрящей. Голос начинает грубеть. Обычно становление голоса заканчивается за 24 месяца.
  3. Начинают расти волосы на подмышках, а верхняя губа покрывается первым пушком. Со временем растительность появляется на лице, ногах и руках. Формирование телесного волосяного покрова заканчивается к концу переходного возраста.
  4. К 14 годам начинает развиваться мускулатура юноши, плечи расширяются, увеличивается рост.
  5. Практически у всех мальчиков в подростковом возрасте появляются поллюции – ночное семяизвержение. Врачи считают это явление нормальным.

Как видите, переходный период характеризуется отчетливыми признаками и симптомами.

Психология переходного возраста

Во время переходного возраста поведение и характер юноши подвергаются изменениям. Мальчика начинает сильно тревожить его внешний вид.

Он старается хорошо выглядеть, а критику воспринимает крайне агрессивно. Постоянное недовольство внешностью – закономерное проявление взросления. На этом фоне может появиться неуверенность и стыдливость, что в совокупности нередко приводит к замкнутости.

  • Взросление мальчика сопровождается кардинальным изменением поведения. Обусловлено это физиологическими факторами, в числе которых жирные волосы, угри, интенсивное потоотделение. У юноши просыпается интерес к девушкам. А конечная цель – найти вторую половинку .
  • На фоне недовольства собой появляется внезапная агрессия и высокая нервозность. Переходный возраст сопровождается проявлением грубости к людям, окружающим мальчика – родителям, педагогам, сверстникам.
  • Всплеск эмоций – неотъемлемый элемент этапа, вызванный перестройкой организма. Гормоны, отвечающие за половое созревание мальчика, называются андрогенами.
  • В этот период юноши позиционируют себя как взрослых мужчин. Они стремятся доказать окружающим самостоятельность. Под влиянием эмоций они совершают поступки, не задумываясь о последствиях.
  • Мальчики начинают активно интересоваться интимными отношениями и их сильно влечет к половой близости. Это тревожное время для родителей, поскольку ускорение полового созревания нередко сопровождается появлением нарушений в сексуальном поведении.
  • Нередко переходный возраст характеризуется проявлением сексуального внимания к другим мальчикам. Это обусловлено неосознанным половым влечением в момент стремительного развития организма. Обычно после начала «правильных» интимных отношений отклонения исчезают. В противном случае нужно отвести ребенка к психологу.
  • В этом возрасте иногда появляются мысли о суициде. Согласно статистике, количество подобных случаев среди детишек подросткового возраста стремительно растет. Суицидальное поведение считается следствием активизации защитных механизмов, данью моде, подражанием друзьям. У такого поступка разные мотивы: низкая успеваемость, физическое насилие, одиночество, месть, наркомания.

Если поведение сына изменилось, помогите ему сориентироваться в сложившейся ситуации.

Как вести себя родителям

Физиологические изменения в совокупности с психическими проблемами делают подростковый возраст у мальчиков тяжелым периодом. Чтобы помочь ребенку, потребуется приложить усилия.

Прискорбно, но нет универсального подхода, каждый случай индивидуален. Запаситесь терпением и выдержкой, двигайтесь к цели, следуя советам практикующих психологов.

  1. Дружба . В жизни мальчика существенную роль играет окружение, поэтому родителям потребуется постараться, чтобы в него войти. Сделать это непросто, поскольку сын уверен, что вы не в силах его понять. Постарайтесь ему открыться и показать, что и у вас имеются комплексы и недостатки. Став другом своему ребенку, вы получите доступ ко всему, что происходит в его жизни, и в случае необходимости поможете.
  2. Проявление интереса . Во время созревания мальчика система мировоззрения и ценностей существенно изменяется. Проявляя интерес к увлечениям ребенка, и поддерживая его, вы заслужите доверие. Регулярно разговаривайте с ним, интересуйтесь рассуждениями и жизнью, привлекайте к участию в решении семейных вопросов.
  3. Свобода . Мальчику-подростку требуется личное пространство и собственная комната. Ребенку следует предоставить свободу и право выбора. Не стоит контролировать все его действия, подслушивать разговоры и проводить ревизию вещей. Если сильно ограничивать ребенка, это повысит вероятность появления неприятностей, поскольку запретный плод слаще. Общайтесь, находите компромиссы и направляйте его в правильное русло.
  4. Отсутствие критики . Бывают ситуации, когда без критики не обойтись. В таком случае она должна носить конструктивный характер. Направляйте ее не на сына, а на его поведение, поступки и ошибки. Подростки чувствительны к замечаниям, недовольство рекомендуется высказывать мягко, а в некоторых случаях в сопровождении похвалы.
  5. Признание личности . Мальчик – полноценная личность, с определенными интересами, взглядами и личным мнением. Не пытайтесь изменить сына или навязать ему свое мнение.
  6. Похвала . Выражая мальчику слова одобрения и похвалы, вы способствуете появлению сил и желания покорять новые вершины. Если ребенок совершил небольшой хороший поступок, похвала окажется стимулом к развитию и совершенствованию. В итоге сын станет лучше .
  7. Проявление терпения . Если сынишка нагрубил, не выходите за рамки. Помните, высокая эмоциональность – последствие переходного возраста. Бурная ответная реакция приведет к скандалу. Чтобы разговор оказался более результативным, проводите его в спокойной обстановке.

Напоследок дам маленький совет. Если вы желаете облегчить переходный возраст, запишите мальчика в какую-нибудь секцию. Важно, чтобы ребенок увлекся новым занятием до наступления ответственного периода. Плавание, футбол, боевые искусства помогут поддерживать тело в отличной форме, отвлекут от нехороших мыслей и стабилизируют гормональную бурю.



Публикации по теме