Определяем возможные неисправности в гтц и их причины. Неисправность тормозов: виды, причины

Материал о том, что важно помнить о тормозах, по каким признакам можно определить неисправности, каковы их причины и способы устранения.
Важно помнить

Неисправности тормозной системы проявляются как в следствие естественных причин работы и старения компонентов системы, так в результате несвоевременного, неполного или неправильного обслуживания тормозной системы.

Профилактика и выявление неисправности тормозов производится:

  • наблюдением за контрольными указателями неисправности тормозной системы при каждой поездке;
  • наблюдением за поведением автомобиля при каждой поездке;
  • регулярным наблюдением уровня и состояния тормозной жидкости по шкале бачка в подкапотном пространстве;
  • регулярным осмотром компонентов тормозной системы на следы утечек, повреждений, перегрева;
  • периодическим замером остаточной толщины накладок тормозных колодок и тормозных дисков;
  • при периодическом квалифицированном обслуживании, выполнении профилактических работ по очистке и смазке, компьютерной диагностике;
  • периодической диагностикой тормозной системы на специальных стендах для проверки развиваемых тормозных сил и определения их разницы между правыми и левыми колесами.
Важно помнить, что существуют объективные критерии исправности тормозов автомобиля.

Необходимость доливки тормозной жидкости определяется по шкале на боковой поверхности бачка.

В руководствах по ремонту и эксплуатации на автомобили указана предельная толщина тормозного диска, достижение которой определяет необходимость его замены. Этот параметр разнится в зависимости от модели автомобиля и установленной модификации тормозного механизма.

Так же установлены необходимые параметры при инструментальной проверке тормозов в рамках технического осмотра по развиваемым усилиям и разнице. Установлены и объективные критерии по исправности стояночной тормозной системы.

И разумеется, прохождение технического осмотра не допускает наличия утечек тормозной жидкости, повреждений тормозных шлангов.

Так же производители в руководстве по эксплуатации устанавливают объем и периодичность обслуживания тормозных систем.

При раде неисправностей тормозной системы эксплуатация транспортных средств запрещена, т.к. создает реальные предпосылки для аварии с угрозой жизни и здоровью участников дорожного движения.

Признаки неисправности тормозной системы автомобиля

При определении неисправности тормозной системы необходимо исключить влияние иных факторов – неудовлетворительное состояние шин и их несоответствие сезону, неправильное давление в шинах или разность давления в шинах на правой и левой стороне, нарушение геометрии колесного диска, нарушение геометрии кузова и подвески после ДТП и др.

Основными признаками неисправностей тормозной системы автомобиля являются:

  • Горит неисправность тормозной системы среди контрольных ламп приборной панели.
  • Загорание контрольной лампы указателя неисправности ABS (антиблокировочной системы).
  • Загорание контрольной лампы указателя неисправности системы ESP и других вспомогательных систем.
  • Следы протечки тормозной жидкости.
  • Шипение воздуха при утечках в пневматическом контуре тормозной системы.
  • Увеличение тормозного пути.
  • Отклонение от прямолинейного движения при торможении.
  • Биение (вибрация) при торможении, которая отличается от незначительных обратных толчков педали тормоза при штатной работе ABS.
  • Посторонние звуки при торможении: скрежет, визг, свист, стук.
  • Неспособность стояночного тормоза удерживать авто на уклоне заданной крутизны.
  • Перегрев тормозных дисков.
  • Трещины тормозных дисков.
  • Трещины на поверхности тормозных шлангов.
  • Длинный ход рукоятки стояночного тормоза.
  • Большой ход педали тормоза.
  • Снижение усилия на педали при торможении.
  • Повышение усилия на педали при торможении.
  • Самопроизвольное торможение автомобиля.
  • Показания специальных стендов диагностики тормозной системы.
Причины неисправности тормозной системы

Основными причинами неисправности тормозной системы являются:

  • Предельный износ тормозных колодок. Проявляется в виде загорания лампы сигнала датчика износа тормозных колодок, либо свистом, визгом или скрежетом)
  • Предельный износ тормозных дисков.
  • Деформация тормозных дисков при резком охлаждении после интенсивного нагрева (чаще попадание воды из лужи после серии торможений). Проявляется в виде биения (вибрации) при торможении.
  • Слишком частое интенсивное торможение (чаще вызывающее чрезмерны перегрев тормозного диска и увеличение тормозного пути).
  • Отрывание фрикционного материала от металлической основы тормозной колодки.
  • Попадание постороннего предмета (дорожного камушка, проволоки и др.). Проявляется чаще в виде скрежета и видимых царапин на поверхности диска и колодки).
  • Неисправность регулятора тормозных усилий (там, где установлен), который должен автоматически корректировать давление жидкости в приводе тормозов задней оси в зависимости от загрузки автомобиля.
  • Коррозия поршня тормозного суппорта, дающая утечку тормозной жидкости по коррозионной поверхности, а так же приводящая к потере подвижности поршня и снижению эффективности торможения колеса.
  • Нарушение подвижности поршня тормозного суппорта из-за загрязнений.
  • Повреждение резинового пыльника тормозного поршня (при ремонте и обслуживании - механическое повреждение инструментом или применение неправильной смазки, со временем растрескивание или потеря герметичности посадки из-за старения материала пыльника). Приводит к попаданию влаги и грязи к поршню, его коррозии и подклиниванию со снижением эффективности торможения колеса.
  • Повреждение резинового пыльника направляющих тормозного суппорта (при ремонте и обслуживании - механическое повреждение инструментом или применение неправильной смазки, со временем растрескивание или потеря герметичности посадки из-за старения материала пыльника). Приводит к попаданию влаги и грязи к направляющему пальцу, его коррозии и подклиниванию со снижением эффективности торможения колеса.
  • Нарушение подвижности в направляющих тормозного суппорта из-за загрязнения или применения неправильной смазки.
  • Износ отверстий под направляющие пальцы в основании тормозного суппорта.
  • Коррозионное повреждение поверхности направляющих пальцев тормозного суппорта.
  • Попадание воздуха в магистраль тормозной жидкости (чаще при замене тормозной жидкости, когда прокачка не выполнена или выполнена не надлежащим образом).
  • Попадание влаги в тормозную жидкость со временем вследствие ее гигроскопичности.
  • Механическое повреждение тормозной магистрали (трубок, шлангов).
  • Старение уплотнений и как следствие утрата герметичности в соединениях тормозной магистрали. В пневматической системе проявляется как шипение выходящего воздуха под давлением, а в гидравлическом системе тормозов - в виде влажных следов утечки.
  • Вытяжка троса стояночного тормоза.
  • Слишком большой свободный ход привода стояночного тормоза.
  • Потеря подвижности троса стояночного тормоза в направляющей оболочке из-за коррозии и загрязнения.
  • Неправильная регулировка сведения колодок в барабанных тормозных механизмах (на стояночном тормозе, а так же на задней оси если там установлены тормоза такого типа). Проявляется в подклинивании тормозов с их перегревом или в слишком длинном ходе привода стояночного тормоза.
  • Увеличении зазора между тормозным барабаном и накладками тормозных колодок из-за износа (актуально для машин старых моделей, не имеющих саморегулирующегося механизма, а так же при неправильной установке упорного кольца автоматической регулировки).
  • Выход из строя датчика.
  • Обрыв провода датчика.
  • Старение материала тормозных шлангов, ведущее к появлению трещин.
  • Механическое повреждение тормозных шлангов при ремонте или эксплуатации.
  • Применение шлангов недостаточной устойчивости к давлению, развиваемому усилителем тормозов.
  • Ослабление крепления тормозного суппорта. Проявляется в виде стуков.
  • Неисправность вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Чаще проявляется в виде необходимости повышенного усилия при нажатии на педаль тормоза.
  • Порыв диафрагмы вакуумного усилителя тормозов.
  • Нарушение герметичности в соединении вакуумного усилителя с корпусом главного цилиндра.
  • Выход из строя вакуумного усилителя в результате попадания тормозной жидкости в полость вакуумного усилителя.
  • Загрязнение тормозных колодок смазочными материалами (чаще всего из-за потери герметичности сальников ступиц колес и полуосей). Проявляется в снижении эффективности торможения и влажных следах утечки.
  • Загрязнение тормозных механизмов от дорожной грязи и песка, продуктов износа самих колодок.
  • Деформация тормозного суппорта из-за его недостаточной жесткости (конструктивный просчет). Проявляется в снижении эффективности торможения.
  • Неисправность клапана и возвратной пружины поршня главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
  • Потеря подвижности (заедание) поршня главного тормозного цилиндра.
  • Отсутствие зазора между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра (ведет в подтормаживанию всех колес).
  • Засорение компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра или перекрытие компенсационных отверстий кромками манжет (ведет в подтормаживанию всех колес).
  • Ослабление или поломка стяжной пружины тормозных колодок в барабанном тормозном механизме. Проявляется в подклинивании колеса.
  • Подсос атмосферного воздуха в корпусе гидровакуумного усилителя, который, как правило, происходит между корпусом клапана и защитным колпаком (приводит к самопроизвольному торможению).
  • Отсутствие нормального свободного хода педали тормоза из-за неверной регулировки, ведущее к подтормаживанию не до конца разведенных колодок.
  • Загрязнение фильтра тормозной системы (где он предусмотрен конструкцией).
  • Рабочая поверхность тормозных барабанов приняла овальную форму.
Устранение неисправности тормозной системы

Основными способами устранения неисправности тормозной системы являются:

  • Замена изношенных и поврежденных деталей: колодок, дисков, тормозных шлангов, трубок, уплотнителей соединений, пыльников, датчиков, блоков, проводки, троса стояночного тормоза, регулятора тормозных усилий, клапана ГТЦ и др.
  • Регулировочные работы.
  • Замена тормозной жидкости.
  • Доливка тормозной жидкости до нормального уровня.
  • Прокачка тормозной системы с удалением пузырьков воздуха из гидравлического контура.
  • Замена тормозного суппорта в сборе, либо переборка с очисткой и заменой ремкомплекта.
  • Замена главного тормозного цилиндра в сборе.
  • Замена колесного тормозного цилиндра в сборе, либо переборка с очисткой и заменой ремкомплекта.
  • Очистка и смазка направляющих тормозного суппорта специальными составами именно для направляющих.
  • Замена или очистка и смазка резиновых пыльников направляющих тормозного суппорта и поршней специальными составами.
  • Проточка рабочей поверхности тормозного барабана для возвращения из овальной в правильную круглую форму.
  • Протяжка ослабленного крепежа.
Не все дополнительные и порой неприятные для восприятия звуки свидетельствуют о неисправности тормозной системы. Так, например, пронзительный звук при торможении от трения некоторых колодок предопределяется составом фрикционного материала и особенностями его взаимодействия с поверхностью диска: на эффективность торможения не влияет и неисправностью не является. Еще один пример: некоторые посторонние звуки можно устранить, применив специальные антискрипные смазки и пасты, нанеся их на места контакта металлических оснований тормозных колодок с поверхностями тормозного механизма и на тыльную часть самих металлических оснований колодок согласно инструкции. Разумеется, при этом рабочие поверхности тормозных колодок и дисков смазке не подлежат, для очистки последних так же применяются специальные составы.

Неисправности тормозной системы подлежат устранению сразу же при их выявлении.

В тормозной системе автомобиля ВАЗ 2114 присутствует главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Основная задача этого агрегата заключается в преобразования усилия, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Тормозной цилиндр находится на крышке вакуумного усилителя, а над ним расположен бачок тормозной жидкости. Как и любая другая деталь, ГТЦ может повредиться и выйти из строя. Чтобы заменить его, необязательно отправляться на автосервис, эту работу можно выполнить своими руками.

Признаки неисправности ГТЦ

Когда устройство выходит из строя, водитель может заметить следующие признаки:

  • Уменьшение эффективности при торможении.
  • Разгерметизация тормозной системы.
  • Износ уплотнителей.

Проверить работоспособность главного цилиндра можно простым способом – при заглушенном моторе необходимо зажать педаль тормоза. После этого ВАЗ 2114 следует завести, оставляя ногу на педали. Если она проваливается, то система работает исправно. В другом случае требуется диагностика, а иногда и восстановление герметичности соединения. Разумеется, можно воспользоваться ремонтным комплектом, но тогда детали будут неравномерно изнашиваться. Лучшим решением будет полная замена агрегата.

ВАЖНО! Неисправности главного цилиндра могут негативно повлиять и на работу силовой установки. Проявляется это в понижении динамики, подтеков жидкости, а также в снижении разгона. Опытные автомобилисты в таком случае зажимают вакуумный шланг при запущенном моторе. Если после этого признаки, то необходимо менять усилитель торможения.

Необходимые инструменты и материалы

Замена главного цилиндра должна быть начата только в том случае, если под рукой есть необходимые инструменты и материалы. Начать стоит с инструментов:

  • Плоскогубцы.
  • Головка на «18».
  • Ключи на «17», «13» и «10».
  • Щетка по металлу.
  • Приспособление для снятия штуцеров.
  • Инструмент для натяжения пружин.

Что касается материалов, то к ним можно отнести только жидкость для системы.

Разумеется, стоит приобрести новый тормозной агрегат. Рядом с местом работы должна быть разложена клеенка или другое чистое покрытие. В процессе туда следует класть детали. Агрегат нужно покупать непосредственно для ВАЗ 2114, так как с 2109 и 2111 есть различия.

Процесс замены ГТЦ и тормозной жидкости

Когда инструменты, новый механизм и жидкость подготовлены, можно начинать демонтаж старой запчасти ВАЗ 2114:

Data-lazy-type="image" data-src="https://vazremont.com/wp-content/uploads/2016/02/clin3..jpg 604w, https://vazremont.com/wp-content/uploads/2016/02/clin3-300x177.jpg 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Совет! При сборке системы автомобилисты часто путают тормозные трубки. Чтобы облегчить работу, рекомендуется подписать их маркером. Это касается любых деталей в автомобиле ВАЗ 2114.

.jpg" alt="Откручиваем отмеченные крепления" width="600" height="362" srcset="" data-srcset="https://vazremont.com/wp-content/uploads/2016/02/clin4..jpg 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Также может потребоваться замена вакуумного усилителя. В этом случае следует демонтировать штуцер и повернуть главный агрегат в сторону. После этого необходимо отвинтить шланг и перейти в салон автомобиля ВАЗ 2114, где расположена стопорная скоба пальца. Сняв все крепления, можно установить новый усилитель давления жидкости.

Для того чтобы сделать вождение автомобиля безопасным, необходимо разбираться в основных видах и причинах поломок тормозной системы автомобиля. Это позволяет своевременно провести ремонт, улучшить характеристики вождения автомобиля. Ниже приведены несколько видов и основных причин поломок тормозной системы. При возникновении поломки лучше отказаться от самостоятельных попыток ремонта и обратиться за помощью к профессионалам в сервис.

Виды и причины поломок тормозов

К низкому уровню тормозной жидкости может привести чрезмерный износ тормозных колодок автомобиля. Однако в большинстве случаев по низкому уровню тормозной жидкости можно судить об утечке, которая представляет собой серьезную проблему. Для решения проблемы необходимо обследовать всю тормозную систему автомобиля:

  • цилиндры и трубки;
  • суппорты и шланги.


Если при осмотре вы увидите течь, следует заменить неисправный элемент как можно быстрее, потому что вместе с утечкой тормозной жидкости снижается эффективность торможения и безопасность вождения автомобиля. До полного устранения неисправности в этом случае автомобиль эксплуатироваться не может.

С проблемой низкой педали тормоза сталкиваются многие автолюбители, проблема чаще всего кроется в неисправной работе системы автоматической регулировки барабанных тормозов. Можно восстановить обычный ход педали, если использовать метод ручной регулировки. Однако по мере дальнейшего износа колодок проблема может появиться вновь. Для полного решения проблемы необходимо убедиться в том, что в автоматической системе нет посторонних предметов, которые могут заклинивать работу данной системы.


В особом случае можно воспользоваться заменой автоматической системы. С проблемой низкой педали тормоза можно столкнуться при утечке тормозной жидкости и чрезмерном износе тормозных колодок. Низкая эффективность торможения – это еще одна распространенная поломка тормозов, с которой сталкиваются автовладельцы. Причиной этой поломки является появление воздуха в тормозной системе по причине разгерметизации системы.


Состояние главного тормозного цилиндра напрямую связано с эффективностью работы всей тормозной системы автомобиля. Рассмотрим такую операцию, как - главный тормозной цилиндр ваз 2110 ремонт . Полученная в статье информация избавит владельцев этой модели ваза от посещения автосервиса, так как ремонт авто может быть выполнен своими руками.

Признаки неисправности главного тормозного цилиндра ваз 2110:

Слабая эффективность тормозов;
Мягкая педаль тормоза, либо берущая на клин;
Течь главного цилиндра (видно потеки тормозной жидкости на корпусе вакуумного усилителя тормозов);
Заедание педали тормоза или ее неполное возвращение в исходное положение.

В основном эти неисправности вызваны либо износом манжет высокого или низкого давления, перекрытием компенсационного отверстия в цилиндре, появлению грязи и ржавчины, либо поломкой одной или двух возвратных пружин поршней.

Что необходимо для работы

Для выполнения ремонта необходимо приобрести ремонтный комплект главного тормозного цилиндра ваз 2110, а также специальный ключ для обслуживания тормозов. При этом лучше всего приобретать полный ремкомплект главного цилиндра, где есть все необходимые элементы для замены. В неполном комплекте обычно предлагаются лишь манжеты.


Кроме того, в полном комплекте имеются пластиковые конуса для монтажа манжет на поршня цилиндра. С ними удобно надевать манжеты и они гарантированно останутся не поврежденными, так как при отсутствии конусов многие пытаются надеть новые манжеты с помощью отвертки и повреждают край манжеты.

Порядок работы:

Снять клемму с аккумулятора и клеммы с бачка с тормозной жидкостью;
Отобрать тормозную жидкость из бачка, используя медицинский шприц или грушу;
С помощью специального ключа отдать штуцера тормозных трубок;


Надеть на концы тормозных трубок заглушки (применяются для закрытия штуцеров прокачки);
Отдать гайки крепления главного цилиндра к телу вакуумного усилителя и снять цилиндр.

Работу по разборке и ремонту цилиндра лучше всего выполнять на верстаке, либо столе, предварительно убрав все с поверхности. Необходимо застелить верстак чистой ветошью (лучше без ворсовой) и приготовить ветошь для протирки деталей.
Для снятия бачка с тормозной жидкостью его нужно сильно наклонить в сторону и снять, приложив небольшое усилие.

В главном цилиндре находится два поршня, по одному на каждый контур. Поршня имеют прорези в своей нижней части и их ход ограничен стопорными болтами.


Для снятия поршней сначала отдается один стопорный болт и вынимается первый поршень, затем второй болт и вынимается второй поршень.
При снятии поршней нужно действовать аккуратно, чтобы детали не разлетелись под действием возвратных пружин. Разбирая главный цилиндр, все снятые детали нужно раскладывать по порядку их снятия, чтобы ничего не спутать при сборке цилиндра.


Разобрав цилиндр, его моют и протирают. Далее нужно осмотреть внутреннее зеркало цилиндра на предмет возникновения раковин или глубоких рисок, при наличии которых главный цилиндр подлежит .

Если с внутренней полостью цилиндра все нормально, то выполняется замена манжет и все собирается в обратном порядке. При сборке все детали нужно смазывать чистой тормозной жидкостью.

Далее бачок ставится на место и цилиндр крепится на тело вакуумного усилителя тормозов. Заливается новая тормозная жидкость, прокачиваются тормоза, надевается клемма на аккумулятор и делается пробный выезд для проверки эффективности тормозов.

Хоть и говорят, что тормоза придумали трусы, но это далеко не так. Однако становится действительно страшно, когда перед тобой начинает вырастать машина, идущая в лоб на большой скорости, а пропустить ты ее не можешь, или приближается огромная яма на пути, а свернуть некуда и тормозить не получается. Тормоза придумали мудрые люди. И поэтому к ним надо относиться уважительно, следить, и неисправности должны подлежать немедленному устранению.

Общее описание системы тормозов

Для рассмотрения возможных неприятностей тормозной системы лучше всего видеть хотя бы упрощенное ее изображение, тогда будет понятно, какие основные узлы за что отвечают. Такое изображение приведено ниже:

(1)-магистраль высокого давления; (2)-тормозная педаль; главный цилиндр (тормозной) (3) и (4); дисковый тормоз (5) и суппорт (6); (7)- барабанный тормоз; (8)-рабочий цилиндр; (9)-бачок для заливки тормозной жидкости; (10)- гидравлический блок управления; (11)-трос, (12)-рычаг тормоза (стояночного).

На представленном рисунке приведена гидравлическая система, хотя она может быть построена по другому принципу, например – пневматическая. Однако на легковых автомобилях стоит гидравлика, поэтому именно для нее рассматриваются возможные неисправности тормозной системы. Описывать отдельно работу узлов тормозной системы и ее саму в целом сейчас не будем, все станет ясно, когда будем рассматривать основные неисправности.

О возможных причинах отказов тормозов и их внешнем проявлении

Сама по себе гидравлическая система достаточно протяженная и распределена по всему автомобилю, от ее состояния напрямую зависит безопасность движения, и поэтому за ней необходим тщательный контроль. Тем более, что зачастую не нужна никакая дополнительная проверка тормозной системы, проблемы с тормозами проявляются в самый неподходящий момент.

Распространенные причины неисправности ТС

Чаще всего выявляются следующие неисправности:

При торможении слышен посторонний свист или шум

Это свидетельствует в первую очередь об износе тормозных колодок, что подтверждается загоранием индикатора на панели приборов. Кроме износа колодок у такого постороннего шума при торможении могут быть и другие причины. Это может быть деформация самого тормозного диска или попадание на диск постороннего предмета. Низкое качество или брак колодок так же может служить источником шума. В таком случае лучше всего сменить колодки.

Автомобиль ведет в сторону при торможении

Здесь однозначно установить причину неисправности довольно-таки трудно. Вернее, она понятна – действуют разные по величине силы с каждой стороны машины, а вот источников этого различия может быть несколько:

  1. попадание масла в тормозные колодки;
  2. заклинивание поршня суппорта;
  3. регулировка привода выполнена неправильно;
  4. засорение трубки магистрали, ведущей к колесу;
  5. разное давление в колесах.

В каждом отмеченном случае приведение тормозов в исправное состояние выполняется самым простым способом – провести осмотр автомобиля и устранить выявленные неисправности.

Увеличенный ход педали (рабочий)

Причин такого дефекта тоже может быть несколько:


  • утечка из колесных цилиндров тормозной жидкости. Для устранения необходимо заменить отказавшие детали, промыть и просушить колодки, а также нужна прокачка тормозной системы;
  • воздух в тормозной системе. Устраняется его удалением, для чего необходима прокачка тормозной системы;
  • повреждение или износ прокладок в тормозном цилиндре, резиновых шлангов. Система восстанавливается заменой изношенных, поврежденных деталей, после чего необходима прокачка тормозной системы.

Увеличенное усилие на педали при торможении

Возможной причиной этой неисправности может послужить:

  1. отказ вакуумного усилителя. Устраняется заменой;
  2. повреждение шлангов или ослабление их крепления. Необходимо определить место повреждения, заменить шланг и подтянуть крепление.

Все колеса остаются немного заторможенными

Причина – отсутствие свободного хода педали или заклинивание в главном цилиндре поршня. Устраняется выставлением правильного свободного хода и заменой цилиндра.


Вот так в самых общих чертах выглядит описание тормозов, что обеспечивают основной вклад в безопасность при движении на машине. Перечислить все возможные их неисправности здесь не удалось, да и не было такой цели. Зато общее представление о том, что такое тормоза и как они работают, получить из приведенного материала волне возможно.
Тормоза – основа безопасного движения автомобиля, и на состояние его тормозной системы всегда должно быть обращено самое пристальное внимание. Здесь перечислены не все возможные ее неисправности, но и уже изложенного должно быть достаточно для понимания влияния ее самых мелких деталей и узлов на общую безопасность.



Публикации по теме