Занятия с 11 месячным ребенком. Календарь игр – одиннадцатый месяц

Ребёнок в 11 месяцев продолжает познавать окружающий мир. Его интересуют игры не только с игрушками. Теперь он с радостью будет использовать для своих игр подручные предметы. В ход пойдёт одежда, посуда, техника и другие объекты домашнего обихода. Задача родителей обеспечить безопасность игровому процессу их карапуза. И дать возможность малышу нормально развиваться, используя при этом игрушки для своевременного совершенствования навыков и способностей крохи.

Основные функции игрушек

  1. Учат принимать правильное решение, выбирать то, что имеет большую ценность.
  2. Пассивным путём обогащается словарный запас крохи. В основном за счёт говорящих игрушек.
  3. Оказывается влияние на совершенствование точности движений и правильной координации.
  4. Усовершенствование памяти, концентрация внимания, развитие наблюдательности.
  5. Образование прочной эмоциональной связи между малышом и напарником по игре.

Какое оказывают влияние на развитие

Каждая игрушка может способствовать развитию определённых способностей. Кроме этого есть и такие предметы, которые являются многофункциональными, воздействуют сразу на совершенствование двух и больше навыков. Большой арсенал игрушек влияет на общее развитие малыша.

Влияние игрушек на развитие крохи можно разделить на пять условных категорий:

  1. Направленные на развитие органов чувств (слух, зрение, тактильные ощущения).
  2. Способствующие развитию речи, памяти, наблюдательности, логическому мышлению.
  3. Направленные на физическое развитие. Также влияют на совершенствование мелкой моторики.
  4. Способствующие социальному развитию, принятию ребёнка себя частью общества. Влияющие на эмоции крохи.
  5. Направленные на развитие фантазии и творческих способностей карапуза.

Необходимые игрушки

Ребёнок в 11 месяцев совершает активные действия с игрушками. Радуется, когда с ним кто-то играет, особенно любит проводить время с мамой. Некоторые детки совершают свои первые шаги, пусть даже и с опорой на какие-то предметы.

Так какие же игрушки необходимы ребёнку в 11 месяцев:

  1. Ходунки. Ребёнок начинает ходить, но он всё ещё не может самостоятельно совершать первые шаги. Чтоб стимулировать этот процесс, да и порадовать ребёнка возможностью свободного перемещения по квартире быстрыми передвижениями – можно приобрести ходунки.
  2. Книжки. Ребёнку в 11 месяцев можно предлагать, как книжки с толстыми картонными страничками, так и интерактивные, с кнопочками, при нажатии которых ребёнок будет слышать определённые звуки или мелодии.

Моему сыну крёстная подарила книжку на батарейках. На одном развороте были нарисованы животные. Возле каждого изображения находилась кнопочка. Сынок нажимал на неё и слышал: «Гав», «Му» и так далее. На другом развороте был изображён транспорт, при нажатии кнопок можно было услышать звук сирены, рёв двигателя самолёта, стук колёс поезда. На следующем развороте были изображены музыкальные инструменты, нажимая кнопки, малыш слышал характерные звуки.


Моему сыну бабушка подарила подобную машину. Кроме того, что я его возила на верёвочке (а это уже доставляло немалое удовольствие сыночку), в машинке поднималось сиденье — появлялось место для хранения самых важных игрушек, которые сын непременно хотел взять в своё «путешествие».


Вот таким разнообразием игрушек теперь может похвастаться малыш. Они не только влияют на хорошее настроение ребёнка и на образование тесной взаимосвязи, что способствует социальному развитию, но и на общее развитие организма. Важно понимать, что 11-месячный малыш лезет в каждую щель, изучает всё, что прячется в ящиках, коробках. Нужно обеспечить безопасное перемещение карапуза по квартире.

Мама не должна забывать о том, что малышу нужно концентрировать своё внимание, поэтому лучше, чтоб в его доступе были не все игрушки сразу, а только парочка. Важно, что в этот период у ребёнка уже видны предпочтения среди игрушек. Теперь мама знает, что именно доставляет малышу большее удовольствие. Старайтесь находить время и играть вместе с крохой. Для малыша всё ещё очень важен тесный контакт с мамой.

Играя, кроха получает знания о мире, закрепляет приобретенные навыки и обучается новым. Узнайте о лучших развивающих занятиях и играх с ребенком 11 месяцев.

Проводя раскопки в местах древнейших поселений людей, археологи часто находят детские игрушки: погремушки, куклы, фигурки животных и даже настольные игры. Этот факт свидетельствует о том, что игровая деятельность сопровождает человека со времен первобытного общества и до сих пор остается основным средством познания мира. Особенно важны игры с ребенком 11 месяцев. Ведь в этом возрасте малыш не только развивается физически, совершенствует двигательные и мыслительные навыки, но и накапливает первый жизненный опыт, который станет основой его поведенческих реакций на всю жизнь. На родителей в этот момент ложится большая ответственность — грамотно и в доступной форме донести до сознания крохи первые знания о мире, закрепить уже приобретенные навыки и обучить новым.

Развиваем память и мышление

В возрасте 11 месяцев совершенствуется механизм запоминания. В памяти малыша откладываются зрительные образы предметов с их свойствами и целые цепочки событий. Опираясь на них, ребенок уже выполняет сложные мыслительные операции: находит предметы, выделяет их из ряда других, группирует по однородным признакам, сравнивает по форме и размеру. Это говорит о том, что наряду с преобладающим наглядно-действенным мышлением, у малютки начинают складываться элементы образного мышления.

Занятия и использованные в них игрушки для детей 11 месяцев должны быть направлены на тренировку и усовершенствование логического и абстрактного мышления, умения выполнять анализ и синтез, а также делать выводы и умозаключения.


Мышление ребенка зависит от его активных действий, направленных на изучение мира. Этим объясняется стремление исследовать, разбирать предметы и манипулировать ими. Никогда не ругайте малыша за сломанную игрушку – это не проказы, а единственный способ познать окружающую действительность.

Что умеют маленькие пальчики

Говоря об 11-и месячном малыше, нужно отметить значительное расширение диапазона его умений и навыков. Теперь кроха уже свободно владеет щипковым захватом, противопоставляя большой палец остальным, умеет координировать свои движения, а также учится исследовать мир с помощью дополнительных предметов – взяв в руки палочку, может перевернуть ею камень, или, зачерпнув ложкой кашу, поднести ее ко рту. Чтобы совершенствовать эти умения и, шаг за шагом, двигаться вперед, чаще проводите занятия и игры для детей, развивающие мелкую моторику.


Родителям стоит обратить внимание, что в возрасте 11 месяцев уже можно определить, какая рука является для малыша ведущей. Присмотритесь, какой рукой ребенок берет игрушку, ложку – и сразу все станет ясно. Ни в коем случае не пытайтесь переучивать левшу – так вы только навредите его развитию.

Повторяю за родителями

Родители являются непререкаемым авторитетом для ребятишек в возрасте 11 месяцев. Только в присутствии мамы и папы ребенок раскован и спокоен, так как полностью им доверяет. Мало того, малыш старается копировать все, что делают взрослые. Этой возрастной особенностью обязательно стоит воспользоваться, чтобы социализировать кроху и обучить нормам и правилам общения и поведения.


Важно, чтобы с малышом занимались и мама, и папа. Ведь манера играть у них будет совершенно разная.

Папы, как правило, более активные, шумные и эмоциональные, делают упор на физическое развитие ребенка. А усидчивые и терпеливые мамы уделяют больше внимания интеллектуальному развитию и обучающим моментам.

Занятия, развивающие речь

В 11 месяцев общение с малышом выходит на новый уровень. Теперь он уже понимает значение многих слов, адекватно реагирует на просьбы «дай», «возьми», «положи». Ребенок может даже выполнить простые поручения, например, принести тапочки маме или пульт от телевизора папе. Кроха не упустит возможности вступить с вами в разговор, произносит простейшие слова, указывает пальцем на желаемый предмет, может выражать свои эмоции и настроение. В его лексиконе появляются междометия «ай», «ой», «ах» и звукоподражания.
Нужно учить малыша новым словам, звукам и жестам, пока стремление к общению и речи велико.


Читая книжки, не сажайте малыша к себе на колени. Лучше сесть лицом друг к другу, чтобы ребенок мог следить за вашей артикуляцией и мимикой.

В одиннадцать месяцев продолжаем проводить с малышом занятия на общее физическое развитие, укрепление мышц спины, рук и ног, координацию движений и укрепление вестибулярного аппарата. Они будут очень полезны ребенку, который только начинает ходить.


Гуляя на улице, не держите малыша в коляске. Прогулки должны быть активными. Поводите кроху за ручку, поднимитесь с ним по ступенькам, покажите, как лезть на лесенку и скатываться с горки. Такие занятия дадут заряд бодрости и хорошего настроения и вам, и маленькому непоседе.

Совсем немного осталось до первого настоящего дня рождения малыша, и сейчас, оглянувшись назад, Вы верно удивитесь, как многому смог он научиться за столько короткий срок. Прошло всего 11 месяцев, и сейчас Ваш кроха умеет самостоятельно двигаться, возможно даже ходить без Вашей поддержки, понимает речь взрослых и пытается с помощью жестов и простых слов вести диалог.1. Развиваем разговорные навыки
2. Как играть с ребенком
3. Игры на координацию и пространственное мышление
4. Во что играть с ребенком в 11 месяцев

Игры с ребенком в 11 месяцев помогут закрепить полученные навыки, а также развить новые умения - с каждым днем ребенок учится, обращая внимание на действия и поведение взрослых, впитывая как губка все, что происходит вокруг.

Развиваем разговорные навыки

Безусловно, занятия с ребенком в 11 месяцев по большей степени направлены на развитие взаимопонимания, а именно закрепление полученного словарного запаса и приобретение нового: родители уже понимают многое из детского лепета, который для окружающие звучит полнейшей тарабарщиной.

Очень важно показывать малышу, что Вы его понимаете, и реагируя на его просьбы, проговаривать вслух все, что Вы собираетесь предпринять. Некоторые слова из его начавшейся формировать речи могут обозначать одновременно несколько предметов или действий, так простое «ам-ам» или «ням-ням» значат и» «Я хочу кушать» и увиденные продукты или трапезу другого человека.

Произнося вслух все предположения по поводу обозначения того или иного звука, Вы, попав в точку, можете заметить реакцию малыша - он очень обрадуется, что вы его поняли. Не забывайте регулярно хвалить кроху за успехи в ведении диалогов или совершении тех или иных действий.

Как играть с ребенком

1. Речевые игры

Регулярно проговаривайте простые слова, состоящие из двух-трех слогов, слова, обозначающие речь животных, звуки и прочее: мяу-мяу, гав-гав, ням-ням, ку-ку и так далее. Для подобного рода игр можно привлекать игрушки малыша: уложите спать любимого медвежонка и произнесите: «баю-бай», или сделайте вид, что машинка или куколка уходят от ребенка - помахайте вслед: «пока-пока».

2. Песни и стихи

Напевайте любимые песенки с простым мотивом или регулярно рассказывайте малышу короткие стишки - Вы не только увеличиваете словарный запас, но и развиваете память и чувство ритма.

3. Чтение книг

Яркие книжки для малышей привлекают практически всех деток. Даже если Ваш малыш не отличается усидчивостью, старайтесь хотя бы в течении короткого времени рассматривать с ним картинки и читать короткие потешки.

Некоторых детей привлекает картинка и ее описание в деталях, другие наоборот - с интересом воспринимают именно произносимый ритмичный текст.

Возможно, ваш ребенок с большим любопытством будет изучать даже не детскую книжку, а обычный журнал или газету - такой интерес тоже можно обратить себе на пользу - описывайте напечатанные в издании картинки, если Вы рассматриваете изображение людей или животных показывайте и называйте малышу части тела: глазки, ушки, ручки и т. д.

4. Корчите рожицы

Маленькие детки с удовольствием принимают такую игру, а уже способен с успехом повторить многие Ваши мимические жесты. На языке профессионалов это называется артикуляционная гимнастика - высуньте язык, сверните его в трубочку, покривите губы или по цокайте язычком, словно лошадка - подобные упражнения помогут в будущем сформировать правильное произношение тех или иных звуков.

Игры на координацию и пространственное мышление

Игры с ребенком в 11 месяцев должны быть направлены не только на формирование речи, но и на регулярную тренировку двигательных навыков, это нужно для развития самостоятельности - подобные занятия могут обезопасить кроху, а также учат его искать выход из трудной ситуации.

Обязательно научите ребенка слезать с кровати или дивана - терпеливо показывайте ему, что делать это нужно ножками вперед, а в случае необходимости разворачивайте. В 11 месяцев малыш уже вполне в состоянии освоить этот навык, если ему не удалось это сделать ранее.

Взбираться на стульчик или диван тоже важное и нужное умение - помогите крохе освоить и этот прием. Подстраховывайте ребенка, пока не убедитесь в том, что новое действие он совершает уверенно и хорошо. Можно дополнительно обезопасить место тренировок, постелив на пол толстое одеяло или набросав диванные подушки.

Помните, что страх перед падением может настолько напугать ребенка, что охота репетировать вновь отпадет очень надолго. Если ребенок оступился или упал, спокойно подбодрите его, пожалейте - говорите уверенно и без нервов, если же совершаемое действие увенчалось успехом - похвалите малыша.

Для тренировки ориентации в пространстве и координации движений еще в период, когда ребенок только научился ползать очень хорошо и полезно было устраивать «коридоры» и «туннели» из стульев и подушек. Сейчас подобные упражнения также будут очень кстати. Устройте малышу полосу препятствий из диванных подушек так, чтобы обойти их можно было двумя способами - сбоку или взобравшись сверху - пусть кроха учится самостоятельно принимать решение.
Не забывайте регулярно во время игры говорить о свойствах, цветах, форме. Обычный набор кубиков или пирамидка - очень полезное тренировочное пособие, помогающее не просто строить башенки и домики, а познакомиться с такими понятиями как «большой-маленький», «один-много», изучить формы и цвета.

Во что играть с ребенком

Играть с ребенком в 11 месяцев можно в ролевые игры, привлекая любимые игрушки или пальчиковых кукол: покормите и положите спать дорогого сердцу зайца, спойте ему песенку или понарошку накормите - конечно в 11 месяцев малыш еще не способен нести ответственность и заботиться о ком-либо в полном смысле этого слова, но формировать подобные понятия, учить малыша любви и доброте к окружающим очень и очень важно.

Наверняка ребенок уже не раз изъявлял попытки самостоятельно кушать или пить, и уже не раз упоминалось в наших статьях, что не мешать крохе очень важно. Дайте ему пластиковую миску на присоске и ложку. Положите в миску такую пищу, которую ребенок сможет без труда зачерпнуть и донести до рта, не разлив.

Тренируйте мелкую моторику, положив в тарелочку мелкие кусочки овощей или фруктов - ребенок будет пытаться брать их двумя пальцами и отправлять в рот. Если малыш еще не пьет из чашки, а Вы хотите, чтобы он освоил этот навык полностью самостоятельно, купите ему кружку-непроливайку - играя и изучая предмет, он не замочит свою одежду и научится пить сам.

Для малыша одиннадцати месяцев игрой будет практически все, что попадет ему в руки и в поле зрения. Задача мамы – так обустроить комнату ребенку, чтобы минимизировать количество одергиваний и запретов, обеспечить безопасность и вместе с тем, удовлетворять творческое любопытство и живейший интерес крохи к окружающему миру.

Задача эта – непростая, но если она успешно разрешается, родители получают спокойного и уравновешенного сына или дочку, способных вдумчиво исследовать мир вокруг себя без капризов и истерик. А своевременное и достаточное внимание и игра рядом способны творить настоящие чудеса: малыш понимает, что в лице мамы и папы он получает мощную поддержку, что побуждает его осваивать новое с удовольствием и радовать родителей успехами.

Поэтому усваиваем для себя, что нужно:

  • разрешать ребенку ползать и ходить везде;
  • не ограничивать его познание лишними запретами (убираем то, что можно убрать);
  • не давать бездействовать, а занимать его разными предметами и игрушками;
  • не торопить его, но учитывать индивидуальные особенности типа его нервной системы и темперамента;
    стимулировать его участвовать в повседневных домашних делах и даже помощи на кухне (повозить чашку в воде, помыть ложку, переложить овощи в кастрюльку и т.п.);
  • не ругать за то, что он ломает, рушит – он получает опыт от своих действий и еще не понимает, что ломать – это плохо. Поймет позже. Постройте башню заново или смастерите повторно самолетик и т.п.

Какие развивающие игры можно предложить малышу 11 месяцев:

Мама напутала!

Возьмите картинку с изображением какого-то персонажа, хорошо знакомого ребенку. Хорошо, чтобы картинка была интересна ему. И начните спрашивать, например: “Это киска?” Смотрите на реакцию ребенка, не торопите. Если молчит и смотрит то на картинку, то на вас, ответьте сами: “Да!” -“А где у нее хвостик?” – “Вот он!” “А киска лает: гав-гав?…” Малыш обрадуется, что мама напутала и постарается вас поправить

Так можно играть с различными животными, постоянно обогащая и дополняя знания ребенка о них. Картинку можно потом усложнить двумя персонажами и разыгрывать целые представления: имитировать, как животные говорят, как ходят, что сейчас делают и т.п.

Дай мышку

Поставьте на небольшом расстоянии от малыша стульчик с двумя игрушками: мышкой и собачкой, к примеру. Сидящему на полу ребенку скажите: “А где же у нас мышка?” Когда ребенок покажет пальчиком, попросите его: “Принеси мышку, пи-пи! Дай маме мышку!”. Когда принесет – похвалите, обнимите и поцелуйте. Аналогично и с собачкой.

Игра учит взаимодействовать со взрослым, откликаться на его просьбы и ориентироваться в пространстве.

Терем-теремок!

Возьмите за основу сюжет из любимой русской сказки “Терм-теремок”. Подготовьте несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку, пусть это будут киска, собачка, мышка, поросенок, мишка. Соорудите наподобие домика из стульев и покрывала. Поместите все игрушки в домик и скажите: “Сашенька, а давай посмотрим, кто там живет?! Терем-теремок, кто в тереме живет? А ну-ка, выходите-покажитесь Сашеньке!” Выходит киска – “мяу-мяу! Я киска!” – “Привет, киска! (даем погладить ребенку), иди обратно в домик!” И так с остальными зверушками.

Игра учит общаться, проявлять интерес к спрятанному и радоваться встрече с жителями домика.

Рисуем на… обоях!

Наверно, этот заголовок ведет в шок мамочек, бдительно следящих за чистотой квартиры или дома Между тем интерес ребенка к обоям рано или поздно, все равно проснется и чем быстрее мы направим его в нужное русло, тем будет лучше. Итак, подготовьте достаточно большой кусок рулона ненужных обоев, который не жалко использовать для творчества. Расстелите на полу, дайте в руки малышу восковые мелки или цветные карандаши.

Покажите, как можно рисовать на обоях линии, круги, овалы; нарисуйте вместе морковку, яблоко, человечка, словом все, что вы вспомните, с какими игрушками и персонажами и предметами малыш играл. Полученный ранее опыт перенесется на бумагу и свяжется в его представлении, что все можно изобразить на бумаге. Сначала он не сразу это поймет, а увидев знакомые рисунки, возникающие, буквально из ничего и заинтересуется.

В процессе рисования следите, чтобы он не рисовал на себе, мебели, стенах. Еще полезно предлагать обводить предметы, свои ножки-ручки. Можно использовать трафареты с животными и геометрическими фигурами.

Я иду по лестнице!

Если ваш кроха уже более месяца ходит сам, предложите ему походить вверх по лестнице. Нужно держать его за руку на уровне его груди, причем его ручки вытянуты вперед и горизонтально. Старайтесь, чтобы он держался за вас, а не вы – его. Подбадривайте его: “Подними ножку, поставь на ступеньку..Так! Молодец! Поднимись. Поставь вторую ножку. Так! Хорошо!”…

Спускаться с лестницы дети начинают намного позже, поэтому пока не торопите малыша, учитесь ходить вверх.

Водичка моя!…

Малыши практически всегда любят возиться с водой: наливать, переливать, “стирать”, мыть, полоскать и т.д. Поэтому не ограничивайте его в общении с водой – такие игры очень полезны ребенку. Занятия с водой успокаивают малыша, помогают выплеснуть избыток энергии, дарят уверенность.

Приготовьте детскую посуду: кастрюльки, чашки, сковородки, ложки и т.п. Рядом поставьте таз с теплой водой, оденьте малыша соответственно обстановке (если жарко – достаточно трусиков и шлепок, если прохладно – можно футболку с коротким рукавом, шортики). Можно строить кораблики из бумаги и пускать их по воде, можно смотреть, как плавают деревянные и пластмассовые предметы, а железные – тонут. Можно мыть куклу, заворачивать ее в полотенце и т.п.

Практические советы

Поездка в автомобиле: Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.

Возьмите ребенка в магазин за покупками: Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.

Новые друзья: Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.

Поход в ресторан: Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.

Игры с другими детьми: Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу: Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.

Дочки-матери: Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.

Юмор: Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?

За окном: Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.

Новые открытия

Чувство ритма: Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.

Через тоннель: Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.

Наденьте куклу на руку: Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

Игрушка с ленточкой: Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.

Заводная игрушка: Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.

Развитие координации

"Гимнастическое бревно": Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.

Клейкая бумага: Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.

Помогите малышу спуститься с лестницы: Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)

Стул вместо ходунков: Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.

Пусть малыш покатает коляску: Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)

Босиком по полу: Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.

Принятие решений

Печенье в коробочке: Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.

Игра в мяч: Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.

Заверните игрушки: Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.

Холодные предметы: Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.

Сшейте для ребенка сумку: Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.

Как обуть туфли: Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.

Домашние животные: Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.

Сидящие игрушки: Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления

Сыпучие продукты: Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды. Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.

Рисунок из муки: Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.

Крекеры: Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.

Самообслуживание: Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.

Чашка и ложка: Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания

Утиный суп: Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.

Чистая ванночка: Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.

Зачерпни и вылови: Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.

Зубная щетка: Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.

Переодевание

Игра с наклейками: Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.

Одежда для мишки: Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.

Клейкая лента: Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха

Картинки, которые умеют пищать: Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)

Одежка на молнии: Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.

Игра с перчатками: Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.

Песня в автомобиле: Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"



Публикации по теме