Детско родительский клуб в детском саду темы. Перспективный план «Родительский клуб

Содержание:

  1. 1. Паспорт проекта
  2. 2. Вид проекта
  3. 3. Актуальность проекта
  4. 4. Цель и задачи проекта
  5. 5. Принципы реализации проекта
  6. 6. Этапы проекта
  7. 7. Ожидаемый результат деятельности
  8. 8. Поэтапный план реализации проекта
  9. 9. Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
  10. 10. Заключение
  11. 11. Список литературы

Паспорт проекта

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2013 года – май 2016 года)

Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители, врач, медсестра, педагоги ЦДТ.

База внедрения проекта: группа №9 МБДОУ «Светлячок».

Основная образовательная область: «Социализация».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Данный проект имеет цель: Оказание педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

Проект реализуется по двум направлениям:

  1. 1. Совместная деятельность с детьми.
  2. 2. Взаимодействие с родителями.

Актуальность.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться. Сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения.

Роль семейного фактора на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность создания клуба для родителей на базе группы №9 нашего детского сада.

Созданный при ДОУ родительский клуб «Школа дошкольных наук» поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит совместную работу родителей, детей и специалистов ДОУ. Проводимые педагогами занятия с родителями дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания ребёнка практически с его рождения.

Приходя в ДОУ на специальные занятия, родители получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. Необходимость введения данной программы обусловлена запросами родителей, проведения анкетирования. Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности.

Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через родительские клубы.

Родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, обсуждение сложных ситуаций, интерактивные игры, чаепитие – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.

Цели:

  • устанавливать сотрудничество ДОУ и семьи;
  • социализировать ребёнка через поиск и внедрение новых эффективных форм работы с родителями;
  • раскрывать роли семьи, как социального института становления личности;
  • создавать дружелюбную атмосферу среди родителей;
  • развивать творческий потенциал каждого родителя, который в дальнейшем поможет ребёнку раскрыть себя.

Задачи:

  • Расширить представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
  • Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
  • Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно- значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.
  • Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.
  • Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
  • Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:

  • Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
  • Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
  • Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).

Родительский клуб строится на принципах:

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

Развитие и сотрудничество , т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства).

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.

Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями

Таким образом, первоочередная цель работы психолога в родительском клубе:

Сохранение психологического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.

А именно:

  • развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, речь и т.д)
  • развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Модель организации работы родительского клуба:

Основные мероприятия проводятся 2 раза в месяц в музыкальном зале.

Формы работы:

  • игры и упражнения;
  • мини-беседы, лекции;
  • релаксационные и динамические паузы;
  • музыкально-танцевальные этюды;
  • моделирование проблемных ситуаций;
  • презентация информационных буклетов;
  • подвижные игры, дидактические игры;
  • художественно-творческая деятельность;
  • элементы тренинга;
  • круглые столы;
  • дискуссии.

Этапы работы над проектом:

I этап диагностико — аналитический (июнь — сентябрь 2013 г.)

Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

II этап реализация проекта (октябрь 2013 г. – май 2016 г.)

  • Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта (октябрь 2013 г.)
  • Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации здоровьесберегающего проекта «Волшебная страна Здоровье» (октябрь 2014 г.)
  • Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации мини-проекта «Витаминка» и мини – проекта «Стоматошка» в рамках работы здоровьесберегающего проекта «Волшебная страна Здоровье» (октябрь 2014 г. – май 2015 г.)
  • Варианты планирования реализации проекта (октябрь 2015 г.)

III этап итоговый (май 2016 г.)

  • Защита проекта в виде досуга.
  • Создание презентации.
  • Создание книги «Здоровый ребёнок».
  • Оформление папки с материалами проекта.

В сентябре 2014 года на базе группы №9 МКДОУ ДС №19 «Светлячок» прошла встреча в «Школе дошкольных наук» по теме « Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса в ДОУ». Участниками данного мероприятия стали родители данной группы, воспитатели, педагог-психолог, медицинский работник, инструктор по физическому развитию.

Паспорт проекта.
В ходе работы Школы дошкольных наук был представлен проект «Волшебная страна Здоровья».

Тема: «Волшебная страна Здоровье».

База исследования: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 «Светлячок» городского округа города Михайловка Волгоградской области

Участники проекта: дети, воспитатели дошкольной группы, родители, специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, хореограф, медработники, старший воспитатель ДОУ, заведующий ДОУ.

Цели методической разработки, представленной в данной публикации:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • оздоравливание и закаливание детей;
  • формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
  • систематизировать полученные в ходе реализации материалы по использованию здоровьесберегающих технологий в группе ДОУ.

Задачи:

  1. 1. Проанализировать особенности организации здоровьесберегающих технологий в других группах ДОУ.
  2. 2. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других ДОУ.
  3. 3. Систематизировать методические материалы по использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья (медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка) для дошкольной группы ДОУ.
  4. 4. Представить систему работы в группе ДОУ с использованием комплекса здоровьесберегающих технологий (методическое пособие).
  5. 5. Обеспечить осуществление образовательного процесса в группе ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий.

Условия реализации проекта

  • Реализация здоровьесберегающей технологии по всем разделам образовательной программы;
  • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
  • Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
  • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
  • Реализация различных форм систематической работы с родителями;
  • Развивающая среда ДОУ:
  • Физкультурный зал в котором есть:

— стандартное и нестандартное оборудование;

— шведская стенка;

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи ДОУ – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В результате реализации проекта будет разработана рациональная система мероприятий каждого направления (физкультурно-оздоровительного, лечебно-профилактического, социально-психологического), рассчитано время, необходимое на их проведение, методические рекомендации по организации и проведению.

Практическая значимость: Валеологические знания и умения, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика, НОД по физической культуре, степ – аэробика, дыхательные упражнения, подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, развитию физических и нравственных качеств.

Принципы реализации проекта

  1. 1. Доступность учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала к возрасту;
  1. 2. Систематичность и последовательность
  • постепенная подача материала от простого к сложному
  • частое повторение усвоенных правил и норм;
  1. 3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
  2. 4. Динамичность – интеграция образовательных областей

Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
  • Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Модель реализации проекта (приложение 3)

Этапы реализации проекта:

I этап — подготовительный: (2013 – 2014г.)

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Задачи:

  1. 1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
  • исследование состояния здоровья детей;
  • диагностика физической подготовленности дошкольников
  1. 2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
  • анкетирование родителей
  1. 3. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
  • новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
  • анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
  • подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
  • Анализ научно – методической литературы;
  • Разработка здоровьесберегающей технологии «Волшебная страна Здоровье»;
  • Разработка программы «Здоровый дошкольник»;
  • Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно методических условий;
  • Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг, разработана программа «Здоровый дошкольник».

II этап – практико-прогностический этап (2014 – 2015) , включающий введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательный процесс ДОУ (Приложение 4,5). Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Задачи:

  • Подобрать формы и методы оздоровления детей (приложение 6)
  • Подобрать комплекс оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах.
  • Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта
  • Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни: (приложение8)
  • Разработать и внедрить перспективный план по кружку «Познай себя» в группе;
  • Разработать и внедрить перспективный план и комплексы упражнений в кружке по хореографии «Здоровячок» – 2 раза в неделю;
  • Ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты – (приложение 9) — дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, психогимнастика, лечебная гимнастика для детей с плоскостопием), артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игры–эстафеты, дидактические игры, степ-аэробику, закаливающие мероприятия.
  • Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению;
  • Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы)- (приложение 7).
  • Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп
  • Разработать и внедрить перспективный план физкультурно–оздоровительной работы и комплексы упражнений для детей.
  • Разработать и внедрить комплексы гимнастики пробуждения под музыку во вторую половину дня.
  • Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;
  • Организация кружка «Познай себя»;
  • Организация кружка по хореографии «Здоровячок»;
  • Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, арома-фитотерапия).
  • Организация психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста;
  • Организация работы с родителями и социумом.

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающей технологии во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей. Профилактика заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой.

IV этап — заключительный (2015 – 2016 гг.)

Цель : Совершенствование результатов проекта.

Задачи:

  • Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей;
  • Развивать познавательную активность детей;
  • Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга

— исследование состояния здоровья детей за 3 года (приложение 12);

Мониторинг физической подготовленности дошкольников за 3 года (приложение13);

мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года (приложение 14)

— Обобщение опыта на МО воспитателей

— проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.

Результативность

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияет на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно скажется на состоянии здоровья детей, что надеемся выразится в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев.

V этап – презентационный: Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу.

Ожидаемый результат:

  • повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка дошкольного возраста;
  • обобщение и трансляция педагогического опыта взаимодействия с семьей;
  • изготовление информационных бюллетеней для родителей;
  • разработка презентации для работы с детьми и родителями

Формы определения результативности функционирования клуба:

  • анкетирование родителей и педагогов,
  • отзывы родителей и педагогов,
  • трансляция педагогического опыта.

Поэтапный план реализации проекта:

I этап – диагностико — аналитический (июнь — сентябрь 2013г.)

Мероприятия:

  1. 1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме (июнь, июль, август, сентябрь);
  2. 2. Подбор диагностического материала для детей (июнь, июль, август, сентябрь);
  3. 3. Оформление уголков, буклетов, папок — раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога» (июнь, июль, август, сентябрь);
  4. 4. Разработать положение о портфолио воспитанника ДОУ (июнь, июль, август, сентябрь);
  5. 5. Разработать положение о смотре — выставке «Портфолио группы» (июнь, июль, август, сентябрь);
  6. 6. Подбор информации для создания информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты «Любимый ребёнок» (июнь, июль, август, сентябрь);
  7. 7. Анализ результатов первичной диагностики, проведенной педагогом – психологом (сентябрь).
  8. 8. Вёрстка и печать ежемесячного издания газеты «Любимый ребёнок» .
  9. 9. Анкетирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста (сентябрь).
  10. 10. Диагностические беседы, направленные на выявление форм и методов воспитания ребёнка дошкольного возраста в семье.
  11. 11. Статьи и консультации в папке для родителей «Для Вас, родители!»

II этап – реализация проекта (октябрь 2014 г. – апрель 2015г.)

  1. 1. Перспективный план работы по здоровьюсбережению воспитанников:
    1. Работа с детьми по направлению «Технологии здоровьесбережения в ДОУ»

1.1. Оптимизация режима

1.2. Организация двигательного режима (в течение года)

  • Утренняя гимнастика (комплексы утренней гимнастики по программе «Детство» средний возраст)
  • НОД по физической культуре
  • НОД по музыкальному развитию
  • Прогулки с включением подвижных игровых упражнений
  • Физминутки

Спортивные праздники и развлечения:

  • День здоровья (ноябрь)
  • Зимний спортивный праздник на улице «Зимние забавы(декабрь)
  • Физкультурный праздник «Папа – лучший друг!» (октябрь)
  • Спортивный праздник «Мы – защитники!» (февраль)
  • «Масленица» — проводы Зимы (на улице с участием родителей) (март)
  • Физкультурно – оздоровительный досуг совместно с родителями «Учим детей быть здоровыми» (апрель)
  • «Мама, папа, я – спортивная семья» (май)

1.3. Охрана психического здоровья

  • Занятия с педагогом – психологом (в течение года)
  • Использование приёмов релаксации в группе: минуты тишины, минутки здоровья, уголки уединения, музыкальные паузы (в течение года)

1.4. Профилактика заболеваемости

  • Гимнастика для глаз (в течение года)
  • Дыхательная гимнастика в игровой форме (в течение года)
  • Оксолиновая мазь (октябрь — декабрь, март – апрель)
  • Кварцевание групп (октябрь – декабрь, март – апрель)
  • Полоскание горла после еды (в течение года)
  • Фиточаи (ноябрь, май)

1.5. Оздоровление фитонцидами

  • Чесночно – луковая закуска (с октября по апрель)
  • Чесночные бусы для детей, ароматизация помещений (с октября по апрель)

1.6. Закаливание с учётом состояния здоровья ребенка

  • Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года) (в течение года)
  • Прогулки на свежем воздухе (в течение года)
  • Босохождение по коррегирующим дорожкам (в течение года)
  • Умывание прохладной водой (июнь – август)
  • Игры с водой (июнь – август)

1.7. Лечебно – оздоровительная работа

  • Приём витамин «Аскорбиновая кислота», «Ревит», «Гексавит».
  • Фруктово – ягодные соки, фрукты, овощи (в течение года)
  • Чай с лимоном (октябрь, ноябрь, февраль, март)
  • Витаминизация третьего блюда (в течение года)
  • Полоскание и чистка зубов (в течение года)

II . Планирование работы с родителями:

СЕНТЯБРЬ

  1. 1. Оформить материал в родительском уголке на тему «Осень», «Дорога без опасности», «Что должен знать и уметь ребёнок в 5 лет».
  2. 2. Поздравить сентябрьских именинников.
  3. 3. Оформить стенд «Режим дня», «Мы занимаемся – очень стараемся».
  4. 4. Организовать родительское собрание «Партнерство семьи и детского сада в реализации здоровьесберегающей технологии».
  5. 5. Разместить информацию об антропометрических данных детей.
  6. 6. Предложить принять участие в фотоконкурсе «Дары Осени».
  7. 7. День пожилого человека в детском саду «НАМ ГОДА – НЕ БЕДА» (1 октября).

7.1.АКЦИЯ «ДОРОГИМ И БЛИЗКИМ» (сентябрь).

(Для участия в акции необходимо сделать своими руками открытку и принести её в дошкольное образовательное учреждение, которое посещает ребёнок до 19 сентября 2014 г.)

7.2. Беседы с детьми. Темы:

— «Дружная семья»

— «Дедушкин портрет»

— «Бабушкины руки»

7.3.Творческая мастерская «Детская мастерилочка».

7.4. Фотовыставка на тему « Нам года – не беда!»

7.5. Участие в конкурсе рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка».

7.6. Выставка творческих работ «Бабушкин сундучок».
7.7.Тематический утренник с приглашение в ДОУ дедушек и бабушек.

ОКТЯБРЬ

  1. 1. Поздравить октябрьских именинников.
  2. 2. Провести конкурс семейного рисунка «Наши бабушки и дедушки».
  3. 3. Обновить материал в родительском уголке «Советы психолога», «Воспитательная роль бабушек и дедушек в семье».
  4. 4. Пригласить родителей для утепления окон спальни и группы.
  5. 5. Оформить стенд «Советы Доктора Айболита».
  6. 6. Привлечение родителей к реализации мини-проекта «Здоровые зубки».
  7. 7. Провести консультацию для родителей «Здоровье без лекарств». (Профилактика ОРВи и гриппа, арома-фитотерапия, витаминизация).
  8. 8. Опросить родителей о проведении профилактической прививки против гриппа детям.
  9. 9. Провести конкурс семейного рисунка «Что нам осень принесла?».
  10. 10. Предложить родителям помочь в подготовке тематического утренника «Праздник Осени»

НОЯБРЬ

  1. 1. Поздравить ноябрьских именинников.
  2. 2. Обновить материал в родительском уголке «День Отца»,
  3. 3. Оформление стенгазеты «Наши папы».
  4. 4. Предложить принять участие в фотоконкурсе «Папин помощник».
  5. 5. Пополнить материал стенда «Советы Доктора Айболита» — «Бережем своё здоровье!»
  6. 6. Предложить родителям принять участие в конкурсе поделок из природного материала «Осень — мастерица».
  7. 7. Оформить материал для родителей «Как одевать ребёнка в детский сад и на улице в холодное время года».
  8. 8. Обновить материал в родительском уголке «Советы психолога» «Роль семьи в физическом воспитании ребенка».
  9. 9. Провести консультацию для родителей «Осторожно, грипп!».
  10. 10. Пополнить материал в родительском уголке «День Матери».
  11. 11. Выставка детских работ «Мама, солнышко моё!»
  12. 12. День Отца («Праздник отцов») (ноябрь).
  13. 13. Матери (семейный творческий конкурс «Мамочка и я — лучшие друзья», посвященный Дню Матери) (ноябрь).

ДЕКАБРЬ

  1. 1. Поздравить декабрьских именинников.
  2. 2. Оформить стенд «Витамины круглый год».
  3. 3. Обновить материал в уголке «Советы психолога» «Если ребёнок всего боится», «Мой застенчивый ребёнок».
  4. 4. Обновить материал стенда «Советы Доктора Айболита» — «Растим здорового ребёнка», «Зачем чистить зубки?».
  5. 5. Провести родительское собрание «К нам шагает Новый Год?».

Мини-проект «Дед Мороз шагает по планете» (декабрь).

  1. 6. Предложить родителям принять участие в конкурсе поделок «Символ года 2015».
  2. 7. Предложить родителям помочь в изготовлении новогодних костюмов и праздничному оформлению группы.
  3. 8. Организовать родительский комитет (по поводу новогодних подарков).

ЯНВАРЬ

  1. 1. Поздравить январских именинников.
  2. 2. Оформить информационный стенд «Рождественские каникулы». (Рекомендации по организации семейного досуга на природе: «Зимние забавы».)
  3. 3. Выразить благодарность родителям за творчество и выдумку в изготовлении новогодних костюмов. Поблагодарить за организацию и доставку новогодних подарков.
  4. 4. Оформить материал: «Родительские заблуждения о холодной погоде».
  5. 5. В уголке здоровья поместить статью « Здоровье ребёнка – хорошая осанка».
  6. 6. Обновить материал в уголке «Советы психолога» «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания»
  7. 7. Консультация для родителей «Витамины наши друзья»
  8. 8. Подготовить памятки для родителей «Искусство наказывать и прощать».

ФЕВРАЛЬ

  1. 1. Поздравить февральских именинников.
  2. 2. Оформить информационный стенд, посвященный Сталинградской битве.
  3. 3. Консультации: «Чем занять ребёнка дома?», « Почему он капризничает?».
  4. 4. Пополнить материал в уголке «Советы психолога» «Если у ребёнка нет друзей».
  5. 5. Изготовление подарков для пап и дедушек к 23 февраля.
  6. 6. Выпуск фотогазеты «Мой папа самый лучший!».
  7. 7. Привлечь родителей к совместному празднованию «Широкой Масленицы».
  8. 8. Поздравить пап и дедушек с праздником – Днём Защитника Отечества. «Есть такая профессия – Родину защищать» (спортивно - музыкальный праздник «Наши защитники») (23февраля).
  9. 9. Подготовить подарки для мам к 8 марта.
  10. 10. Совместное создание в группе мини — огорода на подоконнике.
  11. 11. Предложить родителям принести лук для посадки в группе.

МАРТ

  1. 1. Поздравить мартовских именинников.
  2. 2. Поздравить мам и бабушек с 8 марта.
  3. 3. Пригласить мам и бабушек на весенний концерт.
  4. 4. Пополнить материал в уголке «Советы психолога» «Ребёнок и телевизор»
  5. 5. Оформить материал для родителей «Дети и современные мультфильмы: За или против?!»
  6. 6. Консультация «Не предлагайте телевизор вместо друга».
  7. 7. Предложить принять участие в конкурсе «Русь Православная!».
  8. 8. Наглядная информация для родителей «Витамины на подоконнике».
  9. 9. Провести анкетирование родителей «Вежлив ли мой ребёнок?».
  10. 10. Консультация «Секреты воспитания вежливого ребёнка».
  11. 11. Поблагодарить родителей за подборку материала к дидактическим и сюжетно- ролевым играм.
  12. 12. Обновить материал стенда «Советы Доктора Айболита» «Королева Зубная щетка».
  13. 13. Предложить родителям принести смешные и забавные фото детей (для создания фотогазеты, посвященной 1 Апреля).

АПРЕЛЬ

  1. 1. Поздравить апрельских именинников.
  2. 2. Оформить фотогазету «Улыбнитесь вместе с нами».
  3. 3. Обновить материал в родительском уголке «Как провести выходной с ребёнком?
  1. 4. Оформить материал «Внимание-дорога!».
  2. 5. Обновить материал в уголке «Советы психолога»
  3. 6. Оформить выставку лучших детских работ «Мир творчества».
  4. 7. Выставка работ участвующих в конкурсе «Русь, Православная!»

МАЙ

  1. 1 Поздравить майских именинников.
  2. 2. Оформить стенд «
  3. 3. Консультация «Скоро лето».
  4. 4. Оформить материал «
  5. 5. Пригласить родителей на субботник по благоустройству участка.
  6. 6. Предложить принести цветы, рассаду для посадки на участке.
  7. 7. Разместить материал для родителей: « Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию внуков», « Развитие речи в умственном развитии ребёнка», «Улыбайтесь на здоровье».
  8. 8. Разместить информацию об антропометрических данных детей группы в уголке «Советы Доктора Айболита».
  9. 9. Привлечь родителей к оформлению и помощи в организации праздника «Здравствуй, лето!».
  10. 10. Итоговое родительское собрание

III этап – итоговый (май 2016 г.)

Для того чтобы ребёнок гармонично развивался, он, конечно, должен быть здоров. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней его жизни, а также от режима питания.

Целью проекта «Хочешь быть здоровым – правильно питайся!» является разработка и апробация эффективных форм и методов обучения дошкольников, которые позволят наиболее полно реализовать принципы дифференцировании и индивидуализации, отвечающие современным запросам системы дошкольного образования и социальному заказу общества.

Проект позволит решить определенные задачи в процессе образовательной деятельности,

поможет в закреплении знаний по экологии питания, в формировании самостоятельных методов сохранения своего здоровья.

Главная цель – научить детей бережному отношению к себе и своему здоровью, через пропаганду правильного питания. Ведь давно доказано, что здоровье человека зависит от правильного питания, физических занятий, доброты и чистоты души.

Ожидаемы результаты:

У дошкольников:

1.Сформированы умения:

— работать совместно с педагогами с информационными источниками (книги, журналы, газеты, Интернет), находить нужную информацию и выделять главное;

— использовать полученные знания на практике;

2. Повышение осведомленности детей о культуре здорового питания;

У родителей:

  1. 1. Активные единомышленники и помощники педагога в организации тематических мероприятий, проектной деятельности;
  2. 2. Изменение отношения к организации питания в семье: включение в рацион питания полезные для здоровья продукты (каши, молочные продукты, овощи, фрукты и.т.д.

Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике

Практическая значимость:

Многолетний опыт проведения занятий с родителями и детьми показывает, что совместная творческая деятельность, выстроенная по определенной методике, объединяет и укрепляет семейные отношения, взаимопонимание между родителями и детьми, помогает раскрытию творческих способностей каждого из членов семьи. Занятия способствуют активизации творческого воображения участников и их личностному росту. Дети раскрывают свое понимание и видение Мира, а родители раскрывают видение Мира глазами своих детей.

Таким образом, от занятия к занятию:
· Дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости;
· Родители все лучше понимают себя и своего ребенка, учатся позитивному мышлению, снятию тревог и страхов; учатся, как и дети, выражать свои чувства, проявляя эмоции радости;
· Занятия позволяют родителям комфортно чувствовать себя со своим ребенком и своими близкими в семье (тем самым улучшается общий эмоциональный климат в семье), легко достигать взаимопонимания и позитивно смотреть на мир, привлекая в свою жизнь радость и успех.

Показателем результативности реализации проекта можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива клуба, включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта вне занятий клуба, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.

При реализации тем проекта широко применяется технология творческого проектирования, которая позволяет осуществлять партнерство педагогов, детей, родителей.

Воспитатели ДОУ при реализации проекта используют личностно – ориентированные технологии: темы программы и ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.

Используя новые формы сотрудничества с родителями по реализации содержания проекта. Разработаны методические рекомендации по системе работы с родителями. Родители проявляют заинтересованность к сотрудничеству, принимают активное участие, как в городских конкурсах, так и Всероссийских.

За период функционирования клуба «Школа дошкольных наук» самым сложным для меня оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

Результатом деятельности клуба является выпуск газеты для родителей воспитанников, выпуск фотостендов «Мой папа лучше всех», «Моя любимая мамочка», активное участие родителей в жизни группы и детского сада.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы.

Использование нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.

Скачать приложения к проекту

Авторы: Венгеренко Анна Васильевна, педагог-психолог;
Кочетова Елена Владимировна, воспитатель;
Соколова Ольга Юрьевна, воспитатель;
Беседина Ольга Анатольевна, воспитатель;
МКДОУ ДС №19 «Светлячок», г. Михайловка, Волгоградская область.

Первой жизненной школой для ребёнка является семья. Именно она становится целым миром, в котором растущий человек начинает учиться любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, навыки «жить среди людей».

Каждому человеку хочется, чтобы окружающие были в состоянии понять и принять его таким, какой он есть, чтобы не ломали его личность, а могли поддержать и помочь её развитию. Особенно мы ценим такое отношение со стороны близких людей.

Как понять своего ребёнка? Как научиться быть терпимее к его шалостям?

Многие родители задают эти и подобные вопросы себе и знакомым. В разной интерпретации приходится слышать их и во время работы педагогом-психологом в учреждении дошкольного образования. Постоянно сталкиваемся с необходимостью решать различные проблемы, связанные с развитием детей.

При этом следует заметить, что ряд особенностей, прежде всего, эмоционально-личностного характера, не всегда успешно поддаются коррекции. Их устойчивость, как правило, связана с тем, что они формируются преимущественно в семье, отражают стереотипы сложившихся в ней взаимоотношений, которые изменить довольно непросто. В связи с этими обстоятельствами наш коллектив нацелен на укрепление взаимодействия с семьями воспитанников, на поиск новых форм сотрудничества с их родителями и законными представителями. Педагоги понимают, насколько важно делать это ненавязчиво, чтобы взрослые сами захотели сотрудничать с учреждением дошкольного образования.

Как поэтапно и чётко построить работу творческой детско-родительской мастерской? В чём суть такого формирования?

Если отвечать коротко, то детско-родительский клуб - это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке, во время которых сообща решаются актуальные проблемы. Такие встречи в нашем детском саду отличаются практической направленностью, когда участниками дискуссий и диалогов становятся сами родители. Они советуются, спорят, совместными усилиями ищут выход из сложившейся ситуации. Задача педагога-психолога тактично направлять и поддерживать беседу в нужном направлении. С целью закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх и этюдах, связанных с решением волнующих вопросов.

Начинаю работу с того, что в начале каждого учебного года размещаю в группах объявление следующего содержания: «Уважаемые взрослые, приглашаю вас в творческую мастерскую заботливых и умных родителей “Понять. Принять. Поддержать”. Вместе мы попытаемся разрешить возникающие проблемы, научиться эффективному и творческому общению с детьми, сделать семью более любящей и счастливой. Совместные занятия с родителями и детьми проводит педагог-психолог».

Желающие получают именные приглашения, в которых указаны конкретные даты и время занятий в творческой мастерской с октября по май включительно. Каждое занятие длится от 45 до 60 минут и начинается с вводной и основной частей, затем следуют краткая лекция и практическая работа с родителями. После этого к ним присоединяются дети, которых из групп приводят воспитатели, и все переходят к системе совместных упражнений.

Цель работы творческой мастерской - помочь взрослым контролировать себя даже в тех ситуациях, когда дети самым неожиданным образом стремятся выйти из-под контроля; стимулировать творческую активность мам и пап, бабушек и дедушек в воспитании детей; применять во время повседневных контактов с ребёнком методы и приёмы, направленные на развитие его умений и фантазии.

Тематика встреч выбирается с учётом особенностей и потребностей семей, исходя из проблем, которые возникают по ходу образовательного процесса. В соответствии с программой в каждой возрастной группе предусматривается восемь встреч продолжительностью до одного часа.

Занятия у нас проводятся в определённые для каждой возрастной группы дни: средние группы - первая неделя месяца, старшие - вторая, вторые младшие - третья, первые младшие - четвёртая неделя месяца.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Первые младшие.

  • Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста.
  • Адаптация к учреждению дошкольного образования.
  • Особенности развития у ребёнка эмоциональной сферы.
  • Роль взрослого в процессе формирования навыков общения у детей раннего возраста.
  • Откуда берутся детские страхи.
  • Истоки детской агрессии.
  • Типы и стили семейного воспитания.
  • Развитие познавательных процессов.
  • Формирование нравственно-этического начала у ребёнка раннего возраста в семье.

Вторые младшие.

  • Игровая деятельность и развитие личности детей дошкольного возраста.
  • Благоприятный психологический климат - основа здоровья и полноценного развития ребёнка.
  • Трудности в общении с ребёнком и пути их преодоления.
  • Как усиливаются детские страхи.
  • Что такое детские капризы.
  • Формирование у детей характера и пути его воспитания.
  • Развиваем память.
  • Поощрение достойного поведения, какой должна быть похвала.

Средние.

  • Характер игры детей дошкольного возраста.
  • Роль семейного воспитания и развития эмоций у детей.
  • Активное слушание как способ решения проблем.
  • Причины и мотивы настораживающего поведения детей, методы разрешения конфликтов.
  • Темперамент - основа поведения.
  • Выявление способов познания окружающего мира.
  • Искусство наказывать и прощать.

Старшие.

  • Игра в жизни ребёнка.
  • Влияние внутрисемейных отношений и образа жизни родителей на эмоциональное состояние ребёнка.
  • Причины затруднённого общения детей.
  • Профилактика тревожности и детских страхов.
  • Почему дети становятся агрессивными.
  • Регуляция поведения ребёнка в семье.
  • Особенности подготовки к школе детей разных типов темперамента.
  • Проблема адаптации к школе детей старшего дошкольного возраста.

Когда выясняется, что составы групп окончательно сформированы, с родителями проводится собеседование или вводное занятие, где обсуждаются основные принципы работы.

Во время занятий не надо злоупотреблять теоретическими сведениями. Не следует преподносить участникам готовые педагогические рецепты и ответы на вопросы. Лучше привлекать их к рассмотрению возникших проблемных ситуаций, обсуждению волнующих вопросов. Важно умело подвести родителей к тому, чтобы они сами попробовали сформулировать некоторые воспитательные постулаты. Необходимо тактично вести беседу в заданном направлении и следить за тем, чтобы участники не уходили от темы. В заключение занятия с помощью игр, заданий или этюдов надо обязательно закрепить с родителями полученные знания на практике.

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПРИМЕРНО СЛЕДУЮЩАЯ:

  • формулирование темы, основных целей;
  • психологическая разминка, которая позволяет задать темп занятия и выступает в качестве прелюдии к основной части;
  • основная часть (презентация на заданную тему);
  • отработка полученных навыков с помощью упражнений;
  • краткая лекция;
  • активная беседа;
  • система упражнений;
  • совместная творческая работа с детьми.

Каждое занятие включает игры и упражнения, направленные на самопознание и самораскрытие; самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков и творческих способностей ; снятие психоэмоционального напряжения .

Одна из форм контактов детей между собой и со взрослыми в творческой мастерской - общение средствами изобразительной деятельности, которая становится естественным способом самовыражения.

Многие взрослые зачастую забывают, как можно играть, фантазировать и просто веселиться. Образно говоря, вернуть их в детство мы и стремимся на традиционных встречах. Надо видеть, насколько счастливы ребята, когда их папы и мамы играют вместе с ними, совместно изготавливают какую-нибудь интересную поделку, радуются общим успехам, ведь заниматься этим дома зачастую некогда.

Ещё один полезный момент от совместных занятий - на них более отчётливо просматривается суть взаимоотношений в семьях воспитанников. Во время таких занятий можно увидеть и услышать то, о чём родители на обычной консультации даже не подумают заговорить. После нескольких творческих встреч видны положительные изменения в поведении и детей, и родителей.

Групповая работа важна тем, что выявляет сходность вопросов, волнующих многих родителей, а также позволяет получить поддержку от людей со сходными проблемами.

В целях активизации родителей на занятиях используются следующие методы.

«Мозговой штурм». Строится на коллективной мыслительной деятельности, позволяющей достичь большего взаимопонимания, объединить целую группу людей.

«Список прилагательных и определений». Этот метод помогает с помощью прилагательных определить различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются характеристики-прилагательные. Затем каждая из них рассматривается и обсуждается в отдельности. В итоге появляются варианты, с помощью которых можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, на коллективное обсуждение выносится вопрос: «Каким вы хотите увидеть вашего ребёнка на пороге школы?». Родители перечисляют импонирующие их взглядам качества-прилагательные, а затем совместно приходят к выводу о том, какими путями и методами можно достичь желаемого результата.

«Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, отражающий определённую проблему или её существенный момент, к примеру, при рассмотрении вопроса о причине агрессии. Затем по ассоциации изображаются другие символы, пока не будет найдена подходящая идея решения проблемы.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована конкретная проблема и даётся информация или рекомендации о путях её решения. Родители, независимо друг от друга, определяют наиболее важные, на их взгляд, и заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу-психологу, он анализирует их и проводит обсуждение в группе.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых: кто, что, где, чем, как, когда, зачем? Если совместить их между собой по два, то получится 21 нестандартный и зачастую смешной вопрос. Последовательно вытягивая карточки с такими смешанными вопросами и отвечая на них, родители высказывают свой взгляд на проблему, предлагают такие же нестандартные пути её решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, использовать их интерес и любопытство. Для решения взрослым предлагается ситуация на любую тему, в основе которой содержится познавательный конфликт. Каждое предложение обсуждается, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Участвуя в совместных занятиях, родители учатся конструктивно взаимодействовать, имеют возможность взглянуть на своего ребёнка со стороны, в незнакомой ситуации, познакомится с моделями взаимодействия в других семьях. Взрослые знакомятся с дополнительной информацией о том, как спокойно и эффективно, без криков и шлепков решать возникшие воспитательные проблемы, получают также печатные материалы с полезной информацией в «родительскую копилку».

По отзывам участников работа в мастерской помогает открыть для себя и в себе что-то новое, увидеть реальную возможность применения предлагаемых способов конструктивного взаимодействия с детьми.

Совместная работа помогает раскрывать потенциальные творческие возможности не только детей, но и их родителей.

В конце учебного года проводится праздничное заключительное занятие, в котором после получения специально приготовленных именных приглашений участвуют родители и дети разных возрастных групп. Всем им вручаются «документы» о прохождении курса обучения в творческой детско-родительской мастерской. В случае, если обучались один год, то получают свидетельство, два года - сертификат, три или четыре года - диплом.

В заключение подчеркну, что детско-родительский клуб- особая форма взаимодействия между участниками. Она предусматривает взаимный обмен опытом и знаниями по вопросам развития и воспитания детей, способствует более глубокому пониманию жизненных проблем и изменению некоторых представлений о путях их решения.

В результате, за счёт способностей всех участников, обогащается опыт и представления каждого, в том числе и педагога-психолога. Его возможности во взаимодействии с родителями разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

Однако главная роль состоит в том, что в учреждении дошкольного образования он, прежде всего, представляет интересы воспитанников, занимает по отношению к ним активную позицию, стремится в пользу ребёнка добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия с его родителями и воспитателями.

С. Середенко, педагог-психолог

«Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»

Воспитатель МБДОУ №85 «Берёзка» Семёнова Елена Николаевна

Актуальность

Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. Сухомлинский

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.

Данная форма интересна тем, что тематика клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели и родители воспитанников. Основой взаимодействия с семьей является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, развития и воспитания детей.

Новизна

Новизной и отличительной особенностью клуба «Дружная семейка» является вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ как равных партнеров, создание условий для обмена семейным опытом. А также формирование семейных традиций на положительном эмоциональном фоне в семье.

Ожидаемые результаты:

  • Родители становятся партнерами педагогов,

активными участниками воспитательно-образовательного процесса;

  • Распространение положительного семейного опыта воспитания ребенка;
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
  • Сформируется психологическая культура воспитания родителей и педагогов;
  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

Цель деятельности

детско-родительского клуба:

  • комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи;
  • создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
  • гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи родительского клуба:

Первый этап:

  • познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
  • осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка;
  • формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.

Второй этап:

  • развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, речь и т.д)
  • развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Критерии:

  • Повышение количественного состава участников клуба «Дружная семейка»
  • Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
  • Инициативность и активность родителей в работе клуба «Дружная семейка»
  • Способность рефлексии родителями собственных возможностей.

Основные принципы работы клуба:

  • родители и педагоги – партнеры в воспитании и образовании детей;
  • единство целей и задач педагогов и родителей;
  • взаимное доверие и поддержка в совместной деятельности;
  • анализ взаимодействия семьи и педагогов.

В рамках Клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, "Круглый стол". Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми (тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.

Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. В рамках Клуба прошли заседания: «Семь "Я"», посвященное семейным традициям, "Моя семья – минута славы", представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности.

Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например, "Здоровей-ка в гостях у детей", «Олимпийские рекорды", "Семейные старты". Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.

Родительский клуб «Дружнаясемейка»

направлен на взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, на развитие творческих способностей детей и родителей и вовлечение семьи в игровое пространство ДОУ, трансляцию опыта семейного воспитания, создание благоприятного эмоционального климата в семье

В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации:

  • буклеты по темам, которые организуются в рамках Клуба;
  • памятки, советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.

Темы публикаций выбираются по запросу родителей: "Роль отца в воспитании ребенка", "Если в семье появился еще один ребенок", "Родителям о гиперактивных детях", "Агрессивность дошкольников" и др.

Клуб «Дружная семейка» - это мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба «Дружная семейка» проводятся раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.

Методы:

  • Метод проблемной постановки вопроса.
  • Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий.
  • Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
  • Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком.
  • Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Дружная семейка». Беседа, легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
  • В клубе родители получают ответы на интересующие их вопросы.
  • На итоговом заседании обсуждаются результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.
  • Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года.
  • В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Детско-родительский клуб «Солнышко»

педагог-психолог МАДОУ №7 п. Пролетарий,

Новгородского района

Мы живем в необычное время. На наших глазах многое меняется. Неизменным остается желание человека сделать своих детей счастливыми и успешными в жизни. В современном обществе этот вопрос особенно актуален. Сейчас изменился ритм жизни современных родителей, что приводит к минимуму взаимодействие взрослого с ребенком. Внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека. Поэтому взаимодействие семьи и специалистов дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач. Как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные методы сотрудничества с семьей (собрания, консультации), но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными. Поэтому в нашем саду решили проводить встречи с родителями в необычной форме - это детско-родительский клуб «Солнышко», где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игре.

Посещение клуба позволит родителям научиться по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях. Далеко не все родители знают, как правильно организовать интересную игровую деятельность. Основная цель нашего клуба – развить личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии в игре. Привлекаем родителей к детской игре, даем им почувствовать ее значимость. Это способствует пониманию и принятию родителями внутреннего мира ребенка.

Совместные игры способствуют созданию позитивного психологического настроя; дают возможность почувствовать общность группы и каждой семьи в отдельности; возникают чувства единения с мамой или папой, сопричастности, ощущение заинтересованности взрослого играми малыша, снимается давление авторитета родителей. В специально организованных игровых взаимодействиях между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок понимает, что он нужен и его понимают, родители осознают важность игры в период дошкольного детства.

Сценарий детско-родительской встречи «Приходите, поиграем!»

Ведущий: Сегодня здесь собрались любящие родители, а значит - у вас счастливые дети. Большое спасибо, что вы откликнулись на выполнение домашнего задания.

Дети в паре с родителями демонстрируют домашнее задание - эмблемы своей семьи и кратко рассказывают о себе.

Игра «Вспомни детство» Предлагается родителям вспомнить игры своего детства и поиграть всем вместе в них.

Упражнение «Любимая игрушка Вашего ребенка» Заранее проводится опрос детей и ответы заносятся в опросный лист . Родители должны выбрать ту игрушку, какая по их мнению является любимой их малыша. Далее предлагаются высказывания детей.

Игра «Зайчата» Детям предлагаются маски зайчиков.

Ведущий: Подходите зайчики к своим мамам и папам, вместе поиграем.

Как у наших зайчиков мягонькие лапки.

(родители гладят детям ручки)

Как у наших зайчат ушки длинные торчат.

(родители гладят детей по голове и по ушкам)

Как у наших зайчиков ласковые мамочки.

(дети и родители обнимают друг друга)

Как у наших зайчат глазки весело блестят.

(родители и дети берутся за руки и улыбаются друг другу). Упражнение «Придумай игру!» Всем участникам предлагаются всевозможные атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Родителям и детям нужно развернуть ролевое взаимодействие и показать его всем.

Игра-инсценировка сказки «Репка» Перед началом инсценировки между родителями распределяются роли, раздаются костюмы и шапочки героев. Ведущий читает сказку, а участники выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая свои слова. Родители играют, дети смотрят.

Игра «Передай сердечко» Проводится в целях формирования умения анализировать свое участие в мероприятии; развития умений выразить свои впечатления. Дети и родители встают в круг и передают сердечко, называя, что им понравилось больше всего в ходе встречи. Затем ведущий вручает им грамоты и подарки, приглашая всех на чаепитие.

Литература:

1. Панфилов общения: тесты и коррекционные игры. М.2005.

2. Щербакова с пальчиками. М.; Карапуз, 1998.

3. Запорожец -педагогические гостиные в детском саду. М. 2010

Сценарий развлечения детско – родительского клуба.

Тема: Первые шаги в театр "В гостях у сказки"

Описание материала: предлагаю вам сценарий заседания детско – родительского клуба «счастливая семья». Данный материал будет полезен педагогам и воспитателям детского сада.
Разработка предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений. Конспект поможет преподнести знания о театре в доступной форме для детей, полезной для родителей. Дети познакомятся с новой сказкой «Колобок», показанной их родителями.
Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.

Задачи:
-вызвать радостное настроение у детей и родителей от совместной деятельности;
-познакомить родителей с правилами кукловождения;
-развитие творческих способностей родителей;
- снять эмоциональное напряжение;
- способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями;
- воспитывать развитую творческую личность ребенка;
-дать возможность родителям реализовать свои неиспользованные способности.

Форма проведения: семинар – практикум.

Ход заседания

Структура семинара – практикума:
1. Вводная часть.
2. Основная часть:
(показ сказки, игры).
3. Заключительная часть.
4. Чаепитие.

Ход семинара – практикума

1. Вводная часть.
Приветствие. Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему “Кукольный театр”.
Посмотрите, здесь представлены несколько видов театра: театр картинок, настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, варежковый театр, театр вязаных кукол. Так же имеются у нас ширмы и различные домики. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми. Все это способствует театральной деятельности детей, умению перевоплощаться, способности к импровизации, коммуникативности и расширению словарного запаса.

2.Основная часть:
И сейчас вы, ребята, увидите сказку «Колобок». (Показ сказки родителями).
Колобок
Колобок
Дед
Бабка
Заяц
Волк
Медведь
Лиса
Действие первое: На переднем плане слева деревенский дом. Справа деревья. На втором плане лес. Из-за деревьев справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку на край ширмы.
Дед
Ох, умаялся! Устал!
Я сегодня рано встал,
Десять грядок посадил,
В лес за хворостом сходил.
Много переделал дел,
А покушать не успел.
Бабка, скоро ли обед?
Из окна выглядывает Бабка.
Бабка (весело)
А его, дедочек, нет!
Ели хлеб и пили квас
Вот и вышел весь запас!
Будет новый урожай,
Так обедать приезжай!
Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.
Дед
Погоди-ка, бабка, слышишь,
В кладовой скребутся мыши.
Ты скорей туда пойди,
По сусекам помети.
Собери муку в совок,
Испечем мы колобок.
В общем, бабка, покумекай.
Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.
Бабка
Ты ж пока сходи на реку
И водицы принеси,
Чтобы тесто замесить!
Ну а лучше ключевой,
Да не мертвой, а живой!
Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.
Бабка
Как пойду я, как пойду,
По сусекам помету!
Соберу муку в совок,
Испеку нам колобок!
Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.
Дед
Вот студеная вода!
Бабка
Наливай ее сюда!
Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.
Бабка (поет)
Тили-тили-тили-тесто -
Дед жених, а я невеста,
Коли доживем до мая,
Будет свадьба золотая!
Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.
Дед
Ставь его скорее в печку!
Бабка
Обожди, мое сердечко!
Коли тесто подойдет,
Легче в рот потом войдет!
Ждем, ждем, ждем... А вот сейчас,
Ставить в печку в самый раз!
Бабка уносит комок теста в дом.
Дед
Вот премудрое занятье!
Никогда не мог понять я,
Почему бы хлеб нам печь,
Не могла сама испечь?
Бабка выглядывает в окно.
Бабка

Что стремиться к чудесам,
Если можешь сделать сам?
Бабка выносит Колобка на крыльцо.
Бабка
Вот смотри-ка с пылу с жару.
Скоро сядем к самовару,
И, как водится, вдвоем,
С колобком чайку попьем.
Дед хочет его взять, но обжигается.
Дед
Ай!
Бабка
Ты руки не тяни,
Пригодятся нам они.
Подожди еще малечко,
Пусть постынет на крылечке.
Мы ж, пока он спустит жар,
Подогреем самовар.
Дед с Бабкой скрываются в доме.
Колобок (испуганно)
В печке чуть не засушили,
А теперь и съесть решили.
Ждать я смерти не могу,
Я из дома убегу!
Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.
Бабка (изумленно)
Дед, смотри, он укатился,
С нами даже не простился!
Дед (сокрушенно)
А все ты! Мол, посиди,
Подожди да подожди.
Вот, остались без обеда!
Бабка
Может быть, пойдем по следу?
Дед
Полно, бабка, не шути,
Колобка нам не найти!
Бабка (причитая)
Эх, дедочек мой, дедочек,
Укатился колобочек,
Сколько лет с тобой живем -
Все вдвоем, да все вдвоем...
Нет ни дочки, ни сынка.
Дед
Да не уж-то Колобка
Хочешь ты усыновить?
Бабка (вздыхая)
Может быть, дед, может быть!
Он ведь только что родился.
Ах, зачем он укатился,
И куда теперь пойдет?
Пропадет он, пропадет!
Дед
Да уж, вышел бойкий, слишком!
Бабка
Ох, хлебнет беды мальчишка.
Воротился бы домой
Колобок, сыночек мой!
А все ты! У, бессердечный!
Дед
Что ж меня ты пилишь вечно?
Нет моей ни в чем вины.
Бабка, испеки блины!
Действие второе
На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес. Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.
Колобок
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я - веселый Колобок!
Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.
Заяц
Любит серенький зайчишка,
Бегать по лесу вприпрыжку!
Ушками все слушать,
Зубками все кушать!
Ты же свеженький совсем,
Погоди, тебя я съем! Колобок отпрыгивает в сторону.
Колобок
Не хочу я быть обедом,
Я ушел от бабки с дедом!
Я не попаду в беду,
От тебя, Косой, уйду!
Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним.
Заяц
Стой!
Колобок
Гоняйся хоть полдня,
Не догонишь ты меня!
Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.
Колобок
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я - веселый Колобок!
Из-за деревьев справа выходит Волк.
Волк
Хочет ухватить волчок,
Всех зубами за бочок.
Положить в свой ротик,
А потом в животик.
Ты вот свеженький совсем!
Погоди, тебя я съем!
Колобок
Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
Ты меня бы не пужал,
Я от Зайца убежал!
Догонять меня без толку,
Убегу я и от волка!
Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.
Колобок
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я - веселый Колобок!
Из-за деревьев справа выходит Медведь.
Медведь
Обожает с медом пышки,
Кушать косолапый мишка.
Ты же свеженький совсем!
Погоди, тебя я съем!
Колобок
Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
Ты меня бы не пужал,
Я от Зайца убежал!
Догонять меня без толку,
Убежал я и от Волка.
Я не попаду в беду,
От тебя, Медведь, уйду!
Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Медведь убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.
Колобок
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я - веселый Колобок!
Из-за деревьев справа выходит Лиса.
Лиса
Вы слыхали, про лису?
Нет хитрей меня в лесу.
В назиданье детям всем
Колобка сейчас я съем!
Колобок
Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
И от Зайца убежал.
Волк мне тоже угрожал.
Я его не испугался,
И Медведю я не дался!
Я не попаду в беду,
От тебя, Лиса, уйду!
Лиса (вкрадчиво)
Славно, милый, ты поешь,
Жаль, что слов не разберешь.
Сядь ко мне на язычок,
Про румяный спой бочок.
Колобок
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я - веселый...
Лиса набрасывается на Колобка и съедает его.
Лиса
Колобок!
Он ушел от бабки с дедом,
Не хотел он быть обедом.
Сел ко мне на язычок...
А ведь вкусный, дурачок!


А сейчас мы поиграем в театрализованные игры.

ВОРОБЬИ - ВОРОНЫ
Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.
Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во–о – ро – о - ны...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.
Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.

УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ
Цель. Тренировать зрительное внимание.
Ход игры.
Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).
Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ
Цель . Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель . Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры . Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи». По команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

3.Заключительная часть.
Давайте сделаем выводы из нашего семинара:
1.Использовать информацию, полученную на семинаре - практикуме, в рамках развития детей в театрализованной деятельности.
2.Поддерживать интерес детей к театральной деятельности в детском саду и дома.
3.Позаботиться родителям о технических средствах (диски, кассеты), способствующих развитию творческого потенциала детей.
4.Воспитывать развитую творческую личность ребенка.
5.Дать возможность родителям реализовать свои неиспользованные способности.
4. Чаепитие.



Публикации по теме