Игровые упражнения для развития связной речи. Учебно-методический материал по развитию речи (группа) на тему: Игры и упражнения для развития связной речи детей

Игры и игровые упражнения для развития связной речи могут быть использованы логопедом и воспитателем на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, а так же предложены детям в свободной деятельности.

Игры и игровые упражнения, используемые на 1 периоде обучения:

1) Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения составлять рассказы:

Игра «Подбери словечко»

Цель : Развивать словарь детей по данной теме, активизировать в речи прилагательные.

Оборудование: картинки: яблоко, арбуз, лимон, огурец, лук, помидор и т.д. (картинки могут меняться, в зависимости от темы)

Ход игры : Ведущий предлагает детям соревноваться в том, кто больше назовет слов по данным картинка. Дети разбиваются на 2 команды; одна команда придумывает слова для картинок с овощами, другая - фруктами. Ведущий выставляет первую картинку, (например: яблоко) и спрашивает: «Огурец, какой?» дети из первой команды должны как можно больше подобрать слов - определений для огурца. Далее выставляется картинка для второй команды. За каждое правильное слово команда получает 1 очко. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать слова - антонимы.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: дети встают в круг, ведущий в центре круга с мячом. Ведущий по порядку бросает детям мяч, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д. Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д. Ребенок назвавший все слова без ошибок становится ведущим.

Игра «Скажи иначе»

Цель: Учить детей подбирать как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: Воспитатель называет слово и предлагает детям сказать иначе, победит тот, кто назовет большее количество слов.

Пример: Большая (страна) - необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная; храбрый (солдат) - смелый, бесстрашный, доблестный.

Игровое упражнение «Что делает?»

Цель: активизировать в речи детей глагольный словарь, учить отвечать на вопрос полным ответом.

Оборудование: предметные карточки. Например: машина, дерево, люди разных профессий.

Ход: воспитатель показывает детям карточки и задает вопрос: «Что делает?». Дети отвечают на вопрос полным ответом. Например: воспитатель показывает карточку спортсмена и задает вопрос: «Что делает спортсмен?», ребенок отвечает: «Спортсмен плывет»

Игра «Кто больше увидит?»

Цель: Учить детей замечать все детали сюжетной картины. Развивать внимание, память. Обогащать словарь по данной теме.

Оборудование : сюжетные картинки из серии «Про ребят и детский сад», «Мы играем и работаем» и др.

Ход игры : Вариант 1. перед детьми вывешивается большая картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. Дети могут назвать 2-3 главных предмета. Педагог поощряет детей к вниманию и нахождению новых предметов вопросом: «Кто больше увидит?» Игра продолжается пока не названо все существенное. Момент соревнования значительно поднимает возможности детей. Вариант 2. Дети рассматривают картинку. Картинка убирается, и дети рассказывают по памяти, а затем проверяют рассказанное по картине.

Примечание : одна и та же картинка может служить 3-4 детям, в дальнейшем её желательно переменить.

Игра «Расскажи про Зайчика»

Цель: Учить детей подбирать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Активизировать в речи детей прилагательные.

Оборудование: Мяч, картинка или игрушка зайца.

Ход игры : Воспитатель достает игрушку зайца, или выставляет картинку зайца на доску, дает детям задание придумать как можно больше слов, описывающих внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем воспитатель кидает мяч одному из детей и задает вопрос: «Какая у зайца шубка?» ребенок, отвечая, бросает мяч воспитателю. Далее мяч бросается другому ребенку, и так далее, пока не ответят все играющие. На протяжении игры воспитатель меняет вопросы.

Игровое упражнение «Расскажи о картине»

Цель : Учить составлять простые предложения по сюжетным картинам. Активизировать глагольный словарь.

Оборудование: сюжетные картинки из серии «Игрушки»

Ход: Педагог предлагает детям сказать, что они видят на той или иной картине. Например: Что нарисовано на этой картине? Ответ: «Мальчик играет машинкой»

Игровое упражнение «Сравни предметы»

Цель: Активизировать в речи детей прилагательные, упражнять в сравнении 2 предметов. Упражнять в составлении предложений с союзом «а».

Оборудование : Карточки, разделенные на 3 части

(огурец - вишня, картофель - груша, помидор - тыква; яблоня - клен, береза - дуб)

Ход игры : Педагог предлагает детям сравнить два предмета, изображенных на карточке используя короткое слово (союз) - а. Например: яблоко желтого цвета, а морковь - оранжевого цвета и т.д.

«Когда это бывает?»

Цель: учить детей составлять короткий рассказ по сюжетным картинкам. Закреплять знания времен года и их признаках.

Оборудование: лото «Четыре времени года».

Ход игры: дети по картинкам узнают времена года и по очереди рассказывают о том, что бывает в разное время года.

Пример: педагог открывает большую картинку «Осень». Дети подбирают маленькие картинки, связанные с эти временем года. Выставляют их в определенном порядке и рассказывают, что бывает осенью.

Игра «У кого, какой предмет?»

Цель: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить сравнивать предметы, начиная с существенных признаков; развивать наблюдательность.

Оборудование : Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями:

  • 2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
  • 2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
  • 2 рубашки - полосатая и клетчатая, с длинным и короткими рукавами, у одной карман в верху, у другой - 2 внизу;
  • 2 ведра, разные по форме и цвету;
  • другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.

Ход игры: Воспитатель кладет перед детьми 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметов: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас мы будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, а про другой - тот, кого я назову. Рассказывать будем по очереди, если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; ели я скажу какой формы мой предмет, то и вы должны определить форму своего предмета. При повторном упражнении дети могут дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнения.

2)Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения детей пересказывать текст:

Игра «Запомни ряд»

Цель: Тренировка зрительной памяти, развитие логического мышления. Активизация словаря по данной теме.

Оборудование: Сюжетные картинки, объединенные одной темой (5-6 картинок)

Ход игры : 4 - 5 играющих. Водящий раскладывает картинки по порядку. Дети, посмотрев на них, в течении 10 секунд, запоминают. Водящий убирает картинки, дети рассказывают, что было нарисовано на них. Выигрывает тот, кто более полно воспроизведет содержание картинок.

Игра «Повтори за мной»

Цель: Развитие слуховой памяти. Активизация предметного словаря.

Ход игры: Ведущий называет слова (до 10), дети слушают, а потом пытаются воспроизвести ряд названных слов. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

Игровое упражнение «Расскажи сказку»

Цель: Учить детей последовательной передаче сюжета знакомой сказки на основе серии картин.

Оборудование : иллюстрации к любой знакомой детям сказке.

Ход : На доске вывешиваются иллюстрации к сказке. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, сюжет которой, изображен на картинках, и рассказать её. Во время рассказа детей воспитатель следит за последовательностью событий.

3) Игры способствующие развитию разговорно-диалогической речи:

Игровое упражнение «Задай вопрос»

Цель : Побуждать детей к использованию в речи вопросительных предложений. Учить задавать вопросы по заданной теме, и отвечать полным ответом. Побуждать детей быть доброжелательными и приветливыми.

Ход: Дети садятся в круг. Педагог первым задает вопрос, рядом сидящему ребенку. Ребенок, после того как ответит на вопрос педагога, задает свой вопрос следующему ребенку и т.д. последний ребенок задает вопрос логопеду; после чего выбирается самый интересный вопрос. Педагог отмечает тех детей, которые были приветливы, задавая вопрос товарищу.

Игра «Кто, что и где делает?»

Цель: закрепление представлений о различных видах спорта, упражнять в постановке вопросов по данной модели с использованием картинок, выставленных на панно (фланелеграфе). Обогащать словарь за счет названий видов спорта и действий спортсменов.

Оборудование: Панно или фланелеграф, карточки с изображением спортсменов: гимнаст, футболист, теннисист, пловец, бегун, и др.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям 3 модели вопросов:

Каким видом спорта занимается …(гимнаст, футболист)?

Что делает… (теннисист, пловец, бегун…)?

Где плавает пловец (играет в футбол футболист…)?

Дети задают друг другу вопросы по выбору.

Игры и игровые упражнения, используемые логопедом и воспитателем на 2 периоде обучения детей:

  • Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения составлять рассказ:

Игра «расскажи о картинке» (усложнение)

Цель: Продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, используя в ответах как можно больше прилагательных. Расширять глагольный словарь за счет названий действий человека той или иной профессии.

Оборудование: сюжетные картинки из серии «Профессии»

Ход: Воспитатель выставляет сюжетную картинку с профессией (кондитер) и задает вопрос, что на ней изображено. Примерный ответ: Кондитер делает вкусный, большой, красивый, праздничный торт. За каждое прилагательное ребенок получает фишку. Выигрывает тот ребенок, у которого будет больше фишек, а значит он составил предложение с большим количеством прилагательных.

Игра «Прочитай письмо»

Цель: Продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке. Обогащать речь детей словами-признаками, синонимами.

Оборудование: сюжетные карточки в конвертах. Каждая карточка разделена на 2-3-4 части, в зависимости от уровня развития связной речи детей.

Ход игры : Детям раздаются конверты с нарисованным письмом. Ребенок должен разгадать письмо, составив небольшой рассказ и понять, о чем идет речь. Выигрывают те дети, которые правильно «прочтут» письмо.

Игровое упражнение «Забавные истории»

Цель: Продолжать учить детей придумывать короткий рассказ от первого лица. Развивать творческое воображение.

Ход игры : дети закрывают глаза, а педагог предлагает им превратиться в кого либо (например: в диких животных, в игрушек и т.д.), и придумать забавную историю, приключившуюся с ними. Дети открывают глаза и начинают рассказ от имени своего героя.

Игра «Потеря»

Цель: Учить детей придумывать недостающую часть рассказа. Составлять рассказ связанный по смыслу. Развитие логического мышления, воображения.

Оборудование: Сюжетные карточки, разделенные на 3 части. 1 часть начало рассказа, 2 часть - середина, 3 часть - окончание рассказа. На каждой карточке отсутствует одна из частей.

Ход игры: дети берут по одной карточке и придумывают начало рассказа, середину или окончание, в зависимости от того, какая часть потеряна. Выигрывает тот ребенок, который придумал недостающую часть и связал её по смыслу с остальными частями.

Игра «Вам посылка»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ. Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими цвет, размер, и другие признаки предмета.

Оборудование: игрушки, запакованные в пакеты по числу игроков.

Ход игры: Игрушки укладываются в грузовую тележку - это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет достается педагогу. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что получила: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним действовать. Дети слушают и отгадывают, что за посылка пришла педагогу. Затем дети по примеру педагога рассказывают о своих посылках.

Игра «Найди предмет по описанию»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ, не называя предмет. Активизировать в речи детей прилагательные.

Ход игры : педагог описывает любой предмет, который находится в поле зрения детей, отгадав о каком предмете, идет речь, дети называют его. Первый кто дал правильный ответ назначается ведущим.

Игра «Оденем кукол на прогулку»

Цель: Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи предложения со сравнительными оборотами типа: «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто».

Оборудование: Панно с 4 куклами в зеленом, красном, коричневом и синем пальто. Волосы и чулки у кукол вырезаны из фланели или бархатной бумаги. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные - более темных. С обратной стороны шапочки и сапожки подклеены бархатной бумагой или фланелью.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы еще не полностью одеты для прогулки. Выставляет фланелеграф на нем шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, которая тоже светлее пальто.

Играющий ребенок выбирает шапочку и сапожки и «надевает» их на куколку, а потом рассказывает, как она одета: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но они светлее, чем пальто». Задания могут видоизменяться: надеть более темные шапочки или сапожки, чем пальто; шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто и наоборот.

  • Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения пересказывать текст:

Игра «Повтори за мной» (усложнение)

Цель: Развитие слуховой памяти. Учить детей запоминать последовательность предметов.

Ход игры: Ведущий называет слова (до 10), дети слушают, а потом пытаются воспроизвести ряд названных слов по порядку. Побеждает тот, кто назовет как можно больше слов в предложенном порядке.

Игровое упражнение «Расскажи сказку» (усложнение)

Цель: Учить детей последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок теневого театра.

Оборудование : Фигурки теневого театра к необходимой сказке.

Ход : На доске выставляются фигурки теневого театра к сказке. Логопед предлагает детям вспомнить сказку, героев и предметы которой они видят на доске, и рассказать эту сказку. Во время рассказа детей логопед следит за последовательностью событий.

Игровое упражнение «Запишем сказку»

Цель: Учить детей пересказывать текст, используя самостоятельно нарисованные картинки. Развитие памяти, логического мышления.

Оборудование: Лист бумаги, карандаши.

Ход игры: Взрослый читает ребенку сказку, затем предлагает ему пересказать текст. Если у ребенка ничего не получается, предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записать сказку можно с помощью картинок. Взрослый берет приготовленные заранее лист бумаги и карандаш, и рисуете квадратик (рамочку). Вместе с ребенком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки и схематично рисует в рамке. Затем рисует еще рамку, рядом с первой, и говорит, что в этом квадратике надо записать то, что было дальше. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки. Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное.

Игра «Зашифрованный рассказ»

Цель: учить детей пересказывать текст с опорой на картинки - символы. Развитие логического мышления, памяти.

Ход игры: Взрослый говорит: «Я начинаю игру. Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю». Взрослый кладет первые 3 картинки и продолжает: « В гнезде лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать». Взрослый убирает картинки и предлагает ребенку заменить их символами. Ребенок подбирает картинки - символы для каждого предложения, а потом по ним пересказывает историю.

3) Игры и игровые упражнения, способствующие развитию разговорно-диалогической речи:

Игра «Вопрос - ответ»

Цель: Учить детей задавать репродуктивные и поисковые вопросы по данной теме. Обогащать словарь детей по данной теме. Отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

Ход игры: Воспитатель называет тему, по которой будет вестись диалог, например - зима. Воспитатель первым задает вопрос рядом сидящему ребенку: «В какое время года можно кататься на лыжах?». Ребенок отвечает полным ответом, после чего задает вопрос своему соседу.

Игра «Где находится твой дом?»

Цель : Расширять словарь детей за счет использования предлогов и наречий: около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь.

Оборудование: Макет улицы: 4 одинаковых жилых дома, 2 многоэтажных дома, магазин, аптека, школа или детский сад, а так же деревья, кусты, ограждения, скамейки …

Два игрушечных телефона.

Ход игры : Играют от 4 до 6 детей. Логопед заранее «строит» улицу, размещая объекты не только в ряд, но и впереди домов (растения, изгороди, скамейки), деревья частично видимые из-за домов, расположенных в ряд, и приглашает детей поиграть в игру «Где находится твой дом?».

Сначала дети рассматривают улицу, определяют, что на ней находится, замечают, что на домах нет номеров.

Логопед: «Вы будете новоселами. Каждый получил квартиру в одном из этих домов. Вы мысленно, молча выберете себе любой дом, чтобы пока, кроме вас, никто не знал об этом. Мне очень захотелось узнать как вы устроились на новом месте. Я каждому позвоню по телефону и узнаю, где находятся ваши дома».

Воспитатель берет себе один телефон, а другой телефон отдает ребенку. Остальным играющим советует прислушаться к их разговору, что бы потом определить, правильно ли отгадан дом.

Примерный диалог с ребенком: «Добрый день, Сашенька! Как устроился на новом месте? Хочу зайти к тебе в гости. Объясни мне, пожалуйста, как найти твой дом? Расскажи, что находится рядом с твоим домом?» (Далее логопед задает вопросы, чтобы уточнить местоположение дома)

Игры и игровые упражнения, используемые в работе по развитию связной речи детей на 3 периоде обучения:

1) Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения составлять рассказ:

Игра «Садовник»

Цель: Упражнять в описании цветка. Продолжать учить детей при описании использовать как можно больше слов-определений.

Оборудование: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, лейка.

Ход игры : Дети садятся вокруг стола, на котором лежат картинки рисунком вниз. Один ребенок - садовник. С лейкой в руках он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Подойди ко мне, Анечка, сорви что-нибудь». Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на неё и описывает так, чтобы дети угадали, что сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

Игра «Писатели»

Цель: Закреплять умение детей составлять рассказ, связанный по смыслу. Развитие логического мышления, воображения.

Ход игры: педагог предлагает детям сочинить рассказ по цепочке: от каждого ребенка по 1 предложению. Первое предложение называет педагог.

Пример : Педагог: «Наступила весна».

1 ребенок: «В лесу начал таять снег».

2 ребенок: «На проталинах появилась первая травка» и т.д.

По окончанию игры педагог акцентирует внимание детей на то, что все предложения объединены одной темой и связаны по смыслу, поэтому и получился целый рассказ.

Игровое упражнение «Придумай окончание истории»

Цель: Упражнять детей в придумывании окончания истории, соблюдая смысловую линию рассказа. Развивать воображение.

Ход: Воспитатель рассказывает детям историю, но окончание её забывает. Он предлагает детям придумать свое окончание истории, но так, чтобы все части рассказа были связаны по смыслу.

Игра «Потеря» (усложнение)

Цель: Упражнять детей в придумывании недостающих частей рассказа. Активизировать в речи детей предлоги и прилагательные. Развитие логического мышления, воображения.

Оборудование: Сюжетные карточки, разделенные на 4 части. 1 часть начало рассказа, 2 и 3 часть - середина, 3 часть - окончание рассказа. На каждой карточке отсутствуют любые две части.

Ход : Воспитатель раздает детям карточки и предлагает придумать недостающие «потерянные» части рассказа. Воспитатель обращает внимание детей на объем придумываемого рассказа, побуждает к использованию предлогов и большего числа прилагательных.

Игра «Загадки»

Цель: Упражнять детей в составлении описания только со зрительной опорой, не называя предмет. Активизировать в речи детей прилагательные.

Оборудование : предметные карточки по той или иной теме. Например «Птицы»

Ход игры : Детям раздаются карточки. Они не показывая, их друг другу, по очереди, начинают описывать свою птицу, не называя её. А остальные дети должны догадаться, о какой птице идет речь.

2) Игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения пересказывать текст:

Игра «Зашифрованный рассказ» (усложнение)

Цель: закреплять умение детей пересказывать текст с опорой на картинки - символы. Развитие логического мышления, памяти.

Ход игры: Взрослый говорит: «Я начинаю игру. Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю». Логопед выкладывает 5-6 картинок и рассказывает по ним историю. После чего картинки убираются. Логопед предлагает заменить картинки символами и рассказать по ним услышанную историю.

Игровое упражнение «Расскажи Знайке историю»

Цель: Упражнять детей в пересказе по плану в форме односоставных назывных предложений с изменением лица (вместо я , по выбору детей, употребляется мальчик, писатель и т.д.)

Ход игры: логопед предлагает детям прослушать рассказ (например: Пришвина М. «Золотой луг»). После прослушивания, логопед достает игрушку Знайки. Логопед: «Ребята, Знайка тоже хочет услышать историю, которая приключилась с мальчиками. Давайте расскажем её Знайке.» перед пересказом логопед предлагает детям план пересказа:

  1. Забава братьев.
  2. Открытие мальчика.
  3. рассматривание цветка.
  4. самый интересный цветок.

После пересказа Знайке истории, логопед отмечает тех детей, пересказ которых был наиболее полным и последовательным.

3) Игры на развитие диалогической речи:

Игра «где находится твой дом?» (усложнение)

Цель: Развивать диалогическую речь детей. Активизировать словарь предлогов и наречий.

Оборудование : Макет улицы: 4 одинаковых дома, 2 многоэтажных дома, магазин, аптека, школа, почта, деревья, кусты, скамейка, такси. Два телефона.

Ход игры : воспитатель может привлечь детей к построению улицы. В игре принимает участие четное количество детей (4-6 детей). Воспитатель предлагает им объединиться в пары и объясняет ход и правила игры: «В каждой паре один будет новоселом и мысленно выберет себе любой дом на этой улице, а другой, его друг, захочет узнать, где тот поселился. Он позвонит по телефону и станет спрашивать новосела, где расположен его дом. В конце телефонного разговора новосел приглашает к себе друга в гости. Друг возьмет себе такси и объяснив таксисту где дом, поедет в гости».

Воспитатель напоминает, правила разговора: начать разговор с приветствия, затем сообщить, кто говорит, - и о том, как можно закончить разговор; разговор должен быть вежливым и приветливым.

Игра «Да - нет»

Цель: Активизировать в речи детей предлоги и наречия. Продолжать учить логично ставить вопросы о месте нахождения, цвете, форме, размере, назначении предмета. Учить детей делать правильные умозаключения. Развивать диалогическую речь.

Ход игры : Ведущий мысленно загадывает предмет. Остальные играющие задают ведущему вопросы так, чтобы догадаться какой предмет загадал ведущий. Ведущий на вопросы отвечает либо «да» либо «нет». Ребенок первый, догадавшийся, о каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Придумай умные вопросы»

Цель: Продолжать учить детей задавать поисковые вопросы.

Оборудование: Картинка или игрушка зайца. Мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки.

Ход игры: Логопед: К нам в гости пришел Зайка. Он очень любит отвечать на вопросы «Почему?». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы и т.д.). Например: «Почему остановились часы?» (Часы остановились, потому что их забыли завести.)

Усложнение : на вопросы отвечают дети, а не Зайка.

Используемая литература:

  1. Г.С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи / под. ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 1983. - 64с. http://bookree.org/reader?file=1346648&pg=1
  2. Н.А. Кнушевицкая Стихи, загадки, игры по лексическим темам. - М.: Детство - Пресс, 2014. - 176с.
  3. Е.А. Алябьева От слова к диалогу. - М.: СФЕРА, 2013. - 128с.

Внимание! Чтобы СКАЧАТЬ материал, необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на сайте!

Елена Лаврухина
Игры и упражнения для развития связной речи детей старшей группы

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины) . Рассказывание о литературном персонаже проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучениям разным типам высказывания : описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи- «Мне нравится слушать сказки, потому что). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи , для чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они глубже осознают структуру, т. е. компазиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец) . Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…» , «Дело было летом…» и т. п.) Взрослый давая зачин рассказу, предлагает ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-раз… собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И тогда…») Заполнение схемы ребёнку закрепить представления о средствах связи между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу» .

Взрослый спрашивает : «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять) . Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) ». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития .

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель : составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.

Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать) . Она залезла…. (на высокую сосну) . А на сосне шишек (много, видимо-невидимо) . Только сорвала первую шишку (увидела волка) . Но белочка (не испугалась) . Она бросила (шишку прямо на волка) . На лбу у него (выросла шишка) . Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель : учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова : «лес» , «лесник» , «лесной» . Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая) . Деревья в лесу высокаие, а кусты (низкие) . Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий) .

Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит :

Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками : шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие : прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой , чтобы потом рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками» )

Цель : овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л. Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук! Тук-тук!

Это я, зайчик.

Если зайчик, покажи свои ушки.

Вот мои ушки.

Тук-тук! Тук-тук!

Это я, коза.

Если коза, покажи свои рога.

Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

Это я, ветер.

Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.

Вопросы и задания

1. Спросите ребёнка : «Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».

2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!» -руки сжаты в кулак.

«Зайчик» -локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести , остальные сжать в кулачок.

«Коза» - пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.

«Ветер!» - расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для того, чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель : словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью-

Ветер осенью- Сапоги осенью-

Небо осенью- Одежда осенью-

Туча осенью- Куртка осенью-

Дождь осенью- День осенью-

Лес осенью- Утро осенью-

Аллея осенью- Роща осенью-

Погода осенью- Парк осенью-

Игра «Скажи иначе»

Цель : учить детей подбирать синонимы .

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы) .

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?.»

Цель : учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

Что будет, если Буратино научится летать?

Что будет, если исчезнут все книги?

Что будет, если ты попадешь в сказочный город?

Нина Полякова
Игры на развитие связной речи для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Логического мышления

и связной речи для детей среднего дошкольного возраста .

1. Игра «Так бывает или нет?»

Цель. Развивать логическое мышление , умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры . Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры : «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».

Примерные рассказы :

Наступило лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки.

Пришла весна. Выпал снег. Дети развесили на деревьях скворечники. Птицы в них поселились и стали в нем жить.

У Никиты сегодня день рождения. Он принес в д/сад угощения : соленые конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?

Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.

2. Упражнение «Закончи предложение» .

Цель. Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.

Предлагает детям закончить предложение :

Сначала котенок бывает, а потом вырастает в большую …. Тогда его называют уже не котенком, а … .

У зайца уши очень, а у мышки…. И сам заяц, а мышка… .

Весной трава, а летом вырастает… .

Настоящий стул, а игрушечный… .

Если я говорю «утенок» , то он, а если я говорю «утка» , то она… .

Если я говорю «шарик» , то он, если я говорю «шар» , то он … .

3. Упражнение «Чего не хватает?»

Цель. Учить рассуждать и делать простые выводы.

Игровой материал. Карточки с картинками предметов, у которых чего-либо не хватает.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти, чего не хватает.

4. Упражнение «Что подарили мишке» .

Цель. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Описание упражнения. Воспитатель рассказывает : «Прислала бабушка мишке подарок. Смотрит мишка, лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыл как это называется» , - подумал мишка. Дети, кто поможет ему вспомнить, как называется подарок бабушки?» Дети отгадывают и сами повторяют какое яблоко.

5. Упражнение «Угадай кто?»

Цель. Побуждать детей вспоминать признаки предметов без опоры на образец.

Описание упражнения. Воспитатель вспоминает : «Однажды в детский сад пришел гость. Он одет был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?» Ребята отгадывают, кто это, а потом сами повторяют во что был одет гость. Такие разговоры-загадки можно проводить о разных предметах.

6. Игра «Угадай, что мы загадали»

Цель. Учить классифицировать предметы по различным признакам.

Игровой материал. Карточки с изображением разных предметов (чашка, кукла, теплоход, паровоз и др.)

Ход игры . Перед группой детей воспитатель выкладывает несколько карточек с изображениями разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии предмета. Чтобы дети лучше поняли правила игры , воспитатель сам пробует несколько раз отгадать, что загадала команда детей . Вот как может проходить игра :

Воспитатель. Из этого предмета можно пить?

Дети. Нет.

Воспитатель. У него есть ручки и ножки?

Дети. Нет.

Воспитатель. На нем можно плавать по морю?

Дети. Нет.

Воспитатель. На нем можно ездить?

Воспитатель. Он ездит по рельсам?

Воспитатель. Вот этот паровозик вы загадали.

7. Игра «Мебель» .

Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам.

Ход игры игры : «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Мебель» . Вы знаете, как называется различная мебель? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову предмет мебели, вы ответите словом «да» , если же этот предмет не является мебелью, то вы скажете слово «нет» . Кто ошибается, тот проиграет.» Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. (Можно использовать разные обобщающие понятия) .

8. Упражнение «Какое время годы?»

Цель. Учить детей слушать описание природы в стихах. Прозе и соотносить его с определенным временем года.

Игровой материал. Короткие тексты о временах года.

Описание упражнения. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Воспитатель спрашивает : «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

9. Игра «Когда это бывает?» .

Цель. Тренировать в классификации по различным основаниям.

Игровой материал : 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года» , «Игры детей » , «Одежда» .

Ход игры . Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей» , другим – картинки по теме «Одежда» и т. д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото» .

Игры и упражнения на развитие логического мышления

и связной речи для детей старшего дошкольного возраста .

1. Игра «Отгадай-ка»

Цель. Обучать детей описывать предмет , не глядя на него, находить в нем существенные признаки : по описанию узнавать предмет.

Ход игры . Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает : «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит, Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры : когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовится к ответу) воспитатель дает палочку кому-то. Ребенок встает и описывает предмет, а затем передает палочку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, тот описывает свой предмет и передает палочку другому игроку. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопросы загадывающему : «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

2. Игра «Похож – не похож» .

Цель. Учить детей сравнивать предметы , находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.

Ход игры . Воспитатель, усадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру. Обращаясь к ним он говорит : «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем они отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках палочка, кому я ее положу, тот и будет загадывать». Ребенок получивший палочку, загадывает : «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Загадывающий после небольшой паузы передает палочку любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупает в конце игры .

В следующий раз воспитатель предлагает выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.

3. Игра «Отвечай поскорей» .

Цель. Закрепить умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству.

Игровой материал. Мяч

Ход игры . Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила : «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет такого цвета, после чего сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь еще. Тот ловит мяч и называет предмет, и т. д. Например, я говорю : «Зеленый» (Воспитатель делает маленькую паузу, давая возможность вспомнить предметы зеленого цвета.) – и бросаю мяч Роме. Рома должен ответить : «Лист» . После такого ответа он бросает мяч следующему игроку и говорит : «Голубой» , - и т. д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много».

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце» , - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный» , бросая мяч следующему игроку, который называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму.

4. Игра «Что кому нужно?»

Цель. Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры . Воспитатель : «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». Можно предложить другой вариант : воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

5. Упражнение «Сравни картинки» .

Цель. Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки.

Игровой материал : «Домик» для 3 картинок (из счетных палочек, картинки : собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где они будут учиться сравнивать картинки. На столе перед ними он раскладывает все картинки в 3 ряда в любом порядке. Ниже кладет домик для картинок и говорит : «Здесь я буду класть картинки, которые чем-нибудь похожи! (Кладет картинки собаки и пчелы) . Чем они похожи?» Дети отвечают : «Собака и пчела похожи тем, сто они – животные, пчела и собака приносят пользу. Также они могут причинить боль.

Затем воспитатель убирает эти картинки из домика и кладет картинки с рыбкой и курицей и просит найти, что у них общего. Дети отвечают : «Курица и рыбка – живые. У них есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина.

6. Игра «Вершки и корешки»

Цель. Упражнять детей в квалификации овощей (по принципу : что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Ход игры . Воспитатель уточняет с детьми, что «вершки» , а что – «Корешки» : «Съедобный корень овоща будем называть «корешки» , а съедобный плод на стебле – «вершки» . Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно : вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет : «Морковь» . Дети отвечают : «Корешки» , «Помидор» - «Вершки» . «Лук» - «Вершки и корешки» .

7. Игра «Что было, а что будет» .

Цель. Уточнить представление детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры . Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели. Например :

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу :

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду» .

Дети говорят : «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет». Или :

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Дети говорят : «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет

8. Игра «Наоборот»

Цель. Воспитывать у детей быстроту мышления .

Игровой материал. Мяч

Ход игры . Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель объясняет правила игры : «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь мяч, тот должен сказать слово, противоположное по смыслу.

9. Игра «Придумай предложение» .

Цель. Развивать речевую активность , быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель объясняет правила игры : «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы придумаете с ним предложение. Придумывание предложения происходит с передачей палочки друг другу.


Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Характеристика связной речи и ее особенностей, содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической литературы. Вопросы развития связной речи исследовали С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Т.В.Ахутина и др.
По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Исследования В.К.Воробьевой, В.П.Глухова Н.С.Жуковой, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др., позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи, является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, дети накапливают знания, осваивают язык, общаются, развивают мышление и воображение.
Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо-ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка.
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний - процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Ниже представлены игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей.
Игры и упражнения по развитию связной речи.
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель - развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра «Пойми меня»
Цель - развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Логопед показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом логопед рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение «Если бы...»
Цель - развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то...»
«Если бы я стал невидимым...»
«Если весна не наступит никогда...»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель - развитие у детей связной речи, воображения.
Логопед рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
Игровое упражнение "Один-много"
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия.
- Это - шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
- Это - мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
- Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
- Что это? Чего здесь много?
- А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи - умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»).
Игровое упражнение «Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
- Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Игровое упражнение «Скажи точнее»
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
- Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
- Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)
Игра «Веселое путешествие» («На трамвае»)
Цель: Формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге.
В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети - пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребенок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.
Игра «за покупками в магазин»
Цель: Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игровой материал:

Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

Предметные картинки:

Пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);

медвежата: один - черный, 2-коричневых, у одного бантик на шее, один - в полосатых штанишках, один - в комбинезончике (3 картинки);

автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);

неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).

Ход игрового упражнения на занятии:

Педагог вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.

Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».

А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом».

Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».

Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье с поясом».

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно ту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, педагог вручает ему картинку.

Список используемой литературы:

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2004г.

2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995г. - №1.

3.Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М., 1999г.

4. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи // Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1991г.

5. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996г. - №3.

Работа над связной речью предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.
Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи. Их предлагается проводить на основных логопедических занятиях.

Игра «Почемучка»
Цель: Научить пользоваться союзом «потому что».
 Дети спрашивают логопеда. Логопед отвечает на вопросы детей, использую союз «потому что».
 Логопед спрашивает детей, требуя употребление данного союза.
Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?

Игра: «Сравни и расскажи»
Цель: Учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.
Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей.
Логопед просит сравнить две юбки (два фартука, двое брюк и т. д.) Сказать, чем они отличаются.
Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.

Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме.

Игра: «Один – много»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.
Дети надевают маски. «Медведь» говорит: «Я медведь, я живу в берлоге. А кто мои детки?» Выбегают другие дети и говорят: «Мы твои детки – медвежата».

Игра: «Машенькино угощение»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».

Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.

Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.
Логопед читает стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Игра «Кто больше?»
Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекразный, замечательный, хороший…

Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.

Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.

Игра «Что лишнее?»
Цель: Найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк.
Выяснить, почему данное слово лишнее.



Публикации по теме