Информационный портал о мексике и единый сервисный центр. Брак и совместная жизнь с мексиканцем

Последние два с половиной года я живу в Мексике, штат Новый Леон, столица город Монтеррей. Сама родилась и выросла в России и никогда не думала, что буду покидать ее пределы на такое длительное время.

Два с половиной года назад я создала свою анкету на одном популярном международном сайте знакомств. Буквально через 3 минуты после создания, мне уже пришло десяток писем от молодых людей, преимущественно из Турции. Через несколько дней я получила то письмо, с которого все и началось… Так я познакомилась со своим супругом.

После первого визита в эту страну я осталась в восторге… от будущего мужа, а не от страны. Конечно, она на меня тоже произвела впечатление, но супруг сильнее. Вскоре было принято решение об окончательном переезде.

Переезжала я не одна, а со своей любимой собакой. Перелет длился около 14 часов, все эти часы я очень переживала за Сюрприза. Так как он большой, то в салоне ему запрещалось лететь, весь полет он находился в багажном отделении. Все прошло хорошо, и мы прилетели.

В аэропорту Канкуна отсутствует место выдачи специального багажа (крупногабаритного, хрупкого и т. д.), получать его надо только в одном месте. Около багажной ленты столпились российские туристы и местные мексиканцы в ожидании своих чемоданов, и когда появилась моя огромная собака с лаем на весь аэропорт, то у ленты осталась я одна…

Главная площадь Монтеррея.

Есть несколько вещей, которые сразу характеризуют Мексику и отличают ее от России.

Одна из них это жара. Штат Юкатан, столица Мерида - самое жаркое место. Температура с марта по октябрь не опускается ниже +40 С. И неважно, день или ночь. Но когда температура падает до 25-28˚С, местные жители экипируются в куртки, на головы детей одевают шапки, повязывают шарфы, мексиканки обувают осенние сапоги.

Мексиканцы шутят сами про себя:

Второе, что бросается в глаза - это «размеры» мексиканцев. На самом деле проблема с избыточным весом тут так же популярна, как и в США. Очень часто встречаются дети и взрослые, которые имеют проблемы со здоровьем в силу большого веса. Гамбургеры, сэндвичи, пицца, кока-кола - употребляются всеми без исключения. В некоторых домах даже отсутствуют газовые плиты, за ненадобностью. Достаточно иметь микроволновую печь, чтобы разогреть очередной фаст-фуд.

Третье, что отличает мексиканцев от россиян - это их улыбки, позитив и вежливость. На улице незнакомые люди здороваются, улыбаются, делают комплименты и желают хорошего дня. Насколько же приятно находиться в этой атмосфере! Как хотелось, чтобы и в России была такая манера поведения.

Мексиканцы настолько непритязательный народ, но не всегда, на мой взгляд, это хорошо. Им ничего не стоит выйти из дома в мятой одежде или в пыльной обуви. Абсолютно нормальное явление видеть в банке или учреждении подобного рода, мексиканку в домашнем халате или мексиканца в пижаме. Конечно, не все так делают, но все же… я начинаю привыкать.

Как уже было сказано выше, эта нация не любит готовить. То, что в России женщины проводят большую часть времени у плиты, для них дико. Они предпочитают купить что-нибудь в магазине или на улице. Поэтому в каждом городе уличные продавцы ездят на специально оборудованных велосипедах и продают еду. Очень много острых соусов и приправ добавляется в пищу, если вы в первый раз в ресторане, то лучше ничего не трогать из предложенного на столе без уточнения, если не хотите несколько часов провести с открытым ртом и «языком на плече».

Несмотря на проблему избыточного веса, мексиканцы любят спорт.

В Мексике официальный язык - испанский. У меня имелась небольшая база знаний, которую мне дали в ВУЗе. Но в реальности, этого было недостаточно, пришлось учить все заново. С супругом с первого дня разговариваем только на английском, несмотря на то, что я хорошо знаю испанский, а он немного русский.

Особенно тяжелым временем для меня было, когда после месяца, проведенного в этой стране, супруг уехал в другой штат по работе, я осталась с его семьей. Члены семьи не говорят ни на русском, ни английском, я не общалась на испанском… за две недели я не произнесла ни слова. Телевидение, радио, кино долго оставались в стороне от меня.

Выучить испанский самостоятельно можно, только надо приложить максимум усилий. В языке очень много правил, исключений, синонимов - порой даже муж не может мне объяснить значение слова, потому что видит его впервые. Тем не менее сейчас я свободно общаюсь с носителями языка и читаю художественную литературу на испанском языке.

С друзьями у меня как-то не сложилось. Сначала в силу незнания языка, а теперь и сама не хочу. За два с половиной года я не смогла встретить человека, у которого были бы схожи интересы с моими. Конечно, все мексиканцы интересные и у каждого свои увлечения, но, например, моя просьба записать меня в местную библиотеку, вызвала громкий смех. Когда я, наконец-то, добралась до заведения, то поняла почему мексиканцы так мало читают. Чтобы быть читателем нужно пройти такую бюрократическую процедуру и предоставить такую макулатуру документов, что, наверное, проще несколько раз оформить ипотеку в России, находясь за границей.

Отношение в Латинской Америке к другим нациям положительное. Всех всегда приветствуют и всем всегда очень рады.

Вид на Мехико, столицу Мексики.

Семья

Думаю, что отношение к семье тут другое. Поясню. У моего супруга очень много друзей и знакомых. Не все из них имеют крепкие и дружные семьи, с этим, как и в России, люди расходятся и расстаются.

Но я ни разу не слышала о том, чтобы отец не содержал своего ребенка, в то время как в России, выставляются рекламные баннеры с таким призывом к отцам. Мексика - религиозная страна и семейные ценности здесь играют большую роль.

Большое значение имеет свадьба, проведенная в церкви, и почти не является важным сочетание в местных ЗАГСАх. Туда даже на церемонию можно прийти в самой обычной одежде.

Прежде чем официально оформить отношения, необходимо собрать документы. Одним из них должна быть справка от медицинского врача о результатах анализа крови жениха и невесты. В деревнях и малонаселенных пунктах в давние времена были популярны браки между членами семей. Сейчас это встречается редко, но тест сдавать все равно нужно (за исключением столицы страны, Мехико).

Исходя из своего опыта, могу сказать, что к женщинам тут относятся уважительно, прислушиваются к их мнению. Родители супруга - пожилые люди, но очень ценят друг друга и заботятся. Это же я наблюдаю и в других семьях. Мой супруг не исключение - за таким как он, я бы не только в Мексику полетела, я бы в Антарктиде жить осталась.

Учитывая кардинальные социальные различия между разными слоями населения этой страны, я постараюсь не обобщать, а рассказывать только о том, с чем сталкивалась сама. Итак, какова дружба, любовь и заключение брака с жителями этой страны?

О дружбе

Общее мнение таково: подружиться с мексиканцами проще, чем с европейцами. Многие мои друзья, жившие в Европе, сравнивали дружбу там с осадой крепости. Времени на это уйдет немало: люди недоверчивы и неохотно впускают в свою личную жизнь незнакомцев. Также стоит ждать количество церемоний, как при королевском дворе. Предстоят: знакомство с родителями, обязательные ужины в кругу семьи, семейные визиты.

Все вокруг будут милы и непринужденны, потому что так принято. А вот вы почувствуете себя не в своей тарелке, выбирая вилку к рыбе среди бесчисленных приборов. Здесь не хватает простоты, привычной в России. Так вот, в Мексике есть и то, и другое: и церемонии, и легкость общения.

Мексика богата на маленькие ежедневные ритуалы. То самое «Здравствуйте, как у вас дела?» , которому учат на первых уроках испанского, вам придется произносить всегда и именно в таком порядке. Вариант ответа только один — «Хорошо, а у вас?» . И у вас, что характерно, тоже хорошо. Даже если дела идут из рук вон плохо, то нужно дождаться, пока человек задаст стандартный вопрос всем собравшимся, обнимет их и поцелует, — только потом можно искренне поговорить о наболевшем.

Страна поцелуев

Еще один источник культурного шока — поцелуи при встрече. Здороваться здесь следует исключительно поцелуем в щеку. Со всеми. В том числе с начальником, коллегами по работе и преподавателями в университете. Если вам представили 20 человек во время обеда с мексиканской семьей, сосредоточьтесь. Никакое: «Ой, не могу дотянуться. И вам в том углу тоже добрый вечер », — не послужит оправданием. Главное, что нужно иметь в виду — эти церемонии, которые для нас не несут никакой смысловой нагрузки, для каждого мексиканца очень важны. И если в разгар знакомства вы про кого-то забудете, он это запомнит. И расскажет остальным 19-и людям. А семьи в Мексике очень сплоченные.

Когда вы уходите, вам нужно попрощаться даже с теми, с кем вы не перекинулись ни словом за весь вечер. Не забудьте обнять их и сказать «Еще увидимся », даже если вы оба уверены, что никогда в жизни больше не встретитесь.

Никакой пунктуальности

Если вы договорились о встрече на определенный день и час, это еще ничего не значит. Вовсе не факт, что встреча произойдет. Знаменитое латиноамериканское «маньяна», переводимое в зависимости от обстоятельств как «завтра», «на следующей неделе», «может быть» или «никогда», отлично характеризует мексиканское общество.

Поэтому за день до назначенной встречи лучше переспросить, увидитесь ли вы. Люди в Мексике общительны и открыты, но — вот незадача! — горазды на обещания, произносимые автоматически. Когда я учила китайский, нас предупреждали не давать скорых обещаний китайцам. Дело в том, что они, услышав: «Ну, как-нибудь еще увидимся », начинают изводиться и ждать встречи. Так вот, в Мексике я часто чувствую себя китайцем.

Вежливая витиеватость, или Учитесь читать между строк

Важный навык, который отлично тренируется в Мексике — это наука понимать подтекст произносимых слов. Обычно смысл скрывается в многочисленных витиеватых конструкциях. Первое время очень приятно, что никто не «рубит с плеча», но позже это может вызвать трудности. Мексиканский менталитет исключает прямоту как таковую, и даже сухой отказ в ответ на вашу просьбу превратится в абзац печатного текста. Особенно ярко это проявляется в деловых письмах — помимо привычного «заранее спасибо», в конце текста добавляются буквально такие фразы, как « мы у ваших ног », « наша судьба в ваших руках » и другие высокопарные выражения, которые вы вряд ли напишете своим партнерам в России.

Подобный настрой присущ и в повседневной жизни. Уже три месяца мне звонят разные люди и спрашивают человека, которому раньше был присвоен мой номер телефона. Так вот, недавно мне объяснили, что недостаточно сказать: «Пожалуйста, не звоните сюда больше, здесь таких нет» . Правильно будет вежливым тоном сообщить: «Могу ли я попросить Вас об одолжении, сеньор? Было бы приятно, если бы Вы перестали набирать этот номер, так как это причиняет мне беспокойство. Разумеется, если это Вас не затруднит. Возможно ли это? Б ольшое спасибо ». О да, Мексика учит терпению.

Легко ли подружиться с мексиканцами?

Если спросить у мексиканца, легко ли завести друзей в его стране, он, не задумываясь, ответит утвердительно. Но через некоторое время он обязательно уточнит, о каких друзьях идет речь. По-настоящему близкая и надежная дружба растет постепенно.

Сначала к вам присматриваются, и через некоторое время вы становитесь «cuate» (друг, приятель) - это значит, что достигнут первый уровень. Дальше вы можете вырасти до amigo/amiga, что уже характеризует вас как друга. В мужской дружбе высший уровень — это hermano, то есть брат. Таких друзей всегда можно пересчитать по пальцам, но ради них ехать в Мексику действительно стоит.

Настоящие друзья здесь у меня появились сами собой. На первом занятии по тележурналистике я познакомилась с однокурсницей, мы обменялись телефонами, и через неделю она пригласила меня на вечеринку в пригород Мехико. Там, в свою очередь, оказались ее самые близкие друзья. И так понеслось.

Другой случай - мой сосед. Он подвозил меня до института пару раз в неделю по просьбе хозяйки моей съемной квартиры. Мы вели незатейливую беседу и выяснили, что учимся на одном факультете. Поэтому через пару месяцев он рассказывал мне о политике Колумбии и помогал готовиться к экзаменам. Однажды я потеряла ключи от дома, где в тот момент никого не было, и позвонила ему с просьбой скоротать вечер у него. Оказалось, что мой друг остается в институте допоздна, но он предупредил о моей проблеме свою маму. В результате мы с ней провели отличный вечер, смотря мыльную оперу и ужиная стейком. Было страшно звонить в домофон и говорить: «Я та самая русская девочка из дома напротив, которая потеряла ключи » — но все обошлось. Тот вечер был моим первым (и пока последним) знакомством с мексиканскими сериалами.

В гости — со своей едой

Кстати, в остальных случаях, когда вы приходите в гости, вам, в лучшем случае, предложат стакан воды. Не стоит ожидать, что друзья достанут все имеющееся в холодильнике, приготовят и положат вам на тарелку. А большие вечеринки здесь частенько проходят в стиле «de traje», что дословно означает «в деловом стиле», а на деле — «ешь то, что сам принес». Хозяин может обеспечить приглашенным несколько больших пакетов чипсов, а обо всем остальном придется позаботиться самим.

Мексиканцы обожают экономить. Это качество проявляется по-своему, особенно в отношениях. Если мексиканец хорошо зарабатывает, он готов ругаться за каждый песо (т.е. за каждые 3 рубля) в овощном киоске, покупать себе самые дешевые и низкокачественные вещи весь год, но в отпуск он поедет непременно в пятизвездочный отель. Особенно это раздражало мою соседку из Австралии, которая перед отпуском поручала своему местному бойфренду выбирать отель. В начале отношений она сообщила ему, что платить за нее не нужно, потому что она чувствует себя достаточно независимой, и каждое планирование поездки оборачивалось чередой скандалов.

Подобная экономия проявляется во всем — друзья стараются созваниваться по домашнему телефону, заправляются на 100 рублей (столько стоят 3 литра бензина), чтобы не было соблазна тратить много автомобильного топлива. Другой непривычный момент мексиканской культуры: если вас приглашают на день рождения, вам самому придется заплатить за все, что закажете. Зато на маленькую встречу такое правило не распространяется. Например, когда я хожу пить кофе с кем-то из своих друзей, меня с удовольствием угощают.

Любовь

Зато именно нежные чувства к мексиканцам и заставляют девушек из в общем-то благополучных стран оставаться здесь на ПМЖ. Большая часть знакомых мне девушек-иностранок уже через месяц жизни здесь расстались со своими молодыми людьми по скайпу. Причем многие из них отказались от прочных многолетних отношений ради внезапно встреченных мексиканцев. Вы спросите — почему? Столько заботы и внимания, сколько девушкам дарят в Латинской Америке, они не получают почти нигде. Их провожают до дома, всегда держат за руку, даже незнакомый мужчина всегда откроет перед вами дверь. На улице вы увидите очень много парочек, которые гуляют, обнявшись, и целуются.

Мексика еще придерживается консервативного воспитания в плане роли мужчины в отношениях. Это значит, что чаще всего он принимает решения и берет инициативу на себя. Поездив некоторое время по Мексике, а потом побывав в Европе, я отметила у мексиканских мужчин, по сравнению с европейскими, сильную тенденцию к патриархату.

В мой первый приезд я столкнулась с другой стороной этой сферы жизни. Я слушала радиостанцию, где постоянно звучала социальная реклама, призывавшая девушек не терпеть насилие мужчин, а звонить в горячую линию или обращаться в полицию.

Муж девушки, следившей за порядком в доме моей принимающей семьи, бил ее и не пускал на работу. Причем, как мне объяснили, он руководствовался тем, что он мужчина, и работать в семье может только он. И если работать ему не хочется, а денег в доме нет, то это не означает, что жене разрешается выйти из дома.

По-испански это называется «machismo», то есть половая дискриминация. Поэтому, если кого-то в Мексике называют «мачо», это слово имеет другой оттенок, чем в привычном нам понимании. Мачизмо — это как раз обратная сторона того, что в Мексике не работает принцип полового равенства: сильный пол позволяет себе все, что угодно.

Брак и семья в Мексике

Другая негативная сторона отношений в том, что они могут длиться очень долго, но так и не закончиться женитьбой. Чтобы удостовериться в своем выборе, мексиканцы встречаются около 10 лет и жить вместе начинают чаще всего после свадьбы. Но это не значит, что после такой тщательной проверки будущего супруга или супруги отношения не закончатся разводом.

Женятся мексиканцы около 30 лет и позже. У меня есть знакомые за 40, которые до сих пор не женаты и особенно об этом не задумываются. Детей заводят тоже после 30 лет, часто ближе к 40. Сами они такой план жизни объясняют тем, что отдают много времени карьере и накоплению сбережений, чтобы купить свое жилье.

Кроме того, дети с 3 лет должны ходить в садик, и в большинстве случаев за него приходится платить немало денег. Есть бесплатные сады для матерей-одиночек, но их стараются избегать сами родители. Большинство мексиканских школ тоже платные, есть и государственные заведения, но у них незавидная репутация, поэтому для семьи среднего класса о них даже речь не идет. Система образования в Мексике достаточно жесткая — уже после детского сада нужно сдать экзамен, чтобы перейти в первый класс. Занятия в школах и детских садах начинаются в 7 утра, и такой режим дня продолжается до поступления в институт.

Поэтому появление семьи здесь накладывает совсем другие, гораздо большие обязательства. Мои рассказы о том, что в российской начальной школе родители могут написать учителю записку, чтобы ребенок пришел к третьему уроку, вызывают всеобщий восторг: в Мексике школу прогуливать нельзя ни по какой причине.

С одной стороны, такая привычка к неторопливости в принятии важных жизненных решений вызывает удивление. С другой — каждый такой шаг оказывается лучше продуман. Если привыкнуть к темпу здешней жизни, освоиться в Мексике будет легко. Мексиканский быт с обилием вечеринок и умением радоваться жизни, какой бы она ни была, и при том в любом возрасте, в конце концов оказывается очень привлекательным, а дружба с людьми из этой страны — долгой и крепкой.

Марианна Снегирева

Особенности мексиканского быта сложились в результате длительного взаимодействия и взаимопроникновения культур населяющих страну народов. Подавляющее большинство населения страны принадлежит к испаноязычной мексиканской нации, которая сложилась на основе индейского, испанского и (в небольшой степени) негритянского компонентов.

Значительная часть коренного населения Мексики проживает в сельской местности, где в ряде случаев до сих пор сохраняются докапиталистические патриархальные формы экономических отношений в противовес мощным городским индустриальным капиталистическим производствам (феномен мексиканской урбанизации обусловил самый высокий не только в Латинской Америке, но и в мире темп прироста численности городского населения - около 4% ежегодно).

Всю сложность и многогранность этих процессов отражает порождаемый ими социально-экономический и культурно-психологический дуализм. В плане экономики его объективное содержание составляют, с одной стороны, неравномерное развитие капитализма, с другой - развитие, деформированное ввиду изначального присутствия иностранного (прежде всего американского) капитала, который, устремляясь в высокоприбыльные экспортные секторы экономики, привел к выделению как в промышленности, так и в сельском хозяйстве современного и традиционного секторов.

Кроме того, достаточно длительное влияние американского капитала обусловило возникновение новых проблем. Так, если в прошлом культурно-психологический дуализм характеризовался достаточно четко выраженными испанской и индейской традициями, то ныне речь идет о его отражении в виде, с одной стороны, „мексиканского элемента” (как испано-индейского синтеза), с другой - американского модуса. Их тенденции в той или иной пропорции совмещаются в сознании новых поколений, хотя сильные традиционные устои продолжают оказывать значительное воздействие.

Брачно-семейные формы в Мексике

Применительно к теме нашего исследования такой дуализм обусловливает значительную региональную и социальную дифференциацию бытования брачно-семейных форм. Это отражается и на различном поведении молодых пар. Мексиканская склонность к экзальтации в выражении своих чувств придает периоду добрачного ухаживания весьма романтический вид. Сереналы под окном избранницы в исполнении „марьячи” (певцы-музыканты, исполнители национальных песен, от французского слова „марьяж” - брак, свадьба), проводы „холостяка” и „холостячки”, которые устраивают жених и невеста, - характерные атрибуты сватовства средних городских слоев.

В сельской местности, где проживает большая часть индейского населения, до сих пор молодые зачастую бывают просватаны с детства и им сообщают о заключенной сделке только тогда, когда наступает время для бракосочетания (14-16 лет). По сохраняющейся в селах традиции жених перед свадьбой делает подарки родственникам невесты (со стороны ее матери) как выкуп за уступаемую девушку.

Подражая „светским правилам” американских „высших” слоев, состоятельные семьи считают для себя обязательным дать объявление в газете с указанием места и дня свадьбы, часто с публикацией фотографии жениха и невесты. В этих кругах заключению брака, как правило, предшествует помолвка.

Основу семейной структуры мексиканцев составляют юридически оформленные моногамные брачные союзы. Согласно федеральному Гражданскому кодексу, не допускаются браки между двоюродными братьями и сестрами, дядьями и тетками, с одной стороны, племянниками и племянницами - с другой.

Свободный брачный союз

В Мексике наряду с официальным браком достаточно распространен характерный для латиноамериканских стран так называемый свободный, или консенсуальный, брачный союз. Однако но доле неофициальных браков Мексику значительно опережают Доминиканская Республика, Парагвай, Эквадор и Перу. По данным 1985 г., только 14% мексиканок в возрасте от 20 до 49 лет находились в свободном браке, в то время как для названных стран этот показатель составил соответственно 77,6; 59,1; 40,4 и 38,8%. Во всех латиноамериканских государствах, где проводились подобного рода исследования, средний возраст женщин, идущих на свободный брак, на 1 - 1,6 лет ниже, чем возраст женщин, официально регистрирующих свое замужество.

Модификация основ классической моногамии в регионе обусловлена ограниченными экономическими возможностями большинства населения. Отсутствие собственности, для сохранения и наследования которой как раз и создана моногамия, устраняет необходимость юридического установления господства мужчины. Ввиду этого к гражданскому нраву, которое охраняет это господство, прибегают в основном имущие, большая же часть населения из-за бедности правилом в отношении к женщине полагают сожительство независимо от того, признаны или нет официально эти отношения. Такая ситуация находит свое конкретное выражение в растущем распространении консенсуальных браков в средних и низших классах городов. Среди имущих слоев населения, как правило, основная доля браков юридически зарегистрирована (часто с последующим венчанием в церкви). Для сельской местности характерно сочетание церковного (католического) брака с гражданским.

Межэтнические браки в Мексике

На территории страны в силу исторических условий сложились районы, где с давних пор осуществлялись межэтнические контакты. Ныне в связи с интенсивно протекающими процессами миграции и урбанизации происходит усиление этнической мозаичности населения, что, несомненно, способствует развитию межэтнической брачности, традиции которой прослеживаются в Мексике со времен испанской колонизации.

Если в прошлом индейские женщины вступали в межэтнические браки намного чаще, чем индейские мужчины, а у неиндейских народов страны наблюдалась противоположная тенденция (что объясняется широко практиковавшимися браками мужчин-испанцев с местными девушками), то в настоящее время эти различия практически исчезли. Более того, в последние десятилетия налицо тенденция снижения показателей моноэтничной предпочтительности и уменьшения в большинстве вариантов разрыва между фактической частотой межэтнических браков и их теоретической вероятностью, что является свидетельством важного процесса - постепенного снижения этнической предубежденности.

Мексиканец Эрнесто Транхель, аспирант одного из московских вузов, рассказывает, что его родной брат, проживающий с родителями (испанского происхождения), женат на девушке из индейской общины, с которой познакомился во время учения в университете. Этот брак не вызвал отрицательного отношения со стороны родителей и родных. Сам Эрнесто не ставит для себя при выборе жены никаких национальных преград, его единственное условие, чтобы она обязательно имела высшее образование.

Среди этнически смешанных семей широко представлены социально неоднородные семьи. В целом для них характерны: более высокий по сравнению с однонациональными семьями образовательный уровень супругов и большая доля специалистов высшей и средней квалификации, промежуточное положение но среднему размеру семьи - 3,8 человека, высокая доля простых (нуклеарных) семей (на 10-15% превышающая аналогичный показатель среди однонациональных семей).

Определение национальности детей в национально смешанных семьях является внешним выражением этнической ориентации смешанного семейного коллектива. Судя но имеющимся данным, в силу исторически сложившейся предпочтительности в семьях, где один из родителей индеец, дети считаются мексиканцами, а там, где родители из разных индейских народов, детей определяют но национальности отца или матери, в целом поровну.

Этническая ориентация национально смешанных семей достаточно четко проявляется в семейно-бытовой сфере, где отражаются прежде всего общие тенденции развития мексиканской нации. Несмотря на сохраняющееся этническое своеобразие, происходит сужение области национальной специфики в материально-бытовой культуре. Этническое своеобразие перемещается преимущественно в сферу духовной культуры, которая, подчиняясь общей тенденции, испытывает сильную трансформацию, приобретая общемексиканские черты.

В системе внутрисемейных отношений этнически смешанных семей отмечены совместное главенство мужа и жены, коллегиальность в решении основных вопросов семейной жизни в отличие от однонациональных семей, где такие установки практически отсутствуют. Это обстоятельство в значительной мере объясняется тем фактом, что в этнически смешанных семьях 2/3 брачных пар имеют одинаковый уровень образования и более высокую профессиональную активность женщин.

Однако эгалитаризация семейных отношений в национально смешанных семьях практикуется информаторами-мужчинами в пределах, допустимых системой традиционных взглядов. Это выражается в сохраняющемся отношении к домашней работе и воспитанию детей как к чисто женскому занятию, в проведении мужем свободного времени преимущественно в обществе своих друзей и случайных подруг.

В связи с ростом миграции „село - город” бытует такой вид межэтнического культурно-бытового взаимодействия, как межэтническая интеграция, характерная для семей с близкой культурно-бытовой характеристикой супругов. Культурно-бытовое взаимодействие в виде ассимиляции наблюдается в тех семьях, где один из супругов - представитель испаноязычного большинства, а другой - этнодисперсной группы или же оторван от основной территории расселения этноса. Именно в таких семьях отмечаются смена одним из супругов элементов родной культуры на язык или культуру брачного партнера, незнание детьми родного языка первого партнера и культуры его этноса. О размерах указанной ассимиляции свидетельствует тот факт, что двуязычие в Мексике постепенно теряет свое значение.

Интенсивность и уровень брачности

По данным переписи населения 1980 г., уровень брачности в стране падает. Так, если еще в 70-х годах число браков, заключенных мексиканцами в расчете на 1000 человек населения, составляло 7,3-7,8, то в начале 80-х годов - всего 6,4. Очевидно, такое снижение брачности объясняется прежде всего экономическими спадами и кризисами, потрясающими экономику страны с середины 70-х годов и поныне, а также преобладанием в возрастной структуре населения доли молодых возрастов (в 1987 г. около 40% приходилось на лиц моложе 20 лет).

В течение года браки заключаются неравномерно. Наблюдается их сезонная волна, которая зависит как от особенностей традиционного календаря национальных и религиозных праздников, периодов различного рода религиозных ограничений и запретов, поверий и традиций, так и от сезонности сельскохозяйственных работ. Если сравнить долю браков, заключенных но месяцам в общем числе браков года, то обнаружится, что чаще всего они заключаются в мае и декабре-январе.

Интенсивность брачности в разных возрастах значительно варьирует. Так, около 42% мексиканок выходят замуж 15-19 лет, 35% - к 20-24 годам. Мексиканские мужчины обзаводятся семьей чаще всего в возрасте 20-24 лет. Минимальный разрешенный мексиканским законодательством возраст вступления в брак для женщин 14 лет, мужчин - 16. Лица, не достигшие указанного возраста, при наличии серьезных причин вправе получить разрешение на брак у председателя муниципалитета.

Развод в Мексике

Мексиканское законодательство допускает развод но широкому кругу оснований, включающему и взаимное согласие (ст. 267 федерального Гражданского кодекса). Вместе с тем здесь есть ряд особенностей. Так, женщина после развода не вправе вступать в брак, пока не пройдет 300 дней со дня расторжения предшествующего брака.

У мексиканцев сложилось отрицательное отношение к разводу, равно как и к безбрачию. Часто при раздорах между супругами посредническую роль берут на себя сородичи обеих сторон, и только в том случае, если их вмешательство не помогает, брак расторгается.

Обязанность предоставлять алименты является взаимной для супругов. Если они но каким-либо причинам не могут ее выполнять, то она возлагается на иных родственников ребенка по обеим линиям. В отношении несовершеннолетних детей алименты включают пищу, одежду, жилье и медицинскую помощь в случае заболевания, а также расходы, необходимые для получения начального образования, обучения ремеслу. Согласно закону о семейных отношениях от 9 апреля 1917 г., незаконнорожденным детям предоставляются одинаковые права с детьми, рожденными в юридически оформленном браке. Таким образом, отношениям фактического брачного сожительства придаются правовые последствия.

По сравнению с другими латиноамериканскими странами частота разводов в Мексике незначительна. За 1950-1980 гг. число разводов на каждую 1000 брачных пар выросло с 3,2 до 3,4. При этом в общем числе разводов увеличилась доля разводящихся, состоявших в браке менее одного года (за последние 20 лет - с 5,6 до 6,8%). Консенсуальные браки носят гораздо менее прочный характер, чем официально зарегистрированные. По данным обследований на 1985 г., 27% свободных брачных союзов мексиканцев распадаются, не отпраздновав свое пятилетие. В Мексике в течение первых пяти лет после развода повторный брак заключают только 40% женщин, в то время как в Доминиканской Республике за это время повторно выходят замуж 76% разведенных женщин, в Панаме - 70, Венесуэле - 69, а Коста-Рике - 50%.

Возрастная структура населения Мексики

Происшедшее в последние десятилетие существенное снижение уровня смертности при небольшом снижении рождаемости и соответствующем увеличении средней продолжительности жизни мексиканцев серьезно видоизменило возрастную структуру населения страны. Деформация возрастной структуры увеличила число иждивенцев на каждую сотню трудоспособных. Возросшее число молодежи по мере перехода в трудоспособный возраст требует создания дополнительных рабочих мест. Однако темпы прироста трудовых ресурсов по стране превышают темпы прироста занятости. На 1987 г. среди городского населения Мексики безработицей было охвачено 3,9% самодеятельного населения. В результате проблема демографического взрыва, поставившая в свое время перед Мексикой прежде всего вопросы материального обеспечения огромного числа родившихся, переросла в более серьезную - кумулятивную тенденцию к избыточному предложению рабочей силы.

Вместе с тем невысокий уровень квалификации мексиканской рабочей силы (27% экономически активного населения не проходили никакого обучения, 30,3% - обучались 1-3 года, 29,7% - от 4 до 6 лет) наряду с другими факторами обусловливает невысокий заработок. В сложившихся условиях инфляции и безработицы в стране заработка мужчины становится недостаточно для содержания семьи. Ввиду этого в последние годы значительно возросло участие женщин в общественном производстве. Растущая экономическая активность женщин характеризуется увеличением их доли в занятом населении, которая за 1950-1980 гг. выросла с 12,2 до 27,5%.

Если динамика профессионально-иерархической структуры занятости мужчин характеризуется увеличением удельного веса занятых в обрабатывающей промышленности (за 1966-1986 гг. их доля в этом секторе выросла на 13%, в строительстве - на 14, в сельском хозяйстве - на 18%), то, по данным официальной статистики, труд женщин используется в основном в сфере услуг. По состоянию на 1986 г. здесь работало 64,2% экономически активных женщин.

Основные занятия сельских женщин - домашнее хозяйство, забота о детях, изготовление некоторых предметов домашнего обихода, ткачество, мелкая торговля, уход вместе с детьми за домашними животными.

За 1966-1986 гг. участие женщин в сельскохозяйственных работах упало с 18 до 10%, а в несельскохозяйственных поднялось с 9 до 18%. Рост числа работающих среди городских женщин (практически все они - выходцы из средних и низших слоев) обусловлен как большей распространенностью здесь современных социальных установок, так и миграцией сельских жителей в города. Причем если прежде в город в поисках заработка направлялись только мужчины, то в последнее десятилетие наблюдается массовый переезд целыми семьями: мексиканцы, живущие в сельской местности (в основном индейского происхождения), - наиболее обездоленная и угнетаемая часть населения с самым низким уровнем жизни в стране. Несмотря на то что сельские жители заняты в основном земледелием, большинство их вопреки продолжающейся более полувека аграрной реформе своей земли практически не имеет. Сохранившиеся общинные земли расположены в самых низкоурожайных, непригодных для земледелия районах; всего 33% их имеет систему орошения.

Однако в условиях ограниченных абсорбирующих возможностей мексиканской промышленности переселенцы в города заняты в основном в сфере услуг. В поисках работы и лучшей жизни они сооружают себе хижины, нелегально оседая в городах и образуя вокруг них пояса нищеты, характерные для таких крупнейших городов страны, как Мехико, Гвадалахара, Монтеррей, являющихся основными центрами притяжения мигрантов, которые осложняют здесь продовольственные, экологические, жилищные и другие проблемы. По данным официальной статистики, только в Федеральном округе около 2 млн жителей из числа переселенцев полностью или частично безработны, в итоге 66% трудоспособных мигрантов не имеют постоянного дохода, 21% получают заработную плату меньше минимальной но стране.

В немалой степени на отток рабочей силы из традиционного сектора, помимо факторов отчуждения экономического и неэкономического характера (нехватка средств к существованию, бегство от кабальной зависимости в деревне), влияют особенности оплаты труда переселенцев, в частности получившая широкое распространение среди предпринимателей так называемая оплата прожиточного минимума работающего мужчины, живущего отдельно от своей семьи.

Перед выходцами из сельской местности, связавшими судьбу с капиталистическим городом, встают проблемы адаптации к условиям жизни в нем. Как показывает опыт, такая адаптация представляет собой крайне сложный, мучительный процесс. Перенос в город традиционных стереотипов поведения способствует их изоляции от городской жизни, замыканию в собственной среде. Общинные формы организации деревенской жизни служат здесь в качестве отторгающего барьера.

Нужно отметить, что капиталистический город оказывает многостороннее воздействие на мигрантов, вовлекая их так или иначе в новую систему социальных связей, постепенно размывающих традиционные стереотипы поведения. Вместе с тем его возможностей пока явно недостаточно, чтобы обеспечить самым необходимым всю огромную массу маргинальных кварталов. Как отмечают многие исследователи, сегрегация пришельцев в города, очевидно, будет сохраняться на протяжении ряда поколений.

Расширение участия женщин в общественном производстве

Расширение участия женщин в общественном производстве, ставшее общим для современных городских популяций социальным процессом, в Мексике имеет свои особенности, характерные и для других латиноамериканских стран. Так, значительная часть замужних женщин в силу целого ряда причин работает на дому. Как правило, это вспомогательно-оформительские работы кустарных и художественных промыслов, заказы всевозможных мастерских сферы услуг, мелких и средних перерабатывающих предприятий легкой и пищевой промышленности. Причем такого рода деятельность наиболее характерна для женщин, не получивших достаточного образования и профессионального обучения, чтобы работать на производстве. По данным переписи населения 1987 г., 15,4% мексиканцев старше 15 лет до сих нор неграмотны, 2/3 из них женщины.

Несмотря на то что в последние годы тенденция к повышению уровня грамотности в стране очевидна, доля женщин среди студентов высших и средних учебных заведений в Мексике в 3 раза ниже, чем в развитых капиталистических государствах. Невысокая степень квалификации женской рабочей силы в условиях растущей безработицы, а также требований, предъявляемых к рабочей силе на нынешнем этапе научно-технической революции (в современных секторах экономики предпринимателями установлен возрастной предел при приеме на работу - 34 года с обязательным средним образованием), затрудняют достижение женщинами экономической самостоятельности.

Естественно, что в особо тяжелых материальных условиях оказываются распавшиеся, неполные семьи и матери-одиночки, чей бюджет складывается только из заработка женщины. Что касается возможной помощи от отца ребенка, то независимо от того, оформлены юридически алименты на содержание детей или нет, согласно мексиканским обычаям, мужчина, покидая семью, несет материальную ответственность в отношении детей, однако средства на их содержание он, как правило, не отдает матери ребенка, а перечисляет в банк на счет, открытый им на имя дочери или сына. В случае, если бывшая жена не в состоянии прокормить себя, покинувший ее супруг выплачивает ей незначительное содержание. Несмотря на существующее законодательство, по которому жена является наследницей мужа, в реальной жизни в случае его смерти все имущество семьи переходит в собственность детей, включая внебрачных, между которыми оно будет поделено по их первому требованию при условии достижения ими совершеннолетия.

Истоки этого обычая, несомненно, восходят к главному постулату патриархальной системы ценностей - главенству мужа и отца. Особенно сильны его традиции в сельской местности, где и поныне женщина после развода или смерти мужа чаще всего возвращается в семью своих родителей только с лично принадлежащим ей имуществом и в очень редких случаях наследует землю супруга. У некоторых индейских этносов имущество родителей наследуют только сыновья.

Оказавшись в весьма затруднительном материальном положении, мать-одиночка, не имеющая гарантированную высокооплачиваемую работу, достаточно часто видит в проституции единственный источник существования. Нередко такой вид заработка женщины решает финансовые проблемы в семьях, где муж пьяница. Это явление получило значительное распространение прежде всего в городах в среде низших слоев населения.

Таким образом, женщина в мексиканской семье в том случае, если она до замужества не успела получить образование и профессию, практически не обладает экономической свободой, поскольку те средства, которые она может заработать элементарным трудом, составляют лишь небольшую часть семейного бюджета. Ее экономической свободе в немалой степени препятствуют укоренившееся среди мексиканских мужчин мнение, что жена должна всегда быть дома. Большинство их придает этому обстоятельству очень большое значение. Несмотря на отмечающиеся сдвиги во взглядах на распределение различных обязанностей супругов в домашнем хозяйстве, мужчина все же почти никогда не принимает участие в тех работах, которые отнимают основную массу сил и времени у женщин, потому что именно эти обязанности в принципе и составляют круг домашнего очага, для которых по меркам мексиканца предназначена женщина.

Далее предлагаем вам узнать ассоциации, которые у мексиканцев вызывает название нашей страны. Стоит отметить, что Россия и русские для мексиканцев представляются гораздо более экзотическими, чем Мексика и мексиканцы для русских.

М-м-м… Россия - это очень далекая и холодная страна. Красная площадь, водка и старые коммунисты. (Хосе Руеда Гонзалес, паромщик, Чинампас)

Тайна, отвага, литература. Для меня Россия является полной загадок страной, где живут умные и смелые люди. Я восхищаюсь произведениями Чехова и Гоголя. (Мигель Хуарес Окампо, сборщик кокосов, Юкатан)

Конечно же, первое, что приходит на ум, - это Ленин, в честь которого меня назвали родители. Также это фильмы, литература - к примеру, Горький, Достоевский. Балет… Другими словами, страна с богатейшей культурой и древней историей. (Ленин Родригес Сонора, владелец продовольственной лавки, Монтеррей)

Высокие технологии, очень холодные зимы и очень красивые женщины. Наверное, поэтому я так хочу туда попасть! (Игнасио Сомоса Ортега, гид–проводник в Сан-Луис-Потоси)

Красная площадь! (воскликнули почти что хором). А еще эти танцы (начали весело пританцовывать, задирая ноги вверх). (Эдуардо Осорио и Карлос Торре, рыбаки, соседи и лучшие друзья, Салина-Крус)

Шостакович (Симфония №5). Снег. Матрешка. Россия - место, которое скрывает много знаний и разнообразную культуру. (Педро Рейес Мендес, маркетолог, Мехико)

Я ничего не знаю о России, никогда не слышал. А что это? (Таияри Васкес Наварро, племя уичоль, Сан-Луис-Потоси)

Очень далекая страна, жутко холодная. И очень богатая. (Хуан Морено Домингес, сборщик мусора в городе мусорщиков, пригород Мехико)

Россия - это Советский Союз, Красная площадь, снежные поля и холод! (Фидель Мадригаль Самора, крестьянин, Кампесино, Чьяпас)

Достоинство, стабильность в мире, лидерство. Для меня Россия является страной, чья история показала для всего мира пример достоинства даже перед лицом больших опасностей и войн с мировыми империями. (Гильермо Риос Герреро, адвокат, Мехико)

Россия для меня - это радость, снег и теплые, душевные жители (насколько я могу судить по своим русским друзьям). Также это страна, что хочет мира для себя и других стран. (Марикармен Меркадо Салина, учительница средней школы, Мехико)

Холод, большие меховые шапки, а также мировая литература, к примеру Гоголь, Горький и Толстой. (Мария Вильво Монтальво, продавщица, Оахака)

Политика, красота и культура. Россия является одной из самых выдающихся мировых держав, но тем не менее никогда не использовала свою силу для разрушения и войн. (Гектор Мануель де ла Роза Ортега, актер Национального театра «Виктор Пуэбла»)

Холод, культурное богатство и сибирские шаманы. (Карина Альварес Мускарина, визуальный коммуникатор, Мехико)

Самая большая страна в мире, справедливость, миротворчество. (Рамон Плаза Эстрада, гондольер, Мехико)

О России могу судить лишь по русским людям, которых знаю и которые для меня - олицетворение мужества, силы и достоинства. (Даниэль де Иисус Антонио Коутиньо, программист и инженер мехатроники, Мехико)

Красивые женщины. Матрешки. И холод… В котором я бы точно не смог жить. (Кристиан Альварес Романи, строитель, Монтеррей)

Снег, огромные просторы, русская литература. Мне очень нравятся Толстой и Достоевский. Также не могу не упомянуть о революции и о красоте русских женщин... Да, я восхищаюсь ими! А еще Россия для меня - это ее сложный язык, что я никак не могу выучить! (Хулио Чочокотла, бармен)

Мексиканцы очень похожи на португальцев своим темпераментным и вспыльчивым характером, о котором слагают истории и легенды. Мексиканцы, не терпят насмешек ни в каком виде, считая, что это унижает их достоинство.

Горячие и страстные мексиканские мужчины способны на очень сильные чувства, они любят искренне и отдают этому чувству всего себя. Наряду с этим они обладают безумной ревностью, которая иногда переходит границы и проявляется в жестокости в отношении женщины.

Свою супругу мексиканец может приревновать к любому прохожему, и ревность может даже возникнуть на пустом месте. Для мексиканцев лучше показаться смешным, чем быть признанным рогоносцем, и он также не может терпеть насмешек ни с чьей стороны.

По этой причине женщины очень осторожны не только в своем поведении, но даже в своих словах, им всегда приходится следить за тем, что и кому они говорят, потому что многие вещи могут быть переданы супругу неправильно, и тогда проблем не избежать.

В принципе женщины стараются не находиться вблизи незнакомого мужчины и даже слишком часто общаться со своими родственниками мужчинами. Сами женщины в Мексике тоже не ушли далеко от мужской ревности, они также быстро загораются, словно вспыхнувшая спичка.

Часто в семье могут возникать скандалы и ссоры с взаимными упреками и оскорблениями. Однако родители никогда не будут выяснять отношения, когда в доме находятся дети, чтобы не нарушить их спокойствия и не омрачить ничем их безоблачную детскую жизнь.

Для мексиканцев семья – это не только супруг, супруга, дети, которых обожают все в семье, семья это значит и родители, а также все более или менее близкие родственники, которых иногда насчитывается великое множество.

Даже не всегда можно сразу понять, кто и кому приходится из родственников, и насколько близки эти родственники между собой, однако все они дружны и крепко связаны общими семейными традициями и нормами поведения.

В мексиканской семье женщины не работают, на их плечи ложатся обязанности домашнего хозяйства и воспитание детей. Женщины, конечно же, могут работать, но это не является обязательным, а некоторые мужчины даже категорически против этого, так как они считают что, все финансовые вопросы обязан решать в Мексике только мужчина.

Мужчина главный кормилец в семье, и он обязан приносить домой деньги, у женщины и дома достаточно работы она загружена домашними заботами и воспитанием детей.

Мексиканцы отличаются своей чистоплотностью, и поэтому уборка в доме проводится несколько раз в неделю, то же относится и к стирке. К тому времени как мужчина возвращается домой, дома должен быть полный порядок, на столе его должен ждать горячий и обильный ужин.

Мужчина в Мексике, конечно же, считается сильным, но это не относится к тому, чтобы он, что-то сделал по дому самостоятельно, это касается даже самых элементарных вещей, как, например, забить гвоздь и наладить ручку двери. Для всего этого они считают, существуют мастера. Мужчина в Мексике не приспособлен к тому, чтобы осуществлять какую либо домашнюю работу.

В мексиканских семьях ярко выражена такая особенность, как женская солидарность. Вся женская половина семьи в Мексике очень близки друг с другом и всегда делятся самыми сокровенными вещами.

Невестка и свекровь становятся самыми близкими подругами, которые могут общаться между собой абсолютно на все темы и свекровь принимает активное участие в жизни своего сына, всегда прислушивается к жалобам своей невестки, стараясь принять меры по устранению семейных проблем. Кроме того, свекровь не заменимый источник информации и она может дать любой совет своей невестке даже в интимном отношении.

Когда все мексиканские семьи собираются по всем знаменательным датам и событиям, тогда встречи эти проходят шумно и бурно. Мексиканцы любят выражать свои эмоции и такие мероприятия для них просто радость, потому что там они могут поговорить вдоволь и пообщаться с теми людьми, кого давно не видели.

Дети для мексиканцев – это по настоящему цветы жизни. Любовь к детям здесь невозможно измерить никакими рамками, они имеют в семье одинаковые права с взрослыми и пользуются полной свободой.

Дети неизменно принимают участие во всех семейных мероприятиях и торжествах, в Мексике на всех значительных и важных семейных советах обязательно присутствуют дети. Мексиканцы никогда не наказывают своих детей, иногда даже поощряют их хулиганские поступки, особенно это, касается мальчиков.

Мексиканские мужчины принимают непосредственное участие в воспитании своих детей. Они не видят ничего зазорного в том, чтобы накормить, переодеть или искупать ребенка, а что касается прогулок с детьми и совместного семейного отдыха, то даже и говорить не о чем, потому мужчина самый первый организует такие мероприятия.

Мало того, мужчина сам может взять отпуск по уходу за ребенком и это несмотря на то, что мать не работает и находится дома.

Дети в Мексике очень поздно взрослеют именно из-за того, что их слишком сильно опекают родители. Даже став взрослыми, они не способны полностью избавиться от родительской зависимости.

Родители тяжело воспринимают расставание со своими детьми, когда дети собираются заводить собственные семьи и уезжают из родительского дома, родители очень тяжело соглашаются с этим.

На протяжении всей жизни родители всячески поддерживают своих детей, особенно это относится к сыновьям, потому что им достается больше всего родительской, а особенно материнской любви.

Матери очень тяжело переживают расставание со своими любимцами. Однако расставание это громко сказано, потому что сыновья потом очень много времени проводят у матери, и сама мать часто наведывается в дом своего сына.

С таким отношением детей можно даже и не говорить о том, что родители в мексиканской семье никогда не остаются в одиночестве, за ними всегда присматривают их дети. Их могут даже взять в свой дом кто-либо из детей, но никогда мексиканцы не сдадут своих родителей в дома престарелых.

Контакты сервисного центра BQ на http://bq-msk-recovery.ru/kontakty/.

Публикации по теме