Как определить натуральные камни от подделки. Как проверить драгоценные камни на прочность

« || »

Как отличить натуральный камень от подделки в домашних условиях?

Натуральный камень создается силами самой природы, а потому он является неповторимым по своему многообразию оттенков, рисунков, форм. Человек же подвергает тщательной обработке и шлифовке натуральный камень, благодаря чему его поверхность из шероховатой становится гладкой и блестящей.

Зачастую вместо настоящего природного материала можно встретить его искусственный аналог. Имитации могут незначительно отличаться от оригинала, однако выпускают подделки в крупных масштабах. Разумеется, синтетические «камни» имеют практически те же параметры – физические свойства и цветовые характеристики, что и натуральные камни однако стоимость их намного ниже. В условиях современных технологий можно искусственно создать рубины, изумруды, александриты, сапфиры и даже алмазы.

Стоит отметить, что синтетические материалы хорошего качества также имеют достаточно высокую цену, вот почему порой они практически не отличаются от настоящих.

Как отличить натуральные камни от искусственных?

Для определения подделки в домашних условиях понадобятся следующие инструменты и материалы:

Весы бытовые кухонные

Приобретение проверяется следующим способом:

Тактильно – природный материал чуть дольше нагревается (для этого можно зажечь спичку и подержать камень над огнем); кроме того, на ощупь у натуральных камней более низкая температура. Так можно отличить от простого стекла аметист, горный хрусталь или кварц.

Визуально камень рассматривается под лупой. Так, у настоящего рубина можно рассмотреть трещинки в форме зигзагов (у искусственных рубинов трещинки тоже имеются, но ровные и прямые), у изумруда-подделки рисунки под лупой складываются в трубчатые и спиралевидные узоры.

Примечание: любой натуральный камень при тщательном рассмотрении будет иметь мелкие изъяны, трещинки, ямочки с белым налетом.

Минерал аквамарин обязательно поменяет свой цвет, если рассматривать его с разных сторон – не очень сильно, но все же будет заметна разница в оттенках. Хризолит с лазуритом имеют однородные цвета, а вот бирюза-подделка легко окрашивает влажную тряпочку, которой протирался камень.

С помощью лампы – так можно проверить бриллиант. Направляя световой поток строго под прямым углом, можно отследить свечение граней – настоящий бриллиант будет просвечиваться насквозь и задние грани его будут сиять. Что интересно – если так же просветить рубин, то его трещинки зигзагообразной формы светиться не будут. А вот лабрадорит может создать эффект настоящего Северного сияния.

По запаху – если к янтарным бусинам поднести зажженную спичку, то при горении должен выделяться запах смолы. Если янтарь «недозрел», то на нем могут появиться пятнистые ожоги. А любая подделка станет выделять синтетический запах.

По твердости – к примеру, бриллиантом можно резать стекла, он обязательно оставит царапины на поверхности. А вот наждачной бумаги бриллиант не боится – если потереть ею бриллиантовую поверхность, то никаких изменений быть не должно.

По теплофизическим свойствам – тот же янтарь после натирания кусочком шерсти электризуется. А еще так проверяется гранат – если положить на весы пробку, сверху установить наэлектризованный камень и поднести к нему магнит, то стрелки весов будут двигаться, как маятник.

Однажды в Якутии недалеко от реки Чары нашли удивительный камень, который назвали чароитом. Этот минерал уникален и свойствами, и редкостью, в мире до сих пор не обнаружили другого его месторождения. Красивые фиолетовые оттенки камня с переплетающимися узорами очаровывают каждого, кто его видит. Ювелиры отмечают, что чароит легко полируется и обрабатывается, а литотерапевты любят камень за внушительный список качеств, которые помогают исцелиться.

Когда мы говорим о том, как отличить алмаз от подделки, стекла, или других – более дешевых – минералов, мы не всегда имеем ввиду бриллианты. Во многих случаях речь идет именно об алмазе – не обработанном, не шлифованном, не ограненном. Некоторые потребители предпочитают покупать алмазы в таком виде, чтобы потом отдать их на обработку, либо просто в качестве талисмана, ведь алмаз обладает магическими и лечебными свойствами. Таким образом, вопрос о том, как отличить бриллиант от подделки – это отдельная тема, а сейчас речь пойдет о том, как отличить алмаз.

Украшения из янтаря пользуются большой популярностью среди представительниц прекрасного пола и среди мужчин, которые верят в их лечебные и магические свойства. Стоят они не дорого и никогда не выйдут из моды.
Но как не обмануться при выборе изделия? Как не наткнуться на подделку и отличить ее от оригинала? Существует несколько способов, к которым можно прибегнуть как дома, так и в магазине.
Необходимо помнить, что янтарь это ископаемый камень, окаменелая смола и имеет определенные характеристики и свойства.

Как отличить янтарь от подделки:

Изделия из яшмы очень популярны. Их можно приобрести как в специализированных магазинах, так и на прилавках рынка и супермаркета. Вы скажете, что при такой политике вы можете запросто купить некачественный товар или подделку? Можете не беспокоиться об этом, так как яшма имеет огромное преимущество перед другими камнями - ее не подделывают!
Яшма очень прочный и твердый минерал, поэтому его обработка - это очень кропотливый и трудный процесс, требующий участия дорогостоящего оборудования. Такая работа под силу только профессионалу своего дела. Подделывать яшму в масштабах производства просто нецелесообразно.

Основных методик имитации оникса существует две. Первая методика – это химическое соединение дешевых агатов с различными элементами для получения должного цвета и консистенции подделанного камня. Вторая методика – это производство искусственного химического материала, по консистенции, окраске и внутреннему рисунку напоминающего оникс. Этот материал изготавливается из термоустойчивых полимеров, по структуре напоминающих нечто среднее между стеклом и пластиком. Данный материал, как правило, используется для облицовки зданий и интерьеров.
Какие же существуют способы для того, чтобы отличить настоящий камень от подделки?

В настоящее время подделка тех или иных минералов – не редкость. Несмотря на то, что стоимость нефрита невелика в сравнении со стоимостью многих других камней, его тоже подделывают. За натуральный нефрит могут выдавать другие поделочные камни, стоящие гораздо дешевле, пластмассу и т.д. В случае, когда продавец или изготовитель обманывает своих клиентов и продает подделку нефрита, обидно не только за потерянные деньги, но и за то, что имитации не обладают такими магическими и лечебными свойствами , как настоящий нефрит.
Как отличить нефрит от подделки:

Отправляясь в салон за драгоценным камнем, многие боятся того, что будут обмануты. К сожалению, эти опасения часто не напрасны, ведь, стать жертвой мошенников может каждый из нас. Поэтому, намерившись купить прекрасный камень, о котором идет речь, просто необходимо знать, как отличить лунный камень от подделки. Конечно, точнее опытного ювелира трудно сказать, подделка перед Вами или натуральный минерал, тем не менее, есть ряд способов определить подлинность камня.
Как отличить лунный камень от подделки:

Дорогостоящий минерал, красивый по своему внешнему виду и ассоциирующийся с роскошью, изысканностью, статусом – жемчуг – выращивается искусственно. Это известно всем. Сегодня довольно трудно найти натуральный жемчуг. Тем не менее, есть способы того, как отличить жемчуг от искусственного и от откровенной дешевой подделки.
На самом деле, способов того, как определить жемчуг немало.


Содержание:

Популярность драгоценных и полудрагоценных камней растет день ото дня, так что неудивительно, что некоторые продавцы пытаются на этом нажиться. В наши дни шанс купить поддельный самоцвет просто огромен. Но этого можно избежать, если знать, что именно чаще всего выдают за драгоценные кристаллы, и какими свойствами обладают настоящие камни.

Чаще всего, как ни странно, среди подделок можно встретить драгоценные камни, которые, как нам кажется, довольно распространены. Среди чемпионов по имитациям можно назвать бирюзу, гранат и лунный камень . Мы привыкли к тому, что они недорогие и вполне доступные, но это не совсем соответствует правде. Эти самоцветы действительно являются не слишком редкими, но они отнюдь не так дешевы, как мы привыкли думать. Поэтому, первое, на что стоит обратить внимание, покупая украшение с одним из этих камней – цена.

Как распознать фальшивую бирюзу

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

К примеру, бусы из натуральной бирюзы не могут стоить 20-30 долларов, поскольку цена этого минерала даже за один грамм будет существенно выше. Но, правда, это если говорить о т.н. драгоценной бирюзе, которую практически невозможно увидеть в продаже в современных изделиях. Такая бирюза крайне чувствительна. Сам минерал достаточно пористый, поэтому довольно плохо реагирует на лишнюю влагу, лосьоны или кремы. Также он не любит очень сухого воздуха и ярких лучей солнца. В общем, натуральная бирюза хоть и долговечнее жемчуга, но не слишком.

Еще менее устойчивой к внешним повреждениям является полудрагоценная бирюза. Ее плотность ниже, а цвет менее ровный, чем у драгоценной. Именно она составляет более 80% добычи этого минерала. Для того, чтобы улучшить цвет бирюзы и продлить срок ее жизни, ее стабилизируют. Чаще всего, пропитывают воском, чтобы усилить яркость и прочность камня.

Самой дешевой разновидностью натуральной бирюзы считается прессованная. Ее получают из каменной крошки, смешанной со смолами и красителем. Формально, такой камень можно считать натуральным, поскольку делается он из того же минерала. Прессованная бирюза наиболее яркая и устойчивая. Именно этот самоцвет чаще всего встречается в современных украшениях. Но, несмотря на дешевизну прессованной разновидности, на рынке все равно можно встретить множество подделок.

Бирюзу имитируют пластмассой, стеклом, керамикой и более дешевыми минералами. И если стекло легко распознать по характерному звону, а пластмассу, попытавшись проткнуть камень горячей иглой, то с другими имитациями несколько сложнее.

Признаки поддельного лунного камня

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Лидером по количеству подделок можно считать лунный камень. В России чаще встречается его менее прозрачная разновидность — беломорит. Найти подлинный самоцвет куда легче за границей, чем у нас. Чаще всего лунный камень имитируют при помощи опалового стекла. Надо признать, что выглядит такая имитация куда симпатичнее, чем настоящий самоцвет. Но если уж мы говорим о том, как определить подлинность лунного камня, то все, что нам понадобится – это внимание. Структура натурального минерала такова, что вне зависимости от его цвета и степени прозрачности, переливы в нем могут возникнуть только под определенным углом зрения. В отличие от имитации, которая может отливать голубым, даже если вы смотрите на нее под прямым углом, настоящий беломорит обладает этим свойством только если он наклонен под углом 15 градусов. Держите камень в руках и наклоняйте его в разные стороны. Если блики и отсветы при этом останутся неизменными – перед вами подделка.

Существует еще один интересный способ определения подлинности лунного камня. Опустите камень или изделие с ним на один час в воду. С подделкой никаких метаморфоз не случится, а вот натуральный самоцвет станет выглядеть куда красивее и ярче, чем до погружения.

Проверка подлинности граната

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Гранаты всегда считались у нас довольно доступными и дешевыми камнями. Но в последнее время ситуация несколько изменилась. Поэтому количество подделок на рынке растет. Чаще всего этот самоцвет подделывают при помощи стекла. Поэтому определить подлинность граната несложно. Возьмите с собой в магазин стеклышко и попробуйте поцарапать его при помощи самоцвета, который вам предлагают. Если гранат натуральный – эта процедура ему не повредит, а вот на стекле должен остаться след.

Довольно популярными в мире считаются чешские гранаты. Их можно отличить от других по цвету и размеру. Подлинный чешский гранат не может быть крупнее, чем 8 миллиметров. Но большинство этих камушков в изделиях соответствуют размерам 3-5 мм. У чешского граната очень красивый пурпурно-красный цвет без единого намека на рыжину. Поэтому, если под видом чешского граната вам предлагают камень с оранжевым оттенком или довольно внушительного размера, дальнейшие тесты не имеют смысла – вам хотят продать имитацию.

Самый верный способ проверить гранат – это магнит. Для этого вам нужны: блюдце с водой, кусочек пенопласта, магнит и собственно объект проверки. Изделие с гранатом или сам кристалл нужно положить на плавающий в блюдце кусочек пенопласта. Потом подносим к самоцвету магнит. Начиная с расстояния в сантиметр, самоцвет должен начать притягиваться к магниту, если он настоящий.

Можно довольно быстро идентифицировать большинство драгоценных и полудрагоценных камней по их основным характеристикам, таким как цвет и вес (плотность). Однако для более точного распознавания камней вам понадобятся специальные приборы, позволяющие исследовать внутреннюю структуру минерала.

Шаги

Запаситесь таблицей характеристик драгоценных камней

Часть 1

убедитесь, что камень является драгоценным

    Осмотрите поверхность камня. Если она грубая и шероховатая, данный камень не относится к драгоценным.

    Проверьте, поддается ли камень деформированию. Если камень легко деформируется, например, в результате несильного удара молотком, сжатия, изгиба, - скорее всего он представляет собой металлическую руду, а не драгоценный минерал.

    • Драгоценные камни имеют кристаллическую структуру. Внешняя форма камня может быть изменена путем его разрезания, раскалывания или шлифовки, но для каждого минерала существует набор кристаллических граней, которые не могут быть изменены простым давлением.
  1. Некоторые материалы напоминают драгоценные камни, не являясь ими на самом деле. Например, жемчуг и окаменелая древесина могут быть ошибочно приняты за драгоценные камни, но они не являются таковыми в строгом смысле этого слова.

  2. Определите, не является ли камень искусственным. Искусственные (или синтетические) камни имеют такую же структуру, химический состав и физические свойства, как и их естественные аналоги, но они не добываются, а производятся в лабораторных условиях. Как правило, искусственный камень можно отличить от натурального, сопоставив несколько характеристик.

    • Внутри искусственных камней часто наблюдаются не ровные, а изогнутые ступени (поверхности) роста.
    • Нередко в камнях искусственного происхождения встречаются сферические пузырьки газа, расположенные в виде цепочек, но будьте внимательны, так как иногда газовые пузырьки попадаются и в натуральных камнях.
    • На поверхности искусственных камней могут остаться тонкие пластинки платины или золота.
    • В искусственных камнях часто встречаются игольчатые, V-образные и нитевидные включения, а также столбчатая внутренняя структура.
  3. Остерегайтесь подделок. Фальшивый камень на первый взгляд выглядит так же, как и натуральный, но он сделан из совсем другого материала. Фальшивые драгоценные камни могут иметь как естественное, так и искусственное происхождение, и существует несколько достаточно эффективных методов, чтобы отличить их от настоящих камней.

    • Поверхность фальшивого камня может быть неровной и покрытой ямками, как кожура апельсина.
    • На некоторых поддельных камнях заметны волнистые и спиралевидные следы.
    • Внутри ненастоящих камней часто наблюдаются довольно крупные пузырьки газа.
    • Нередко поддельные камни весят заметно меньше, чем их оригиналы.
  4. Определите, не является ли ваш драгоценный камень составным. Составные камни включают в себя несколько различных минералов. Такие составные камни могут полностью слагаться из отдельных драгоценных камней, но нередко в их состав входят и синтетические материалы.

    • Чтобы определить места стыка, осветите камень небольшим фонариком с тонким лучом.
    • Присмотритесь к разнице в блеске и цвете различных участков, обратив также внимание на наличие возможных мест склейки (заполненных бесцветным клеем).
    • Посмотрите также, не наблюдается ли "эффект красного кольца". Поворачивая камень, приглядитесь, не видно ли красное кольцо вокруг его внешней поверхности. В случае появления такого кольца перед вами, скорее всего, составной камень.

    Часть 2

    основные признаки
    1. Обратите внимание на цвет камня. Зачастую цвет драгоценного камня является первым ключом к разгадке типа камня. Понятие цвета камня можно разделить на три составляющих: собственно цвет, тон и насыщенность.

      • При определении цвета камня не освещайте его дополнительно, если только камень не темен и вам не надо определить, имеет ли он черный, темно-синий или другой темный цвет.
      • "Цвет" драгоценных камней варьируется в широких пределах. Постарайтесь определить цвет как можно более точно. Например, если камень желтовато-зеленый, так и укажите, вместо того, чтобы охарактеризовать его просто как "красный". Специалисты по минералогии различают более чем 30 цветов камней.
      • "Тон" указывает на то, является ли цвет камня темным, светлым или располагается посередине.
      • "Насыщенность" характеризует интенсивность цвета. Сначала следует определить, имеет ли камень теплый (желтый, оранжевый, красный) или холодный (пурпурный, синий, зеленый) цвет. В случае теплого цвета проверьте наличие коричневых оттенков. Для холодных цветов важно присутствие серых оттенков. Чем больше коричневых или серых оттенков присутствует в камне, тем менее насыщен его цвет.
    2. Обратите внимание на прозрачность камня. Прозрачность характеризует долю света, проходящего сквозь камень. Камни делят на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные.

      • Через прозрачные камни хорошо видны предметы, расположенные за ними (примером такого камня служит алмаз).
      • Сквозь полупрозрачный камень также можно разглядеть предметы позади него, но их очертания размыты, и нередко цвет изображения не соответствует оригиналу (например, аметист и аквамарин).
      • Через непрозрачный камень не видны предметы, расположенные за ним (например, опал).
      • Чтобы оценить массу камня, поместите его на ладонь и задайте самому себе вопрос, весит ли камень столько, сколько можно было бы ожидать при его объеме, или его масса намного отличается от ваших ожиданий.
      • Геммологи (специалисты по драгоценным камням) широко используют взвешивание, и определение плотности камней повсеместно применяется при их оценке.
      • Например, аквамарин относительно легок, в то время как схожий на него голубой топаз намного более тяжел. Подобным образом, алмаз значительно легче, чем внешне похожий на него кубический оксид циркония, полученный искусственным путем.
    3. Осмотрите срез камня. Хотя этот метод и небезопасен и требует известного мастерства, ряд драгоценных камней можно расколоть вдоль определенных плоскостей. Часто эти плоскости можно определить по тому, как преломляется свет, падающий на камень.

      • Чаще всего драгоценные камни имеют ограненные плоские края, выпуклую или округленную форму (при отсутствии огранки), вид камеи (гравировки) или бусин. Эти основные типы огранки могут включать и другие на более мелком уровне.

    Часть 3

    более тщательное изучение драгоценных камней
    1. Подумайте, приемлемы ли разрушающие методы проверки. Существуют испытания, проводить которые вы не захотите в том случае, если желаете сохранить камень неповрежденным. Такими испытаниями являются измерение твердости, трение и раскалывание.

      • Некоторые камни обладают большей твердостью по сравнению с другими, и твердость минералов измеряется обычно по шкале Мооса. Проведите по поверхности вашего камня различными минералами, приложенными к набору для измерения твердости. Если на камне появилась царапина, это означает, что он мягче соответствующего минерала. Если же камень остался невредим, его твердость выше использованного минерала.
      • При испытании трением проведите камнем по поверхности керамической плитки. Затем сравните оставленный камнем след со шкалой, приведенной в таблице характеристик драгоценных камней.
      • "Раскалывание" означает разбиение кристалла на части. Если вдоль поверхности расположены отдельные слои, отколите их и осмотрите поверхность под ними. В случае их отсутствия придется довольно сильно ударить по камню, чтобы расколоть его. Проверьте, не является ли поверхность камня неровной, фрагментарной, округлой или раковинообразной, ступенчатой или зернистой.
    2. Изучите оптические свойства камня. Каждому типу драгоценных камней присущи свои оптические характеристики. В зависимости от камня вы будете наблюдать характерные переливы цвета, астеризм, расщепление света на отдельные цвета и так далее.

      • Наблюдайте за световыми эффектами, просвечивая камень фонариком с тонким лучом.
      • Изменение цвета при освещении является одним из основных методов оценки драгоценного камня, поэтому каждый камень должен быть подвергнут этой процедуре. Проследите за расцветкой камня под естественным светом, светом лампы накаливания и флуоресцентным светом.
    3. Посмотрите на блеск камня. Блеск характеризует интенсивность света, отражаемого поверхностью камня. При проверке блеска направьте свет на наиболее гладкую грань камня.

      • Поверните камень так, чтобы свет отражался от его поверхности. После этого осмотрите камень невооруженным глазом и при помощи лупы с десятикратным увеличением.
      • Определите, какой вид имеет камень: тусклый, воскообразный, металлический, сияющий (как алмаз), стекловидный, мутный, блестящий.
    4. Посмотрите, как камень рассеивает свет. При рассеянии белого света камень расщепляет его на спектральные составляющие (свет различного цвета), в результате получается спектральное разложение луча обычного дневного света. Интенсивность такого расщепления зависит от вида драгоценного камня.

      • Просветите драгоценный камень тонким лучом фонарика и проследите за ходом света внутри камня. Определите, расщепляется ли луч слабо, средне, сильно или очень сильно на спектральные составляющие.
    5. Определите показатель преломления. Это можно сделать при помощи рефрактометра. С помощью данного прибора вы сможете измерить угол преломления света при его прохождении через камень. Каждый драгоценный камень характеризуется своим углом преломления, поэтому определение значения этого угла позволит вам выяснить, какой именно камень перед вами.

      • Поместите небольшую каплю специальной жидкости на металлическую поверхность рефрактометра вблизи задней части полуцилиндра (окошка, на котором будет помещен камень).
      • Положите камень плоской поверхностью на каплю специальной жидкости и вдавите его пальцами по направлению к поверхности полуцилиндра.
      • Посмотрите на камень через окуляр без увеличения. Продолжайте смотреть до тех пор, пока не увидите очертания капли, затем сделайте так, чтобы нижняя поверхность этой капли была в фокусе. Запишите показания микрометра, округлив их до сотых долей.
      • Воспользуйтесь увеличительной линзой для получения более точных показаний и округлите их до тысячных долей.
    6. Используйте двойное лучепреломление. Данный метод также позволяет оценить показатель преломления. При этом испытании камень шесть раз вращается в рефрактометре, при этом фиксируются изменения в прохождении через него света.

      • Схема та же, что и при определении показателя преломления. Однако вместо того, чтобы держать камень в неподвижном положении, вращайте его на 180 градусов с шагом 30 градусов. После каждого поворота на 30 градусов измеряйте показатель преломления.
      • Вычтите наименьшее значение показателя преломления из максимального, определив таким образом показатель двойного лучепреломления, являющийся характеристикой оптической анизотропии материала. Округлите полученный результат до тысячных.
    7. Проследите за одиночной и двойной рефракцией. Используйте это испытание для прозрачных и полупрозрачных камней. В данном случае определяется, является ли кристалл однопреломляющим или двоякопреломляющим. Некоторые камни представляют конгломерат вышеприведенных кристаллов.

      • Зажгите свет в полярископе и положите камень гранью на нижнюю стеклянную линзу (поляризатор). Глядя на камень через верхнюю линзу (анализатор), вращайте ее до тех пор, пока камень не будет выглядеть наиболее темно. Это начальная позиция.
      • Поворачивая анализатор на 360 градусов, наблюдайте, как меняется освещенность камня.
      • Если камень, став темным, не светлеет, то это однопреломляющий минерал. Если же камень после потемнения опять светлеет и наоборот, то он, скорее всего, двоякопреломляющий. И наконец, если минерал остается светлым, он представляет конгломерат таких минералов.
    • Перед изучением драгоценного камня протрите его поверхность мягкой тканью. Возьмите отрезок ткани и, сложив его вчетверо, поместите внутрь камень. Слегка потрите камень сквозь ткань пальцами, удалив тем самым с его поверхности грязь, отпечатки пальцев, пятна жира.
    • При работе с камнем пользуйтесь пинцетом, чтобы не испачкать поверхность камня.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm



Публикации по теме