Как помочь подростку полюбить учебный предмет. Плохие оценки, как реагировать? Онлайн-образование и переходный возраст

Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже — ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.

Что же делать?

— Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен — только отвяжись!»).

Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего — могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя — а я тебя не слышу).

Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.

Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету — математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? — расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню? 😉

Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.

Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом 😉 К примеру, ваш ребенок — фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? — а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…

Дочка любит просматривать «луки» звезд? — найдите англоязычный сайт на эту тему…

Сын постоянно играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch — программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.

Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку.

Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.

Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал — 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. — Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? — Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.

Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше — пусть думает.

А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.

Навигация по записям

Как мотивировать подростка к учебе : 20 комментариев

  1. RitaR

    Последний совет очень хороший. Надо попробовать! Второй совет еще лучше. Но как мне кажется его не очень легко выполнить. Надо не только своего ребенка досконально знать, но и кругозор обширный иметь (я например понятия не имею что такое Scratch)

  2. Larissa

    Так… Ждем теперь текст о мотивации дошкольников и младших школьников))

  3. Ника

    Как я понимаю советы больше для взрослых подростков подходят — 10-11 классы. А что делать с 7-8-классниками?

    1. Виктор

      Это как раз для 7-8 классников и есть совет.
      Мне кажется, стоит еще упомянуть о школьной среде. Я почти год боролся, чтобы сын перестал считать, что если он учится лучше всех в классе и у него нет троек за четверть, то это и есть потолок. Родителям необходимо узнать про успеваемость в классе и если она поголовно плохая, то можно задуматься и о переводе в другой класс или школу пока не поздно. Причем это возможно и есть самый действенный способ, так как будем смотреть правде в глаза — большинство родителей детьми не занимались и не будут заниматься.

    2. Ирина Рогожкина Автор записи

      7-8-классникам я бы отдельно посоветовала стараться расширять кругозор и пробовать самые разные активности. Если честно, меня не особенно стал бы беспокоить мальчишка, который неважно учится, но при этом активно развивает мозги в своих собственных делах и увлечениях. А вот если таких дел и увлечений не наблюдается, то стоит задуматься.
      Еще один важный момент! Я бы не советовала постоянно при ребенке сокрушаться: «Ох и умен он, и способен, только лентяй, ничего делать не хочет!» Дело в том, что ребенок в такой ситуации попадает в очень удобное положение. Его считают способным и умным. И, поскольку он ничего не делает, то свою «репутацию» риску не подвергает. А вот если бы он-таки захотел начать учиться, то могло бы и не выйти. Вдруг проблемы бы возникли. Стоит ли рисковать… Подростки частенько боятся начать что-то делать из страха, что не выйдет. Куда удобнее считать, что ты очень «крут», просто тебе ничего не надо.

  4. Ирина Рогожкина Автор записи

    Отличный комментарий от Татьяны Лимановны!
    Если он относится к детям среднего школьного возраста (3-7) классы, то я полностью согласна. Проблема в том, что у старшеклассников аргументация вроде «моя обязанность — работать, твоя — хорошо учиться» не всегда срабатывает. Срабатывает обычно в тех случаях, когда у ребенка уже появилась внутренняя мотивация к обучению — интерес к некоторым предметам, желание поступить в ВУЗ,… А вот если мотивации внутренней нет, то надо что-то придумывать.
    И еще насчет «интересно учиться»: Всё правильно — ВСЕ предметы действительно интересны быть не могут. И чем старше становится ребенок, тем больше элементов обязательности и даже принуждения (самопринуждения) должно быть в процессе обучение. Но если говорить о дошкольном возрасте (и, пожалуй, 1 классе), то интерес должен присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО. Именно он станет фундаментом, на котором потом вырастут способности, умение работать и прочие вещи.

  5. Андрей

    В ВУЗе нет мотивации, так как нет цели. Спросите себя, много ли студентов в ВУЗе знают учебный план? А там рассписано именно то, чему студенты научатся после того, как потратят 5 лучших лет своей жизни, а многие еще и платно. Большинство вплоть до конца пятого курса не понимают, что они будут делать на работе, какие навыки и знания им понадобятся и как они их будут применять. Таким образом ЦЕЛЬ обучения отсутствует полностью, нет ориентира, к которому студенты идут, им не с чем сравнивать, получили они то, что необходимо, или нет. Единственный ориентир это диплом, поэтому на рынке очень много дипломников и очень мало тех, кто реально может что–то делать в своей специальности.

За лето у подростков часто формируется своя жизнь, отдельная от родителей: появляется больше свободы, новые увлечения и друзья. Но как же «собрать» ребенка после лета? Как настроить на учебу? Важные и полезные рекомендации дает Людмила Салоид, психолог-консультант, генеральный директор Центра Определения Способностей .

Первое – это наладить график. Еще за 2-3 недели до начала учебы возьмите на контроль график ребенка: ранний подъем и никаких телевизоров и компьютеров до полуночи. Затем проверьте готовность к школе: куплены ли необходимые учебники, школьная форма и канцелярия.

И только потом можно подходить к вопросу с психологической точки зрения.

Очень важно проговорить с подростком его учебные планы и задать ему вопрос: «Чего ты хочешь добиться после этого года обучения?». У него должен сформироваться конкретный план и мотивация, то есть должны быть сформулированы четкие ответы на следующие вопросы: «Для чего я иду в 9-10 класс?», «Зачем я его успешно закончу?», «Куда я буду поступать?», «Какие предметы мне нужно подтянуть?».

Если ребенок работал летом, то нужно подытожить его трудовую деятельность: похвалить его, понять, куда он потратил или собирается потратить эти деньги.

У любой его деятельности должен быть итог. Это сформирует навык и привычку к самоанализу: «Да, я летом хорошо поработал/отдохнул и собираюсь в школе двигаться дальше/подтягивать определенные предметы/продолжать те или иные летние увлечения». Такой взрослый подход поможет подвести итоги лета, подготовиться к учебе и в принципе скоординировать деятельность. Ведь психика ребенка еще не взрослая, но и уже не детская, и ему нужно обязательно помогать приводить свои действия в систему. В будущем он будет подводить итоги своей деятельности и строить планы самостоятельно.

Следует также отметить, что гормональный фон у подростка в этом возрасте скачет, и родители и нужны, чтобы помочь совладать с самим собой. Но родителям важно выполнять роль не авторитарных надзирателей, а «контролирующих друзей». В диалоге для этого нужно использовать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, продуктивно у тебя лето прошло?», «Что тебе запомнилось больше всего?». Можно задавать открытые вопросы: «Какие у тебя цели на этот учебный год?», «Какие результаты или достижения тебе хотелось бы достичь?». У ребенка запускается процесс мышления: «Лето я провел хорошо, сейчас мне нужно хорошо поучиться». Тут включаются элементы саморефлексии. Открытые вопросы помогут подготовиться к учебному процессу морально, а проговаривание итогов лета и планов на будущий год сформирует готовность к своим обязанностям учиться.

Важно заложить правильную мотивацию в самом начале, чтобы начать учебный год продуктивно, сразу включиться в процесс, а не раскачиваться два месяца и не исправлять оценки в ноябре.

Даже если ребенок провел лето непродуктивно, не нужно акцентировать на этом внимание и сравнивать с другими детьми. Важно ориентироваться и настраиваться на хороший результат в будущем. Помните: вера в ребенка дает ему повод оправдывать эту веру.

Поэтому верьте в своего ребенка, общаясь с ним и в ненавязчивой форме выясняя, что ему хочется, направляя его энергию в нужное русло и поясняя ребенку, зачем ему нужно хорошо учиться. На конкретных примерах из своей или его будущей жизни, рассказывать истории успеха других людей. Ребенок сам расскажет, что его беспокоит, важно просто начать говорить с ним.

Итак, подытожим. С подростком можно и нужно разговаривать и подводить итоги личных достижений. Это позволит ему увидеть себя со стороны и вселит уверенность в себе, что крайне важно перед началом нового учебного года. Есть простые упражнения, которые можно делать в домашних условиях, на заметку родителям.

Упражнение «Позитивные мысли»

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Подростку предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если подростку будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в следующих проявлениях:
позитивных мыслей о себе;
симпатии к себе;
способности относиться к себе с юмором;
выражения гордости собой как человеком;
описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

Упражнение «Афоризмы»

Цель: научить подростка позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.

Упражнение проводится в форме групповой дискуссии (в семейном кругу, например), основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, подросток может прийти к осознанию огромных возможностей, которыми он обладает, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению родителя может быть дополнен или изменен.
Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо).
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).
Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).
Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт).
И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).
Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).
Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).
Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт).
Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).
Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги).
Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс).
Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).

Как заставить подростка учиться? Этот вопрос задают себе многие родители, у которых дети вступили в возраст тринадцати - шестнадцати лет. Подростки становятся неуправляемыми и непредсказуемыми, порой проявляя немотивированную агрессию. Мы часто не можем понять, что с ними происходит и как следует реагировать на внезапное нежелание выполнять свои школьные обязанности. Большинство заботливых мам и пап хватаются за голову, когда любимое чадо вдруг отказывается придерживаться привычного распорядка дня, и не знают, как заставить учиться подростка. Советы психолога помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Истоки проблемы

Главное отличие молодого человека, только готовящегося вступить в самостоятельную жизнь, от взрослого заключается в том, что он ко всему относится слишком серьезно. Физиологические изменения, происходящие в организме, подросток воспринимает как нечто сверхъестественное. Некоторые психологические затруднения в этот период жизни способны вызвать у него настоящий приступ паники.

Агрессия служит своеобразным способом защиты молодого человека от «недружелюбного» внешнего мира. Немаловажным моментом в это время становится вопрос о том, как заставить подростка учиться. Психология юношей такова, что они все советы старших рассматривают с точки зрения собственного неустойчивого внутреннего мира. Воспринимая любую проблему сквозь призму своих представлений о том, как устроена жизнь, они нередко страдают от излишней впечатлительности.

Доверительное общение

Это первая задача, на решение которой должен направить свои усилия родитель, если заметил существенное снижение успеваемости. Подумайте о том, чем вызвано такое изменение в поведении вашего сына или дочери. Следует в первую очередь размышлять не о том, как заставить подростка учиться, а обратить внимание на его настроение, с которым он садится выполнять домашнее задание. Помните о том, что уроки в школе могут быть невероятно утомительными, и не нужно требовать от ребенка, чтобы он учился только на «хорошо» и «отлично». В конце концов, оценки ничего не решают в жизни. Важны сами знания и, конечно, умение их применить.

Доверительное общение между родителями и детьми начинается в тот момент, когда они отказываются от необходимости в чем-либо друг друга обвинять. Делитесь с собственным сыном или дочерью своими тревогами, мыслями, чувствами, переживаниями. Не следует думать, что подросток настолько эгоистичен, что не в состоянии обращать внимание на эмоции окружающих. Надо сказать, он, напротив, сильно зависит от реакции близких родственников, друзей на те или иные события. Рассказывайте ребенку о том, что произошло за день, тогда и у него возникнет потребность делиться с вами наболевшим.

Организация места для занятий

Многим детям не хватает личного пространства в семье. Индивидуальные границы должны иметься у каждого человека. Только в этом случае он будет чувствовать себя комфортно и свободно. Если ребенок лишен возможности уединения в собственной комнате и постоянно вынужден взаимодействовать с толкающимися туда-сюда домочадцами, это утомляет всех. Сын или дочь могут сделаться раздражительными. Здесь не может и речи идти о том, как заставить подростка учиться.

Правильная организация места для занятий - это необходимое условие для успешного обучения. Вот увидите, ребенок станет намного дисциплинированнее, если будет знать, что у него дома имеется отдельный уголок для приготовления уроков. Такой подход к учебе поможет привести в конечном итоге к весьма неожиданным результатам. Нередки случаи, когда юноши и девушки в старших классах начинали глубже осваивать предметы только потому, что у них были в квартире соответствующие условия. Если для вас актуален вопрос о том, как заставить подростка хорошо учиться, примите к сведению сей нехитрый совет.

Индивидуальность

Ваш ребенок ленивый, стеснительный или, напротив, чрезвычайно активный? Каким бы он ни был, постарайтесь не давить на него своими требованиями в отношении учебного процесса. Обучение в школе - задача непростая, результат зависит от многих факторов. Не следует думать о том, как заставить подростка хорошо учиться в школе, если вы не интересуетесь его внутренним состоянием. Обращайте в первую очередь внимание на воспитание индивидуальности. Поверьте, ребенок будет вам за это невероятно благодарен. Не нужно смотреть на собственных детей, как на людей, которые обязаны оправдывать ваши ожидания.

Практика показывает, что чем больше вы возлагаете надежд на собственное чадо, тем меньше у него остается шансов действительно реализовать их. Гордитесь детьми в любом случае, а не только тогда, когда они получают хорошие оценки или побеждают на школьных олимпиадах. Развитие индивидуальности начинается с осознания того, что ребенок сам по себе является большой ценностью. Как заставить подростка учиться? Просто не мешайте ему быть самим собой, раскрывать собственный внутренний мир.

Своевременная похвала

Она придется кстати, когда возникают определенные трудности с пониманием той или иной темы. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Доброе слово способно исцелить душу, направить на нужный путь, попробовать сделать первый робкий шаг. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить подростка учиться в школе, лучше больше хвалите собственное чадо. Вы удивитесь тому, как ребенок начнет расцветать прямо у вас на глазах. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Мотивирующая беседа

Иногда предпринимать определенные шаги в отношении ребенка и его успеваемости все же необходимо. Как заставить ребенка - подростка учиться? В том случае, когда он всячески отвергает процесс получения новых знаний, следует запастись терпением. Проявите твердость характера, проведите соответствующую беседу. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию.

Отказ от нотаций

Большинство родителей грешат тем, что постоянно осыпают собственное чадо упреками. Этого нельзя делать. Помните о том, что подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Конфликта с родителями нельзя избежать, когда они предъявляют слишком жесткие требования. Даже если ребенок допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное желание поучать.

Заинтересовать предметом

Вспомните: наверняка и у вас в школе имелся нелюбимый урок, с которого так и хотелось сбежать, оставив позади все волнения? Поверьте в то, что и современный ученик способен испытывать те же самые чувства. Не всем легко дается изучение математики или русского языка. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Предложите ребенку свою помощь.

Взгляните с другой стороны на изучаемый объект, возможно, удастся найти для себя что-то полезное. Прочитайте вместе скучное и неинтересное (как кажется) литературное произведение и убедитесь в том, каким увлекательным оно станет в глазах подростка. Главное, чтобы он смог получить больше свежих впечатлений.

Расставить приоритеты

Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу первым делом садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся в результате приходят в класс с невыполненными уроками. Стоит ли говорить о том, что учителя все чаще остаются ими недовольными? Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе.

Помогите подростку Девочка или мальчик в тринадцать - шестнадцать лет обладают уже достаточно развитым сознанием и волей для того, чтобы суметь себя организовать. Им требуется только четко понимать, зачем делать тот или иной урок и почему именно сейчас. Объясните ребенку, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания: голова еще свежая, легко усваивать материал. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно выше.

Позитивный настрой

В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. способствует повышению концентрации внимания, вдумчивому изучению учебного материала.

Таким образом, существует множество способов, как заставить подростка учиться. изложенные в данной статье, направлены в первую очередь на установление личного контакта, формирование взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Для начала в разговоре с подростком убедитесь, что ему ничто не мешает учиться. Ведь школа – это не только процесс получения знаний. Ребенок уйму времени проводит с одноклассниками и учителями, общается с ними. Узнайте, не было ли у него ссор с приятелями из класса или конфликтов с преподавателями. К сожалению, в школах встречаются и учителя, способные напрочь отбить интерес к своему предмету. Возможно, вам стоит помочь ребенку найти более комфортное место для обучения – перевести его в другой класс или даже другую школу. Обговорите этот вопрос, прежде чем начинать убеждать подростка в важности получения знаний и хороших отметок.

Мотивация

Повезло тем детям, которые еще в детстве выбрали себе профессию и упорно идут к цели. У них не встает вопрос, для чего им нужна учеба – разумеется, для того, чтобы поступить в нужный ВУЗ и стать ближе к мечте. Если ваш ребенок еще не определился, кем он хочет стать, помогите ему. Вместе обсудите, чем он интересуется, какие предметы выделяет, и где это может пригодиться во взрослой жизни. Посмотрите фильмы, посвященные различным профессиям, посещайте презентации различных предприятий. Когда подросток осознает, что хорошая учеба поможет ему достичь желаемого, он будет куда меньше лениться.

Неудача – это реально

Зачастую родители пугают своих детей, отлынивающих от учебы, тем, что им придется работать за низкую зарплату на неквалифицированных должностях. Однако подростки могут не рассматривать подобные угрозы всерьез. Сядьте и поговорите со своим чадом о том, что вы будете любить его в любом случае, даже если учеба ему не дается, и, когда вырастет, он станет прибираться в офисах или раздавать листовки у метро. Подобные рассуждения покажут ребенку, что это не страшные сказки, а то, что действительно может с ним произойти. Но даже в этом случае ему все равно важно будет знать, что вы не отвернетесь.

Хороший пример

В фильмах и литературе можно найти героев, которые красивы, успешны, популярны и при этом хорошо учатся. Почему бы не предложить ребенку ознакомиться с произведением, в котором есть подобные персонажи. К примеру, вы можете предложить подростку прочитать серию про юного волшебника Гарри Поттера. Его подруга Гермиона Грейнджер, кумир многих мальчишек и девчонок, обладала незаурядной страстью к учебе. Если ваш сын или дочь решат взяться за ум, хотя бы из подражания полюбившемуся герою, вы добьетесь своего.

В наши дни образование является необходимой и важной вещью в жизни каждого человека. Оно необходимо для того, чтобы впоследствии найти хорошую и высокооплачиваемую работу. Высокообразованный и интеллектуально развитый человек всегда превосходит своих сверстников по многим жизненно важным позициям.

«Учись хорошо – станешь богатым», - говорят родители нерадивым ученикам. И ведь они правы! Современный мир развивается такими темпами, что если нет головы на плечах, за прогрессом не угнаться. Это не означает, конечно, что нужно обязательно становиться . Важно понять актуальность образования.

Приобретать знания – не значит зазубривать. Важно научиться , то есть уметь постоянно совершенствоваться, впитывать новую информацию и применять ее на практике. Процесс обучения – это не только заучивание и написание . Через такие, на первый взгляд, ненужные задания человек тренирует свою память, творчески мыслить и излагать свою позицию. Изучение опыта предков – отличный стимул для новых открытий.

Однако, нельзя же постоянно изобретать колесо. Но зная принципы его изобретения, изучив все аспекты применения, можно совершить свой прорыв и принести пользу человечеству. А одновременно, и себе прибыль. На сегодняшний день знания – это уже не сила, это деньги. Как говорится, не умеешь работать головой – работай .

Есть знания – есть возможность облегчить свой труд. Если подойти к делу с умом, любую работу можно превратить в развлечение. Именно так появились посудомоечные и стиральные машины, доильные аппараты и компьютеры. И если некоторые думают, что управляться с ними может даже ребенок, то они глубоко заблуждаются. Без знания актуальных технологий в нашем мире делать .

Еще один подростковый фильм «Есть мечты - будут и путешествия» является драматическим. Главный герой этой потрясающей картины - двенадцатилетний мальчик Бен. Он живет со своими родителями на территории штата Техас. Родители этого мальчика имеют сложные отношения, ведь мать не отличается верность и готова изменять своему супругу с каждым мужчиной, который похож на звезду. Отец семейства старается не обращать внимание на такие выходки жены, а все свое свободное время посвящает ремонту лодки, которая никому не нужна. Все меняется тогда, когда в дом семьи попадает маленькая девочка Кесси, чудесным образом пережившая автокатастрофу, но потерявшая родителей. Бен и Кесси быстро нашли общий язык и решили сбежать из дома в Балтимор.

В 2004 году вышла в свет молодежная комедия «Евротур». Это история американских подростков, которые решили отправиться в занимательное путешествие по Европе. Во время своего отдыха они столкнулись с безумными, но очень смешными приключениями.

Профессия преподавателя считается одной из самых сложных: нужно не просто много знать и отлично разбираться в предмете, но еще и постоянно иметь дело с детьми, студентами или родителями.

Профессия учителя считается достойной и благородной. Учителя - это люди, которые передают знания и опыт, стараются привить правила жизни, лучшие качества подрастающему поколению. Только вот в современном обществе профессия учителя не является такой уж престижной. В школах учителя не получают ни высоких зарплат, ни уважения учеников или родителей, а зачастую и удовлетворения от своей работы. Поэтому абитуриенты, будущие и настоящие, так часто задают себе вопрос: а стоит ли идти учиться на преподавателя, справится ли будущий учитель со своим нелегким трудом?

Качества учителя

На преподавателя обязательно стоит идти учиться, если есть интерес к этой профессии, а тем более, если ученик чувствует в этом свое призвание. Когда профессия сама по себе неприятна, общение с детьми вызывает муку и даже простейшие объяснения не удаются, не стоит тратить время и учиться на преподавателя. Педагогические вузы многих привлекают более низкими требованиями и невысоким конкурсом, однако потом обнаруживается, что учеба на педагогическом факультете достаточна сложна, а желания изучать специализированные предметы у студента нет. Поэтому погоня за более легким поступлением оборачивается потраченными деньгами и временем.

Не все учителя обязательно станут признанными преподавателями, которые каждый день получают только удовольствие от своей деятельности. Но главное здесь - это иметь желание передать подрастающему поколению свои знания и опыт. В такой профессии нельзя оставаться людям безответственным и безразличным, потому что именно учитель принимает огромное участие в жизнях и судьбах детей. Не каждого из учителей ребенок запомнит, как выдающегося педагога, но некоторые обязательно повлияют на его судьбу, в этом и состоит наибольшее преимущество и ценность данной профессии. Важно, чтобы такое влияние на жизни учеников было только положительным. Если вы уже сейчас, перед тем окончательный выбор, задаетесь вопросами, а стоит ли становиться учителем, вам лучше заранее знать, ради чего стоит трудиться в этой области и к чему в ней стремиться.

Сложности профессии

Не все в профессии учителя проходит гладко. Преподаватели тратят много нервов и сил при взаимодействии с учениками. У них очень много бумажной работы: составление планов, отчетов, конспектов, нахождение материала, проверка тетрадей и контрольных. Учителя должны уметь взаимодействовать с классом, родителями, коллегами, они должны быть строгими, но справедливыми. В деле учителя нужно уметь быть твердым, уметь ставить плохие оценки, если ученик этого заслуживает, но в то же время нельзя становиться черствым и злиться на весь окружающий мир. Учитель должен уметь соблюдать баланс между любовью и истинной строгостью - это качество, которое бывает неподвластно даже любящим родителям. Учителя постоянно должны развиваться и познавать новое, только тогда они смогут учить этому детей. Поэтому если вы, наравне с этими качествами, видите в себе огромное желание учить кого-то и передавать накопленные знания, невзирая ни на какие сложности - вам нужно становиться учителем.

Постоянные неудачи могут погасить интерес к учебе даже у тех детей, которые с желанием раньше ходили в школу. Учиться необходимо уметь, и дело даже не в том, может ли ребенок бегло читать и насколько красиво он пишет палочки. Намного важнее психологическая и физическая готовность к обучению.

Инструкция

Разберитесь в причинах школьных неудач. Это может быть усталость, неумение удерживать внимание на одном и том же, непонимание заданий, чрезмерная возбудимость и многое другое. Можно посоветоваться со школьным . Подросток, который хочет научиться усваивать знания, может попробовать сначала разобраться в ситуации самостоятельно.

Учите ребенка концентрировать внимание. Делайте это в свободное от школьных занятий время. Для этого можно использовать самые разные игры, в которых требуется неукоснительное соблюдение правил. Можно играть в настольные игры - всевозможные лото, где нужно внимательно следить, какой предмет назвал водящий и есть ли он у тебя на карточке. Очень подойдут паззлы и другие разрезные картинки. Внимания требуют также некоторые подвижные игры, вроде «летает - не летает». Из игр, которые с подгруппой , вполне подойдут «Испорченный телефон», «Придумай продолжение». Подросток такие игры может придумать для себя самостоятельно и даже привлечь к ним младшего братишку. Польза будет обоим.

Научите ребенка сосредотачиваться на занятиях. Конечно, домашние задания необходимо делать в спокойной обстановке. Вокруг не должно быть предметов, которые бы отвлекали ребенка, особенно в первое время. Но постепенно приучайте его к тому, что его не должна отвлекать от занятий залетевшая в окно бабочка или то, что соседи как раз в это время включили телевизор. Младшего необходимо специально этому учить. Подростку будет проще, если он поймет, что учиться интереснее, чем прислушиваться к тому, что делается у соседей.

Проконтролируйте, насколько хорошо ребенок понимает задания учителя. Каждый раз после школы спрашивайте, чем дети сегодня занимались, что узнали нового и что на дом. Если ребенок затрудняется, поговорите с учителем или позвоните кому-нибудь из одноклассников. Спросите, объяснил ли учитель, как нужно выполнить то или иное упражнение.
Если ребенок все же выполнил задание неправильно, предложите ему подумать, это получилось, что он не так и как нужно, чтобы получилось правильно. Посоветуйте ребенку сначала обдумывать задание, а потом уже начинать его выполнять. Это сбережет много сил и времени. Этому можно научиться в любом возрасте, но чем раньше - тем лучше.

Обратите внимание

Предлагайте ребенку самому подумать, как можно выполнить то или иное задание. То же самое имеет смысл делать и взрослым.

До того, как ребенок пойдет в школу, постарайтесь избавиться от проблем с речью, если они есть. Первоклассник должен уметь ясно выразить свою мысль, пересказать небольшой рассказ или сказку, объяснить свои действия.

Проблемы с речью необходимо решить и взрослому. Хорошо развитая речь избавит вас от застенчивости, вы всегда сможете рассказать людям что-то интересное и будете стремиться к тому, чтобы узнать то, чего не знают окружающие.

Полезный совет

Стеснительному человеку необходимо понять, что никто над ним смеяться не будет, если он как следует подготовит задание. Ребенку нужно это объяснить, а взрослый должен это понять сам и преодолеть свою неуверенность. Последите, чтобы действительно не было насмешек.

Медлительному человеку следует уделить особое внимание планированию работы. В этом случае имеет смысл сначала основательно все обдумать и сделать задание один раз и не очень быстро, но как следует. Спешка вызовет нервозность.

Соблюдайте режим занятий и отдыха. Переутомление столь же вредно, как и недостаточно ответственное отношение к учебе.

Организуйте дома интеллектуальную среду. Она будет полезна и вам, и детям.

У подростков все эмоции через край: если любят, то кажется, что навсегда, поэтому и отдаются этой любви всецело. Порой подростковая любовь дает неожиданный результат – беременность. И вот тогда возникает страх: как объяснить родителям, что беременна? Разбираемся в ситуации.

Как понять, что это беременность

Прежде всего, стоит разобраться: действительно ли есть беременность или нет. О наличии беременности можно говорить, если был незащищенный половой акт (без презерватива или других средств контрацепции), есть задержка менструации и не менее 3 тестов показали положительный результат.


Купить тесты можно в любой аптеке, не стесняясь - там паспорт не спрашивают. Тесты желательно делать на утреннюю мочу, хотя существуют некоторые тесты, которые показывают точный результат вне зависимости от времени сбора материала.

Как сказать родителям и парню о беременности

Тянуть с признанием не стоит. Но и выбрасывать информацию с порога не надо. Лучше сказать об этом сначала маме, в уединенной расслабленной обстановке. Покаяться, поплакать, если это необходимо, и попросить поддержки. Конечно, первой реакцией будет шок и взрыв эмоций – этого не надо бояться.


Внимание : если есть острая боль внизу живота или кровотечение неясной этиологии (непохожее на обычную менструацию, с обильными сгустками), незамедлительно берите под руку взрослого и обратитесь к врачу! Позже разберетесь, кто виноват и .


С парнем дела обстоят сложнее. У юношей зашкаливает тестостерон, многие попросту не могут осознать ответственность в полной мере. Хорошо, если парень согласится стать отцом. Если же в ответ на ваше признание послышатся упреки и обвинения – что ж, это выбор парня, и вам придется его принять, как бы больно не было. Будьте жестче – в незапланированной беременности всегда виноваты оба, так что, если парень не может оказать моральной поддержки, хотя бы пусть окажет финансовую помощь (даже если сам еще пока молод для заработка, есть и его родители тоже).


Самое главное в этой ситуации- здоровье будущей мамочки, ведь ранняя беременность, как и ранний аборт чреваты сложными последствиями вплоть до выкидышей и бесплодия. Несмотря на юный возраст, надо помнить, что ответственность за своего ребенка несет сама беременная. Никто не вправе заставить сделать аборт – даже родители. И если вы приняли решение рожать - стойте на своем до конца.


Бывает так, что родители отказываются от своей дочери, узнав о ее беременности. Это необдуманный поступок, о котором со временем они могут пожалеть. Поэтому, если родные люди отказали в поддержке, нужно искать другие варианты помощи: остальные родственники, родители парня и т.д.


Существует множество кризисных центров для помощи малолетним беременным. Не стоит переживать и насчет учебы. Многие юные мамы после родов заново оканчивают школу и учатся потом заочно в ВУЗе. Вовремя вставайте на учет в женскую консультацию, следуйте указаниям врачей и ничего не бойтесь.


Никакие трудности в жизни не сравнятся с первой улыбкой малыша и другими радостями материнства!

В тот день, когда ребенок понимает, что все взрослые несовершенны,
он становится подростком;
в тот день, когда он прощает их, он становится взрослым;
в тот день, когда он прощает себя, он становится мудрым.
Олден Нолан

Единственный вопрос из , который задан не руководителем, не HR, не тренером или преподавателем, а мамой. Мамой подростка.
Это сложное, противоречивое состояние требует ответов срочных и безотлагательных. Так и поступим. Первый ответ будет именно на этот вопрос.

Подростки бунтующие, и не очень, нуждаются в отделении от взрослых, они хотят уйти от контроля и опеки родителей. А родители боятся за своих мальчиков и девочек, которые так недавно были совсем маленькими.
И чем больше этот страх, тем больше глупостей делают родители. Поэтому первый совет – родители, держите себя в руках, справиться с ситуацией нужно в первую очередь вам самим, нужно победить своих демонов. Только так можно помочь вашим детям.

Если вам трудно понять, как это сделать в вашем конкретном случае

После длинного лирического отступления вернемся к мотивации на учебу подростков. Их можно мотивировать на учебу, но не криками, угрозами и шантажом. Не усилением контроля и опеки.

Диктаторские методы не сработают в долгосрочной перспективе. Хотя можете и их применить. Однако помните, так вы решите локальную задачу и подарите ребенку стойкое неприятие к процессу учебы на всю жизнь.

Теперь о демократических методах. Это долго, с ошибками и слезами, но ваш ребенок будет учиться на протяжении всей жизни легче и более осознанно, он будет более приспособлен к взрослой жизни.

Итак, основная идея – создать среду , в которой учеба – это не наказание, а поощрение и радость. Как это сделать:

1. Собственный пример

Если вы сами постоянно учитесь и с восторгом делитесь своими открытиями, то ребенок запоминает, что это здорово. А если вы постоянно его попрекаете «я вот всю жизнь учусь, а ты неуч и позоришь меня», то ребенок запоминает, что учится – это плохо и хуже всех он сам, который не способен соответствовать требованиям родителей.

Ваши разговоры о том, где вы были, что узнали, с кем познакомились, и восторг от процесса познания мира дадут более длительный результат. Рано или поздно ваш ребенок будет делать то же самое.

2. Прививка выполнять то, что скажут, не задумываясь

Эта прививка подросткам нужна и они ее в полной мере получают ее в традиционной школе. Требования учителей не должны полностью подменять ваши отношения с сыном или дочерью. Вы не учителя, вы — родители.
Обсуждайте с вашими детьми, что иногда нужно делать то, что скажут. Полезный навык по жизни, в разумном применении.

3. Обучение не в школе

К сожалению, интересная школьная жизнь и учеба – это разные вещи. Учеба – это суперконтроль, постоянная нагрузка бессмысленными знаниями и бег по кругу от бесчисленных требований. Ноль радости и постоянный негатив от неудач.
Поэтому ищите варианты дополнительного образования. Без нудных бессмысленных домашних заданий, оценок и неподвижного молчаливого сидения за партами. Ищите тех людей, которые смогут учить ваших детей иначе, с радостью и пониманием.

В Харькове такими вариантами являются , Образовательное агентство Маша и дети, гимназия Очаг, Эврика. Если вы знаете еще варианты –

Обеспечить ребенка элитной школой – не панацея. Создавайте дополнительное окружение своему ребенку. Пусть с ним рядом будут люди позитивные, стремящиеся к знаниям, получающие радость от процесса познания и результаты от своих усилий.

4. Прививка радости от процесса познания

Родители обязаны не только контролировать и читать морали. Они обязаны уметь радоваться познанию мира и учить этому своих детей. Если не умеете – смотрите пункт 3.

Помните, если ваш ребенок получит 2 балла из 12 по математике и никогда не научится решать тригонометрические неравенства, то это не трагедия. Вы не станете плохими родителями поэтому. Но если вы допустите, что ваш ребенок возненавидит все, то связано с учебой, тут вы точно будете плохим родителем.

5. Поощряйте внутренние порывы

Формируйте внутреннюю мотивацию. А для этого нужно знать внутренние желания вашего ребенка и поддерживать их. Даже если они вам покажутся абсурдными. Если вы этого очень боитесь, то это ваши демоны, не навязывайте ваши собственные страхи детям. От маленьких и странных желаний вы перейдете к большим и амбициозным.

6. Прививка самостоятельности

Пусть подросток учится жить своими желаниями и отличать плохое от хорошего самостоятельно. Самостоятельность — это не вседозволенность, это ответственность за свои решения. Поэтому если подросток что-то решает, пусть и ответственность будет на нем, а не на вас.

Возражать можно и нужно в случаях, которые повлияют на здоровье вашего ребенка, могут напрямую угрожать его жизни. Тут сразу скажу, что подростки не всегда адекватно оценивают такие угрозы, им жизнь кажется бесконечной, без боли и смерти. Однако, уважаемые родители, 2 балла по химии в аттестате такой угрозой не являются. Оценка по химии – это решение вашего ребенка, за которое он в полной мере может отвечать.



Публикации по теме