Как ведут себя подростки в переходном возрасте и как пережить кризис. Переходный возраст у мальчиков

Для каждой мамы ее любимый сыночек всегда остается малышом. Она помнит каждый момент его жизни: от рождения до первых значимых побед. И, зачастую, начавшийся переходный возраст у мальчика застает маму врасплох. Это сложный период открытий, как для ребенка, так и для родителей. Нарушается выстроенный годами семейный уклад, на смену покою и безмятежности приходят ссоры, крики, непонимание и глухая стена обид с обеих сторон. С какого возраста начинается переходный возраст у мальчиков? Как пройти это серьезное испытание? Как вести себя с подростком? Можно ли пережить переходный возраст сына и остаться с ним друзьями? На все эти вопросы мы попробуем ответить в нашей статье.

Когда начинается переходный возраст у мальчиков?

Переходный возраст у мальчиков наступает у всех по-разному и зависит, в первую очередь, от физиологических особенностей ребенка — а именно от работы гормональной системы. Именно половые гормоны отвечают за ту перестройку организма, которая ведет к внешним и внутренним изменениям мальчиков. Также немаловажную роль на вхождение в пубертатный период влияют условия жизни, уровень физического развития, эмоциональное и психическое состояние ребенка, наследственность и даже этническая принадлежность. Достаточно серьезное влияние на сроки созревания мальчиков оказывают пагубные привычки — курение, алкоголь и др. Эти факторы затормаживают процесс полового развития, т. к. угнетают гормональную систему ребенка.

Как правило, начало пубертатного периода у мальчиков находится в пределах 10-12 лет, и к 15 годам юноша становится половозрелым. Однако, полное взросление организма происходит только к 23-25 годам. Эти показатели являются усредненными и отклонения от нее на 2-3 года не являются критичными.

Признаки переходного возраста у мальчиков

Родители, воспитывающие юношей часто задаются вопросом — когда начинается переходный возраст у мальчиков и каковы признаки начала этого периода. Переходный возраст у мальчика это достаточно длительный процесс, который условно можно вместить во временные рамки с 9 до 17 лет. Пик этих изменений в основном приходится на 12-14 лет. Если придерживаться официальной терминологии психологов, то переходный возраст – это временной отрезок, в течение которого у ребенка происходит половое созревание, сопровождающееся бурным физическим развитием и чрезмерной выработкой гормонов. Очень понятная формулировка, не так ли? Но на самом деле все непросто. Подросток, который еще вчера был милым и ласковым сыном, вдруг становится замкнутым, агрессивным, даже истеричным в некоторых моментах. Грубит по любому поводу, стесняется своей внешности и стремится всеми силами позиционировать себя, как взрослый самостоятельный мужчина, абсолютно независимый от родителей. Он кажется сам себе чужаком в этой семье и мире в целом. Главная задача родителей это поддержать и суметь принять ребенка со всеми его изменениями, страхами и комплексами. Ведь он по-прежнему остается вашим сыном, который не может справиться с внезапно навалившимся на него взрослением.

Физиологические особенности переходного возраста у мальчиков

Трудный возраст у ребенка начинается с физической перестройки организма, которая сопровождается следующими признаками:

  1. Резкий скачок в росте. С 12 лет мальчик может ежегодно прибавлять в росте до 10 см. Активно растут кости и развиваются мышцы.
  2. Потеря в весе. За счет усиленного роста организм ребенка не успевает усваивать и откладывать про запас полезные вещества и микроэлементы. Все силы тратятся на рост костей, поэтому в переходный период у мальчиков наблюдается недостаток веса, в некоторых случаях даже дистрофия.
  3. Изменения рельефа тела. Фигура подростка начинает формироваться по типу «мужской», плечи становятся шире, а бедра уже.
  4. «Ломка» голоса. Голос грубеет, становится ниже по тональности. Обычно этот процесс растягивается на 1-2 года до окончания полового созревания.
  5. Рост волос на теле. Волосы начинают расти в интимной зоне и подмышках. Позже появляется пушок над верхней губой и растительность на руках и ногах.
  6. Увеличение половых органов. С 10 до 13 лет происходит увеличение половых органов, появляется пигментация мош онки.
  7. Появление угревой сыпи на лице и теле. Активная работа сальных желез провоцирует угри и черные точки на лице, с которыми некоторые подростки борются годами, у других все проходит через несколько месяцев.
  8. Неконтролируемое семяизвержение во сне. В переходном возрасте мальчик сталкивается с таким явлением, как поллюции. На самом деле это абсолютно нормальный этап взросления.

Психологические проблемы переходного возраста у мальчиков

Происходящие с ребенком физиологические изменения, обуславливают поведение подростка и оказывают активное влияние на его психоэмоциональное состояние. За короткий

промежуток времени в организме юноши происходят колоссальные преобразования, к которым все еще детская психика не успевает адаптироваться. Организм бунтует и проявляет себя весьма разнообразно:

  1. Эмоциональная нестабильность. Внезапная смена настроений, от затишья до бури –привычная ситуация в доме, где есть подросток. Обычное замечание провоцирует, то слезы, то желание поспорить.
  2. Грубость. Послушный ребенок в одночасье превратился в грубияна и циничного хама. Все его слова несут ярко негативный окрас. От грубости страдает все окружение юноши: родители, братья и сестры, сверстники, учителя.
  3. Агрессия. Недовольство собой и неприятие своего нового изменившегося тела во многих случаях выливается в агрессию на окружающих. У некоторых это всего лишь школьные драки за лидерство в классе, а у других серьезные правонарушения с приводами в милицию. Хочется отметить, что агрессия все-таки естественное проявления в переходном возрасте у мальчика. Он становится мужчиной и примеряет на себя жизненную модель поведения, в этот момент закладывается его будущая мужская стратегия. Конечно же, нужно уметь отличать естественную агрессию, помогающую определиться с ролью в жизни, от ее крайних проявлений — жестокости и стремлению к правонарушениям.
  4. Влечение к противоположному полу. Неожиданно для себя юноша начинает испытывать непреодолимое влечение к девушкам. В этот момент закладываются основные нормы поведения с противоположным полом. Ошибки и отказы воспринимаются резко и болезненно.
  5. Суи цид. Для подростка это кажется самым легким выходом из замкнутого круга непонимания и проблем. К сожалению, в России, с каждым годом увеличивается процент подростковых самоубийств.

Особенные проблемы доставляет родителям попытки мальчика доказать всему миру свою мужественность. Подросток начинает позиционировать себя как взрослый мужчина, происходит стремительная переоценка ценностей и смена жизненных ориентиров.Он пытается самостоятельно решить все вопросы, преодолеть в одиночку встречающиеся трудности. И эти попытки всегда очень тревожат родителей, ведь как только мальчик сталкивается с вопросом, решение которого ему не по силам из-за нехватки жизненного опыта, он становится еще более агрессивным и замкнутым.

Ошибки в поведении родителей ребенка переходного возраста

Наверное, ни одной семье не удавалось легко пережить переходный возраст своего чада и избежать ошибок. Более того, каждый ребенок индивидуален, каждый случай нужно рассматривать в отдельности. Не существует классификации и шаблона родительских ошибок, которая бы являлись помощником в такой сложной ситуации. Но можно выделить две модели поведения родителей, однозначно, неприемлемые, и ведущие на путь еще больших проблем и непонимания в общении со своим ребенком.

  1. Лояльность и безоговорочное принятие ситуации

Столкнувшись с изменениями в своем ребенке, родители кидаются к источникам информации. В короткий промежуток времени они прочитывают статьи в интернете, книги именитых психологов, проводят блиц-опрос друзей и родственников, которые в свое время пережили проблемы переходного возраста. К сожалению, из всего этого обилия сведений, они выносят основную мысль – переходный возраст не вечен, нужно любить и терпеть. Такие родители остаются невозмутимы, столкнувшись с грубостью ребенка в свой адрес, спокойны, когда сын приносит из школы одни двойки или не ночует дома. Они занимают позицию наблюдателя и терпеливо ждут, когда к ним вернется их милый и добрый ребенок. Эта роль является в корне неверной и провальной!

Да, подростку требуется много любви. Да, он нуждается в понимании и терпении. Но не ждите, что переходный возраст закончится так же внезапно, как начался и все вернется на круги своя. Ребенок меняется и уже никогда не будет прежним! Ему, как воздух, необходима помощь, советы, наставления и жизненные ориентиры. Без них он не сможет сориентироваться в, ставшем таким незнакомым и чужим, мире. Именно от родителей зависит, шагнет ли подросток во взрослую жизнь гармоничной и счастливой личностью.

  1. Строгость и отторжение

Другой вариант ошибочного поведения родителей, приводящий к серьезным проблемам с подростком – это проявление излишней строгости. Такие родители придерживаются деспотичной манеры воспитания, считают, что все трудности переходного возраста надуманы и источником их появления являются недостатки в воспитании. Они в жесткой и безапелляционной форме подавляют в подростке упрямство, своеволие, стремление к самостоятельности. Ребенок в такой семье чувствует себя отвергнутым и непонятым, и видит два выхода из ситуации: подчиниться или сопротивляться. И тот и другой вариант не приводит к гармонизации личности. Подчинение, подавление подростка как личности – это прямая дорога к суи циду. Сопротивление родительской воле может привести к наркотикам, алкоголю и, как следствие, проблемам с законом или даже гибели ребенка.

Как пережить переходный возраст у мальчика и остаться друзьями?

Физиологические и психоэмоциональные изменения делают переходный возраст у мальчика очень трудным периодом в жизни. Как помочь ему преодолеть это тяжелое время? Как не потерять свой авторитет и остаться друзьями? Каждый родитель задает себе эти вопросы. Трудно быть настоящим другом подростку, но попытаться все-таки стоит. Рано или поздно все родительские попытки будут вознаграждены открытой и счастливой улыбкой повзрослевшего сына.

Доверительные отношения с ребенком – это та база, на которой строится хрупкое взаимопонимание в переходном возрасте. Конечно же, выстраивать эти отношения необходимо с раннего детства. Если сделать это не получилось с малышом, то, скорее всего не получится и с подростком. Неважно кому ребенок больше доверяет, папе или маме, главное, что этот человек существует. И именно через него должны доноситься все важные моменты и решения. Так они будут легче восприниматься и приниматься к действию. К переходному возрасту необходимо готовиться заранее — слушайте своего сына. Каким бы загруженным не выдался день, выделите полчаса на общение с ребенком. Это время должно принадлежать только ему и вам. Никаких вопросов о школе, никаких нравоучений. Тема и течение разговора определяются ребенком, а родитель должен быть активным слушателем и восторженным зрителем. Сделайте такое общение ежедневным, хорошей традицией родом из детства, тогда подросток будет легко и естественно рассказывать о своих делах и проблемах.

Интересы подростка должны стать интересами родителей. Очень часто родители не знают, чем увлекаются их дети. Многие называют только компьютер, даже не подозревая какие сайты, попадают в разряд часто посещаемых. Разделяйте все интересы детей, делайте это искренне. Если сын увлекается ездой на велосипеде, покупайте железного коня себе и катайтесь вместе по выходным. Плаванье, игра на музыкальных инструментах, починка автомобиля – все это должно стать вашим совместным хобби. Только так можно сохранить хрупкую связь взрослый-ребенок, которая в большинстве случаев рвется в подростковом возрасте. Особое место в жизни подростка, особенно мальчика, занимают друзья, которых родители обязательно должны знать в лицо. Хорошо, если все друзья вхожи в дом. Это позволяет родителям ненавязчиво держать окружение сына под контролем.

Социальные сети – самый главный конкурент родителей в борьбе за душу подростка. В современном мире без социальных сетей не обходится ни один взрослый человек, что уж тогда говорить, о стремящихся во всем подражать родителям, детях. Если у ребенка появилась своя страничка, то обязательно добавьтесь к нему в друзья. Делать это нужно в возрасте 8-10 лет, когда дети еще легко пускают родителей в свою жизнь. В дальнейшем это позволит незаметно заглянуть в тайные мысли и страхи взрослеющего человечка. Всегда просматривайте, чем живет в интернете подросток, что его интересует, какие посты он выкладывает. Эта внимательность в некоторых случаях позволит уберечь ребенка от многих пагубных увлечений. Много споров ведется о вреде интернета и компьютерных игр. На эту тему снято и выложено много роликов, подростки, убившие своих родителей из-за запрета на компьютерные игры, нередко стали мелькать в криминальных новостях. Избежать этих проблем поможет четкое регламентирование времени, которое можно потратить за компьютером. Подросток должен знать, сколько времени ему разрешено провести за компьютером. И никакие мольбы, и уговоры на этот регламент влиять не должны.

Самостоятельное принятие решений – естественное право взрослеющего мальчика. Чтобы избежать серьезных и необратимых ошибок, позвольте ему принимать решения в так называемой «зоне комфорта». Там, где ошибка не станет роковой, и подросток сможет нести ответственность за принятое им решение. Его стремление к самостоятельности будет удовлетворено, а понимание ответственности, неумолимо следующей за принятием того или иного решения, заставит серьезно и вдумчиво подходить к любой проблеме.

Период эмоциональных бурь порождает в подростке ощущение всеобщего непонимания и неприятия. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с проблемой трудного возраста, постарайтесь найти общий язык с ребенком. Проводите больше времени вместе — выезжайте на природу, ходите в кино, гуляйте, посещайте развлекательные центры или каток. Если ситуация зашла в тупик, возьмите короткий отпуск и съездите на отдых или сходите в недолгий поход. Главное — больше общения и совместных положительных эмоций. Попробуйте найти то, что вашему ребенку очень нравится, и направьте всю свою энергию в правильном направлении. Занимаясь любимым делом, подросток может расслабиться и получить эмоциональную разрядку. Постарайтесь прислушиваться к своему ребенку и дать ему возможность расти, делать ранние ошибки и учиться у них.

Трудности переходного возраста пугают многих родителей подростков., но если вы проявите максимум терпения и выдержки, то этот период пройдет с минимальными потрясениями для всех вас.

Любите своих детей. Любите ершистых и нелепых, упрямых и застенчивых, циничных и таких ранимых. Помогите им пережить переходный возраст своей мудростью и безграничной любовью.

Предлагаем вам курс от нашего партнера

Узнайте 10 важнейших правил от профессионального психолога и гарантированно защитите Вашего ребёнка от ЭКРАННОЙ и КОМПЬЮТЕРНОЙ зависимости +
основы безопасности ребёнка в Интернете.

Также предлагаем принять участие в тренинге «Покладистый ребенок и Спокойная мама за 2 месяца»(пакет «Базовый») .
Онлайн тренинг для родителей будет проходить с 11 июня по 5 августа 2018 г.

Сделайте заказ прямо сейчас и получите скидку.

Подростковый кризис – гора, на которую взбирался каждый взрослый, и пропасть, в которую может попасть каждый подросток. Давайте искать мостик, может, и не очень прочный, но который со временем можно укрепить.

Признаки и развитие кризиса

Итак, подростковый возраст – период достаточно сложный и для взрослых, и для подростков. Эта сложность возникает из-за остроты кризисного периода данной возрастной ступени.
Этот этап проходят все без исключения, но вот начинается и заканчивается он у всех по-разному. У кого-то подростковые признаки прослеживаются в 10 лет, у кого-то в 13. Таким образом, в психологии принято выделять младший подростковый возраст (10-11 лет), средний (11-12 лет) и старший (13-14). Однако считается, что чем позже кризис начнется, тем острее его проявления.
Вступление в кризисный период характеризуют типичные проявления:
  1. Повышенное стремление к общению со сверстниками. Кажется, что подросток, часами может болтать по телефону, разговаривать при личной встрече со сверстниками, и при этом так и не насыщается этими разговорами.
  2. Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость и автономию. Теперь у него на все есть свое и, как ему кажется, единственно правильное мнение.
Однако, все эти специфические для данного возраста проявления необходимы для развития полноценной и гармоничной личности. Именно в этот период происходит завершение определенной стадии . Подросток в целом пытается понять себя, свои возможности, личные ценности и нормы. Он начинает соотносить себя со сверстниками и взрослыми. Это и приводит к столь выраженному самоутверждению.
Сам кризис имеет несколько фаз:
  1. Негативная или предкритическая. В этой фазе происходит ломка уже имеющихся привычек, стереотипов. Именно в этой фазе родители начинают замечать сложности в общении со своим взрослеющим ребенком.
  2. Кульминационная точка кризиса. Чаще совпадает с возрастом 13 лет. Точка кипения и взрослых, и детей настолько велика, что как раз в этой фазе дети начинают вступать в различные субкультуры, группировки и компании. В этот не простой период важно, как можно лучше понять подростка. Показать, что мы его любим таким, какой он есть. Научиться вместе выходить пути из различных ситуаций с учетом его мнения (ведь ему и надо, чтобы его услышали и приняли).
  3. Посткритическая. Построение новых отношений.
Важно отметить, что сам кризис имеет два варианта развития.

Кризис независимости

Первый наиболее известный, когда подросток ведет себя независимо ото всех. Так и называют кризис независимости. Чаще это своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые до этого он выполнял, ревность к собственности.
Это все типично для этого возрастного периода. Кризисные симптомы нельзя просто взять и вычеркнуть из жизни взрослеющего ребенка. Важно помнить, что проявляются они не всегда, а эпизодически. Их не стоит обострять в первую очередь родителям.
Ведь когда нам, взрослым, плохо на душе и сложно разобраться в своих чувствах, то чаще мы просим нас не беспокоить. Это выполняется, мы – авторитет, мы – взрослые. А вот наше чадо, чувствует то же самое, но в силу своих несовершенных эмоций, неумения управлять ими и своим поведением начинает кричать, срываться или, наоборот, замыкаться. С этим сложно бороться. А надо ли? Все это крик, взрослеющей души о помощи, а не о порицании и чтении моралей.
Рекомендую читателям МирСоветов выслушать крик своего ребенка спокойно, по крайней мере, попробуйте. Это тяжелее, чем кажется на первый взгляд. Но согласитесь, это лучше, чем его выслушают где-то, кто-то, даст совет сомнительного содержания и предложит не обращать внимание на этих ничего не понимающих родителей, а лучше придти сюда, на улицу.
Применение силы и постоянных категоричных заявлений больше разжигает негодование ребенка и подталкивает подростка к совершению поступков, которые могут сломать жизнь ему и нам. Авторитарность и сила – это чаще наше оружие при нашей беспомощности с детьми. Лишь в некоторых случаях это имеет место быть.

Кризис зависимости

Редко, но в последнее время все чаще и чаще встречается второй путь развития кризиса, так называемый кризис зависимости.
Тогда подростковый период протекает несколько иначе: чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных, возвращение к своим старым интересам. Поведение подростка говорит: «Я ребенок и не хочу взрослеть». Этот вариант кризиса на первый взгляд кажется легче, но это совсем не так. Подросток становится инфантильным. Его личность замедляет свое развитие.
Как это ни грустно, но, как правило, протекание кризиса зависит от взрослых и стиля семейного воспитания.
Поэтому взрослому стоит запастись терпением на несколько лет. В природе все закономерно и подростковый период здесь не исключение. После того как фазы кризиса сменят одна другую, он подойдет к концу. Наш подросток, ребенок внешне и взрослый внутренне, примет законы жизни. Вот какие они будут, во многом зависит от его окружения. И это не только сверстники, но и взрослые.

Как помочь подростку преодолеть кризис?

Как правило, родители, которые стремятся помочь повзрослеть своему сыну или дочери, не совершают типичных ошибок. И читателям MирСоветов также рекомендую искать способы для сглаживания конфликтных ситуаций, их много.
  1. Компромисс – один из выходов в конфликтной ситуации. Нам взрослым проще взвесить ситуацию и принять самим или подтолкнуть к этому решению подростка. К примеру, подросток бурно реагирует на вопрос о порядке в его комнате и его вещах. Это и есть ревность к собственности, свойственная возрасту.
    А если мы найдем компромисс и договоримся, что не трогаем его вещи и комнату, но 3 раза в неделю (кстати, дни он может выбрать сам), мы проверяем порядок, и если таковой отсутствует, вместе его и наводим.
  2. Требования в семье должны быть едиными для всех. Например, для приема пищи отводится определенное место (в каждой семье оно свое, но чаще кухня или столовая). Все члены семьи обязаны кушать в кухне. Если мы позволим себе расслабиться и отужинать в гостиной, то и наш подросший ребенок тоже станет это делать (почему нам можно, а ему нет).
  3. Принятие подростка на равных с взрослым. Выслушивать его мнение и принимать его во внимание при решении семейных вопросов.
  4. Помощь своему ребенку в управлении эмоциями. Самим стараться быть сдержаннее при общении с ним.
  5. Интерес к увлечениям ребенка. Чем больше общего, тем больше тем для разговоров, а значит, теплее и крепче детско-родительские отношения.
  6. Поощрение и поддержка подростка. Без напоминания убрал в комнате, подготовил дополнительный материал – подобные проявления самостоятельности обязательно должны быть отмечены нами, ведь для нас это само собой разумеющееся, а для него практически подвиг.
  7. Сравнение своего ребенка со сверстниками недопустимо. Лучше этого не делать никогда, но особенно в этот период. Подросток часто не предсказуем и реакция может быть неадекватной.
  8. Выслушивание подростка и использование приема отраженного слушания, подтверждая его чувства путем повторения того, что услышали. Например, если он говорит, что не любит убирать в комнате, то мы перефразируем: «Я вижу, что тебе не нравится убирать в комнате….». Но при этом избегаем давать оценку словам и действиям подростка.
Всем родителям важно понять, что по мере взросления ребенок становится более самостоятельным, ведь именно этого мы и хотели. Сначала мы стремимся всеми силами, чтобы наше малыш сам мог сделать то или другое. Чтобы у него было свое мнение, и вот неминуемо наступает момент, когда подросток его всячески нам демонстрирует. Что ж остается радоваться (на самом деле, мы его к этому вели), а вместо этого мы начинаем спорить и говорить, что ты мал, иметь свое мнение. Ну не парадокс ли? Ведь пришло время, когда наш подросток учится выражать, а главное отстаивать свою точку зрения, пускай не всегда верную. Давайте будем теперь учить его и учиться сами слушать и выслушивать друг друга. Учиться конструктивно выходить из различных ситуаций.
Ведь мы, такие успешные взрослые, всему этому научились именно в тот сложный для нас и наших родителей подростковый кризис.

Наиболее сложной психологической стадией в жизни человека считается переходный период, который существенно влияет на становление индивида как личности. Это время можно назвать мостиком между двумя жизнями: детской и взрослой. Зачастую кризис переходного возраста влияет не только на подростка, но и на его окружение. Ведь у человека меняются ценности, появляются новы стереотипы, формируется собственная точка зрения. Такой период считается довольно болезненным и тяжелым, поэтому необходимо знать, как справиться с проблемами, которые могут возникнуть именно в подростковом возрасте.

Наиболее сложный возраст

Мало кому известно о тех кризисах, которые наступают у человека в возрасте трех и семи лет. Но переходный период и трудности, которые с ним связаны, известны каждому. Почти все родители с ужасом ждут начала кризиса переходного возраста у своих отпрысков. Многие даже пытаются предотвратить данную стадию и создают для этого все условия. Но в большинстве случаев такие попытки оказываются бесполезными. Несмотря на все старания родителей, подростки раздвигают рамки дозволенного, разжигают конфликтные ситуации, не соблюдают правил и преступают запреты. В основном тинэйджеры выступают провокаторами. Они апеллируют тем, что родители и близкие не хотят их понимать. Но через такие разногласия и сложные ситуации подросток познает себя, учится отстаивать собственные позиции и взрослеет.

Время наступления

Представители разных стран и религий определяют переходный возраст по-своему. У некоторых подростков он может наступить к четырнадцати годам, а у других - к двадцати. Данный переход может реализоваться как просто в получении паспорта или достижении совершеннолетия, так и сопровождаться различными серьезными конфликтами. В этом возрасте наступает половая зрелость, появляется юридическая ответственность за свои действия. Очень сложным для индивида и его окружения является переходный период. Психология утверждает, что время наступления данной стадии сугубо индивидуально. Это зависит от многих факторов, таких как культурное наследие, религиозные убеждения, окружающая среда, круг общения.

Трудное поведение подростка

Во время переходного возраста тинейджер постоянно пытается отстоять право на свою самостоятельность и независимость от взрослых. Это желание проявляется в таких важных моментах, как сложности поведения, ярко выраженное упрямство, негативизм, повышенная конфликтность, открытое непослушание, отстаивание собственного мнения по любому вопросу. Зачастую подростки демонстрируют свой нонконформизм при общении со сверстниками, а также нарочито противопоставляют себя взрослым. Проблемы переходного периода в основном заключаются в том, что тинейджер создает антипод послушного подростка. Ребенок может вести себя подобным образом достаточно долго. Хотя в некоторых случаях кульминация кризиса переходного возраста проходит спокойно. Существует два противоположных сценария, по которым может развиваться данный этап формирования человека.

Первый, классический вариант развития

У подростка проявляются традиционные симптомы, которые сопровождают любой возрастной кризис. Тинейджер ведет себя строптиво, упрямо, проявляет своеволие и негативизм, критически относится к требованиям родственников и учителей. На данной стадии взросления у подростка обостряется чувство собственности. Он начинает оберегать свои вещи от посторонних глаз и рук, дорожит личным пространством. Зачастую переходный возраст характеризуется тем, что тинейджер запрещает родителям или знакомым заходить в свою обитель. Он становится скрытным в общении. Родственникам может показаться, что ребенок скрывает что-либо ужасное. Но волноваться не стоит. У подростка происходят серьезные изменения во внутреннем мире. Меняется система ценностей человека, появляются новые принципы, формируется мировоззрение. В этот сложный период тинейджер пытается защитить свою формирующуюся личность, поэтому и ведет себя нестандартным образом.

Второй вариант

Но все может развиваться и по другому сценарию, который прямо противоположен первому. Тинейджер полностью зависит от родителей и учителей. Чрезмерное послушание и возврат к прежним интересам - это характерные признаки поведения подростка, переживающего переходный период по второму варианту, который еще называют «кризисом зависимости». Человек зачастую возвращается к старой системе ценностей и отношений с окружающими. Его цель - найти поддержку и обрести сравнительную беззаботность. Вне зависимости от того, по какому сценарию протекает самоопределение подростка, на данной стадии развития происходит определение жизненной позиции. Если в первом случае тинейджер акцентирует внимание окружающих на том, что он уже не ребенок, то во втором варианте он хочет и дальше оставаться в своем детстве.

Положительные результаты

Кризис переходного периода имеет много положительных результатов. Подросток борется за свою независимость, пытается самоутвердиться, познать собственные способности и возможности. Такая борьба должна проходить в безопасных условиях. В результате у тинейджера формируется чувство уверенности в своих силах. Кроме того, именно юношеский возраст и трудности, которые с ним связаны, помогают человеку научиться самостоятельности, открыть в себе качества, которые в будущем будут помогать ему разрешать возникающие сложные ситуации.

Характерные черты

Переходный возраст характеризуется тем, что у человека активно развиваются познавательные процессы. Подросток переходит к абстрактному мышлению. Ему начинают нравиться рассуждения на отвлеченные темы. Особенности переходного периода заключаются в том, что ощущения и восприятие человека переходят на новый, более высокий уровень. Тинейджер все чаще анализирует свои поступки и действия окружающих, фокусируется на важных вещах, избирательно относится к выбору будущей профессии. Активно развиваются творческие и интеллектуальные способности. Кроме того, меняется мотивационная сфера, которая начинает формироваться на основе четко поставленных целей.

На первом плане - общение

Для тинэйджера наиболее важными людьми становятся товарищи и друзья. Юношеский возраст - это время активного общения со сверстниками. Постоянно контактируя между собой, подростки обучаются социальному взаимодействию. Через общение они удовлетворяют свою потребность в эмоциональных контактах, которая возрастает в переходном возрасте. Большую роль играет и половое созревание человека. У подростка меняется гормональный фон, что приводит к изменению манеры поведения в обществе, интересов и самосознания. На этом этапе важно не ограничивать тинейджера в общении. Это может привести к нервным срывам и затяжным депрессиям. Подросток должен общаться со сверстниками. Ведь это важный фактор формирования собственного мнения.

Подростковый период и его задача

Подростковый переходный период характеризуется тем, что человек переходит на новый уровень в физиологическом и социальном плане. Наиболее важное приобретение, которое влечет за собой юношеский возраст, - это развитие такого чувства, как личная идентичность. Стремление подростка отгородиться от навязчивого внимания родителей можно считать вполне нормальным. Для идентификации себя как взрослой личности тинейджеру нужно побороть эмоциональную эмансипацию. Подросток должен обрести свободу, «перешагнув» детские эмоциональные отношения. Чтобы вступить во взрослую жизнь, человеку необходимо обрести интеллектуальную независимость.

В период переходного возраста тинейджер учится критически мыслить, начинает самостоятельно решать важные вопросы. Поведенческая автономия, которая проявляется в разнообразных жизненных сферах, также является показателем взросления. Подросток сам выбирает свой стиль одежды, круг общения, интересы и предпочтения. Этот период не несет в себе страшных последствий или эксцессов. Родителям нужно лишь относиться снисходительно, спокойно и с пониманием к своему ребенку.

«Нормальная патология». Это немного несерьезное, но весьма емкое название неслучайно закрепилось за подростковым возрастом. Еще вчера спокойный и послушный, ваш ребенок вдруг резко меняется, становясь упрямым и непредсказуемым. У него появляются новые, не всегда понятные вам интересы: круг знакомых, увлечения, внешний облик претерпевают изменения. Как же вести себя с вашим тинейджером?

В поисках причины

Несмотря на то что на первый взгляд изменения, происходящие с ним, могут показаться вам громом среди ясного неба, они подчиняются строгим возрастным закономерностям и вполне объяснимы с точки зрения психологии. Подростковый возрастотмечается резкими переменами, как в психологической, так и в физиологической сфере вашего ребенка. Значительно возросшая активность желез внутренней секреции приводит к существенному повышению уровня гормонов в крови. В результате этого настроение становится крайне нестабильным и изменчивым. Начавшееся половое созревание, приходящееся на младший подростковый возраст, отмечается появлением вторичных половых признаков, усилением влечения к противоположному полу, активным освоением своей гендерной роли. Кризис, приходящийся на этот период, может проявляться в двух формах. В некоторых случаях ребенок начинает испытывать гипертрофированную потребность в независимости и самореализации. Он отвергает авторитеты и стремится бороться с ними всеми силами, становится грубым и упрямым. В других - он словно боится наступающего взросления, становясь смирным и конформным, инфантильным и несамостоятельным, всячески избегая принятия решений и прячась за спины родителей. Рассуждая о временных рамках этого периода, отметим, что подростковый возраст у мальчиков продолжается с 13 до 18, у девочек - с 12 до 17 лет.

Как вести себя с подростком?

Насколько быстро пройдет этот кризис? Прежде всего, стоит отметить, что подростковый возраст - есть не что иное, как индикатор, по состоянию которого можно судить о ваших отношениях, предшествующих ему. Задумайтесь: всегда ли вы были искренни со своим ребенком? Считались ли с его интересами, учитывали ли его мнение? Если на большинство вопросов вы смогли дать положительный ответ, вполне возможно, что даже настолько непростой этап ваших взаимоотношений пройдет достаточно гладко и без осложнений. Если же нет, попробуйте взять на вооружение советы, следуя которым вы наверняка сможете найти общий язык с тинейджером.

Полезные советы и... запреты

Подростковый возраст - опасный период, когда вам стоит с удвоенной осторожностью следить за тем, что говорите и как ведете себя со своим ребенком. Неосторожный поступок, случайно брошенное слово могут подорвать его доверие и не лучшим образом сказаться на его жизни в будущем. Воспринимайте подростка, как взрослого человека. Считайтесь с его мнением, демонстрируя возможность поддержать его и словом, и делом. Поощряйте стремление общаться со сверстниками и познакомьтесь с ними сами. Пусть в вашем телефоне обязательно будут записаны номера телефонов его друзей, дом будет всегда открыт для них. Подростковый возраст - это время перемен. И, несомненно, будет лучше, если ваш ребенок будет знать, что с ним происходит.

Отношения, построенные на доверии и взаимопонимании, всегда будут залогом счастливой жизни вашего подростка.

Эта стадия для Эриксона особая. Он подростками занимался отдельно и не только как психотерапевт. Он был включен в интересное исследование. Подростки это дети, которые выросли во время Второй Мировой Войны. В то время образ фашизма как врага был абсолютно признан и это дети, родители которых воевали и погибали. И вдруг, в американском обществе страшный феномен: по улицам Нью Йорка маршируют подростки в фашистской символике с фашистским приветствием. Они демонстрируют свою приверженность той идеологии, с которой боролись их родители.

Эриксон заинтересовался этим феноменом, он работал с этими подростками. Это были объединения молодежи, которые противопоставляют себя взрослому миру, что за этим стоит? Эриксон говорит, что эти подростки не могли быть «за» или «против» фашистской идеологии, потому что они ее не знают. Они демонстрируют приверженность чему-то, не зная даже чему. Что им было нужно? Им все равно, против чего, главное протестовать.

Эриксон считает подростковую стадию особенной. Это стадия уникальных возможностей и уникальных опасностей. Что касается возможностей, мы говорили о том, что формируются у человека сильные и слабые качества личности. Он проходит через свой психосоциальный кризис и вроде бы на всю жизнь. Исключения составляет подростковый возраст, когда все может поменяться. Подростковый возраст становится тем резервом, в которой все выборы личности могут измениться с «+» на «-» и с «-» на «+» и изменить все, что было сделано до этого. То есть ребенок может войти в подростковый возраст одним, а выйти - просто другим, изменив все, что было сделано до этого.

Опасность такая: мы говорили о том, что рано или поздно, человек, как бы он ни решил задачу развития в том или другом варианте, он идет дальше, собирает все новые и новые черты и переходит все к новым и новым задачам. За исключением подросткового возраста. Потому что если человек не решает задачу развития подросткового возраста, он никуда дальше не идет. В подростковом возрасте можно задержаться надолго и навсегда. Личностное развитие может остановиться: это не созревание, не преформизм, возраст может стать верхней границей развития личности.

Почему можно поменяться и почему можно застрять? Конечно, это связано с задачей развития. Что здесь должен сделать молодой человек? Мы наконец дошли до второй потребности, к стремлению к эго-идентичности , быть самим собой, которое уравновешивает взрослую личность в социализации. Но для того, чтобы быть самим собой, надо стать самим собой. Задача развития - это обретение эго-идентичности .

Что значит «быть самим собой»? А кто я? Какой я? Каким я должен быть? Самим собой. Человек не знает себя до подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте встает задача, мы бы сказали, самопознания. Понять себя и познать, что я из себя представляю. И если человек справляется с этой задачей, то он обретает очень большую личностную устойчивость. Потому что понимание того, кто я такой и и что я такое, становится ориентиром для множества жизненных выборов. Взрослый человек, сразу после подросткового возраста, совершает массу жизненных выборов и руководит им это ощущение Эго-Идентичности. Эриксон пишет про верность самому себе .

Например, если я честные человек, то у меня может возникнуть соблазн взять деньги на улице. Но я честный человек или нет? Если честный - я не возьму. Меня никто уже не будет учить и воспитывать. В этом смысле от того, что я о себе думаю и как я себя представляю, я и буду строить свое дальнейшее поведение.

Вообще понятие эго-идентичности у Эриксона очень непростое. Он дает определение, но его надо пояснять. Что такое Эго-идентичность по Эриксону? Эриксон определяет его как «чувство непрерывности и тождественности своего существования» .

Непонятное определение, но в контексте становится понятно, что он имеет в виду. Вопрос, который задает нам Эриксон: мы все были младенцами и что это значит? Мы были маленького размера, лысые и беззубые и кричащие. Как мы думаем о себе-младенце? Это я или не я? Мы думаем о себе в младенческом возрасте как я или не я? Вот, где возможность подумать и поразмышлять.

Эриксон говорит, что это удивительно, ведь это был другой человек, ведь он был другого роста и он не обладал теми личностными качествами, которыми я обладаю сейчас. Но мы все таки думаем, что это был я.

И дальше Эриксон говорит, что человек постоянно меняется, но в каждом возрасте он приобретает свою идентичность: сначала я сын своих родителей, потом я почувствовал, что я член дружеской компании. А куда делось «я сын своих родителей»? Интересно, что вплоть до подросткового возраста, мы видим, что ребенок обретает следующую идентичность, отвергая предыдущую. Он как бы стремится отказаться от того, что было раньше. А взрослый человек, наоборот, ничего не отвергает, он говорит об интеграции. О том, что я одновременно родитель своим детям и сын своим родителям. То есть я в своей жизни чувствую себя и ребенком и родителем. Я говорю, что моя личность - очень сложная и многогранная: я и ребенок и родитель и друг и профессионал и каждая моя идентичность обогащает мою личность. Вот это и определяется как целостность и непрерывность.

Эриксон говорит, что к такому итогу надо прийти. Он считает, что именно в подростковом возрасте происходит интеграция, когда человек собирает себя как целостность и непрерывность и начинает относиться к себе по-особому.

  • В школе дают лист бумаги и свободное самоописание: «кто я» и «какой я». Двенадцатилетние делают это за пятнадцать минут, у них не возникает никаких сомнений. А шестнадцатилетние сидят и ворчат и говорят, что такую сложную тему нам дали и что вообще к ним пристали.
Потому что сложность и многогранность и интегрированность открывается и это все нужно понять, познать и разобраться. Самое важное дело для подростка это понять самого себя. Он обращается к себе и это делает его нечувствительным эгоистом, черствым к другим людям. Мы часто обвиняем подростка в том, что он мог не заметить, что мама устала и папа расстроен, а он действительно не замечает потому что он занят самим собой.

Очень негарантированно, что к 18 годам эта задача будет решена. Она может быть не решена и в двадцать и в тридцать лет и этот мучительный поиск самого себя может продолжаться долго. И именно в этом поиске и в анализе самого себя может произойти изменение тех качеств, которые уже приобретены. Он уже не просто эмоционально, но и рационально оценивает себя и события своей жизни, он по-другому может взглянуть и на себя и на отношения со своими близкими и все эти отношения могут быть им пересмотрены и в результате он склонится от недоверия к доверию и т. п. Именно в решении этой задачи развития кроются и опасности и возможности.

С кем решает? Сверстник в полном смысле этого слова, - равный по возрасту. Ведь родители видя эти искания и они очень хотят помочь и готовы ему показать на его сильные качества и на его сильные стороны, - все бессмысленно. Сверстник - вот кто становится доверительной фигурой. Почему? Психологически это очень оправданно. Психологически мы говорим о том, что для того, чтобы узнать, какой я, я должен посмотреть в зеркало, отразиться. Отразиться в психологическом смысле можно только в себе подобном. Поэтому важными персонами становятся другие подростки, сверстники. Но это еще не выстраивание отношений, он должен действовать и получать обратную связь. Но как познать самого себя? Вещь в покое не познаваема.

Например, я могу считать, что я смелый человек. Но знаю я себя или не знаю? Нет, я буду знать, когда я встречусь с опасностью. То есть познание себя требует действия, поступка и потом - анализа этого действия. Поэтому подростки не лежат в кровати в раздумьях, какой же я, они действуют, получая обратную связь и оценку от себя и от себе подобных. Но мы можем надеяться на то, что прошлые годы прожиты не зря и он с каким-то грузом уже вошел в этот возраст.

Что же приобретает человек в результате этого поиска? У него появляется та самая эго-идентичность, то есть чувство тождественности самому себе. А как узнать, что этот поиск завершен? Наверное, скорее проще увидеть противоположную сторону. Слабой стороной становится так называемая диффузия идентичности - неопределенность, размытость представлений о самом себе. И тогда человек с диффузией идентичности очень сильно подвержен влиянию, он готов принять любую версию относительно самого себя: «Ну как же так - ты же такой, иди и делай это!» - А может действительно я такой? Я пойду и буду это делать! Человек, у которого есть эго-идентичность способен отказаться и противостоять давлению. Он может сказать, что не пойдет на это занятие потому что он не такой. И наоборот, если у него есть интерес - он пойдет это делать. То есть это человек, зная себя, принимает решение в согласии с самим собой.

Иногда, подростки, проводя время в компании, приходят домой и даже меняют манеру речи и можно понять, с кем он сейчас был. Если это происходит, что точно пока диффузия, он готов примерять на себя любой образец. Как только человек обретает эго-идентичность, вы его так просто с его манер и его позиций не столкнете. Это очень сложно, обрести самого себя.

Как раз работая с подростками в послевоенной Америке, Эриксон приходит еще к одной мысли: очень сильно облегчает или осложняет жизнь состояние общества. Дело в том, что наше общество также имеет периоды стабильности и перестроек. Эриксон считает, что если взросление подростка приходится на период перестройки, он в принципе не может обрести идентичность и этот период затягивается очень надолго. Потому что, чтобы обрести себя, нужны устойчивые опоры и основы. Но если вокруг тоже все неустойчивое - откуда возьмется этот стержень?

Он описывает период взросления американских подростков как целый комплекс симптомов и это уже осложнения развития, обусловленные взрослением в неустойчивой общественной ситуации. Он говорит о том, что подросток в такой ситуации инфантилен, он не хочет взрослеть (хотя вообще подростку свойственно стремление к взрослости). В неустойчивом обществе, подросток видит, как сложно в этом обществе и как можно дольше отодвинуть границу взросления. У него возникает ощущение тревоги, причем эта тревога иррациональна. И это тоже понятно: да, подросток взрослеет, но если взрослые уверены в завтрашнем дне, то есть опора, но если и взрослые не уверены в завтрашнем дне, то это очень страшно.

  • Часто от родителей мы можем слышать фразу: «До лета / до отпуска надо еще дожить!» и для подростка это звучит устрашающе и тревожно и взрослеть не хочется.
Подросток, приобретая эту тревогу, еще приобретает и особое отношение к своей культуре, миру, семье и государству. Интересно читать у Эриксона текст про американского подростка, он пишет: «У подростка возникает иррациональное отрицание всего отечественного.» По принципу «хорошо там, где нас нет». Значит, даже в американском обществе был такой период. Это происходит потому, что для того, чтобы перейти к чему-то другому, мы должны обругать то, что было сделано до того. И если так ведут себя взрослые, то подростку в этом критиканстве и максимализме гораздо проще сказать: «А зачем я буду ориентироваться на взрослых? Я лучше посмотрю на другую культуру и на других!»

И крайним вариантом этого отрицания является отрицание жизни и возрастание суицидов. Депрессия и отрицание, - вот чем оборачиваются для взрослеющего подростка все эти перестроечные процессы.



Публикации по теме