Классный час ко Дню матери «Главное слово в любом языке. День Матери

Цель: развитие нравственно-моральных качеств ребенка через восприятие литературных произведений; развивать в детях чувство сопереживания, доброе сочувственное отношение к матери, воспитывать уважение материнского труда, любовь к матери.

Оборудование: музыкальные фрагменты из детских фильмов, песни о мамах, презентация “Наши мамы”, сочинения детей о своих мамах, фотографии мам, цветы и свечи.

Предварительная подготовка: изготовление по числу гостей приглашений, рисунки детей на тему “Пусть всегда будет солнце!”, подарки для мам, подготовка кабинета: цветы и свечи.

Ход классного часа

Всех гостей дети встречают и приглашают пройти в зал – кабинет, где для каждой мамы приготовлено место рядом с ребёнком.

Звучит песня из детского фильма “Мама”:

“Мама - главное слово в детской судьбе
Мама – жизнь подарила и мне и тебе!”. Презентация

…За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: слайд №2.

Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты пока будешь называть его – МАМА.

День Матери – достойный добрый праздник! Слайд №3
Который входит солнышком в семью.
И так приятно каждой нашей маме,
Когда ей честь по праву воздают!

Учитель: С недавнего времени в России стали отмечать День Матери - как праздник материнства, добра и теплоты! И сегодня мы хотим поговорить о том, что значит в жизни каждого из нас мама.

Выходят два учащихся и читают стихи – диалог.

Белый снег России.

Что белее снега? Может вата?
Знаю, что лишь материнство свято.
Значит, святость белая? Она цветная –
Розовая, фиолетовая, голубая.
Главный цвет - зелёный, им любовь сияет,
А белый свет – цвета объединяет.
Все цвета, прильнув, друг к другу,
Образуют Белый свет.
Что белей всего? Быть может, белый снег?
Истина извечно простовата –
И лишь только Материнство свято!
И ещё другой есть человек –
Та учительница, кто как вторая мама.
Что бывает зеленей травы?
Те, кто любят и любимы - это Вы!
Но лишь только Материнство – свято!
Шепчет тихо белый снег упрямо!..

Ведущий: Слайд №4.

Когда спросили маму первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина, что такое счастье?

Она ответила: “Когда мама может гордиться своими детьми”.

Поздравляя свою маму с днём рождения, первый космонавт планеты сказал:

“Спасибо, тебе, мама, что приучила нас с детства трудиться. Приучила каждое дело делать на “отлично”. Это в жизни главное”.

Учитель: Когда мама гордиться своими детьми? Слайд № 5

Ответы учащихся: когда дети послушны, трудолюбивы, хорошо, старательно учатся, стараются не огорчать маму.

И если мы будем делать своё дело хорошо и честно, значит, мы достигнем своей цели в жизни, и наши матери будут нами гордиться.

Ведущий: Сегодня мы расскажем вам о том, какой может быть материнская любовь.

Инсценировка корейской сказки “Материнская любовь”

Картина 1. Слайд №6

(Несколько учащихся в лицах рассказывают сказку)

Давным - давно в деревне жила бедная крестьянская семья. Муж работал на поле, а жена пекла на продажу рисовые хлебцы. Они были и вкусные и красивые, всегда одинаковые, ровные, пышные.Никто в деревне лучше её не пёк, все соседи покупали хлебцы только у неё. Так и жили они, сводя концы с концами.

Был у них сын, которого любили родители больше жизни. Дружно жила семья бедняка, пока не нагрянула беда: тяжело заболел отец. Умирая, сказал он жене:

Отец: Пусть наш сын будет учёный, и тогда все его станут уважать.

Когда сыну исполнилось семь лет, мать сказала:

Мать: “Пора выполнить волю отца. Десять лет предстоит тебе провести в учении. Ты познаешь за это время письмо, выучишь лучшие стихи, постигнешь разные науки. После этого ты сможешь выдержать экзамен и станешь учёным, как хотел отец”.

Мать: “Почему ты вернулся раньше времени? Разве ты сдал экзамен?”

Сын: “Я изучил все науки, которые полагается пройти за десять лет, и потому вернулся раньше времени”.

Мать: “Тогда возьми кисточку, тушь, бумагу и напиши первые десять иероглифов!”

Мать: “Ты будешь рисовать в темноте иероглифы, а я печь хлебцы”.

И с этими словами она вновь зажгла светильник. Сын показал матери свою работу. В темноте иероглифы вышли некрасивые и неровные.

Мать: “Посмотри на мои хлебцы!”

А мать положила на плечо сына руку и промолвила:

Мать:“Возвращайся в школу и приходи домой, когда будешь знать в совершенстве всё, что полагается тебе знать”.

Картина 2. Слайд №7

(Мальчик идёт по дороге, плачет, пугаясь диких зверей и преодолевая все препятствия)

Сын шёл и горько плакал. Ему казалось, что мать несправедлива и жестока к нему, что она разлюбила его.

Утром он развязал платок, в котором лежали хлебцы, и снова увидел, что хлебцы, испечённые в темноте, были прекрасны - один к одному, один к одному!

Сын: “Мать смогла в темноте выполнить хорошо свою работу, а я не смог. Значит, она делает своё дело лучше, чем я!”.

Она открыла дверь и снова увидела сына. Сын протянул к матери руки, но мать сказала:

Мать: “Все ли науки ты постиг, что пришел домой?”

Сын: “Все!”

Сын: “Можете зажечь свет!”

Мать: “Как я ждала тебя, сынок! Как я соскучилась! Дай мне насмотреться на тебя, дай мне прижать тебя к своей груди!

“Материнская любовь научила меня не щадить себя, делать все хорошо и честно. А кто делает все хорошо и честно, тот может стать всем, кем захочет!” Слайд № 9

Учитель: Вы посмотрели этот маленький спектакль, и я надеюсь, что каждый осознал для себя, какой ценой достиг человек успеха.

Мне хочется сказать словами поэта Николая Заболоцкого:

“…Не позволяй душе ленится,
Чтоб воду в ступе не толочь
Душа обязана трудиться и день и ночь!!!”.

А сейчас наши ребята прочтут стихи, о том, как важно быть внимательным друг к другу.

Дети читают стихи, посвященные матерям. Слайд № 10

Наши матери

На заре вы спешите в школы,
Синим вечером – на катки.
Для занятий, для игр веселых
Дни вам кажутся коротки.

Жарким летом над речкой горной
Или в роще, где тишь и тень,
По утрам запевают горны,
Славя новый счастливый день!

Нам живется легко и просто
Оттого, что своим трудом
Наши матери, наши сестры
Защищают наш мирный дом.

Оттого, что с отцами рядом.
Неизменно они в строю,
Оттого, что все силы рады.
За Отчизну отдать свою.

Мир для нас защищать готова,
Смелым сердцем любая мать.
Мы за это ей дадим слово –
Все такими же в жизни стать!.

Проводится конкурс сочинений - описаний “Моя мама”.

Наши ребята писали сочинения о мамах, я сейчас прочту некоторые из них. Ваша задача, дорогие наши мамы узнать себя и подать знак. (В подарок мальчики дарят цветок)

Группа учащихся читает “Посвящение матери”:

1. Жизнь не прожить без черных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.

2. Им не дано предугадать
Все, что детей их ждет на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.

3. Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.

4. И ни одна на свете мать,
Какими б не были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.

5. Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то,
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
И если это не сбылось,
Кто-кто, а мать не виновата.

6. Поэтому и в черный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем
За то, что породили нас.

Учитель: Каждое утро восходит солнце, но первое что видит каждый из вас – это лицо мамы. И оно для нас в самое красивое, самое родное. Дети рассказывают о самых красивых мамах на свете.

1. В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта
Утро доброе у нас,
Добрый день, и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

2. И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама!!!

3. Красивые мамы – на свете вас много,
В глазах вы глядите открыто и прямо
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.

4. Мы маме так редко приносим букеты
Но каждый так часто ее огорчает
А добрая мама прощает все это
Красивая мама все это прощает.

5. Под грузом забот не сгибаясь упрямо
Она выполняет свой долг терпеливо
Красива по-своему каждая мама
Любовью своей материнской - красива!!!

Учитель: Самый дорогой человек для нас на свете – это мама. Давайте, как можно меньше доставлять ей огорчений и волнений, больше маму радовать, приносить хорошие вести из школы, чаще говорить ей, как вы её любите, беречь, а если случится, что виноваты, подойдите к маме, посмотрите прямо в глаза и скажите маме “Прости!”

Двое учащихся читают стихи Расула Гамзатова “Берегите матерей”.

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот от забот.

Боль за сыновей сильнее мела
Выбелила косы добела
Если даже сердце зачерствело
Дайте маме капельку тепла!

Если стали сердцем вы суровы,
Будьте дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова
Знайте, дети ранят всех больней!

Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны…
Берегите их от чёрных шалей!
Берегите женщин от войны!

Мать уйдёт, в душе оставит рану.
Мать уйдёт, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!

Ведущий: Пользуясь словами песни, давайте, возьмемся с мамами за руки и попробуем согреть друг друга песней Геннадия Заволокина “Твоё тепло, моё тепло”

Взрослым раздаются слова песни и зажигаются свечи.
Твоё тепло – моё тепло вот и не холодно!
Из детских лет пусть льётся свет!
Пусть будет молодо.
Давайте сначала от поля и речки
Сродного причала от печки, от печки.
Где звёзды сквозь травы
Снега на крылечке.
Давайте от мамы, давайте от печки!

Ведущий: А сейчас давайте предоставим ответное слово одной из наших мам.

Мама: Слайд № 11

Господь, храни моих детей!
Когда придет мой смертный час, прервёт черёд унылых дней.
- Господь, - скажу в последний раз,
- Ты сохрани моих детей! -
Не сладко жизнь моя текла,
Врагов встречала и друзей,
Но цель была всегда одна -
Чтоб сохранить моих детей.
Мирской поток - я в нём плыву,
Одна в пучине тяжких дней,
И об одном молясь прошу
- Господь, храни моих детей!

Заключительное слово учителя, поздравление с праздником, самые добрые пожелания всем мамам!

Слайд №12

Звучит песня “Солнечный круг”. Все выходят к доске и цветными мелками пишут слова: “Пусть всегда будет солнце!”...

Классный час «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках…»

(Сценарий вечера для учащихся средних и старших классов)
Оформление: Сцена украшена воздушными шарами, высказываниями о матери. Для музыкального оформления понадобятся аудиозаписи «Песни мамонтёнка» В. Шаинского и пьесы А. Вивальди «Весна». В программу вечера предлагаем включить демонстрацию фрагмента фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате».
Действующие лица:
Ведущие: (1) и (2)
Чтецы: (1) - (10)
Ученик
Пояснительная записка: 28 ноября наша страна отмечает день матери. Я считаю этот праздник великим. «Что может быть на свете священнее имени матери! Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.»
В. Коротаев.
Этот материал посвящён значению матерей в жизни людей. Есть стихи о матерях и о том, что их надо беречь. Подобраны соответствующие изображения. Используется «Сказка о Гусыне» и старинная горская легенда писателя Анатолия Маркуша. Эти произведения учат любить и беречь матерей. Использую в материале письма матерям времён Великой Отечественной войны. Звучат хорошие стихи Расула Гамзатова, В. Гина, А. Коваленкова. Этот сценарий можно использовать для средних и старших классов. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение.
Цель: продолжение формирования представления учащихся о любви к матери и значении этой любви;
Задачи: рассказать о любви к матери, как к самому близкому человеку на земле;
воспитывать у учащихся любовь к матерям;
быть любящими сыновьями и дочерями;
учить выразительно читать стихи о матери.
Участники праздника входят в зал под аудиозапись «Песни мамонтёнка» из мультфильма «Мама для мамонтёнка».
Ведущий (1) : Указом президента Российской Федерации от 30 января 1998 года установлено, что в последнее воскресенье ноября в стране будет отмечаться день матери. Те, кто придумал этот праздник – Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной думы, Президентская комиссия по делам женщин, семьи, женские общественные организации, - надеялись обратить таким образом внимание руководства страны на проблему материнства, побудить выделить дополнительные средства нуждающимся семьям.


Ведущий (2): Зоя Воскресенская – русская писательница говорила так: «Самое прекрасное слово на земле – мама . Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.» Прекрасные слова, не правда ли?
Ведущий (1): Этот праздник нужен для того, чтобы снова и снова говорить самые тёплые слова о маме.
Чтец (1):

От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас,
С нею всё сообща.
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим её
И за то, что порою
Становятся строже
В морщинках глаза,
Но стоит с повинной
Прийти головою
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
(И. Саксонская. Разговор о маме.)
Ведущий (2):
Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на её груди. Нет любви сильнее материнской, нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бесконечных бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.



«Если в сердце сыновьем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое старинное изречение.
(Звучит аудиозапись песни «Весна» А. Вивальди. На фоне музыки Ведущий (1) читает «Сказку о Гусыне».)
Ведущий (1):
«В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зелёным, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы…



Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя.


Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались первые градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей…


Гусята слышали, как будто бы откуда – то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что –то страшное, а они в тепле и уюте.


Потом всё стихло. Гусятам хотелось поскорее на зелёный луг, но мать не поднимала своих крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что, если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята всё это увидели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчёлы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» . И только один, самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?». Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Всё хорошо, сын». Жёлтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива…»


Чтец (2): Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Всё, что порой лишь снится вам,
Навеки приютилось там.
То – сердце матери! Оно
Так нежно, верно! Суждено
Ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей…
Б. Фёдоров «Есть светлый на земле приют…»
Ведущий (1): Очень важно в жизни научиться жалеть, оберегать сердце матери, потому что оно неисчерпаемо и бесконечно в своей любви.


Учитель: Я хочу рассказать старинную горскую легенду, услышанную писателем Анатолием Маркушей в далёком грузинском селении.
Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем.
Писатель – Анатолий Маркович Маркуша



И почему он стал таким, никто не смог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его…
И случилось так, что после долгого отсутствия негодный сын заявился домой и стал безобразничать и обижать свою мать. В своих бесчинствах он зашёл так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько добра сделала для него мать и сколько нанесённых ей обид простила.


Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьёт мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим домам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно – убить родную мать? И не ушли. Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать, а чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках…
Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом: « Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?»
Чтец (3):
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь…
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной,
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей,
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
В. Гин. «Не обижайте матерей…»


Ведущий (2): Гражданин, воин, мужественный и несгибаемый человек, готовый сложить голову за свои убеждения, начинается с преданной, бескорыстной и щедрой любви к матери. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и Родине.
Чтец (4):
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой…
Н. Некрасов. «Поэт и гражданин…»
Ведущий (1): Любовь к Родине – естественное человеческое чувство. Оно не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля и луга, мягок ли климат, богата ли она или бедна. Людям свойственно относиться к своей Родине как к родной матери. Посмотрите, как близки эти слова: «Родина», «родить», «родиться», «родители», «родник».



Человек любит маму, потому что она его мама. Красива ли она, богата или бедна – не имеет никакого значения.
А за что человек любит свою Родину?
Ученик: Я люблю свою Родину за то, что это моя Родина. Здесь я родился. Здесь родились мои прадеды, деды, родители. Здесь живут все близкие и дорогие мне люди. Здесь я научился говорить, писать, читать, считать. Здесь я встречу свою любовь, создам семью, буду воспитывать детей.
Это страна, история которой не может оставить меня равнодушным. Поколения моих предков героически защищали независимость Родины в схватках с жестокими врагами. Я чту их память, хочу быть похожим на них. Я сделаю всё, чтобы помочь ей стать благополучной и сильной. Язык, на котором я говорю, - это язык моей Родины, самый красивый, понятный, любимый.
Мне нравится, что на земле моей Родины живут сотни разных народов, которых объединило чувство принадлежности к родной земле.
Ведущий (2: От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину патриотического видения мира.
Патриотизм советских людей проявил свою мощь в годы Великой отечественной войны. В опасности оказалась Родина, и миллионы патриотов встали на её защиту. И миллионы матерей провожали своих сыновей на войну.
(Демонстрируется фрагмент из художественного фильма Г. Чухрая «Баллада о солдате»)



Ведущий (2): Бойцы в дни тяжёлых испытаний войны не забывали своих матерей.


Чтец (5): Письмо Оксаны Ромодановской родным.
«1 октября 1943 года».
Добрый день, дорогая мама!
Наконец – то получила от тебя письмо. Рада, что дома всё в порядке, что ты здорова. Обо мне не беспокойся. По сообщениям Совинформбюро знаешь обстановку: нашими войсками освобождён Орёл и сотни деревень – здесь - то я и нахожусь; теперь спокойно могу сказать, что была на фронте, что всего увидела.
Вот и всё, что я хотела написать в этом письме. Береги себя, родная моя мамочка. Пиши мне чаще. Я только и думаю, как ты там живёшь.
Целую тебя крепко, Оксана».
Чтец (8): Письмо командира танковой роты гвардии старшего лейтенанта А.П. Долгова.
«1 мая 1945 года.
Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая! Как ты там справляешься со всей оравой – трудно представить.
Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня всё хорошо. Дело простое, солдатское – воюем. Стараемся поскорее добить фашистов. Когда окончится война и мы соберёмся все вместе, я расскажу тебе о себе много – много, как я здесь жил, как мы воевали.
Ты всё пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мама, но это невозможно. Я командир. А с кого же будут брать пример солдаты, если их командир в бою начнёт думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами.
Целую. Саша».
Чтец (9):
Подрастал у матери сынок,
Словно тополь строен и высок.
В мать красой, а силою в отца,
Словно неба синь его глаза.
И от счастья улыбалась мать,
И хотелось матери мечтать…

«Будет в небе соколом летать,
Буду внуков на руках качать.
Будет жить»…Да только грянул гром-
Принесли повестку в отчий дом…
И ушёл в огонь войны и дым
Сын её родной, любимый сын…

И склонилась на колени мать-
Молит бога сыну силы дать,
Молит бога возвратить домой,
Молит бога, чтобы был живой.

Сквозь огонь и грохот канонад
Шёл в атаку молодой солдат.
Всё в крови, всё в порохе, в пыли
На прорыв из окруженья шли.

В схватке яростно сражался сын
Лишь молитвой матери храним:

«Господи всемогущий, убереги сына моего
От врага лютого, от раны глубокой,
От смерти безвременной спаси и сохрани,
Спаси и сохрани!»

Сын, в атаку поднимая взвод,
Вдруг услышал, будто мать зовёт…
Боль на вылет через грудь прошла,
Нет… Молитва не уберегла…

Всё изменится, но только мать
Безутешно будет сына ждать.
Только где искать сыночка след,
Столько лет прошло, его всё нет.
Ночью в комнате свеча горит,
На коленях мать опять стоит,
Молит бога за сирот и вдов,
И за всех живых… Чужих сынов.

«Господи всемилостивый, убереги детей наших,
Спаси и сохрани… Спаси и сохрани!»
(автор Каргальская Н.К соавтор Барбье С.А.)



Чтец (9):
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу,
Не близок путь, далёк знакомый край,
Но я вернусь к знакомому порогу.
По – прежнему любовь моя с тобой,
С тобою Родина, ты не одна Родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.
На голос твой я сердцем отзовусь
И на заботу подвигом отвечу.
Я далеко, но я ещё вернусь,
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.
А. Коваленков «Ты обо мне в слезах не вспоминай…»

Тематический

классный час ко Дню матери «Всё о маме и всё для мамы!»

Цель: формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров

Задачи : способствовать формированию осознанного чувства уважения и любви к родителям, к маме; совершенствовать формы и приёмы взаимодействия между детским и родительским сообществами; развитие познавательных и творческих возможностей учащихся.

Предварительная подготовка :

1. Приглашение мам на праздник.

2. Подбор поэтических текстов

3. Подбор репродукций и музыкального сопровождения для презентационных материалов

4.Оформление фотовыставки «Наши мамы»

5. Звукозапись к слайд-шоу «Наши мамы»

Оборудование : мультимедийная установка

Эпиграф: «Будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

1. Вступление.

Всех женщин мы поздравляем обычно весной – 8 Марта. Но с 1998 года по указу Президента РФ Б.Н. Ельцина в последнее воскресенье ноября отмечается День Матери. Мама – такое маленькое, но такое ёмкое слово! Как много оно вмещает в себя!

Какие слова - ассоциации возникают у вас при упоминании слова «мама»?

Мама – это:

1. Друг, помощник, советчик.

2. Ласковая, добрая, заботливая.

3. Любит, переживает, жалеет.

4. Маму надо любить!

2. Во все века любовь к своим матерям вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание величайших произведений, связанных с образом Матери. Я приглашаю вас в Интернет-путешествие по музеям мира на встречу с прекрасным. (Под музыкальное сопровождение – презентация «Тема Матери в мировом изобразительном искусстве»? (Слайды)

- Кто назовёт имя самой известной Мамы? Мария – женщина, подарившая миру Спасителя. (Слайды с изображением Богородицы) – рассказ классного руководителя и ученицы:

- Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Здесь изображена прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках. Она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклонённая Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребёнка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу.

С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлён пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?» Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Материя – идеал материнства.

3. - И всё, что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица – мать». Солдат в бою с врагом бился за детей, матерей, за Родину – мать! Сколько пережили наши матери в годы Великой Отечественной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за сыновей, ушедших на войну! (Слайды)– чтение двумя учениками стихотворения Р.Гамзатова «Мама»:

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски – ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину –

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождём следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивает капельки дождя.

Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся, - маме говорю я, -

Всё хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»

И по-аварски – ласково «баба».

- Люди не уважают тех, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек. Стихотворение «По ночам звучит надрывный кашель...» (читает одна из приглашённых мам):

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз,

Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди же, всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так недолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Что приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

4. Дети – самое дорогое для матери. И счастлив тот, кто знает с детства материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием и заботой.

В книге писательницы С. Алексиевич «У войны не женское лицо» есть слова: «Всё, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово «милосердие». Вдумайтесь только: ми-ло-сер-ди-е, милое сердце, милые глаза. (Слайды с фотографиями мам).

Стихотворение М.Пляцковского «Мамины глаза» (читают ученики):

Дождинка упадёт на землю, как слеза.

И вдаль поманит утром нас дорога.

Нам вслед посмотрят ласково и строго.

Всё в жизни может быть – и радость, и гроза,

Не жалует судьба нас временами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

Мы в поисках мечты меняем адреса,

Нам дома письма редкие прощают.

А мамины глаза, а мамины глаза

Нас в детство по привычке возвращают.

И девочки становятся взрослее...

А мамины глаза, а мамины глаза

С годами всё добрее и светлее.

- На улице зима. Лежит снег. Морозно. А мы хотим, чтобы в вашей жизни и в вашем доме, дорогие мамы, было всегда тепло, спокойно и комфортно. Как много тепла и любви хранит ваше сердце!

Стихотворение «Люблю тебя, мама» (читает ученица):

Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю.

Наверно, за то, что

Дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу,

И светлому дню

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг.

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Всю жизнь со мной

Родная мама.

В горе, в радости -

Всегда!

Ты родила меня, растила,

Образование дала.

Когда бывает очень грустно,

Ты успокоишь, подбодришь.

Когда мне весело,

Ты делишь со мною

Радость пополам.

Переживаешь ссоры наши.

Не спишь подолгу по ночам.

Тебе я благодарен буду

За то, что ты дала мне жизнь,

Мои терпела ты капризы,

А я тебя не понимал...

Как тяжело тебе, родная,

Переживать за всех за нас.

Спасибо, мамочка родная,

За всё, что делаешь для нас!

Бабушкины руки (читает учащийся)

- Когда я была совсем маленькой, в нашей семье случилась беда: не стало моей мамочки. И пригрела нас с братом моя дорогая бабушка, Любовь Михайловна, баба Люба. Я помню, как меня, совсем маленькую, бабуля укладывала спать. Мои глаза закрываются, а её тёплые руки гладят меня по волосам и заботливо поправляют одеяло. И столько в них было тепла и нежности!

Прошло время... И сейчас мне уже не нужны сказки на ночь – засыпаю я быстро, набегавшись за день. Но добрые бабушкины руки всегда рядом, всегда готовы утешить и подбодрить в трудные минуты, угостить и побаловать. Эти руки не знают усталости, они всегда найдут себе дело.

Я очень люблю свою бабушку и с удовольствием помогаю ей по мелочам: мне совсем не трудно сходить в магазин, выполоть грядки, помыть посуду. А её руки пусть пекут вкусные пироги, заваривают ароматный чай, со своими секретами, и поправляют на мне воротничок. Мелочи, но такие приятные и важные!

Пусть они всегда будут рядом – тёплые, добрые и родные бабушкины руки!

С добрым утром, мамочка! (читает учащийся)

Утром просыпаюсь,

К маме подхожу.

С добрым утром, мамочка! –

Я ей говорю.

Крепко обнимаю

И смотрю в глаза –

Нежными руками

Обняла меня.

Самый дорогой.

Не спутаешь ни с кем его –

Он с детства мне родной!

5. Под Новый год добрый Дедушка Мороз послушным, трудолюбивым детишкам раздаёт подарки из своего волшебного бездонного мешка. Мы же вместе с нашей любовью и словами благодарности дарим вам, дорогие наши мамы, целый мешок добрых дел. («Перекличка» добрых дел. Дети поочерёдно кладут в мешок «Добрых дел» подготовленные заранее записки с названием своего доброго дела:

*успехи в учёбе

*спортивные победы

*достижения в творчестве (сочинители, художники, певцы и т.д.)

А на прощание всем ребятам, большим и маленьким, мы говорим:

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот!

Литература:

1. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа (Е.Н.Степанов, М.А.Александрова). Москва, 2005

2.Нестандартные модели детского досуга (Е.А.Смолина). Волгоград, 2001


Классный час на тему «Мамины глаза»

Малышева Юлия Геннадьевна,социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», Пермский края Александровского муниципального района, п. Яйва.
Описание: Классный час по нравственному воспитанию для обучающихся 8-9 классов.Этот материал может быть использован при подготовке внеклассного часа, посвящённого теме материнства, а также при проведении таких календарных праздников, как 8 Марта и День Матери.
Цель: Формирование ценностного отношения к матери, человеку, подарившему тебе жизнь.
Подготовительная работа. За день – два попросить детей на четвертинке обычного листа бумаги на одной стороне написать вопрос № 1: «Когда ваши глаза бывают грустными?», на другой № 2: «Когда ваши глаза бывают счастливыми?» Листочки в конвертах отнести мамам, утром вернуть классному руководителю.

Ход классного часа:
Вступительное слово:

Учитель: Ее глаза, еще с рождения,
Я не забуду никогда,
Слеза, улыбка, пробуждение,
И мамы нежная рука,
Расту, ищу в глазах спасения,
И помощь будет как всегда,
В ее глазах я отражение
Всегда поможет, скажет да,
Руки твои уже уставшие
По стариковски седина,
Глаза твои много видавшие,
Все так же смотрят на меня...
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на классном часе, на котором мы будем говорить о самом близком для нас человеке – маме.
Мама, мамочка... Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым мы называем человека самого дорогого и единственного. Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите мамин голос. Мамин голос – звонкий, как говорливый весенний ручеек.
Ее руки – как солнечные лучики, которые прикоснутся до вашей щечки, и вам становится тепло и приятно.
А какие глаза ….
Учитель: Ребята, а давайте заглянем в мамины глаза. Ведь по глазам можно узнать настроение человека, его самочувствие, отношение к тому, что он видит и слышит. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, веришь: все будет хорошо, потому что рядом – мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи, очи грозные, потому что в них и через них исходит правда, а ты сознаешь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный гаденький поступок.
Давайте задумаемся над вопросом: Когда у мамы глаза бывают грустными?
Работа в микрогруппах.
учитель читает мамины листочки № 1 и просит детей отметить то, что они не назвали и о чём мама грустит.
Учитель: А теперь давайте задумаемся над вопросом: Когда глаза у мамы бывают счастливыми?
дети работают в микрогруппах, затем проговаривают в группе.
учитель читает мамины листочки № 2.

Учитель: Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе снами, сопровождая всю жизнь.
Учитель: Ребята, а вы пробовали когда-нибудь описать свою маму? Какой образ возникает у вас при упоминании слова «Мама»?
Словарная работа
1. Работа в микрогруппах. Составление словарной статьи к слову «мама».
Дети: МАМА – душа семьи, Дома.
- сама Благодарность;
- кладезь мудрости и терпения;
- организатор доброй погоды в доме;
- хранительница семейного очага;
- ласковое солнышко для детей и мужа;
- спутница в радости и горести дитя и супруга
Учитель: Очень много крылатых слов о матери, высказываний и афоризмов у выдающихся людей о матери. Вот послушайте, как говорили о маме известные люди.
Обращение к авторитетному мнению.
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.
Бальзак Оноре де (1799 – 1850)
Счастлива та, кто гордится своим титулом матери, смотрит на своих детей, как на самое лучшее своё украшение.
А.Ф.Романова (1872 – 1918)
Учитель: А теперь я предлагаю послушать одну притчу.
Работа с источником. Чтение притчи.
Притча о матери, у которой не было глаза.
Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу, такой как она, – одноглазой. И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой. Я как мог, скрывал ее от друзей.
Но однажды она взяла, да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. И подошла ко мне при всех! Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. А на следующий день, конечно же, вся школа только и говорила о том, какая у меня мать уродина. Ну, или мне так казалось. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.
Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Да и что она могла мне дать? Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне. И я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал.
Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка, они вообще не знали, что у них есть бабушка, и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила напугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала.
Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И когда из школы пришло приглашение на собрание выпускников, решил поехать. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и сам не знаю, как вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая.
Но все-таки вскрыл. «Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».

Задания для обсуждения:
Учитель: О чём эта притча? Что важного для себя вы извлекли из этой притчи?
Ответы детей.
Учитель: Многие из нас, глядя в глаза своей маме, не всегда могут выразить слова любви, благодарности и уважения. Иногда нам легче взять ручку, бумагу и передать свои чувства с помощью слов.
Я предлагаю вам взять бумажные сердечки и на одной стороне написать слова любви и нежности своим мамам, а на другой попросить прощения за поступок, которым вы обидели свою маму или огорчили ее.
После классного часа, когда вы придёте домой, вручите эти сердечки, обняв и поцеловав своих мам.
Учитель: Мать…. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Каждый, если в нем есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мать – моя мать», ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, какая бы кровь ни заставляла биться ее сердце. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы и на всех окружающих, зло погибло бы под чистым, могущественным лучом солнца, Вы все знаете слова из песни: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я» И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда, но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые бы оказались бы сильнее самой смерти.
Учитель: И в конце, я хочу пожелать вам, ребята, думайте больше о ваших матерях, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока. Каждая мама мечтает, чтобы, вы были хорошими людьми. И пусть на глазах у ваших мам выступали только слезы радости за вас. И закончить наш разговор мне бы хотелось стихотворением Р.Гамзатова «Берегите матерей».
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Оберегает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвётся к звёздам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит -души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет,-
Встаньте люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Как леса встают с зарёю новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.
Слово это- зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Учитель: Спасибо за внимание!

День матери. Празднично-развлекательная программа. 10 класс.

Простое, казалось бы, слово…

Высказывания на доске:

Спасибо, Мама, за тепло и доброту. Спасибо за любовь твою без края. Я Бога за тебя благодарю. Спасибо, что ты есть, моя родная

Мама - лучшая из Лучших.

- Любите маму, она одна на свете, кто любит вас и беспрестанно ждёт. Она всегда с улыбкой доброй встретит, она одна простит вас и поймёт!!!

Цели: - воспитание отзывчивого,чуткого, заботливого отношения к женщине-матери;

Закрепление позитивного опыта неформального общения;

Создание атмосферы взаимопонимания и доверия между мамами и детьми

1 Ведущий

«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира - от матерей» - писал Максим Горький. Самое прекрасное слово на Земле - Мама. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. У мамы самые добрые и нежные руки, они все умеют. Руки матери качали вас в колыбели, когда мы были маленькими. Повторяя движения губ матери, мы произнесли первое в своей жизни слово: – «Мама!»

Учитель

Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей ручке был привязан номерок из клеенки. На нем были написаны фамилия, число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес.Кому из вас мама показывала этот номерок - вашу самую первую?

Тогда ваша мамочка первый раз взглянула на своего малыша - и поняла, что ее ребенок -самый лучший, самый красивый и самый любимый.

Сейчас вы подросли, но мама любит вас все так же крепко и нежно.

Мамы будут любить вас ровно столько, сколько будут жить на свете -

помните об этом всегда! Вам всегда будет нужна мама, ее ласка, ее взгляд.

И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь!

2 ведущий

Мама! Вслушайтесь, как гордо звучит это слово!

День матери в нашей стране – праздник особый. Это праздник любви, нежности и добра, праздник вечности – ведь любовь матерей нескончаема, всеобъемлюща и бескорыстна. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.

1 ведущий

Ежегодно в России, в последнее воскресенье ноября, отмечается День Матери. Учреждение этого праздника отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству. Этот праздник является объединяющим все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери, достойной этого имени.

1 ведущий

В Бразилии распространены большие семьи, с тремя-четырьмя детьми, поэтому нетрудно представить, каким сердечным и важным стал такой день.

2 ведущий

В этот день все дети Италии несут своим мамам цветы, сладости, небольшие подарки, чтоб еще раз выразить им свою любовь и благодарность.

1 ведущий

Мама старается вовремя предостеречь нас от неверного шага или дурного поступка. Будьте чутки и внимательны к ней. А если порой мама бывает с нами строга, поймите ее верно. Это потому, что она желает нам добра. Умейте ценить любовь матери. Будьте бережны к этой любви. Не оскорбляйте ее непослушанием, резким словом, случайной грубостью.

2 ведущий

Мама берет на себя двойную работу, чтобы мы смогли учиться. Некоторые из нас считают, что так и должно быть, но если ты любишь свою маму, не верь в то, что ей не нужна твоя помощь, встань рядом, помоги, устань вместе с ней. Она будет счастлива. Если вы хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!».

Ученик:

Ответственна ее работа,

Быть мамой – это сложный труд!

Ежесекундная забота –

Ее все помнят, любят, ждут.

Нам мамы многое прощают,

Не обижаясь, не браня.

Лишь терпеливо объясняют,

Не осуждая, не виня.

Где столько силы и терпенья

Берут все мамы на земле?!

Чтоб скрыть тревоги и волненья

И счастье дать тебе и мне!

Спасибо, мамочка, за нежность,

Твою святую доброту!

Любви вселенскую безбрежность,

Терпенье, такт и теплоту!

Ведущий:

В раннем детстве родители любят детей безоглядной любовью. Позже – сдержанность, а порой резкость. Мама часто вас ругает, переживает за вас, потому что ей не безразлична ваша судьба.

А было ли с вами такое: вскипает обида, и наговорите столько несправедливого и обидного, что поправить потом трудно. Мама плачет, в доме пахнет валерьянкой…

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтобы от раскаянья не плакать,

Вовек нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Ф. Алиева.

Ведущий:

Надо беречь и щадить здоровье самых близких нам людей. И как бы вы не пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни вы все равно обратитесь к родным людям

Ученица

Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись – сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут века,

Мы станем старше

Но кто-то губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«легче всего обидеть мать».

И, может быть, его услышат.

Задание.Письмо.

Вспомните ситуацию, когда вы обидели маму, скажите или напишите об этом,попросите у нее прощение.

Ведущий:

Да, родители на наших глазах стареют. Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, эквивалентную подъему груза весом в 18 тонн на высоту 227 км. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания родителям, их здоровью, самочувствию.

Ученик:

Любите мать, пока она смеётся и теплотой горят её глаза.И голос её в душу вашу льётся,святой водою,чистой,как слеза.Любите мать-она одна на свете,кто любит вас и беспрестанно ждёт.Она всегда с улыбкой доброй встретит,она одна простит вас и поймёт...

Ведущий:

Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые слова дочери или сына.

Учитель:

А мы проводим конкурс. Он называется «Переводчик»
Приглашаются следующие шесть мам. Дорогие мамы, вы помните то время, когда мы были маленькими и только учились говорить. Вспомните первые смешные слова ваших детей, назовите их А мы их отгадаем.

Мамы по очереди вспоминают и копируют своих детей, когда они были маленькими.

Ученик

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,

Наверно, за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу, и светлому дню.

За что тебя я, родная, люблю?

За небо, за ветер, за воздух вокруг.

Люблю тебя, мама,

Ты - лучший мой друг.

Ученица

Своей я маме посвящаю свои победы и удачи!
К своей я маме прибегаю, когда бывают неудачи.
Она поймёт меня, рассудит, всегда поможет мне советом,
Я только маме доверяю свои сердечные секреты!
Когда я стану чуть постарше, и у меня родятся дети,
Я постараюсь объяснить им, что лучше мамы нет на свете!
Я не хочу сейчас со сцены сказать побольше слов красивых,
Мне просто хочется, чтоб мама была здоровой и счастливой

Ученица:

Без сна ночей твоих прошло немало,

Забот, тревог за нас не перечесть,

Земной поклон тебе, родная мама

За то, что ты на белом свете есть.

Конкурс “Мамина рука”

Сколько добрых, ласковых слов сказано о маминых руках. Они моют, готовят, стирают. Ещё они лечат, успокаивают, ласкают. Смогут ли наши дети узнать руки своих мам? Задание: с закрытыми глазами узнать мамину руку на ощупь.

Конкурс «Угадайте ребёнка по макушке»

Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама Все тревожится за нас.

Нас баюкала, кормила,

У кровати пела нам.

Первой нас она учила

Добрым, радостным словам.

Анкеты.

Мы сейчас с вами проверим, как вы хорошо знаете своих мам.(Заполняют дети)

Конкурс «Пантомима»

Когда мы разучивали с мамами первые в своей жизни стихи, они помогали нам лучше их запомнить! Когда дети путали строчки, мамы нам подсказывали с помощью мимики и движений. Сейчас каждая мама получит отрывок детского стихотворения. Не говоря ни слова, пантомимой она должна показать, о чём идёт речь в стишке, а её маленький ребёнок должен вспомнить строчки.

Раздаются карточки с отрывками детских стихов

«Я люблю свою лошадку…» «Зайку бросила хозяка…»

Конкурс “Объяснялки” (участвуют мама и дети)

Кухня не только место, где готовят еду, а нечто большее. Здесь вечером за одним столом собирается вся семья, за чашкой чая обсуждаются семейные дела. Без кухни невозможно представить домашний уют. Согласитесь, приятно, открыв дверь своей квартиры, ощутить запах свежих пирогов, услышать мелодичный шум кипящего самовара. Подмечено, кстати, что в семьях, где традиционны семейные трапезы, меньше ссор, разводов, больше уважения друг к другу и взаимопонимания. Сейчас мы посмотрим, как вы сумеете понять друг друга.

Задание – без слов с помощью жестов, дети объясняют, какое блюдо они готовят маме. Раздаются конверты, в которых вложены названия блюд.

Упражнение «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)...». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой.

Учитель:

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Спасибо вам!..

Ученица.

Спасибо мамочка, что жизнь мне подарила Спасибо от души я говорю За то, что ночи не спала, меня растила За все за все тебя благодарю Спасибо мамочка за все тебе спасибо Прости меня, что причинила боль Я знаю, в жизни делала ошибки Я знаю,изменилась став другой Спасибо за любовь твою без меры За твое сердце руки и тепло Ведь в трудный час твоя хранила вера И помогала,если было тяжело Ты свое счастье в жизни заслужила Лишь за тебя я Господа молю Спасибо, что мне счастье подарила Живи подольше, ведь я так тебя люблю.

Учитель:

И пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка, и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

Ученицы:

Сейчас я хочу обратиться к вам, ребята!

Прошу вас, берегите матерей.
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: Мать готова отдать
Свою ласку вам, нежность и душу.
Мать возьмёт на себя вашу боль,
Все терзанья, сомненья и муки!
Мать положит в дорогу хлеб – соль,
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите!
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите!
Не оставьте их без участья.
Сей наказ, вы запомните, дети!
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.

Награждение мам медалями.

Ритуал завершения праздника. Все участники праздника садятся в круг, передают друг другу зажженную свечу и говорят:- Мама, я тебя люблю, ТЫ…….

«Я люблю свою лошадку…»

«Зайку бросила хозяка…»

«Мама спит, она устала. Ну и я играть не стала…»

Картошка пюре

Яичница с помидорами

Пельмени

Ведущий:

Встаньте, все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это с роду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем исток всего. Ему конца нет.

Встаньте, я произношу его: мама!

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове - сущего душа.

Это искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто

жизни существо.

В нем – исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!.. я произношу его МАМА!

Ах, как хочется вернуться в безмятежность детских дней
И доверчиво прижаться к доброй мамочке моей!
Рассказать свои тревоги, знаю: мама всё поймёт.
Успокоенно услышать:"Не волнуйся, всё пройдёт!"

Улетело наше детство, не вернётся никогда.
Мы взрослеем и стареем, только это не беда.
Через годы, расстоянья ощущаю вновь и вновь
Как меня оберегает материнская любовь.

Я сама давно уж мама. Годы спуску не дают.
Дети все свои тревоги мне доверчиво несут.
Успокою, как сумею. Но секрет не утаю:
Знаю: маминой любовью я детей своих люблю.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

    Машина, которая ровняет дорогу (каток).

    Самая маленькая птичка (колибри).

    Её наклеивают на конверт (марка).

    Высокий столб для паруса на корабле (мачта).

    Лошадиный символ удачи (подкова).

    Её надевают военные, шахтёры, пожарники (каска).

    Рубашка из железных колец (кольчуга).

    Сухие стебли пшеницы, овса (солома).

    Сильный ветер на море (шторм).

    Ловко скачет на лошади в цирке (наездник).

    Появляется на железе из-за сырости (ржавчина).

    Ими ловят бабочек, стрекоз, рыбок (сачок).

    Изобретатель акваланга (Кусто).

    Ночью указывает путь кораблям (маяк).

    Плоская, как тарелка, живёт на песчаном дне моря (камбала).

    Залог здоровья (чистота).

    Что скрывает карнавальная маска (лицо).

    Требование, которое нужно выполнить (приказ).

    Русский струнный народный инструмент (балалайка).

    Торжественное важное обещание (клятва).

    Очень запутанная дорога (лабиринт)

Вопросы анкеты:

  1. День рождения мамы.

    Любимое время года.

    Любимый цветок.

    Любимый исполнитель.

    Любимое блюдо.

    Любимое занятие.

    Любимый цвет.

    Любимый праздник.

    Любимый вид отдыха.

    Мечта мамы.

Вопросы анкеты:

    День рождения мамы.

    Любимое время года.

    Любимый цветок.

    Любимый исполнитель.

    Любимое блюдо.

    Любимое занятие.

    Любимый цвет.

    Любимый праздник.

    Любимый вид отдыха.

    Мечта мамы.

Вопросы анкеты:

    День рождения мамы.

    Любимое время года.

    Любимый цветок.

    Любимый исполнитель.

    Любимое блюдо.

    Любимое занятие.

    Любимый цвет.

    Любимый праздник.

    Любимый вид отдыха.

    Мечта мамы.

Вопросы анкеты:

    День рождения мамы.

    Любимое время года.

    Любимый цветок.

    Любимый исполнитель.

    Любимое блюдо.

    Любимое занятие.

    Любимый цвет.

    Любимый праздник.

    Любимый вид отдыха.



Публикации по теме