Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности «Волшебница вода. Опыты и эксперименты (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию " Знакомство с камнем и мелом"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Интеграция областей: Познавательное развитие / здоровье и безопасность.
Тема: «Удивительная вода».

Программные задачи:
Образовательные:
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:
воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- круговорот воды в природе
- жидкость

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит?(лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Наклейте ее в следующую клеточку.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №3 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.
2.Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду". Я.,1998.
3. Рыжова Н. А. "Волшебница-вода".М., 1997.

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Социализация» , «Безопасность» , «Коммуникация» , «Художественная литература» , «Музыка» , «Художественное творчество» , «Здоровье» , «Труд» .

Цель : формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Образовательные : Дать сведения о происхождении кефира. Закрепить знания детей о свойствах воды, умение работать со схемами, символами. Обогащать словарный запас существительными (исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, именами прилагательными (соленый, кисломолочный, пресная, глаголами (притягивать) .(«Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Здоровье» , «Труд» )

Развивающие : Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов («Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Музыка» , «Художественная литература» , «Художественное творчество» )

Воспитательные : Воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы («Познание» , «Социализация» ).

Практические : Формировать навыки экспериментальной деятельности , закреплять умения и навыки работы с различными материалами.

Оборудование и материалы : пластиковые тарелки, ложки и стаканы, воздушные шары, подносы, салфетки, схемы, соленое тесто, молоко, вода, геркулес, яйцо, доски для лепки.

Технические средства : мультимедийный экран, компьютер.

Проведение НОД :

Воспитатель : Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном

открывать!

Ребята! Отгадайте загадку!

Тут пронзительно свистит чайник рано утром!

Холодильник здесь стоит, раковина с краном!

Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама!

(Кухня )

Воспитатель : Дети! Я вас сегодня приглашаю на кухню ! Но для нас она сегодня не место, где готовят пищу, а лаборатория. Мы станем исследователями, лаборантами, маленькими учеными, экспериментаторами , волшебниками. И в обычных предметах и продуктах будем открывать что-то новое и интересное.

А помогать нам в этом будет волшебный экран! Посмотрите на экран! Что вы видите?

1 Слайд. Продукты питания. Сахар, соль, лимон, яйцо, молоко, мука, овсяные хлопья, лавровый лист, вода свекла.

Воспитатель : Назовите это одним словом?

Дети : Продукты.

Воспитатель : Да, экран подсказывает, что именно эти продукты помогут нам провести опыты и эксперименты . Главный помощник на кухне - вода . Давайте вспомним свойства воды.

2 Слайд. Вода

Символ «Вода не имеет формы» .

Воспитатель : Что показывает нам картинка? (вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который ее налили) .

Символ «Вода не имеет цвета» .

Воспитатель : Что мы узнаем о воде по этой картинке? (Вода не имеет цвета)

Символ «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель : А что показывает нам эта картинка? (Вода не имеет вкуса)

Символ «Вода не имеет запаха»

Воспитатель : А что на этой картинке? (Вода не имеет запаха)

Символ «Вода - растворитель»

Воспитатель : Эта картинка показывает нам, что вода - хороший растворитель. Сейчас мы это и проверим. Нам нужно приготовить соленую воду. Какие материалы нам для этого нужны? (Вода, соль)

Воспитатель : Положите три столовые ложки соли в стакан, который стоит справа. Для опыта нам понадобятся яйцо и стаканы с чистой и соленой водой. Давайте проверим и сравним, как ведет себя яйцо в каждом из стаканов.

(В чистой воде яйцо утонуло, а в соленом растворе оно плавает)

Вывод : Соленая вода тяжелее пресной и в ней труднее утонуть. Она поддерживает предмет.

3 Слайд. Река и море.

Воспитатель : Мои помощники! Скажите, какая вода в реке (пресная, а в море (соленая) .

Где легче научиться плавать? Почему?

Воспитатель : Дети! Вы знаете, что и в обычной воде одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности.

Опыт. Лавровый лист и кусочек свеклы.

Вывод : Если предмет легче воды - он плавает, если тяжелее - он тонет.

Воспитатель : Посмотрим! Что нам хочет сказать волшебный экран?

Я приглашаю вас потанцевать под веселую музыку

Физминутка «Воздушные шары»

4. Слайд. Алгоритм выполнения эксперимента .

Воспитатель : У вас на столах лежат воздушные шары.

Что возьмем сначала?

Что возьмем потом?

Что сделаем?

К чему поднесем шарик?

Что произошло?

Как вы думаете, почему?

Вывод : оказывается шарик приобрел свойства магнита и притянул к себе хлопья.

Воспитатель : Исследователи! Вы любите хлопья? А с чем вы их больше всего любите кушать? (Ответы детей) . Хлопья полезно есть на завтрак с молоком.

5 Слайд. Волшебный экран показывает, какие продукты получают из молока.

Ответы детей (творог, ряженку, кефир, сыр, масло)

Воспитатель : Очень полезным кисломолочным продуктом является кефир. Сейчас мы приготовим из молока кефир.

Воспитатель : Нам понадобится молоко и лимонная кислота, которую делают из лимона. В один стакан положите ложку лимонной кислоты, размешайте.

Что получилось?

Чем отличается кефир от молока (кефир более густой) , на вкус он кислый.

Это кисломолочный продукт. А вы знаете, где и как впервые получили кефир?

6 Слайд. Наш экран показывает нам историческую справку.

Кефир - один из самых популярных кисломолочных продуктов.

Слово «кефир» - турецкого происхождения : «кеф» в переводе с турецкого означает «здоровье» .

В 19 веке на Северном Кавказе, в Осетии, из молока с помощью специальной закваски впервые стали делать кефир.

Воспитатель : Этот кефир хорош для приготовления теста.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Воспитатель : А я вам сегодня приготовила тесто из муки, соли и воды с добавлением пищевого красителя. Это тесто нельзя употреблять в пищу, а использовать только для изготовления поделок.

Мои маленькие ученые! Я приготовила торт для ваших кукол, но не успела его украсить. Поможете мне?

Показ изготовления розочек из теста.

7 Слайд. Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов»

Дети делают цветы. Украшают торт.

Итог занятия :

Давайте вспомним, какие опыты мы сегодня делали? А подскажет нам это наша магнитная доска!

А теперь нам пора прощаться, а на память о нашей встрече - подарки и угощение.

Название: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,опытно – экспериментальная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад №210
Месторасположение: г. Пермь

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».

Тема: «Магнит и его свойства» .

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи: — познакомить детей с понятием «магнит»;

Сформировать представления о свойствах магнита;

— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и диск).

Интересно от кого? (На диске изображен Пин)

Вы узнали кто это?

— Что это может быть?

— А зачем же он к нам приходили?

— Может ответ на диске?

Я поставлю диск и мы посмотрим что же нам хотят сказать наш друг »

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Вос.: Да вот это задачку загадал нам Пил.

А вы знаете что такое магнит? (Ответы детей).

Какой магнит (дети рассматриваю магниты в руках)

Магнит- это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, что бы мы ни чего не перепутали, направление нам укажут стрелки. Отправляемся на поиски?

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д.).

Вос.: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Нашли нужный ключ).

Давайте возьмём каждый по ключу и проверим а вдруг ещё какой- нибудь притянется к магниту. (Дети нет).

А почему?

А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод: И что у нас получилось? (Дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягиваются).

А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2 : на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята очень интересно а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Смотрите что у нас получится.

Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (ДА).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. (Достают скрепки).

Какой можно сделать Вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду)

Молодцы у нас всё получилось и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята посмотрите ещё одно задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3: Посмотрите,кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать что нашли в песке).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

У всех получилось найти спрятанный предмет?

У меня был …….

А у вас что?

Какой можно сделать вывод?(Молодцы все предметы в песке отыскали, а это значит что магнитные силы свободно походят через песок.)

Но нам нужен ключ берём его и отправляемся дальше.

А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: посмотрите 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание нам нужно разделится на пары.

Посмотрите что мы будем делать. (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Продолжаем движение по стрелкам.

Возвращаемся к сундуку.

Вос.: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

Как же нам выбрать ключ который откроет замок? (Ответы детей)

(на столе схема нужного ключа).

(Ребёнок берёт схему)

Вос.: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Да действительно конструктор и не простой а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. А может вы знаете где ещё используют магнит. (Ответы детей).

Ребята посмотрит Пин нам ещё что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас посмотрите где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось?

А что вы узнали сегодня нового о магните?

Что вам понравилось?

А где вы захотели использовать магнит?

А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит мы узнаем в следующий раз.

Конспект НОД по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» в ясельной группе.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.

Обучающая

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, прозрачность)

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия

Развивающая

Развивать навыки проведения первых опытов;

Развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей;

Развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная

Умение работать в группе;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Обогащение словаря: жидкость, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование: шляпа фокусника, стаканчики по количеству детей, тарелочки по количеству детей, краска, молоко, ватные палочки, игрушки, бутылочка с водой, сок, лимонад.

Методы и приемы: игровой (открытка с приглашением), наглядный (баночка с водой), практический (опыты), словесный.

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие речевое развитие, физическое развитие.

1часть. Организационная

Воспитатель читает детям книгу «Мойдодыр».Появляется шляпа фокусника и открытка.

Воспитатель: Ребята,чья это шляпа? А кто такой фокусник? А тут ещё и приглашение.

«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы, . Желаю удачи.»

Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в страну фокусов?(ответы детей. А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей)

Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебные фартучки.(Музыка)

Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками

Воспитатель: Посмотрите ребята, что стоит на столе. Давайте подойдём поближе.

Правильно, вода. А в этом стаканчике? (молоко)

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?

2 часть. Опытно-эксперементальная.

Воспитатель: Тогда начнём

Если хотите, можете присесть за столы…

Воспитатель: Ребята, посмотрите на стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А молоко? Сейчас мы с вами попробуем показать первый фокус: спрячем в молоке вот эту игрушку. Получилось? А теперь спрячем игрушку в стаканчике с водой. Почему игрушку видно?

Правильно, значит вода какая? (прозрачная)

На столе знаки. Посмотрите, фокусник нам приготовил разные знаки. Какой обозначает, что вода прозрачная? Давайте прикрепим этот знак на коврограф.

Соответствующий знак прикрепляется на коврограф.

Затем воспитатель предлагает определить, чем пахнет апельсиновый сок, лимонад и вода. Выясняют, что у воды нет запаха.

Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами научимся ещё одному фокусу.

Фокус «Разноцветная вода».

Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:

«Была водичка простой, стань водичка цветной» . Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.

Что случилось с водой? Она стала цветной, окрасилась.(Спросить у детей. Какого цвета вода.)

(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей, жёлтой)

Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем?

Физминутка .(Музыка)

Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам. Ребята а вы любите рисовать?

Мыс вами танцевали, а сейчас мы сделаем так, что наши краски тоже будут танцевать.

(На столе ёмкость с молоком) также краски гуашь и жидкое мыло.

Дети называют. Воспитатель: ребята, это всё нам понадобится для следующего фокуса.

Фокус «Танцующие краски»

(капнем немного краски в молоко, затем обмакнём ватную палочку в жидкое мыло и дотронемся до этого пятнышка краски. Что произошло? Вы видите как краска танцует? Теперь попробуйте сами.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. Вам понравилось сегодня в стране фокусов? А что вам больше всего понравилось? А что вы узнали про воду?мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам и я хочу показать вам ещё один.Сейчас я превращу эту бутылочку с водой в сок. Положу её в шляпу. А вы все закройте глаза.Раз, два, три вода в сок превратись! (воспитатель раздаёт сок детям)

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Очкуровский детский сад»

Николаевского муниципального района Волгоградской области

404048 Волгоградская область, Николаевский район

с. Очкуровка ул. Терешковой, 5 тел; 8-8449-45-25-11

ИНН/КПП 3418101095/341801001

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«Каменная страна»

подготовительная к школе группа

подготовила воспитатель:

Олейникова Татьяна

Петровна

с. Очкуровка

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, шершавая, ровная, шероховатая); температура (теплый, холодный); вес (легкий, тяжелый), плавучесть (тонет в воде). Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе. Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Материал и оборудование.

Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

Сундучок ощущений.

Большой камень «Профессор -Глыбович» (с наклеенными глазами и ртом).

Магнитная доска.

Набор схем-рисунков, указка.

Шапка ученого.

На каждого ребенка: средние подносы, набор камней, лупы, емкость с водой, кусок пластилина, ложка, салфетки.

Коллекция камней (для рассматривания).

Ноутбук, слайды с изображением каменных построек (мосты, здания, станции метро, скульптуры, каменные ограждения).

Сладкие разноцветные конфеты для сюрпризного момента.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П. Бажова «Каменный цветок». Загадывание и разгадывание загадок (камни, горы).

Словарная работа. Жесткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Методы и приемы.

Наглядный: фотографии, картины гор и горных ландшафтов, камень «Профессор -Глыбович», набор схем-рисунков, коллекция камней, слайды с изображением каменных построек.

Словесный: приветствие, рассказ, вопросы к детям, напоминания, загадывание загадок, объяснение и указание воспитателя на выполнение поставленной задачи, поощрение.

Игровой: дид.игра «Отгадай, что в сундучке», игра разминка «Подними ладошки выше».

Практический: экспериментальная деятельность: работа с приборами (лупы), постановка, проведение и обработка результатов проведенных опытов.

Технический: ноутбук.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, наша группа превратилась в научную лабораторию, а вы в ученых. Подойдите к столу. Что на нем лежит? (ответы детей).

Правильно, это сундучок ощущений. Вам необходимо с помощью ваших чувствительных пальчиков определить, что же там находиться. (Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола, по очереди просовывают руки с двух сторон в сундучок и ощупывают предмет.)

Ребята, что лежит внутри сундука? (ответы детей)

Правильно камень. Ой, ребята посмотрите (показывает камень) какой красивый камень у нас сегодня в гостях.

Камень: Здравствуйте друзья! Но я не просто камень, я Профессор-Глыбович. Я приглашаю вас посетить мою удивительную « Каменную страну». Для вас, у меня есть интересная загадка. Если вы ее отгадаете правильно, то узнаете, что мы сегодня будем изучать.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годиться на тысячу лет.

Он может быть мелким в ладошке лежать

Тяжелый, большой-одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Камень: Молодцы, ребята, я очень рад, что вы отгадали загадку и смогли на ощупь определить, что лежит в сундуке. Я сегодня самый гостеприимный, и приглашаю посетить вас мою «Каменную страну». В ней сегодня собрана коллекция камней и выставка картин на которых изображены горы, я предлагаю вам их посмотреть.

А где можно встретить камень?

Дети: в море, на улице, на реке, в горах.

Воспитатель: Правильно, камни в нашей жизни играют большую роль, хотите узнать много интересного о свойствах камней? (ответы детей)

Проходите и присаживайтесь за столы. Сегодня мы с вами станем учеными и будем проводить опыты с камнями.

Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы.

Опыт № 1.Определение цвета и формы.

Воспитатель: Рассмотрите камни лежащие перед вами. Все они разные. Внимательно осмотрите все камни, какого они цвета, и какой формы? Выложите в ряд камни, от самого большого, до самого маленького.

Дети проводят опыт, делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, белый, коричневый, красный, синий и т. д.)

Скажите, какими по форме и цвету бывают камни?

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2.Определение размера.

Воспитатель: Ребята, скажите у вас камни одинакового размера?(ответы детей)

Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний (дети выполняют).

Что же можно сказать о размерах камней?

Ввод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3.Определение характера поверхности.

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобятся наши чувствительные пальчики. Погладьте по очереди каждый камень. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями).

Покажите мне самый гладкий камень и самый шершавый. Гладкий потому, что у него нет острых углов и он находился под действием воды и песка. Поэтому поверхность некоторых камней гладкая.

Вывод: камень может быть гладким и шершавым.

Опыт № 4.Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. Возьмите лупы и рассмотрите камни. Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, углубления, дорожки, ямочки узоры и т. д.)

Молодцы, вы сегодня очень внимательны. Но я вижу, что вы немного устали, давайте проведем разминку.

Физкультминутка:

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша,

А под крышей-мы с тобой.

(Дети складывают руки над головой)

Подними ладошки выше

А потом сложи дугой.

Что же вышло?

Вышли гуси-вот один,а вот другой.

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик,

Мостик крепкий и прямой.

(Дети складывают руки перед грудью одна на другую «полоской»)

Молодцы ребята присаживайтесь. У есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, правильно взвешивают.

Опыт № 5.Определение веса.

Воспитатель: Ребята представьте, что ваши ладошки это чашечки весов. Кладите камни по очереди на ладошки и покажите самый легкий и самый тяжелый.(Дети выполняют задание)

Вывод: камни по весу бывают разные: тяжелые и легкие.

Опыт № 6.Определение твердости.

Воспитатель: Ребята возьмите в одну руку средний камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите сильно обе ладошки. Что произошло с пластилином? (Он изменил форму). А с камнем?(Форма осталась прежней).

Ребята, а как его можно сделать теплым? (Версии детей.)Я предлагаю вам нагреть камень с помощью нашего дыхания. Возьмите камень в ладошки. Через нос вдыхаем воздух, а выдох делаем через рот, губы трубочкой (3 раза). Что произошло? (Камень стал теплым.)

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Камень: Ой ребята какие вы молодцы! Мне очень понравилось наблюдать за вашими опытами. Вы очень внимательны и правильно делали выводы о свойствах камней, молодцы! А сейчас я приглашаю вас посмотреть слайды с фотографиями на которых изображены каменные сооружения.

(Дети рассаживаются возле монитора и рассматривают слайды. На которых изображены горные массивы причудливой формы, каменные сооружения: дома, замки, мосты, ограждения памятники и т. д.)

Воспитатель: Спасибо вам «Профессор-Глыбович» за то, что разрешили провести опыты в вашей «Каменной стране», и показали нам интересные слайды-фотографии. Мы с ребятами очень много узнали интересного о свойствах камней и хотим подвести итог нашего занятия. Ребята! Посмотрите пожалуйста на доску, у нас получилось необычное письмо о свойствах камней. Письмо в схемах и рисунках. Кто хочет стать ученым, надеть шапку Бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

Камень: Молодцы ребята! Это письмо в схемах я оставлю себе на память. Буду на него смотреть и вспоминать о вас. А за то, что вы посетили мою «Каменную страну», я угощаю вас сладкими, разноцветными конфетами.

Воспитатель: Спасибо вам «Профессор-Глыбович» нам с ребятами очень понравилось в вашей удивительной стране. И мы с удовольствием к вам еще раз придем в гости. До свидания.



Публикации по теме