Конспект занятия по лепке на тему: «Куличи и яйца. План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: пасхальное яичко

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе: «Пасхальный кулич». Цели: Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Светлое Христово Воскресение. Задачи: Образовательные: -учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта; -совершенствовать умение создавать работы в технике пластилинография. Развивающие: -развивать мелкую моторику рук, умение планировать свою работу, доводить ее до конца, оценивать работу. Воспитательные: -воспитывать аккуратность в работе с пластилином; -вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки. Предварительная работа: Беседа о символах и традициях Пасхи, рассматривание картинок с изображением куличей. Ход занятия. Сейчас весна в самом разгаре и все мы в ожидании прекрасного, светлого праздника Воскресения Христова. И, конечно же, во многих семьях чтут и берегут пасхальные традиции –красить яйца и печь куличи, а ночью освящать их в церкви. Каждая хозяйка хранит свой секрет пасхального кулича, передает его своим дочкам и внучкам. А знаете ли вы, почему на Пасху пекут куличи? Древние писания гласят, что во время трапезы апостолы всегда оставляли одно место пустым – для Иисуса Христа, который являлся к ним после своего Воскрешения. Ученики всегда клали на тарелку кусочек хлеба для Господа, так со временем в церкви появилась традиция оставлять на определенном столе хлеб. Во время праздничного крестного хода хлеб 1 обносили вокруг церкви, затем делили на маленькие кусочки и угощали прихожан после службы. По прошествии некоторого времени во многих семьях стало доброй традицией дома иметь такой хлеб. Отсюда и происходят корни выпекания кулича. Выпекались пасхальные куличи из дрожжевого сдобного теста, и обязательно в форме высокого цилиндра. Круглая форма куличей совсем не случайна. Согласно древним писаниям, саван Иисуса Христа был именно круглой формы, отсюда и произошла традиция печь на Пасху круглые куличи. Для выпечки используют именно сдобное тесто, ведь до смерти Иисус с учениками кушали только пресное тесто, а уже после Воскрешения – сдобное. Именно поэтому существует примета печь кулич очень сдобным – сладким, с добавлением большого количества яиц, масла молока, изюма. Пасхальный кулич является символом новой жизни, символом воскрешения, знаменует победу жизни над смертью. Каждая хозяйка заранее должна подготовиться к выпеканию куличей. Приступать к замешиванию теста обязательно нужно с чистой душой и мыслями. Следует помнить, что выпекание куличей – это святое таинство. Никогда не делайте это в спешке или в нервном состоянии. Раньше существовало поверье, от того, какой получится праздничный кулич, будет зависеть весь год семьи. Если ровный, гладкий – год сложится счастливый и удачный, если треснет или упадет – год принесет разочарование и утраты. Печь пасхальные куличи по традиции следует в Чистый четверг, этот день символизирует Тайную вечерю. В доме должны царить порядок и чистота, согласно поверью, нельзя даже открывать окна и двери. Когда выпекаются куличи, нельзя стучать, греметь и даже громко разговаривать. Существуют также традиции, как кушать пасхальные куличи. Их едят первыми за праздничным пасхальным столом. Разрезать кулич следует поперек, чтобы получились колечки. Шапку не едят, а оставляют, что бы прикрыть надрезанную часть. Несмотря на то, что сейчас в большинстве магазинов и кондитерских можно купить готовые куличи, на Пасху пекут куличи во многих семьях. 2 Людям трудно представить Воскресение Христово без сладкого запаха куличей в доме, знаменующих о прекрасном празднике. Удачных вам куличей, светлой Пасхи, добра и мира в ваших семьях! Вот и сегодня мы с вами отправимся на кондитерскую фабрику и на несколько минут превратимся в кондитеров, где будем лепить праздничный кулич (пасху). Кулич мы будем делать в технике пластилинография. Для этого вам нужно нарисовать на картоне кулич и «раскрасить» его пластилином. Глазурь мы будем украшать настоящими украшениями для куличей. Глазурь мы сделаем белую, а сам кулич – коричневым. Пальчиковая гимнастика «Хлебушек». Муку в тесто мы замесим, (показываем, как месим тесто) А из теста мы слепим: (показываем, как лепим пироги) Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши) Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед) Ребята выполняют задание. Воспитатель помогает. После завершения работы воспитатель читает небольшое стихотворение о Пасхе, которым завершается занятие: «Радует природа в светлый праздник Пасхи, Колоколен звоны рвутся ввысь небес! Появилась зелень, стали ярче краски, В храмах торжествуют, ведь Христос воскрес! » Ребята, мы сегодня с вами познакомились с традицией печь куличи к празднику светлой Пасхи. Я желаю вам всем помогать готовиться вместе с мамами, папами, бабушками, со всей семьей к этому замечательному светлому празднику. 3

Задачи образовательной деятельности:

ОО «Познавательная деятельность»: формировать представления детей об общечеловеческих ценностях, прививать интерес к старинным семейным традициям, формировать знания об истории праздника, его традициях, понятиях, обычаях, играх, обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования христианской Пасхи.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :воспитывать нравственные качества личности детей, ориентировать дошкольников на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие.Воспитывать дружелюбие.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» : формировать представление о народной художественной культуре, интерес к различным видам крашения яиц, знакомить детей с обрядами весеннего цикла через песни.

ОО «Физическое развитие» : развиватьсенсомоторную координацию, сноровку, учить экспериментировать, изобретать, стимулировать детей изобретать новые способы прокатывания яиц по горке.

Предварительная работа:

1. Беседа «Символ веры у нас на шее».

2. Лепка из глины или пластилина «Яички к празднику».

3. Приготовление совместно с родителями пасхальных яиц различными способами: писанка и крашенка.

Оборудование: желоб, сделанный из картона, длиной 1 м, шириной 20 см, края высотой 3-5 см; ноутбук; видеопроектор; яйца крашенные.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами, милые дети, постараемся стать еще чуть грамотнее, чем вчера. Вы хотите стать взрослыми и грамотными?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ведь хорошо человеку грамотному! Грамотный человек все знает и другим может объяснить, оттого грамотного не только люди уважают, но и Бог любит: он знает, как в жизни добро делать. Когда вы вырастете, сами скажете: «Хорошо нам, мы все можем объяснить людям». А родители ваши будут гордиться вами.

Посмотрите, ребята, кто эта прелестная девочка на картинке и как ее зовут?

Воспитатель: Это девочка Мария, когда Она выросла, Она стала Божией Матерью.Садитесь поудобнее и слушайте, я расскажу вам предание старины глубокой.

Жила-была девочка Мария. Когда Ей исполнилось 3 года, родители Иоаким и Анна одели Ее в лучшие нарядные одежды и повели в храм. Сам первосвещенник встретил Марию на входе и поставил Её на первую ступеньку. И случилось необыкновенное: Её ввели в самое сокровенное место в храма, она стала избранницей, чтобы стать Божией Матерью.

В этом храме Она обучалась и воспитывалась, молилась, соблюдала пост и все правила. И вскоре юная Дева Мария стала взрослой и у Неё родился сын Иисус, который стал Богом и Человеком.

И этот день, милые дети, стал самым большим зимним праздником. Как этот праздник называется, ребята?

Дети : Рождество.

Воспитатель : Правильно, Рождество Христово - это общехристианский праздник, который верующие отмечают в день рождения Иисуса Христа, 7 января.

Иисус Христос вырос послушным и умным мальчиком, он учил и наставлял других людей, как жить правильно. Он со своими апостолами учили жить не по принципу «око за око, зуб за зуб», когда в итоге получается месть, а совсем по-другому. Тебя ударят, а ты не дерись, объясни человеку, что он не прав. Тебя дразнят, а ты прости, сразу же видно, что человек малограмотный. Будь всегда добрее даже к тому, кто обидел тебя когда-то, пожалей его, ведь его никто и никогда любить не будет. Многим людям помогал Иисус, он исцелил всех больных, кормил бедных. Но в нашем прекрасном мире не всегда правит добро.Когда-то, очень давно, злые люди предали и убили Иисуса, распяли Иисуса на кресте в горной местности.

На рассвете третьего дня к месту погребения пришла Мария Магдалина. Она зашла в пещеру, где обнаружила, что нет Господа Иисуса Христа на месте погребения, Он победил смерть и воскрес из мёртвых. Вот такой счастливый конец этой грустной истории. А какой праздник напоминает нам об этой великой радости?

Дети : Пасха.

Воспитатель : А как в вашей семье празднуют самый великий православный праздник - Воскресение Христово?

Дети : Мама готовит разные праздничные блюда, покупаем куличи красивые, готовим пасху, красим яйца.

Воспитатель : А вы знаете, почему принято красить яйца на Пасху? Пасхальное яйцо - это символ новой жизни. Предание гласит, что святая Мария Магдалина пришла к царю Тиберию, чтобы сообщить ему радостную весть о воскрешении убитого Иисуса и преподнесла ему в подарок обыкновенное яичко. Но царь ей не поверил, сказал: «Пусть это яйцо покраснеет, тогда поверю, что Иисус воскрес». И яйцо, в тот же миг стало красным. Мария Магдалина сказала: «Христос Воскрес», а Тиберий ответил: «Воистину воскрес». С той поры люди в светлый день Пасхи, красят яйца при встрече здороваются словами «Христос Воскрес», а им отвечают: «Воистину воскрес» и обмениваются яичками. Посмотрите, сколько сегодня в моей избе расписных яиц. Давайте мы сейчас с вами похристосуемся. Берите в руки по яичку, я вам скажу «Христос Воскрес!», а вы мне отвечаете «Воистину воскрес!».

(Дети христосуются.)

Дети исполняют песню.

Песня на мелодию песни «Золотая свадьба»

Пасху, пасху празднуем семьей.
Пасха, пасха - праздник озорной.
Крашеные яйца весело едим,
Вас поздравить с праздником хотим.

Припев:

Бабушка рядышком с дедушкой
Дружно кулич доедают.
Мамочка рядышком с папочкой
С весельем гостей принимают.
Этот праздник знать вы все должны.
Поздравления летят со всей страны.
Будем праздник весело справлять,
Про старинные обычаи вспоминать.

Припев:

Говорят, что Пасху раньше
Отмечала вся страна.
На качелях, сидя дружно
Улыбалась детвора.
Молодежь теперь не знает,
Как же пасху отмечать:
Яйца красить, куличи стряпать
И гостей к столу встречать.
Заглянули в старину мы -
Будто дождь омыл сердца.
И Вам немножко рассказали
О Воскресении Христа.
Повсюду благовест гудит
Из всех церквей народ валит
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

(Дети поют песню в хороводе).

Игра «Скатывание яиц с лотка».

Берем желоб, сделанный из плотного картона, сложенную буквой п, чтобы получилась «труба-горка»,расставляем на столе рядом с нашей горкой яйца всех участников игры (каждый игрок выставляет по 1 яйцу). Расставляем яйца так, чтобы скатываясь с горки и прокатываясь по столу, яйцо игрока могло сбить яйца участников игры или прокатиться мимо них.

Если ребенку удалось сбить яйцо, он забирает себе сбитое яйцо и продолжает игру - снова запускает свое яйцо с горки. Если же ему не удалось сбить яйцо, то он уступает ход следующему игроку. Яйцо, которое скатилось и не сбило других яиц остается в игре. Побеждает тот, кто набрал больше всех яиц в этой игре.

Проводится итог занятия . Дети высказывают свое мнение, что им больше всего понравилось на занятии.

Воспитатель: Летова Светлана Анатольевна

г. Рыбинск 2018 год

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству пластилинография с элементами аппликации (инкрустации) «Пасхальное яйцо» в средней группе.

Тема: «Пасхальное яйцо».

Цели.

Учить детей приему - пластилинографии.

Развивать умение создавать оригинальные украшения пасхальных яиц способом аппликации (инкрустации) природными материалами.

Развивать мелкую моторику рук, интерес к лепке, воображение, творческое мышление, самостоятельность в выборе материалов и способов художественной выразительности.

Воспитывать интерес к культурным традициям русского народа.

Предварительная работа.

Беседа о празднике «Светлая пасха», знакомить детей с культурными традициями русского народа, рассматривание узоров на изделиях и картинках пасхальных яиц.

Материалы .

Пластилин, доска для лепки, шаблон яйца, крупы на выбор: фасоль белая и красная, горох, семечки подсолнуха, зерна кофе, зерна кукурузы. Корзина с курочкой, варианты пасхальных яиц.

Ход занятия.

Воспитатель. Звонко капает капель

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла.

(К.Фофанов)

Ребята, какой скоро будет праздник?

Дети. Пасха.

Воспитатель.

А как вы дома готовитесь к Пасхе?

Дети. Мы печем куличи и красим яйца.

Воспитатель.

Пасха самый главный праздник у христиан, это очень древний обычай, красить яйца, дарить родным и близким. Яйцо - это символ жизни.

Сегодня к нам пришла курочка с сюрпризом. Давайте посмотрим, что она нам принесла?

Дети. Яйца.

Воспитатель.

Давайте мы с вами сами украсим яичко к Пасхе.

(Дети садятся за столы)

Как мы можем раскрасить яйцо без красок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель.

Я научу вас раскрашивать яйцо пластилином.

Показ приема- пластилинографии.

От пластилина нужно отщипнуть кусочек и нанести на яйцо придавить и слегка размазать. Таким способом закрасить все яйцо

Посмотрите, что у меня получилось.

Посмотрите, какие пасхальные яйца получились у меня.

А сейчас выберите пластилин по цвету, каким вы хотите сделать свое яйцо.

Приступайте к работе.

(Дети мастерят поделку).

Воспитатель.

Давайте покажем курочке, какие пасхальные яйца у нас получились.

(Выставка детских работ).

Воспитатель.

Ребята, что мы сегодня с вами делали?

Дети. Пасхальные яйца.

Воспитатель.

Как мы раскрасили яйца? Чем их украсили? Понравилось ли вам украшать яичко?

Ответы детей.

Воспитатель.

Курочке очень понравились ваши яйца.

Молодцы ребята, вы очень постарались.

В средней группе дошкольники находятся в начале долгого и интересного пути познания и освоения навыков творческой деятельности. Задача воспитателя - использовать весь комплекс методов и приёмов для развития у детей художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, интереса к созданию собственных маленьких шедевров: от самых простых линий и форм до более сложных композиций. Изучаемая тема должна находить отражение в занятиях по изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке) в совокупности с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В нашем случае речь пойдёт о теме «Яички простые и золотые».

Педагогические советы по организации занятий по рисованию в средней группе

Дети среднего дошкольного возраста начинают проявлять познавательный интерес к творчеству. Используя различные речевые обороты, дети учатся высказывать своё мнение относительно понравившейся им картины и приводить элементарные аргументы в пользу художественных средств, которые использовались для передачи изображений.

Воспитатель начинает знакомить детей с народными игрушками: дымковской, филимоновской. Они настолько яркие и выразительные, что сразу привлекают ребят своими красочными образами. В средней группе вводятся занятия по декоративному рисованию, на которых во время предварительной беседы воспитатель показывает произведения русских традиционных народных промыслов. Дети декорируют платья для куклы, платки, фартуки, сарафаны для матрёшки разными узорами. Для развития детского воображения можно посоветовать вырезать из белого картона или бумаги очертания дымковской или филимоновской игрушки, которые дети кладут на декорированные узорами листы бумаги. Взору детей открывается интересная расписная игрушка, напоминающая народную.

Перед тем как изобразить предмет, педагог учит ребят умению освоить его форму, изучить образ вцелом, не упуская из виду важные для этого предмета детали. Для придания выразительности детским рисункам, можно предлагать им бумагу разной формы и цвета. Композиционные и сюжетные варианты предлагает воспитатель, так как для детей четырёхлетнего возраста это задание представляет определённую сложность особенно в начале учебного года. Однако во второй половине года педагог постепенно должен вовлекать детей в процесс придумывания сюжетно-композиционной структуры рисунка. Таким образом, воспитатель ставит задачу мотивировать детей изображать не только персонажей, а дополнять сюжет другими деталями. Например, при рисовании цыплят нарисовать травку, цветочки.

На занятиях по рисованию можно использовать традиционные техники рисования с помощью цветных карандашей, восковых мелков, гуаши, акварельных красок. Можно сочетать средства рисования: акварель и восковые мелки. Из нетрадиционных техник интересным может быть пальчиковое рисование, тычкование (для декорирования яичек).

Развивать интерес к изобразительной деятельности

Тема «Яички простые и золотые» позволяет развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, то есть наряду с рисованием, воспитатель может задействовать лепку, например, на тему «Курочка Ряба снесла яички», и аппликацию на тему «Разноцветные пасхальные яички», «Украсим яички для бабушки». Одной из интереснейших нетрадиционных техник является лепка из солёного теста, которое имеет ряд преимуществ перед использованием пластилина. Солёное тесто совершенно безопасно, хорошо лепится, не прилипая к рукам, не пачкает рабочую поверхность и легко отмывается, и главное то, что поделки из такого теста можно сушить и расписывать на занятиях по рисованию или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Традиция лепки из солёного теста, известная ещё на Руси, возрождается, предоставляя возможности для творчества.

Педагог может предложить индивидуальные задания детям, которые проявляют особый интерес и способности к рисованию. Например, украсить яички узором, используя нетрадиционные техники рисования (пальчиковое, рисование ватными палочками). Можно также нарисовать цыплёнка, который вылупился из яичка, с помощью техники рисования ладошками. Увлекательным должна показаться детям идея использования манки, когда рисуется контур яичка, потом намазывается клеем и посыпается манкой. Такого рода задания превращают учебное занятие в настоящий творческий процесс, а ребята чувствуют себя художниками.

Учить придумывать композиции

Композиция играет важную роль в художественном развитии детей начиная с младшего дошкольного возраста. В каждой последующей возрастной группе композиционные решения усложняются, появляется художественный замысел, который ребёнок пытается выразить через разные виды изобразительной деятельности. Дети 4–5 лет нуждаются в чутком педагогическом руководстве, то есть воспитатель предлагает им различные композиционные решения, творческие задания, придумывая каждый раз что-то новое. Когда дети в начале учебного года осваивают простые техники изображения предметов различной форме, то на занятии по рисованию простых и золотых яичек сложно говорить о большой вариативности композиционных решений. Однако во второй половине года дети уже осваивают навык декоративного рисования, владения разными техниками рисования кистью, то можно говорить об усложнении сюжетной и композиционной линиях. Одним из интересных вариантов может стать коллективная композиция из пасхальных яиц или разноцветных яичек в корзинке. Композицию может дополнить цыплёнок или пасхальный зайчик.

Мотивировать к творчеству

В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация. В качестве мотивирующего начала можно использовать теневой театр с постановкой сказки «Курочка Ряба», дидактическую игру с любимыми персонажами. Воспитатель совместно с детьми может разыграть сценку по сказке, или когда в гости приходит курочка с цыплятами. Детям будет интересно, так как они сами будут вовлечены в постановку. Педагог может начать занятие с рассказывания сказки или чтения рассказа, разучивания стихов, использовать музыкальное сопровождение.

Примеры авторских конспектов занятий по рисованию в средней группе

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (2–3 минуты)
  2. Основная часть (10–13 минут)
  3. Физкультминутка (1–2 минуты)
  4. Заключительная часть (подведение итогов) (2 минуты)

О.Н. Мищук. Занятие по рисованию на тему «Простые и золотые яички для курочки Рябы»

Развивая интерес к творчеству, мы воспитываем личность.

Пример конспекта занятия по рисованию

Вид деятельности Тема/Материалы
Рисование «Яичко простое и золотое»
Материалы.
Белая, жёлтая гуашь, листы бумаги светло-зелёного, светло-голубого цвета, кисти, банки с водой.
Закрепить знания об овальной форме, понятия «острый», «тупой».
Учить рисованию овальных предметов. Упражнять в умении закрашивать изображение не выходя за контур.
Развивать детское воображение.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассмотреть особенность внешнего вида яичка с целью закрепления знания о том, что один конец у него острый, другой - тупой.
Основная часть Беседа с детьми
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним на занятие пришла в гости курочка Ряба. Она пришла прямо из сказки. Предлагает детям вспомнить её содержание, показывая теневой театр. Дети вспоминают, что в конце сказки мышка разбила яичко, и курочка обещала снести золотое яичко для дедушки и бабушки.
Педагог говорит, что, так как курочка была не простая, а сказочная, то она решила прийти к вам, ребята, в гости, чтобы вы тоже почувствовали себя героями сказки и нарисовали яички для бабушки и дедушки. Одно простое и одно золотое.
Воспитатель предлагает прочитать курочке стихотворение.
Курочка-Пеструшка, добрая толстушка,
По двору гуляет, деток созывает:
– Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята,
Жёлтые комочки, дочки и сыночки?
Поспешите к маме: кушать будем с вами
Семечки и крошки, доставайте ложки.

Вот ещё загадки отгадайте.

Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад.
(Курица)
Закудахтала она: «Я большая птичка!
Поглядите, принесла жёлтое яичко!»
И пошла на улицу
Похвалиться … (Курица)
«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» –
Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая … (Курица)

А теперь давайте нарисуем нашей курочке яички.
Воспитатель спрашивает, какой формы яйцо. (Овальное).
Показать картинки с изображением яиц, курочки Рябы с яичками.
Вспомнить, что они уже рисовали и лепили предметы овальной формы. Сначала воспитатель предлагает в воздухе показать движение пальчиком или кистью, как они будут рисовать яичко.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Гимнастика «Маленький цыплёнок»
Озорной цыплёнок жил,
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
Давайте рассмотрим, какие красивые у вас получились яички. Вам нравятся ваши рисунки? Курочка Ряба тоже довольна, кудахчет: «Ко-ко-ко, какие ребятки молодцы! Дедушка с бабушкой будут рады таким яичкам».
Отдают курочки свои рисунки.
Выставка детских работ. В центре композиции изображение курочки Рябы, вокруг детские работы. Разместить можно на большом листе бумаги или на стенде.

Объяснение этапов рисования простых и золотых яичек

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов рисования яйца.

  1. Расположить лист бумаги горизонтально. С левой стороны листа рисуем простое яичко, с правой - золотое. Можно рисовать на одном листе простое яичко, на другом - золотое. (Рисунок 1, 2).
  2. Начать рисовать белой гуашью простое яичко сверху, закругляя кончик, вести кисть плавно, не останавливаясь, расширяя яичко внизу (тупой кончик яичка), вернуться в верхнюю точку, сужая яичко сверху.
  3. Закрасить яичко белой гуашью. Напомнить, что красить нужно аккуратно, в одном направлении, не выходя за контур. (Рисунок 3).
  4. В такой же технике нарисовать золотое яичко жёлтой гуашью. (Рисунок 4).

Тонированный светло-голубой лист бумаги
Торированный светло-зелёный лист бумаги

Картинки для показа детям

Курочка Ряба снесла яички простые и золотые

Курочка снесла простое яичко Белое яичко Коричневое яичко Курочка снесла золотое яичко Сверкает на солнце Для бабушки и дедушки сказочное яичко Сказочные яички

Если в первой половине учебного года дети рисуют достаточно простые по форме предметы, то к весне у них уже есть навык декоративного рисования, то есть они могут украшать рисунки узорами (точки, кружочки, полоски, штрихи). Поэтому в преддверии празднования светлого весеннего праздника Пасхи у педагога есть прекрасная возможность не только рассказать детям о празднике - истории, особенностях празднования, символах, – но и организовать интересное тематическое занятие. Первый этап - лепка пасхальных яичек, потом их роспись. Лепить яички можно на занятии по лепке или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Расписывать вылепленные яички на занятии по декоративному рисованию.

О.Н. Мищук. Занятие по декоративному рисованию на тему «Готовимся к Пасхе»

Конспект занятия по декоративному рисованию

Организационная образовательная деятельность
Вид деятельности Тема/Материалы Задачи/Программное содержание
Рисование Декоративное рисование
Материалы.
Гуашь разных цветов, заготовки яичек из солёного теста, кисти, банки с водой.
Учить декорировать предметы овальной формы.
Расширить кругозор, знания о русских праздниках, культуре, традициях.
Развивать воображение.
Воспитывать аккуратность.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассказать о Пасхе, традициях её празднования, символике.
Рассмотреть картинки с расписанными яйцами.
Обсудить, какие элементы узора можно использовать для декорирования пасхальных яичек.
Основная часть Беседа с детьми
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла.
К. Фофанов

Воспитатель рассказывает о Пасхе.
Пасха - это главный праздник всех христиан, очень светлы и добрый. В этот день все люди пекут пасхальные куличи, делают творожную пасху и красят яйца.
Яйцо - это символ жизни и её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят родственникам и друзьям со словами: «Христос воскрес!» В ответ нужно сказать: «Воистину воскрес!», поцеловать друг друга в знак прощения и любви к близким людям.
Воспитатель читает стихотворение о пасхальном яйце.
Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
– Пасха - праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Т. Лаврова

Пасха - символ весны, веры, любви.
А в гости к нам сегодня пришёл пасхальный кролик, который является символом Пасхи в других странах. Он проделал длинный путь, чтобы прийти к нам в гости. Давайте, ребята, порадуем его и распишем яички, которые мы с вами сделали из теста. Они уже высохли и ждут, что мы их красиво украсим пасхальными узорами.

Воспитатель показывает картинки с расписными пасхальными яйцами. Обсуждает с детьми, какие элементы можно использовать для украшения. Воспитатель просит проявить фантазию и аккуратность во время расписывания яичек.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Гимнастика «Маленькие ребятки»
Мы руками – «хлоп- хлоп»,
Мы ногами – «топ- топ»,
Мы плечами – «чик- чик»,
Мы глазами – «миг- миг»,
Раз туда, раз сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора.
Заключительная часть (подведение итогов) Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какие у них получились красивые яички, и устроить выставку, чтобы мамы и папы могли посмотреть на их работы.
Если яички были объёмные, то после высыхания их можно сложить в корзину и поставить рядом с пасхальным кроликом.
Если яички плоской формы, то можно завязать разноцветные ленточки и вместе с детьми украсить веточки вербы, которые им принёс на праздник пасхальный кролик.

Объяснение этапов декорирования пасхальных яичек

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов росписи пасхального яйца.

  1. Воспитатель замешивает солёное тесто, и дети лепят яички, которые будут декорировать на занятии по рисованию. В тесто можно добавить гуашь или натуральные красители (морковный или свекольный сок), тогда яички получатся цветные. (Рисунки 1, 2).
  2. В зависимости от общего уровня подготовки детей и индивидуальных особенностей, они могут лепить плоские заготовки яйцевидной формы или объёмные. Если заготовки плоские, то воспитатель может проделать дырочки вверху, чтобы потом готовые работы можно было повесить на стенд. (Рисунки 3, 4, 5).
  3. Плоские заготовки кладутся на рабочую поверхность, объёмные дети держат за оба конца пальцами левой руки и расписывают. Потом воспитатель помогает им перевернуть заготовку, и дети украшают яичко с другой стороны. В конце работы поставить яички на подставку для дальнейшего высыхания. В качестве подставки можно использовать пробки от пластиковых бутылок. (Рисунки 6, 7).
  4. Рисуя полосы, кисть ведём плавно, не отрываясь от поверхности.
  5. Цветочки рисуем в технике примакивания.
  6. Точки и кружочки рисуем кончиком кисти. Можно также выполнить их в нетрадиционной технике тычкования ватной палочкой.

Замешивание солёного теста Лепка из теста Яичко из теста Слепили яички Заготовки для декорирования Роспись пасхальных яичек Роспись пасхальных яичек

Картинки для показа детям

Кролик и цыплёнок Кролик украшает яичко Кролик идет в гости Кролик готовится к Пасхе Кролик дарит пасхпльное яйцо Веселый кролик ждет гостей

Расписные пасхальные яички

Яркие узоры Красные-прекрасные Точки-цветочки
Нежные ромашки Цветная Пасха Завитки Полосочки Нежность Радостная Пасха Кружочки Полосочки и точки Разные узоры

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями:

Познавательное: знакомить детей с историей праздника Пасхи, его особенностями подготовки, познакомить детей с нетрадиционным способом лепки из соленого теста, развивать интерес к обычаям и традициям русского народа, способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности, способствовать воспитанию любви и уважения к культуре народа, его обычаям, традициям.

Художественно-эстетическое: учить лепить пасхальное яйцо из соленого теста, используя за основу коробочки из под киндер-сюрприза, продолжать учить детей проявлять свою фантазию и воображение в лепке, развивать умение придавать яйцу овальную форму, способствовать расширению и закреплению знаний и умений по технике в работе с соленым тестом.

Социально-коммуникативное: развивать навыки коллективного труда, дружеское и деловое общение детей в совместной работе, учить детей оценивать работы сверстников, высказывать эстетические оценки и суждения, закреплять умение делиться впечатлениями с взрослыми и сверстниками, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, аккуратности, внимательности, дисциплинированности

Речевое: активизировать словарный запас по теме, развивать культуру речевого общения с воспитателем и сверстниками, развивать связную речь.

Физическое развитие: формировать потребность в двигательной активности.

Предварительная работа:

Беседа о праздновании Пасхи, рассматривание узоров на изделиях и на картинках.

Инструменты и материалы: соленое тесто, кисти, салфетки, вода, коробочки из под киндер-сюрприза.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам пришла весна, и с собою принесла светлый праздник, который называется Пасха. Ежегодно весной все православные христиане отмечают самый светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Всюду звонят колокола, люди идут в храмы, освещают крашенные яйца и куличи.

А скажите мне, пожалуйста, может быть, кому-то из вас знакомо это имя – Иисус Христос? Кто это? (Ответы.) Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос – Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи – это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным. Народ любил Иисуса и был ему за все благодарен. Но гордые, завистливые люди, которые обманывали народ, возненавидели его, и решили погубить. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Но прошло три дня, и он воскрес. Это было настоящее чудо. Поэтому Пасха – это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа, праздник в честь возвращения его к людям. В этот день принято дарить родным и близким людям пасхальные яйца – символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе! » В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

Ребята, какие вы знаете праздничные цвета Пасхи? Это: красный – любовь, белый – счастье, желтый – богатство. Знаете ли вы, что символ праздника Пасхи – красное яйцо. Почему? Есть христианская легенда: «Пришла как то Мария Магдалина во дворец императора Тиверия. Некогда знатная и богатая гражданка, она была прекрасно знакома с тонкостями придворного этикета. Потому в знак вежливости сразу протянула императору свое приношение – белое яичко – единственное, что было в руках. И громко сказала, наверное, что пришло на ум: «Христос воскресе, Государь!» Удивился император: «Как воскрес? Из мертвых?» - спросил он. – Как белое яйцо никогда не станет красным, так однажды умерший уже не оживет!» Только сказал император эту фразу, как поднесенное яйцо начало розоветь и стало красным. Хотите верьте, хотите нет, но говорят с тех пор уверовал могущественный император. Кого не убедили слова, того убедило красное яичко! С тех пор пошел обычай дарить всем, кому желаешь добра, красное яичко на Пасху!»

Основная часть

Воспитатель: Ребята, скоро пасха, а вы хотите своим родным сделать пасхальный подарок своими руками. Хорошо, и сегодня, мы с вами будем делать пасхальный подарок – яйцо, и делать его мы будем из соленого теста.

Физкультминутка

«Мы руками- «хлоп- хлоп»,

Мы ногами- «топ- топ»,

Мы плечами- «чик- чик»,

Мы глазами- «миг- миг»,

Раз туда, раз сюда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора».

Практическая часть: - А теперь, ребята приступим к практической части нашего занятия. У вас, на столах, у каждого есть коробочка из под киндера сюрприза. Сейчас вы приступите к облепливанию киндер-сюрприза соленым тестом. Звучит народная музыка, дети приступают к выполнению задания, педагог прослеживает работу детей (подхожу к детям, испытывающим затруднения, для себя отмечают, как на этом этапе дети справляются с предложенным заданием).

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго мы лепили.

Наши пальцы утомили,

(Встряхивание кистями перед собой.)

Пусть немного отдохнут.

И опять лепить начнут

Дружно руки разведем.

И опять лепить начнем,

(Отвести руки назад - вниз, отклонившись на спинку стула.)

Заключительная часть

Итак, ребята, при помощи какой нетрадиционной техники, мы лепили пасхальные яйца? Назовите, как вы лепили? Какие получились яйца? Чьё яйцо вам понравилось больше? (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

Когда ваши работы подсохнут, мы раскрасим их акварельными красками, чтобы ваши родители смогли полюбоваться ими. Вы в свою очередь расскажете им, что вы узнали, и подарите им свои поделки.

Дети рассматривают работы своих сверстников, делятся впечатлениями друг с другом и выставляют свои работы на просушку.



Публикации по теме