Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами. Знакомство с народными игрушками в средней группе

Татьяна Андреевна Попова

Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре

Введение

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Мы считаем необходимым довести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать их в национальных традициях.

Нами были разработаны интегрированные циклы занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры, объединенные общей тематикой.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т. п.

Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры – один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В играх удовлетворяется детская жажда действия. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.

Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. д. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта и т. д.

Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

Создание в группе мини-музея предметов, характерных для русского народного быта. Подобные мини-музеи оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Конспекты занятий

Сентябрь Тема цикла «Во саду ли, в огороде»

Занятие 1. Развитие речи

Тема: «Во саду ли, в огороде».

Программное содержание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Познакомить детей с потешкой «Наш козел». Учить отгадывать описательные загадки. Закреплять знания об овощах, фруктах и ягодах; их названиях.

Материал. Палка (длина 1 м), игрушка Козел-стрекозел, корзина, натуральные овощи, фрукты и ягоды: морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко, смородина; 3 тарелки, яблоки для угощения детей.

Предварительная работа. Разучивание потешки «Наш козел». Объяснение слов и выражений: «тесто месил», «печку топил», «сказки сказывал», «небылицы», «неслыхальщины». Подбор наглядного материала. На прогулке разучивание русской народной игры «Огородник», объяснение встречающихся в игре выражений «к концу востра», «всяк за вихор возьмет».

Русская народная игра «Огородник».

Каждый играющий называет себя каким-нибудь овощем. Все становятся в круг. Один ребенок – огородник – выходит в середину круга и стучит палкой по земле.

Дети спрашивают у огородника:

– Кто там?

Он отвечает:

– Огородник.

– Зачем пришел?

– За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Огородник должен назвать, кто из ребят репа. Если угадал, то «репа» от него убегает, а огородник старается догнать.

Ход занятия

Раздается стук в дверь. В гости к ребятам приходит Козел-стрекозел (игрушка). Козлик приносит подарок – корзину с ягодами, фруктами и овощами. Вначале корзина закрыта, и детям не видно, что в ней находится.

Педагог предлагает детям спеть песенку-потешку про козлика:

Наш Козел-стрекозел

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

И козлят кормил,

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Небылицы,

Неслыхальщины.

Педагог говорит, что песенка очень понравилась Козлику. Затем спрашивает у Козлика, что лежит в его корзине. Козел-стрекозел предлагает детям отгадать загадки – так они узнают, что лежит в корзине.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек -

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель достает названные овощи, фрукты и ягоды, складывает их на столе.

Проводится дидактическая игра «Чторастет в саду и огороде». Козлик просит детей разложить овощи, фрукты и ягоды на три тарелки: первая тарелка – ягоды, вторая тарелка – овощи, третья тарелка – фрукты. В конце игры воспитатель и Козлик уточняют у ребят, что растет в саду. Дети называют ягоды и фрукты, лежащие на первой и третьей тарелках. Затем воспитатель спрашивает: «Что растет в огороде?» Дети называют овощи, лежащие на второй тарелке.

На прощание Козлик просит детей еще раз спеть песенку. Дарит каждому ребенку яблоко, уточняет что это: овощ, фрукт, ягода? Прощается и уходит.

Занятие 2. Лепка

Тема: «Лепим овощи и фрукты».

Программное содержание. Закреплять знание загадок об овощах и фруктах. Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности. Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы. Обращать внимание детей на конечный результат работы.

Материал. Корзина с натуральными овощами и фруктами (морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко). Пластилин, доска для лепки (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Загадывание загадок об овощах и фруктах. На прогулке проведение русской народной игры «Огородник» (см. выше).

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что на предыдущем занятии Козел-стрекозел принес им в подарок много овощей и фруктов. (Показ корзины с овощами и фруктами.)

Предлагает ребятам поиграть в игру «Отгадай»: «Вы мне загадывайте загадки, а я постараюсь отгадать. В случае затруднения вы, ребята, мне будете помогать».

Дети вспоминают знакомые загадки.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек -

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель привлекает детей к отгадыванию загадок, демонстрирует отгадки – овощи и фрукты: «Вот какой богатый урожай овощей и фруктов созрел в наших садах и огородах!»

Затем предлагает ребятам вылепить по желанию любые овощи и фрукты.

Поощряет желание детей самостоятельно лепить разные овощи и фрукты.

Обращает внимание на приемы лепки, используемые детьми. Напоминает о правильных приемах лепки предметов круглой, овальной, удлиненной формы.

В конце занятия воспитатель рассматривает с детьми выполненные работы и предлагает классифицировать их: разложить отдельно овощи и фрукты.

Россия издревле славилась своими мастерами — кузнецами, гончарами, художниками и т.д. Мастера делают прекрасные игрушки, расписывают чудесную посуду, изготавливают одежду и при этом поют народные песни. Рассказать детям о таких людях и их труде можно в рамках знакомства с народными промыслами России. Согласно программе «От рождения до школы», в происходит знакомство детей с такими промыслами, как гончарное искусство, резьба по дереву и изготовление народных игрушек, кузнечное ремесло и конечно же разные виды росписи посуды и игрушек. С гжельской и хохломской росписями педагог более детально познакомит детей чуть позже, а в начале ноября, согласно ФГОС ДО, планируется неделя, направленная на знакомство детей с бытом и трудом русских людей, расширение знаний о народной игрушке и русском народном творчестве. Стихи по теме недели, содержание экскурсии в русскую избу, рассказы о прикладном искусстве для детей вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Народные промыслы России».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о профессиях гончара, кузнеца, организация сюжетных игр «Семья ремесленников из Городца», «Ярмарка» и т.д., которые позволят расширить знания детей о труде русских людей. Дети отправляются в прошлое игрушек, узнают об убранстве русской избы и значении слов «хлебосольство и радушие».

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития взрослый организует наблюдения в природе за , заготовку листьев для гербария, просмотр презентации «Скопинская керамика» и опыты на выявление свойств глины.

Речевое развитие

Продолжается работа по развитию умения описывать посуду, выделяя особенности росписи на ней, чтению и пересказу русских народных сказок. Речевому развитию способствуют обсуждение пословиц и поговорок, а так же игры с дыхательными тренажёрами и разучивание мирилок.

Художественно-эстетическое развитие

Старшие дошкольники разучивают песни и хороводы, слушают народную музыку. Дети плетут половицы, работают кузнецами и украшают жостовский поднос, что способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Физическое развитие

Педагог продолжает знакомить детей с народными подвижными играми, беседует о значении режима дня, предлагает игры на развитие глазодвигательных мышц, что положительно сказывается на физическом развитии детей.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Дидактическая игра «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. Беседа «Россия мастерами славится». Цель: приобщать детей к народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Пальчиковая игра «Кузнец». Цель: разучить слова. Открытие мини-музея «Расписные чудеса». Цель: продолжить знакомство детей с разными видами росписей: городецкой, жостовской, гжельской и т.д. Физминутка «Чудо-птицы». Цель: развивать координацию движения и речи.
Про-
гулка
Беседа «Чем играли наши бабушки». Цель: рассказать детям о народных игрушках. Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счёте (прямом и обратном) в пределах 10. Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Игры с перчаточным театром. Цель: развивать воображение и театральные способности детей. П.и. «Чай, чай, выручай». Цель: развивать физические качества. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Рассказ воспитателя о работе гончара. Цель: расширять знания детей о труде взрослых. Эксперименты с глиной. Цель: опытным путём выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды. Чтение русских народных сказок по выбору детей. Цель: выяснить, какие сказки нравятся детям. Аппликация «У берёзы хоровод». Цель: продолжить учить детей работать с ножницами, складывать бумагу гармошкой. Настольная игра «Что сначала — что потом». Цель: закреплять знания детей о режиме дня.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Цель: расширять знание о быте наших предков, обогащать словарь. Игра «Сложи узор» (кубики Никитина). Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие. Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем. Хоровод «Было у матушки двенадцать дочерей». Цель: расширять знания о русском быте через танцы и песни. Проблемная ситуация «Придумай новое правило к подвижной игре». Цель: расширять представления о подвижных играх, развивать внимание.
Про-
гулка
Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице. Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. Наблюдение за осиной. Цель: ознакомить с деревом — осиной, её строением, листьями. Самостоятельные игры в книжном уголке. Цель: формировать бережное отношение к книгам. Экскурсия в мини-музей «Разные ложки». Цель: расширять знания о способах росписи посуды. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой левой рукой прицеливаясь.
ОД

Название: Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных промыслов»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, патриотическое воспитание, Старшая группа

Должность: воспитатель (соответствие должности)
Место работы: МБДОУ д/c к.в. № 11 «Журавушка»
Месторасположение: город Ставрополь, Ставропольский край

Конспект НОД в старшей группе:

«Путешествие на ярмарку народных промыслов».

Составила и провела:

воспитатель Съедина Н.В.

2014-2015 учебный год

Программные задачи:

1. Познавательные:

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д.

Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Социально-коммуникативные:

Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

3. Речевые:

Активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка» , «Гжель» , «Хохлома» , «Городецкая игрушка» , «Матрешка» .

4. Художественно-эстетические:

Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

Вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

5. Физические:

Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Познакомить детей с русскими народными промыслами: -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,

Работа с раскрасками;

Во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;

Беседы с детьми о русских народных традициях;

Знакомство детей с русскими народными играми «Моталочка», «Горелки с платочком».

Работа с родителями:

обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи-загадки о русских народных промыслах.

Материал и оборудование :

— элементы русской народной одежды для детей и воспитателей (для создания положительного эмоционального настроя)

— изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.

— иллюстрации с изображением ярмарки

— атрибуты необходимые для игр;

— различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины и другие разные предметы и сувениры, которые могли продаваться на ярмарке.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Ход занятия:

1-я часть — Приветствие:

Воспитатель 1: Здравствуйте ребята! Сегодня замечательный день и мы хотим предложить вам отправиться с нами в путешествие! Вы согласны???

Дети: Даааааааааааааа….

Воспитатель 1 : Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

Начинает звучать музыка «Ах, ярмарка» и дети заходят в группу.

Воспитатель 1 : Ой ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку ремесел… Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т.д.

2 – я Основная часть: описание ремесел:

Воспитатель 2: Проходите гости дорогие, не стесняйтесь!!! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?

Дети: Дааааа ….. Нееееттт…

Воспитатель 2: А давайте ка я вам, ребята дорогие, расскажу о наших товарах. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)

  1. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
  2. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
  3. Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

  1. Хохлома́ представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой , а серебристо- оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности .
  2. Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Загадки:

Воспитатель1: Ребята, сейчас вы узнали об основных народных промыслах на Руси, а теперь отгадайте загадки о них.(Загадки рассказывают дети, выучившие их предварительно, а отгадывают остальные дети группы):

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (Хохлома)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо птица-

Это значит … (Городец)

Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные

(Жостовские подносы)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша ….(Русская матрешка)

Воспитатель 2 : Ой ребята, какие же вы молодцы!!! И все знаете, и все помните и загадки отгадывать умеете!!!

Продуктивная деятельность.

Воспитатель 1: дорогие ребята, а сейчас мы предлагаем вам немножко отвлечься. Подходите сюда. На этом столике вы видите матрешек. Чего у них не хватает(ответы детей) . Да вы совершенно правы, эти матрешки без лиц и не расписаны. Мы предлагаем вам выбрать себе по матрешке, присесть за столы, взять кисточки и красками расписать свою матрешку….. (Дети выполняют задание) Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные матрешки.

Игровые физминутки:

Воспитатель 2: А теперь давайте поиграем с вами в игры, в которые играли детки на Руси.

«Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

«Моталочка».

К этой полезной игре можно подготовиться за три минуты.

Возьмите длинную веревочку и две палочки, а посередине можно сделать узелок.

Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку.

Кто первым домотал до узелка, становится победителем.

3 часть — Итог занятия:

Воспитатель 1: Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые! Вы молодцы! Ой а кажется мы что-то забыли сделать! Посмотрите внимательно на наших матрешек! Что-то с ними не так?!

Дети отвечают , что у них нет лиц

Воспитатель 1: Правильно ребята! Предлагаю вам подойти к последнему столу – и в многообразии лиц выбрать то для своей матрешки, которое соответствует вашему настроению в эту минуту!

Дети выполняют задание.

Воспитатель 1: Ребята где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?

Дети отвечают:…

Воспитатель 1: Правильно, а теперь предлагаю сесть на места и вернуться с ярмарки в наш детский сад.

Елена Мелекесцева
Конспект совместной образовательной деятельности педагогов с детьми «Беседа о русских народных промыслах» в средней группе

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с народными игрушками . Как с одним из видов народного творчества .

2. Закрепить знания детей о дымковской игрушке, элементов дымковского орнамента, цветовую гамму росписи.

3. Вызвать радость, эмоциональную заинтересованность у воспитанников от общения с дымковской игрушкой.

Материал и оборудование :

Дымковские игрушки («Няня» , «Барыня» , «Петух» , «Козлик» , «Баран» ,

Альбомы с изображением дымковской игрушки ,

DVD с изображением села Дымково , картинки с изображением дымковских мастеров за работой, изделий Вятских мастериц.

Гуашь жёлтого, красного и чёрного цвета,

Квадратные листы белой бумаги,

Мольберт для демонстрации картинок.

Элементы дымковской росписи.

Словарная работа : слобода, барыня-щеголиха, мастерица, индюк.

Использование предметно-развивающей среды : учебная и игровая зоны.

Работа с родителями : предложить родителям приобрести раскраски с изображением дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми .

Дети сидят полукругом на стульях, звучит народная мелодия . Воспитатель включает диск с – изображение села Дымково .

Воспитатель : В Дымкове, над Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю.

На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки : коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки - дымковскими

А давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются? Хотите?

Дети : Да!

Воспитатель : давайте приоткроем ставни.

(Воспитатель включает следующее изображение – дымковские мастера за работой, росписью игрушек)

Воспитатель : вот эти мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.

Интересно, а чем они сейчас заняты, как вы думаете?

Дети : они будут разукрашивать игрушки.

Воспитатель : Верно, а как вы догадались, что они будут их разукрашивать? Что стоит на столе перед женщинами? Что они держат в руках?

На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской : желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.

А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на карточке, кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.

Какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)

Воспитатель : Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи .

А теперь давайте закроем ставни. Не будем больше мешать (экран выключается)

Ребята, а хотите посмотреть, что же получилось у наших мастериц?

Дети : Да!

Воспитатель : (Достает игрушки-няня)

Это дымковская няня!

До чего красива няня!

На юбке белой кружки,

В кокошнике няня,

В руках Сеня и Ваня

Будут дети крепко спать

И во сне порастать

(Достаёт следующую игрушку-козлик)

Бока крутые

Рога завитые

Копыта с оборкой

На спине Егорка

(Таким образом воспитатель достаёт индюка, коня, барашка, оленя)

Воспитатель предлагает :

Давайте сначала рассмотрим рассмотрим дымковских животных. Как вы узнали, что это конь, а это баран. А это олень? Ведь они похожи друг на друга. Посмотрите, у всех животных одинаковые ноги, тело, морда. У всех вместо шерсти нарисованы узоры. (Выслушивает ответы детей) . Правильно, дымковские мастера выделили у каждого животного самое главное. Что отличает его от других. У коня это это круто изогнутая шея. У оленя – что?

Дети : ветвистые рога.

Воспитатель :

А у барана какие рога?

Дети :

Большие, загнутые кольцами.

Воспитатель : А теперь давайте посмотрим, какими узорами расписана игрушка? Какие из них вы запомнили, назовите?

Дети :

У коня из кругов, у козлика и барана из колец и кругов, а у оленя из полос и кругов.

Воспитатель :

Какие цвета использовали мастерицы?

(При затруднении показывает детям карточки с элементами узора и помогает назвать)

Какого цвета здесь узоры?

Из какого материала вылепили няню? (воспитатель слушает ответы детей, при необходимости уточняет и поправляет с помощью наводящих вопросов детям).

Воспитатель :

Простой, казалось бы узор

Но отвести не в силах взор

Посмотрите, ребята, как любовно украсили наряд этой барыни-щеголихи. Каким цветом расписала художница волосы барыни?

Дети : Черным цветом, круги красные, точки жёлтого цвета.

Воспитатель :

Назовите мне крупные и мелкие элементы? (педагог берёт конкретную игрушку, дети выделяют крупные и мелкие детали).

Как расположены элементы узора?

Дети :

Рядами (педагог проводит пальцем вдоль ряда колец и называет места. Где они проходят на теле животного или барышни (вдоль ног, шеи, по подолу юбки)

Воспитатель :

Какое у вас настроение создала эта игрушка : грустное или веселое?

Дети : настроение веселое, радостное.

Воспитатель : Почему же веселое, радостное? Какие цвета используют мастера, украшая эти фигурки?

(Ответы детей. После чего воспитатель достает фигурку петушка)

Воспитатель :

Бойкий Петя-петушок

Поднимает гребешок,

Громко-громко кричит,

Деткам спать не велит

Петушок, не кричи,

Лучше нас ты догони! (Проводится русская народная игра «Петух)

(Дети стоят в кругу. Ребенок-петушок в центре)

Трух-тух, трух-тух- тух, Дети шагают по кругу, высоко поднимая колени, входит по двору петух, одну сторону, «петух» двигается в противоположную сторону.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами

Под окном стоит,

На весь двор кричит

Кто услышит, тот сидит (Дети останавливаются. «Петушок» кричит : «Кукуреку» , машет крыльями. Дети приседают).

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам ненадолго самим превратиться в Дымковских мастеров и украсить салфетку дымковской росписью, но сначала я предлагаю попробовать выложить понравившийся узор на фланелеграфе. (Дети выбирают узор и выкладывают такой же из готовых элементов (педагог комментирует действия детей : полосы чередуются с кругами). Далее воспитатель демонстрирует как нужно расписывать салфетку, напоминает цвета и название элементов.

Воспитатель :

А теперь попробуйте украсить свои салфетки дымковским узором, сначала мы рисуем чёрной краской прямую линию. Теперь над ней рисуем красной краской круги и ставим посередине каждого круга тычком жёлтую точку.

Готовые рисунки воспитатель вешает на магнитной доске, вместе с детьми рассматривают работы, отмечают, что салфетки получились яркие, праздничные. Ещё раз закрепляют. Что узор расположен рядами.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение для детей в средней группе «Путешествие в мир русских народных сказок» Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам и умение их воплощать в играх, желание играть в них. 2. Упражнять в выполнении.

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Клубок добра» Алексеева Светлана Николаевна воспитатель ГБДОУ д/с № 52 Колпинского района СПб. Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности.

Конспект интегрированного занятия по расширению представлений о народных промыслах «Этой красоте я в плен сдаюсь…» (по произведениям В. Ф. Бокова) Цель: Расширять представление детей о многообразии народных промыслов через творчество В. Ф. Бокова. Продолжать.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей средней группы …) Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей средней группы) Воспитатель: Гладкова.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми «Путешествие по стране вежливости» ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети входят в зал. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Давайте вспомним, какие есть приветственные.

Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами» для старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Расширить представление детей о народных промыслах.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель, филимоновская, семеновская, дымковская игрушки.
2. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
3. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.
4. Развитие умений слышать и слушать.

Оборудование:

Дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы с хохломской росписью, гжель.

Ход занятия:

1 часть: вводная

Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.

Коммуникативная игра «Дружные ладошки»

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили
И всем дружбу свою предложили
(соединяют руки)

Будем дружно мы играть
Чтобы добрыми, умными стать!
(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!
Мы друг друга уважаем? Да, да, да!
(размыкают руки)

Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.

2 часть: основная

Воспитатель (в русском народном костюме):

Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?

Воспитатель:

Ведь преданья старины забывать мы не должны.

Воспитатель:

Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?

Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют …
(хохломой)

Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.

Воспитатель:

Скоро сказка сказывается...
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.

Воспитатель загадывает загадку:

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпение,
Дружная звонкая …
(гжель)

Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров.

Воспитатель:

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.

Воспитатель:

Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц (рассматривание игрушек).

Воспитатель:

Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю.

Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не петрушка,
Красавица-девица,
Каждая сестрица,
Для меньшей темница.
(матрешка)

А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Да игрушка-то, какая радостная. Не даром говорят: «Каков мастер, такова и работа». А мастера живут в селе Семеново.

Возле Вятки самой Дымково поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый,
Там живут знатные мастер и мастерицы,
А село знаменито, а знаете чем?

(Дети отвечают).

Воспитатель:

Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
А игрушки необычные волшебные, расписные.

Рассматривание дымковских игрушек (индюк, конь, барышня)

Что одинаковое в этих игрушках? (узоры)

Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.

3 часть: заключительная

Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажете родителям дома?
- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.



Публикации по теме