Конспект НОД в старшей группе по изобразительной деятельности «Дымковская игрушка. Рисование узора из полос и кругов

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках; Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья; Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход занятия:

Воспитатель:

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть - зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи? (У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Через 10 минут самостоятельной работы - физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны) Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны) Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд) Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему? 2. Что тебе больше всего здесь понравилось? 3. Что особенного в этой работе? 4. Чем отличается от других эта работа?

Просмотр содержимого документа
«Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»»

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование:

Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы, беседы о дымковской игрушке.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему они так называются?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотр рисунков.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель соответствие занимаемой должности
Место работы: МДОУ «Центр развития ребёнка — Детский сад № 4»
Месторасположение: Ивановская область город шуя

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская игрушка»

Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Материалы и оборудование к занятию:

краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма, игрушки, цветные магниты (красный, зеленый, синий), презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель: — Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

Воспитатель:- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

Слайд с изображением села Дымково.

А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: — В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.



Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Воспитатель: — Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках.

— Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

— Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.

— Кто такие подмастерья?

— Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

— Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).

— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей . (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

— Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

— У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

— Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Слайд с элементами дымковской росписи.


— Садитесь удобнее, начинаем работу.

Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

— Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.

— Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

— Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

— А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

— Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

— Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные магниты: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

— Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в изостудию. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка ). Ширма закрывает мастерскую дедушки Тихона.

Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться. До свидания, ребята.

Галина Дорошенко
Конспект занятия в старшей группе «В гости к дымковской игрушке»

Цель : продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством.

Задачи :

Расширять представления о народной игрушке ;

Познакомить с возникновением «Дымковской игрушки » (уточки, птички, козлики и др., обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись;

Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам;

Закреплять умение складывать целостную картину из отдельно взятых частей;

Развивать монологическую речь;

Разучивание несложного по содержанию стихотворения;

Развивать память, внимание, воображение;

Развивать эстетические чувства;

Закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей фигурки;

закреплять приёмы : примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки) .

Материалы : Презентация со слайдами : села Дымково , города Вятка, дымковских игрушек , со схемой лепки дымковской «Уточки» и т. д., ковёр-самолёт, солёное тесто для лепки, доски для лепки, салфетки, письмо, дымковские игрушки на подносе .

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент

Воспитатель :

Здравствуйте, ребята! (стук в окно) .

Ребята посмотрите, кто это стучится к нам в окошко?

Дети : СОРОКА!

Воспитатель : Сорока белобока, по лесу летала,

По деревьям скакала,

Детский сад искала.

Принесла в клюве письмо.

Воспитатель : (показывает детям письмо)

Ребята давайте его откроем и прочитаем (читает письмо) :

«Здравствуйте, ребятки, -

Машутки и Ванятки,

Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Сочинять и рисовать,

Приезжайте в гости !

Милости просим!

Игрушки из села Дымково ».

Воспитатель :

Ребята, вы хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам ?

Дети : Хотим!

Воспитатель :

Так давайте полетим. На чем летают в сказках?

(Дети предлагают варианты ответов.)

Дети предлагаю воспользоваться ковром-самолетом. На нем мы с вами и отправимся в гости к дымковским игрушкам .

2. Основная часть.

(Воспитатель приглашает детей сесть на ковер)

Воспитатель :

Рассаживайтесь поудобней, а чтобы наш ковер-самолёт взлетел, нам с вами нужно произнести заклинание.

Дети вместе с воспитателем : (произносят заклинания)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковер взлетать.

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся.

Глядь - и мигом приземлимся.

Ребята вот мы с вами и прилетели. Присаживайтесь на стульчики.

(слайд 1-слобода Дымково )

Воспитатель :

В слободе Дымково , пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек .

Город Вятка стоит на берегу реки, которая носит такое же имя.

(слайд 2- город Вятка (Киров)

Воспитатель :

Вятка - город старинный . Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. (слайд 3) А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки . Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб . Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково » .

Воспитатель :

Ребята куда мы прилетели? К кому в гости ?

Дети :

В слободу Дымково , в гости к дымковским игрушкам .

Воспитатель :

А где же они? Почему нас не встречают?

Воспитатель : (переходит за столик)

А ну ка, посмотрим, кто здесь живет?

Кто письмо прислал с сорокой?

Кто послал ее далеко?

Кто ребяток в гости звал ?

Кто игру им обещал ?

Поскорее покажись, покажись,

Поскорее назовись, назовись!

(слайд 4, 5,6, 7 - Дымковские игрушки )

Воспитатель :

Ребята да это дымковские игрушки . Посмотрите, какие они красивые, яркие и расписные. Ребята, а когда вы смотрите на эти игрушки каким : становится ваше настроение?

Дети :

Радостным.

Воспитатель :

Правильно ребята, потому, что эти игрушки изготавливались к весёлому празднику, который назывался «Свистопляска» . На нем весь народ плясал и веселился.

(слайд 8- праздник «Свистопляска» )

Воспитатель :

А сейчас ребята расскажут стихотворения, про дымковские игрушки .

(слайд 9-Барыня)

Барыня : (1-й ребёнок)

Наряжаться нравится

Модницам красавицам.

(слайд 10-Всадник на коне)

Всадник на коне (2-й ребёнок)

В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьет.

Молодца домой везет.

(слайд 11-Птица)

Птица : (3-й ребёнок)

Поглядите, что за птицы!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Лапки, клювы, оперенье -

Просто чудо, загляденье!

Воспитатель :

Вам понравились Дымковские игрушки ?

Дети : Да.

Физ. минутка (пантомимическая игра)

Воспитатель :

Так давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку , нужно постараться изобразить ее в движении.

Дети становятся в круг.

Воспитатель произносит : «Барыня!» , и дети стараются двигаться так , как, по их представлениям, ходит дымковская барыня , придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками.

Воспитатель произносит : «Конь!» , дети скачут, как лошадка.

Воспитатель произносит : «Индюк!» , дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки.

Воспитатель :

Повернитесь, покружитесь,

Низко-низко поклонитесь!

Ждет нас новая игра.

Составлять узор пора!

2. Практическая часть.

Дидактическая игра. Пазлы в форме дымковских игрушек

Дети : (Собирают разрезные картинки Дымковских игрушек )

Воспитатель :

Молодцы ребята! С этим заданием вы справились.

А вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки ?

Дети : хотим.

(слайд 12 - мастерские дымковских мастеров )

Воспитатель :

Так давайте мы с вами отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих мастеров дымковской игрушки .

(слайд 13-схема лепки «Дымковской уточки » )

Воспитатель :

Сегодня мы с вами слепим дымковскую уточку . Посмотрите пожалуйста, на изображение и опешите её. Из каких частей состоит тело уточки?

Дети : голова, туловище и хвост.

Воспитатель :

Молодцы ребята. А кто мне поможет и скажет, какие приёмы лепки нам понадобятся в работе?

Ответы детей : сглаживания, приплющивания (клюв уточки и хвост) .

Воспитатель :

Молодцы ребята. Я предлагаю вам поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять…

Раз, два, три, четыре, пять…

Воспитатель :

Вот теперь, когда мы с вами размяли наши пальчики можно приступать к лепке. Для лепки «уточки» мы с вами возьмём солёное тесто и начнём работу.

Дети работают.

Чуть подсохшие игрушки устанавливают на подставки.

Воспитатель :

Ребята вы слепили настоящих дымковских уточек . И поэтому, вы награждаетесь дипломами мастеров дымковской игрушки . (вручаются дипломы)

3. Итог занятия .

Воспитатель :

Ребята - вот наше путешествие приближается к концу! Много интересного вы узнали о Дымковской игрушке ?

Дети : «Да»

Воспитатель :

А почему слобода называется Дымковской ?

Дети : потому что, когда мастера обжигали игрушки из трубы , шёл дымок.

Воспитатель :

Как называются игрушки , с которыми мы познакомились?

Дети : Дымковские .

Воспитатель :

Молодцы!

А сейчас пришла пора возвращаться. Садитесь поскорей на ковер-самолёт. Еще минута - и он оторвётся от земли.

Раз, два, три! Лети!

Воспитатель : повторяйте за мной прощальные слова

Мы о дымковской игрушке ,

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья подружки,

Мы закончим наш рассказ.

Лашманкина Екатерина Анатольевна
МАДОУ "Детский сад №104" комбинированного вида
Республика Мордовия г. Саранск
воспитатель

Конспект НОД по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе

СКАЧАТЬ (с фото)

Мария Курилова
Конспект занятия по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе

Цель : учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи , подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию .

Задачи :

Образовательные : продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки ) . Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии) . Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная) . Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.

Развивающие : развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Воспитательные : воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Материал и оборудование : дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки , таблицы с изображением элементов дымковской росписи , рисунки - варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке , об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи . Разучивание стихов по теме.

Индивидуальная работа : учить Диму Ф. рисовать волнистые линии , продолжать учить Рому Р. рисовать концом кисти .

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте :

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети : - О дымковских игрушках .

Воспитатель : - Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках . Назовите их.

Дети перечисляют : - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…

Воспитатель : - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.

Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?

Дети перечисляют цвета : - Синий, красный, оранжевый…

Воспитатель : - Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?

Дети : - Белый цвет.

Воспитатель : - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

Дети перечисляют : - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).

Воспитатель : - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг , прямую и волнистую линию…

Дети выполняют задание.

Воспитатель : - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня . Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза , и какой краской?

Дети. - Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка".

Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской?

Дети. - Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.

Воспитатель. - А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву ?

Дети. - Можно использовать коричневую краску.

Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня?

Дети. - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца .

Воспитатель :- Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его , как мастера. Приступайте к работе.

Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.

Физкультминутка :

Я прошу подняться вас - это раз.

Повернулась голова - это два.

Руки вверх, вперед смотри - это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать - это пять.

Всем ребятам тихо сесть - это шесть!

Дети заканчивают работу, моют руки.

Из раскрашенных силуэтов составляю панораму « Дымковская лошадка » .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка !

Дети : - Да! Игрушки яркие, праздничные.

Воспитатель : - Раз у нас получился настоящий праздник, расскажите стихи о дымковских игрушках .

1 ребенок :

Чем знаменито Дымково ?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

2 ребенок :

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

3 ребенок :

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

5 ребенок :

Что за конь!

Только тронь -

Со всадником вместе

Ускачем верст за двести!

Подведение итогов :

В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок . Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель : - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

На этом занятие окончено .

Конспект занятия для детей подготовительной группы. Дымковская игрушка

Автор : Наира Игоревна Нерсесян, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г.Воронеж

Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов,любознательные родители.Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи -Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?




Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.
Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.


Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.


Воспитатель Что общего у всех этих игрушек?
Дети У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?


Дети Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети На игрушках кружочки,точкиБ линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.




Воспитатель Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.





Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <расписывать>.В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

Публикации по теме