Конспект занятия по логике в подготовительной группе. Занятие по логике в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 «Золотая рыбка» Менделеевского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект занятия по логике в подготовительной группе

Подготовила и провела

воспитатель: Коваль Л.А.

2016г

Программное содержание:

Выявить и уточнить знания умения и навыки детей в установлении родо- видовых отношений между понятиями, умение детей графически отображать классификационные отношения.

Развивать аналитические способности детей, умения находить верное решение используя метод исключения. Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, ориентировку на листе, речь, внимание.

Воспитывать сосредоточенность, умение слышать других детей

Ход занятия.

1часть: Дети, сегодня утром, когда я шла на работу, мне на плечо сел почтовый голубь и у него в клюве было письмо.

Это письмо пришло от нашей знакомой девочке Алёны Соколовой, которая сейчас живёт в городе Воронеже, куда они переехали всей своей семьёй. Там она ходит в детский сад «Теремок», а группа называется «Ромашка».

Алёнка, очень скучает за вами, и передаёт вам всем привет. Она, очень много рассказывает своим новым друзьям о вас, какие вы умные, добрые хорошие и ребята хотят с вами подружится, обмениваться фотографиями, делиться своими успехами, а также знаниями и умениями. И вот что они сообщают. Недавно дети из их группы «Ромашка» участвовали в Олимпиаде «Самый умный» и заняли первое место. В письме они прислали задания, которые выполняли на Олимпиаде. И я подумала, а почему бы нам с вами не попробовать их выполнить и провести свою маленькую Олимпиаду. Вы согласны поучаствовать?

Ваши ответы и решения будет записывать Ольга Васильевна, мы их отошлём ребятам.

Я ребята желаю Вам всем успеха.

Чтобы правильно выполнить задания, давайте сделаем разминку и поиграем

в игру «Назови слова, противоположенные по смыслу»

Тёмный –светлый, Чёрный – белый, Сладкий- горький

Последний – первый, Твёрдый - мягкий, Вперёд- назад

Сзади- спереди, Север- юг, Слева- справа

Радость – грусть, тяжело – легко, Горячий - холодный

Быстро – медленно, свежий – черствый

2. Следующая игра: «Продолжи ряд и назови общим словом»

Шапка, свитер, варежки …. зимняя одежда

Шорты, сарафан, футболка… летняя одежда

Шофёр, врач, парикмахер… профессии

Огурец, лук, свекла… овощи

Брат, бабушка, мама… . родственники

Букварь, прописи, карандаши…. Школьные принадлежности

Слон, тигр, обезьяна… . животные жарких стран

Теремок, колобок… . русс.нар.сказки

Собака, корова… дом. Животные.

Посудка, куклы, мячики …. игрушки.

Молодцы!

3. А сейчас мы поиграем в игру «Какое слово лишнее? » и почему?

Будьте внимательны.

Слон, обезьяна, джунгли , змея?

Роза, ромашка, смородина , нарцисс?

Отец, дочь, девочка , сын, мать?

Повар, воспитатель , аптека , балерина, лётчик?

Одеяло, подушка, сон , простыня, кровать?

Компьютер, радио, телевизор, мультфильм ?

Баба Яга, Дюймовочка, крошка Енот, Петя Иванов , Незнайка?

Весна, лето, апрель , осень, зима?

Кастрюля, чай , чашка, ложка?

Дом , бабочка, кузнечик, муравей?

Молодцы и с этим заданием вы справились

3. А сейчас ребята я буду называть вам пару слов,

а вы должны сказать, чем похожи и чем отличаются.

Бабочка – самолёт, Корова – лошадь

Берёза – яблоня, мама - папа

Воробей – ворона, ёж – ёлка

Лётчик – танкист, зима - лето

Автобус – поезд

Воспитатель – врач

Молодцы!

4. А сейчас мы отдохнём и отгадаем логические загадки – шутки.

С какой посуды ничего нельзя съесть? С пустой

Когда в комнате ничего не видно? Когда темно

Кругом вода, а с водой беда? Море - океан

Тебе дано, а люди любуются? Лицо

Какого камня нет в реке? Сухого

Сколько горошин войдёт в пустой стакан? Нисколько

Что можно увидеть с закрытыми глазами? Ничего

Молодцы, вы все были очень внимательны.

5. Вот пришло время нам решить сложные логические задачи.

1.5 яблок висело на дубе, одно яблоко упало, сколько яблок осталось? Нисколько, потому что на дубе не растут яблоки

2. Ниф- ниф выше Нуф- нуфа, Наф – Наф выше Ниф – Нифа. Кто самый высокий? Наф - наф

3. Ниф – Нифу 5 лет, Наф – Наф на год старше его, А Нуф _ Нуф на 1 год младше.

Сколько лет Наф Нафу? (6) Нуф – нуфу(4)

4. Рыбки плавали в разных аквариумах:

Красная плавала не в круглом и не в овальном.

жёлтая не в квадратном и не в круглом.

в каком плавала голубая?

Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. А сейчас ребята предлагаю нарисовать для наших друзей небольшую картину.

6. Графический диктант №23 « Медведь»

Анализ.

Вы ребята молодцы

Признаюсь я от души

Лучше кто из вас не знаю

На следующую Олимпиаду всех вас я приглашаю.

Маргарита Козырева
Конспект занятия по развитию логического мышления у детей подготовительной группы «Бывает - не бывает»

Конспект развивающего занятия «Бывает – не бывает » .

Интеграция образовательных областей «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» .

Цель : Развитие логического мышления , речи

Задачи :

Образовательные : обучать способам познания предметов : абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

Развивающие : развивать логическое мышление , познавательную активность, коммуникативные навыки, навыки совместной деятельности.

Речевые : развивать связную речь (развивать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, давать обоснование своим ответам); расширить речевой диапозон.

Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность.

Демонстрационный материал : макет телевизора, а в нем изображения Бабы-Яги, Лешего, Змея Горыныча, большие конверты, карточку с изображением тарелки, стакана, пирамидки, шкафа, елки, ежа, картина с небылицами, изображения елки, новогодних елочных игрушек, на которых написаны слова : фрукты, овощи, цветы, деревья, мебель, изображение несуществующего животного.

Оборудование : мяч.

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей , подведение итогов.

Ход занятия

1. Сообщение темы и цели занятия .

Скажите, ребята, если бросить вот этот лист бумаги в огонь, что с ним случится? (педагог показывает лист бумаги)

А почему вы так решили, вы же не видели, что этот конкретный лист горел в огне? (ответы детей )

Да, верно, бумага горит в огне.

Этот вывод мы сделали с помощью нашего мышления . Мыслим мы обо всем : о деревьях, друг о друге и многом другом. Вот, сегодня мы и будем развивать и тренировать свое мышление . Мышление нужно нам для того , чтобы учиться, получать знания об окружающих нас предметах, вещах

2. Основная часть.

Скажите, ребята, какой праздник приближается? (Новый год) А, что происходит под Новый год? (ответы детей ) . Правильно, под Новый год свершаются различные чудеса, оживают сказочные герои. За тем, как мы будем сегодня заниматься, будут наблюдать сказочные герои (на доске расположен макет телевизора, а в нем Баба-Яга, Змей Горыныч, Леший). Смотреть они на нас будут через этот волшебный телевизор. К тому же они прислали нам задания (педагог показывает большие письма в конвертах, которые мы должны выполнить, иначе они заколдуют все елки в лесу и не будет у нас праздника.

Как, ребята, справимся? Тогда вперед!

Первое задание нам прислал Леший :

Игра «Что на что похожее» . Цель : научить детей искать общие признаки у предметов, развивать способность сравнивать. Педагог показывает карточку с изображением какого-либо предмета, а дети должны назвать предметы, на которые он похож (т. е. назвать признак) . Для начала разобрать с ребятами стихотворение :

Ель на ежика похожа.

Еж в иголках,

Елка тоже.

Чем похожа елка на ежа? На что еще похожа елка?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Второе задание от Бабы-Яги :

Игра «Кто летает?» . Цель : развивать мышление ребенка , умение выделять главные, существенные признаки предметов.

Все дети встают в круг.

Сейчас, мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову, например, стрекозу, отвечайте : «Летает» , - показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны , как крылья. Если я вас спрошу : «Поросенок летает?» - промолчите и не поднимайте рук.

Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Собака летает? Самолет летает? И т. д.

Ребята, Баба-Яга в школе не училась и не знает значения слов книга, зонтик, тетрадь. Объясните ей, что это за предметы (дети объясняют значение слов) .

Вот, опять поступил сигнал из леса. Змей Горыныч что-то выдумал. Ведь он умный, потому что, сколько у него голов? (три)

Каждая голова нам задала по заданию :

Первая голова Змея дает нам такое задание игра «Бывает-не бывает » . Цель : развивать представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами.

Я буду называть предложения, тому, кому я брошу мяч, должен ответить бывает это в жизни или нет .

Ночью светит солнце;

Волк бродит в лесу;

Зайчик пошел в школу;

Домик рисует девочку;

Летом цветут цветы :

Зимой созревают ягоды.

А теперь я покажу вам картину, а вы расскажите мне, что художник перепутал и нарисовал не так (на доске вывешивается картина с небылицами) .

Вторая голова придумала для нас такое задание :

Я буду задавать вопрос «Кем (чем) был раньше?», а тот до кого я дотронусь должен ответить. Кем раньше был цыпленок (яйцом, кем раньше была лошадь, яблоня рыба, корова, рубашка и т. д.

Ребята, смотрите, что это за Чудо-Юдо? (на доску вывешивается животное, составленное из нескольких разных животных. Например, хвост павлина, туловище тигра, шея жирафа, лапы курицы).

Третья голова предлагает нам поиграть в игру «Говори хором» . Цель : знакомство с противоположными понятиями.

Я буду говорить вам стихотворения, а вы будете хором заканчивать его.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь - …. (низко) .

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь - …. (близко) .

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты - …. (храбрец) .

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай….(конец) .

Днем на улице светло, а ночью….? (темно)

Небо голубое, а трава….? (зеленая)

Лимоны кислые, а сахар….? (сладкий) .

Собака лает, а кошка ….? (мяукает) .

Ну, вот ребята, все задания мы выполнили. Теперь осталось нарядить к празднику елку (вывешивается на доске изображение елки) . У меня на столе лежат игрушки (наглядные пособия) . Я буду говорить вам слова, а вы называть их одним словом. По очереди вы будете выходить к моему столу и выбирать новогоднюю игрушку с этим словом и будете вешать ее на елку .

Груша, яблоко, апельсин – это…. (фрукты) .

Капуста, картофель, морковь – это…. (овощи) .

Роза, василек, ландыш – это ….(цветы) .

Ель, дуб, береза – это …. (деревья) .

Шкаф, кровать, стул – это ….(мебель) .

Красивая елка у нас получилась!

Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали! Что мы сегодня на занятии делали ? Для чего нужно нам мышление ? О чем мы можем мыслить?

Конспект ООД по логике для детей старшей группы "Беглецы из зоопарка" для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедянь Липецкой области

Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2016 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Цель: формирование основ логического мышления у старших дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.

Образовательные: упражнять в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине) ; закрепить знания о хищниках и травоядных животных; закреплять в активном словаре названия животных.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе, дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, глазомер, мелкую моторику рук; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке» , К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе» , А. Клыков «Лисица» , Т. Скребицкий «Заяц» , «Белка» ; рассматривание альбома «Дикие животные» ; отгадывание загадок о диких животных.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, наборы игр «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Сложи узор» , «Математический планшет» , контурные изображения животных (по 1 на стол) , палочки Кюизенера (по количеству детей) , мягкие игрушки – дикие животные, мелкие пластмассовые игрушки – дикие животные (по количеству детей) , листы бумаги в клеточку, заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка) , простые карандаши, стенд для рисунков, конверт с письмом, раскраски с животными севера и жарких стран.

Ход занятия

І. Вводная часть

Организационный момент

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин) .

Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз) .

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы) .

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук) .

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.

Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.

Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает» . Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает - хмуримся и топаем ногами.

Бывает круг с углами. - Бывает весна после зимы.

Бывает петух с 4 ногами. - Бывает у собаки 4 лапы.

Бывает после понедельника суббота. - Бывает ночь после утра.

Бывает у человека 3 глаза. - Бывает число два больше трех.

Бывает трава зеленого цвета. - Бывает число пять идет после семи.

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.

II часть. Основная.

Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.

Я привык на юге жить.
Я умею говорить!
День-деньской могу летать,
Разным звукам подражать.

Кто такой я? Угадай!
Разноцветный -
Дети: - Попугай!

(Щелчок - раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)

Верно, это попугай, его зовут Жак, и он очень встревожен. Жак передал мне вот это письмо. (Читаю) . «Помогите! В зоопарке случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки, где были звери. И все звери сбежали. Их нужно немедленно найти и вернуть в зоопарк. Помогите нам, пожалуйста!» .

Так что, поможем?

Дети: - Да!

В конверте «фотороботы» беглецов, которых нужно найти. Сейчас мы их рассмотрим. Кто это? (Медведь, заяц, лиса, белка …) . Я предлагаю сложить изображения этих зверей, используя игры на выбор.

Детям представляется выбор дидактического материала.

  1. «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Танграм» .
  2. «Сложи узор» .
  3. «Математический планшет» .
  4. «Змейка» .

Молодцы! Справились с заданием. Теперь мы знаем беглецов, которых нужно найти.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поиски животных из зоопарка.

Возьмите простые карандаши и листочки в клеточку: мы обозначим наш маршрут. Я буду диктовать вам направление движения, а вы будете чертить.

Дидактическое упражнение «Рисунок по клеточкам» .

Дети, начиная с точки, «прорисовывают» свой маршрут.

Отсчитайте вправо 1 клеточку и проведите прямую линию. Отсчитайте вверх 1 клеточку и проведите прямую. Далее так: 1 клеточка вправо; 2 клеточки вниз; 1 клеточка вправо; 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо.

Дети двигаются в обозначенном направлении, находят игрушечных зверят: зайца, белку, лису, оленя, льва, тигра и др.

Физкультминутка. Видеоклип «У жирафа пятна, пятна...» .

Дети садятся за столы.

Дидактическое упражнение «Кто чем питается» .

Вы нашли беглецов из зоопарка и теперь нужно их накормить. А разные животные питаются по-разному. Кто из них что ест, мы узнаем, когда соединим линиями на картинке животное, размешенное внизу, и его еду – она вверху.

Дети выполняют задания.

Когда кормили животных, вы заметили: одни из них питаются растениями, и потому их называют травоядными. Другие звери едят мясо, и это – хищники, так как они охотятся на других животных.

Воспитатель предлагает детям взять своих зверят и встать так: хищники – слева от него, а травоядные – справа.

Дидактическое упражнение «Вольеры для животных» (с использованием палочек Кюизенера) .

Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и животные (на каждого ребенка 2-3 животных) . Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания) .

Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок» .

Вот и подходит к завершению наше путешествие. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.) .

Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Слайд 6. (Музыка звучит и останавливается по щелчку)

Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей

(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные

пальцы зажать в кулачке)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук,

остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть!

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики

слегка согнутых пальцев - это «крокодилова пасть» ).

Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.

ІІІ. Заключительная часть

Вот и вечер наступает
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.

Дети, кого мы сегодня искали? Какие задания вам было выполнять легко? Что вызвало затруднения?

Спасибо! Мне с вами было очень интересно!

Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.

Пусть помогут вам старания,

Память, логика, внимание!

Сюрпризный момент. - Я вам хочу подарить раскраски с животными севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, обобщать, строить умозаключения; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Мышонок любит море. Он совершил морское путешествие. А что такое море? Какое оно? Расскажите. (Ответы детей.)

2. Игра «Накорми рыбок»

Воспитатель показывает детям несколько планшетов с разными фигурами.

Мышонок решил покормить рыбок. Но каждая рыбка любит свой корм. Я буду называть разные фигуры, а вы подходите и берите их.

Сочетания для игры: большой красный квадрат и маленький синий треугольник; большой зеленый круги большой синий овал; и т. д.

3. Работа в тетради

Задание 1. Вот на каком корабле плыл Мышонок. Сделайте фотографию цветной. Флажки раскрасьте по образцу.

Задание 2. Какие вещи обязательно утонут, если упадут с корабля в воду? Подчеркните их.

4. Физкультминутка

Рыбки в глубине плывут,

Плавниками машут.

То хвостом они вильнут,

То они попляшут.

То уйдут они на дно,

То наверх всплывают.

Снова спрячутся на дно,

Весело играют.

5. Работа в тетради

Задание 3. Ой, кто это?! Как вы думаете, что было в начале и что в конце? Расскажите. Нарисуйте.

Задание 4. У красных рыбок треугольный хвостик и круглые плавники, у желтых - овальный хвостик и треугольные плавники. Дорисуйте и правильно раскрасьте их.



Публикации по теме