Консультация на тему: Трудности в общении педагога с родителями. Общение педагога с родителями: памятка воспитателям ДОУ

Консультация для педагогов:

«Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»

1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

  • Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
  • Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка . Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.


Любому родителю (кому-то реже, кому-то чаще) приходится общаться с учителями. Это отношения, которых попросту невозможно избежать, если ваш ребёнок учится в школе. Специалист по современному этикету Татьяна Николаева формулирует простые, но очень важные правила, которые помогут учителю учить, ребенку учиться, а вам избежать головной боли.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка. Поэтому ребёнок занимает вершину этого треугольника, родители и учителя - места у его основания. Оно должно быть максимально прочным и устойчивым, его не должно «перекашивать» ни в какую сторону. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом - это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.

Как это сделать? Все мы живые люди, подвержены перепадам настроения, наше мнение всегда субъективно и наш ребенок для нас всегда «самый-самый». И это нормально. Разве может быть по-другому? Родителей бросает из крайности в крайность, в зависимости от нашего эмоционального состояния, успехов или неудач ребенка. Да мало ли еще от чего.

Встречаются родители, буквально не дающие прохода учителям. Их лебезяще-заискивающий стиль общения не только слышен в голосе, но и виден за версту в мимике, жестах и позе. Они не могут и дня прожить без общения с учителем, они караулят его у школы и оповещают о каждом чохе своего дитяти. Основная задача таких родителей - донести до учителя мысль, что его ребенок особенный (особенно болезненный, особенно ранимый, особенно талантливый - нужное подчеркнуть), следовательно, и отношение к нему должно быть особенное.

Родители из другой крайности в общении с педагогом, как будто намекают на происхождение слова «педагог».

Педагог (др. греч. παιδαγωγός) - раб, приставленный к ребенку, чтобы водить его в школу, охранять и оберегать его

Сомнительно, конечно, что они это знают, но по их поведению можно сделать вывод, что они застряли в античности и по-прежнему считают педагогов своими рабами. Поэтому их общение с педагогом зачастую начинается с нецензурной увертюры и, минуя содержательную часть, представленную слабым, неуверенным соло учителя, с разбегу переходит в зубодробительный (иногда в прямом смысле) финал.

Все минусы этих крайних вариантов очевидны. Как избалованный особым отношением, так и обнаглевший от безнаказанности, ребёнок выйдет в жизнь неадекватным и неуравновешенным.

Есть несколько базовых правил, которые помогут заложить фундамент нормальных, ровных и, что важнее всего, деловых отношений с учителем.

1. Придерживаться элементарных правил вежливости

Здесь сложно что-либо добавить, но иногда полезно еще раз проговорить важные вещи.

2. Обращаться к учителю на «вы» и по имени-отчеству

Это правило незыблемо, даже если педагог кажется вам очень молодым или «своим в доску». Это поможет вам задать нужную, уважительную дистанцию и удержит от оскорблений даже в случае эмоционального срыва.

3. Держать в узде свои эмоции при разговоре с учителем

Они мешают услышать позицию преподавателя. Постарайтесь вникнуть в суть его претензий. Если не получается, если эмоции все же зашкаливают, извинитесь, и попросите учителя о встрече позже, когда «переварите» информацию, обдумаете в спокойной обстановке и будете готовы к конструктивному диалогу.

4. Не приходить к учителю по серьезному поводу без предупреждения и взаимной договоренности

У учителей, как правило, достаточно плотный график, и чтобы уделить время вам, учителю придется чем-то жертвовать. Согласитесь, не лучшая атмосфера для конструктивного диалога. Визиты в стиле «как снег на голову» радуют учителей, только если ваш ребенок - отчаянный головорез, и место ему в колонии для малолетних преступников, либо если за десять лет обучения ребенка вы явились в школу первый раз.

5. Не критиковать учителя в присутствии ребенка

Даже если педагог не прав, критиковать взрослых - прерогатива взрослых, но никак не детей. Это во-первых. А во-вторых, выслушайте сначала учителя, а потом уж делайте выводы. Любой ребенок - тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. А человеку очень свойственно оправдывать свои поступки и очень убедительно объяснять свои промахи. Это нормально, это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Поэтому узнайте точку зрения учителя на происшествие, а потом уже делайте выводы. Если ребенок все же был прав, объясните ему, что учитель ошибся, ведь право на ошибку есть у каждого.

6. Помните, зачем пришли. Всегда

Общаясь с учителем, возьмите за правило держать в уме цель вашего взаимодействия. Цель эта - обеспечить комфортные условия для получения знаний вашим ребенком, а вовсе не доказать учителю его глупость и никчемность на фоне вашего блестящего ума и универсальной компетентности.

Цель: подчеркнуть важность умения общаться педагога с родителями

1. Игра-приветствие.

Цель: снижение эмоционального напряжения участников.

Все участники стоят (сидят) в кругу. Ведущий говорит: "Здравствуйте. Я - Маша. Я сегодня вот такая (показывает свое состояние мимикой и жестами)".

2. Упражнение "Работа с родителями".

Участники делятся на три подгруппы. Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, родитель, педагог) участников образовательного процесса.

Первая группа отвечает на вопрос: "Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?". Вторая группа объясняет: "Какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников?". Третья группа аргументирует положение о том: "Зачем взаимодействие с родителями необходимо для педагога".

3. Мини-лекция "Взаимодействия педагога с родителями".

Педагоги, работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом. Как только родители почувствуют в словах педагога нотки обвинения, он либо постарается перейти в "контрнаступления", защищая своего сына или дочь, либо "закроется", смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но, не проявляя при этом никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит "головомойку" своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того она имеет и свое продолжение: после подобной "воспитательной" беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога, можно использовать "принцип сэндвича": хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на "хорошей ноте". Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит "диагноза". А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как "Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка:"

Педагог, в общении с родителем, должен использовать технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.

Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения "Я - высказывания":

1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: "Когда Дима на мою просьбу поднять стульчик, ответил: "Я не буду:" (Сравните: "Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требования поднять стул:").

2. Точное выражение словами своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ребенка, а выразить свои чувства: "Я расстроилась:", "Я рассердилась:".

3. Описания причины возникновения чувства. Например: "Ведь я накануне предупреждала о том, что стулья хрупкие, старые:".

4. Выражения просьбы. Например: "Я прошу вас проконтролировать в течении недели проконтролировать (то - то и то- то) и прийти в пятницу, или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия.".

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма общения с родителями о ребенке вызовет наименьшее сопротивления и недовольство вашим общением, потому что показывает вашу заинтересованность в решении проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношения к ребенку, а также желания совместного взаимодействия с родителями.

В общении с родителями также необходимо владение техникой задавания вопросов, поскольку при помощи ее возможно получить недостающую информацию, выяснить точку зрения у родителя, убедиться правильно ли понял он ваши слова. Характер и содержание вопросов зависит от ситуации, фазы переговоров и личностных особенностей взаимодействующих сторон. Так, открытые вопросы лучше задавать малообщительным, замкнутым родителям. Особенно важны такие вопросы в начале беседы, когда желательно активизировать партнера: "Как мы можем помочь вам в этом?", "Как вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребенку?".

А вот в общении с "жалобщиками" имеет смысл задавать встречные вопросы. Например: "О, мой сын совсем не хочет заниматься. Что мне с ним делать?" - "Чем я конкретно могу помочь?".

4. Упражнения "Что я вижу на картинке?".

Цель: Пробудить интерес у педагогов к получению последующей информации о "визуалах", "аудиалах" и "кинестетиках".

Ведущий просит педагогов посмотреть в окно и одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о том, что увидели за окном. Ответить на вопрос: "Что вы видите, или слышите, или чувствуете, глядя в окно?". Фраза должна быть максимально короткой. Педагоги высказыаются по кругу.

Обсуждение: Обычно слушатели, обобщая полученную информацию, рассказывают о том, как они могут применить ее в ежедневной работе при взаимодействии с детьми и учитывать канал восприятия в общении с родителями.

5. Мини - лекция "Визуал, аудиал, кинестетик".

В нейролингвистическом программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: "визуалы", "аудиалы", "кинестетики". К "визуалам" относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации, через слуховой анализатор, относятся к "аудиалам". Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются "кинестетиками". Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип - "дискреты". "дискреты" - это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.

В жизни редко встречается представитель "чистой" категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех и других. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к определенной категории.

Так, для "визуалов" чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятой головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими. Как правило, на родительских собраниях родители - "визуалы" тщательно конспектируют сказанное педагогом. В случае, если им необходимо заполнить анкету, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть представлена в письменном виде.

Поскольку "визуалы" больше внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету, педагогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно.

Родители, относящиеся к категории "аудиалов", встречаются довольно редко. Обычно они могут выполнять данную им устную инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, послужит моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с педагогом могут послужить такие фразы, как "Давайте поговорим:" или "Выслушайте меня:" и др.

Поскольку для "кинестетиков" характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительно удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящемся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи. Если педагог объясняет такой маме или папе способ выполнения упражнения, лучше не давать долгих устных инструкций, а совместно выполнить 1-2 задания.

Общаясь с родителями "дискретами", педагогу желательно проводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.

6. Упражнения "Общения с родителем - это:".

Цель: Подведения итога семинара - практикума, обобщения и закрепления материала.

Группа делится на две команды, и в течение 15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая - перечисляет критерии эффективности общения с родителем, используя первые буквы первого словосочетания "общения с родителем".

Например:

"о" - обаяния педагога,

"б" - безусловное принятия родителя таким, как он есть, и т.д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слово - "родителем".

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, а остальные участники могут по желанию дополнять предложенный список.

Обсуждение: обобщая практикум, ведущий должен обратить внимания, что знания теоретических основ общения, помогут воспитателям завоевать доверия родителей и расположить их к себе..

7. Этюд "Подарок".

Цель: формирование эмоционального положительного настроения.

Участники сидят в кругу.

Инструкция ведущего: "Сейчас мы будем дарить друг другу подарок. Подарок может быть любым. Дарить мы его с вами будем не проговаривая ни слова, а с помощью мимики и пантомимики".

Общение педагога с родителями.

Семинар-практикум.

1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

2.Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов.

1. Приветствие, вступительное слово.

Цель: повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы.

Как показывает практика, общение педагогов с родителями, далеко не всегда можно назвать идеальным и безоблачным. И хотя характер общения зависит от личностных качеств участников, все же типичные ошибки допускают и те, и другие.

Давайте выделим общие принципы общения друг с другом, способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия педагогов с родителями. Рассмотрим их на этюдах.

2. Упражнение "Рисунок по инструкции".

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением рисунка. Его задача - инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводиться в двух вариантах:

С обратной связью - рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.

Без обратной связи - никакие вопросы задавать нельзя.

Потом производиться сравнение результатов, полученных в первом и втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.

Обсуждение: Как было легче? В первом случае или во втором?

Вывод: эффективное общение предполагает доброжелательную атмосферу и обратную связь.

Примечание: после вывода рисуется контур рожицы и рот в улыбке

3. Упражнение "Слушание в разных позах".

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары: один - говорящий, другой - слушающий. Участники разговаривают по одной минуте в разных положениях:

Сидя друг напротив друга.

Говорящий стоит, слушающий - сидит.

Оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной.

Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Вывод: эффективным является общение на "одном уровне", "глаза в глаза".

Примечание: после вывода рисуются глаза и ушки.

4. Упражнение "Встреча на узком мостике".

Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра.

Инструкция: "Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик - это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами - тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов."

Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 "мостика".

Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие "в воду" пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?

Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.

Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.

Примечание: после вывода рисуются волосы (приглаженные).

5. Упражнение "Вера Коркина".

Описание упражнения"Для выполнения этого упражнения мне необходимо 6 человек. Один человек останется здесь, рядом со мной, а остальным придется выйти на несколько секунд за дверь".

Инструкция к первому участнику: "Сейчас я вам прочитаю текст, который надо передать другому участнику. Ваша задача - передать как можно точно смысл текста.

Текст.

" 10 января 1996 года, в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Проф. Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.

Ваня петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов начал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6 - го брака, с перепугу забыл взять ее домой, и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8-я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7 - я жена - без алиментов.

На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай".

Обсуждение: Сравните, что сохранилось общее, а в чем различия?

Как следовало бы изменить инструкцию, чтобы повысить эффективность запоминания? (можно записать и переспросить).

Что мешало слушать более внимательно? Какие моменты запомнились лучше и почему?

Вывод: давайте не будем искажать смысл сказанного. Если непонятно - переспросите, запишите.

6. Подведение итогов:

Общий вывод с опорой на получившийся рисунок.

Итак, общение - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не будем искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

Упражнение "Подари улыбку".

Школьный дневник считается основным документом ученика. Дневник является объектом внутришкольного контроля, поэтому все записи в нем носят официальный характер. Учитель может записывать в дневник:

  • информацию об участии ребенка в общешкольных мероприятиях;
  • замечания относительно поведения или старательности ученика;
  • благодарности;
  • поздравления с праздниками или победой ребенка на олимпиаде или в конкурсе;
  • объявления;
  • приглашения;
  • рекомендации;
  • предупреждения;
  • извещения о предстоящей совместной деятельности;

Первым «плюсом» такого способа общения является то, что родители обязаны регулярно просматривать страницы дневника и знакомиться со всей представленной информацией. Родители ставят свою подпись в дневнике в подтверждение с ознакомлением с информацией.

Учитель может попросить родителей подписывать все важные сообщения. Таким образом, он получит свидетельство того, что мама и папа в курсе главных школьных событий. Это является важным преимуществом использования дневника для связи с родителями — официальное доказательство того, что известие доставлено адресату. Тем более, записи сохраняются в течение всего учебного года.

К недостаткам такого способа общения относится:

  • Отсутствие оперативности — ребенок может забыть показать дневник родителям или оставит его дома. Также родители не всегда сразу же обращают внимание на записи в дневнике.
  • Большие временные затраты — в основном все сообщения учитель пишет вручную, что может занять около получаса. Иногда, если информация носит общий характер, сообщение можно распечатать и вклеить на страницы дневника, однако это тоже займет некоторое время.
  • Отсутствие конфиденциальности — дневник не является сугубо личной вещью и его содержимое может прочесть зауч, директор, учитель-предметник, другие ученики и т.д. Поэтому посредством дневника нельзя передавать информацию, носящую индивидуальный характер.

В электронных журналах есть возможность оставлять личные сообщения родителям, комментировать оценки. Отдельные системы информируют родителей о таких активностях на смс.

Родительское собрание

Для проведения «живого» общения с родителями лучшей формой является . Это серьезное мероприятие, на котором обсуждаются все важные вопросы жизни класса или школы.

Его достоинствами являются:

  • непосредственное участие родителей в школьных делах;
  • сплочение родительского коллектива;
  • организация многостороннего обмена мнениями относительно заявленных проблем;
  • проведение дискуссии для принятия общего решения;
  • возможность пригласить различных специалистов для выступления на собрании;
  • использование всевозможных форм общения (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • ход собрания и все итоговые решения ;
  • передается информация разного характера.

К недостаткам относится:

  • необходимость длительной и серьезной ;
  • возможность появления конфликтных ситуаций вследствие расхождения мнений родителей;
  • недостаточная частота проведения — собрание организуется примерно один-два раза в месяц, поэтому для решения оперативных вопросов данный способ связи не подходит;
  • необязательность посещения — некоторые родители ввиду личных обстоятельств могут не прийти на собрание.

Информационный стенд

Информационный стенд является традиционным способом трансляции сообщений родителям. Обычно на нем размещают методические бюллетени с материалами рекомендательного характера. Такая форма связи носит формальный характер и имеет всего лишь пару положительных сторон:

  • можно передать большой объем информации;
  • родители имеют достаточный запас времени для ознакомления с информацией.

Школьный сайт

Еще одним официальным способом поддерживания связи с родителями является передача информации путем размещения ее на страницах сайта школы. В наше время практически каждое образовательное учреждение имеет свою веб-страницу. К преимуществам этого средства общения относятся такие моменты:

  • через сайт можно передавать не только текстовые сообщения, но и фото-, видеоматериалы;
  • для размещения записи не требуется много времени.

Вместе с тем, есть и некоторые недостатки:

  • обычно на сайтах размещается информация общешкольного значения;
  • учитель не всегда имеет доступ к администрированию сайта;
  • не все родители регулярно и в обязательном порядке просматривают содержимое веб-страницы;
  • информация сайта находится в свободном доступе для каждого, поэтому возможность личного общения отсутствует.

Организация сообщества в соцсетях

Для организации классного сообщества в соцсетях (на базе «Одноклассники», «В контакте» и т.д.) необходимо создать группу с ограниченным доступом и предложить всем родителям зарегистрироваться в данном сообществе и подать заявку на вступление в группу. Подобное сообщество можно создать и на основе файловых хостингов, предназначенных для хранения данных типа , однако оно будет обладать более ограниченными возможностями относительно оперативности общения.

Это многосторонний способ связи, поскольку родители не только смогут видеть сообщения, размещаемые учителем, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. К его положительным сторонам также относится:

  • размещаемые сообщения доступны для просмотра всем участникам группы;
  • можно вести дискуссию;
  • ознакомиться с информацией, как и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;
  • можно выкладывать видео и фото;
  • высокая скорость доставки информации.
  • необходимость постоянно мониторить записи в группе;
  • неофициальный статус такого общения;
  • отсутствие подтверждения того, что все родители своевременно ознакомились с сообщением;
  • невозможность обсуждать в группе информацию личного характера, однако это можно сделать путем отправки личного сообщения.

Мобильные приложения

Схожими характеристиками обладают сообщества, созданные посредством мобильных приложений типа Viber, WhatsApp и т.п. Для организации такой связи с родителями необходимо предложить им установить на своих смартфонах соответствующее программное обеспечение и зарегистрировать их в группе.

Главные достоинства:

  • данный способ предоставляет максимальную оперативность по обмену информацией;
  • с помощью таких приложений можно организовать как коллективную, так и индивидуальную рассылку сообщений;
  • высокая мобильность — используя фотокамеру телефона, можно делать фото или видео и сразу же выкладывать его в группе.

Связь посредством телефона

Можно поддерживать связь с родителями с помощью . Как правило, классный руководитель имеет список номеров родителей каждого ученика и в любой момент может связаться с ними. Однако такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации. К недостаткам можно отнести такие моменты:

  • звонок может оказаться несвоевременным, если абонент будет занят на работе или другими срочными делами — в таком случае информация может быть воспринята неадекватно;
  • индивидуальных характер связи — обзванивать придется каждого по отдельности;
  • отсутствие возможности коллективного общения;
  • денежные затраты.

С помощью мобильного телефона можно также организовать смс-рассылку сообщений, поскольку такая функция есть в каждом телефоне. При этом способе доступна только двусторонняя связь. Также к недостаткам такого способа связи следует отнести очень ограниченный объем передаваемой информации.

Электронная рассылка

Классному руководителю достаточно один раз ввести в строку рассылки адреса всех родителей и в дальнейшем письма будут отправляться одновременно на все ящики. При этом объем информации, которую можно пересылать, очень большой.

Одним из самых значимых недостатков является отсутствие коллективной площадки для общения.

Родительский форум

Для организации родительского форума потребуется наличие специального веб-ресурса. В принципе, это может быть и школьный сайт, и любой другой сайт, имеющий схожую тематическую направленность. Обычно такие форумы являются общедоступными и подходят скорее для обсуждения каких-либо единичных вопросов, чем для оперативного обмена информацией.

Личный блог учителя

Многие учителя ведут свои личные блоги и параллельно используют его для связи с родителями, обсуждения с ними многих вопросов, касающихся школьных проблем. Такой блог может быть создан на личном, общешкольном или тематическом сайте, где доступны такие функции.

Как правило, найти подобные блоги через поисковик в браузере довольно сложно, поэтому родителям нужно сообщить адрес ссылки и предложить стать постоянными подписчиками. В таком случае информация, размещенная в блоге, будет быстрее попадать в поле их зрения.

Skype

Одним из самых универсальных средств связи на данный момент является Skype — программа, которая обеспечивает:

  • звонки на телефон;
  • видеозвонки между абонентами Skype;
  • мгновенный обмен информацией;
  • групповую видеосвязь;
  • демонстрацию экрана вашего монитора с необходимой информацией.

Выбирая подходящий способ связи с родителями, можно остановиться на 2-3 вариантах, которые обеспечат разные формы общения:

  • официальное и неформальное;
  • вживую и на расстоянии;
  • коллективное и индивидуальное и т.д.

Не рекомендуется создавать несколько схожих по своему потенциалу групп, которые будут дублировать друг друга. Это приведет к путанице и снижению эффективности от их использования. Также в данном вопросе следует учитывать желания и возможности родителей, иначе они просто будут игнорировать все ваши попытки связаться с ними.

Общение воспитателя с родителями воспитанников

Консультация для педагогов

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  • Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Уважаемые педагоги, помните:

  1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!



Публикации по теме