Куда пропадает любовь. Куда уходит любовь

Куда уходит любовь? Мужской взгляд

Любовь живет три года - так утверждает ряд психологов. А французский публицист Фредерик Бегбедер даже поспособствовал популяризации этой темы, посвятив ей целый роман об изначальной обреченности любой привязанности. Верно ли это? Действительно ли, спустя всего лишь каких-нибудь три года то, что было таким сильным и всеохватывающим просто-напросто берет и умирает? Возможно, что да. Но, может быть, любовь никуда не уходит, просто приобретает совершенно иную форму?

Первый год - это так называемый «конфетно-букетный» период, полный эйфории, восторженности, счастья, радости, когда мир вместе с любимым в нем человеком окрашены исключительно розовыми тонами, а эмоции и адреналин переполняют настолько, что, порой, невозможно ни есть, ни спать. Такой период был в жизни практически у каждого человека и большинство из нас может сказать, что это - самое лучшее, что когда-либо с нами случалось.

Но, конечно же, постоянно находиться в розовых очках невозможно, и, ближе ко второму году , происходят перемены. Эйфория постепенно уходит, эмоции уже устраивают не бурю, а всего лишь легкое волнение, да и сердце при виде любимого человека уже не выпрыгивает из груди, а лишь начинает чуть учащенно биться. Постепенно стирается чувство новизны, а еще начинают всплывать недостатки партнера, возникают первые ссоры .

Да, она, конечно, безумно красива, но почему же вы раньше не замечали, что она так невозможно долго собирается и так громко болтает по телефону с подругами почему-то именно в тот момент, когда вы позвали ее на свидание? А он, хоть и остается по-прежнему обаятельным и интересным, на деле оказался не таким уж внимательным и обходительным, как думалось поначалу: и цветы дарить перестал, да и про совместные даты нет-нет, да забудет .

Впрочем, плюсы у второго года отношений тоже есть: появляется все больше общих воспоминаний, переживаний, люди становятся ближе друг другу, уходят волнение и скованность, которые могут еще присутствовать в первый год. Именно на второй год отношений чаще всего люди начинают жить вместе и создают семью.

Но за вторым годом следует третий , кризисный, после которого, опять же по словам психологов, любовь и должна сгореть в агонии. Что же случается? Наверное, все дело в том, что происходит постепенное привыкание ко всему хорошему, что есть в отношениях, привыкание друг к другу. Хорошее превращается в обыденное и повседневное, воспринимается как должное и перестает приносить ту радость, которую доставляло раньше. А плохое, которое, конечно же, бывает в любых отношениях, становится более заметным, потому что к нему-то привыкнуть сложнее. Вот и начинаются бесконечные конфликты.

Вот именно в этот момент людям и кажется, что любовь ушла. Может быть, так и есть. И именно так и происходит у большинства пар.

Но есть же те, кто преодолевает этот кризис и остается вместе. Что же происходит с их любовью? Неужели она такая живучая? Их любовь не умирает, она меняется и перерождается, становясь чем-то большим, чем просто страсть и влюбленность, появляется самая настоящая привязанность и родство душ.

Конечно, это - идиллическая картинка, и, к сожалению, любовь может умереть и спустя намного больше лет, чем три года. И даже зрелая любовь-родство душ (древние греки называли ее Агапе ) тоже, к сожалению, может закончиться.

Так кто же в этом виноват? Наверное, мы сами. Слишком уж мы привыкли зацикливаться на плохом, не видя хорошее, слишком рационально подходим к тому, что нужно просто чувствовать, слишком ориентированы на самих себя, а не на того, кто находится рядом с нами. Мы привыкаем. И забываем быть искренними, забываем радовать друг друга, забываем дорожить друг другом и ценить каждое мгновение, проведенное вместе. Но почему-то никогда не забываем отметить недостатки, обидеться , разозлиться и отстоять «свои права». Выходит, что зачастую мы сами убиваем любовь, которая могла бы жить еще очень долго.

А, может быть, если любовь умерла, значит она была не настоящей или ей было не суждено прожить долго? Может быть и так, тогда стоит просто-напросто радоваться, что все произошло столь своевременно, а впереди у вас новое чувство, которое уж точно будет настоящим и на всю жизнь «пока смерть не разлучит».

В последнее время, вопрос — почему уходит любовь? — встречается все чаще и чаще. Наверное, многих людей в жизни коснулась такая беда. Кто-то пережил это в юности, кто-то в зрелом возрасте, но каждый, кого это коснулось, до сих пор ощущает, вспоминая об этом, боль, щемящее чувство одиночества, может быть, тоску по потерянной любви и когда-то близкому человеку. Кто-то переживает обиду, не понимая, почему это произошло именно с ним, за что ему причинил такую боль другой человек. Почему ушла любовь, в чем причина расставания, развода?

Когда мы вспоминаем свою любовь, то каждому счастливому и несчастливому в ней человеку больше всего нравится, наверное, начало любви. Самые чистые мгновения, когда мы впервые посмотрели друг другу в глаза, первые свидания, удивительные минуты раскрытия одного человека другому. Минуты, часы, дни, недели, месяцы, а у кого-то и годы доверия, этой удивительной близости, когда мы считаем человека самым необыкновенным, самым неотразимым.

И вдруг это удивительное чувство пропадает. С одной стороны или с обеих на место доверию, почти обожествлению другого, приходит, мягко говоря, очень трезвый взгляд на того, кого мы считали своей второй половинкой. Сначала это трезвый взгляд с пониманием особенностей, недостатков, зависимостей, слабых мест, ожидаемых реакций человека. А потом вдруг – раз, и возникает совершенно отчетливое сознание, что этот человек не просто такой же, как все – обычный, а может быть, в чем-то и большие недостатки имеет. И вот незаметно для нас наше ослепление или обожествление другого проходит, и остается рациональное негативное восприятие другого. Мы перестаем видеть другого человека, он для нас уже либо что-то непонятное, непредсказуемое, либо что-то со знаком «минус». Мы запираемся в свои шкафчики-обиды, и кажущаяся любовь уходит в никуда. В этот момент другой человек вдруг обнаруживает, что и ему уже не так комфортно в поле наших отношений.

Я часто сталкиваюсь с жалобами женщин, очень похожими между собой. В этих жалобах обычно звучит мотив, что любимый мужчина — совсем не такой, каким казался, он совершенно не оправдал надежд. Жена ждет, что он ей розы принесет или хлеба из магазина, а он приходит больной и пьяный.

Если изначально было принятие другого, просто потому, что он есть, он с тобой, то потом вдруг резко наступает иная фаза отношений. Мы начинаем воспринимать другого человека исходя из того, что он делает для нас, как он отвечает нашим ожиданиям и требованиям. Это и есть тот порог, за которым любви уже нет.

Мне, как человеку тоже пережившему подобное, теперь, уже в мои 48 лет, хочется задать себе вопрос – что мы подразумеваем под словом «любовь»? Что именно уходит? Мне вспоминаются прекрасные слова митрополита Антония Сурожского , Паисия Святогорца о подлинной любви. И когда мы сравниваем их определения с нашей любовью, то мы зачастую с удивлением обнаруживаем, что то, что мы называем любовью, больше похоже на ослепление. В нас обычно нет подлинной любви, как готовности принимать другого целиком, трудиться над тем, чтобы понимать и прощать его, трудиться над изменением его и себя.

Мы хотели бы, чтобы любовь была только радостью, эмоциями, только подарком. Но вот смотрю я вокруг, и вижу среди своих друзей очень мало счастливых семей. А все счастливые пары, кто живет уже вместе не один год, кто ценит, любит, понимает и принимает другую половину, почти все пережили кризисы, но эти люди трудятся каждый день. Именно поэтому их любовь — настоящая.

Поэтому когда я возвращаюсь к вопросу, почему уходит любовь, я говорю: я не верю в то, что любовь может уйти, если это любовь.

Это уходит что-то другое, и нужно думать о том, а что же происходит с тобой самим? Как полюбить себя? И как научиться любить другого?

Ирина Карпенко

Мы – психологи-психотерапевты. Нас всегда интересовала тема женско-мужских отношений. Около двух лет назад мы начали заниматься этой темой профессионально. За время работы накопился большой опыт исследования различных феноменов и тем, возникающих при обсуждении отношений полов. Эти темы разнообразны, об этом можно писать тома. В этой статье мы решили сфокусировать внимание на проблеме ослабления партнерских или супружеских связей в современной российской семье. Тематика, заявленная в статье, разрабатывается в системной семейной терапии.

Семья в этом направлении психотерапии рассматривается как целостная система, внутри которой действуют свои законы. Одно из основополагающих понятий – структура семьи и иерархия. Нарушения в семье возникают при искажении структуры семьи.

Что мы подразумеваем под ослаблением супружеских связей? Ответ простой: супруги в семье часто остаются друг с другом ради детей и моральных принципов, не позволяющих им разводиться, а не потому, что они хотят быть друг с другом. На западе ценность супружеских отношений гораздо выше, чем у нас; дети при этом занимают второстепенное место. Там муж и жена – прежде всего супруги, а потом уже родители. А российской семье присущ детоцентризм (ребенок находится в центре семьи). При этом связи между мужем и женой ослабевают. В такой семье общение между супругами происходит чаще всего по поводу детей, обсуждений их проблем, привычек, развития.

Мы зададим вам простой вопрос: "Когда вы в последний раз были вдвоем, без детей, целый день, а потом еще и ночь? Когда вы разговаривали в последний раз о ваших отношениях?" Возможно, пора устроить себе день мужа и жены (не день матери, не день отца, не день родителей), а именно ваш совместный день? Вы можете в этот день забыть о ваших родительских ролях и поговорить, сосредоточившись на ваших любовных отношениях, о том, почему вы являетесь парой.

Исходя из своей практики работы, мы можем сделать некоторые предположения о том, что может происходить в семье, в которой ослаблен контакт между супругами, а также совершить небольшой теоретический экскурс в проблему.

Ослабление контакта в супружеской паре возникает впервые в семье с маленькими детьми. Для выживания младенца необходимо, чтобы мать была с ним почти единым целым, что в психологии называется "отношениями симбиоза". в этой ситуации закономерно отходит на периферию семьи. Это – нормальный кризис семьи: когда в семейную пару приходит третий, то супруги должны приспособиться к изменениям.

Когда ребенок подрастает, у него появляются свои интересы и друзья, он становится более автономным. Супружеская пара должна вновь "воссоединиться". Но часто этого не происходит, поскольку супруги, будучи детьми, сами не получили опыт того, что у мамы с папой может быть своя жизнь, отдельная от интересов детей. Вспомните, как часто ваши родители имели возможность сходить куда-то без вас, как проходили ваши выходные, часто ли родители общались друг с другом, если это не касалось каких-то конфликтов или обсуждения семейных и детских дел?

Итак, семейная структура искажается: мама очень близко общается с ребенком, решая его проблемы. Она буквально полностью "вкладывается" в него, а отец находится на периферии семьи, практически не участвуя в ее жизни. Он может много работать, чтобы обеспечить семью, проводить время за компьютером или заниматься своим хобби.

Самое смешное и печальное одновременно, что в такой семье ребенок может оказаться этаким "infant terrible" (ужасное дитя), сводя с ума всю школу или детский сад. Это происходит, несмотря на то, что вокруг него, как вокруг солнца, вертятся все интересы семьи.

А что же происходит в отношениях между супругами? В своей практике мы сталкиваемся с тем, что самые главные сложности у супругов – это проблемы с нахождением оптимальной дистанции общения, угасание сексуальности в семье. Отец не может найти себе место в семье, так как оно, как правило, занято ребенком. Невозможно сказать, что здесь первично, что вторично, но наиболее распространенный сценарий этой драмы таков.

Отец пытается встать между ребенком и матерью, чтобы вернуть его на положенное ему место в иерархии. Он может пытаться достичь этого разными способами: делая ребенку замечания, поддерживая дисциплину, применяя жесткие меры. Тогда мать, находящаяся в отношениях симбиоза с ребенком, заботясь о чаде, вмешивается и говорит отцу: "Нельзя так ребенка воспитывать, он станет совсем забитым". Отец чувствует себя ненужным и некомпетентным в вопросах воспитания, униженным. В результате он "отходит в сторону". Ему трудно чувствовать себя мужчиной рядом с такой "всемогущей матерью". У супругов могут начаться проблемы в сексе. Они начинают отдаляться друг от друга. Отец уходит в виртуальную реальность, мать занимается ребенком. А тот своими выходками в школе фактически требует жесткой отцовской руки, пытаясь привлечь внимание отца и вернуть его в семью. Итак, круг замкнулся.

В результате из семьи уходит любовь, сексуальность и уважение друг к другу. Вместо этого в семье усиливается напряжение, и начинаются конфликты. Семья тонет в потоке обид и разочарования.

Супругам бывает сложно посмотреть на ситуацию со стороны и увидеть целостный образ происходящего. Чаще всего они видят отдельные элементы этой мозаики и никак не связывают их между собой. Первое, что бросается в глаза не только членам семьи, но и школе – это дети, имеющие проблемы с поведением. Еще супруги могут чувствовать что-то неладное в сексуальной жизни или могут ощущать невозможность найти оптимальную дистанцию для общения.

Что происходит с сексуальностью? Супруги избегают разговоров на эту тему, обижаясь на то, что партнер все чаще отказывается делить общую постель. Так партнеры в семье отказываются от ответственности за свою сексуальность, ожидая, что супруг проявит инициативу и угадает, что нужно сделать.

Часто на приеме у психолога жалобы женщин звучат так: "Он не уделяет мне внимания, пропадает на работе, пьет, мало помогает по хозяйству, не занимается со мной сексом". Но при дальнейшем общении с такими клиентками выясняется, что некоторые из них слишком мало говорят мужу о приятных вещах, мало спрашивают о его чувствах, все больше интересуясь мужем как источником материального благополучия семьи. Кто-то боится в постели сделать что-то по-новому или подсказать мужу, что именно доставляет удовольствие. Ну а кто-то все реже замечает заботу мужа и ждет, когда он полюбит ее так, как она мечтает.

Мужские жалобы звучат так: "Жена отказывает мне в сексе, у нее слишком часто болит голова; мне нет места в собственном доме, я чувствую себя там неуютно. После работы я не хочу возвращаться домой". Разговаривая с мужьями, можно также узнать много интересного про то, как они "дошли до такой жизни". Они не проявляют настойчивости, чтобы отстаивать свои ценности, а стремятся уйти от конфликта и споров с женой. Или просто отмахиваются от проблем, о которых говорит с ними жена. Еще они могут преуспеть в обесценивании карьерных амбиций и усилий женщины по ведению хозяйства и детей. И иногда же им просто не хватает терпения и времени на прелюдию в разных смыслах этого слова (нежность, неторопливость, ласковые слова и прикосновения).

Тема ответственности за свой вклад в развитие отношений превращается в вопрос "что каждый из нас делает в отношениях, что они стали такими, какие они есть в данный момент?"

Возможно, если вы искренне ответите на этот вопрос, то мозаика ваших трудностей начнет складываться в целостную картинку, вам станет легче дышать и находиться друг с другом. Часто улучшить отношения могут простые вещи. Мужчина ссорится с женой, потому что таким образом он отвоевывает себе пространство, в котором может побыть в . Ведь когда супруги находятся в состоянии конфликта, можно не говорить друг с другом, не заниматься сексом , не приближаться. Это нормальная потребность – побыть одному. Только мы не знаем, как реализовать такие желания. А ведь обо всем очень просто договориться: "Я сейчас хочу одиночества, но через некоторое время я вернусь и снова буду с тобой". "Да, хорошо. И хотя я буду скучать, я уважаю твое желание. И буду ждать встречи. А пока займусь своими делами".

В системной семейной терапии есть понятия: "преследователь – дистанцирующийся". Эти понятия описывают механизмы сближения – отдаления в паре. Чем больше "половинка" пытается приблизиться к партнеру, тем больше тот отдаляется, и наоборот. В такой паре для того, чтобы стать ближе, надо, как это не парадоксально, отойти на расстояние и дать возможность партнеру побыть одному.

Вот мы и переходим к следующей проблеме – регуляции дистанции в отношениях. Кому из вас нужно больше пространства, кому меньше? Кто проявляет инициативу, чтобы сблизиться? Хватает ли второму времени, чтобы побыть одному? В семье очень важно найти то расстояние, на котором партнерам будет удобно и комфортно находиться. Это расстояние уникально для каждой пары, и вы найдете его не сразу, поскольку потребность в близости у вас может быть разной. Бывают случаи, когда муж и жена комфортно чувствуют себя, живя в разных городах и встречаясь, например, раз в месяц. Мы берем на себя смелость предположить, что такая семья может рассыпаться, если партнеры вдруг решат жить в одном гнезде. Важно с уважением относиться к потребностям друг друга в близости – отдалении и учитывать возможности в поддержании близости, если вы хотите сохранить ваш союз.

Конечно, при работе с проблемами супружеских отношений возникают самые разнообразные вопросы и темы, обнаруживаются бурные чувства и переживания. В психологических группах, с которыми мы работаем, участники рано или поздно начинают говорить друг с другом о сексуальности и отношениях между полами. Обсуждение этих вопросов на занятиях могут сопровождаться смущением, волнением, энергией, любопытством друг к другу. Проживая эти чувства в группе, участники могут вернуть их и в свои отношения с супругом.

Возможность по-новому взглянуть на себя в группе и получить подтверждение своей мужественности или женственности оживляет интерес друг к другу в семейной паре. В традиции русского хоровода каждый может попробовать пройти испытание смущением и стать заметным, выйдя в центр круга. В психологической группе вы тоже можете попробовать "выйти в круг", т.е. привлечь к себе внимание, зажечься сами и зажечь других, потому что организовано специальное безопасное пространство для этого. Если в группе вы стали чуть более ярким и заметным, чем обычно, то дома вы как будто заново удивите своего супруга или супругу, поскольку и он (она) увидит вас немножко по-другому.

Если вам кажется, что отношения с супругом не складываются, это не повод "менять" семью, потому что в новой семье с большой вероятностью со временем сложится та же ситуация. Мы – сторонники сохранения отношений до тех пор, пока сохраняется надежда на их улучшение. Наш личный опыт подсказывает, что развитие отношений с мужем может стать увлекательным и полным неожиданностей приключением.

Надеемся, что опыт, описанный в статье, пригодится Вам для того, чтобы по-новому взглянуть на свою семью.

Юлия Дунаева
Ольга Васильева

Обсуждение

верно. Решений много - но подбирать нужно под себя..

мне тоже статья очень понравилась!!!
покрайней мере, стало хоть что-то понятно, а что касается того, что детей еще нет, а проблемы уже на голове, то пожалуй это заслуга, в первую очередь обоих супругов!!! надо смотреть внематочно на ком женишся или за кого выходиш:-)

03.10.2008 09:40:41, Fiji

А мне понравилась статья, во многом согласна с авторами, на самом деле я, не читая всякие там труды по психологии семейных отношений, совершенно точно знаю, что наши с мужем проблемы начались от того, что мы перестали проводить время вдвоём, а также потому, что стали экономить на элементарных удовольствиях, таких как: поход в ресторан, кино, в ночной клуб. А ведь мы ещё молодые и вполне можем это делать. Ну а ребенка всегда можно с кем-то оставить, будь то бабушка, тётя, хорошая соседка, которой можно даже заплатить за несколько часов, не говоря уже о няне. НО, к сожалению, все упирается в деньги... Скажете, зачем рожать, если денег мало? Но кто же знал, что моей зарплаты, которую я когда-то приносила будет теперь катострофически не хватать. Зарплаты мужа хватает на жизнь, а вот на совместное времяпровождение и удовольствия не хватает...
И я согласна с авторами, одиночества тоже хочется. Когда твоя жизнь отходит на 2-ой план и ты начинаешь жить жизнью мужа и ребенка, не имея ничего для себя, поневоле захочется одиночества. А самое страшное, что так жить входит в привычку. И все реже вспоминаю, что когда-то я была хохотушкой, а муж делал мне комплименты. Иногда не хватает такой статьи, чтобы вспомнить об этом и оглянуться назад...

29.05.2008 14:50:29, Алёна

У нас еще нет детей, а проблем уже куча. Муж не помогает, грубит. Всвязи с высокой загруженностью на работе я прихожу сработы в 10-11 вечера и начинаю готовить. убраться могу только в выходной, но не тратить же все выходные на уборку и готовку. И он еще требует каждый день супы и новое второе. Мамочка его воспитала, что мужчине убираться и готовить постыдно. Сама уже еле ноги волочит, вся нервная и ненавидящая белый свет. Что делать не знаю, перевоспитывать во взрослом возрасте по-моему дохлый номер:(

09.05.2008 16:25:44, Ирина

Вообще хочу сказать, что нельзя развивать тему только в одном направлении. Из вашей статьи создается такое ощущение, что для того, чтобы муж и жена обрели идиллию, то ребенок-это третий лишний, который мешает таки родителям. Приведенный вами пример не является константой в охлаждении семейных взаимоотношений между мужем и женой, причин может быть множество, даже уже само отношение к понятию семьи и новым обязанностям в своей жизни. И вообще для чего создается семья, господа? Семья-это уже больше двоих. Для того и женятся люди, чтобы оставить после себя потомство, которое до поры до времени они будут холить и лелеять. А в ваших примерах мужчины просто лентяи, не хочущие помогать своей половине(а что слабо самому занятся ребенком пока жена занимается домашними или другими делами), а женщинам нужно всегда давать право голоса мужчинам.Просто не нужно уходить в крайности. Насчет того, чтобы побыть наедине друг с другом, то с этим я абсолютно согласна(а ребенка можно пристроить и к своим родителям или на краиний случай к своей подруге, которая в следующий раз не откажется от подобной услуги, сделанной вами, т.е. посидеть с ее чадом).

16.04.2008 14:06:25, Аня

Да, в нашей семье проблема, куда деть ребёнка, что бы побыть в двоём, или куда нибудь сходить вообще в мести с мужем. В однокомнатной квартире больно не разгуляешься.

очень интересная статья
Она опеисывает прорблему, но, как и должно быть, не дает готовых решений. Решение в каждой ситуации должнобыть индивидуальным. При желании любую проблему можно решить даже такую: "Все она так, но скажи на милость, куда ребенка девать, чтобы побыть вдвоем???". Жена может убедить говорить мужа слова, дающие уверенность ей в том, что в семье всё хорошо. И жена считает что всё хорошо. Однако это совсем не значит что и муж так считает.

15.03.2008 04:13:57, shirk

Очень интересно. Статья дала мне уверенность что у нас в семье не все потеряно...

14.03.2008 22:37:22, Авасиле

МАМА IULIA, infant terrible - это по-английски. Кроме французского есть и другие языки.
Может, вам с мужем и повезло, но другим эта статья может и пригодиться.

14.03.2008 18:13:48, Nadin

с трудом дочитала до конца. очень однобоко. мой муж так же растворен в ребенке, как и я! для нас нет ничего лучше, чем быть втроем. и уж если претендуете на знание французского, то хоть пишите правильно... enfant terrible

14.03.2008 00:10:23, MAMA IULIA

1 согласна с ирой и mav0275...

Все она так, но скажи на милость, куда ребенка девать, чтобы побыть вдвоем??? Может в детский дом пристроить на выходные? Фраза - "А ведь обо всем очень просто договориться: "Я сейчас хочу одиночества, но через некоторое время я вернусь и снова буду с тобой". "Да, хорошо. И хотя я буду скучать, я уважаю твое желание. И буду ждать встречи. А пока займусь своими делами" - по моему, бред:) То есть пока муж будет медитировать в одиночестве жена находится с ребенком и занимается хозяйством, причем делает это одновременно. И после этого она должна оставаться доброжелательной по отношению к супругу??? А вы такое встречали?

неинтересная, бессодержательная и,сорри, глупая статья

13.03.2008 20:21:52, ира

Не начинаются проблемы с детей! Они начинаются гораздо раньше! Просто, когда появляются дети, их труднее игнорировать.

Секс, видимо, единственная основа семейной жизни. А дети - серьезная помеха супружескому счастью. Их надо жестко, по-мужски воспитывать, чтоб знали своем место и не мешали родителям. Можно еще в интернат сдать и забирать только на каникулы. А что, очень по-европейски. Знаете, я действительно не проводила сутки наедине с мужем уже много-много лет. Потому как наши дети - это неотъемлимая часть нашей вполне счастливой семейной жизни. P.S. Мы счастливо женаты 11 лет.

13.03.2008 13:48:36, Ольга Л.

Комментировать статью "Супружеские отношения: куда ушла любовь?"

Расставаться любя..?. Жена и муж. Семейные отношения. Обсуждение семейных вопросов: любовь и ревность, брак и измена, развод и алименты, отношения Тогда расставайтесь сейчас, как в стихотворении:) Иначе через пару лет он расстанется с вами куда более прозаично.

Обсуждение

вы стихами похвастаться хотели? лениво читать было и не фанат поэзии
или пожаловаться на квартирный вопрос и нехватку лучного пространства?
в 36 когда сходятся надо понимать, что каждому понадобится чуть-чуть совершенно личного времени - не часто, но время от времени обязательно как лекарство - одному в тишине весь день в пижаме, с глупым фильмом и бокалом красненького

когда и с чего это началось? что поменялось???

29-летняя певица Наталья Чистякова-Ионова, счастливая жена и мама двух дочек, размышляет в своем микроблоге на вечные темы: что такое супружеская любовь, и как сохранить страсть в долгом браке. "Что такое любовь? Любовь - это дружба! Это то, когда ты находишь человека, в котором уверен на 100%. Когда ты понимаешь, что с этим человеком ты можешь болеть, плакать, радоваться, смеяться и делить каждый момент в жизни!!! А знаете, что еще важно? Важно, что вы делаете в перерывах между сексом...

Семейный психолог Семейный очаг – это не всегда гармония и уют. Семейный психолог может помочь разобраться с затянувшимися конфликтами, перевести общение в конструктивное русло, проявлять свою заботу и любовь так, чтобы это не вызывало негативных эмоций у других членов семьи. Семейная психология может предложить эффективные инструменты для решения трудностей на любой стадии конфликтов, поможет достичь гармонии и взаимопонимания. Супружеские отношения Даже имея страсть и любовь в...

«Где Ирина Муромцева сейчас?» - задаются вопросом телезрители, недоумевая, куда пропала любимая телеведущая, которая на протяжении 8 лет будила всю страну - в передаче «Доброе утро, Россия!» в паре с ведущим Владиславом Завьяловым. Всю вторую беременность ведущая тоже провела в эфире – и в роддом уехала со съемок. Но с этой недели зрители больше не встречаются с ней по утрам. Сегодня Ирина Муромцева в своем блоге на 7я.ру подводит итоги уходящего года и рассказывает о новом витке своей...

Наблюдая за людьми, часто ли мы видим примеры счастливых отношений? Я часто сталкиваюсь с проявлениями неприязни на работе. Не столько по отношению ко мне, сколько по отношению покупателей друг к другу. Например, приходит семейная пара за покупками. Казалось бы, такое радостное событие - ремонт в доме, подбор интерьера и совместный выбор. Но часто все это выливается в ссору. Иногда дело доходит даже до мата. Становится грустно при виде того, как, казалось бы, любящие и родные друг другу люди...

7 сентября в рамках 26 Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ состоится презентация книги самой востребованной и практикующей психоаналитика-сексолога Юлии Варры - "Как стать Лучшей любовницей для своего Мужа – или медовый месяц на всю жизнь". "Моя книга адресована прежде всего женщинам, которые приходят ко мне на тренинги не только в Москве, но и по всей России. Как оказалось, знания по семейной психологической и сексологической терапии очень востребованы. По вопросу...

Обсуждение

Соглашение о разделе имущества подпишите.
Подарить/продать нажитое в браке вы друг другу не можете. Только сначала долю определить по 1/2 на каждого, а потом муж дарит/продает Вам эту долю. При этом Росреестр может докопаться до того "откуда у вас личные деньги" чтобы у мужа купить долю, так как деньги у вас тоже все де-юре общие.
Так что пишите в простой письменной форме соглашение о разделе имущества.
Вам - дачу, мужу - холодильник.
И в росреестр регистрировать.
Мы так делали, когда нам нужно было титульного собственика срочно сменить.

Если муж дарит(продает) жене и наоборот, никакого согласия не нужно. Муж дарит, выражая тем самым согласие на сделку, а жена принимает, тем самым тоже выражая согласие. От мужа жене лучше дарение, раз уж оно по факту имеет место.

Мы уже говорили, что общая удача человека складывается из трех составляющих, влияющих примерно в равных пропорциях. Судьба. Дом. Наше я. Первое - наша судьба. Это то, что отражено в карте Бацзы. В ней мы видим, как человек представляет себя в любви, что ждет от партнера. Видим периоды времени и места, когда наиболее вероятно в его жизни появляется любовь, заключаются браки. Рассматриваем дворец брака, как он устроен, в какие периоды времени он приходит в движение. В движение - значит что-то...

Обсуждение

В-целом, я пишу для людей, которые хоть как-то в теме, пишу о своей практике. Да, сложновато, но у меня есть и разъясняющие статьи, много начальной информации в книгах, интернете (о которой мне уже не так интересно писать). Поэтому, тем, кому тема китайских наук о жизни незнакома, есть возможность узнать о интересных вещах, которые могут изменить жизнь к лучшему. И возможно заинтересоваться этой темой:)

Обсуждение семейных вопросов: любовь и ревность, брак и измена, развод и алименты, отношения между родственниками. По поводу 1 - любой человек может уйти если его что-то не устраивает или ему это кажется. Не факт, что в новых отношениях этого не случится.

Супружеские отношения: куда ушла любовь? Там муж и жена – прежде всего супруги, а потом уже родители. А российской семье присущ детоцентризм (ребенок находится в центре семьи).

Обсуждение

Если деньги были на счету и можно проследить, что именно на них была куплена дача, то можно попробовать.

29.08.2012 23:17:11, nevazhno

спросила юриста, ответ - "Лично я смотрю на возможность доказать, что Вы не знали или были против такого использования совместно-нажитых трех млн. пессимистично.
Попробуйте спросить совета на forum.yurclub.ru или на zonazakona.ru или на 9111.ru Может кто присоветует дельное.."

Почему мужчины уходят молча или говоря: мы не пара в лучшем случаи? При том, что в начале всё было здорово: первая встреча и флирт, и зарождавшиеся романтические отношения...Почему вдруг снова это повторяется, почему снова наш избранник очередной пропадает с поля зрения нашего вдруг? Если вас внешностью природа не обделила и интеллект ваш в порядке, но... Но вы часто задаете себе такие вопросы, вас отчево-то мужчины обходят стороной, то не стоит винить кого-то в сглазе или порче (хотя и этот...

Пожалуй ничего так не огорчает родителей как раздор между детьми(причем во всех возрастных категориях). Ведь дети это наш смысл жизни. В такие моменты все увещевания на тему:"вы же родные люди!" или "ребята давайте жить дружно!" уходят куда-то мимо дорогих ушек.. А самое главное, как в себе находить силу терпения "разруливать" эти моменты? Видимо остается набраться терпения и ждать момента: "переросли и поняли".

Когда-то бабушкой в очередной раз был подарен очередной подарок. И вот на этом подарке был бантик с "бриллиантом":))) И,конечно, бантик у нас сохранился. (Не выкидывать же такую драгоценность) . Но периодически валялся без дела то в какой-нибудь Лизкиной сумочке, то в корзине с игрушками. И вот вчера дочь выудила этот бантик. Пришла и говорит: "Мама, сейчас я буду делать тебе заколку". К чему мама отнеслась немного скептически:)) Это Лизку не смутило. Порывшись в сумочке, она достала...

Есть два типа любовных отношений между мужчинами и женщинами, первые построены на чувствах любви, вторые на взаимозависимости друг от друга, например в сексе, финансовом отношении или просто привычке быть вместе. К какому типу вы отнесли бы ваши отношения? К первому можно отнести все по-настоящему счастливые пары с романтическими отношениями, в которых чувства любви стоят на первом месте и не позволяют ничему и никому помешать этой идиллии. У таких людей споры никогда не перерастают в...С новой любовью "в остальном совпадаем на все 100%" - ну вы же взрослая тетенька, не первый раз замужем, сами понимаете, что когда любовь и все такое это одно, а вот жить-то вы вместе не жили..У него правда нет другой, и он не говорит, что не любит меня. Если бы было не так - я может быть и не кричала бы про шанс, не знаю.. Хотя и "другая" может быть временным помрачением наверное:)
Самозащита не позволяет гордости разрушать саму себя и свою психику. Ради "казаться гордой хватило сил" отказаться от самого дорогого в своей жизни??? У меня кроме гордости еще и разум есть, и жить хочется..
Про остальное не могу ответить - не про меня. У него нет другой, я с ним и не живу (хотя хотела бы) и ему вроде как не противна, во всяком случае он сам стремится поддерживать общение.
И я не борюсь и не удерживаю никого, как раз потому, что описанная "семейная жизнь" мне нафиг не сдалась. А как там кто-то в начале ответил "чтобы ему тоже было плохо" - мне не надо, меня это совсем не утешит, даже наоборот.
Но я очень хочу, чтобы он вернулся. Сам, по своему желанию. И была бы рада, и приняла бы с распростертыми объятьями. Потому что см. выше - люблю

29.11.2007 15:17:27, вот такая

А бывает ведь и так, что человек чувствует - есть и его вина в том, что тот второй уходит. А может даже - только он в этом виноват. Были противоречия, которые сильно ранили твоего партнера, заставили его сомневаться в твоей любви, в возможности существования вашей пары и вообще в себе. После каких-то Ваших действий человек решил самоустраниться. А Вы только сейчас поняли, в чем были неправы, и насколько Вам этот человек нужен. В таком случае по-моему разумно дать понять партнеру, что он вам нужен. Или "побороться/подоазывать любовь"...

Наверное, все-таки "Поздравляю!" я уже говорила, Ваши мысди, взгляды, пережитое, работа, внешность, дети- все это о сильной, умной и интересной женщине.. А эти американские горки из чьей-то другой жизни, не стыкуется это со всем Вашим остальным, простите за мнение)))))
Я Вас поздравляю с возвращением, Ваша жизнь, все-таки мне кажется гораздо интереснее, там больше любви и внимания, общих с кем-то друзей и впечатлений, там сильные и интересные люди и тд и тп
Удачи Вам, от души и правда, большой Вам удачи во всем).

Куда уходит секс, он был еще вчера.... Жена и муж. Семейные отношения. Обсуждение семейных вопросов: любовь и ревность, брак и измена, развод и алименты, отношения между родственниками.

Обсуждение семейных вопросов: любовь и ревность, брак и измена, развод и алименты, отношения между родственниками. Просто ушла, а потом и развелась официально. Не для меня это терпеть. А что будет когда вы станете старыми - вы его сразу куда -нибудь сдадите?

Обсуждение

я через такое прощла.важно по какой причине это? я после его измены не могла долго с ним спать.не то чтобы противно - равнодушно как то было.ничо. всё прошло уже) хотя как раньше точно не будет)

имхо такое положение дел - повод задуматься... физическое желание или не желание в данном случае это уже следствие, а не причина. подумайте, после каких событий произошло такое охлаждение и стало неприятна даже одна мысль о некогда любимом и желанном человеке.
у нас семья разваливаться начала именно по похожей причине (вернее следствию), только наоборот: муж меня не хотел. но это было следствием рождения ребенка. итого - промучились больше 1,5 лет и разбежались...

Все мы, хоть когда-то, хоть как-то испытывали любовь – это жгучие чувство. Все мы, испытывали чувство, когда исчезает, уходит любовь к нам, - когда «всё пропало», «когда жить не хочется». Или чувство, когда у нас ушла, пропала любовь, - когда просто, «да, что я в ней, в нём, нашёл, нашла».

То есть, дамы и господа, вопрос: Почему и как так получилось, что я любил, любила, но «вот теперь»? - стоит или стоял перед всеми.

Так же, как вопрос: Почему меня перестали любить? Перед всеми, кто хоть когда-то любил и кого любили, а разве есть другие, среди адекватных, и даже не очень, людей?

Проблема-то в чём? Если мы любим и нас любят, то мы поднимаемся на вершины своей жизни – мы живём, ощущая всю полноту жизни – чувства, страсти, ощущение – «это жизнь».

Если мы чувствуем и видим, понимаем, что исчезает, уходит любовь, мы ввергаемся в бездну: от «она, он, меня не любит», до, извините, «нет в жизни счастья».

Вопрос: Почему исчезает, уходит любовь?

Исчезает, уходит любовь – это чувства или отношения? – лично мне, видится философским вопросом.

Но, дамы и господа, давайте согласимся, что, даже не обладая способом мышления «философская диалектика», исходя из чисто своего житейского и жизненного опыта, мы все можем задуматься: А что такое любовь? Чувства или отношения?

И не только задуматься, но и, при желании, ответить. Ну, типа, вот так:

1. Что было вначале, любовь - чувство или отношения? А в жизни как бывает? И чувства и любовные отношения, вдруг, всё сразу, приходят. Так и есть, разве не так? НО, вот далее.

2. Исчезает, уходит любовь. Почему!? – ведь, если, не было ощущения счастья, то, «было всё так здорово!».

3. Моё чувство любви исчезло, и я перестала (я перестал) относиться к нему, к ней, как любимому.
Стоп! – потому что, вот именно здесь, мы приближаемся к истине: Почему исчезает, уходит любовь?

4. Исчезло моё чувство любви к данному человеку: мужу, жене, любовнику, любовнице, или изменилось моё отношение к мужу, к жене, любовнице, любовнику?

То есть: я перестал, перестала их любить? Или: я, больше, не отношусь к ним С ЛЮБОВЬЮ, как к жене, мужу, любовнику, любовнице?

Исчезает, уходит любовь, чувства и реальность

Давайте, дамы и господа, женщины и мужчины, мыслить реальностями, а не тем, что нам впихнули в сознание в виде стадного пропагандируемого мышления и что мы сами вообразили, в силу своего тупизма и ограниченности знаний.

Что есть любовь? Это чувство, однозначно. Что есть любовь? Это отношение к любимому человеку, однозначно. Что есть ситуация, когда исчезает, уходит любовь? – это исчезли или чувства или отношения.

Вот и всё: от этого и надо танцевать.

1. Исчезли чувства. Не важно, в связи с чем: гормоны перестали играть или вы обнаружили, что «любовь была ошибкой». Главное, что чувства любви больше нет. Нет любви, не чувствуете её больше, значит, отношения с этим человеком будут хоть какие: от ненависти до безразличия, но не любовные.

2. Испортились отношения. Не важно, что вы там себе воображаете относительно вашего чувства любви: любите или ненавидите, или что-то близкое к этому. Важно то, что ваши отношения изменились: Я больше не люблю его, её! – и, самое главное, больше не веду себя как любящий и любимый.

3. Вы чувствуете, что исчезает, уходит любовь. Что исчезло чувство или отношения?

4. Если вы в своём уме, то любые ваши чувства адекватны – соответствуют вашему отношению к объекту чувствования. То есть, если вы чувствуете свою любовь или любовь к себе, то это соответствует вашему любовному отношению или любовному отношению к вам.

5. Но, бытийная реальность отношений мужчины и женщины такова, чаще всего, что они не могут, не в состоянии, или не хотят проявлять свои любовные отношения. Вот в чём суть вопроса: Куда и почему исчезает, уходит любовь?

6. Всё оказывается просто до безобразия: Муж, жена, любовник, любовница НЕ МОГУТ вести себя как любимые и любящие, в бытийной своей ипостаси.

7. А раз, они себя так не ведут – не показывают, не проявляют свою любовь в отношениях, то и любовь исчезает, уходит.

8. Ведь чувство – это реакция на действительность. Нет любовного отношения – не видно любви в поступках, в словах – в жизни: исчезает, уходит любовь как чувство, и заменяется каким-то другим чувством к этому человеку.

Например: безразличием, ненавистью, презрением, и тому подобное. И уже это новое чувство будет формировать новые отношения между бывшими любящими и любимыми мужчинами и женщинами.

Исчезает, уходит любовь, потому что её убивают отношения

Любовь – сильное чувство.

Почему? Потому что она устанавливает близкие и интимные, личностные и гендерные – половые, отношения между мужчинами и женщинами.

Поэтому, кстати, она и сильна в своих антагонизмах: ненависти, презрении, безразличии, если чувство любви перешло в свою противоположность.

И вот она, истина - трагичная, злободневная, актуальная для большинства мужчин и женщин: Исчезает, уходит любовь, потому что исчезают любовные отношения – отношения любви.

То есть, тупо и примитивно, муж, жена, любовник, любовница, перестают относиться к мужу, жене, любовнику, любовнице, как к ЛЮБИМЫМ И ЛЮБЯЩИМ.

А начинают относиться, под напором быта и собственной тупости и бездумности, как к хозяйке, как к источнику денег, как к сексуальному партнёру, как отцу своих детей, и так далее, и тому подобное.

И всё: исчезает, уходит любовь, как чувство не соответствующее реальным отношениям: не любят ни жену, как таковую, ни мужа, как такового, если они проявляют себя в отношениях всеми чем угодно, только не любимыми и любящими людьми.

Любовь не живёт ни в каких отношениях, кроме как любовных, – вот и вся суть проблемы, куда исчезает, уходит любовь. То есть: или вы любите – чувствуете любовь и, соответственно, строите отношения любви, или вы не любите, и не строите отношения любви. Другого не дано.

«Надо поверить, что я не имею любви и принять это просто как факт. Люди не могут этого принять. Им очень страшно стоять в нищете перед Богом. Им очень хочется чем-то перед Богом погордиться».

В середине октября в Москве прошел VIII Общецерковный съезд по социальному служению. На секции сестер милосердия, прошедшей, по мнению многих сестер, необычайно живо и насыщенно, множество окликов вызвал доклад иерея Константина Корепанова из Екатеринбурга.

Батюшка, опять же по отзывам опытных в деле сестер, высказал мнения, которые нечасто высказываются с трибун. А именно: не умеем мы любить, хоть и христиане. И нечего гордиться своим служением, а надо все время просить эту любовь у Бога, а себя не бояться сознавать нищим. Тогда и выгорания не будет.

Дайте мне кого-нибудь полюбить

«Меня попросили приехать на ваш съезд, вырвали как морковку из грядки. Мне всегда очень тяжело выступать перед подобной аудиторией, потому что здесь труженики, которые находятся на самом острие трудностей миссионерского, христианского служения.

Я не знаю, есть от этого польза или нет, когда я говорю о том, какие проблемы существуют в сестринском служении. Я знаю об этом не понаслышке. Люди приходят и рассказывают это. Конечно, это в какой-то степени теория, но теория, выросшая из наблюдений, в том числе из исповедальных наблюдений за жизнью сестер.

В Евангелие, и вообще в христианстве есть такая странная, не всем осознаваемая антиномия. Любви у нас нет. По определению ни в одном человеке нет любви. В то же время она у нас есть.

С одной стороны, любовь – это цель, к которой мы должны стремиться. Некая совокупность совершенства. С точки зрения преподобного Иоанна Лествичника, высшая ступень восхождения человека к Богу, полнота богообщения. В этом смысле у нас ее нет.

С другой стороны, все Евангелие говорит нам о том, что мы должны все, что делаем, делать с любовью. И вот человек, даже если читает Лествицу, мало ее понимает. Может, вообще не понимает. А Евангелие человек все-таки читает. На основании этих евангельских свидетельств он чувствует, что надо делать и то, и другое, и третье с любовью. Нужно любить.

Но слыша постоянно этот призыв евангельский о том, что человек должен любить, в нем возникает заблуждение, будто бы любовь у него уже есть.

Будто бы он ее имеет, но надо только найти способ, куда бы эту любовь приложить, кого бы полюбить. Именно с таким мотивом, с такой идеей человек приходит в сестричество. Он теребит батюшку или еще кого-нибудь, говорит: «Дайте мне, я хочу кого-нибудь полюбить. Я хочу исполнить христианское служение.

Кто нуждается у нас в помощи? Покажите мне, кто нуждается. Я хочу ему помочь. Христианин – это тот, кто служит. Я хочу послужить. Я хочу что-то сделать для людей, которые меня окружают. Мне надоело стоять на службе и молиться, без толку тратить лучшие годы своей жизни. Дайте мне кого-нибудь полюбить».

Действительно, когда кто-то подарил подарки на Рождество и видит улыбку на лице человека, видит радость в его глазах, потому что его вообще никто не замечал в последние 15 лет жизни, а тут ему целый подарок подарили, - конечно, такой даритель подарков счастлив. Человек понимает, как здорово любить других людей, как это трогательно, замечательно. Вот настоящая христианская жизнь. Пойду и буду делать.

Между тем, именно на этот аспект служения указывает то место в Великом каноне Андрея Критского, где автор сравнивает две христианские добродетели с двумя женами патриарха Иакова. Он говорит, что как у патриарха было две жены, так у человека могут быть две добродетели. Одна добродетель связана со служением. Другая добродетель связана с созерцанием, молитвой.

Андрей Критский говорит, что первая добродетель легче и плоды от нее видны сразу, а вторая добродетель очень трудная, и плодов бог весть, дождешься или нет. Человек, который думает, что он способен любить и чувствовать пыл своего сердца, кипение своей души, желание послужить ради Христа ближнему, ищет служение, и разумеется, находит. Сейчас это сделать несложно. Это нормальная реакция человека на услышанное в Евангелие слово о любви.

Но это хоть и нормальная реакция, но он сам себя еще не знает. Он думает, что вот эта самая любовь у него есть.

Не могу больше

Получается, человек проходит некоторый этап своей жизни, вот так, в служении, в горении, он испытывает разочарование от того, что любви он в себе уже не чувствует. Хорошо, если у него найдется опытных духовник, который объяснит ему, что с ним произошло, что с ним происходит сейчас.

А если такого духовника нет, тогда он начинает обвинять в том, что у него не хватило любви других людей, или обвинять обстоятельства жизни. И вот тогда из правильного ощущения собственной пустоты человек попадает в духовную западню. Он неправильно ставит диагноз своему состоянию и называет это выгоранием или еще как-нибудь.

На самом деле это всего лишь свидетельство о том, что все духовные свойства нашей души, в том числе любовь, - исчерпаемы. Предельность человеческих возможностей показывает то, что у нас больше нет сил любить. Мы дошли до предела нашего собственного человеческого естества.

У кого-то такой темперамент, что он способен обнять много людей. У кого-то такой темперамент, что он даже жену обнять не может. Для него это подвиг. Темперамент у каждого разный.

У людей, которые откликаются на служение другому, сердце естественным образом раскрыто на встречу другому человеку. Они раскрываются, раскрываются и доходят до истощения своих человеческих сил. Все их человеческое закончилось. Больше они раскрываться не могут.

Их талант, дар человеческой природы, только человеческого естества закончился. Вот и все, что они получили.

Но это благо. И очень важно иметь духовника, который скажет и объяснит, что с человеком произошло.

Научиться просить Бога о помощи не так то просто

Такое разочарование и выгорание и показывают, что мы надеялись только на себя. Мы привыкли жить так. Привыкли любить, привыкли давать, привыкли быть щедрыми - по своему естеству. И когда мы обретаем некий евангельский, как нам представляется, путь, мы думаем, что так и дальше все пойдет хорошо и благостно.

Но ничего подобного.

На евангельском пути очень быстро обнаруживаеся, что наши естественные силы конечны. И нужна помощь Божия. А мы-то верили, что можем любить и сил наших хватит, именно наших сил.

Конечно, мы немного молились, мы исполняли молитвенное правило. Мы когда-то о чем-то просили. Но все это бесконечно далеко от того, что требуется для человека, который возлагает упование на Бога.

Понятно, что некоторую способность любви человеческое сердце уже имеет. Во-первых, потому что человек создан по образу и подобию Божьему. Поэтому свет, просвещающий каждого человека, просвещает и наше сердце. В ком-то больше, в ком-то меньше.

Этот свет любви Божьей есть в каждом человеке. Кто-то любит маму, кто-то кошку, кто-то друзей, кто-то жену, семью. Это все проявление того же самого света, который просвещает каждого человека, приходящего в мир.

И между, например, прекрасным семьянином, который возится со своими детьми, и тем, кто, может, неудачный семьянин и идет реализовывать свою любовь в служении немощным людям, перед Богом между ними разницы нет. И тот, и другой пытаются согреть других только естественными дарами своего собственного сердца.

Но и у тех, и у других рано или поздно эти естественные источники любви и сил кончатся.

И отец, любящий свое семейство, однажды встанет перед страшным выбором, что больше у него нет сил терпеть этих детей, а отпустить их, как отпустил евангельский отец в страну далече, тоже сил нет.

Доверить своих детей Богу он не может. Ждать он не может. Он исчерпал свой ресурс.

Так или иначе, все человеческие усилия исчерпаемы. Человек может любить в силу сложившихся условий воспитания. Что-то он читал, какие-то книги побуждали его к тому, чтобы любить. Какие-то люди, встреченные им на пути, показали ему, как любить. Родители, которые действительно научили человека любить. Гордиться тут нечем. Есть люди, у которых были замечательные родители, дали всю любовь, которую можно.

Есть люди, которые не видели любви вообще ни от кого в своей жизни. Чего же ждать от них великого служения любви.

Тем не менее мы, встав на путь служения ближнему, даже не отдаем себе отчет, насколько мы этим выбором обязаны предыдущим поколениями или прочитанным книгам, или просто родительской, отцовской или материнской любви. Или друзьям, которые были к нам снисходительны, или школе, в которой мы учились.

Это просто плод нашей жизни, а может, даже предыдущих поколений. Ничего высокого или великого в этом нет. Поскольку это человеческое, это тоже закончится.

Все мы немного крещенные

Потому что по-настоящему крещеных людей я в своей жизни почти не видел. Но столько лет прошло от момента, когда мы покрестились, до момента, когда мы сказали Богу: «Что ты от меня хочешь? Скажи мне, что сделать, и я сделаю».

Между таинством крещения и нашим желанием послужить Богу, прошло очень много времени. Неважно, но оно прошло. Мы долго шли от того, чтобы реализовать то самое крещение, которое в нас заложено. Что такое крещение? Крещение – это погружение в смерть Христову.

Искусство любить – это искусство умирать. По-другому любовь человеческому сердцу не дается.

Почему человек останавливается

Когда человек встает на путь служения людям, нуждающимся в его служении, он встает перед необходимостью умаляться, его социальная, личная, семейная, всякая жизнь умаляется, истощается. Его в этом не остается. Он весь отдает себя людям.

Человек останавливается, потому что он не готов, потому что ему жалко себя, потому что трудно, потому что нарастают страсти, потому что нет доверия к Богу, что это необходимо делать.

Человек не хочет делать то, что сделал Христос для людей. Он встает перед тайной распятого Христа, замирает с трепетом. Он должен замереть, если он крещеный человек, и сказать: «Господи, научи меня так любить людей». Пока это из сердца не скажется и потом не будет реализовываться в маленьких подвигах собственной жизни, человек еще очень далек от той любви, к которой призывает Христос, от той любви, которую дает Христос, от того таинства крещения, которое вы все крестились.

Поэтому я и говорю, что все мы немного крещеные. Мы на небольшой подвиг способны, на большой нет.

Любовь как система

Есть проявления любви, которые можно назвать спорадическими. То есть они от случая к случаю. Есть проявления любви, которые постоянные, системные. Для воспитания человека гораздо важнее не случайные проявления любви, а именно системные, когда мы некоторые проявления любви так, как мы сами себя ощущаем, делаем постоянно, системно.

Вот человек увидел старушку, божий одуванчик. Она не может через дорогу перейти. Ну как не помочь. Такая трогательная старушенция.

Он волевым движением руки останавливает машины и переводит старушку через дорогу. Сделал доброе дело. Но он его сделал и дальше пошел жить своей жизнью. А если он возьмет за правило всех старушек всегда переводить через дорогу, он сразу увидит, как трудно это сделать, как тяжело, как у него не получается, как много у него… да я тороплюсь, в конце концов.

У меня время, командировка, встреча. Я не могу сейчас тратить время на то, чтобы перевести эту старушку. Да и вообще, она неприятно одета, и воняет от нее. Не хочу я ее переводить. Она еще и матерится. И много чего другого узнает человек о том, что такое перевести всего лишь какого-то человека через дорогу.

Именно системные проявления любви ставят человека перед осознанием ограниченности собственных возможностей любви.

В том числе познание своего греха. То есть той части своей души, которая не служит любви, которая зациклена на самом себе, которая посвящена удовлетворению собственных хотелок, желаний, амбиций, а иногда просто собственных страхов.

Греховная часть души – это то, что любит покой для себя. Это правда. Ее нужно знать. С этого, может быть, очень много начинается.

Не все в нас отдано Богу, не все заполнено духом. Мы не отвергаемся от себя, как требует это Евангелие. А раз не отвергаемся от себя, не ненавидим себя, не можем отдать Богу всего себя, поэтому и не можем иметь ту любовь, которую дает Бог верующим в него.

Мы не можем отвергнуть себя, стало быть не можем взять крест и идти за ним. Ведь как устроено наше бытие? Или лучше сказать, Кем устроено наше бытие? Маленькая ремарка. Простите, за высокие сравнения. Но это неизбежно, когда мы серьезно говорим о любви.

Этот мир, в котором мы живем, в котором мы призваны жить, он создан Богом, которого мы именуем Святая Троица. Три Лица, три Ипостаси. Отец, Сын и Святой Дух. Каждое из этих Лиц все свое божественное бытие отдает другим Лицам Святой Троицы, себе не оставляя ничего. Но ведь и каждый человек сотворен для всех других людей.

Мы всегда что-то утаиваем для себя

Грех разрушил это правильное мироощущение и миропонимание. Грех именно того и добился, что мы теперь жалеем себя и никак не можем без благодатной помощи отдать себя кому-нибудь другому. я уж не говорю о служении немощным, просто жене, мужу, детям, матери. Мы не можем отдать себя без остатка.

Мы всегда что-то утаиваем для себя. Даже от очень дорогого человека. Это и есть проявление греха. Нужно сознавать, что это в нас есть, потому что это приведет нас к покаянию. А покаяние изменит все, что есть в нашей жизни.

В Первом послании апостола Павла к Коринфянам, знаменитой 13 главе говорится: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.

Но что получается? Любовь долготерпит. Это значит, что терпение мое не может кончится. А если оно кончилось? Значит, не люблю. Я только делаю вид, что люблю. Я принимаю все прелести любви и не принимаю ее подлинности. Если бы я любил, я бы терпел. Не терплю, значит, не люблю.

Мы, конечно, найдем оправдание. Ну как? Невозможно же это терпеть. Сколько можно? Я сколько ни прихожу, она меня все материт и материт. И обзывает, и ругает. Сколько можно терпеть?

А может, Бог повелел ей обзывать тебя, чтобы ты понял, что никого ты не любишь. Смирилась и покаялась.

Измени сердце свое, принеси Богу покаяние, и он изменит сердце этой женщины, и она будет тебя благословлять, а не проклинать.

Но ты уже смиришься и поймешь, что вовсе ты никакая ни любвеобильная женщина, а обыкновенная несчастная, очень гордая, своенравная.

Подумаешь, не можешь вынести, как тебя матерят. Твоего Бога ругали больше, но он же Бог. И грехов у него не было. Не стоит ли потерпеть? Когда Давида, просто человека злословил некий гадкий человечишка, у него были воины, чтобы его защитить. Он сказал, что если Бог повелел этому человеку злословить его, кто может запретить? Кто из нас относится к ругани человека, к обзыванию и нелюбви человека с таким отношением.

Так где же наша любовь? Это только самомнение, будто бы мы любим. А на самом деле его нет. Если бы оно было, мы могли бы терпеть. Мы могли бы со смирением принимать любое поношение, потому что любим.

Или слова: не превозносится, не гордится. Мы не превозносимся? Превозношение – это судно выносить или перевязки делать, смазывать пролежни? Какая тут гордыня, какое тут превозношение?

А над сестрами своими, которые не трудятся в сестричестве, которые не могут, боятся, не могут решиться оставить семью, муж не отпускает, над ними не превозносимся?

Над грешниками, над чиновниками, которые создали такие условия для наших больных, перед теми, кто управляет нашим государством и создает такие условия, не превозносимся, не гордимся?

Над теми людьми, которые мешают нам осуществлять наше служение не превозносимся, не гордимся?

То есть все люди вокруг нас слышат только добрые слова? Мы никого не осуждаем?

Когда собираемся вдвоем чайку попить, мы же ни про кого не говорим: «Да что же они делают, что же они творят, как они могут? Нет, чтобы были как мы».

Это же и есть гордыня и превозношение. Ведь любовь – это такое состояние сердца, что она не может сосредоточиться на одной жене, на одной семьи или на пяти больных. Оно изливается на всех. Если это Божья любовь. А если это не Божья, то тогда вообще о чем говорить?

Когда это Божья любовь, она изливается на всех. И на больного, который ругается. И на медсестру, которая к ней не пускает. И на врача, который косо смотрит на то, что мы иконку поставили. На всех изливается. Потому что любовь по-другому не умеет. Она всех обнимает и заключает в себя.

Если мы идем к нашему подопечному и по дороге кого-то осудили, водителя за то, что он слишком медленно едет, или молодого человека, который не уступил место старушке, то мы на самом деле гордимся, и превозносимся, и осуждаем.

Стало быть, любви в нас нет. Понятно, что любовь не ищет своего и не раздражается. Мы же раздражаемся. Часто не на пациентов, хотя и на них тоже бывает раздражаемся. Мы раздражаемся на тех людей, которые мешают нам осуществлять наше служение. На сестру, которая чем-то нас отвлекает от любимого дела.

Мы собрались идти к нашему подопечному, а она говорит, что сейчас нужно пойти в другое место, батюшка так сказал. «Это не батюшка сказал, это ты сказала. Тебе надо, ты и иди. А у меня служение назначено. Я пойду служить». Ведь это раздражение. Это гнев.

Значит, ты пойдешь к своему подопечному не с сердцем, преисполненным любовью, а по своей воле, со своей естественностью. Поэтому рано или поздно тебя эта естественность оставит, кончится и ты поймешь, что у тебя больше нет сил выносить за ним судно или делать ему перевязки, или петь ему колыбельную.

Таким образом, всегда себя контролируя, всегда себя проверяя этими словами о любви, мы понимаем, действительно мы любим или не любим.

Любовь все покрывает, а мы обличаем, всему верит, а мы отчаиваемся.

И в своем, и в семейном, и в подопечных отчаиваемся. Всего надеется любовь, а мы унываем. Все переносит, а мы изнемогаем от собственной беспомощности, бросаем начатое дело, говорим: «Батюшка, я больше не могу».

Значит, не можете. Надо бросить. Но надо бросить с мыслью, что это не потому что пациент мне неподходящий или ситуация непереносимая, а любви в моем сердце нет. Просто нет. Тогда это родит покаяние.

А покаяние научит нас правде. А правда приведет к тому, что мы смиримся. Смирение приведет к благодати.

Часто мы можем только верить в любовь

Как воспитать вот эту самую любовь? Что надо делать для того, чтобы это любовь Божья в сердце была? Способ, как стяжать такую любовь, он один, всего один. В церкви нет другого способа, никогда не было, никогда не будет. Это вера.

Все в Христианстве начинается с веры, все движется верой, все заканчивается верой. Пока мы живы, мы живем верой, а не ведением. Такова наша доля, которая рождает все лучшее, что есть в нашей жизни.

Это та самая вера, которая и оживает в тех делах, которые мы делаем. Именно эта вера и оживает делами, и без этой веры все дела, какие бы они великие не были, остаются просто добрыми делами, которые замечательные, красивые, прекрасные, но человека не спасают.

Добрые дела - всего лишь признак нашей человечности, а вовсе не христианства.

Насколько мы чуткие, человечные, насколько мы добры, это не показывает, насколько мы христиане.

Только те дела, которые осуществляются по вере во Христа, а не по собственному расположению, они и созидают нас, делают нас христианами. Если мы совершаем эти добрые дела просто потому, что у нас доброе сердце, это замечательно, прекрасно, это говорит только о том, какие вы замечательные люди. Но наше служение ближнему должно говорить, о чем? О том, какой замечательный у нас Бог.

Если люди сказали, что мы замечательные, мы вполне можем испугаться этого свидетельства, потому что мы сотворили это дело всего лишь во славу свою. А мы должны делать это дело во славу Божью.

И когда человек, которому мы служим, скажет - велик христианский Бог, что Он делает с вами, с христианами, вот тогда мы подлинно понимаем, что служение наше принято Богом. А пока такого не говорят, у нас всегда есть сомнение, тем ли мы занимаемся, не себе ли мы зарабатываем дивиденды, не свое ли имя проповедуем, не гордимся ли в тайне души тем, что мы делаем.

Уроки выгорания


Другое основание – это вера в то, что сам я никакой любви не имею. Я нищий.

Понятно, что это происходит на каком-то этапе нашего духовного развития. Но мы должны с помощью наших разочарований и выгораний прийти к тому, чтобы сказать: «Господи, я без тебя ничего не могу. Я прах и пепел. Я земля и камень. Мое сердце неспособно любить. Дай мне эту любовь. Дай мне любовь ко всем людям. Наполни, насыти меня этой любовью».

Пока мы это не скажем, Царство Божье для нас закрыто. Только нищие духом блаженны.

Все наше служение приводит к тому, что мы осознаем, что мы нищие, наше сердце каменное, любить мы не умеем.

Но в это надо поверить, что я не имею любви и принять это просто как факт. Люди не могут этого принять. Им очень страшно стоять в нищете перед Богом. Им очень хочется чем-то перед Богом погордиться.

Господи, конечно, все нищие, но я не настолько. Я вот, например, свою семью люблю, хотя у меня такие ужасные дети, но я их все-таки люблю.

Я, конечно, ору на них иногда, раздражаюсь, но это от большой любви. Но, ты же знаешь, Господи, в моем сердце я их люблю. Человек хочет показать, он прикрывается этой своей как бы любовью, потому что в обнаженности своей нищеты никому стоять не хочется.

Каждый хочет прикрыть свою наготу, сказать, что у него есть копеечка, он не нищий к Господу пришел. И Господь говорит: «Ну и живи со своей копеечкой. Пусть она и будет тебе утешением.

Либо ты признаешь свою полную нищету и принимаешь все от меня, либо остаешься со своей копеечкой, со своим зарытым в землю талантом. Либо принимаешь меня целиком, и я наполняю тебя любовью, либо ты считаешь себя способным хоть к чему-то, и тогда любовь на тебя не изливается».

Третья необходимая вещь для учебы любви – это заповеди, которые всем нам даны, чтобы исполнять. Тоже притча во языцех, но если мы посмотрим в свое сердце или вокруг себя, лучше в свое сердце, мы увидим, что не исполняем заповедь Божью.

Молимся ли мы за обижающих людей, благословляем ли мы тех, кто нас проклинает, действительно ли мы ходатайствуем перед Богом за тех, кто мешает нам в нашем служении, действительно ли мы готовы прощать всех людей, которые перед нами виноваты, даже если они не просят прощения?

Как только я ставлю себя под эту заповедь, я облекаюсь во Христа, ибо заповедь и есть Христос, одевающий меня своей благодатью. Мне стоит только решиться помолиться за обижающих, и я получаю благодать. Мне только стоит простить человека, который не просит у меня прощения, и я получаю благодать.

Любая благодать есть любовь, ибо Бог есть любовь и любая крошка Его благодати есть преумножение в нас любви. И напротив, всякое несоблюдение заповедей уводит нас во тьму, в прелесть самообмана.

Четвертый путь к любви – это молитвы. Но не молитвенное правило. Хотите, читайте его, хотите, нет. Это не относится к стяжанию любви.

Оно к чему-то относится, но не к этому. Если вы исполняете дело служения любви, вам нужна другая молитва, которая наполняет ваше сердце именно вот этой, недостающей вам любовью. И в этом смысле надо в первую очередь просить у Бога этой самой любви к этому самому человеку, который вас раздражает, от общения с которым вы унываете, или та сестра, которая опять ввергла нас в осуждение, или с тем братом, который вам что-то не дал из того, что должен был дать.

К любому человеку, с кем возникло недоразумение, надо просить Господа дать вам любовь.

Не вообще любовь. Мы не Иоанн Кронштадтский. А любовь конкретно к этому человеку, с которым вам сейчас трудно и тяжело. И вот тогда эта молитва, из такого сердца возносимая за этого человека, несомненно будет услышана Богом и Бог даст этому человеку и веру, и любовь, и милость свою, потому что мы умалили свое сердце.

Проверка на смирение

Иерей Константин Корепанов. Фото с сайта ekaterinburg-eparhia.ru

И последнее. Об этом я не буду много говорить. Это причащение. Вот вы встаете перед чашей и там священник читает слова: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз». Загляните в этот момент в свое сердце. Вы правда считаете себя среди стоящих здесь первым грешником?

Если вы считаете себя хуже этой бабушки у подсвечника, этого пьяницы, который вывел вас из себя, прося деньги, которых у вас нет, этой тетеньки, которая скребет скребком во время богослужения так, что мурашки по коже бегут, если вы правда считаете себя грешнее всех, когда причащаетесь, это причастие преисполнит вас любовью.

Но если вы подходите к чаше и ловите себя на мысли, что вы раздражены, что вы утомлены унынием от того, что в этом храме все какие-то… любви ни у кого нет.

Ну как живут христиане? Я пришла в незнакомый храм, меня никто не любит. И после этого они называются христианами. Подхожу к батюшке, спрашиваю, можно ли исповедоваться. А он спрашивает, почему я не вовремя пришла. Нет, чтобы явить любовь ко мне. Почему же он ее не являет? Я даже не знаю, причащаться мне или нет. Вроде как, готовилась.

И человек причащается с тайной мыслью о том, что в этом храме единственная христианка это она. А все остальные вообще непонятно что тут делают.

Вы загляните в собственное сердце. Только вы знаете ваше сердце. Священники не семи пядей во лбу. Они не прозорливы. Они не знают, что на самом деле у вас. Они доверяют вашим словам, вашему намерению. Они не вправе вас судить и рассматривать ваши сердечные намерения. Что скажете, в том они и будут судить вас.

Если вы имеете тайные помыслы, если вы чувствуете, что вы превозноситесь, раздражаетесь перед самой чашей, не обольщайте сами себя. Вы в осуждении причащаетесь.

А чтобы сердце наполнилось любовью, для этого нужно причащаться со смирением. Тогда мало-помалу переживая собственную духовную нищету, молясь о любви, причащаясь Бога, у которого есть любовь, мы постепенно будем восходить к полноте любви.

На самом деле любое служение в церкви, священника, монаха, социального работника, сестры милосердия, бабушки у подсвечника, кассира, проповедника, катахизатора, кого угодно, любое служение направлено только для одного, это единственная цель – созидать самого себя в любви.

Это та цель, к которой мы призваны. Мы должны через наше служение стяжать любовь. Если мы стяжаем ее, то делаем все так как велит Господь. Если разрушается, то не потому что обстоятельства так сложились, а мы неправильно делаем Божью работу.

Иван Никифоров

Коллажи Оксаны Романовой



Публикации по теме