Национальный костюм в ирландии. Ирландский национальный костюм

Фото 1 из 1

Вопрос ирландского национального костюма можно обсуждать очень долго. Тем более, что в реальности особой национальной одежды уже давно нет, а с “традиционным костюмом” прежде всего ассоциируются костюмы танцоров.

Начиная с VI по XVI–XVII век ирландцы носили приблизительно один и тот же комплект одежды с незначительными изменениями. Основными материалами всегда были лен и шерсть. На длинную льняную рубашку надевали просторный теплый шерстяной плащ с капюшоном или без него. У богатых людей поверх нижней льняной рубашки было принято надевать еще одну короткую рубашку из льна тонкой выделки или даже из шелка. У наших переводчиков саг она называется почему-то туникой в противовес просто рубашке (соответственно ionar и leine).

Верхняя рубашка часто была вышита сложными узорами различных цветов. Во времена короля Бриана Бору (XI век) существовал специальный декрет о цветах, согласно которому каждый ирландец в зависимости от своего положения в обществе и рода занятий мог использовать в одежде только определенное количество цветов в определенном сочетании. Чем он был богаче, тем ярче и многоцветнее была одежда. На самом же деле, природные красители имели разную стоимость, поэтому цвета костюма действительно зависели от достатка.

Климат в Ирландии ветреный и влажный, но довольно теплый, поэтому штанов ирландцы долгое время вообще не знали. Обычай носить штаны принесли с собой викинги. Штаны были распространены и среди населения территории Ольстер, постоянно занимавшегося мореплаванием. У них, как и у викингов, штаны были в основном кожаные, но ирландцы позже часто использовали и льняные штаны. От викингов же пришел и обычай украшать плащ узорчатой шерстяной тесьмой, поскольку вышивать на грубой шерсти было затруднительно. Широкие просторные плащи остались особенностью костюма ирландцев до окончательной колонизации.

В начале XVII века клановая система была окончательно упразднена, а вместе с ней ушли в прошлое многие элементы одежды. В ходе войн, восстаний и голода ирландское население сильно обеднело и начало активно перенимать европейскую, а в основном английскую одежду.

В XVIII веке средний ирландец в городе выглядит примерно так, так в книжках для детей рисуют лепрекона или изображают Гулливера. Кстати, Свифт и сам был ирландцем. Камзол, шерстяные гетры, короткие панталоны ниже колена, та же самая рубашка, как правило, уже не крашеная. Отличительной особенностью того времени были большие грубые деревянные башмаки (brog), схожие с французскими сабо.

В Ирландии XIX века стиль одежды повсеместно определяла уже только одна мода – отвратительная погода и ветер. Поэтому типичный ирландец того времени носил поверх рубашки, как впрочем, носит и сейчас, плотный буклированный или клетчатый пиджак, под который надевается жилет или свитер, и неизменную кепку клинышком. Двадцатый век добавил к этому моду на длинные плащи или тяжелые черные пальто, похожие на шинель. Один из литературных героев того времени мрачно шутил, что по такому пальто и золотому значку за успехи в ирландском языке можно узнать оппозиционно настроенного интеллигента.

Особо нужно сказать о рыбацких (аранских) свитерах. В западных графствах и особенно на Аранских островах развилась особая традиция вязания свитеров. Это белые или серые свитера с обязательным орнаментом, которые вяжут не только женщины, но и мужчины. В орнаменте часто содержатся инициалы или какой-то личный знак хозяина. Кстати, обычные косички на свитерах машинной вязки в Англии были заимствованы именно из аранских свитеров.

Хотя о женских костюмах известно меньше всего, элементы традиционного “кельтского” костюма в своей повседневной одежде женщины сохранили дольше мужчин. Сказанное касается, прежде всего, больших широких плащей, нередко скрывающих фигуру целиком. Еще в начале XX века такие плащи встречались в повседневной жизни чаще всего.

Сейчас с “национальным ирландским костюмом” прежде всего ассоциируется одежда традиционных танцоров кейли и степа. Их костюмы сочетают народный орнамент, современные и древние детали одежды.

У женщин это укороченное яркое платье, расширяющееся книзу и украшенное разноцветной вышивкой и аппликациями. Настоящий плащ используется только в шоу. Если кто помнит первое появление Riverdance на Евровидении, то именно из такого “плаща” выходила танцевать свою партию Джин Батлер. Зато очень часто к плечам сзади крепится или пришивается кусок легкой цветной ткани, имитирующий плащ. Это очень красиво, поскольку такой плащ может развеваться на ветру и от быстрых движений, но с плеч не падает. Настоящий плащ крепился к плечам с двух сторон большими фибулами с иглой, и танцевать в нем из-за его длины было вряд ли возможно.

У мужчин есть два равноправных варианта одежды для танцев. Это может быть просто костюм, причем обязательно с галстуком и в цвет своей танцевальной школы, например, черно-зеленый. В более специфическом варианте – это сочетание пиджака, рубашки с галстуком и выходящей прямо из-под пиджака юбки, которая сейчас воспринимается как подражание шотландским килтам, а исторически, скорее всего, имитирует край длинной рубашки. Так танцевать удобнее, поскольку юбка не стесняет движений, но никаких узоров на такой юбке нет.

Елена Семенюк

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Всегда интересно узнавать о происхождении одежды того или иного народа. Все костюмы отличаются разнообразием в фасоне, цветовой гамме и мелких деталях.

До сих пор национальные одеяния не дают покоя новомодным дизайнером, стремящимся модифицировать их, при этом сохранив потрясающую колоритность. Ирландский традиционный костюм не мог стать исключением.


Ирландия создала поистине шикарный наряд, однако, сейчас по поводу одежды ведется множество спорных дискуссий. Дело в том, что национальный костюм ирландцев давно стал частью истории – жители Ирландии не используют его повсеместно. Любоваться восхитительным нарядом представляется возможным только на фестивалях.



На формирование национального ирландского костюма не оказывали воздействия культуры других стран, и это является отличительной чертой одеяния гордых ирландцев.


Многие элементы одежды приходилось перенимать у мореплавателей и торговцев из других стран, но традиционный костюм Ирландии никогда не приспосабливался под представителей других народов. Только Англии удалось внести некоторые коррективы.


Этапы развития

На пути к тому внешнему виду, который могут с удовольствием созерцать люди нашего времени, ирландскому национальному костюму было необходимо подвергнуться серьезным изменениям.

  • За создание собственного костюма ирландцы взялись в шестом веке. Наряд выглядел предельно просто – рубашка из льна, свободный шерстяной плащ, длина которого достигала пола. Плащи были снабжены крупными капюшонами.


  • Со временем в Ирландии стало более четко прослеживаться социальное расслоение, и тогда у зажиточных семей появилась возможность выделяться при помощи роскошного одеяния. Богачи облачалась в другую рубашку, что изготавливали из качественной ткани. Чаще всего это был шелк, либо лен тонкой выделки. Не обходилось без вышивки золотыми нитями. Чем выше было положение человека в обществе, тем сложнее смотрелась одежда.
  • Не всегда богатому ирландцу позволялось носить то, что он хочет. В зависимости от происхождения и сферы деятельности закон диктовал ирландскому народу, какую расцветку одеяния человек может использовать.


Специфика

Национальный костюм ирландского народа менялся на протяжении многих лет. Первой деталью гардероба стали штаны, но изобрели их не сами жители Ирландии.


Ирландцы переняли штаны у мореплавателей.




Климат в Ирландии очень суровый. Бушующий ледяной ветер, дожди и сырой воздух вынудили мерзнущих ирландцев придумать такую одежду, чтобы можно было спасаться от холода. Тогда и появились свитера! Изготавливали незаменимый свитер из тканей серого и белого цвета. Так как их делали исключительно своими руками, каждое изделие отличалось оригинальным орнаментом.

Узоры обычно складывались из инициалов владельца или каких-то других личных знаков и символов.



Влияние Англии

Долгое время Ирландия никому не подчинялась, но со временем по стране стало распространяться влияние величественной Англии. Англичане не препятствовали развитию самобытного национального ирландского костюма. Как раз наоборот – они привнесли в традиционный гардероб одежду, что помогла наряду окончательно сформироваться.


Национальный костюм ирландского народа приобрел черты, характерные для Европы того времени.

  • Появились пиджаки из плотного материала, а также удлиненные куртки. Умело скомбинировав эту одежду с мешковатыми свитерами, ирландский народ смог полностью уберечь себя от холода.
  • Популярностью пользовались большие береты из сукна.


  • Мужчины не могли представить себя без рубашек, оформленных в светлом цвете. Воротников не было.
  • Ирландцы полюбили однотонную юбку-килт. Преимущественно можно было встретить оранжевые варианты.

Во время воцарившейся власти английского государства одеяние Ирландии приобретало пронзительный зеленый цвет. Именно зеленый костюм всплывает в воображении современного человека, когда разговор заходит о национальной ирландской одежде.


Женский костюм

Одним из главных украшений Северной страны стали девушки. По всему миру распространялась слава об ирландских красавицах. Поэтам ирландки представлялись цветами, выращенными под порывами промозглого ветра. Облачившись в национальный костюм, женщины становились еще прекраснее. Их красота не давала покоя мужчинам.



К сожалению, сейчас мало достоверных сведений о том, что представляли собой традиционные женские наряды. Однако историки, занимающиеся изучением культуры Ирландии, уверяют, что каждая девушка обладала ярко-зеленым платьем.



Фасон у одеяния был идеальным – он помогал подчеркивать каждое природное достоинство фигурки. При этом женщину ни в коем случае нельзя было заподозрить в разврате. Создателям костюма удалось совместить две характеристики – соблазнительность и скромность.

Мужской наряд

Мужчины могли похвастаться двумя стандартными комплектами одежды.

  • Если ирландец хотел показаться серьезным и мужественным, он облачался в строгие брюки и пиджак. Также ни один мужчина не обходился без галстука черного цвета. Благодаря этому аксессуару удавалось с легкостью создать образ властного, уверенного в себе человека.
  • Второй комплект выражал яркость ирландца. Отбросив в сторону брюки, мужчины надевали юбки-кильты, дизайн коих был выполнен в клетчатом или полосатом орнаменте. Сочетание зеленого и оранжевого оттенков демонстрировало индивидуальность народа Ирландии. В такой одежде ирландцы предпочитали посещать питейные заведения.

Старинную народную одежду ирландцы давно уже не носят, в настоящее время сохраняются только некоторые ее части. Прежний женский костюм состоял из длинной, до лодыжек, очень широкой юбки, чаще красного цвета различных оттенков, реже - синего или зеленого цветов, и прилегающей в талии светлой кофты с длинными узкими рукавами, круглым вырезом и густыми сборками вокруг шеи. На кофту надевали темный корсаж. Поверх юбки ирландки надевали светлый клетчатый или полосатый передник, а на плечи накидывали большую шаль, чаще одноцветную (серую, черную, коричневую, белую), окаймленную широкой цветной полосой и длинной бахромой. Иногда надевали две шали - одну на голову, а другую на плечи. В ненастную погоду женщины носили широкие черные или синие плащи-накидки с капюшонами. Эти плащи были одной из характерных черт ирландской женской одежды. Сходные по покрою накидки носят и фламандки Бельгии.

Еще в XIX в. среди ирландцев существовал обычай одевать в народное платье детей; при этом мальчики до семи лет носили такой же костюм, что и девочки: короткую красную юбочку на холщовом лифчике, вязаную рубашку и коричневую курточку. Только после первого причастия на мальчика надевали штанишки, обычно короткие.

В настоящее время некоторые части народного костюма носят только пожилые женщины в западных графствах. Чаще это традиционные шали, реже красные юбки, черные плащи.

Нельзя не сказать несколько слов о том псевдонародном костюме, в котором выступают сейчас участники хоровых и танцевальных ансамблей и который заимствуют некоторые театры, когда ставят пьесы из старинной ирландской жизни. Этот костюм был создан деятелями Гэльской лиги лет 50 тому назад и лишь в самых общих чертах напоминает старый ирландский народный костюм. Зеленое платье с пышной полудлинной юбкой и плотно прилегающим лифом (зеленый цвет считается национальным цветом ирландцев) отделано вышивкой "кельтским рисунком" и подпоясано вязаным поясом с таким же узором. На платье надет белый фартук. Вокруг головы повязывают ленту, а сверху набрасывают кружевную косынку. Поверх платья надевают плащ-накидку, которую на плече обычно закалывают брошкой. Мужской костюм за последние два века значительно изменился. Прежде ирландцы, как и шотландцы, носили короткую юбочку (кильт) из одноцветного тартана желтых и коричневых оттенков, довольно длинную куртку - более темную или такого же цвета, что и килт; под курткой - светлую рубаху без ворота, на голове - большой суконный берет, а на ногах - клетчатые чулки-гольфы и грубые кожаные башмаки. Этот костюм, как и в Шотландии , был связан с клановой системой, и англичане запрещали его носить под страхом смертной казни, что привело к уничтожению этого костюма. В настоящее время такой костюм носят только участники народных ансамблей и оркестров волынщиков. Народный же мужской костюм XIX в., который описывают путешественники по Ирландии, очень похож на костюм англичан XVIII в., от которых он, по-видимому, был заимствован.

В наши дни одежда фермеров и рыбаков западных районов острова несколько отличается от городской. Вплоть до недавнего времени они обычно шили ее из домотканой шерстяной материи. Здесь очень распространены вязаные и суконные жилеты без рукавов, под жилет зачастую надевают грубую серую или синюю шерстяную рубашку без воротника, слегка присборенную вокруг шеи.

И фермеры и рыбаки носят различные по покрою и вязке шерстяные фуфайки и свитеры, преимущественно синего цвета.

Своеобразный костюм можно еще увидеть на Аранских островах. Он состоит из серо-синих шерстяных брюк с небольшими разрезами сбоку на лодыжках и синей шерстяной рубашки, поверх которой надевается жилет. Головным убором служит мягкий вязаный берет с большой шерстяной кисточкой наверху. Очень красивы вязаные из шерсти пестрые пояса, которые несколько раз обертывают вокруг тела и завязывают так, чтобы концы их свободно свисали.

На Аранских островах и в горах Конноута сохраняется еще народная обувь - туфли типа мокасин, сшитые из целого куска недубленой кожи; их надевают поверх грубых шерстяных чулок и зашнуровывают кожаными шнурками.

Городскому платью некоторое своеобразие придает использование национальных видов тканей, как домотканых, так и фабричного изготовления. Многие носят шерстяные фуфайки, свитеры и шарфы ручной вязки с национальным узором.

Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

Ирландский национальный костюм

Вопрос ирландского национального костюма можно обсуждать
очень долго. Тем более, что в реальности особого
национального костюма уже более 300 лет нет.

Начиная с 6 примерно по 16-17 век, до нас дошел
приблизительно один и тот же комплект одежды с
незначительными изменениями. Основными материалами для
одежды всегда были лен и шерсть. На длинную льняную рубашку
надевали просторный теплый шерстяной плащ с капюшоном или
без него. У богатых людей поверх нижней льняной рубашки было
принято надевать еще одну короткую рубашку из льна тонкой
выделки, а в случае королевской одежды, вероятно (хотя по
условиям реальной торговли, сомнительно) даже из шелка. У
наших переводчиков саг она называется почему-то туникой в
противовес просто рубашке (соответственно ionar и leine)
Верхняя рубашка часто была вышита сложными узорами различных
цветов.


Во времена Бриана Бору существовал специальный
декрет о цветах, согласно которому каждый ирландец в
зависимости от своего положения в обществе и рода занятий
мог использовать в одежде только определенное количество
цветов в определенном сочетании. Чем он был богаче, тем ярче
и многоцветнее была одежда. На самом же деле, природные
красители были разной редкости и стоимости, поэтому многое
действительно зависело от достатка. Климат в Ирландии
ветреный и влажный, но довольно теплый, поэтому штанов
ирландцы долгое время вообще не знали. Обычай носить штаны
принесли с собой викинги. Штаны были распространены и среди
населения Ольстера, постоянно занимавшегося мореплаванием. У
них, как и у викингов, штаны были в основном кожаные, но
ирландцы позже часто использовали и льняные штаны. От
викингов же, видимо, пришел и обычай украшать плащ узорчатой
шерстяной тесьмой, поскольку вышивать на грубой шерсти было
затруднительно. Широкие просторные плащи остались
особенностью костюма ирландцев, до окончательной
колонизации.

В начале 17 века клановая система была окончательно
упразднена, а вместе с ней ушли в прошлое многие элементы
одежды. В ходе войн, восстаний и голода ирландское население
сильно обеднело и начало активно перенимать европейскую, а в
основном английскую одежду.

В 18 веке средний ирландец в городе выглядит примерно так,
так в книжках для детей рисуют Леприкона, или изображают
Гулливера. Кстати, Свифт и сам был ирландцем. Камзол,
шерстяные гетры, короткие панталоны ниже колена, та же самая
рубашка, как правило уже не крашеная. Отличительной
особенностью того времени были большие грубые деревянные
башмаки (brog), схожие с французскими сабо.

В Ирландии 19 века стиль одежды повсеместно определяла уже
только одна мода - отвратительная погода и ветер. Поэтому
типичный ирландец того времени носил поверх рубашки, как
впрочем, носит и сейчас, плотный буклированный или клетчатый
пиджак, под который надевается жилет или свитер, и
неизменную кепку клинышком. Встречаются ирландцы, у которых
козырек кепки ПРИШИТ к верху. Вернее, целиком убран под
верх. Если кепка матерчатая и не очень хорошего качества, то
её не очень жалко. А так с пришитым козырьком она
?аэродинамически? составляет одно целое. Двадцатый век
добавил к этому моду на длинные плащи или тяжелые черные
пальто, похожие на шинель. Один из героев Брендана Биэна
мрачно шутил, что по такому пальто и золотому значку за
успехи в ирландском языке можно узнать оппозиционно
настроенного интеллигента.

Особо нужно сказать о рыбацких свитерах. В западных
графствах и особенно на Аранских островах развилась особая
традиция вязания свитеров. Это белые или серые свитера с
обязательным орнаментом, которые вяжут не только женщины, но
и мужчины. В орнаменте часто содержатся инициалы или
какой-то личный знак хозяина, что всегда помогало в
трагических случаях распознать утопленника. Кстати, обычные
косички на свитерах машинной вязки в Англии были
заимствованы именно из Аранских свитеров. В таких или?почти
таких? свитерах любили выступать братья Клэнси и Томми
Маккем.

Хотя о женских костюмах известно меньше всего, элементы
традиционного?кельтского? костюма в своей повседневной
одежде женщины сохранили дольше мужчин. Сказанное касается,
прежде всего, больших широких плащей, нередко скрывающих
фигуру целиком. Еще в начале 20 века такие плащи встречались
в повседневной жизни чаще всего.

Сейчас с?национальным костюмом? прежде всего ассоциируется
одежда традиционных танцоров кейли и степа. Их костюмы
сочетают народный орнамент, современные и древние детали
одежды.

У женщин - это яркое платье, расширяющееся книзу и
украшенное разноцветной вышивкой. Настоящий плащ
используется только в шоу. Если кто помнит первое появление
Riverdance на Евровидении, то именно из такого?плаща?
выходила танцевать свою партию Джин Батлер. Зато очень часто
к плечам сзади крепится, или пришивается кусок легкой
цветной ткани, имитирующий плащ. Это очень красиво,
поскольку такой плащ может развиваться на ветру и от быстрых
движений, но с плеч не падает. Настоящий плащ крепился к
плечам с двух сторон большими фибулами с иглой, и танцевать
в нем из-за его длины было вряд ли возможно.

У мужчин есть два равноправных варианта одежды для танцев.
Это может быть просто костюм, причем обязательно с галстуком
и в цвет своей танцевальной школы, например, черно-зеленый.
В более специфическом варианте - это сочетание пиджака,
рубашки с галстуком и выходящей прямо из-под пиджака ЮБКИ.
Причем, по моему предположению, юбка имитирует край длинной
рубашки. Так танцевать удобнее, поскольку юбка не стесняет
движений, но никаких узоров на такой юбке нет.

5.8k (155 за неделю)

Национальный мужской костюм

Традиционно, в Северной Ирландии одежду шили из шерсти и льна. Мужская половина населения одевалась следующим образом: первым слоем, на голом теле было принято носить плотную льняную рубашку, поверх которой накидывали просторный шерстяной плащ. В классическом североирландском плаще не предусмотрен капюшон, рукава и даже разрезы для рук. Плащ представляет собой цельнокроенный кусок ткани, закрепленный крупной фибулой (или брошью). Богатые люди иногда надевали поверх первой рубахи, вторую, более короткую, которую делали из тонкого льна более изысканной выделки.
Коронованным особам по обычаям, шили одежду из шелка. Верхние туники, чтобы подчеркнуть статус монарха, расшивали замысловатыми и сложными узорами. Красивая ручная вышивка была для ирландцев предметом гордости. Местными рукодельницами часто использовались другие декораторские приемы в одежде - воротники, нижнюю часть плащей и рубашек, рукава обшивали плетеной тесьмой. Популярным было прикреплять к одежде разноцветные клинья из дорогой ткани, прошивать внешний шов контрастными нитями.

Обычаи ирландского гардероба

Начиная с эпохи средневековья, на территории «изумрудного острова» для обозначения принадлежности ирландца к какой-либо области деятельности или в качестве семейного, родового отличия, оттенки одежды использовались в соответствии с разрешением специального «декрета о цветах». Постановление гласило, что каждый человек вправе выбрать для своего гардероба ткань с определенным рисунком и цветом, который будет подчеркивать его индивидуальность. Более обеспеченные граждане могли позволить себе плащи и рубашки, сшитые из яркого многоцветного материала, простолюдины одевались значительно скромнее. Для женщин этикет допускал более утонченное одеяние - его декорировали необыкновенно красивыми кружевами, золотыми нитями или кусочками шелка и бархата. Основное требование, которое предъявляли к верхней одежде - она должна быть теплой. На национальные костюмы ирландцев повлияла плохая погода, характерная для этих мест. Постоянные ветра и сырость вынудили здешний народ носить плащи или пиджаки, изготовленные из клетчатой шерстяной ткани . Классическим головным убором ирландцев считается кепка с клинышком . С 20 века к такому аксессуару добавились черные пальто, скроенные по типу шинели и длинные не продуваемые плащи.

Оценить!

Поставьте свою оценку!

5.33

10 1 3 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Читайте также:
Комментировать.
10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 0
Ваше имя (не обязательно):
E-mail (не обязательно):


Публикации по теме