Осенний праздник в начальной школе «Луковые посиделки". Зимние посиделки в начальной школе

Внеклассное мероприятие для школьников 1-9 классов. «Осенние посиделки»

Цели:
расширять знания об осени;
развивать монологическую речь, активизировать познавательную деятельность детей;
формировать нравственно-ценностное отношение к природе;
включать учащихся в разноплановую творческую деятельность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация “Осень”, шары, листья деревьев, фрукты и овощи, муляжи грибов, фруктов, овощей.
Ход праздника
Заставка на осень (телевизор)
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Всем Денисам и Катюшкам!
Всем Антонам и Танюшкам!
Приглашаем всех сейчас:
веселиться, петь, плясать,
В игры разные играть!
Ведущий: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ведущий: Кого-то не хватает на наших осенних посиделках.
– Кого же? (ответы детей)
– Конечно же, хозяйки нашего праздника – Осени.
Музыка
Осень:
А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенний сад и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
Ведущая:
Здравствуй наша осень,
Осень золотая!
Мы тебя встречаем богатым урожаем
– Хотите про плоды узнать? Прошу загадки отгадать.
Загадки не простые загадки-обманки:
Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется…...Капуста.

Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно …..Огурец.

Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно…Морковки.

Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.

Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется...Свекла

Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это….Репка.

Музыкальное сопровождение

Сценка «РЕПКА»


Музыкальное сопровождение 1. Игра «Узнай по вкусу» (играет музыка)
Осень выносит на тарелочке, разрезанные на маленькие кусочки овощи и фрукты.
Дети с завязанными глазами пробуют овощи и фрукты, отгадывают их по вкусу.
2. Игра «Да или нет?»
Дайте правильный ответ.
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывает?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
– А букашки прилетают? (нет)
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? (нет)
– Можно детям загорать? (нет)
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать? (да)
Осень: Ребята, холодно сегодня, будем куртки, шапки надевать?
3. Игра «Кто вперед соберется на прогулку»
4. Рифмофокусы. – хоровая игра
Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой. Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.
Ведущая:
Слышен топот быстрых ножек,
Это непоседа… (ёжик)
Музыкальное сопровождение.
В зал входит Ёжик


Ёжик :
Здравствуйте дети дорогие
Я принес вам подарки лесные
Ели донес я грибочки в корзине
Чтоб зимой угощались вы ими Ребята! Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим. Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Съедобный – несъедобный»
Я буду называть грибы.
Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!
Съедобный-хлопайте,
Несъедобный-топайте
Теперь будьте внимательны.
Масленок
Поганка
Боровик
Дождевик
Волнушка
Хлопушка.
Шампиньон
Лисичка
Подберезовик
Сыроежка
Свинушка
Груздь
Рыжик
Чижик
Опёнок
Слоненок.
Ребята! Угадайте кроме грибов, что я люблю еще (правильно – яблоки)

Игра с яблоками.


Осень:
Ой, как у вас весело на посиделках.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!
До свидания, до встречи в следующем году.

РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД

Сценарий:
Действующие лица:
Дед – «новый русский» банкир Дедов.
Бабка – жена «нового русского».
Внучка – современная девица.
Жучка – собака «нового русского».
Кошка – кот Матроскин.
Мышка – шустрая, деловая, хозяйственная.
Рассказчица
Ребята мы сейчас покажем вам старую сказку на новый лад. Посадил дед репку…
Открывается занавес, на сцене сидит Репка.
Дед (с мобильным телфоном). Да, банкир Дедов слушает. Да… Нет… Ну, отстегните им поллимона… Где?.. Да на даче. Да нужно тут урожай собрать. Слушай, ты… (видит репку) вот это да-а… (в телефон). Ну ладно, пока (кладет телефон в карман) Вот-те на-а! вот уродилась! Пробует вытащить из земли. Рассказчица. Стал дед репку из земли тащить – тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку.
Дед (звонит по мобильному телефону). Привет, старушка, спустись-ка вниз, у меня тут прикольная штучка есть, что покажу!..
Бабка. Ну, что? Ты никак новый «мерседес» купил, дорогой?
Дед Гляди сюда! Смотри, какая репка! Вытащить надо!
Бабка. Это что, так что ли? (показывает свой фирменный прикид). Ты посмотри на меня! А мои ногти! (жеманничает).
Дед. Давай, давай, берись!
Рассказчица. Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут-потянут – вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку.
Бабка (задумчиво). Дед, звони Внучке, она, правда, на дискотеку собиралась, может, еще не ушла?
Дед (звонит внучке). Внученька, спустись-ка в огород, что покажу!
Внучка (капризно). Дед, ну в чем дело? Я опаздываю, меня ждут на дискотеке. Тачка вот уже у забора стоит! Какие проблемы?
Дед Давай-ка берись, помоги вытащить репку!
Внучка Вот еще, в земле буду ковыряться! (фыркает).
Дед Давай-давай, а то без ужина останешься!
Рассказчица Взялись снова. Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут-потянут – вытянуть не могут. Тогда кликнула внучка Жучку.
Внучка Давай-ка, Жучка, Деду поможем!
Жучка (подражая хозяйке). Ну вот еще, мы только из парикмахерской: мастером стрижены, шампунем намыты, духами брызганы, буду я еще свои лапки марать!
Бабка (строго). Берись-ка за Внучку, будем репку тянуть! Иначе вечером не видать тебе «Чаппи»!
Жучка (по собачьи радостно). Хочу «Чаппи»!


Рассказчица Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку; тянут-потянут – вытянуть не могут. Кликнула Жучка Кошку!
Жучка (покровительственно). Эй, Матроскин, работа есть!
Матроскин (озабоченно). Отстаньте, у меня своих дел навалом, у меня еще Мурка не доена, Гаврюша не кормлен, с дядей Федором на рыбалку собирались… (обреченно) ну, что там?..
Жучка (хвастливо). Смотри, какой у хозяина урожай! А мы только из парикмахерской… иди помогай!
Рассказчица Снова взялись они; Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянут не могут.
Матроскин А я тут только что Мышку видел, пусть идет на помощь…
Мышка выбегает из кулисы – вся в заботах: «Мышка, Мышка», что «Мышка»? А без Мышки – слабо?
Матроскин (деловито). Меньше разговаривай, работать надо!
Мышка (машет рукой). Сейчас, сейчас!..
Рассказчица Снова тянут-потянут репку. Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут, раз… и вытащили репку…
Дед Вот, что значит коллектив! Какая большая крепкая репка, прям хоть в Книгу рекордов Гиннеса заноси!
Рассказчица На том и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Ход праздника

Выходят ведущий и ведущая в русских народных костюмах.

Ведущий. Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Добро пожаловать к чаю!

Ведущая.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущий . Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас. (Обращается к ведущей.) Так о чём же мы поведаем сегодня нашим гостям?

Ведущая . Как о чём? О чае.

Ведущий . Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Ведущая. Или после бани...

Ведущий . Вас приглашали когда-нибудь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. У нас «чайная страна», и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие - это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Ведущая . Чайная церемония - это обряд, зародившийся в Китае ещё до нашей эры. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Ведущий . Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии. Сначала чаем пользовались как лекарством, затем как напитком, снимающим усталость и благотворно влияющим на весь организм человека.

Ведущая. И хотя сейчас во многих семьях самовар потеснил чайник на праздничном столе, как и сто лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

Звучит «Русская плясовая». Вбегают скоморохи.

Скоморох 1.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние.

Торопись, честной народ!

Тебя развлеченье ждёт.

Скоморох 2.

Дорогих гостей

Ждёт множество затей:

В игры можно поиграть,

Силу, ловкость показать,

От души повеселиться,

Вкусного чайку напиться!

Ведущая.

Кто же из вас примет участие в состязании?

Что ж, друзья, давайте так:

Мой вопрос, а ваш ответ,

Отвечаете или нет.

Кто вопросы отгадает,

Со скоморохом поиграет.

Ведущая задаёт вопросы . Тому, кто правильно отвечает, даётся жетон.

1. Кто открыл чай? (Козы)

2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, предохраняет от простуды.)

3. Родина чая? (Китай)

4. Какой чай лучше: с добавками или без добавок? (Настоящий чай не должен иметь добавок.)

5. В чём хранят чай? (Лучше в стеклянной посуде с плотной крышкой.)

6. В какой посуде следует заваривать чай? (В фарфоровой или фаянсовой, так как она как бы смягчает воду.)

7. Из каких растений, цветов можно заваривать чай? (Роза, Иван- чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый лист, лист малины и др.)

8. Чем можно заменить чай? (Черника - лист, плоды, шиповник, Иван-чай, лист смородины.)

9. Назовите сорта чая с добавками из лекарственных трав. («Элегия», «Идеал» и др.)

Ведущий.

Молодцы у нас ребята,

А девчата? И девчата!

Ну ни в чём не уступали,

Все вопросы отгадали.

И сейчас я приглашаю

Победителей подняться

Да сноровкой потягаться.

Ведущая. Все вы знаете, что, прежде чем залить самовар, надо сходить за водой.

Скорее к колодцу - воды набирайте,

Бегите к столу - самовар наливайте!

Проводится конкурс «Наливаем чайник».

На столах стоят чайники it чашки с водой. Участники переливают стаканами воду в четник. Выигрывает тот, кто быстрее справится и не прольёт ни капли. Скоморохи следят и выдают жетон победителю.

Ученик 1.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

Ведущий. Очень полезен для здоровья травяной чай.

Проводится конкурс «Узнай траву» (4-5 человек).

В розетки положить лекарственные травы, которые заваривают в чай, и разместить на столе. Под каждую розетку положить красиво оформленную салфетку с номером. Заготовить карточки, обозначив на каждой номер всех розеток. Раздать карточки, и в течение 5—7 минут каждый из них должен отгадать название травы.

За правильный ответ выдают жетоны.

Ведущая.

Пока самовар поспевает,

Хозяюшки дом убирают.

А ну-ка, веник берите,

Сюда бегите,

Чистоту наведите!

Проводится конкурс для девочек.

На полу лежат два обруча, в них кубики.

Их надо по одному заметать на совок и складывать в ведро.

Ведущий.

Самовар-то греется.

Вот-вот закипит.

Надо, чтобы вовремя

Стол наш был накрыт.

Скоморохи и несколько детей сервируют столы к чаю.

Ведущая. Ну а какой же чай без частушек.

Девочки исполняют частушки.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки!

В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нём пенится!

Погляди-ка на себя -

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Ведущий.

Вот уже струится пар,

Закипает самовар!

Ведущая. А сейчас заварим чай. А что это за чай, вы должны угадать.

Проводится конкурс «Угадай, что за чай».

На столе в нескольких чайниках заварены различные чаи - лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др. - каждый чайник пронумерован.

Участники по очереди пробуют чай и определяют, какой чай. Победитель получает жетон.

Ведущий. А теперь, дорогие гости, прошу вас к столу! Ведущая. А ребят, которые победили в наших конкурсах, мы награждаем связками баранок!

Ведущий . Сейчас мы с вами попьём чаю и посмотрим инсценировку стихотворения Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар».

Дети инсценируют стихотворение.

Иван Иваныч Самовар

Был пузатый самовар,

Трёхведёрный самовар.

В нём качался кипяток,

Разъярённый кипяток,

Лился в чашку через кран.

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран.

Утром рано подошёл,

К самовару подошёл,

Дядя Петя подошёл.

Дядя Петя говорит:

Дай-ка выпью, - говорит, -

Выпью чаю, - говорит.

К самовару подошла,

Тётя Катя подошла,

Со стаканом подошла.

Тётя Катя говорит:

Я, конечно, - говорит, -

Выпью тоже, - говорит.

Вот и дедушка пришёл.

Очень старенький пришёл.

Он зевнул и говорит:

Выпить разве, - говорит, -

Чаю разве, - говорит.

Тут и бабушка пришла.

Очень старая пришла.

Даже с палочкой пришла.

И, подумав, говорит:

Что ли выпить, - говорит, -

Что ли чаю, - говорит.

Вдруг девчонка прибежала,

К самовару прибежала.

Наливайте, - говорит, -

Чашку чая, - говорит.

Тут и Жучка прибежала,

С кошкой Муркой прибежала,

К самовару прибежала,

Чтоб им дали с молоком,

Кипяточку с молоком,

Кипячёным молоком.

Вдруг Серёжа приходил,

Неумытый приходил,

Всех он позже приходил.

Подавайте, - говорит, -

Чашку чая, — говорит.

Наклоняли, наклоняли,

Наклоняли самовар,

Но оттуда выбивался

Только пар, пар, пар.

Наклоняем самовар,

Будто шкап, шкап, шкап,

Но оттуда выходило

Только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не даёт,

Опоздавшим не даёт,

Лежебокам не даёт.

Ведущий.

Всем спасибо за вниманье,

За игру, стихи и смех.

Ведущая.

Говорим мы: «До свиданья!»,

Снова в гости ждём вас всех.

Святочные посиделки.

«Радуйтесь, люди, и к вам Христос будет.

Свечи зажигайте, Бога вспоминайте»

Ведущий. Вот и Новый год наступил, было и Рождество Христово. Но праздники на этом в России не заканчиваются. До 18 января идут Святки, или Святые вечера. На Руси не было ни одного праздника с таким большим количеством обычаев, обрядов, примет, как Святки!

Праздник Святки самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
От Рождества до Крещения,
Приготовив угощение.
Пели разные колядки.
По дворам ходили в Святки.

Обычаев и обрядов , сопровождающих Святки, много.

Раньше девушки, собравшись группами, ходили от одного дома к другому и под окнами пели, славили Коляду (Коляда в языческой мифологии был Богом пиршества и мира). Ходить колядовать – значит поздравлять, а за это получать подарки. Были и специальные песни, так называемые, колядки.

Едва наступал первый святочный день, на улицах появлялись ряженые или колядующие: днем - ребятишки, а вечерами - взрослые. Колядующие со звездой в руках обходили дома. Этот обряд назывался колядованием.

Колядовщики заходили в дома, где горела свеча. Горевшая свеча обозначала, что в этой избе их ждут. Поздравляли хозяев и пели колядки.

Во время святок родственники ходили друг к другу в гости, навещали родителей, соседей. Этот обычай сохраняется и в наши дни.

Рождество и Новый год на Руси люди старались отмечать всей семьёй, чтобы в течение года поддерживались родственные связи. Причём, не только семья должна собираться, но и вещи: одежда, инструменты,- всё собиралось воедино.

Старый Новый год по другому еще называют Щедрый вечер , а все потому, что также как на Сочельник 14 января готовили кутью, но вот уже не такую постную, туда можно было добавить масло или смалец.

В ночь с 13 на 14 января, считалось, выходит вся нечисть на Землю, именно поэтому вторая неделя Святок считалась страшной. А чтобы отогнать злых духов, ночью девочки подростки ходили разносить по домам кутью, то есть щедруют и все это обязательно сопровождается песнями, иначе не отогнать нечисть. А наутро уже парни ходили посевать по домам. Ведь согласно примете, в дом 14 января первым должен был войти именно мужчина. Тогда весь год пройдет счастливым, беззаботным и радостным.

Вечером на Старый Новый год также вся семья собиралась за праздничным столом, после которого все торжественно выходили во двор, чтобы сжечь злой дух Дидух. В этот же костер сразу же бросали старую одежду и старались надеть новую. Это считалось символом обновления, хороших перемен и избавления от старых проблем.

В Щедрый вечер по особенному готовилась кутья. В этот день также всей семьей лепят вареники, и в одном из них, а может и нескольких находится сюрприз. К трапезе обязательно все должны быть в чистой одежде, а лучше вообще в новой. А вот после ужина семьи обычно ходили к соседям в гости, чтобы попросить у них прощения.

На праздничный стол необходимо было поставить непременно 12 блюд. Чтобы в доме всегда было, что покушать и никто не остался голодным, наши предки от каждого блюда старались скушать хотя бы одну ложку. При этом все съедать сразу тоже нельзя было, ведь тогда весь год будет голод.

Ничего нельзя в Старый Новый год давать взаймы, иначе весь год так и проведете должником.

Хозяева одаривали колядующих пряниками, конфетами и пирогами.

Всем было весело, душевно и благостно.

А вы, ребята, хотите научиться правильно колядовать?

Колядование начинается с того, что парни и девушки переодеваются так, чтобы их не узнали. (дети переодеваются )

Потом ряженые (колядующие) выбирали:

звездаря , несущего звезду (дается звезда ),

мехоношу , несущего мешок для угощений (дается мешок ),

звонаря , несущего колокольчик, возвещающий о приходе колядовщиков

(дается колокольчик ).

(В это время на сцену выносится стол с угощениями, зажигается свеча)

Колядующие. - Посмотрите-ка, ребята, свеча горит. Видать нас ждут. Давайте послушаем о чем говорят хозяева.

(Сидят дед с бабкой на скамейке и вспоминают .)

Бабка : А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, святки справляли.

Дед: А помнишь, бабка, сколько при колядовании ряженых было?

Бабка: Ой, дед! А песни-то какие пели!

(Звучит песня) :

Ой, овсень, овсень, во дворе, на дворе,

Сосенки стояли, зелены, кудрявы...

Дед: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять.

Бабка: А я уж и пирогов напекла, вдруг заглянут гости.

Дед: Верно, бабка, не красна изба углами, а красна - пирогами.

Ну, что, ребята, заглянем на огонек?

(Ряженые ребята под звон колокольчика поднимаются на сцену. )

Колядующие:

Мы ходили, мы ходили

По святой да по Руси.

Поздравляли, величали,

Добра, счастья всем желали.

Эй, хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки. Открывайте сундучок, вынимайте пятачок!

Дед: Марьюшка, встречай гостей со всех волостей!

Бабка : Милости просим в избу!

Колядующие : Здравствуйте, люди добрые! Позволь, хозяюшка, коляду спеть.

Бабка: Милости просим! Окажите честь.

Ребенок:

Пришла коляда

Накануне Рождества

Дайте коровку

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому.

Пришла коляда

Вперед Рождества

Дай вам Господи

Скота, живота,

Коровку с теленочком,

Овцу с ягненочком,

Лошадь с жеребеночком,

Свинью с поросеночком…

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок,

Открывайте коробейки,

Доставайте нам копейки.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На телят, на жеребят

И на маленьких ребят.

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка.

Кабы нам колядок

На недель десяток!

Сеем, веем, посеваем.

С новым годом поздравляем.

Хоть рубь, хоть пятак.

Не уйдем из хаты так.

Бабка:

Молодцы ребятки,

Хорошо читаете колядки.

Получайте от нас подарки,

Пироги вкусны и ярки.

(Дед с бабкой одаривают детей деньгами и угощением.)

Колядующие: Спасибо за угощение! Счастья вам! Хлеб да соль! Да совет на долгий век! Спасибо этому дому! Пойдем к другому!

Бабка: И вам спасибо, что не обошли наш дом.

(Колядуют старшеклассники):

Дай бог тому,
Кто в этом дому,
Кто подаст пирога, тому двор живота!
А кто не даст ни копейки,
Завалим все лазейки!
Не дадите лепешки- завалим все окошки!
Кто не даст ветчины, тем расколем чугуны!

Колядую, колядую

Я зайду в избу любую.

Попрошу хозяйку

Сладостей давай-ка.

И печенья, и конфет,

И с орехами щербет,

И халву, и шоколад,

Пастилу и мармелад,

Вкусное пирожное,

Сладкое мороженое.

Друг друга будем угощать

А хозяев добрым словом поминать!

Коляда, коляда, уроди пирога

Уроди пшенички на каждую птичку,

Или курочку с хохлом, петушка с гребешком

Открывайте сундучки, доставайте пятачки.

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

С новым годом, с праздничком!

Ведущий. А теперь, ребята, все вместе, хором, будем учиться колядовать. (Всем раздается текст)

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

На новый год, на новое счастье,

Уродись пшеничка, горох, чечевичка,

На поле - копнами, на столе – пирогами,

Чтоб здоровенькие были, много лет жили,

Открывайте сундучок, подавайте пятачок.

Гадания .

Важное место в Святочной неделе занимали гадания. Считалось, что Святки - это то время, когда человек, хоть и символически, может попасть в мир мёртвых, узнать свою судьбу. Излюбленная тема - любовь (на суженого-ряженого). Гадание всегда считалось грехом, но люди гадали всё равно…

Помните, у Жуковского? «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали, За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали …». В какую сторону будет носок башмачка смотреть, там и суженый живёт.

В Святочные вечера девушки ходили группами и, подходя к дому, кричали под окнами: «Хозяйка, как моего суженого зовут?» Названное имя должно было стать именем будущего мужа.

Без гаданья что за святки?

Погадаем -ка, ребятки!

Самое известное гадание это Гадание с валенком - девушки узнавали в какой стороне суженый живет.

Девушки поочередно бросают валенок на дорогу и по направлению "носка" валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.

Гадание с предметами . (Из мешка ребята достают разные предметы, учитель разъясняет их значение )

Ой, слава, слава, ладо моё!
Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

Ключи - хорошее хозяйство. Хлеб - достаток в доме. Соль - остерегайся, неудачи ждут. Серьги - к женихам. Кольцо - к замужеству. Камушек -предстоят трудности. Конфеты – сладкая жизнь. Монета- к богатству. Книга- много будешь знать.

фасоль – неожиданное богатство
соль – к слезам и горю
сахар – к сладкой жизни, хорошим сладким событиям
нитка белая – дальняя дорога
нитка черная - короткая дорога
колечко – к свадьбе, замужеству
пуговица – к обновке или покупке
перец молотый – год принесет резкие перемены, делать выводы в сочетании с другими сюрпризами
рис – дополнительные доходы
изюм – к повышению по службе, карьере
огурец – к крепкому здоровью
мука – к мукам, неприятностям в жизни
лавровый лист – к признанию и славе
яблоко – тихая, спокойная жизнь
морковь – новые знакомые и друзья
чеснок – к трудностям, проблемам в жизни

Рождественские гадания по книгам : Простейший способ гадания на книгах состоит в том, что гадающий наугад раскрывает любую книгу и смотрит, о чем там идет речь.

Возьмите книгу, очень желательно духовного содержания. Загадайте номер страницы и номер строки сверху или снизу. Теперь откройте эту страницу и прочитайте. То, что Вы прочитаете и служит ответом на задуманный вопрос. Если ответ не прямой, его растолковывают каждый по-своему.

Игры, развлечения.

Вечерами во время Святок молодёжь собиралась на посиделки - на них приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться, присмотреть жениха или невесту. На посиделках играли в игры, водили хороводы, пели и плясали.

Коляда пришла,

Всем веселье принесла.

Не сидите, не скучайте,

В хоровод скорей вставайте!

(Хоровод «Сею, вею, посеваю».)

(Под ее исполнение каждый играющий «сеет» зерно, имитирует рукой движение сеятеля, разбрасывает его во все углы дома).

А теперь выберем водящего, завяжем ему глаза и дадим в руки красивый платочек, он будет ходить по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирать, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать. Тот, кого выбрали становится водящим.

В хороводе говорят:

Ходи, ходи, хоровод,

Не назад, а вперёд!

По кружочку я пойду,

Да судьбу свою найду!

Выбирай, выбирай,

Да смотри не прогадай!

(платочек передаёт выбранному человеку ).

«Игра со свечами» .(в хороводе). Дети становятся в два круга: в один – мальчики, в другой – девочки. В каждый круг выдается свеча, конечно, не зажженная. Можно использовать безопасную электрическую свечу. С началом музыки дети начинают передавать свечи по кругу. Музыка резко обрывается, и те ребята (мальчик и девочка), в чьих руках в этот момент оказались свечи, выходят из круга и под веселый мотив исполняют любой танец . После этого они возвращаются в свои круги, и игра продолжается.

«Весёлая метёлка». По кругу передается веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

Идет Егорка -
Бела шубенка. (Снег)

Глянули в оконце, -
Лежит белое суконце. (Снег)

Трескучий ядрен
Намостил мостен;
По дворам пробежал,
Все окна расписал. (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

ВЕДУЩАЯ: Правила такие: когда я буду говорить правильно – вы хлопаете в ладоши вот так(пробуют) , а когда не правильно – топаете ногами вот так (пробуют) . Начинаем.

Святки – вот чудесный день (хлопки)
В храм сходить всем нам не лень (хлопки)
Есть сочельник накануне (хлопки)
Празднуют его в июне (топот)
В Рождество поют колядки (хлопки)
Полют в огороде грядки (топот)
В Рождество все ночью спят (топот)
Бога все благодарят (хлопки) .

ВЕДУЩАЯ: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны!

Частушки

Мы частушки на колядки
Развеселые споем,
Вы нас слаще угощайте,
А то обидимся – уйдем!

Сеем, веем, развеваем
И достатка вам желаем,
Не скупитесь на блины,
Чтоб красиво пели мы.

Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!

Не скупитесь на колядки,
Подавайте шоколадки,
Тогда будущий год
Вам удачу принесет!

Мы пошли по деревеньке,
Взяли сумки и мешки,

Ох, как мы колядовали,
Жаль, не взяли рюкзаки!

Мы с колядками шагали,
Мы замерзли и устали!
Чаю сладкого налейте,
Сахарочку не жалейте!

Ночью дети коляды
Сами в гости к вам пришли.
Не гоните, накормите,
И вкусняшкой угостите!

Не жалейте для детей
Пирожков и булочек,
Мы колядки пропоем
Про петушков и курочек!

Крещение.

Девушки собирали Крещенский снег, т. к. вода из него становилась святой, и умывались ею, а снегом натирали лицо, чтобы быть красивой и здоровой. Взрослые женщины собирали снег с иной целью: талой водой из этого снега кропили огород, чтобы был хороший урожай.

Заканчивались Святки тем, что те, кто в праздники рядились и надевали маски (а маска - это всегда грех), должны были в Крещение искупаться в проруби - только в ней и могли греховодники смыть свои грехи.

Заключение.

Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам зимние обрядовые праздники России: Новый год, Рождество и Крещение, Святки. Это самые волшебные дни года.

Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,

Все всегда произойдет, все всегда сбывается.

Пожелания могут быть разные:

1. Найдешь нового друга.

2. Ожидает большое путешествие.

3. Получишь пятерку по трудному для тебя предмету.

4. Прочитаешь интересную книгу.

5. Исполнится желание.

6. День закончится удачно.

7. Совершишь благородный поступок.

8. Будет сопутствовать удача.

(Танцуют все дети)

Оформление: Зал оформлен под русскую горницу. На стенах развешаны рушники. Стоит стол, накрытый скатертью. На столе - русский расписной самовар, ваза с сушками.

Для играющих:
Стулья, 2 стола.
Силуэты матрёшек - 2 шт.
Мотки ниток - 2 шт.
Корзинки для клубков - 2 шт.
Конфеты
Буквы (фамилия художника)
Лотки для букв (название дерева)
Хохломские плошки - 2 шт.

Звучат русские народные наигрыши.
В зал входят гости.

Зазывалы: (Два мальчика, одетые в русские народный костюм).
Ото всех дверей, ото всех ворот,
выходи скорей, торопись народ!

Открываются ворота,
Выходи, кому охота.
А кому неохота, тоже выходи!

Ведущая: Добрый день, гости званные да желанные!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, весёлые удальцы.

Пригласили мы гостей со всех волостей.

Я рада видеть вас в моей горнице посиделочной!
Рада гостям, как добрым вестям.
Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Пошутить, поиграть, посмеяться!
Так что, смех вам, да веселье!

Ведущая: А чтобы посиделки наши прошли более интересно, зажигательно, давайте придадим им дух соревнования, т.е. разобьёмся на две команды. Да придумайте название своей команде.
Итак, состязаются две команды: (примерные названия)
«Большие кружки» и «Малые чекушки».
«Завалинка» и «Околица».
Ну, а теперь выберем мудрейших судей. Они будут судить наши затеи.
Все наши затеи вы будут оцениваться по трёхбальной шкале. Заработанный балл равен одной конфете. У кого в плошке их окажется больше к концу посиделок, та команда и будет победительницей.

Давайте выберем заводилу, т.е. командира в своей команде.
Команды поприветствуйте друг друга. Можно стихами, песней, шуткой- прибауткой. Как говорится, кто во что горазд!
(Команды приветствуют друг друга)

Ведущая:
Прошу следить со вниманием - вот вам первое задание!
Начинаем наши состязания посиделочные с небольшой интеллектуальной разминки. Вопрос команде______________
Кто из нас не любит блинов - пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?
Ответ: «Левша» Лескова.

Многие из нас имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?
Ответ: Её делали мастера из Палеха.
Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?
Ответ: Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?
Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области.
Ведущий: А теперь подсчитаем баллы-конфеты. (Жюри называет счёт)
Ведущая: Дальше речь пойдёт об одной замечательной игрушке, которая прославилась на весь мир. Угадайте, о какой?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко …
Это русская …. (Матрёшка)
В 19 веке жил - был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

Так, кто же тот художник? Его фамилию вы должны угадать. Сейчас мы с вами поиграем в «Поле чудес» .

На табло узорчатыми квадратами закрыта фамилия художника. Вы по очереди называете букву, угадаете - буква открывается - вам конфета. А если сразу фамилию назовёте, то 3 конфеты зарабатываете. (М А Л Ю Т И Н).

ЗАГАДКИ:
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
Загадка первая! Просьба не слушать тех, которые нервные.
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).

Загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).

Ну ладно загадка третья. На неё (хоть) ответьте!
3. В брюхе - баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут - жидко,
Из печи несут - твёрдо! (Каша).
Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
Пять чуланов - одна дверь. (Перчатка)
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Всё пря сам на виду. (Сундук)
Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Молодичка - невеличка, а весь мир одевает. (Игла)

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

Ведушая: А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.
Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача - нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 - рукава, 5-й - фартук.
Внимание! Приготовились! Начали!
(Звучит музыка. Начинается состязание)
Жюри объявляет победителя.
Ведущая: Следующее состязание называется «СОСТАВЬ СЛОВО» .

Славились на Руси своим ремеслом богородские мастера. Хороши были игрушки - зверюшки из дерева выточенные. Умели резать - умели и дерево подобрать.
Название этого дерева у всех на слуху. (Липа)
(Команда получает лоток, на котором выложено слово «палисадник».
На лотках выложено слово «Палисадник».
Из этого слова нужно выбрать нужные буквы и сложить ещё одно слово - название дерева.
Кто раньше выберет нужные буквы и сложит слово - зарабатывает 3 конфеты.
(Звучат народные наигрыши. Команды приступают к работе).


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


Ведущая: Пополняются вазы конфетами. А впереди ещё много конкурсов.
Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица - душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Пословица - к слову молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали - конфету получили.

1. Труд -пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Слово - воробей. (Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.)
3. Журавль - синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Волк - лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)
5. Красавица - умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)
6. Не храним - плачем. (Что имеем - не храним, потерявши - плачем.)
7. Снову - смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)
8. Роток - платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.
Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую.
Вьетнамская: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»
«Семь раз отмерь - один раз отрежь»
Афганская: «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»
«Кто обжёгся на молоке - дует воду».
Финская: «Шуму много, а шерсти мало - сказал чёрт, остригая кошку».
«Много шуму из ничего»
Африканская: «Сын леопарда тоже леопард».
- «Яблоко от яблони недалеко падает».
Ведущая: И следующее состязание у нас называется (МОДА - РЕТРО).
Скоро великий день - пасха. Не мешало бы и обновку прикупить. Мы не поедем на ярмарку. Мы сошьем платье сами. Но сначала надо фасончик подобрать.
ЗАДАНИЕ: Нарисовать модель платья в стиле РЕТРО (или юбки с блузкой).
(Команды получают фломастеры., ватман. Модель платья рисует вся команда, по очереди. У кого оригинальней - получают конфеты.
Ведущая: В старину посиделки устраивали не только ради развлечений. Женщины и девушки собирались в отдельных избах и пряли, и вязали, шили. Есть ли среди вас мастерицы? Выходите по одной от каждой команды!
(Девушки получают по мотку ниток.)
Ваша задача: За определённое время вы должны смотать нитки в клубок. У кого клубок окажется больше, да аккуратней - та команда получает конфеты.


Ведущая: А хорошо работа спорилась под песню. Песня - это душа народа. Без неё человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более на гуляньях и на праздниках. Зима закончилась, весна наступила. Как быстро идёт смена времён года. Летят годы - а песни остаются.
Сейчас мы с вами вспомним песни, в которых упоминается о весне и о зиме.
Команды выбирают себе время года. (Тянут жребий).
Итак, перед вами две команды певцов. Одна вспоминает песни о Зиме, а другая - о Весне. Пропеваете по очереди куплет или несколько строк из песни.
Итак, начнём с зимы.
Вдоль по улице метелица метёт. - (мужчины)
Когда весна придёт не знаю.. -(женщины)
У леса на опушке жила зима в избушке.
Ждите весну, ждите весну, ждите весну, обязательно ждите.
Ой, мороз, мороз…
Ландыши, ландыши - светлого мая привет…
Снег кружится, летает, летает…
Бегут ручьи, кричат грачи, и тает снег и сердце тает,
Кабы не было зимы в городах и сёлах….
Расцвела под окошком белоснежная вишня…
Застыли реки и земля застыла, а я мороза не боюсь.
Яблони в цвету - весны творенье, Яблони в цвету - любви круженье.
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…
Опозданием мы наказаны, что слова любви прежде сказаны…
Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним и отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.
Расцвели в саду весной цветочки, Ещё лучше девушки весной.
Ведущая: Дорогие гости, уважаемые коллеги! Все мы работники ДО, но порой мы можем и быть врачами. Мы сами ставим диагноз себе, своим детям, мужьям близким.

И сейчас предлагаем сыграть в игру, «Поставь диагноз», используя строки из песен. Все вместе мы пропеваем куплет известной песни, а потом ставим диагноз заболевания герою песни.
Команда, ответившая первой, зарабатывает конфету.


ИГРА «ПОСТАВЬ ДИАГНОЗ»

Участники отгадывают, какой диагноз можно поставить герою песни.
Суди люди, суди бог
Как же я любила.
По морозу босиком
К милому ходила. (ОРЗ)

Напилася я пьяна,
Не дойду я до дома (Алкоголизм)
Снова замерло всё до рассвета,
Дверь не скрипнет. не вспыхнет огонь.
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (Бессоница)
На закате ходит парень
возле дома моего.
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего. (нервный тик)
Сладку ягоду рвали вместе.
Горьку ягоду я одна. (отравление)
Распустилась черёмуха.
Нарядилась невестою.
На душе одиноко так.
Не найду себе места я… (Аллергия)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье
Это Родина моя. (Дальнозоркость)
Товарищ, я вахты не в силах стоять.
Сказал кочегар кочегару.
Огни в моих точках совсем не горят.
В котлах не сдержать мне уж пару. (Упадок сил)
Всю-то я вселенную объехал,
Нигде милой не нашёл. (Бродяжничество. Или крыша поехала)
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит. (Возникнут проблемы со зрением.)
Что ж ты, милая смотришь искоса,
Низко голову наклоня.
Трудно высказать и не высказать.
Всё что на сердце у меня. (Заикание)
Во субботу день ненастный,
Нельзя в поле работать.
Не боронить, не пахать,

Пойдём в зелёный сад гулять. (Хроническая лень) (Симуляция)
И опять я молодёшенькой была.
И опять я целу ночку не спала.
Всю-то ноченьку мне спать было невмочь.
Раскрасавец барин снился мне всю ночь. (Вечная молодость)
Ведущая: Молодцы! Поаплодируйте друг другу.!
Замечательно спелись, друзья! Ни победителей, ни проигравших в этом конкурсе нет.
Ведущая: Хочешь победить подружку,
Спой весёлую частушку!
Дорогие мои, я просто уверена, что среди вас есть любительницы весёлых и задорных русских частушек.
Сейчас вы получите карточки с частушками. Ознакомьтесь с текстом. Если знаете свои - пойте их.
Вот на такой мажорной нотке и закончим наши посиделки.
Ведущая: А ТЕПЕРЬ ПОДСЧИТАЕМ НАШИ СЛАДОСТИ. - т.е. баллы
И судя по количеству, побеждает команда ______________________________
Аплодисменты команде- победительнице. Ну а я с вами прощаюсь. Спасибо, что посетили мою избу, да позабавили хозяйку утехами.
Ведущая: И всем вам на прощание
Я от всей души желаю:
Пусть будет у вас весёлым досуг.
Пусть к вам не приходит недуг.
(Парням желаем хороших подруг)
И жить - не тужить!
Всем вам до ста лет во - счастье прожить!



Публикации по теме