Краткосрочный проект по экологическому воспитанию детей старшей группы ДОУ «Насекомые. Проект по экологии в старшей группе "зеленый мир детского сада"




Цель: создать условия для познавательной деятельности дошкольников с целью пополнения знаний и представлений о природе родного края Задачи: формировать у детей элементарные навыки познавательно – исследовательского поведения в родной природе (обобщать, систематизировать, делать выводы); развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), навыки наблюдения и экспериментирования в процессе деятельности, навыки работы в коллективе; учить понимать взаимосвязь: зависимость жизни растений в жизни всего человечества; воспитывать уважение к природе, научить детей удивляться и восхищаться мудростью природы, которая даёт нам здоровье, настроение; создать в группе развивающую среду с помощью родителей, вовлекая их в реализацию совместного проекта; Отражать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, двигательной, изобразительной, музыкальной.


Проблема для детей: что дают деревья для жизни людей: пользу или вред? Планируемые результаты: целевые ориентиры «инициативный», «обладает творческими способностями», «проявляет любознательность», «задаёт вопросы и пытается самостоятельно придумывать объяснения» Словарная работа: тополь, кедр, ольха, осина, крона, «зимующие почки», лиственные и хвойные деревья Оборудование: изображение различных видов деревьев и кустарников в разное время года Тип проекта: познавательно – исследовательский


Этапы реализации проекта Подготовительный этап: 1. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме. 2. Определение цели, исходя из интересов детей. 3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. 3. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Основной этап: 1. Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели. 2. Взаимодействие с родителями, направленного на знакомство с проектной деятельностью. Заключительный этап: 1. Подведение итогов проекта. 2. Оценка достигнутых результатов.


Формы работы с родителями Создание гербария «Деревья и кустарники нашего края» Выставка из природного материала «Ах, осень!» Акция «Подари книгу о природе» Консультация «Значение проектной деятельности для дошкольников» Продуктивная деятельность (выставка) «Красота зимнего леса» Издание мини –книжки «Узнай дерево» Экскурсии в осенний, зимний лес Выставка различных пород деревьев нашего края Создание коллекции «Семена деревьев»



Экскурсия в осенний лес


Игры с осенними листьями


Самостоятельная деятельность детей на прогулке Подвижная игра « 1, 2, 3 – к дереву беги!»


Подвижная игра «У медведя во бору»


Труд на участке. Уборка осенних листьев.




Опыт – исследование «Измеряем толщину дерева»


Опыт – исследование « Чем покрыт ствол дерева?»


Создание гербария «Деревья и кустарники нашего края»


«Подарок для воронёнка» семья Леры Л. «Ваза с клубникой» семья Насти И. «Баба Яга» семья Валеры С. «Моя любимая ёлочка!» семья Саши Ф. Выставка из природного материала «Лесные фантазии»






Образовательная деятельность в режимных моментах Рассматривание годичных колец древесины






Опыт – исследование «Зимующие почки дерева»




Продуктивная деятельность (рисование) «Красота зимнего леса»


Оберегаем деревья от вымерзания


Рассматривание иллюстраций деревьев в разные времена года. Составление рассказов «Чем отличаются осенние деревья от деревьев зимой?»




Самостоятельная деятельность в режимных моментах Д/игра «В лесу» Гербарий «Листья деревьев с нашего участка» Д/и «Твоя красная книга»







Выставка продуктов деятельности Гербарий, книжка – малютка «Узнай дерево», различные породы деревьев, плоды деревьев (семена) 38 В ожидании результативности: дошкольники проявляют любознательность, задают вопросы, касающихся близких и далёких предметов и явлений природы (живой и неживой) обладают элементарными представлениями из области живой природы, устанавливают причинно – следственные связи проявляются творческие способности в рисовании, придумывании сказок и т.д. пополнилась предметно - пространственная среда с помощью родителей дошкольники проявляют формы экологической культуры(замечают сезонные и климатические изменения в природе), проявляют уважение к природе

Проектная работа. Тема: «Мы и деревья»

Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Место реализации проекта: Республика Татарстан, Чистопольский район, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юлдузский детский сад».
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников.
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Этапы:
- Деятельность педагогов;
- Деятельность детей;
- Деятельность родителей.
Подготовительный этап.
Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
Практическая деятельность.
Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов.
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Организованная деятельность:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.

Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
у детей возрос интерес к природе;
закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках;
появилось желание больше узнать о деревьях;
сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
возросла умственная и речевая активность;
дети научились самостоятельно делать выводы;
сформировался эстетический вкус;
знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности;
родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».

Приложение.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №440»

Цель проекта:

Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы.

Задачи:

1. Формировать познавательные и исследовательские способности детей.

2. Дать элементарные представления детям об экологической культуре.

3. Закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края .

4. Вовлечение родителей в познавательно-исследовательскую деятельность.

5. Развивать любознательность, фантазию, мышление, воображение.

6. В оспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира .

7. Создать доброжелательную атмосферу и положительные эмоции у детей.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ожидаемый результат :

1. Дети получат элементарные представления об экологической культуре.

2. Дети будут понимать необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

3. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности .

4. Формирование у детей уважительного отношения к природе.

5. Активное участие родителей в реализации проекта .

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель : занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (экскурсии, наблюдения, проблемные ситуации), эффективно развивает познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников

Дети : участвуют в познавательной и исследовательской деятельности, закрепляют знания о многообразии растительного и животного мира

Родители: участвуют в организации фотовыставок и изготовлении подделок. В домашних условиях развивают экологическую грамотность детей.

Этапы проекта

I . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подбор художественной литературы, загадок, пословиц, сказок, мультфильмов. Подготовка презентаций.

Сделать подборку дидактических игр: « Хорошо-плохо », « Узнай, чей лист », «Что сначала, что потом?», « Ветки и детки », « Что сажают в огороде », « Что это за птица », « Сорви ягодку », « Где что растет? », «Чей детеныш?», « Найди тень » и т.д .

Работа с родителями (смотрим дома, читаем дома).

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Наблюдения «Что цветет на нашем участке?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?».

Просмотр презентаций «По страницам красной книги», «Как хлеб на стол пришел», «Животные Нижегородской области».

Чтение художественной литературы («Голубые лягушки», «Егоркины заботы» и т.д.)

Познание «Овощи и фрукты на нашем столе»

Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей.

Рисование «Дружим с природой» (рисование эмблемок для тропы здоровья)

Закреплять представления о дикорастущих, лекарственных растениях. Формировать бережное отношение к природе

III. Итоговое мероприятие.

«Покорми птиц зимой»

Изготовление кормушек для птиц.

«Вторая жизни ненужных вещей»

Изготовление подделок из бросового материала совместно с родителями.

Мероприятия

1 этап

1. Беседа с родителями « Земля – наш общий дом » . Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта .

2. Консультация для родителей « Основы экологического воспитания », « Занимательные наблюдения », « Год экологии ». Просвещать родителей по данной теме.

3. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов, подбор художественной литературы.

2 этап – основной.

4. Рассматривание книг, иллюстраций, презентаций, мультфильмов.

5. Целевая прогулка «Соберем семена садовых цветов»

Обратить внимание детей на появление семян и способы размножения растений.

6. Экскурсия на огород. Наблюдение за плодами растений.

7. Проблемная ситуация «Как распространяются семена дикорастущих растений?»

Предложить детям понаблюдать и сделать выводы о способах распространения дикорастущих растений. Нужна ли им для этого помощь человека?

8. НОД познание «Овощи и фрукты на нашем столе», рисование «Дружим с природой»

Практическая деятельность :

9. Составление осеннего гербария древесно-кустарниковой растительности.

10. Использование гербария для составления коллективной аппликации «Осенний букет».

11. Изготовление книжек-малышек «Чистый мир».

12. Чтение художественной литературы.

13. Просмотр мультфильмов.

14. Просмотр презентации «Лекарственные растения» и поиск этих растений на территории садика.

15. Беседа «Планета просит помощи»

16. Итоговая беседа.

3 этап – заключительный.

17. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации .

План проведения мероприятий

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1. Беседа с родителями «Земля – наш общий дом»

2. Наблюдения: «Что цветет на нашем участке?», «Какие они - цветущие растения?»

3. Экскурсия на огород. Наблюдение за плодами растений.

4. Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел»

5. Познание «Овощи и фрукты на нашем столе»

6. Просмотр презентации «Лекарственные растения» и поиск этих растений на территории детского сада

Октябрь

1. Целевая прогулка «Соберем семена садовых цветов»

2. Проблемная ситуация «Как распространяются семена дикорастущих растений?»

3. Беседа на прогулке «Кто помогал цветам расти?»

4. Рисование «Дружим с природой»

5. Составление осеннего гербария древесно-кустарниковой растительности

6. Консультация для родителей «Основы экологического воспитания»

Ноябрь

1. Составление коллективной аппликации «Осенний букет»

2. Просмотр презентаций «По страницам красной книги»

3. Изготовление кормушек для птиц

4. Изготовление книжек-малышек «Чистый мир»

5. Консультация для родителей «Занимательные наблюдения»

Декабрь

1. Просмотр презентации «Животные Нижегородской области»

2. Беседа «Планета просит помощи»

3. Изготовление подделок из бросового материала

4. Консультация для родителей «Год экологии»

Пословицы и поговорки о растениях и животных:

Растенье - земли украшенье.

Рощи да леса - всему краю краса.

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса - посади.

Больше леса - больше снега.

Больше снега - больше хлеба.

Зеленая ограда - живая отрада.

Растенье - берегам спасенье.

Зеленый наряд радует взгляд.

На сосне яблоки не растут.

Сломить дерево - секунда,

А вырастить - года.

Лес и вода - брат и сестра.

Дерево водой живет, дерево и воду бережет.

Была бы водица, а зелень родится.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Волка ноги кормят.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Лиса все хвостом прикроет.

Каждая лиса свой хвост нахваливает.

Лиса и во сне кур считает.

Лиса семерых волков проведет.

Лисичка всегда сытей волка бывает.

Зайца ноги носят,

Волка зубы кормят,

Лису хвост бережет.

Как ни вертись собака, а хвост сзади.

Знает кошка, чье мясо съела.

Не все коту масленица.

Загадки :

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

Посадили зернышко -

Вырастили солнышко.

(Подсолнух)

Не огонь, А жжется.

(Крапива)

Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки - дробинки.

Бусинки зеленые,

Сладкие ядреные.

(Горох)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

(Одуванчик)

Вырос в поле дом -

полон дом зерном.

Стены позолочены,

ставни заколочены.

И стоит новый дом на столбе золотом.

(Колосок)

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

(Елка)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчики)

Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш)

Ярко-синий, пушистый

Он в хлебе родится, в еду не годится.

(Василек)

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое?

(Ромашка)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

Стоит Алена: платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем грустит, никому не говорит.

(Ива)

Летом серый, а зимой белый. (Заяц)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.

(Ежи)

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала.

(Лиса)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

(Заяц)

Заключение

Проект расширил представления детей о животных и птицах, о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие растения не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект по экологическому воспитанию «Мы – друзья природы»
Цель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.
Задачи:

  • Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
  • Развивать представления об опасных для природы действий человека;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение.

Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные, пальчиковые игры, физминутки.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта – долгосрочный -1 месяц
Ход проекта:
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Дети получают письмо из леса – Старичок- Лесовичок приглашает в гости.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: Дети, мы получили письмо из леса. На конверте написано «Для детей старшей группы. «Дорогие ребята, пишет вам ваш друг – Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости осенью, видел я вас зимой и весной..А теперь я приглашаю вас на мои летние лесные полянки! Вы увидите, какие изменения произошли летом в природе, и в жизни обитателей леса. Посылаю вам подсказки, которые помогут вам добраться до леса и сориентироваться. Ваш друг Лесовичок!
В. Вы готовы к путешествию?
3.Поэтапное решение проблемы:
I неделя: Лето красное.
Беседа на тему «Поможем природе»
Цель: сформировать знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление заботиться о природе, дать установку на выполнение мероприятий по охране природы.
Составление рассказов по серии картинок « Маша и Миша в лесу».
Цель: закреплении знаний о поведении людей в лесу.
День загадок.
Цель: Активизация мыслительной деятельности детей, углублении экологических знаний, воспитание гуманного отношения к природе.
Рисунки-загадки
Пластилиновые загадки.
Настольная игра «Времена года»
Цель: учить различать признаки времен года, показать на наглядной модели причину смены времен года, развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Видеоуроки «Земля -наша планета».Чтение О. Секора « Что такое день и ночь»
Праздник: «Здравствуй, матушка, природа»
Цель: дать представление, какие действия человека могут нанести вред природе, воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Участники – дети, родители, муз. руководитель, воспитатели.
II неделя. Наедине с природой.
Наблюдения в природе « У природы нет плохой погоды»
Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные признаки лета, узнавать их в литературных текстах, формировать представления о Солнце как источнике тепла и света, необходимого для всего живого; закреплять умение определять направление ветра.
Праздник Солнышка – солнышко из бумажных тарелочек
Праздник песка.
Цель: показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие и твердые, неровные; дать представление, что песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую форму пока не высохнет, песок пропускает воду.
Постройки из песка. «Песочный городок»
Конкурс «Песочный город»
Экспериментальная работа на прогулке.» Вода и песок».
Словесно- логическая игра « Узнай, назови, объясни» — животные, птицы, насекомые леса.
III неделя:
День цветов:
Цель: воспитание трудолюбия, заботы о растениях, эстетического вкуса.
Прополка и полив цветов на клумбах;
Беседе « Для чего цветы нужны»;
Чтение худ. Литературы, загадки о цветах.
Литературно- цветочная викторина;
Составление рисунков-схем строения цветка;
Совместная с родителями выставка летних букетов «Лесной букет».
Лекарственные растения.
цель: познакомить с пользой некоторых растений и цветов.
Видеофильм «Растения – наши друзья и помощники»
Волшебная сила воды.
Экологическое развлечение « В гостях у Водяного» — участники – дети, родители, воспитатели.
Наши друзья насекомые.
Беседа «Насекомые и Цветы»
В. Бианки «Приключения Муравьишки» — игра – драматизация.
IV неделя: Неделя здоровья.
Беседа о вкусной и полезной пище.
Цель: Дать представление о том, что человеку нужна правильная, здоровая пища, чистая вода, свежий воздух.
Консультация для родителей « Закаливание дошкольника. Виды закаливания».
Физкультурный досуг « В здоровом теле – здоровый дух» — закрепить понятие о необходимости укреплять здоровье.
Открытое занятие « В гостях у Айболита» — закрепление знаний о бережном отношении к природе и её обитателям.
Экскурсия в лес. Наблюдение за изменением природы летом. « Поможем Лесовичку навести порядок» — уборка лесной полянки от мусора. Благодарим за приглашение в лес. Чтение стихов о лесе.
4. Презентация.
Изготовление фотовыставки « Природа – наше богатство».
Выставка рисунков «Природа и мы».

Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тимашевского района Краснодарского края

«Детский сад № 14»

Воспитатель первой квалификационной категории

Карнаух Наталья Витальевна

2016 год

Проект по экологическому воспитанию в старшей «А» группе

«Защитим природу! »

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите
!

(М. Дудин)

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать , искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

Подготовительный:

что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

Почему это может произойти?

Как это повлияет на нас?

Как не допустить этого?

Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

Познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

оформление стенгазеты «Береги природу!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

Развитие речи:

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,

«Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Руслана А.

Женя К.

Олеся А.

Заучивание стихотворения (отрывок)

Т. Коваль «Про ёжика»

Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.

Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.

Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.

К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.

Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном -
Пора прощаться, ёжик.

Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.

Художественная литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в досуговой деятельности.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.

Фотоотчет.








С П А С И Б О!



Публикации по теме