Экологический проект «От зернышка до каравая. Исследовательская работа на тему "От зернышка до каравая!"

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» (ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»)

Познавательно – исследовательский проект
«От зернышка до каравая»

Дети подготовительной к школе группы «Солнышко»
Воспитатель:
Шулепова Наталья Васильевна

Заводоуковск 2014

Пышный, мягкий, пропеченный,Подрумяненный слегка,Хлеб с горбушкой золоченой.Шел к тебе издалека.В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришел,В нем здоровье наше, сила,В нем – чудесное тепло.Сколько рук его растило,Сохраняло, берегло!
Вид проекта: позновательно-исследовательский
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Солнышко»: Старикова Каролина, Казанцева Полина, Южакова Полина, Захарченко Кирилл, Пархоменко Аня, Никитин Рома, Коваленко Даша; родители, воспитатель – Шулепова Н.В.
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культурный уровень человека.
Проблемный вопрос: Полина Казанцева за обедом задала вопрос: « Почему один кусочек хлеба белый, а другой черный?», «От чего это зависит?»
Дети решили выяснить: «Откуда появляется хлеб на столе?»
Цель: в процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания о хлебе.
Задачи:
При помощи исследовательской деятельности узнать об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, полезных свойств злаков.
Из каких зерновых культур делают муку для хлебобулочных изделий.
Какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
Люди, каких профессий выращивают и изготавливают хлеб и различные изделия из муки.

Что мы знаем о хлебе?
Что мы хотим узнать?
Где мы можем это узнать?

Хлеб продается в магазине (Даша).
Мама дома печет хлеб в хлебопечке (Рома).
Хлеб бывает белый и черный (Полина).
Почему хлеб разный по цвету и форме? (Полина)
Что надо, чтобы вырастить хлеб? (Каролина)
Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Аня)
Что можно сделать из муки еще? (Кирилл)
Как пекут хлеб?(Даша)
Почему говорят «Хлеб всему голова»? (Руслан)
Как называют хлеб в других странах? (Егор)
Спросить у родителей (Саша)
Посмотреть в интернете (Настя)
Спросить у воспитателя (Ксюша)
Посмотреть в книгах, по телевизору (Полина)

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный «Сбор информации»
Вместе с родителями подобрали художественную литературу: стихи, сказки, загадки, пословицы и поговорки о хлебе, картины, иллюстрации по выращиванию хлеба
Приобрели необходимое оборудование (контейнеры, земля).
Изготовили таблички - указатели с названиями зернышек.
Создали экспериментальную лабораторию.
2 этап - исследовательский «Изучаем путь хлеба»
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг.
Экскурсии на пищеблок детского сада, в магазин, к памятнику хлебороба.
Проведение дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, игры – превращения, пальчиковые игры,
Разучили стихи, загадки, поговорки, пословицы о хлебе.
Просмотрели видео-слайды «Как выращивают хлеб».
Познакомились с разделом из детской энциклопедии «Интересное о хлебе».
Опытно – экспериментальная деятельность:
Где живет зернышко?
Проращивание зерен.

Превращение зерна в муку.


3 этап - обобщающий
Ведение альбома наблюдений за всходами, создание мини-музея хлеба, инсценирование сказки «Колосок», выпечка хлеба в хлебопечке, выставка художественного творчества «Пшеничное поле», натюрморт «От зерна до каравая», аппликация из зерен «Вини-Пух», КВН с родителями «Хлеб всему голова», защита проекта.
Реализация проекта
Детская деятельность
Совместная деятельность

Игровая деятельность
Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки»
Хороводные игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош»
Игра: найди лишние ингредиенты
Дидактическая игра: "Сложи правильно", «Что нужно для работы хлебороба?», «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок».
Сюжетно-ролевая игра «Хлебопекарня», «Семья»;
«Пекари», «Магазин»

Непосредственно-образовательная деятельность:
«Откуда хлеб пришел?»
«О тех, кто растит хлеб»

Продуктивная деятельность
Аппликация «Волшебные зерна», Натюрморт «От зерна до каравая», коллаж «Пшеничное поле», мини- музей хлеба, «Винни-Пух» из зерен.

Коммуникативная
Беседы о хлебе:
Что такое злаки и из чего пекут хлеб?
Пшеница.
Рожь.
Военный хлеб.
Почему нужно беречь хлеб.
Отгадывание загадок.
Инсценирование сказок «Колосок», «Колобок».
Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему

Чтение художественной литературы
Чтение сказок: «Мальчик с пальчик»,«Колосок», Н.Носов «33 зерна», рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна», М.Пришвин «Лисичкин хлеб».
Заучивание стихотворений:
В.Данько «Откуда хлеб пришел»
В.Степанов «Полюшко поле»
П.Руденко «Хлеб»
Заучивание пословиц, поговорок:
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Что летом уродится, все зимой пригодится»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
«И обед не в обед, коли хлеба нет»
«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» и др.

Познавательно – исследовательская деятельность
Где живет зернышко?
Проращивание зерен.
Сравнение колосков пшеницы, ржи, овса.
Превращение зерна в муку.
Путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и до хлебушка душистого!
Посадка зернышек разных злаков и уход за ними.

Трудовая
Посадка семян 4-х зерновых культур, полив
Измельчение зерен в муку.
Замешивание теста
Выпекание хлеба

Двигательная
Подвижная игра «Калачи»
Физкультминутки:
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
Экскурсия на пищеблок детского сада.
Экскурсия в магазин.

Конструирование
«Мельница», «Хлебозавод», «Комбайн».

С РОДИТЕЛЯМИ
Составление буклета о пользе хлеба.
Обмен кулинарными рецептами.
Организация выставки и экскурсий.
Что мы узнали о хлебе:
«Интересное о хлебе»
Ученые и исследователи говорят, что впервые человек попробовал древний вариант хлеба более 15 тыс. лет назад. Тогда это было просто растертое между камнями зерно, разведенное в воде. Позже, когда у людей появился огонь, они начали запекать такое тесто, получая твердые и пресные, но сытные лепешки. Первый хлеб, привычный нам, получили египтяне. Они обнаружили, что при использовании дрожжей или кислого молока, хлеб получается более вкусным, пышным и питательным. Рецепт приготовления такого хлеба у египтян позаимствовали греки, далее он попал к римлянам, а к началу нашей эры римляне уже распространили собственную технологию приготовления хлеба по всем завоеванным территориям. Хлеб в те времена был очень дорогим, поставлялся влиятельным особам, правителям и их приближенным. Простой люд питался лепешками из муки грубого помола. С древних времен и до наших дней хлеб считается главной пищей на столе.
Древний русский обычай - встречать друзей, дорогих, почётных гостей, молодожёнов хлебом и солью, выносом большого каравая с солонкой. Хлеб означает полный стол, а соль является древним символом охраны, сбережения дома от пожара.
Строение колоса
Виды зерновых культур
Мука: цвет хлеба зависит от цвета муки
Тесто
Виды хлебобулочных изделий
Виды хлеба в других странах
Откуда хлеб пришел

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Оказывается, хлеб богат витаминами, необходимыми для жизни и роста человека. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается. На вопрос Полины « Почему один кусочек хлеба белый, а другой черный?», «От чего это зависит?» мы выяснили: цвет хлеба зависит от цвета муки и от вида злаковой культуры. Таким образом, мы сумели достичь цель нашего исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Багрова Л.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997
Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990
Извекова Л.Н. «Что всего дороже?». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
Крючков В.Р. «Испекли мы каравай». - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
Степаненко В.И. «Хлеб». – М.: Агропромиздат, 1989

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Пословицы и поговорки
«До поры до времени не сеют семени»;
«Весной час упустишь, годом не наверстаешь»;
«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»;
«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»;
«Не пиры пировать, когда хлеб засевать»;
«Сей в срок будет прок!»;
«Хорошо зерно в землю спать уложишь хорошо и разбудишь, сыт будешь»;
«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»;
«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»;
«Какова земля, таков и хлеб»;
«Клада не ищи, а землю паши и найдешь»;
«Будет хлеб будет и обед»;
«Кто хлеб носит, тот есть не просит»;

Загадки
Вот на мельнице пшеницаЗдесь такое с ней творится!В оборот её берут, в порошок её сотрут!(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом, С вишней сладкою бывает.В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребятПо кусочку все съедят.(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу.Надоела мне квашня,Посадите в печь меня.(Тесто)
Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают?(Блины)
Маленькое, сдобноеКолесо съедобное.(Бублик)
Сидит на ложкеСвесив ножки?(Лапша)
Состав простой: мука, водаА получается еда,То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.(Макаронные изделия)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(Хлеб.)
Стихи
Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило,
охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки
вырастай богатырем! (С. Погореловский)
Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют,
сил для хлеба не жалеют.(Я.Аким)
В булочной у нас баранки,Булки, бублики, буханки,Пирожки, батоны, плюшки,И плетёнки, и пампушки,Курабье, бисквит, печенье,Бутерброды, пай с вареньем,Много пряников, конфет,Пастила есть и щербет,И пирог с начинкой сладкой,И полено, и помадкаНазывайте, не стесняйтесь,Выбирайте, угощайтесь!
(И. Лопухина)
По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
(Е. Трутневой)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Труд у крестьянина сложный, ребятки

«Где живет зернышко?»

Посадили мы зерно,
Что же выйдет из него?

Цвет хлеба зависит от цвета муки

Стали зернышки мукою
Не дадут и ей покою,
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто в печь быстрей давай-
И народился каравай.

Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки
Пирожки,батоны,плюшки,
И плетенки, и ватрушки.
Выбирайте, угощайтесь!

«Чудесный мешочек»

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Художественное творчество

Мини – музей хлеба

галина кобзева
Проект «От зерна до каравая»

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой главной святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе :

«Хлеб всему голова!» -

В поле, в доме, в державе!

Актуальность проекта :

Издавна у славян существовал обычай : люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее : хлеб - это жизнь.

Также проект ставит перед собой задачу : познакомить детей с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба.

Кроме этого проект призван обратить внимание на то, какими усилиями появился хлеб на нашем столе. Воспитать бережное отношение к хлебу.

Надеюсь, что этот проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания.

Проект исследовательский , творческий.

Цель проекта : изучение и повышение уровня знаний и представлений детей о ценности хлеба.

Объект : развитие познавательной активности и патриотического воспитания детей.

Задачи :

Сформировать систему знаний о приготовлении хлеба, дать представления о том, как выращивают хлеб;

Познакомить с последовательностью трудовых действий, народными традициями;

Приобщать детей к родной культуре;

Развивать чувство патриотизма к своей стране, краю, народу;

Учить ценить и любить нелегкий труд людей хлеборобов;

Развивать умственные способности, художественно-творческие

способности, печь.

Приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия

Предусматриваются следующие этапы реализации проекта :

Начальный :

Определение целей, постановка задач проекта ;

Изучение методической литературы по проблеме;

Диагностическое исследование проблемы.

Продуктивный :

Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников проекта .

Результативный :

Проведение сравнительно диагностического исследования уровня знаний и представлений детей старшего возраста о ценности хлеба.

Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы

Перспективный :

Обобщение опыта, планирование и диагностирование дальнейшей работы.

Ожидаемые результаты проекта :

со стороны детей :

Сформируются понимание. важность и уважение к труду хлебороба;

Расширится кругозор детей о злаковых культурах, о ценности и пользе хлеба;

Повысится потребность применять трудовые навыки на практике

Дети познакомятся с процессом получения хлеба от зернышка до каравая .

со стороны родителей :

Сформируется понимание необходимости создания условий для развития познавательной деятельности детей;

со стороны педагогов :

Возможность использования данного проекта в работе педагогов МДОУ

Участники проекта : дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

Место проведения : детский сад «Звездочка» , ул. Коминтерна д. 1.

Продолжительность : среднесрочный 2014 учебный год.

Реализация проекта предполагается в нескольких направлениях :

1. С детьми намечена следующая работа :

Диагностика детей для выявления знаний по теме проекта ;

Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми;

Совместная и самостоятельная деятельность детей;

Праздники и развлечения;

Пересказывание сказок;

Театрализованные представления.

2. С родителями намечена следующая работа :

Проведения конкурса «За самоваром» на лучшую выпечку или блюдо, приготовленное родителями;

Организация и проведение конкурса поделок из соленого теста «Папа, мама, я – творческая семья» , выполненных совместно родителями и детьми;

Выпуск буклета «Как организовать занятия с детьми по тестопластике в домашних условиях» с рекомендациями для родителей.

3. С педагогами намечена следующая работа :

Памятки;

Обмен опытом в виде просмотра проекта .

Перспективное планирование детских видов деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Подвижные игры :

«Калачи» ;

«Воришки-воробьишки»

«Принеси колосок»

«Колоски, колоски, соберитесь во снопки» (по названному числу»

Физкультминутки :

«Каравай »

«Едем в поле»

«Вырастай колосок»

Пальчиковая гимнастика :

«Месим тесто»

«Колосок»

«Поможем бабушке»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»

«Дом, который построил Джек»

«Гуси, гуси»

Игровая деятельность Словесная игра : «Узнай по описанию»

«Назови разные блюда из круп»

«Вершки и корешки»

Дидактическая игра :

«Найди лишние продукты»

«Сложи правильно»

«Что в поле растет» - лото

«Почемучка»

«Угадай, что в мешочке»

«Разложи по порядку»

«Сложи колосок»

«Чем пахнет магазин»

«Угадай на вкус»

«От зернышка до каравая »

Сюжетно-ролевая игра :

«Хлебозавод»

«Семья»

«Пекари»

«Магазин»

«Булочная»

Продуктивная деятельность 1. Лепка детьми хлебобулочных изделий из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки

2. Выкладывание орнамента из круп, зерен

3. Рисование :

«Золотая нива»

«Украшаем каравай »

«Откуда хлеб пришел»

4. Аппликация :

«Колоски в вазе»

«Вкусное пирожное»

5. Рассматривание иллюстраций. Репродукций с картин известных художников с изображением уборки зерна и выпечки хлеба

И Шишкин «Рожь» ,

И Машкова «Снедь Московская. Хлеба»

6. Составление коллажа «Берегите хлеб»

7. Изготовление корон для девочек «Золотая рожь»

Коммуникативная Отгадывание и составление загадок :(смотри в приложении)

Беседы о хлебе :

«Как превратить зерно в муку »

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

«Пшеница»

«Рожь»

«Овес»

«Военный хлеб»

«Почему нужно беречь хлеб?»

«Умные машины работают дружно»

«Кто помогает хлеборобам заботиться о хлебе?» - показать значимость и других профессий

Рассматривание тематических альбомов, слайдов, иллюстраций о хлебе и беседа по содержанию

Ситуативный разговор :

«Как и какие твоя бабушка печет пироги, блины»

«Что делать, если хлеб высох»

«Как разделить угощение?»

Чтение художественной литературы Сказки :

«Крупеничка»

«Колосок»

«Петушок- золотой гребешок и чудо меленка»

«Сказка о пшеничном зернышке »

«Сказка про чудесное зернышко »

«Легкий хлеб»

«Мальчик с пальчик»

«Мужик и медведь»

«Петушок и два мышонка»

Рассказы

С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый…»

К. Паустовского «Теплый хлеб» «Дом зерна »

А Толстой «три калача и баранка»

Э Шим «Хлеб»

Я Ким «Хлеб ржаной»

А Прокофьев «Каравай »

Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» ,

В Крупин «Отцовское поле»

Ю. Ванаг «Хлеб,заработанный своими руками» ,

А. Букалов «Как машины хлеб берегут» ,

Дацкевич «От зерна до каравая » ,

Заучивание стихотворений :

В. Данько «Откуда хлеб пришел»

В Степанов «Полюшко-поле»

П Руденко «Хлеб»

Заучивание пословиц и поговорок :

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

«Что летом уродится, все зимой пригодится»

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

«И обед не в обед, коли хлеба нет»

«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»

«Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной» и другие.

Просмотр мультфильма «Берегите хлеб»

Знакомство с закличками, потешками

Познавательно-исследовательская деятельность 1. Наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста, а затем изучаем и пробуем на вкус получившееся булочки.

Рассматривание и сравнение зерен (рожь, пшеница, ячмень, овес)

Наблюдение «Здравствуй,росток!» - вызывать интерес к тому, что в земле все семена и зерна дают ростки .

Проверка зерна на зрелость (наблюдение(1- по цвету колосков,2-если колосок потереть в ладошке и он упадет -значит зерно созрело )

-Подсчет зерен для высевания : из расчета 10 зерен на горшочек

2. НОД по познанию

«Откуда хлеб пришел?»

«Как мы будем беречь хлеб?»

«Хлеб – всему голова»

«В каждой крошке хлеба – труд»

«Пекарь, кондитер – кто это?»

«С помощью каких орудий труда растили хлеб в старину» (серп, коса, соха, борона)

3. Презентация

«Любимые русские пироги» (кулебяки, расстегаи, курники, рыбники и другие)

4. Экскурсии :

На хлебозавод

В хлебный магазин

На кухню

5. Коллекционирование фотографий с различными видами хлебобулочных изделий

6. Подбор экспонатов к мини-музею «Хлеб- всему голова»

Трудовая Посев семян 3-х зерновых культур (пшеница, рожь, овес»

Полив, прополка.

Измельчение зерен в муку в кофемолке

Замешивание теста.

Обмолотить зерно , провеять

Здоровье Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему

«Бывает ли хлеб опасным?» (от неправильного хранения)

«Почему нельзя есть много пирогов, тортов, пирожных?»

«Что такое диета?»

Музыкальная деятельность Хороводные игры :

«Каравай »

«Земелюшка - чернозем»

«Урожай у нас хорош»

«Если нравится тебе, то делай так»

«Чик и Брик»

«Бояре, а мы к вам пришли»

«На чем весна пришла?»

Прослушивание и разучивание песен о хлебе.

Практическая значимость проекта .

1. Расширение интеграции игровой, познавательно – исследовательской, коммуникативной деятельности детей.

2. Дальнейшее обогащение предметно – развивающей среды группы с учётом различия познавательных интересов детей и их культурно – образовательного опыта.

3. Активизация сотрудничества с родителями, направленного на создание единого пространства развития ребёнка.

4. Возможность использования данного проекта другими педагогами .

Заключение

Я уверена, что теперь дети знают, откуда берётся хлеб. как его сеют, убирают и пекут, знают, сколько труда вкладывают люди : трактористы, комбайнеры, учёные, пекари, -чтобы утром, когда они проснутся, на столе всегда лежала свежая булка или каравай .

Список использованной литературы

1. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб : «Детство-Пресс» , 2000.- 240с.

2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград : учитель, 2004. - 160с.

4. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

5. Шорыгина Т. А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с

6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. - 52с.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Актуальность:

В наше время многие не задумываются о цене хлеба в нашей жизни, как каким трудом он достается…

Хлеб – величайшая святыня для каждого народа.

Цель урока: расширить знания детей о Родине, окружающем мире; сформировать представления о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа, расширить жизненные представления о выращивании хлеба, об ассортименте хлебобулочных изделий.

Задачи урока:

  • Формировать гордость за Родину, учить ценить труд людей, выращивающих хлеб, прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу.
  • Сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба. Дать детям представления о том, как выращивают хлеб. Познакомить с последовательностью трудовых действий, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей.
  • Приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
  • Развивать у детей художественно-творческие способности, умение работать в коллективе.

Предполагаемый результат:

  • Понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.
  • Знание детей о технологии приготовлении хлеба.
  • Сближение родителей и детей благодаря совместным мероприятиям.

Основные элементы:

  • Оформление в группе выставки “Хлеб – наше богатство”.
  • Рассматривание картин и другого иллюстративного материала, знакомящего детей с полем, сельскохозяйственной техникой (трактор, комбайн, сеялка, машины с зерном), хлебобулочными изделиями.
  • Познавательная беседа “Откуда хлеб на стол пришел”.
  • Рассматривание репродукций картин И. Шишкина “Рожь”, Г. Мясоедова “Жатва”. Экскурсия в хлебный магазин, наблюдение за работой продавца, за покупателями.
  • Чтение литературы: С. Погореловский “Урожай”, Я. Тайц “Все здесь”, А. Ремезов “Хлебный колос”, К. Паустовский “Теплый хлеб”, В. Дацкевич “От зерна до каравая”, А. Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”.
  • Заучивание пословиц, поговорок, стихов, загадок. Рассматривание и сравнение колосьев, зерен ржи и пшеницы.
  • Лепка из соленого теста атрибутов к сюжетно-ролевой игре Магазин “Хлеб”.
  • Семейный конкурс “Кулинарные шедевры из теста” (награждение победителей конкурса, дегустация и чаепитие с конкурсными хлебобулочными изделиями).

Беседа сопровождается показом презентации (приложение ).

Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

Удивителен запах хлеба
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.

Почувствовали, какой запах, какой аромат? Вы догадались, о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу. Мы совершим виртуальное путешествие в страну “Хлеба”, узнаем о труде хлебороба. А вдохновят нас пусть слова Хлеб – всему голова (праздник для учеников 1-4-х классов) На доске - связки баранок, рисунки с изображением хлеба. Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы.

Целью разработки является формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе.

В процессе беседы дети знакомились с процессом выращивания хлеба, с содержанием труда людей, обращено внимание на их слаженность и взаимопомощь в работе, а также на механизацию труда. Для обобщения полученных знаний детям была предложена последовательная серия картинок. Дети пришли к выводу, что процесс выращивания хлеба не изменился. Но раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины.

Во время беседы была проведена большая словарная работа. Дети познакомились с такими понятиями, как землевладелец, жнец, стерня, посеять, взрастить, помолоть, хлебозавод. С новыми профессиями: хлебороб, агроном, комбайнер, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба: месильная машина, комбайн, сеялка, конвейер.

Следующим этапом работы было заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Совместно с детьми и родителями была составлена картотека пословиц и поговорок о хлебе и хлеборобах. Что способствовало закреплению знаний о профессиях людей, принимающих участие в выращивании хлеба.

Далее, был проведен конкурс “Угадай по описанию”. Дети учились разгадывать загадки, учились анализировать, формулировать суждения и аргументировать свой выбор. На этом этапе работы у детей закреплялись навыки общения друг с другом и с взрослыми.

Для поддержания интереса к работе по данной теме для детей было организовано чаепитие, на котором они попробовали разнообразные хлебобулочные изделия.

Была проведена игра-занятие по лепке “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил…”, на котором ребята проявили умение делать поделки из теста, самостоятельно придумывали форму своего изделия и украшали их. На занятии уделялось внимание тому, чтобы дети доводили начатое дело до конца. Хочется отметить, что данная работа доставила детям большое удовольствие. Они остались довольны результатами своего труда.

Была проведена выставка “Хлеб – всему голова”.

Завершающим этапом нашей работы явилась презентация на тему “От зерна до каравая”.

Почётен и важен труд пекаря. Но он один не сможет приготовить хлеб. Люди разных профессий помогают ему. Не менее важна и нужна профессия земледельца, не лёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зелёное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба.

Трудно себе представить, что раньше на Руси крестьяне сеяли и убирали хлеб вручную. Сегодня земледельцам на помощь пришли комбайны и тракторы, созданные шахтёрами, сталеварами, конструкторами, машиностроителями.

Но вот собран урожай. Зерно на машинах везут в элеваторы. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна в особых условиях. Здесь зерно находится до нового урожая. Лучшее отобранное зерно оставляют на семена, а остальной урожай используют по мере необходимости.

Муку отправляют на хлебозавод, на котором пекут свежие вкусные батоны, булочки, хлеб. И хлеб отправляется на прилавки магазинов.

Следует вспомнить об учёных, которые трудятся над выведением новых сортов хлеба, таких, чтобы не боялись ни морозов, ни засухи, ни ветра, ни дождя, а урожай был больше.

Много людей разных профессий помогают хлебу попасть к нам на стол. Нужно смолоду ценить труд других.

Дети увидели, как трудно приходилось жителям блокадного Ленинграда.

Внимание детей было подведено к тому, чтобы дети ценили хлеб.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей 4-5 лет (средняя группа)

Тема: «От зернышка до каравая»

Составила: Мулик Т. В., воспитатель ГБДОУ «Детский сад №129»,

г. Севастополь,

Цель: Формирование представлений о том, какой путь проходит зерно,

чтобы стать хлебом, о том, что хлеб – основной продукт питания человека.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление детей о том, откуда берется хлеб, кто и как его

выращивает, выпекает.

Продолжать знакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных

Знакомить детей со злаковыми растениями (пшеница, ячмень, просо, овес,

Обогащать и активизировать словарь детей.

Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.

Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности

в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивающие:

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать

свою точку зрения.

Развивать познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику,

умение оценивать свое эмоциональное состояние.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к труду людей,

выращивающих его.

Прививать интерес к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу

жизнь, страну лучше и богаче.

Воспитывать интерес к русским народным традициям.

Планируемые результаты: имеет представление о том, кто и как

выращивает хлеб; умеет сравнивать, анализировать, делать выводы,

обобщения; может образовывать прилагательные от существительных; знает

правила пользования хлебом; активен в самостоятельной двигательной

деятельности.

Интегрируемые образовательные области : «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально

коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа : активизировать в речи детей: трактор, плуг, комбайн,

элеватор, мукомольный завод, хлебозавод, колосья, пшеница, рожь,

хлеборобы, пекарь, мукомол, комбайнер, тракторист.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».

2.Экскурсия в хлебобулочный магазин

3.Рассматривание и сравнение зерен пшеницы и ржи.

4.Посев пшеницы и наблюдения за ее ростом.

5.Лепка хлебобулочных изделий из пшеничной и ржаной муки. 6.Разучивание

стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе. 7.Чтение украинской

народной сказки «Колосок». 8.Загадывание загадок по теме.

9.Дидактические игры: «Что сначала, а что потом», «Назови профессию»,

«Что из какой муки испекли?», «Скажи какой?», «Что нужно для работы

хлебороба».

Оборудование: набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба,

медиапроектор, каравай, Петушок - ребенок, конверт, картинки: «Правила

обращения с хлебом», «Хлебное поле», колоски (раннее сделанные детьми).

Ход НОД:

Дети заходят вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости! Давайте с ними

поздороваемся.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя земля!

Нам здороваться не лень:

Всем мы скажем: "Добрый день! "

Воспитатель: Мы рады гостям, добро пожаловать! Ребята, а как в старину

на Руси встречали и сейчас встречают гостей?

Дети: Гостей встречают хлебом - солью.

Входит ребенок в русском народном костюме с подносом, на котором каравай

хлеба с солью на рушнике, и говорит приветствие:

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Воспитатель: Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому

что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена

зерном расплачивались за купленный товар.

Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за

золотистого цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ

всегда с уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каждая

краюшка хлеба – это огромный труд людей разных профессий.

Послушайте стихотворение (ребёнок читает):

Ребенок: Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)

Стук в дверь. Заходит петушок – ребенок.

Петушок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки петушок?

Дети: Из сказки «Колосок».

Петушок: Я пришел к вам за помощью. Мышата не берегут хлеб, относятся

к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него.

Расскажите, откуда берется хлеб.

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем петушку. Расскажем, как люди

выращивают хлеб, может быть тогда мышата поймут и будут относиться к

хлебу бережно.

Воспитатель: А кто выращивает хлеб? (Хлеборобы). Весной они

подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(Показ слайда – Вспашка земли)

Дети: Весной пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его,

а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Воспитатель: Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

Дети: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших

грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Воспитатель: Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Показ слайда - Посев).

Дети: Сеют зерно сеялки. К севу все уже готово! И кипит работа снова… В

сеялки полным –полно насыпается зерно. С ранней зорьки до темна в землю

сеется оно!

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

Дети: Нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает

дождь. (Показ условных знаков).

Воспитатель: А сейчас давайте покажем, как вырастает пшеница.

Физминутка «Пшеница»

Чтобы выросла пшеница

Мы идем сейчас трудиться.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы сажать (шаг на месте).

В землю зернышко попало (присесть).

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал, (встряхивать кистями)

И росточек прорастал (медленно вставать, руки над головой).

Ветерок его качает (наклоны в стороны),

С ветерком росток играет.

Потянулся наш росток (потянуться на носочках, руки вверх),

Получился колосок.

Много, много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот они лежат уже на моей руке (протягивают ладони вперед).

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а много их растет (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

Воспитатель: Вот и выросла пшеничка!

(Показ слайда – Колосящееся поле).

Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер

дует и колосья превращаются в золотые волны. Посмотрите на колоски. Как

вы думаете, почему колос называют золотым?

Дети: Варианты детей. (Он желтый, как и золото. Потому что он золотистого

Воспитатель: Правильно. А еще, ребята, колос называют золотым потому,

что продукт, который делают из зерна пшеницы – хлеб - он очень ценный для

нас, поэтому его и сравнивают с золотом.

Воспитатель: Пришла пора уборки. Отгадайте какая машина убирает

Загадка: Для уборки урожая, на поля я выезжаю.

И за несколько машин там работаю один. (Комбайн)

(Показ слайда – Уборка урожая)

Воспитатель: Какие работы выполняет комбайн?

Дети: Комбайн большими острыми ножами срезает колосья и обмолачивает

их. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет вместе с комбайном.

Воспитатель: Ребята, смотрите к нам заглянул лучик солнца. Давайте

поиграем с ним глазками.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца там найду. (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

Воспитатель: Лучик спрятался, а мы продолжаем. Кто знает, куда шофер

увозит зерно?

Дети: Зерно везут на элеватор.

Ребенок: Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

(Показ слайда - Элеватор)

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые

называются элеватором. Там его сушат и хранят. Куда везут зерно с элеватора

и для чего?

(Показ слайда – Мукомольный завод)

Дети: На мукомольный завод. Сюда привозят зерно и перемалывают в муку.

Воспитатель: А кто работает на мукомольном заводе?

Дети: На заводе работают мукомолы.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Представьте, что вы – мукомолы.

Пальчиковая игра «Мукомол». (Дети встают полукругом)

Мукомол, мукомол, ты нам зерна молол (круговые движения рук перед собой).

пеки (сыплют

сайки (показывать

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).

Всех порадовали нас, веселимся мы сейчас (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать

муку). Что

делают с мукой?

(Показ слайда - Хлебозавод)

Дети: На специальных машинах муку везут на хлебозавод. Здесь из муки

делают тесто и пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и

имеет разный вкус? (Ответы детей)

Дети: Потому что черный хлеб пекут ржаной муки, а белый - из пшеничной.

Воспитатель: Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.

Воспитатель: А что еще выпекают на хлебозаводе? Назовите

хлебобулочные изделия.

(Показ слайда – Хлебобулочные изделия)

Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».

Дети: А потом его - в машины

И развозят в магазины.

Вот откуда к нам на стол

Вкусный теплый хлеб пришел!

Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Не зря

говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, какие еще вы знаете пословицы и

поговорки о хлебе?

(Ответы детей)

«Нет хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет песня».

«Каждую крошку в ладошку».

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска; а хлеба край, так и в доме рай».

«Хлеб да вода – богатырская еда».

«Покуда есть хлеб и вода, все не беда».

«У кого хлеб родится, тот всегда веселится».

«С хлебом русский человек богатырь из века в век».

Воспитатель: Ребята, смотрите - кто-то перепутал картинки. Давайте

расставим их по порядку.

Д/игра «Что сначала, а что потом»

(Дети расставляют набор картинок по порядку).

Воспитатель: На Руси хлеб всегда ценили и относились к нему с

величайшим уважением.

Ребенок: Вот каравай, на него посмотри,

Добрые руки его испекли.

Ты, дружочек, не ленись,

Хлебу низко поклонись.

Обойди весь белый свет,

Вкуснее в мире хлеба нет.

Воспитатель: Петушок, теперь ты понял, как трудно выращивать и выпекать

Петушок: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу и мышатам

расскажу, чтобы они берегли хлеб. Только вы скажите мне, куда девать хлеб,

если он останется после обеда?

Воспитатель: Давайте расскажем петушку, как нужно обращаться с хлебом.

(Показ картинки – дети называют правила).

Правила обращения с хлебом:

1. Береги хлеб, он дорого достается.

2. Не бери хлеб грязными руками.

3. Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если

останется, то выбрасывать его нельзя. Надо засушить или доесть в

следующий раз.

4. Никогда не бросай хлеб.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на

земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Воспитатель: Мы положим картинки с правилами в конверт и передадим их

мышатам, чтобы они бережно относились к хлебу и не забывали, как трудно

выращивать хлеб.

Петушок: Спасибо, ребята! Мне очень у вас понравилось. За это я подарю

вам свой волшебный колосок. До свидания. (Петушок уходит)

Воспитатель: Ребята, а у нас тоже есть колоски – мы их сделали на прошлом

занятии. Давайте из них сделаем хлебное поле. Колосок Петушка поставим

в центре и назовем его – «Поле дружбы».

(Дети вставляют колоски в заготовку – «поле»).

Воспитатель: Вот какое золотое поле получилось! Давайте сделаем золотые

волны. (Дети дуют на колоски – упражнение на дыхание).

Рефлексия.

Воспитатель: Чему было посвящено наше занятие? Кому мы рассказывали о

хлебе? Почему мы Петушку так много рассказали? Как вы думаете, мышата

будут плохо обращаться с хлебом? Чему мы научились сегодня на занятии?

(Ответы детей).

Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе.

Много раз уже звучала для ребят такая речь: Хлеб у

нас - всему начало, Мы

должны его беречь. Об

этом вы не забывайте, дети,

Все с хлеба начинается на свете. (М. Познанская)

На этом наше занятие закончено. Все ребята молодцы!

Конспект занятия в старшей группе

«От зерна до каравая»

Цели: 1 . Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола, познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий.

2 .Развивать связную речь, обогащать словарный запас, развивать воображение.

3 .Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Предварительная работа : разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе. Чтение стихов, рассказов о том, как выращивают хлеб.

Демонстрационный материал : изображения разных хлебобулочных изделий.

Методы и приёмы:

  1. Наглядность.
  2. Игровые приёмы.
  3. Художественное слово: пословицы, поговорки, стихи.
  4. Музыкальное сопровождение (инсценировка «Танец хлебобулочных изделий»)

Ход занятия:

Заходим в зал.

В-ль: К нам сегодня, пришли гости. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются)

Сегодняшнюю встречу я хочу начать с загадки, отгадка которой спрятана под салфеткой. Послушайте загадку:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелым. (Хлеб)

Да, верно, мы сегодня поговорим о хлебе. Давайте присядем.

Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны, полезны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается.

Давайте с вами подумаем и назовём каким бывает хлеб? По запаху, по вкусу, по внешнему виду. (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, пышный, аппетитный, ароматный и т.д.)

Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный.

О хлебе есть очень много пословиц, например: « Хлеб - всему голова», «В дороге хлеб не помеха», «Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

А какие ещё вы знаете пословицы? (ответы детей)
Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба, нет.
Ешь пироги, а хлеб вперёд береги.
Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
Нет хлеба, нет обеда.
Много снега, много хлеба.
Хлеб на стол – и стол престол.
Хлеб – всему голова.
Всё приедается, а хлеб нет.
Хлеб да вода – здоровая еда,
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Только ангелы с неба не едят хлеба.
В дороге хлеб не помеха.
Без соли, без хлеба худая беседа. Все пословицы наполнены народной мудростью и уважением к хлебу – батюшке. Хлеб – это символ благополучия, достатка.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришёл к нам на стол.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ

  • Хлеборобы сеяли зерно в землю. (Слайд №)
  • Специальными машинами сеялками. (Слайд №)
  • Потом вырастают вот такие колоски. (Слайд №)
  • Зёрна собирают специальные машины и отвозят на мельницу. (Слайд №)
  • Там зёрна перемелют в муку. (Слайд №)
  • Из этой муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки. (Слайд №)

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? (ответы детей)

Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что лишнее»

Нам нужно посмотреть и подумать, какие нужны компоненты для приготовления теста (вода, соль, яйца, мука, сахар, дрожжи).

Ребята, а что ещё пекут из муки? (булки, баранки, батоны, пирожки, пирожные и т.д.) Это всё называется хлебобулочные изделия.

А давайте представим с вами, что мы пекари. И из солёного теста испечём хлебобулочные изделия. Что ты будешь лепить?
Лепка с детьми хлебобулочных изделий.

Ребята, а кто из вас знает стихи про хлеб?
Дети читают стихи о хлебе.


1. Вот он хлебушко душистый,
Вот он тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло. (ДАРИНА )
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём! (Автор С.Погореловский)
2. В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок. (В АН Я )
3. Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь – зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок. (Автор Я.Аким) (
ЛЕРА А )

А теперь потешат нас хлебные изделия:

Выбегает «Булочка»: У меня подружки – сдобные ватрушки,

У меня от мака, на лице веснушки.

Выбегают «Ватрушки»:

Мы весёлые подружки

Сладким творогом ватрушки,

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

Выбегают «Бублики и калачи»:

А мы только из печи

Бублики и калачи.

Выходит важно «Печенье»:

Сделайте одолжение, съешьте печенье.

Выходит «Торт»:

Я торт с кремовой начинкой,

С шоколадной спинкой.

Все вместе:

Слава хлебу и рукам, что его растили.

Воспитатель. Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку. Из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Почет и честь вам, хлеборобы!

За вас прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание.




Публикации по теме