Папье-маше: легкие и красивые поделки своими руками. Папье-маше своими руками: оригинальные поделки

Папье-маше называется оригинальная техника, которая широко применяется сейчас в школах, садах как способ рукоделия. Название пришло из французского языка и переводится, как «измятая бумага». Научиться создавать поделки совсем не трудно, так как папье-маше не сложная техника. Кроме этого, интересен данный способ многим потому, что не требуется тратить много денег на материалы. Ведь чтобы сделать красивый предмет интерьера, игрушку понадобится лишь старая газета, или туалетная бумага, клей, краски и фантазия. Достаточно один раз посмотреть мастер-класс, чтобы убедиться в этом.

Первоначально технику папье-маше применяли, когда изготавливали своими руками кукол.

Сейчас данный способ широко распространен для изготовления :

  • Учебных пособий;
  • Муляжей;
  • Масок;
  • Игрушек;
  • Театральной бутафории;
  • Шкатулок.

Профессиональные мастера делают из папье-маше даже мебельные аксессуары и осветительные приборы.

Для начинающих создавать поделки есть одно простое правило – проявить максимум фантазии и набраться терпения.

Создаются изделия тремя способами. Первый – бумагу размокают в воде, натаивают в течение 1 часа, отжимают. К ней добавляется любой клей – ПВА, столярный, клейстер. Все ингредиенты перемешиваются до однородной массы. Она должна иметь консистенцию сметаны. В некоторых случаях применяют миксер для перемешивания. Из этого состава можно лепить поделки, создавать объемные изделия, увидеть какие, можно, посмотрев, мастер класс.

Второй способ заключается в наклеивании мелких кусочков газетной бумаги в несколько слоев к определенной основе.

После создания поделки, выполняется декорирование красками, бусинами, бисером, цветной бумагой, лаком.

В качестве основы для изделий можно использовать все, что подвернется под руку – воздушные шары, мячи, вазы, бутылки, тарелки, проволочные каркасы.

Папье-маше: животные

Мастер класс по созданию фигур животных предлагают многие профессионалы папье-маше. Но, не обязательно иметь художественное образование. Ведь провести мастер класс можно и в домашних условиях с ребенком. Сделать животных своими руками техникой папье-маше совсем не сложно.

Жираф: мастер-класс

Из жесткой проволоки выполняется каркас будущей поделки в виде жирафа. Замачивается туалетная бумага в теплой воде. Некоторые применяют даже бумажные ячейки из-под яиц. После смешивания бумаги с клеем, можно приступать к созданию шедевра своими руками. На каркас накладывается клеящая смесь, формируется тело животного. Техника похожа на лепку пластилином.

После того, как одна часть будет нанесена на проволоку, нужно дать слою застыть. Затем нанести еще один слой, сформировав хвостик, ушки и мордочку жирафа. Дать высохнуть. Обязательно каждый слой должен быть сухим, иначе ничего не получится. Когда туловище будет готово, можно переходить к декорированию. С помощью гуаши раскрасить тело в желтый цвет, коричневым цветом сделать пятна. Глазки и рот – черным маркером. После высыхания краски, покрыть лаком.

Овечка своими руками

Для создания овечки понадобятся пластмассовые каркасы от шоколадных яиц, вата, бумага, краски, клей ПВА. Поверхность каркаса следует обработать растительным маслом перед началом работы. Это поможет потом без препятствий извлечь пластмассовую основу. Приготовленный заранее клеящий состав наносится на половинки каркаса, слоем около 3-4 мм. После застывания, основа вынимается, а половинки между собой склеиваются. Соответственно нужно приготовить две заготовки: для туловища и головы.

Ноги выполняются либо из бумаги, путем ее скручивания в трубочку, либо из проволоки, которую в дальнейшем нужно прикрепить к туловищу и нанести на каждую из них клеящий материал. После высыхания, обмазать фигуру клеем ПВА и нанести на него шарики из ваты. Чем больше шариков – тем объемнее будет овечка. Глаза вырезаются из бумаги, ушки формируются из ваты и приклеиваются. Наглядно увидеть процесс можно посмотрев, мастер класс.

Тарелка в технике папье-маше

С помощью папье-маше можно сделать своими руками оригинальные предметы интерьера. Мастер класс показывает, что профессионалы создают тарелки, картины, изысканные светильники для кухни. Сделать своими руками тарелку – проще простого.

Для этого понадобится :

  1. Неглубокая тарелка;
  2. Газеты;
  3. Клей ПВА;
  4. Пищевая пленка или скотч;
  5. Краски;
  6. Белая акриловая краска;
  7. Кисти.

Газету следует разорвать на небольшие кусочки, смочить их водой. Тарелка обматывается пищевой пленкой. Первый слой газетных кусочков наносится на основу-тарелку без клея. Последующие слои обязательно промазываются ПВА или клейстером. Чем больше слоев, тем поделка будет крепче и прочнее.

Необходимо знать, что через каждые 5-6 слоев необходимо давать бумаге высохнуть, удаляя при этом пузырьки воздуха.

Акриловой краской покрывается поверхность тарелки. В дальнейшем ее можно разукрасить любым цветом – коричневым, красным, зеленым. Некоторые берут за основу рисунка салфетки с различными изображениями и приклеивают их к тарелке после покрытия акрилом. Когда наносится основной цвет, края салфетки видны не будут.

Папье-маше: шкатулка

Мастер класс от лучших мастеров доказывает, что сделать своими руками красивые поделки сможет даже ребенок.

Для изготовления шкатулки нужно подготовить :

  • Цилиндры от скотча картонные;
  • Скотч (можно заменить малярной лентой);
  • Клей;
  • Листы плотного и тонкого картона;
  • Газета;
  • Ножницы, карандаш;
  • Грунтовочный материал;
  • Кружева или тесьма;
  • Бусины, бисер, искусственные камни;
  • Гуашь, кисточка;
  • Прозрачное покрытие для ногтей.

Основой шкатулки станут цилиндры от скотча, соответственно использованные. Их можно заменить картонными, плотными цилиндрами от фотобумаги. Некоторые используют обычный картон, промазанный клеем и высушенный.

В зависимости от размера, понадобится 1, 2 или 3 заготовки. Чем больше их, тем шкатулка будет выше. Основы меду собой необходимо склеить клеем или малярной лентой.

Обязательный этап – изготовление дна для шкатулки. Для этого следует поставить основу на картонный лист и обвести с внутренней части карандашом окружность, которая в дальнейшем вырезается и приклеивается клеем к основанию. Крышка изготавливается таким же образом, только окружность обводится с внешней стороны + 2-3 мм. Шкатулка должна иметь бортик. Сделать его можно из картона. Для этого отрезается полоса, шириной 15 мм. Используя клей, бортик приклеивается к основанию.

Хорошо размяв газеты, следует разорвать их на небольшие кусочки. Теперь можно приступать к оклеиванию основания шкатулки. Наносить газетные отрезки необходимо таким образом, чтобы получилось основание без зазоров. Количество слоев – 8-9. Через каждый 3 слой нужно дать поделке высохнуть. Неровные края обрезаются ножницами.

Не обязательно шкатулка должна иметь ровные контуры. С помощью клеящего состава, возможно, добавить цветы, сделать шкатулку домиком, оформив ее окошком, кирпичами и дверью, здесь уж как подскажет фантазия.

Туалетная бумага размачивается в воде, отжимается. Сюда же добавляется клей ПВА. Состав лучше перемешать миксером до консистенции сметаны. Из этой смеси можно слепить, как из пластилина любой элемент декора для шкатулки.

Мастер класс показывает, что специалисты выполняют узоры, орнаменты, рисунки. Очень красиво в оформлении смотрятся природные элементы – еловые веточки, ракушки, кофейные зерна и многое другое. На крышке шкатулки можно сделать из клеящей смеси красивый большой цветок или узор. После застывания всех элементов, поверхность шкатулки покрывается грунтовочным материалом. В том случае, если присутствуют шероховатости или неровности на поверхности, либо рисунках, все изъяны легко удаляются при помощи наждачной бумаги или тонкой пилки. После грунтовки на всю поверхность шкатулки наносится белая акриловая краска. Как только она высохнет, можно брать в руки краски и расписывать поделку. В случае если запланирован декор бусинами, тесьмой, бархатом, все эти элементы приклеиваются с помощью клея к шкатулке. Заключительный этап – обработка поверхности прозрачным покрытием для ногтей. Выполняется это для того, чтобы закрепить элементы шкатулки и краску.

Папье-маше позволяет сделать самостоятельно поделки, которые станут не только отличными элементами декора, причем для разных комнат, но и замечательными, запоминающимися подарками.

Папье-маше: овощи и фрукты

Посмотрев один раз, мастер класс по изготовлению поделок техникой папье-маше, можно убедиться, что процедура хоть и длительная, но совершенно не сложная.

Отличный элемент декора для кухни – тарелка папье-маше с искусственными фруктами, которые тоже выполняются данной техникой. По желанию можно создать не только фрукты, но и овощи.

Любой из настоящих фруктов или овощей обклеивается пищевой пленкой и на поверхность наносится клеящий состав (туалетная бумага, клей). После высыхания, разрезается слой на две части, основание извлекается, а половинки поделки склеиваются клеем. Затем фрукт или овощ грунтуется, окрашивается гуашью в соответствующий цвет. После поверхность покрывается закрепителем – прозрачным лаком для ногтей.

Папье-маше своими руками для начинающих (видео)

Таким образом, можно создать искусственные овощи и фрукты, фигурки животных и другой декор максимально близкие по форме и виду к естественным.

Папье-маше своими руками для начинающих (фото)

Несмотря на явное французское звучание, ремесло изготовления изделий из папье-маше пришло к нам из Китая и получило распространение на Востоке, где из этого материала делали церимониальные маски. И лишь в XVII веке папье-маше добралось до Европы, где из него начали делать кукол, карнавальные маски, елочные игрушки и различные предметы интерьера.

Старинная, рассыпающаяся на отдельные страницы книга, по которой мы будем изучать, как сделать папье-маше, очень подробно рассматривает классическую технику работы с этим материалом, предлагает различные методики изготовления моделей для будущих изделий, рассматривает способы их росписи и многое другое. Будет интересно!

Для изготовления первых поделок из папье-маше в первую очередь необходимо позаботиться о материалах и инструментах. В наше время распространены три техники работы с папье-маше:

  • классическая, при которой изделие формируется за счет оклейки модели кусочками влажной бумаги;
  • изготовление изделий из жидкой бумажной массы, перемешанной с клеем до состояния теста;
  • послойное склеивание изделия под картонным прессом.

Но, как можно увидеть, в любой технике основным материалом является бумага. Мы будем рассматривать классический метод изготовления папье-маше и для него лучше всего подходят непроклеенные сорта бумаги: газетная, оберточная. Эти сорта лучше всего впитывают влагу, равномерно склеиваются, хорошо сцепляются с грунтом и красителями.

Классический метод изготовления папье-маше в домашних условиях предусматривает формирование изделия из маленьких кусочков бумаги, выложенных в 5-7 слоев по какой-либо форме. Иногда, если поделка должна быть особо прочной, количество слоев увеличивают до 10-12. Эти слои выкладывают равномерно и плотно друг к другу. Чтобы не ошибиться, и в одном месте не наклеить слоев больше или меньше, чем нужно, рекомендуется использовать бумагу двух разных цветов. Если в работе используется газета, то ее можно покрасить: в тазик наливают горячей воды, разводят в ней красители для ткани и в слегка остывший раствор окунают развернутый газетный лист. Затем, когда обе поверхности газеты равномерно окрасятся, лист вынимают из воды и расстилают (или вешают) для просушки.

Кроме бумаги, для работы понадобятся жесткие кисточки для клея, кисточки для красок, пластилин, гипс, глина, вазелин, стеки для лепки форм и емкости для приготовления клейстера.


Как варить клейстер для папье-маше

Самый лучший клейстер делают из картофельного крахмала, пшеничной или ржаной муки с добавлением столярного клея хорошего качества. Зачастую такой клей продается в плитках - чем прозрачнее и тверже такая плитка, тем лучше качество клея. За сутки до приготовления клейстера, плитку клея заворачивают в лоскут ткани, дробят молотком на мелкие кусочки и заливают небольшим количеством холодной воды.

На следующий день, когда клей разбухнет, его помещают в небольшую кастрюльку, добавляют небольшое количество горячей воды и, помешивая, нагревают на маленьком огне. Не стоит доводить клей до кипения, иначе он может потерять свои качества. Приготовленный таким образом клей добавляют в мучной (крахмальный) клейстер.

Чтобы сделать клейстер для папье-маше, в литр воды добавляют 3-4 столовые ложки крахмала, помешивая, массу варят не небольшом огне. Когда на поверхности начнут появляться пузыри, в массу добавляют полстакана жидкого клея и все тщательно перемешивают. На слабом огне клейстер варят еще около получаса, постоянно помешивая, чтобы он не пригорел. Когда состав загустеет, его снимают с огня и остужают.

Елочная игрушка из папье-маше

Чтобы освоить изготовление различных поделок из папье-маше, рекомендуется начать с изготовления простых форм, а затем, уже по мере приобретения практических навыков, переходить к более сложным изделиям.

Прежде чем начать изготовление поделок, необходимо позаботиться о форме, т.е. модели изделия, которую делают из гипса, пластилина, глины, а затем уже обклеивают слоями бумаги. Так, чтобы сделать в качестве новогодней игрушки декоративную елочную шишку, сначала изготавливают из обычной бумаги ее модель. Бумажный лист сминают так, чтобы придать ему сходство с шишкой: длина такой шишки обычно составляет 7-10 см, толщина в самом широком месте - 2,5-3 см. Чтобы бумага не разворачивалась и не теряла форму, ее скрепляют узкими бумажными полосками, промазанными клеем.

От окрашенной бумаги отрывают кусочек размером примерно 20 х 20 см, опускают его в емкость с водой, затем, скомкав в руке, отжимают. Отжатый лист осторожно расправляют на рабочей поверхности стола и тщательно промазывают одну его сторону клейстером. Затем этот лоскут берут в левую руку, а правой отрывают маленькие кусочки (около 2 х 2 см) и обклеивают ими подготовленную форму.

Совет : не нарезайте кусочки бумаги для обклейки ножницами, т.к. их ровные края будут образовывать рубцы и плохо проклеиваться по краям. Оборванные вручную куски бумаги образуют ровную поверхность и плотно прилегают к соседним слоям.

Приклеив на модель шишки кусочек бумаги, его разглаживают пальцами, затем рядом с ним подклеивают второй, третий и т.д. кусочки таким образом, чтобы их края слегка накладывались друг на друга. На закругляющихся местах кусочки бумаги должны быть чуть меньшего размера, чем обычно. Очень важно следить за тем, чтобы на бумаге не образовывались складки и морщины.

Обклеив слоем цветной бумаги всю поверхность модели, приступают к ее заклейке вторым слоем, но для работы используют уже неокрашенную бумагу. Таким образом, выкладывают 5-6 слоев, чередуя окрашенные слои с обычными. После окончания проверяют равномерность выкладки слоев, подравнивают их при необходимости, после чего всю поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и оставляют для просушки. Таким же образом можно сделать и другие елочные игрушки простой формы - яблоко, груша, новогодний шар, фонарик и др.

При сушке изделия стоит избегать сильного жара, т.к. при быстром высыхании слои бумаги будут коробиться, рваться и терять форму. Самые лучшие результаты дает сушка на свежем воздухе под солнечными лучами или недалеко от батарей, работающей духовки и пр. Самое главное - обеспечить поделке из папье-маше равномерную просушку.

Грунтовка папье-маше

Когда изделие высохнет, переходят к этапу грунтования. Грунтовка необходима для дальнейшей раскраски поделки, лучшего сцепления красящих веществ с поверхностью изделия, выравнивания мелких неровностей. Можно воспользоваться готовыми грунтовыми составами, имеющимися в современных строительных магазинах или приготовить эмульсионный грунт (левкас) своими руками. Именно такой грунт был наиболее востребован у старинных мастеров, изготавливающих художественные изделия из папье-маше.

Для приготовления левкаса просеивают мел и тальк через частое сито, в другую емкость выливают два стакана разведенного столярного клея, две столовые ложки олифы и около 100 мл масляного лака. Все жидкие ингредиенты хорошо перемешивают и небольшими порциями добавляют к ним просеянный тальк и мел. Все ингредиенты смешивают до состояния однородной массы и кипятят на небольшом огне.

На поверхность папье-маше грунт наносят в теплом виде, тонким равномерным слоем. Грунт должен выровнять и заполнить собой различные неровности, сгладить резкие перепады. Когда левкас начнет застывать, его осторожно разглаживают пальцем, смоченным в теплой воде. После того, как грунт полностью высохнет, поверхность изделия зачищают мелкозернистой наждачной бумагой, выравнивая различные неровности. Такую грунтовку и зачистку повторяют 2-3 раза - до тех пор, пока все изделие не станет идеально ровным и гладким.

Покраска изделий из папье-маше

Лучше всего для покраски готовых прогрунтованных и зачищенных изделий подходят краски на масляной основе, которые не только придают поделке красивый законченный вид, но и обеспечивают ей прочность и защиту от внешних воздействий. Чтобы придать окрашенной поверхности красивый блеск, в краску добавляют немного масляного лака. Также лаком можно покрыть и уже окрашенную поверхность; очень интересный эффект получается, если в лак добавляют бронзовую или серебряную пудру.

На готовое изделие из папье-маше краску наносят любым удобным способом: из пульверизатора, тампоном, кистями, окрашивая поверхность 2-3 слоями. После нанесения каждого слоя поделка должна высохнуть, чтобы не образовывались потеки, наплывы и неравномерное распределение красителя.

Приемы покраски и росписи готовых изделий должны быть традиционными: кистью наносят краску на загрунтованную поверхность сначала в одном направлении, а затем, когда вся поверхность будет покрашена, краску растушевывают, т.е. наносят кистью новый слой поперек первоначального нанесенного. Так поступают несколько раз, пока не получится ровного красивого слоя покраски.

Чтобы раскрасить декоративную шишку из папье-маше, всю ее поверхность покрывают слоем светлой или золотистой охры, в которую можно добавить немного масляного лака. Затем, после высыхания этого слоя, шишку покрывают "золотой краской" - так называется бронзовый порошок, разведенной в растворителе. Можно использовать и алюминиевый порошок или серебряную краску - такие игрушки тоже выглядят очень привлекательно и изящно.

После каждого нанесения слоя бронзы шишку просушивают, после чего расписывают масляными красками. Смешав на палитре несколько оттенков, получают мягкий красновато-коричневый цвет. Простым карандашом на елочной игрушке намечают расположение чешуек, которые впоследствии прорисовывают тонкой кистью, обмакнутой в краску.

В верхней части шишки шилом проделывают два небольших отверстия, сквозь которые продевают декоративную ленточку, чтобы игрушку можно было повесить на елку.

Папье-маше по модели из пластилина

Не всегда из мятой бумаги можно сделать хорошую модель для дальнейшей работы в технике папье-маше: по мере приобретения навыков хочется научиться делать более сложные изделия, форму которых трудно повторить с помощью такого материала, как бумаги. Поэтому в таком случае на помощь может прийти пластилин.
Давайте посмотрим технику работы с пластилином на примере изготовления новогодней игрушки из папье-маше в форме рыбки.

Пластилин хорошо разминают и, вооружившись как-нибудь образцом с изображением рыбки, придают материалу приблизительную форму тела рыбки - пока без плавников и хвоста. С помощью стеков модель дорабатывают до нужного уровня правдоподобности, после чего будущую рыбку смазывают вазелином. Вся поверхность пластилиновой заготовки должна быть покрыта ровным однородным слоем - в дальнейшем это очень облегчит отделение слоя папье-маше от пластилиновой "болванки".

Смазанную вазелином заготовку начинают обклеивать бумагой по тому же принципу, что и при изготовлении декоративной шишки: сначала одну сторону рыбки обклеивают смоченной в воде, отжатой и порванной на мелкие кусочки бумагой, затем - другую сторону.

Внимание! Маленькие кусочки бумаги, промазанные клейстером, накладывают на модель клеевой стороной наружу! Кромки соседних кусочков должны немного накладываться один на другой.

Сначала выкладываем слой из окрашенной бумаги, затем - из простой, и так, чередуя цвета, клеят 5-6 слоев. Бумага должна плотно прилегать к пластилиновой модели - для этого ее периодически разглаживают пальцами. После того как будет проклеена одна сторона рыбки, поделку убирают для просушки в теплое, но не жаркое место, чтобы бумага не покоробилась и не порвалась.

Когда все слои бумаги высохнут, осторожно поправляют различные недочеты и дефекты работы, после чего приступают к проклейке второй стороны рыбки. Таким образом мы получим две симметричные стороны игрушки. Из картона вырезают детали плавника и хвоста, закладывают их между двумя половинками из папье-маше, фиксируют эти детали полосками бумаги, промазанными клеевым составом.

Обе половинки игрушки промазывают по местам стыков столярным клеем, после чего сами стыки маскируются узкими бумажными полосками, смазанными клейстером. После просушки рыбку из папье-маше грунтуют, наносят основной слой краски из охры или бронзы, после чего расписывают красками, прорисовывая тонкой кисточкой чешуйки, жабры и все остальные детали. В верхнем плавнике делают дырочку, точно определив центр тяжести игрушки, и продевают в нее петельку, чтобы поделку можно было повесить на ветку новогодней елки.

Папье-маше по модели из глины

Работа с глиняной моделью почти идентична технике работы с моделью из пластилина, за исключением, пожалуй, нескольких нюансов:
  • сухую глину разбивают на мелкие кусочки, промывают водой от мусора и грязи, на ночь закрывают мокрыми тряпками;
  • когда глина перестает прилипать к рукам - это показатель того, что материал готов к лепке;
  • если глина получилась слишком жидкой, за сутки до работы ее раскатывают тонким слоем и оставляют на ночь, не накрывая влажными тряпками.
Из подготовленной к работе глины лепят нужную фигуру, разглаживают ее контуры пальцем, смоченным в воде и помещают на сутки в прохладное помещение, ничем не накрывая. После этого модель смазывают слоем вазелина и начинают работу по обклейке влажными бумажными кусочками.

Как и в предыдущих примерах, чередуют цветные и неокрашенные слои бумаги, тщательно просушивают готовое изделие, после чего кончиком острого ножа папье-маше разрезают на две или более частей - в зависимости от сложности фигуры и снимают его с "болванки".

Части изделия соединяют между собой, склеивая их по стыкам маленькими кусочками бумаги, после чего поделку просушивают, грунтуют и расписывают красками. Если предстоит сделать большую по размеру или сложную по форме поделку, то при изготовлении глиняной модели рекомендуется использовать проволочные каркасы, закрепленные на небольших дощечках. Каркас необходимо очень плотно обкладывать глиной, иначе при высыхании она будет трескаться и оседать.

Папье-маше по готовым моделям

В качестве заготовки для поделки из папье-маше могут выступать не только самодельные модели, но и готовые предметы: тарелки, вазы, чашки и т.д. Так, например. чтобы сделать красивую декоративную тарелку из папье-маше, подбирают готовую тарелку нужного размера, кладут ее дном вверх, смазывают всю поверхность вазелином и начинают работу с бумажными кусочками.

Кусочки газеты накладывают на тарелку сухой стороной, а смазанной клейстером - наружу, как и при изготовлении рыбки из папье-маше. Выложив таким образом 7-8 слоев чередующейся по цвету бумаги, изделие сушат.

Чтобы снять папье-маше с формы, между слоем бумаги и тарелкой в удобном для этого месте просовывают кончик ножа и аккуратно проводят им по окружности. Затем на поделке определяют центр, циркулем проводят по краям окружность и обрезают неровную кромку ножницами. Всю поверхность тарелки грунтуют, просушивают и расписывают в соответствии с собственной фантазией и возможностями.

При росписи изделий из папье-маше рекомендуется придерживаться традиционных правил: сначала подбирают орнамент, наносят на загрунтованное изделие фон нужного цвета, после чего на изделие тонким карандашом рисуют нужный узор и расписывают его красками.

Если поделка покрашена в светлые цвета, на которых хорошо виден след карандаша, то контуры узора наносят проколами иглой или тонким шилом: рисунок копируют на кальку, накладывают ее на изделие и по контурам точечными проколами переносят орнамент. Затем поверхность бумаги протирают тампоном, припудренным мелом - через проколы порошок точно повторит контуры узора.
Расписанные изделия оставляют для просушки, после чего покрывают их лаком.

В этом мастер-классе я расскажу как сделать массу папье-маше. Она будет использоваться нами для изготовления масок, елочных украшений и различных поделок.
Данная масса хорошо подходит для черновой работы, когда мы будем создавать основы будущих поделок. Эта масса дешевая и простая по составу, но по фактуре грубовата. После высыхания прочная и относительно лёгкая по весу.

Делать массу папье-маше мы будем из туалетной бумаги среднего качества, так же можно использовать для приготовления массы ячейки из под яиц.
Лучшим связующим для массы папье маше будет обычный клестер (мучной или с добавлением крахмала) . Если готовить массу на клестере (а не на клее), она будет легче высыхать и лучше пропитывает целлюлозу – масса получается более однородной и лучше высыхает. А если учитывать толщину просушиваемого слоя – этот фактор является немаловажным.
Вторым компонентом массы папье-маше будет целлюлоза.

Целлюлозу мы возьмем из обычной туалетной бумаги. Можно просто мочить туалетную бумагу в клестере и потом из неё лепить, но это будет очень неудобно.

Минусы этого способа:

1) бумага хорошо размокает в воде, но в клестере это происходит гораздо хуже. Поэтому она может получится неоднородно пропитанной и будет давать при высыхании неравномерную усадку.
2) Излишки влаги тоже мешают при работе – масса будет слишком мокрой и мягкой.

Поэтому в этом мастер-классе мы будем делать удобную в работе массу папье-маше.

Берем туалетную бумагу и замачиваем ее в кастрюльке так, чтобы бумаге там не было тесно.

Ставим кастрюльку на плиту и постоянно помешиваем, пока не получится однородная масса. Затем процеживаем ее через друшлаг.

Если мы будем делать массу папье-маше из ячеек из под яиц, то тогда замачиваем их в горячей воде часов на 5.

После того как ячейки хорошо размокнут, перемешиваем до образования мелких кусочков.

Отжимаем руками лишнюю воду из бумажной массы и разрываем на кусочки поменьше, чтобы наш кухонный измельчитель справился.

Измельчать нужно отжатую массу, но не высохшую. Иначе измельчитель с ней не справится.

Закладываем эту массу по немногу в комбаин.

И измельчаем до получения вот таких мелких волокон.

Очень удобно иметь запасы таких сухих измельчёных волокон, которые при необходимости всегда можно замесить.

Если масса папье-маше нужна прямо сейчас, то на этом этапе масса уже достаточно обезвожена, хотя еще сырая. Добавляем в неё немного клестера и замешиваем массу, все время мешаем ее как тесто, пока масса не станет эластичной.

Тут главное не переборщить с клеем, потому что его избыток может помешать в работе - масса не будет ложиться, а будет как резина.

Еще варианты:

1. В клестер для прочности можно добавить (но не обязательно) немного казеинового или столярного клея. Примерно в пропорциях 1:10. Больше не стоит.
2. В место клестера, можно использовать клей ПВА (лучшее сочетание клея: 1 часть ПВА и 2 части обойного или использовать вообще какой-то один из этих компонентов).

Что лучше вы сами для себя определите, я замешиваю только на клее ПВА, мне так больше нравится.

Как только масса перестала липнуть к рукам, все, она готова и мы можем ее использовать, а все остатки неиспользованной массы нужно положить в целлофановый пакет и хранить в холодильнике до следующего использования.

Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!


Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера. Даже с появлением различных пластичных масс (супер пластиков), папье-маше не теряет своей популярности, оставаясь незаменимой для некоторых видов творчества (например, масок). Совершите краткий экскурс в историю этой необычной техники и узнайте, какие существуют варианты ее применения, как делать папье-маше своими руками, и чем это занятие будет полезно.

История бумажного творчества

Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.

Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.

Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.

Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.

С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.

В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.

По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).

Минимум средств и максимум пользы

Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби , плетением из бумажных трубочек.

Преимущества этого увлечения налицо:

  • оно не требует материальных затрат;
  • ему не нужно большое рабочее место;
  • можно обойтись без особых навыков;
  • техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
  • широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
  • подходит для изготовления предметов любого размера;
  • готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.

Что нужно для занятий и первых поделок

Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:

  • кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
  • из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.

Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • немного фантазии.

Особенности послойной техники и процесс работы

Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.

Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).

Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.

Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.

Второй этап

Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.


Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.

Третий этап

Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.

Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).


Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.

Лепка из бумажной массы

Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.

Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).

После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.


Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и или .

Полезное занятие в удовольствие

Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.

Домик для кошки

Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.

Знаете ли вы, что интересное искусство папье-маше появилось не во Франции, как можно подумать из-за названия, а в Китае? Именно жителям Дальнего Востока пришла в голову идея о том, что бумага — отличный материал для лепки. Попробуйте и вы приобщиться к творчеству папье-маше, используя те материалы, которые есть у вас дома.

Способы применения

Существует несколько разных техник папье-маше — работа с заранее приготовленной массой и оклейка кусочками бумаги определенной формы. Способ работы нужно выбирать в зависимости от того, какое изделие вы хотите изготовить.

Работа с массой

Липкий пластичный материал, приготовленный из замоченной в клейстере бумаги, отлично подходит для создания объемных крупных предметов в технике папье-маше. К примеру, в древности китайские стражники были облачены в легкие бумажные доспехи.

Современные мастера создают в такой технике игрушки, декорирующие элементы для украшения дома и даже мебель! Процесс работы напоминает лепку.

Оклейка кусочками бумаги

Маширование — именно так называют данную технику папье-маше. Изначально мастер подбирает форму, которую ему хотелось бы повторить в своем изделии. После этого нужно подготовить множество бумажных кусочков — можно просто разорвать газетные листы на мелкие части. Основа оклеивается несколькими слоями бумаги, после чего изделие с нее снимают и красят.

С помощью маширования легко создавать посуду: вазы, блюда, тарелки. Кроме того, таким способом можно смастерить маленькие объемные фигурки, полые внутри — погремушки или маракасы, к примеру.

Бумажное тесто: рецепт

Массу папье-маше легко приготовить в домашних условиях, ведь все необходимые ингредиенты наверняка уже находятся у вас под рукой! В процессе работы вам понадобится тонкая бумага вроде газетной, крахмал, вода.

  • Залейте крахмал водой чуть теплее комнатной температуры, чтобы получить клейкое вещество, по консистенции напоминающее жидкое тесто для блинов.
  • Нарвите бумагу мелкими кусочками, уложите в блюдо с высокими стенками.

  • Постепенно подливайте небольшие порции крахмального клейстера и замешивайте бумажную массу до тех пор, пока не получите однородное бумажное тесто.

Тесто должно быть немного липким, вязким, похожим на пластилин. Готовую смесь можно использовать сразу. Если у вас получилось слишком много рабочего материала, затяните блюдо с ним пищевой пленкой и поставьте в холодильник — тогда бумажную массу можно будет использовать в любой момент.

Вы можете использовать рецепт данного теста, чтобы выполнить следующий видеоурок — создание лепной вазы, украшенной сказочной птицей из папье-маше.


Данная техника папье-маше настолько проста в исполнении, что ее можно использовать на уроках труда или в детских домах творчества. Детям понравится лепка из нового оригинального материала, отличного от соленого теста и пластилина.

В последнее время рукодельники постепенно отходят от рецепта теста папье-маше, описанного выше. Теперь они используют материалы, которых не было раньше: вместо крахмального клейстера — 500 грамм жидкого клея ПВА, вместо старых газет — бумажные полотенца и туалетная бумага.

Кроме того, мастера папье-маше нашли способ сделать материал более пластичным — для этого они записали в рецепт 3 столовые ложки льняного масла.

  • 2 рулона туалетной бумаги как можно сильнее измельчите, сложите в глубокую посуду и залейте примерно 1,5 литрами воды. Примните бумагу так, чтобы она вся оказалась в воде, и оставьте на сутки разбухать при комнатной температуре.
  • На следующий день отожмите массу, но так, чтобы немного влаги внутри осталось. Маленькими порциями добавляйте клей и тщательно перемешивайте, образовывая однородную консистенцию.
  • В конце добавьте масло и снова перемешайте.

Данную массу также можно откладывать и использовать позже. Но не забудьте, что перед хранением в холодильнике блюдо с материалом нужно заворачивать пищевой пленкой, чтобы влага не испарилась.

Тарелка из папье-маше

Данная техника создания бумажных поделок немного проще и занимает меньше времени, чем предыдущая. Она не требует предварительного замешивания теста. Просто нарвите множество полосок и кусочков из газетной бумаги, приготовьте тарелку-форму, миску с водой комнатной температуры и клей ПВА или обойный.

  • Переверните тарелку донышком вверх. Смажьте заготовку растительным маслом или вазелином — так ваше изделие в технике папье-маше не прилипнет.
  • Смочите бумажку в воде и приложите к заготовке. Таким же образом выложите весь первый слой работы.

  • Первую бумажку следующего слоя обмакните в клей и приклейте к работе. Повторите со всеми деталями второго слоя, после чего обильно промажьте их клеем ПВА сверху с помощью кисточки.

  • Последующие слои делайте так же, как и предыдущий. В зависимости от того, какой толщины изделие вы хотите получить, увеличивайте или уменьшайте количество бумажных уровней.
  • Когда вы добьетесь нужной толщины заготовки, оставьте ее высыхать в сухом помещении при комнатной температуре. Подождите примерно 1-2 суток.

  • После того, как заготовка полностью высохнет, снимите ее с тарелки — это будет несложно сделать благодаря жирному слою масла.
  • Ошкурьте зазубренные края и поверхность с помощью наждачной бумаги и нанесите слой шпатлевки. Так вы сделаете изделие более гладким.
  • Раскрасьте свою тарелочку так, как посчитаете нужным.

Поделку можно украсить лепными узорами из бумажного теста — в таком случае вы объедините обе техники папье-маше в одном изделии.

Используйте густые краски, вроде масляных или гуаши, чтобы получить яркие цвета рисунков. После высыхания краски обязательно покройте изделие лаком, чтобы уберечь его от облупливания и впитывания бумагой влажности из воздуха.



Публикации по теме