Педагогический прикорм — основные правила и принципы. Педагогический прикорм – что это: польза или вред

Педагогический прикорм – это способ знакомства ребенка со «взрослой» едой, развитие у него интереса к еде и обучение кушать самостоятельно. В отличие от традиционного введения прикорма, тут нет строго плана по видам и количеству продуктов. Одно из главных отличий – то, что для ребенка ничего не готовят специально. Ему предлагают так называемые микродозы (два-три рисовых зерна или один глоток) «взрослой» еды. При этом важно не заставлять ребенка есть – нужно, чтобы он сам проявил интерес к еде. Малыш лишь знакомится с новой пищей. Основным питанием для него остается материнское молоко . Поэтому, этот вид прикорма подходит только для тех, кто кормит грудью.

Зачем нужен педагогический прикорм?

Педагогический прикорм постепенно приучает ребенка ко взрослой еде. Пищевой интерес возникает в 4-7 месяцев, и его нужно поддерживать и развивать, чтобы у малыша в будущем был хороший аппетит.
Поскольку при педагогическом прикорме для ребенка вовсе не обязательно измельчать (пюрировать) пищу, он начинает знакомиться с твердыми кусочками, делает первые попытки прожевать и проглотить микроскопические порции (микродозы). Наблюдая за взрослыми, ребенок учится пользоваться посудой и столовыми приборами, самостоятельно есть. При этом организм ребенка постепенно привыкает именно к той еде, которую едят в его семье. Сторонники педагогического прикорма считают, что бессмысленно приучать ребенка к баночкам , потому что впоследствии он не будет этим питаться. Кроме того, сомнительным является и содержание детского питания, потому что их срок годности – два года, а, значит, они полны консервантов.

В каком возрасте можно начинать педприкорм?

Брать ребенка с собой за стол рекомендуется с трех-четрых месяцев. Так он узнает, что еда – часть ежедневной жизни всех членов семьи. Родителям важно не упустить момент, когда ребенок начнет проявлять интерес к «взрослой» еде.
В пять-семь месяцев исчезает выталкивающий рефлекс языка, когда малыш стремится все выплюнуть. К этому возрасту он уже может сам садиться, а его организм готов к перевариванию твердой пищи. В это время можно начинать педагогический прикорм.

Как организовать педагогический прикорм?

Первые несколько недель ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы из ее тарелки. Поэтому, метод подходит только тем мамам, которые сами правильно и разнообразно питаются. Проще говоря, если у вас сегодня на обед сосиски с кетчупом, то идея педприкорма вам явно не подходит.
Важно предлагать ребенку все виды пищи, но если ему не нравится – не настаивать. Дав малышу попробовать что-то новое, лучше сделать перерыв на несколько дней. Это необходимо для того, чтобы выяснить, нет ли у него аллергии на какие-либо продукты.
За один раз можно пробовать две-три микродозы одного продукта или по микродозе трех-пяти видов продуктов. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Ребенка можно пересадить в стульчик для кормления и дать ему свою тарелку. Грудное вскармливание продолжается параллельно с прикормом.

Не полезнее ли с целью прикорма давать детское питание?

Цель педприкорма состоит в постепенной адаптации детского желудка к «взрослой» пище. Получая совсем небольшие порции именно «взрослой» пищи, малыш адаптируется ко всем ее компонентам, к новой консистенции и к незнакомым вкусовым ощущениям.
Если ребенка кормят из баночек, эта адаптация происходит гораздо медленнее. Из-за его равномерной полужидкой консистенции и более нейтрального вкуса. К тому же специальное детское питание содержит консерванты и стабилизаторы, сухие концентраты с добавлением синтетических витаминов и ароматизаторов. Всю эту информацию внимательные родители могут прочесть на этикетках к детским продуктам. Другое дело, что этикеток к зимним овощам и фруктам и вовсе нет. Но от этого не становится спокойнее за их состав, если они не выращены на своем огороде.

Не подавится ли малыш неизмельченными кусочками пищи?

Еду для малыша не стоит специально измельчать - достаточно отщипывать маленькие кусочки. Если он пытается проглотить слишком большой кусок пищи, маме стоит вытащить еду пальцем. Получая микродозы «взрослой» еды, грудной малыш учится жевать своими пока еще беззубыми деснами. Если ребенку трудно проглотить микродозу, он может “запить” ее грудным молоком.

В какой момент прикорм начинает заменять кормления молоком?

Переход на пищу с общего стола проходит параллельно с грудным вскармливанием. Резко заменять кормления прикормом нельзя. С 8-9 месяцев объем микродоз можно постепенно увеличивать. И к годовалому возрасту доводить до двух столовых ложек одного продукта. Так что, начиная с года, ребенок ест уже значимую для него порцию пищи, запивая ее грудным молоком.

На что следует обратить внимание при введении педприкорма?

1. Состояние здоровье малыша

Если у малыша или проблемы с желудком , следует быть предельно внимательными, чтобы эти явления не усилились. Тут подходит принцип «Тише едешь – дальше будешь». Любые новые продукты стоит вводить небольшими порциями, отслеживать любые ухудшения после них.

2. Состояние здоровья мамы и папы

Важно, чтобы и мама, и любой член семьи, с тарелки которого ребенок ест, были здоровы. Кариозные зубы во рту, язвенная болезнь в стадии обострения, некоторые хронические инфекции, текущее создают опасность передачи инфекции ребенку при пользовании общей тарелкой. Если какой-либо из этих неприятных моментов имеет место, ребенку лучше пользоваться отдельной посудой.

3. Здоровое питание

Поскольку ребенок тянет руки абсолютно к любому продукту, который увидит, разумно будет сделать так, чтобы копченая, острая и вся другая «запретная еда» не попадалась ему на глаза. Для этого все взрослые члены семьи должны приобщиться к здоровому питанию.

Пора дать ему попробовать взрослую пищу, то есть начинать вводить прикорм. Важно различать исследовательский интерес ребенка к взрослой пище и собственно пищевой интерес. Ребенку может быть и в четыре месяца интересно, что ест мама, но из чистого любопытства. Раньше шести месяцев о прикорме думать не стоит, а вот позже можно, хотя затягивать с его началом также не следует. Если сильно затянуть с началом прикорма и не давать ребенку взрослую пищу, когда он хочет - он может надолго утратить к ней интерес.

Под «прикормом» понимается постепенное введение в рацион грудного ребенка другой пищи, помимо грудного молока. Различают два основных вида прикорма: педиатрический и педагогический. При педиатрическом прикорме ребенку по определенной схеме в течение 4-5 дней предлагают один и тот же продукт, порцию которого с каждым разом слегка увеличивают. Если на этот продукт у ребенка нет аллергии, то его вводят в рацион и т.д. Ребенку еда готовится и покупается отдельно от взрослых, также чаще всего его кормят отдельно от других членов семьи, чтобы он не видел и не просил «взрослой» еды. Педагогический прикорм (сокращенно - педприкорм) - это прикорм ребенка с общего стола микродозами, с целью ознакомить его с разными продуктами, чтобы он научился жевать и вести себя за столом. Этот вид прикорма идеально подходит детям на грудном вскармливании.

Ребенок готов к прикорму если он:

  • проявляет пищевой интерес;
  • хорошо сидит сам и умеет класть твердую пищу в рот;
  • здоров;
  • уже умеет глотать пищу;
  • стал чаще просить грудь.

Готовность к прикорму никак не связан с появлением у ребенка первых зубов. Цель его не в том, чтобы накормить ребенка, а в том, чтобы ознакомить его с новой пищей. Педприкорм не заменяет прикладываний к груди, так как порции пищи, которые ребенок получает, очень маленькие и не могут считаться полноценным приемом пищи. До года (иногда дольше) основной едой ребенка продолжает оставаться грудное молоко.

Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) ребенка рассчитан на переваривание только кусков пищи, поэтому еду не нужно перемалывать: благодаря кусочкам ребенок учится жевать. Навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, после исчезновения «рефлекса выталкивания», то есть в среднем после шести месяцев. Маленькие кусочки пищи облегчают работу желудка, не готового к большим нагрузкам после легкоусвояемого грудного молока, в переработке которого желудок почти не участвовал. Еда в виде твердого кусочка мало соприкасается со слизистой желудка и легче попадает в кишечник, в отличие от пюреобразной пищи.

Родители считают, что ребенку нужно давать пюре, так как желудку труднее переваривать куски и поэтому они выходят почти непереваренными. На самом деле, если организм ребенка еще не готов переварить какую-то пищу, то он и не будет ее переваривать независимо от того, в каком виде она была употреблена -в виде кусков или в виде пюре. Белковая и крахмалистая пища начинает понемногу перевариваться и усваиваться ЖКТ ребенка после девяти месяцев. Пища, богатая клетчаткой, в вареном виде усваивается после года и то частично, а в сыром - только после 4-х лет.

Если накормить ребенка пюреобразной пищей, то меньше заметно, что «вышло» то же, что и «вошло». Хорошо давать ребенку грызть яблоко или морковку (но только под присмотром взрослых!) потому, что с одной стороны это естественным образом очищает поверхность зубов от налета, а с другой - уменьшает боль при их прорезывании.

Основные правила введения педагогического прикорма:

  • прикорм начинают не раньше достижения ребенком шестимесячного возраста (но можно и немного позже);
  • основной едой ребенка первого года жизни остается грудное молоко;
  • если родители аллергики, то вводить пищу ребенку нужно начиная с гипоаллергенных продуктов;
  • в начале прикорма предлагать ребенку не более трех микропроб (микропорций) за один прием пищи;
  • никогда не заставлять есть насильно;
  • не нужно перетирать пищу в блендере (полезнее есть кусочками);
  • грудь можно давать и до, и после, и во время прикорма.

Правила прикорма для детей, пребывающих на грудном вскармливании и на искусственном вскармливании, различаются. Вышеперечисленные правила полностью подходят только для «грудничков». Они очень просты и легки в соблюдении: ребенку от полугода и старше предлагают еду, которую обычно едят взрослые члены семьи, но очень маленькими порциями. Он ест вместе со всеми, чтобы научиться вести себя за столом и не потерять пищевой интерес. Возраст 6 месяцев для начала прикорма обоснован минимально необходимым созреванием ЖКТ ребенка, для того чтобы он мог перерабатывать другую пищу, кроме грудного молока.

Микродоза (микропорция) - это такое количество мягкой пищи, которая помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет (как зернышко). Для жидких продуктов микродоза - это один глоток для ребенка. Именно такое количество жидкости или наливают в чашку, или дают ребенку с ложечки. Пока ребенок употребляет небольшие количества пищи, он адаптируется ко всем ее ингредиентам, поэтому, когда он перейдет на взрослую пищу, его организм окончательно будет готов к ее переработке.

Лучше если ребенок при принятии пищи будет сидеть у мамы на коленях - так она сможет давать ему попробовать то, к чему он тянется. Давать можно любую пищу, которую едят в семье, но, конечно, желательно, чтобы это была здоровая пища. Если в семье едят сосиски, то делиться с ребенком не стоит, но и не стоит ими его соблазнять. Если ребенок сначала ел хорошо, а потом перестал - прикорм был введен неправильно. Где-то родители допустили ошибку, придется ее исправлять. При этом на некоторое время прикорм необходимо прекратить.

В первый месяц прикорма лучше предлагать ребенку не больше чем три микродозы за раз, далее их количество можно увеличивать. Через месяц-другой, когда ребенок ознакомится со многими продуктами, ему можно дать отдельную тарелку и ложку, чтобы он учился ими пользоваться. Ребенку это будет очень интересно, хотя есть руками ему удобнее. А еще интереснее ребенку есть ту еду, которую он сам «добыл». Зная это, я иногда клала тарелку с едой на табуретку, но ничего не говорила ребенку. Он сам ее «находил» и пробовал. От самостоятельно добытой еды столько радости! Это, кстати, хороший способ пробудить аппетит у того малыша, который не очень-то интересуется едой в возрасте около года или старше.

Другой способ пробудить пищевой интерес: есть возле ребенка, но не предлагать ему, а ждать, когда он не выдержит и попросит или возьмет себе еду сам. Чем больше ребенку предлагать еду, когда у него нет аппетита, тем меньше шансов, что он начнет есть. А вот если не предлагать, то ему может стать интересно, что же там такое в тарелке, чего ему не дают. Некоторые дети не хотят употреблять взрослую пищу в полгода, а начинают интересоваться ею на несколько месяцев позже. Если ребенок при этом здоров, весел и активен - волноваться нет причин. Если же ребенку не терпится попробовать взрослую пищу, можно начать педприкорм и на неделю-две раньше.

Пить ребенку лучше предлагать чистую воду. Особенно полезной для здоровья будет чистая вода ребенку с диатезами, аллергиями или страдающему атопическим дерматитом. С соками и сладкими компотами спешить не стоит. Сок, с которого раньше начинали прикорм как таковой, очень сложный, тяжелый продукт для детского организма 83. А со сладким (печенье, шоколад, мороженое, конфеты и т.п.) ребенка лучше не знакомить максимально долго. К сладкому ребенок привыкает очень быстро, а пользы от него крайне мало (за исключением сладких фруктов и овощей).

Очень важно помнить, что ребенка нельзя заставлять есть насильно. Если его насильно заставляют (угрозами, запугиваниями, наказаниями) - он будет испытывать страх и обиду во время еды. Если человек испытывает страх или другие негативные эмоции, то у него нарушается процесс приема и переработки пищи в организме - именно поэтому насильственное поглощение пищи не приносит пользы здоровью. Подобное насилие может негативно повлиять на поведение ребенка и семейные отношения в целом, а повзрослевший ребенок скорее всего окажется неспособным самостоятельно контролировать количество и качество поглощаемой им пищи.

Под насильственным кормлением следует понимать, в частности, кормление ребенка нелюбимым продуктом, принуждение доесть порцию до конца, если ребенок уже сыт, а также кормление по режиму - в строго определенное время, даже если у ребенка нет аппетита.

Что же делать, если ребенок не хочет есть вообще? Ничего особенно делать не нужно: сначала просто подождать, когда ребенок проголодается и у него аппетит сам появится, а если надоест ждать, то придумать что-нибудь хитрое, чтобы заинтересовать ребенка едой (показывать, как «едят» игрушки, выкладывать на тарелке с едой забавные рожицы и т.д.).

Если семья питается не самой здоровой пищей, то ребенку можно готовить некоторые блюда отдельно. Но вот покупать из этих соображений готовую еду для ребенка не стоит. «Баночная еда» чаще всего пюреобразная, она может быть некачественной, условия ее изготовления и хранения часто не соблюдаются. Да и зачем покупать ребенку еду отдельно в баночке? Детям крайне редко интересно есть то, что не едят остальные члены семьи. Пюре из баночки ребенок не будет есть с аппетитом, за исключением той, которая специально сделана так, чтобы нравиться ребенку и он, не чувствуя насыщения, будет есть ее слишком много и переедать. Чаще всего именно у детей на педиатрическом прикорме, да еще отдельной едой из баночек, с возрастом возникают проблемы с питанием, поскольку они не научились слушать свой организм.

Несколько фактов о педагогическом прикорме:

  • ребенок постепенно знакомится с новой пищей, что исключает риск появления аллергии и разладов пищеварения;
  • начинать можно с любого продукта, еду не нужно перемалывать до пюреобразного состояния;
  • когда ребенок ест ту же еду, что и мама, а запивает грудным молоком, он получает вместе с молоком ферменты, которые помогают ему переварить эту еду;
  • маме не нужно готовить отдельно для ребенка или покупать специальную «баночную» еду, то есть педприкорм легче организовать - он естественен;
  • он дает возможность родителям оздоровить собственное питание;
  • совместные завтраки, обеды и ужины, как и любые другие совместные действия, сближают членов семьи, укрепляют отношения между ними;
  • такое питание более экономно для бюджета семьи, к тому же любая экономия выгодна и для окружающей среды.

Противники педагогического прикорма чаще всего «обосновывают» его применение ленью родителей. Конечно, в чем-то они правы. Лень - это естественный механизм, предусмотренный природой для того, чтобы не давать человеку делать то, что явно лишнее. Например, молоть еду ребенку в блендере. Я уже упоминала о том, что естественное родительство в целом способствует тому, что мама меньше устает и получает больше удовольствия от ежедневных дел, а ребенок растет более здоровым. И это замечательно - сэкономленное на ненужной работе время полезнее посвятить играм или прогулкам с ребенком, а на сэкономленные деньги лучше купить качественные игрушки или книги. Стереотип, исходя из которого родительство должно быть тяжелым бременем или как минимум тяжелой работой, пора менять, не так ли? Давайте будем делать свою жизнь проще и легче сознательно, а не только из-за лени.

Знакомство малыша с едой взрослых – это своего рода очередная веха в развитии. Грамотно введенный прикорм поможет плавно ввести в рацион крохи самые разнообразные продукты с минимальным риском аллергических реакций и сформировать в будущем правильные пищевые привычки. Большой популярностью среди сторонников естественного родительства пользуется так называемый педагогический прикорм, привлекающий безопасностью и отсутствием сложных схем введения.

Существуют два основных способа введения прикорма – педагогический и педиатрический. Несмотря на некоторую схожесть в названии, их суть принципиально различна.

При педиатрическом прикорме маме необходимо готовить или покупать специальную еду, кормить ею ребенка по определенной схеме в течение нескольких дней, и затем вводить следующий продукт. При этом предлагаемая крохе пища совершенно не имеет ничего общего с обычной едой. Вкус, способ приготовления, консистенция – ни один из этих показателей не совпадает с тем, что находится на нашем обеденном столе.
В результате такой способ прикорма является, по сути, двухступенчатым. Сначала мы долго приучаем ребенка к одному виду пищи – пресные полужидкие пюре, протертые овощи и фрукты, а затем начинаем так же осторожно вводить еду с общего стола, которая малышу непривычна.

При педагогическом прикорме процесс приучения ребенка к обычной еде строится по совершенно другому принципу. Маме не нужно покупать или готовить еду специальным образом, она сразу начинает кормить малыша тем, что ест сама. Разница в том, что ребенку предлагаются очень маленькие порции, называемые микродозами, что позволяет познакомить его с различными видами пищи с минимальным риском аллергических реакций.

Микродоза – это минимальное количество еды, которое вы можете ухватить пальцами (чуть меньше спичечной головки). Получая такие крохотные порции, организм ребенка постепенно адаптируется к еде, к различным консистенциям и вкусам.

Этот способ прикорма является оптимальным для малышей, которых кормят грудью. Основной их пищей в таких случаях является молоко матери, а микродозы обычной еды призваны не утолять голод, а знакомить с новой едой и приучать к ней. Ферменты, содержащиеся в грудном молоке, способствуют усвоению пищи и собственной ферментации ребенка. Педагогический прикорм при грудном вскармливании впоследствии помогает малышу полностью перейти на еду с общего стола без проблем со стороны ЖКТ.

Цели и задачи

Главным назначением педприкорма является постепенное приучение малыша именно к повседневной пище. Конечно, речь не идет о фастфуде, чипсах и газировке. Говоря о традиционной еде, мы имеем в виду такие блюда, как картофельное пюре, блинчики, супы, овощи и фрукты, рыба и мясо, макаронные изделия и т. п.

Однако помимо адаптации ребенка к обычной пище, введение педприкорма приводит к решению некоторых других задач. Так, процесс педагогического прикорма совпадает со временем приема пищи самой мамы, а, значит, малыш будет наблюдать за тем, как взрослые пользуются столовыми приборами и салфетками, как ведут себя за столом. Это приучит кроху к правилам поведения во время еды, и, конечно же, к самостоятельному приему пищи.

Анна, 31 год: Когда появился мой сын, узнала о педагогическом прикорме — и это было счастье. Сын ел то, что ели мы. Готовить отдельно и покупать питание не приходилось. Но самое главное, сын начал кушать самостоятельно твёрдую пищу и пить из чашки раньше сверстников, которым вводили педиатрический прикорм. И проблем с тем, чтобы накормить уже 5-летнего ребёнка у нас нет. Он с удовольствием кушает вместе с нами за общим столом, умеет пользоваться вилкой и ножом.

Готовность к прикорму

У неопытных родителей педприкорм часто ассоциируется с бесконтрольным кормлением ребенка всеми продуктами подряд. Если полугодовалый малыш съел половину котлеты из тарелки взрослого – это не прикорм, а родительская безответственность.

Несмотря на кажущуюся простоту этого вида прикорма, маме нужно придерживаться определенных рекомендаций. Их соблюдение позволит адаптировать организм малыша к различным продуктам без вреда для ЖКТ.

К моменту введения прикорма ребенок должен:

  • находится на грудном вскармливании;
  • достичь 5-7 месяцев, т.к. именно в этом у детей угасает выталкивающий рефлекс языка;
  • интересоваться едой взрослых. Его не нужно уговаривать попробовать что-либо, он тянется к пище сам;
  • быть физически здоровым, не иметь аллергии и заболеваний ЖКТ.

Если указанные требования соблюдены, мама может начать процесс приучения крохи к еде.

Общие правила

Если кроха, на ваш взгляд, готов познакомиться со взрослой пищей, вы можете начать прикорм. Всякий раз, приступая к еде, усаживайте малыша к себе на колени. Если ребенок проявляет явный интерес к содержимому тарелки, тянет к ней руки, обязательно предложите ему кусочек. За один раз вы можете дать малышу 1-3 микродозы определенного блюда.

Предлагать малышу можно любую еду, в т.ч. и супы. Как измерить микродозу супа или другой жидкой еды? Для этого достаточно набрать в ложечку суп и сразу ее опорожнить. Оставшиеся на ложке следы и являются микродозой. После вы аккуратно проводите выпуклой стороной ложки ложкой по нёбу малыша. Кроме самого бульона малыш может попробовать и другие продукты, входящие в состав супа: морковь, картофель, макаронные изделия, рис и т.п.

Похожим образом дается ребенку и пюреобразная пища. Микропорцию такой еды надо распределить по поверхности ложки и аккуратно ввести ее ребенку в ротик, словно вытирая ее о нёбо. С едой мягкой пюреобразной консистенции проще управляться, но не стоит ею злоупотреблять. Обилие такой еды может затруднить перистальтику кишечника и привести к сбоям в работе ЖКТ малыша. Как минимум 80% прикорма должно состоять из твердых кусочков.

Напитки

В понятие педприкорма входит и постепенное приучение малыша к различным напиткам. Разрешены домашние компоты и морсы из любых ягод и фруктов, а также черный чай. Предварительно необходимо разбавить напитки водой в пропорции 1:6. Такого питья малыш может выпить до 5-6 чайных ложек за один прием.

Свежие овощи и фрукты

При педагогическом прикорме разрешены практически любые овощи, фрукты и ягоды в свежем виде. Микропорции не могут оказать негативного влияния на ЖКТ малыша в силу своего малого объема, поэтому давать их можно без опаски, при условии, что они произрастают в стране вашего проживания. Так, апельсины или киви больше подходят для прикорма малыша из Эквадора, а маленькому россиянину лучше предложить местные яблоки или груши.

Сладости, выпечка, десерты

Мало кто может отказаться от десертов, а, значит, рано или поздно, но ребенок заинтересуется сладкой выпечкой, шоколадом, конфетами и другими сладостями. Тут важно руководствоваться здравым смыслом. Продукты, которые мы даем, должны быть безопасны, а, значит, вы должны быть уверенны в ингредиентах, входящих в их состав. С этой точки зрения можно давать ребенку микродозы домашней выпечки и десертов, приготовленных самостоятельно. Так вы будете уверенны в свежести продукта и отсутствии в нем различных добавок: красителей, ароматизаторов, загустителей и т.п.

Из промышленных сладостей можно вводить в прикорм продукты, которые состоят из малого количества натуральных ингредиентов и не содержат искусственных компонентов:

  • халва (за исключением арахисовой);
  • белый неглазированный зефир и пастила без красителей и ароматизаторов;
  • мягкие конфеты на основе патоки.

Что касается шоколадных конфет, покупных пирожных и тортов, лучше избегать их как минимум до 2,5-3 лет. Во-первых, дети быстро привыкают к этим продуктам и начинают постоянно их требовать. Во-вторых, не любая шоколадка приготовлена из качественного сырья, не говоря уже о тортах, обильно украшенных кремами.

Ограничения на отдельные продукты при педагогическом прикорме

Хотя педагогический прикорм и предполагает постепенную адаптацию крохи к привычной для нас еде, это не значит, что ребенок может пробовать абсолютно все. Одни продукты усваиваются достаточно тяжело, другие обладают большим аллергенным потенциалом, третьи просто тяжело проглотить, не поперхнувшись.

Под ограничения попадают следующие продукты:

  • хлеб – до того момента, как ребенок научится глотать кусочки;
  • цельное молоко (продукт, тяжелый для усвоения) – до 8-9 месяцев;
  • кисломолочная продукция – до 10-12 месяцев;
  • мед (сильный аллерген) – до 12 месяцев (за исключением небольшого количества, растворенного в чае);
  • морская рыба – до полутора лет. При этом ребенку можно давать рыбный бульон или суп, но не саму рыбу;
  • соки, в т.ч. свежевыжатые, зеленый чай, газированная и/или сладкая вода, кофе и какао – до трех лет;
  • грибы и орехи – до шести лет.

Что делать, если малыш…

… балуется за столом

В случае, когда кроха утратил к еде интерес либо решил изучить ее свойства с другой стороны (например, размазав или раскидав ее), маме следует вывести ребенка из-за стола, дав ему при этом кусок твердой пищи. Ребенок «мусолит» то, что ему дали? Отлично! Малышу не интересна пища у него в руках и он уже трижды продемонстрировал это, кинув ее на пол? Значит, не голоден. Заберите у ребенка еду и не пытайтесь уговорить его поесть.

… давится кусочками еды

Процесс приучения к твердым кусочкам еды может омрачаться тем, что иногда ребенок оказывается не в состоянии справиться с ними и начинает давиться. Однако возникновение таких случаев можно свести к минимуму.

Важно внимательно наблюдать за крохой во время еды. Легкое покашливание не означает, что кусочек еды попал в дыхательное горло. Возможно, малыш всего лишь привыкает к пище, «гоняя» ее языком по всей полости рта.

Не давайте крохе больших кусков пищи, от которых легко можно отделить часть. Еда, которую вы даете, должна быть либо твердой, либо быстро размокающей под действием слюны. Но даже в таком случае нельзя оставлять ребенка наедине с пищей.

Если, несмотря на все предосторожности, малыш продолжает давиться, приостановите процесс прикорма на несколько дней. Возможно, кроха к нему еще не готов.

…интересуется неполезной едой

Выше уже было сказано, что педприкорм не подразумевает бесконтрольности в питании крохи. Чипсы, сосиски, конфеты, и, тем более, алкоголь, не должны попадать в организм ребенка. Постарайтесь так выстроить питание семьи, чтобы в поле зрения малыша не появлялись вредные продукты. Если же это невозможно (у вас гости и т.п.), постарайтесь отвлечь ребенка, предложив ему альтернативу в виде другого блюда.

… не справляется с перевариванием пищи

Появление в кале непереваренных кусочков пищи – это норма для ребенка малого возраста. ЖКТ только начинает адаптироваться к новой еде, вырабатывая необходимые ферменты для расщепления продуктов и последующего их всасывания. Полностью данный процесс заканчивается к 2,5-3 годам, а у некоторых детей и немного позже.

Переживать, что из-за несовершенства работы желудочно-кишечного тракта ребенок недополучит каких-либо витаминов и минералов из пищи, не стоит. Основной едой ребенка при педприкорме является, как вы помните, грудное молоко. Оно содержит все необходимое для организма малыша.

От микродозы к полноценной порции

Как скоро можно заменить одно из кормлений грудью полноценной порцией еды? Это зависит от того, насколько малыш к этому готов. Если первые микродозы ребенок воспринял с энтузиазмом, то спустя 8-10 дней, кроха может скушать уже чайную ложку полюбившегося продукта. По достижении 8-11 месяцев у крохи может сформироваться один или два приема пищи, которые, тем не менее, должны начинаться и завершаться прикладыванием к груди. Молоко все еще является основным питанием для малыша.

В этом же возрасте малыш должен кушать из собственной тарелки и учиться управляться со столовыми приборами. Разумеется, мама должна помогать ребенку: освоить этот процесс крохе непросто ввиду несовершенства крупной и мелкой моторики. Тогда же нужно приучать и к опрятности. Не забывайте надевать малышу слюнявчик и учите его использовать салфетки по назначению.

После года ребенок может садиться за стол наравне со всей семьей – около 3-4 раз в день. Малыш может кушать первые и вторые блюда, десерты, фрукты. Однако грудное вскармливание все еще важно для малыша, поэтому не стоит от него быстро отказываться.

На первый взгляд может показаться, что педагогический прикорм сильно усложняет жизнь родителей, однако при более тщательном изучении становятся очевидными его достоинства. Ребенок постепенно привыкает к обычной пище, учится жевать, пользоваться столовыми приборами и правильно вести себя за столом, а его маме при этом не нужно бесконечно готовить или покупать специальную еду, перетирать ее или разминать, и, в конце концов, уговаривать малыша поесть хотя бы немного.

Питание как воспитание

Самые распространенные мифы о педприкорме:

…это прикорм, который можно начинать хоть с рождения.

…это переходный период к «настоящему» прикорму с 6 месяцев.

… это удовлетворение пищевого интереса, и только.

…это хаос, когда ребенок хватает все подряд, ему позволено размазывать пищу по столу, ему дают все, даже колбасу.

…цитата из форума: «когда мы с мужем ужинали картошкой с котлеткой, она выпросила целую котлету и практически проглотила ее, не жуя – видимо, боялась, что мы отнимем. Это ведь и есть педприкорм?"

Прикорм бывает педагогический – и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Педиатрический прикорм – это прикармливание по педиатрическим схемам, когда ребенку вводят определенные продукты (чаще – баночные и коробочные) в соответствии с возрастом. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно. Педагогический прикорм – это знакомство с едой из маминой тарелки. Суть метода: поддержание детского ЖКТ ферментами из грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь оба едят одно и то же), а также стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи. Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол. Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола.

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

1.Основные цели прикорма

· постепенная замена грудного молока на другую пищу

· адаптирование ребенка к пищевой нише семьи

2. Как это выглядит

· прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; – пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; – постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь.

· ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки;

· ничего специально для него не готовят;

· мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; – на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается.

3. Возможные плюсы

· маме так спокойнее;

· возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.);

· можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник);

· возможно, кормить более качественными продуктами;

· замена кормлений грудью на прикормы.

· ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все.

· не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); – грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; – ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; – после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи.

4. Возможные минусы

· отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка;

· ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. – ребенок труднее научается глотать и жевать; – часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами;

· пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям.

· первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери;

· бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула);

· ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться).

· возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи.

Основные правила педприкорма:

– Ребенок ест ТОЛЬКО вместе с мамой (вместе с родителями).

– Ребенку должно быть интересно. Пока он тянется за едой – ему предлагают разные микродозы. Перестал тянуться – убираем от стола.

– В прикорм сразу вводятся кусочки (плотная пища), но очень маленькие.

– Во время еды на столе находится ограниченное количество пищи.

– На период педприкорма обязательно поддерживать грудное вскармливание.

– Еда для прикорма выдается в руку или из тарелки, никогда – со стола кусочками. Таким образом, прививается культура питания.

– Педприкорм начинают вводить не ранее 5,5 месяцев в микродозах равных количеству пищи, помещающейся в маминой щепотке. Для начала выдают только монопродукты (один овощ), через неделю ребенок может попробовать до трех монопродуктов за один раз. На это время мама должна перевести семью на еду, удобную для всех – и для начала прикорма: например, готовить гарниры из отдельных овощей, риса и других круп.

– Никто не акцентирует внимание на ребенке. Никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще.

Начинаем знакомство с новой пищей с микродоз. Для этого ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день (можно так: в первый день – один раз, во второй – два раза, и далее). Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет – мы не едим, мы знакомимся. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или… сыра. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал много видов пищи. Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. К 8-ми месяцам ребенок может съедать до 50 г одного блюда за один прием пищи. В этом возрасте его усаживают за стол на отдельное кресло-стульчик. Можно сделать это и раньше, но в принципах педприкорма – кормление на коленях у мамы.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». Однако сам процесс исторически совпадает с появлением человечества на земле. Никаких заменителей питания раньше не существовало, и детей прикармливали с общего стола. С годами наше питание не улучшилось, как и не улучшилась экология на планете. Нам все труднее найти пищу натуральную и качественную. Считается, что именно поэтому детей нужно прикармливать «чистой» едой – баночной стерилизованной или исключительно со своей грядки. У сторонников педприкорма свое мнение: если ребенка сразу приучать к стерильному пюре – а ведь период до года официально назван периодом с высоким адаптационным потенциалом, известны случаи, когда новорожденные выживали в мороз на оленьем мясе – он потом будет долго привыкать к пище с нитратами и другой химией. Может даже заболеть от нее. Истина, как и прежде, где-то посередине: слушайте себя, выбирайте вид прикорма, близкий вам по ощущениям. После решения ввести педприкорм многие могут столкнуться с неожиданными препятствиями – к примеру, семья не согласится даже временно изменить привычкам в рационе. Придется отказаться от суррогатов – полуфабрикатов, соусов и приправ типа вегеты, бульонных кубиков, пищи жирной и жареной.

Основное отличие педприкорма: его сторонники считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь с семейными ритуалами.

После года ребенка переводят на общий стол, и он – после баночных и безвкусных (перетертых) пюре – начинает заново учиться питанию. Многие дети не могут из-за этого приучиться к детсадовской пище, им нужно, чтобы вся еда была перетертая, пюреобразная, они не воспринимают яркие вкусы. Вплоть до того, что многие продукты воспринимаются детским организмом как отрава. Велика опасность «неожиданных» аллергий, пищевой непереносимости. Дети, которым вводили педприкорм, редко становятся малоешками, и маме не приходится тратить силы на уговоры за столом: ребенок с малых месяцев понимает важность приема пищи, а главное – отсутствует давление, его никогда не принуждали к еде.

Эта точка зрения не претендует на абсолютную истину, она принадлежит последователям системы педприкорма.

Как вводить педприкорм, если ребенок…

…склонен к аллергии.

Здесь потребуются все резервы материнской интуиции. Редкий врач (бывают приятные исключения) сможет объяснить вам, как прикармливать на фоне диатеза. Известно, что детский организм очень чувствителен, и щечки могут краснеть без видимых поводов. При вводе педприкорма не обращают внимания на покраснение щек. Тревожным сигналом будет мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь, а также превращение обычного румянца в багровые пятна. Если щеки всего лишь розовеют – продолжаем вводить педприкорм. Дальше – больше: считается, что педприкорм как раз показан детям с предрасположенностью к аллергиям. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к неудобной еде. Например, у ребенка аллергия на грушу. Ему дают компот, сваренный из одной груши на 3 литра воды. Чуть ли не гомеопатия получается: подобное лечим подобным. Если выявилась аллергия на гречку – давайте по 1-2 крупинки гречки. Недостаточно для проявления аллергии, для привыкания – в самый раз. Нельзя запускать реакцию: розовые щечки – нормально, но усугубляющиеся признаки означают, что прикорм надо отменить.

Как же понять, на что именно появилась аллергия, если ребенку дают самые разные продукты? Ответ выше: «розовая» реакция не считается тревожным сигналом, как и небольшая сухость кожи. Если симптомы остаются прежними – продолжаем процесс. Если симптомы усугубились – перекраиваем рацион, оставляем только продукты с низким аллергенным потенциалом. Если симптомы ухудшились и не проходят в течение двух недель после перехода на строго гипоаллергенную пищу – отменяем прикорм.

…давится кусочками.

У ребенка в 5,5-6 месяцев еще проявляется рефлекс выталкивания языком. Поэтому нужно различать: не может справиться и пытается справиться – или давится. Опыт мам, вводивших педприкорм, показывает, что в подавляющих случаях ребенок сам прекрасно учиться одолевать кусочки, если не кидаться к нему с криками ужаса.

Внимательно следите за процессом поглощения пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Если вы видите, что ребенок всего лишь пытается привыкнуть к новой пище – не мешайте ему. Не давайте больших кусков, от которых легко «отмусолить» другой немаленький кусок. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд изначально выдаются в количестве «край чайной ложки». В том случае, если малыш давится несколько раз подряд – прикорм сворачивают и выжидают 3-5 дней. Не превышайте дозу. Часто именно стремление мамы подкормить побольше – или удовлетворить желание малыша получить побольше понравившейся еды – ведет к полному рту и невозможности справиться с комком еды.

Если ребенок не может откашляться, поднимите ему руки вверх и слегка наклоните вперед. Лишнюю еду убирайте изо рта пальцем – и предлагайте свежую дозу. И никогда не оставляйте ребенка наедине с едой без присмотра.

…на искусственном вскармливании.

Нежелательно. Основная идея педприкорма – это поддержка детского организма ферментами из грудного молока. Но опыт мам искусственников показывает, что и дети на ИВ прекрасно справляются с педприкормом, только вводить его нужно попозже, чтобы организм был покрепче.

…мало весит.

Как и в случае с аллергией, проблема должна быть конкретизирована. Если ребенок к полугоду удвоил свой вес после рождения, ему можно вводить любой прикорм. Если не удвоил, и потери веса значительны, проблема решается индивидуально с врачом. Детям со сниженным аппетитом педприкорм предпочтительнее, он сразу формирует правильное отношение к еде. Маме в будущем не придется устраивать танцы с бубнами, чтобы ребенок, сидящий в отдельном кресле с индивидуальным пюре, отличным от питания других членов семьи, заинтересовался этой массой.

И другие вопросы о педприкорме

Разрешать ли игры с едой (крошить хлеб, размазывать по столу содержимое тарелки)?

Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком большой кусок. До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка. Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

Как быть, если на столе бывают неполезные продукты?

Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины. Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме. Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь. Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать.

Нужно ли допаивать с введением педприкорма?

В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

Пища выходит в непереваренном виде – это нормально?

Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками. Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов. Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

Нужно ли искать какие-то особенные продукты?

Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части:

Как быть с тем, что обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?

Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

Нужно ли отменять в блюдах соль, сахар, молоко?

Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

Не рано ли давать 6-месячному малышу блины, борщ, взрослый творог, пусть даже и в микродозах? Как-то это странно, а?

Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель - мягкая адаптация.

Можно ли давать вчерашнюю еду?

Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

Можно ли начинать педприкорм позже?

Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

Ребенок сразу полюбил творог. Можно дать его побольше?

Нет, нельзя. Нужно переключить внимание на другой продукт.

Нужно давать только кусочки?

Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

Педприкорм – это ужасные ограничения, зачем себе усложнять жизнь?

Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется.

Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищи

Первая ложка

Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают - вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует - это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль - как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма - ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет - лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет - он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

Современное введение прикорма

Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает - возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз - чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда - овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса.
Данная система - продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей искусственников.

Вернемся к истокам…

К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей.
Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка - на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки - на здоровье!

Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам.

Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду.

Естественный прикорм

Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами - он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым - он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.

Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок...

В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года - не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.

Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.

Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное - это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью - ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка - мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой - берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот - изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде - берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете - отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза - минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой - это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.

Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта - он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще - хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную - из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Дети-аллергики

Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией - вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь».

Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи - не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.

Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди.

Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.

Продолжаем пробовать еду взрослых

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой - помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением - процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас - разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.

Вот нашла очень интересную статью про педагогический прикорм, я уже слышала о нем и причем много положительного. Кто-нибудь так пробовал?

Все, что написано в этой статье относится только к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом!

Когда же начинать прикорм ребенку на грудном вскармливании? Сейчас много мнений по этому вопросу. От некоторых врачей еще можно услышать рекомендацию начинать вводить яблочный сок,начиная с трех недель. Многие еще продолжают настаивать на введении пюре овощных, фруктовых и кашек с 3-4 месячного возраста. Встречается также мнение, что ребенка надо начинать прикармливать после появления первых зубов.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют начинать знакомство малыша с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей. Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка? Вот они:

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов - один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может "за один присест" попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувcтвие малыша не ухудшается, животик не “расстраивается”, он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит…

Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.

Очень часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. В сознании современных мам прочно сидит убеждение, что грудное молоко по своему качественному составу не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Совершенно игнорируется тот факт, что молоко - совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания человеческих детенышей, абсолютно полноценный по своей усвояемости и питательности. Исследованиями доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока, а полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Пищевое поведение малыша - не искусственно придумано, а обусловлено особенностями развития его организма, прежде всего желудочно-кишечного тракта. Мамы должны помнить, что их задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды! Если грудное вскармливание организовано правильно, то все что ребенку нужно, он доберет из маминой груди.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину - глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола - параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.

Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?

Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим. Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище. Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Как быть с ребенком старше года, не имеющим пищевого интереса? До года все попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Ребенок плакал, отворачивался, вплоть до рвоты. Сейчас ест очень плохо и не все, а только определенные виды баночного питания. Как приучить ребенка к взрослой пище и повысить аппетит?

Так, обычно, ведут себя дети, не видевшие, что и как едят другие люди. Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным.

Нужно перестать кормить ребенка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми, или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребенок или нет, по крайней мере, необходимо "делать вид" что это так... Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать - давайте. Наложить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте, и не наказывайте, если ребенок что-то разольет или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш - развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей. Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно. Задача мамы - защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии. Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться. Если у мамы есть возможность вводить прикорм под очным руководством консультанта по грудному вскармливанию (оптимальный вариант), тогда возможно будет это делать с 5,5 месячного возраста. Если действовать можно только самостоятельно, вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Есть ли особенности в ведении педагогического прикорма, если малыш или его родители - аллергики?

Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: “один шаг вперед, два шага назад”. Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у нее аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3х дней.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться. Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте. Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты. Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся... Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли? Есть дети, которые до поры до времени едят эту "детскую пищу" много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых - до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года - года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно "благополучно" минуют этап детского питания. "Благополучно" поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро...



Публикации по теме