Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют? Конспект

Программное содержание. Связная речь. Учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.

Словарь. Учить называть действия, характеризующие определенный предмет.

Грамматика. Упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе.

Наглядный материал. Рассказ Н. Калининой «Разве так играют?». Игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа) .

Ход занятия. Воспитатель читает рассказ Н. Калининой «Разве так играют?». Задает вопросы:

«О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?Что он делал? Что он сказал детям? Повторите, с какой интонацией он сказал детям «Разве так играют?».
Вспомните, чем заканчивается рассказ».

Педагог вызывает троих детей и предлагает им договориться, кто какую часть будет рассказывать-начало, середину, конец. (Пересказ можно повторить дважды).

Воспитатель обращает внимание детей на слова, которыми заканчивается рассказ «Разве так играют?» Говорит: «Представьте себе, что в нашу группу пришел новый мальчик, он никогда не был в детском саду и не знает, как нужно играть. Что бы вы ему рассказали, о том как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках?» Педагог выслушивает ответы двоих детей, дает им оценку. Отмечает умение использовать вежливые слова, понятно объяснить. Спрашивает: «С какими игрушками вы любите играть? Подумайте о какой игрушке я загадаю загадку: «Кинешь в речку-не тонет, бьешь о стенку-не стонет, будешь оземь кидать- станет кверху летать». (Мяч). Какими словами говорится в загадке про мяч? (Кинешь, бьешь, кидать, летать). А как можно играть с куклой? Что с ней можно делать? (Одевать, гулять, купать, укладывать спать и т.д.)

Подвижная игра (по усмотрению педагога).

Проводится игра на внимание «Кто пропал?» Педагог расставляет на столе игрушки. «Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке: это … (утята), это … (снегирята), это … (щеглята). Стали они играть, вдруг слышат: жжжжжжж! Что такое? Испугались малыши и попрятались. (Закрывает игрушки ширмой). А когда испуг прошел, птенцы вернулись на полянку. (Выставляет утят). Но куда делись остальные? Кто пропал? (Снегирята, щеглята).Кого нет?(Снегирят, щеглят).

Улетели куда-то и снегирята, и щеглята. Зато появились на поляне (выставляет, и дети называют сами) синички, попугайчики.

Щебечут птицы, играют. Вдруг снова что-то зажжужало. Испугались птенцы и разлетелись. (Прячет за ширму).Когда опасность миновала, вернулись (выставляет утят),а кого не стало? (Синичек, попугайчиков).

Утята оказались самыми смелыми. Заглянули за елку и увидели…Карлсона! Это его моторчик жужжал! Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы и вернулись. (Педагог поочередно выставляет, а дети самостоятельно или с небольшой помощью взрослого называют их).

Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково так же, как взрослых. (Синички, попугайчики).


Вельмискина Оксана Анатольевна

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Цель: учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.
Задачи:
- формировать умение детей выразительно пересказывать текст;
- воспитывать положительное отношение между детьми;
- учить называть действия, характеризующие определенный предмет.
Материалы: картинки разноцветных шаров (красные, синие, зеленые), одного мака, букета из маков, портрет Надежды Калининой, цветные карандаши, альбомные листы.
Структура занятия

Ход занятия

1. Организационный этап (2 мин.)
Цель: мотивировать детей на включение в деятельность, создать психологический настрой и активизировать внимание.

Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

Ответы детей.
Педагог приветствует обучающихся:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с рассказом Надежды Калининой «Разве так играют?»
Но для начала давайте взглянем на портрет Калининой Надежды Дмитриевны.

Послушайте стихотворение «Игрушки»
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котенок плюшевый,
Пирамиды в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень.
- Ребята, назовите игрушки, которые были в магазине.
На доску вывешивается портрет Надежды Калининой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5 мин.)
Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

Мишки, зайцы, куклы, кукольная посуда, кроватки для кукол, машинки, медведь на лошади.

Не знал, какую игрушку взять
- Сразу захотел взять все игрушки.

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю
- А теперь я хочу вам прочитать рассказ Калининой, который называется «Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?

О чем говорится в этом рассказе?
- Какие игрушки были в кукольном уголке?

Что делал Алеша?

Как Саша вел себя в кукольном уголке?
- Что он делал?
- Что он сказал детям?

Вспомните, чем закончился рассказ?

Физминутка «Стойкий солдатик».
Вот солдатики стоят, начинается парад.
Раз, два, три, четыре, пять
· начинаем мы шагать.
Наклонитесь все вперед, а потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок, и на месте – скок, скок, скок!
Носом – вдох, а выдох – ртом.
Дышим глубже
А потом
Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша!

3. Основной этап (15 мин.)
Цель: активизировать в речи детей глаголы, подбирать по смыслу глаголы к существительным

Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

Ответы детей.

Ответы детей.

Кинешь – не тонет, бьешь – не стонет, кидать – к верху летать.
- Катать, бросать, подкидывать.
- Одевать, укладывать спать, кормить, купать, гулять.

Шары.
- Шаров.
- Красные, синие, зеленые.
- Разноцветные.
- Маки.
- Маков.
- Давайте попробуем пересказать этот небольшой рассказ.

Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в школу и не знает, как нужно играть.

Подумайте, чтобы вы ему сказали о его поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.

С какими игрушками вы любите играть?
- О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет,
Бьешь о стенку не стонет,
Будешь оземь кидать
Станет к верху летать.

Какими словами говорится в загадке про мяч?

Скажите, что можно делать с мячом?

А как можно играть с куклой?

Давайте поиграем в игру «Один - много». Я вам называю один предмет, а вы мне должны назвать много таких предметов.
Шар -
Здесь много
- Какого они цвета?
- Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?
- Это мак, а это
- В букете много
Педагог вызывает троих детей и предлагает им договориться, кто какую часть будет рассказывать – начало, середину, конец. (Пересказ можно повторить дважды)

Во время ответов детей, педагог оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.

На доске картинки с разноцветными шарами.

На доску вывешивается картинка одного мака, затем букет из маков.

5. Итоговый этап. Рефлексия.(2 мин)
Цель: подвести итог занятия, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

- «Разве так играют?»

Надежда Калинина
- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали!
- С каким рассказом сегодня познакомились?
- Кто автор этого рассказа?
- А теперь возьмите альбомные листы и цветные карандаши, и нарисуйте свою любимую игрушку.

В большом доме на пятом этаже жили два мальчика: Саша и Алёша. Когда Саша и Алёша немного подросли, папа с мамой сказали:

Пора мальчикам в детский сад.

Саша обрадовался:

В детский сад! В детский сад! Мы пойдём в детский сад!

А Алёша спрашивает:

Какой детский сад? Что там делают?

Пойдёте - узнаете, - сказал папа, - и нам расскажете.

А мама говорит:

В детском саду у вас будет много товарищей. Будете вместе играть, гулять и заниматься.

У доктора

В кабинете за столом сидит доктор Нина Сергеевна. Перед доктором стоят Саша и Алёша.

Мне нужна справка, - говорит мама, - что мои дети здоровы и что им можно ходить в детский сад.

Как фамилия ваших детей и как их зовут?

Калинины, Саша и Алёша.

Нина Сергеевна взяла со стола пачку карточек, нашла карточки Саши и Алёши и положила перед собой:

Разденьте ваших мальчиков, я их осмотрю.

Она вымыла руки и поставила перед собой Алёшу:

Покажи горло.

Алёша открыл рот и вытаращил глаза, а Саша зажмурился и громко закричал:

Погодите, так я ничего не пойму.

Потом Нина Сергеевна взяла трубку и стала слушать Алёшу:

Дыши, дыши сильнее… Ещё сильнее!

Алёша старался, дышал, а Саша ему помогал.

Нина Сергеевна подняла голову: что за паровоз рядом пыхтит?

Ну-ка, паровоз, поезжай к окну, не мешай слушать Алёшу.

Осмотрела Нина Сергеевна Алёшу, осмотрела Сашу.

Мальчики здоровы, - сказала она, - всё у них в порядке. Посидите, я напишу справку, что завтра Саша и Алёша могут идти в детский сад.

Как Саша и Алёша пришли в детский сад

Мама, Саша и Алёша пришли в детский сад.

Алёше страшно, он тянет маму за рукав:

Домой хочу!

А Саша не боится, на ребят смотрит.

Подбежала девочка с двумя косичками, говорит:

Я сейчас Веру Ивановну позову! - и убежала. Пришла Вера Ивановна, воспитательница младшей группы, поздоровалась с мамой, посмотрела на мальчиков и сказала:

Здравствуйте, Саша и Алёша! Только кто же из вас Саша, а кто Алёша? Сейчас отгадаю. Алёша, должно быть, стоит впереди, ничего не боится, а Саша, наверное, за маму прячется.

Смешно Саше:

Это Алёша прячется!

Ах, это Алёша со мной в прятки играет? А его на ковре ждут игрушки, а на полке - большие кубики, из них можно пароход построить.

Вера Ивановна говорила весело, смотрела ласково; одной рукой погладила по голове Сашу, другой - Алёшу и сказала:

Раздевайтесь скорее. Вот, Алёша, твой шкафчик, а это Сашин; сюда вы будете вешать пальто, на полочку класть шапку, а вниз ставить калоши, как все ребята. Чтобы вы не перепутали шкафчики, мы наклеим на них картинки.

Ребята побежали, принесли клей, кисточку и две картинки: на одной был нарисован самолёт, на другой - лошадка. Вера Ивановна приклеила на Сашин шкаф самолёт, а на Алёшин - лошадку.

Такая же лошадка есть у нас в кукольном уголке, - сказала она.

Наша большая! На колёсах! - зашумели ребята. - Пойдём покажем!

Вы идите, - сказала мама Саше и Алёше. - И я пойду, а то на работу опоздаю. Не шалите, не скучайте, вечером я за вами приду.

Разве так играют?

Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.

Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет - всё в одну кучу складывает:

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Как ребята играли

Посмотрите, что я для вас приготовила, - сказала Вера Ивановна и достала из шкафа большой ящик.

Поставила ящик на стул, открыла крышку, а там деревянные матрёшки - большие и маленькие.

Большая матрёшка - мама, а маленькая - её дочка Катенька, - сказала Вера Ивановна. - Пусть каждый подойдёт и возьмёт себе кто хочет - матрёшку-маму, а кто хочет - дочку Катеньку.

Ребята взяли матрёшек и уселись за стол. Мамы-матрёшки торопятся на работу - попрощались с дочками и ушли, а маленькие матрёшки гулять побежали. Бегают по всей комнате, всё разглядывают. К птичке подбежали - птичку напугали; к куклам подошли, на кукол посмотрели, в книжный шкаф заглянули. Сашина Катенька уселась на машину и прокатилась через всю комнату на грузовике, а Оля свою в коляске покатала.

Вера Ивановна запела, захлопала в ладоши. Пляшут матрёшки-Катеньки, одна лучше другой. Нагулялись они, наигрались, пора домой. А дома их большие матрёшки дожидаются, пришли с работы, обед приготовили. Усадили своих дочек за стол, говорят:

Кушайте, кушайте, ничего не оставляйте.

Всё съели Катеньки, теперь надо их спать уложить. Дала Вера Ивановна каждому коробочку. А в коробочке - подушечка и одеяльце. Это Катенькина кроватка.

Уложили большие матрёшки своих дочек спать. Поставили ребята коробочки-кроватки на стол рядами, как в детском саду в настоящей спальне. А больших матрёшек расставили на подоконнике.

Мы гулять пойдём, они на нас будут в окно смотреть.

Пошли ребята в раздевалку тихонько, разговаривают шёпотом, чтобы маленьких матрёшек не разбудить.

Пусть спят маленькие матрёшки, пока ребята гуляют.

Как полотенце пропало

Стоят в умывальной комнате шкафчики.

На шкафчиках наклеены картинки.

Под картинками висят полотенца.

Пришли ребята умываться, смотрят - один шкафчик пустой. Не висит на вешалке полотенце.

Куда оно пропало?

Чей это шкафчик?

Посмотрели на картинку - нарисовано яблоко. Это Олина картинка - значит, сюда Оля вешает полотенце. Спрашивают ребята Олю:

Где твоё полотенце? Куда ты его спрятала?

Никуда не прятала. Я его в кукольный шкаф положила, буду посуду вытирать.

А разве посуду и лицо одним полотенцем вытирают?

Вот так помог!

Ребята сели обедать. Рядом с Сашей села девочка Леночка. Леночка была хорошая девочка, а ела она очень плохо. Ложку супа съест - и на всех смотрит. Вера Ивановна сказала Леночке:

Кушай скорее - суп остынет, будет невкусный. А Леночка всё равно медленно ела.

Старшая группа.

№ нед

Тема

познание

коммуни-кация

форм.

целос. мира

рисование

лепка

апплик

худож. лит

итог

Детский сад

Д. С.-высот. здания из коробок

Пересказ рассказа Н. Калининой “Разве так играют?” + ЗКР [С-З](6,25)

Д. С.-моя вторая семья (5,12)

Мой любимый д. с.

Сюжетное. наша группа

Детский сад (2,54)

Чтение В. Берестов “Читалочка”, А. Барто “В школу”

Фотовыс-тавка

“Наш д. с ”

Осень

В тепле и холоде (1,59)

Составление описательных загадок об овощах и фруктах +

словарная работа

Дары осени. Осен. день –год кормит

Огурцы и помидоры на тарелке

С натуры “Осен-ние листья” (краски

осени) (1,50)

Осен. натюрморт

(овощи и фрукты)

Чтение рассказа Сутеева “Яблоко”

Выставка поделок из овощей и фруктов

Здоровье

Человек. Проверим слух. Наши помощники-глаза (1;113,114)

Рассказывание на тему: “Я здоровье берегу, сам себе я помогу + грамат. стр. речь

Как устроено тело человека (3,84)

Тампонирование. Роспись блюда

Спортс-мены

Чтение сказки “У страха глаза велики” (1,82)

Спортив-ный праздник

“День здоровья”

Труд взрослых

Оригами. Самолет

Составление рассказа из личного опыта “Как трудятся мои родители”+ творческие игровые задания

Профессии людей

Декоративное “Кружева” Украсим платок

Девочка в

нарядном

Дома на нашей улице (2,70)

Маршак “Почта”

Фотовыс-тавка

“Работа наших родите-лей”

Осень

Почему цветы осенью вянут?

Пересказ рассказа Я. Тайц “По грибы”

ЗКР [С-Ц](5,19)

Как выращивают хлеб (1,22)

По представлению “Осен-нее дере-во”(1,32

Золотая хохлома и золотой лес (1,66)

Из осенних листьев “Осенние картины”

Заучивание стих. С. Когана ”Листки” (1,83)

Выставка детских рисунков

Город

Составление рассказа на тему:”О нашем городе мы свой ведём рассказ”+ словарная работа (2,119)

Разные здания (6,24)

Маши-ны на нашей улице (3,76)

Разные здания на улице

Литерат. викторина по р. н.сказ-кам

День народ.

единства

Рассматривание обозначений на карте

Рассказывание на тему: “Страна, где мы живем” (2,51) и (4,70)

Государст. флаг и гимн (6,72)

Моя Родина

Российский флаг

Российс-кий флаг

Чтение р. н. сказки “Хаврошечка” (1,111)

Акция “Открытое письмо родителям

Осень

Разл. растения. Зачем им крылышки? Зачем репейнику крючки? (1;,74,75)

Рассматрива-ние по картине И. Левитина “Золотая осень”+ фонема тич.

Осенние хлопоты человека

Яблоня с яблока-ми

С натуры “Осен-ние листья” (1,50)

Листья танцуют превра-щаясь в деревья

Чтение Г. Скребицкого “Осень ” (1,90)

Праздник осени

Транспорт

Машины из спич. коробков

Коллективное сочинение сказки “Приключе-ние грузовика”+ ЗКР [Ш-Ж]

Виды транспор.: наземные, воздушные, водные (6,42)

Летят самоле-ты

Какие автомо-били приво-зят продук-ты в магазин

Машины нашей улицы

Чтение сказки д. Родари “Дудочкин и автомобили”

Выставка рисунков

“Транс-порт будущего”

Птицы

У кого какие клювы? Как устроены перья у птиц. Почему говорят “Как с гуся вода” ? (1;64,79)

Составление рассказа по картине “Курица с цыплятами” +

Словарная работа

щие и перелетные птицы

Горо-децкий пету-шок (рису-нок на круге) (2,79)

Тампо-ниров. Наши друзья (3,75)

Лебеди (2,75)

Пересказ рассказа Е. Чарушина “Воробей” (1,135)

Выставка

“Птицы”

по группам

Животные

(дикие)

Сравнение зайца и лисы

Пересказ рассказа

Е. Чарушина “Лисята”+ грамм. строй речи (6, 47)

Животные нашего края (6,63)

Декорат “Дым-ковские кони”

Кто живет в лесу (дикие живот-ные)

Коллек-тиная

“Лесные звери”

Чтение р. н. с. “Лисичка се-стричка и серый волк” (1,85)

Выставка поделок

животных из брос. материала

Безопасность

Пришивание пуговиц

Бытовая техника + творческие речевые упр

Безопасное поведение на дороге

Дети гуляют зимой на участке

Дети играют в мяч

Чтение р. н.сказки “Сестричка Аленушка и братец Иванушка” (1,116)

Развлече-ние

Растения

(комнатные)

Составление сравнительных рассказов по моделям. +

Фонематичес-кий слух

Растение - живое существо

Кляксо-графия

“Краси-вые цветы”

раст “Фиал-ка”

Цветы уголка природы

Чтение сказки В. Катаева “Цветик - семицветик”

Презента-ция книг, рассказов детей о комн. растениях

Безопас-ность

Температура.

“Горячо-холодно”

Опасные ситуации (ПДД). Придумыва-ние

продолжения истории.+ ЗКР

Предметы, требующие осторож-ного обращения

Свето-фор

Спец. машины

Колек-тивная. Улица города.

Чтение С. Михалков

“Дядя Степа”

Стенгазета “Витами-ны и др.

полезные продукты”

Новый год

Фонарики для елки

Составление рассказа “Как мы наряжали ёлку”+ словарная работа

Новый год у ворот

Карнавальный костюм

Декор. Гжель “Порт-рет снегурочки”(

Из солен. теста. Звонкий колоко-льчик (1,104)

Ю. Кутузов “Ежик елку наряжал”

Праздник

Традиции

Дома разных народов

материалов)

Придумыва-ние сказки “О том, как дружба в беде помогла”+

грамм. строй речи

Люди нашего города, националь-ность

Укра-сим фартук карел.

Орна-ментом (1,66)

росписьУзоры на кухон-ных досках

Заучивание стихов о Петрозаводске

“Рождест-венские подарки малышам”

Зима

Опыты со льдом

Рассматрива-ние и рассказывание по картине И. Шишкина “Зима”

Зимние явления в природе

День Победы

Рассматривание картины “Дне Победы”+ фонем. слух

День победы (6,84)

Геор-гиевс-кая ленточ-ка

КляксогПразд-ничный салют над городом

Военная техника (2,79)

Кассиль “Памятник советскому солдату” (2,42)

Празднич-ный концерт

Лето

Опыты с водой (1,82)

Рассматрива-ние картины по теме с использованием элементов ТРИЗ+ словарная работа

Что мы знаем о воде

Сюжет-ное. Веселое лето

Декор. Лето красное пришло

Нарядные бабочки.

Чтение словацкой сказки “У солнышка в гостях” (1,124)

Викторина.

Лето

Опыты с воздухом (1,85)

Составление описательного рассказа о насекомых по моделям+ грамматика

Пыльца на пестрых крыльях

(насеко-мые)

Кузне-чик

Монотипия. Краси-вые бабочки

Мы на луг ходили, мы лужок лепили (1,200)

Инсценировка “Когда это бывает”

Выставка рисунков

“Как мы будем отдыхать летом”

Список литературы .

Формирование целостной картины мира .

Алешина..Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительности Воронова А. Азбука общения Авдеева Воловец педагогического процесса Волчкова занятий Мы живем в России. Старшая группа.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Лыкова деятельность в д. с. Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.

Рисование .

Лыкова деятельность в д. с. Скоролупова с русским народным декоративно - прикладным искусством Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.

Художественная литература .

Ушакова дошкольников с литературой Хрестоматия

Коммуникация.

Развитие речи в д. с. . Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Мы живем в России. Старшая группа Волчкова по развитию речи в д. с. Гербова культура речи . Старшая группа. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа

Познание.

Дыбина рядом. Опыты и эксперименты для дошкольника. .Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Елена Аказина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»

Пересказ рассказа Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют

Программные задачи :

- связная речь : учить выразительно пересказывать текст ;

- словарь и грамматика : активизировать в речи глаголы , учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Материалы :

Ход занятия

Воспитатель : Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» :

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

Воспитатель : Ребята, жалко вам игрушечного зайца? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно ли поступила девочка - хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём? (ответы детей) .

Чтение стихотворения А. Барто “Мишка”:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Воспитатель : А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней

Воспитатель : Ребята, а вы любите игрушки?

Дети : Да.

Воспитатель : Есть ли любимые?

Дети : Да.

Воспитатель : А как вы к ним относитесь? (Ответы детей) .

Воспитатель : А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх) .

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) .

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) .

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) .

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза,

Начинают все играть (изобразить любое движение) .

Воспитатель : Ребята, я прочитаю вам рассказ , который написала Н. Д. Калинина , он называется «Разве так играют .

Воспитатель читает рассказ .

«Разве так играют

Пришли Саша с Алешей в младшую группу , подошли к игрушкам. А игрушек много : есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть . А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает :

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю .

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют ?

Послушайте внимательно еще раз.

Дети пересказывают текст по цепочке . Пересказ можно повторить дважды.

Вопросы :

1. О чем говорится в этом рассказе ?

2. Какие игрушки были в кукольном уголке?

3. Что делал Алеша?

4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?

5. Что он делал?

6. Что он сказал детям?

Воспитатель : Вспомните, чем заканчивается рассказ .

Рассказ заканчивается словами : «Разве так играют , и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе , если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть . Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том , как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках .

Отвечают дети (по одному) . Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи , умение объяснять понятно.

С какими игрушками вы любите играть ?

О какой игрушке я загадаю загадку?

Кинешь в речку - не тонет,

Бьешь о стенку - не стонет,

Будешь оземь кидать -

Станет кверху летать.

(Мяч.)

Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)

Дети отвечают.

Скажите, что можно делать с мячом.

Дети. Катать, бросать, подкидывать,передавать ,отбивать.

Воспитатель. А как можно играть с куклой , что можно с ней делать?

Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять, расчесывать и т. п.

Артикуляционная гимнастика.

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам…

Буду подражать слону,

Губы хоботом тяну…

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне.

Вот веселая лошадка,

Темная как шоколадка…

Воспитатель : Ребята, а у меня к вам вот какой вопрос - а как вы думайте, откуда берутся игрушки? (из магазина) .

Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Игрушки» :

В магазине «Детский мир»

Есть отдел игрушек.

Там и полосатый тигр,

И котёнок плюшевый,

Пирамидки в ряд стоят,

Куклы в разных платьицах,

Неваляшки не лежат,

И петрушки дразнятся.

Разноцветные мячи,

Кегли и машины,

Паровозик заводной

Проезжает мимо.

Все игрушки хороши!

Выбирай, что хочешь.

Без игрушек малышам

Грустно было б очень

(Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель предлагает назвать игрушки, которые есть в группе , подумать, почему эти предметы называются игрушками. Просит детей сказать из какого материала они сделаны. Ребёнок двумя руками обследует игрушку и говорит из какого материала сделана (Это кубик, он сделан из дерева. Он деревянный) .

Воспитатель : Заканчивайте начатые мною предложения.

Кукла стоит выше, а машина … (ниже) .

Грузовая машина больше, а легковая машина … (меньше) .

Отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Дети. Лук.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.

Воспитатель : В корзине много чего?

Дети. Лука.

Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами : шар (пар, дар, мак (лак, рак, лук (жук, бук) .

Дети отвечают.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один - много» .

Игра «Один - много»

(детеныши животных)

Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?» . Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фигурки.)

Итог занятия .

Обобщающие вопросы по теме занятия .

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Альма» Воспитатель: Рыжикова Ольга Валентиновна. Цель: обучение детей пересказованию короткого рассказа. Задачи: -связная речь: учить детей связно,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 30 «Улыбка» г. Южно – Сахалинска.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа: «На кухне» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа "На кухне" Арбузова Анастасия. Программное содержание: Обогащать и активизировать.

Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца "Поезд" Подготовила: воспитатель Савиных Е. Ю. Цель:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) Воспитатель: Муравлева З. В.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял" Программные задачи: 1. Учить.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Подготовила Кондратенко Ольга Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Задачи: учить пересказу от лица главного героя, активизировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова- Микитова «Белки» Цель. Научить детей связно.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разве так играют?» Задачи: учить выразительно, пересказывать текст; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных; учить.

Библиотека изображений:



Публикации по теме