Праздник народного календаря яблочный спас. Какого числа Яблочный Спас? Из истории Яблочного спаса

Сегодня 19 августа 2018 отмечают большой православный праздник Яблочный Спас – второй в череде «трех Спасов». Каждый год их отмечают 14 августа (Медовый), 19 августа (Яблочный) и 29 августа (Ореховый или Хлебный).

Что за праздник Яблочный Спас, что означает и какая его история

Праздник установили в честь памяти о преображении Иисуса Христа, произошедшем на Фаворе. В Евангелие указано: Иисус Христос с тремя учениками - Иаковом, Иоанном и Петром - взобрался на Фавор. Все вместе они начали усиленно молиться. Ученики через какое-то время уснули, а когда проснулись, увидели Иисуса Христа преображенным, с сияющим лицом, в белоснежных одеяниях. Затем появились два пророка - Илия с Моисеем, а вскоре ученики услышали голос с небес, гласящий, что Иисус Христос - Его Сын, и Его нужно слушать. Когда ученики и Иисус Христос спускались с горы, Иисус Христос приказал им не рассказывать никому о том, свидетелями чего они стали, пока Он не умрет и не воскреснет.

Преображение Иисуса Христа случилось за 40 дней до Его смерти, в феврале, но отмечать его стали в августе. Перенести праздник пришлось, чтобы он не припадал на Великий пост. Сейчас его отмечают за 40 дней до Воздвижения Креста Господня.

Поскольку Яблочный Спас отмечают в дни Успенского поста, в пищу разрешили употреблять рыбные блюда, вино и масло растительное. В храмах священнослужители облачаются во все белое. Обычай святить яблоки пошел с VIII века, а сейчас в храмы на освящение несут виноград с грушами, овощи, пшеничные колоски с медом. Говорят, пока не наступит спас, яблоки не едят - нельзя, особенно тем, у кого умер ребенок. После освящения яблок их нужно раздавать нуждающимся, бедным.

Традиции на Яблочный Спас

На праздник принято печь яблочные пироги, блины из постного теста. Из яблок варят компоты, варенье. Говорят, в такой день не убивают насекомых, и даже не прогоняют, иначе не будет удачи и счастья.

В праздничный день нельзя:

  1. пребывать в плохом настроении;
  2. заниматься физическим трудом - шитьем, вязанием, стиркой, мелкими хлопотами;
  3. говорить громко, смеяться;
  4. участвовать в увеселительных мероприятиях;
  5. допускать ссоры с близкими;
  6. злиться, желать зла.

Утром на Яблочный Спас нужно отправиться в церковь со спасовой корзиной в составе яблок, символизирующих урожай, крепость души, хлеба, символизирующего дом и семью, хрена, символизирующего стойкую веру, соли, символизирующей готовность к жизненным трудностям, выпечки. Все, что было освящено, нужно съесть. Если остатки испортились, их или отдают скоту, или закапывают в саду. Корзину дополняют свечами, зеленью.

Что нельзя делать на Яблочный Спас

Чересчур строгих запретов на Яблочный Спас нет, и все же праздник попадает на время строгого Успенского поста, который не приветствует нарушение постного питания.

Нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, и даже в этот день, пока фрукты не освящены в церкви.

Нельзя шить, вязать, заниматься уборкой и строительными работами. Вообще, лучше не выполнять никакой физической работы, кроме приготовления пищи и сбора урожая.

Помните, что до 27 августа идет Успенский пост. Поэтому нельзя развлекаться, а также есть мясо, яйца, жирную пищу.

Также нельзя убивать или прогонять насекомых.

В этот день принято угощать детей бедных и больных людей. Чем больше яблок получится раздать, тем более добрым и щедрым будет к вам Бог. Хорошие хозяйки пекут яблочные пироги.

Праздник Яблочного Спаса, прежде всего, должен напомнить людям о важности духовного преображения.

Приметы на Яблочный Спас

Примета о погоде на Яблочный Спас: какая будет погода на Второй Спас, такую следует ждать и в январе месяце.

Если погода сухая и жаркая в этот день, то осень будет сухой, без дождей, теплой, и наоборот.

Если листочки на деревьях стали желтыми, будет скоро холодно.

Если ветер сильный дует - придет суровая зима.

Покров будет таким же, как день Яблочного Спаса.

Ранее считали, что погода 19 августа это зеркальное отражение погоды в январе. Какие либо осадки на протяжении всего дня праздника предполагают снег зимой, ну а если в день Яблочного Спаса стоит жара, то снега в январе месяце будет мало.

Примета на Удачу: невероятный успех и богатство следует вам ждать, в том случае если в день Яблочного Спаса муха два раза села на вашу руку.

Весь следующий год вы абсолютно точно проведете в изобилии, в том случае если в день Спаса угостите нищего яблоками.

Обязательно вынесите сами фрукты, если увидите вдруг такого человека на улице. А в том случае, если за целый день праздника вам совершенно не попадется на глаза нуждающийся человек, то это является достаточно плохой приметой.

С праздником Яблочного Спаса!

Яблочный Спас: традиции верные и суеверные

— А разве можно яблоко сейчас, Преображение ведь через неделю! - возмущалась в прошлое воскресенье прихожанка в церковном дворе.

— Можно-можно, они магазинные, значит, их в прошлом году освятили, - шутит в ответ седобородый священник.

Сегодня православные празднуют Преображение Господне или, как его чаще называют в народе, Яблочный Спас. Но такие диалоги можно услышать и в канун Медового Спаса (14 августа), и в канун Полотняного или Хлебного (29 августа). А на вопрос: почему православным нельзя летом до определенной даты есть ни меда, ни яблок, внятного ответа почти никто не дает. О том, как отличить суеверия от подлинной церковной традиции празднования Яблочного Спаса – в материале РИА Новости.

© РИА Новости / Виталий Аньков

Православные христиане отмечают Яблочный Спас

Праздник не в тот день

Согласно Евангелию, Иисус Христос вместе с ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - взошел помолиться на гору Фавор. Апостолы увидели, что он преобразился - «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» - и как явившиеся им пророки Илия и Моисей беседовали с их Учителем. «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один», - повествует Евангелие от Луки.

А когда видение исчезло, Иисус сказал ученикам, что ему предстоит умереть, а затем воскреснуть. Но строго запретил им рассказывать об этом кому либо.

Произошло это за 40 дней до смерти Христа. Почему же Церковь отмечает праздник не в феврале, а в августе?

«Причина в том, что без перенесения на другой месяц это торжество приходилось бы всегда на дни святой Четыредесятницы (Великого поста – ред.), а это было бы несовместимо с великопостным служением и печальным покаянным временем», - объясняет протодиакон Дмитрий Половников.

Святые отцы Церкви называли Преображение днем, когда «радовались пророки и апостолы» и постановили отмечать его в августе, за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня, когда верующие будут вновь вспоминать распятие Спасителя.

Духовенство в этот день совершает службу в белоснежных облачениях. Но,несмотря на праздник, соблюдение Успенского поста не отменяется, хотя и с послаблениями – разрешаются рыба, вино и елей (растительное масло).

«В России с виноградом туго»

«Все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни - все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся… Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню», - объяснял духовный смысл праздника Преображения известный православный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний.

Еще в IV веке - достоверно известное время существования праздника - на Преображение освящали плоды нового урожая. По одной из версий, так Церковь вытесняла языческие праздники урожая - в честь Вакха-Диониса, например.

«В священническом служебнике в месяцеслове первой находится молитва на освящение винограда. Дело в том, что в Греции (читай Византии) виноград поспевал как раз к этому времени. А первые плоды верующий человек всегда приносил в храм как свою жертву Богу и для освящения всего урожая. Принесение и освящение первенцев (это относится как к людям, так и к животным и различным плодам) - «стандартная» религиозная традиция, как для иудаизма, так и для языческих религий, и христианство не могло остаться в стороне от выражения благодарности к Богу за плоды. Это сейчас магазины круглогодично предлагают все разнообразие плодов мира, а раньше, что выросло, то и ели. Так что, надо благодарить Бога за то, что выросло», - говорит протодиакон Дмитрий Половников.

В храмах Русской православной церкви после богослужения освящаются не только яблоки, но и виноград, сливы и все, что выросло в садах. Но почему все же все таки «Яблочный» Спас?


© РИА Новости / Константин Чалабов

Празднование Яблочного спаса в городах России

В Церкви не устают повторять: подобные обряды ничего общего ни с с самим праздником, ни с православием не имеют. Это всего лишь суеверия.

«Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется», - предупреждает митрополит Бориспольский и Броварский Антоний.

Но ведь и в церкви от постоянных прихожан можно услышать, что до Преображения есть яблоки - грех. Для большей убедительности в пример приводят Адама и Евау: вкусили, мол, запретное яблочко - и вон из Эдема! Только, оказывается, дело тут вовсе не в дате.

«Типикон (богослужебный устав - ред.) предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения», - объясняет митрополит Антоний.

«В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания», - добавляет он.

19 августа празднуется Второй Спас, который ещё называют Яблочным. Православная церковь в этот день отмечает . Праздник посвящен знаменательному событию из жизни Иисуса Христа. В конце земного пути Спаситель сообщил Своим ученикам, что ему предстоит пострадать за людей, быть распятым на кресте, умереть и на третий день воскреснуть. Однако ученикам было сложно в это поверить. Тогда Иисус возвёл трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова – на гору Фавор, расположенную недалеко от Назарета и преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белоснежными.

Во время Преображения явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые обсуждали с Господом конец Его земного пути. Потом гору и всех, кто находился на ней, осветило светлое облако, из которого раздался глас небесный, свидетельствующий о Божестве Иисуса: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Моё благоговение. Его и слушайте ». Удивленные ученики в испуге упали на землю и закрыли свои лица. Христос подошел к ним, коснулся и сказал: «Встаньте и не бойтесь ». Ученики поднялись на ноги и открыли глаза, но никого, кроме Иисуса они не увидели. Когда они спускались с горы, Он запретил им говорить о том, что они здесь увидели, до тех пор, пока их Учитель не воскреснет из мёртвых.

Преображением на горе Фавор Христос показал славу Своего Божества. Сделал он это для того, чтобы ученики во время Его Крестных страданий и смерти не поколеблись в вере в Него – Сына Божия.

История праздника Яблочный Спас

На Руси праздновать Яблочный Спас начали очень давно. Как и другие августовские праздники приурочен он к сбору урожая. В народе Спас был одним из самых почитаемых праздников, а дату, на которую он выпадал, связывали с наступлением осени. После крещения Руси праздник обрел новую силу, потому что в этот день Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне. Нынешний Спас вобрал в себя элементы христианства и язычества, различные народные и церковные традиции.

Яблочный Спас: традиции праздника и его обычаи

По традиции, на Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Вторым, или яблочным, Спасом. Кое-где, видимо под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе».

В этот день наши предки отмечали Осенины – встречу осени. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа – к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг. В это время наблюдается начало перелета лебедей, что является предзнаменованием скорого наступления холодов: «Лебедь на хвосте несёт зиму ».

С раннего утра на паперти церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха, репы и брюквы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи. После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане всего понемногу ссыпали в специальные корзинки – в пользу причта. Потом, перекрестясь, разговлялись яблоками. Священник передавал яблоки детям, нищим и тем людям, у которых не было своих садов.

Вернувшись из храма, крестьяне приступали к сбору яблок (кроме поздних сортов). Владельцы больших садов, составляющих значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором урожая приглашали к себе священника. В саду под деревьями ставили икону Преображения Господня и служили благодарственный молебен, после чего приступали к снятию яблок.

Садоводы спешили собрать как можно больше фрукты, потому что верили – собранные в этот день плоды лучше выглядят и дольше сохранятся. К тому же впереди крестьян ждало много работы – уборка других фруктов и овощей, жатва ярового хлеба, посев озимых. Всё это нужно успеть до наступления осенних ненастных дней. Не случайно в народе говорили: «После Второго Спаса дождь – хлебогной ».

В некоторых деревнях на Преображение Господня организовывали так называемые столованья. На площади перед храмом ставили длинный ряд столов, хозяйки выносили всевозможную снедь, прежде всего ватрушки и пироги с яблочной начинкой, яблочный квас, отчего вся окрестность наполнялась ароматом выпечки и свежих яблок. У этих столов собирался народ, пробуя угощения и нахваливая хозяек.

Существовало поверье, что на том свете детям, чьи родители до Второго Спаса не ели яблок нового урожая, раздают яблочки. Поэтому взрослые, особенно те, у кого умирали дети, считали за большой грех кушать яблоки до Преображения.

Время после Второго Спаса считалось самым удачным для посева озимых, особенно если погода тому благоприятствует. Сеять рожь старались при северном ветре, тогда, по народным наблюдениям, она родит крепче и крупнее.

Ещё 19 августа справляли «горохов день»: одевались в праздничные платья, шли на гороховое поле и потчевали друг друга. В некоторых губерниях долгое время существовал обычай всеобщего разговения горохом: отслужив молебен, крестьяне всем миром отправлялись на гороховое поле, где до самого вечера лакомились зелёными стручками, не обращая внимание на то, где своя полоса, а где чужая. Эти гороховые разговены были истинным праздником для деревенской детворы, которая за целый день вдоволь наедалась вкусного и сладкого гороха.

Накануне праздника пчеловоды одаривали водяного. Делали это ночью, до того, как начнут петь петухи. Водяного кормили свежим мёдом, от каждого улья приносили понемногу воска. Также водяному духу приносили жертву: топили в пруду или болоте первый пчелиный рой, «первак». Делалось это для того, чтобы уберечь пчел в будущем и не допустить больших разливов рек весной.

По погоде дня определяли, какой будет осень и зима:

  • сухой Спас предвещает сухую осень;
  • мокрый – мокрую;
  • ясный – суровую зиму.

Яблочный Спас: поговорки и пословицы

  1. Каков Второй Спас, таков и январь.
  2. Второй Спас – всему час.
  3. Второй Спас шубу припас.
  4. На яблочный Спас готовь рукавицы про запас.
  5. В («на воде») олень в реке обмакивает копыто, во Второй Спас («на горе») – хвост (от чего становится ещё холоднее вода).
  6. Со Второго Спаса засевай озимые.
  7. На Яблочный Спас и нищий нищего яблочко угостит.

Видео: Яблочный Спас

Каждый год 19 августа народ отмечает Яблочный спас. Это яркое летнее торжество, разбавляющее весельем суровый , проходит в несколько этапов.

В празднике сплелись церковные традиции и языческие верования, о которых мы расскажем ниже.

В древние времена существовали не только Ореховый, и Яблочный, но и другие Спасы, посвященные продуктам – грибам, ягодам, хлебу.

До наших дней сохранилось лишь трио главных августовских торжеств, возможно потому, что все они нашли свой церковный эквивалент.

Так, Яблочный спас совпадает с православным праздником Преображения Господня . В этот день люди традиционно несут в церковь садовые фрукты и овощи (а не только яблоки), чтобы их освятить.

Обычаи и приметы Яблочного спаса

Историки полагают, что имя древнему празднику дал языческий бог Спас (в других источниках – Вакха), которому трудолюбивые земледельцы посвящали свой обильный урожай (в основном, виноград, а там, где он не рос – яблоки).

До значимой даты плоды считались зелеными и незрелыми, поэтому употреблять их в пищу не рекомендовалось. Зато после 19 числа кушать яблочки можно было в любых количествах.

Люди верили, что съеденный в этот день фрукт наделит их здоровьем, долголетием и недюжинной красотой.

В IV веке торжество включили в христианский календарь, связав его название с фигурой Христа Спасителя и Преображением Господнем.

Праздник также именуют Спасом на горе, Вторым спасом или Днем первых плодов. Из августовской тройки он считается самым важным и значительным .

Описание праздника Яблочный спас

Современная суть праздника будет понятна из библейской истории о Преображении господнем. Перед самой смертью Иисус обратился к ученикам своим, поведав о грядущих страданиях во благо человечества.

На горе Фавор он собрал апостолов и во время молитвы преобразился перед ними. И увидели они, что одежды Христа в мгновение побелели, а лицо засияло.

До смены календаря на григорианский праздник отмечался 6 августа. В этот день в храмах проводится Божественная литургия, поется канон, а в финале освящаются яблоки и прочие плоды, собственноручно выращенные и принесенные прихожанами .

В Яблочный спас принято поминать всех, кто умер, а также относить освещенные плоды на могилки детей.

Считалось, что если родители до самого праздника не будут есть «дары лета», то их почивших малышей на небе ждут гостинцы от Девы Марии, в том числе золотые райские яблочки.

Яблочный спас: как отмечать и соблюдать традиции

Народ старался не лакомиться фруктами и овощами вплоть до Яблочного спаса (разрешены были только огурцы и ягоды).

Зато начиная с этой священной даты можно было «разговеться яблочком» и попотчевать организм другими свежими витаминами. Плоды по словам верующих обладали истинной магией и способствовали исполнению желаний.

Праздник также называли «Первые осенины» или «Встреча осени» . Торжество напрямую связано с проводами лета: считалось, что с 19 августа начинает холодать, и солнечный сезон уступает свои права осеннему ненастью.

Поэтому в этот светлый день пеклись пироги с ароматной начинкой, варились яблочные джемы и варенья, в полях устраивались веселые хороводы и пелись песни.

Приготовленной выпечкой и иными лакомствами было принято угощать прохожих, в особенности, нищих.

Была примета: чем больше в этот день благ отдашь бездомным и беднякам, тем лучше позаботится Господь о твоей почившей родне. Хозяева садов обязательно выставляли на дорогах тележки с фруктовыми угощениями.

Если вы еще раздумываете, как отметить и что приготовить на Яблочный спас, отдайте предпочтение самому популярному народному десерту – печеным яблокам с медом (можно с добавлением корицы).

Среди других ароматных лакомств – штрудели, блинчики, сытные каши, пирожки, сладкие компоты из фруктов и кисели («грушовники»).

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются - Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй - 19 августа, «на горе», и третий - 29 августа, «на полотне».

Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас - народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых - райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки - не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас - бери рукавицы про запас».

Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия - например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.

Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю - то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.

Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.

В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

История праздника

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.

Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа - чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.

Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.

В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд - белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта - начинались песнопения.

В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.

Обряды и приметы на Яблочный Спас

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» - встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас - ушло лето от нас».

Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков - и только потом ели сами.

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих - чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь - то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.

Яблоки

По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони - наиболее популярные фруктовые деревья в мире.

Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.

Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% - в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.

Не зря англичане говорят: «Яблоко в день - и доктор не понадобится». А еще лучше - два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.

Изначально посвящёнными сбору урожая. И все они являются праздниками церковными. Например, Яблочный Спас, традиции и история которого очень близки простым людям, - это второе, народное название прекрасного дня Преображения Господня.

Светлый праздник

В трёх Евангелиях рассказано о Преображении нашего Господа сладчайшего, Иисуса Христа. Это случилось на в присутствии Его учеников. Это был последний год пребывания Господа на земле. Иисус Христос знал о грядущих страданиях и понемногу начал открывать ученикам то, что Ему предстояло пройти.

Слова Учителя, конечно, опечалили апостолов, и он пожалел их скорбь, показав Петру, Иоанну и Иакову ту немеркнущую славу, которой Он облечётся по Слову Отцову. Взойдя на вершину горы, они начали долгую молитву, во время которой утомлённые апостолы уснули. Именно тогда и преобразился Господь: лик Его изменился и засиял, одежды стали белыми и блистающими. Проснувшиеся апостолы не могли поверить своим глазам: Христос тихо беседовал с и Моисеем о предстоящих Ему страданиях. Пётр дерзнул вклиниться в беседу, предложив поставить здесь три скинии - Христу и пророкам Его. То есть он всё ещё смотрел на Учителя земными глазами. Христос ответил, что никто из них не нуждается в скинии, пока Отец Небесный укрывает их светлым облаком. И пока Он говорил это, облако осенило их, и глас раздался: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный..."

Апостолы в страхе пали на землю, и слава Господня вместе с пророками скрылась от них. Иисус подошёл, чтобы успокоить учеников, и тут, подняв глаза, они никого больше не видели, только Господа Иисуса. По просьбе Его апостолы молчали о Преображении, пока Он не принял страдания и не воскрес на третий день.

Второй, или Яблочный Спас

Празднуется Преображение Господне 19 августа по новому стилю, как раз во время поспевания яблок. Приметы и традиции на Яблочный Спас наполнились за прошедшие века только добром. На Руси в этот день яблоко съедал даже самый последний нищий, потому что плоды везли целыми возами, чтобы раздать бедным. Таков Яблочный Спас, традиции и обычаи которого направлены на созидание, добрососедские отношения, веру, стремление к свету и тихой радости.

До этого дня ни овощи, ни фрукты есть не позволялось, разрешались только огурцы и ягоды. Православный календарь показывает в это время, поэтому 19 августа народ с радостью нёс в храмы яблоки и фрукты для освящения.

и орехи

Трижды народ чествует дары природы в августе. Первый Спас - Медовый, он празднуется 14 августа. В этот день пасечники впервые достают соты с мёдом из ульев. После Литургии в храме освящённым мёдом угощали всех нищих, малоимущих и детей. Но мёд - не главное в этот день.

В храмах празднуется очень знаменательное событие: люди поклоняются Животворящему Кресту Господнему, происходит Крестный ход. И наконец-то возвращаются те времена, когда единство было во всех добрых порывах, едины были и общество, и религия.

Яблочный Спас, приметы и традиции которого будут более подробно рассматриваться в этой статье, отмечается одновременно с праздником Преображения Господня, 19 августа. Во всех храмах служат литургию, куда люди приходят с плодами, в праздничной одежде и приподнятом настроении. В народе очень любят этот праздник - Яблочный Спас. Традиции и обычаи помнят и соблюдают.

Холст и хлеб

Третий Спас - Ореховый или Хлебный, тоже весьма популярен в народе как Он отмечается 29 августа (новый стиль). Орехи уже вызревают, и первый сбор обязательно освящают в храме. Но главное в этот день - первый хлеб из зерна нового урожая. Его торжественно несут в церковь, после освящения благоговейно вкушают, последний кусочек заворачивают с чистую холстинку и хранят за иконами. Ореховый, как и Яблочный Спас, традиции и обычаи бережёт: существует примета, что с новым хлебом в дом неминуемо притягивается всяческое благополучие.

Православие знает этот день как Перенесение Образа Нерукотворного. Эта история о том, как Христос помог живописцу, у которого никак не получалось написать портрет Его. Иисус умылся и вытер лицо холстом, на котором чудесным образом отобразился лик Господень. Вот потому сплелись в один праздник и народные. Спас на холсте - другое название этого дня. Начало продажи новых домотканых тканей из льна. Благодать: мёд, яблоки, орехи, свежий хлеб - чем ещё могла ублажить народ религия?

Яблочный спас: приметы и традиции

Народ охотно лакомился дарами лесов, садов, полей, пасек, совершенно обоснованно считая, что всё, что даёт земля в это время, накопило такое количество положительной энергии, что её должно хватить на целый год. Таким образом приобретается удача, здоровье, благополучие.

До христианства на земле тоже росли яблоки, и люди, ещё не узнавшие нашего Бога, тоже имели праздник сбора яблок в определённый день, до которого они считались незрелыми. Язычники плоды тоже приносили к алтарям и верили, что после освящения они принесут здоровье, силу, красоту и счастье. Так приобрёл Яблочный Спас приметы, обычаи, традиции, пришедшие из древних языческих времён.

Начало осени, Осенины, как говорили в народе - время, когда заканчивается уборка хлебов, начинаются заготовки на зиму. Приметы подмечали обязательно и ошибались редко: ясный день на Яблочный Спас - суровая зима, дождит - к мокрой осени, сухо - тоже плохо, сухая осень - плодовым деревьям зимовать трудно будет.

Праздник урожая

"Как приходит Спас - так всему час". За изобилие и щедрость природы люди благодарили Господа. Зерновые старались убрать до Преображения Господня, чтобы успеть позаботиться об озимых: по ночам холодает, даже заморозки возможны. "Пришёл к нам Спас - бежит лето от нас. Пришёл к нам Спас - шубу шей про запас".

Народный календарь говорит о том, что даже природа с этого дня переживает преображение. Люди прощались с летом, гуляния длились до самого заката - провожали солнце, пели обрядовые песни.

Освящённое яблоко считалось чудотворным и способным исполнять желания. Эти плоды были 19 августа повсюду: в блинах, пирогах, варёные и печёные. Тесто, разумеется, было постным, но сытным, душистым, а начинка яблочная - ах, как вкусна! За год по яблокам, конечно же, соскучились. Порадовался, порадовался народ на Яблочный Спас!

Традиции и обычаи наших дней

Современники тоже чтут этот прекрасный праздник. Народные гуляния проходят практически в каждом населённом пункте, а уж в больших городах культурно-развлекательные программы поистине грандиозны. Литургии служат во всех храмах, освящают яблоки и другие фрукты.

Даже за рубежами нашей страны и даже в неправославных странах этот день непременно отмечают наши бывшие соотечественники. С хороводами, народными забавами: скоморохи, ходули и, конечно же, угощение сезонными фруктами. Православные греки, например, благословляют виноград, который и упоминается в Писании. У нас яблоки заменили виноград - "лозные плоды", поскольку раньше он на Руси вряд ли произрастал.

А в глубинках России, Белоруссии и Украины в этот день традиционно празднуют до заката, прощаясь с недолгим летом, стараются быть добрыми к окружающим и щедрыми к неимущим. Это главный обычай праздника Преображения.



Публикации по теме