Презентация на тему: Общение мальчиков и девочек в группе. Мальчики и девочки

Дипломная работа

Общение мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы общения в дошкольном возрасте

1.1Проблемы общения и межличностных отношений в психологии

1.2Общество сверстников в группе детского сада

3Особенности общения мальчиков и девочек, общая характеристика взаимоотношений между детьми

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование общения мальчиков и девочек дошкольного возраста

2.1Организация и методы исследования

2.2Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность исследования . В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Увеличение потока работ, посвященных различным проблемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее оно, это увеличение, - форма ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, наконец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и, так сказать, в натуре увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но и научиться все эти факторы успешно использовать при организации воспитания, труда, быта и лечения людей. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания дошкольников. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений и наблюдения за работой студентов в ходе педагогической практики показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях. Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В дипломной работе также были использованы работы по проблеме общения в дошкольном возрасте таких исследователей, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М. и т.д.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определят потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В тоже время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ре

Общение является многогранной деятельностью, имеет цели и эмоциональную основу. На протяжении всей человеческой жизни взаимоотношения разных полов носят ключевой характер. Они постоянно трансформируются с возрастом и под влиянием условий общения. Общение мальчиков и девочек начинает формироваться еще в раннем детстве и уже в начальной школе мальчики и девочки неповторимым образом относятся друг к другу.

Важность коммуникативной компетенции

Несмотря на определенные различия, часто агрессивный тип поведения мальчиков и обидчивый — у девочек. Именно в возрастной группе младших школьников устанавливаются крепкие стереотипы, определяются дальнейшие формы общения с противоположным полом.
Нахождение в одном социуме и установление контактов необходимо им всем для правильной личностной ориентации. В непосредственном общении друг с другом шлифуются качества характера: мальчики учатся быть заботливыми и мужественными, девочки – терпимыми и женственными.
С первого по четвертый класс навыки общения у школьников существенно эволюционируют. В количественном отношении резко увеличивается их словарный запас и объем самостоятельных рассуждений. За развитие качественного навыка говорит их связная речь и произношение «трудных» слов.

Формы общения

Дети, как правило, копируют , установленный в семье. Его отличительные черты проявляется и в оказании взаимопомощи соседям, восхищении цветочной клумбой, организации весенней уборки двора, сопереживании малышу, упавшему в лужу. Но, по мнению психологов и педагогов, своих собственных детей родители могут по настоящему узнать, когда те находятся среди равных.
Девочки в общении подражают матери или учительнице, выбирая тип игры, связанный с воспитанием детей, торговлей, благоустройством дома. Мальчики равняются на отца или спортивного тренера. Им нравятся военные игры, рыцарские темы.
С первых дней жизни дети имеют разную одежду, игрушки и роли. Мальчика стыдят за плаксивость и нерешительность, девочку за упрямство и озорство. Мальчишкам несложно для общего дела организовать большую группу. По возможности они стараются избегать «капризных девчонок».

Девочки дружат небольшим составом и теряются в обществе сверстников, если находятся без ближайших подруг. К своим «задиристым» одноклассникам они относятся настороженно, принимают лишь тех мальчиков, которые были отвержены «мужским» коллективом. Большее непринятие противоположного пола проявляется у ребенка, который растет единственным в семье и не посещал в свое время детский сад.

Улучшает понимание детей организация совместных игр и мероприятий. Насыщают общение нравственными оттенками уроки литературного чтения и русского языка (разбор ситуаций, в которые попадают герои художественных произведений, чтение по ролям, написание упражнений с использованием новых слов). От педагога требуется установление в классе единых правил поведения для девочек и мальчиков, корректный и справедливый подход к школьникам в возникающих спорных ситуациях.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

В ДЕТСКОМ САДУ

Т.А. РЕПИНА

Значение общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками для формирования их личности было показано в ряде социально-психологических исследований советских психологов начиная с 30-х гг. Изучением взаимодействия и взаимоотношений дошкольников в микрогруппах занимались и специалисты за рубежом. Однако среди зарубежных исследований большинство работ имеют необихевиористскую и неофрейдистскую интерпретацию, в связи с чем результаты этих исследований невозможно экстраполировать на реальные дошкольные группы, так как структурная единица в них - в большинстве случаев это искусственно создаваемая в лабораторных условиях детская диада.

Следует отметить и другую тенденцию, доминирующую в зарубежных исследованиях особенно в 50-х гг., - большинство психологов под влиянием работ Дж. Боулби изучали социальный мир ребенка исключительно через призму отношений мать - ребенок, а все другие социальные отношения неправомерно рассматривали как их дериваты или игнорировали и не изучали совсем.

В многолетних исследованиях автора данной статьи, выполненных в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР совместно с сотрудниками и аспирантами, взаимоотношения и общение дошкольников изучались в реальной группе детского сада, которая является по существу первым детским обществом, возникающим на основе сюжетно-ролевой игры, где ребенок-дошкольник приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками, что способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок. Именно группа сверстников помогает дошкольнику адекватно оценивать свое поведение, сравнивать его с поведением других детей и прислушиваться к их мнению о себе.

Группа детского сада, особенно в старшем дошкольном возрасте, при умелом руководстве воспитателя способна регулировать поведение детей, оказывать им психологическую поддержку. Социальные ожидания детской группы заставляют ребенка вести себя в соответствии с ними.

Общество сверстников в группе детского сада выполняет также функцию половой социализации, ускоряя процесс формирования психического пола ребенка разделением детских игр на «девчоночьи» и «мальчишечьи» и развитием - наряду с общими интересами, характерными для всех дошкольников, - специфических интересов и предпочтений для девочек и мальчиков.

Осознание ребенком своей принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с его типичными представителями, у которых черты мужественности или женственности в поведении, в выполняемых половых социальных ролях выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью формирующегося самосознания личности и характеризует особенности ее психического пола в отличие от пола биологического.

Процесс формирования психического пола начинается в преддошкольном возрасте и особенно интенсивно протекает в дошкольный период детства. Исследования этого процесса в советской психологии чрезвычайно малочисленны

и в основном касаются генезиса представлений ребенка о мужских и женских социальных ролях.

В своей работе мы исходили из психических особенностей детей-дошкольников и учитывали, что им трудно выразить словами свое понимание психического пола. Нам важно было изучить, как отражаются их представления об этом на реальном поведении, общении и взаимоотношениях в группе детского сада, и в первую очередь со сверстниками своего пола.

В исследовании, излагаемом в данной статье, мы взяли за основу положение о том, что половая дифференциация является отражением естественного процесса формирования психического пола ребенка - усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, и входит в общий процесс социализации дошкольника.

Наблюдения за детьми показывают, что у дошкольника очень рано начинает проявляться склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного с ними пола и кооперироваться с ними в совместной деятельности. В многолетнем комплексном социально-психологическом исследовании, проведенном в ряде детских садов на большой статистической совокупности (более 4000 детей), мы изучали не только генезис общения и межличностных отношений детей разного возраста в группах детского сада, но и половую дифференциацию, а также различия поведения мальчиков и девочек в групповых процессах. Использованные нами методики позволяли выявить объективные взаимосвязи между детьми в той мере, в какой они выступают внешне в их поведении и в самостоятельной игре, не регламентированных воспитателем, и установить более скрытые избирательные эмоциональные отношения.

Задачей I части исследования было изучить особенности половой дифференциации, а также некоторые половые различия, проявляющиеся в, свободном игровом общении детей 3-7 лет в детском саду.

Свободное общение детей, не регламентированное воспитателем, изучалось во время прогулки на участке детского сада с помощью методики одномоментных срезов . Фиксировались все объединения детей, численный, половой их состав и длительность существования отдельных объединений (в течение недели 50 раз с интервалом 7-10 мин).

На основе полученных данных можно было охарактеризовать не только отдельные игровые объединения, но и особенности общения мальчиков и девочек по целому ряду параметров (выраженность потребности в общении, экстенсивность, или широта круга общения, интенсивность, избирательность).

В соответствии с поставленной задачей нас интересовали данные о половом составе игровых объединений (соотношение объединений одного пола и смешанных), численности контактов, установленных ребенком с детьми: своего и противоположного пола, широте круга общения и избирательности в зависимости от пола сверстников, о наличии или отсутствии различий по вышеперечисленным параметрам общения между мальчиками и девочками.

Всего было обследовано 47 групп детского сада (1134 испытуемых - 535 девочек и 599 мальчиков), из них: 10 младших групп (3-4 года), 10 средних групп (4-5 лет), 13 старших групп (5-6 лет) и 16 групп, подготовительных к школе (7 лет).

ТЕНДЕНЦИЯ КОНСОЛИДАЦИИ

При анализе полученных данных, характеризующих различные параметры общения ребенка со сверстниками, была обнаружена половая дифференциация между детьми, причем с явной тенденцией консолидации со сверстниками своего пола. Наиболее яркая половая дифференциация проявилась по параметру «избирательность общения» . Учитывая средние показатели

по всем возрастным группам, мы подсчитали, что 91 % избирательных контактов ребенок устанавливает со сверстниками своего пола и только 9 % - с детьми противоположного пола. Что касается данных, характеризующих интенсивность общения (контакты, установленные в общении, не регламентированном воспитателем), то из общего числа всех установленных детьми контактов в среднем по всем группам 75 % падает на сверстников своего пола и 25 % - противоположного. По параметру «экстенсивность общения» эти различия не так резко выражены. Общаясь со сверстниками своего пола, дошкольники установили контакты с 84,5 % детей; общаясь с детьми противоположного пола - только с 59%.

Полученный экспериментальный материал свидетельствует также о том, что из всех наблюдаемых игровых объединений 75 % были однородными по половому составу и 25 % - смешанными, а среди устойчивых объединений 91 % - однородными по половому составу и только 9 % - смешанными.

Все приведенные различия высоко значимы (в качестве критерия значимости использовались показатели таблицы Боярского).

Во II части исследования изучалась сфера межличностных отношений тех же детей. Здесь вновь проявилась тенденция преимущественного контактирования ровесников одного пола.

Система эмоционально-личностных отношений детей в различных возрастных группах детского сада изучалась с помощью разработанной нами методики игры «Секрет» (вариант социометрического эксперимента для дошкольников). Игра заключалась в том, что каждый ребенок дарил трем сверстникам из группы по три привлекательные картинки. По этой методике было обследовано 103 группы детского сада, из них: 19 младших групп (232 мальчика и 206 девочек), 19 средних групп (246 мальчиков и 210 девочек), 23 старшие группы (310 мальчиков и 287 девочек) и 42 подготовительные группы (503 мальчика и 446 девочек). Всего 2440 детей (1291 мальчик и 1149 девочек).

Результаты этого эксперимента показали, что о дифференциации в межличностных отношениях детей разного пола можно судить по соотношению выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Средний показатель по всем возрастным группам оказался равным: выборы, отданные сверстникам своего пола - 71,1 %, противоположного - 28,9 %. Еще больше эти различия проявились в данных, характеризующих взаимные выборы. Их средние показатели по всем возрастным группам составили 84,8 % между детьми одного пола и 15,2 % - разного пола. Представляют определенный интерес обоснования детьми выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Кроме таких качеств, как умение дружно играть, доброта, успешность в различных видах деятельности, жизнерадостность, мальчики обосновывали свой выбор такими качествами девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки мальчиков - такими качествами, как сила, способность заступиться за них.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСОЛИДАЦИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ ОДНОГО ПОЛА

Прослеживая возрастную динамику выявленных различий в общении дошкольников в зависимости от пола сверстников, можно видеть устойчивую тенденцию, проявляющуюся в том, что от младших групп детского сада к старшим возрастает общее число контактов и число избирательных контактов с детьми своего пола; соответственно уменьшается число контактов с детьми противоположного пола (см. табл. 1). Правда, в подготовительных группах эта тенденция несколько ослабевает, что объясняется, по всей вероятности, возникающей здесь новой тенденцией - интересом к представителям противоположного пола как будущим женихам и невестам.

Несколько труднее проследить тенденцию консолидации со сверстниками своего пола по параметру экстенсивности, так как необходимо учитывать расширение круга общения детей

от младших групп к старшим. Вероятно, о динамике половой дифференциации более адекватно можно судить, сравнивая разность широты круга общения с детьми своего пола и детьми противоположного пола в каждой возрастной группе. Если показатели этой разности в младших группах незначительны (19%), в средних - существенны (25%), в старших- наибольшие (32 %), то в подготовительных группах эти показатели снижаются (23 %). Как видим, общая тенденция подтверждается и здесь: кульминационной точкой половой дифференциации по параметру экстенсивности общения являются также старшие группы детского сада. Что касается рассмотрения половозрастного аспекта данных социометрического эксперимента, то, как видно из табл. 2, даже в младших группах детского сада в 64,3 % случаев дети отдают предпочтение сверстникам своего пола и только 35,7 % - сверстникам противоположного пола. От младшей группы к подготовительной эта дифференциация становится все более выраженной (в подготовительной группе выборы, отданные сверстникам своего пола, уже составляют 78,2 % случаев).

Таблица 1

ПОЛОВАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОЯВИВШАЯСЯ ПО НЕКОТОРЫМ ПАРАМЕТРАМ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Параметры общения

Возрастная группа и пол детей

младшая

средняя

старшая

подготовительная

свой

противопол..

свой

противопол..

свой

противопол..

свой

противопол.

Экстенсивность

Избирательность

86**

Интенсивность

71***

Примечание :

* - за 100 % берется общее число детей группы;

**- за 100 % берутся все случаи избирательного контактирования;

***- за 100 % принимаются все контакты детей, установленные в свободном общении.

От младших групп к старшим половая консолидация, проявляющаяся во взаимных выборах, также возрастает от 73,3 % выборов, отданных сверстникам своего пола в младших группах, до 91,6 % -в старших группах. В подготовительных же группах наблюдается некоторое сглаживание половой дифференциации по сравнению со старшими группами: взаимные выборы между детьми одного пола составляют 90,4 % (на аналогичную тенденцию мы указывали, анализируя контакты детей в свободном общении со сверстниками своего и противоположного пола).

Таким образом, полученные экспериментальные данные, характеризующие половую консолидацию детей 3 - 7 лет в свободном общении со сверстниками, показывают, что предпочтение отдается детям своего пола. Это проявляется в избирательности общения, широте его круга и интенсивности. Разница в показателях по различным параметрам общения со сверстниками своего и противоположного пола превышает границу достоверной разности, по Боярскому, в 4-7 раз.

Таблица 2

СООТНОШЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ, ОТДАННЫХ СВЕРСТНИКАМ СВОЕГО И ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА В ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ 3 - 7 ЛЕТ (В % К ОБЩЕМУ ЧИСЛУ ВЫБОРОВ)

Группы

Характер выбора и пол ребенка

невзаимные и взаимные

взаимные

свой

противопол.

свой

противопол.

Младшая

64,3

35,7

73,3

26,7

Средняя

68,8

31,2

83,9

16,1

Старшая

73,2

26,8

91,6

8,4.

Подготовительная

78,2

22,1

90,4

Суммируя данные социометрического эксперимента, проведенного с большим количеством детей в группах детского сада на разных этапах дошкольного детства, можно сделать тот же вывод, что и по данным, характеризующим свободное общение детей: во всех возрастных группах детского сада, начиная с младших групп (3 - 4 года) и кончая подготовительными (7 лет), наблюдается резкая дифференциация между детьми разного пола, тенденция определенной консолидации полов. Это выражается в предпочтении при выборе сверстников своего пола, которое усиливается от младших групп к старшим.

Если судить по общему числу выборов, отданных девочками девочкам, а мальчиками - мальчикам, то оно достигает кульминации в группах шестилетних детей; а если судить по числу взаимных выборов - то в группах пятилетних детей (эта тенденция соответствует возрастной тенденции, обнаруженной в показателях по экстенсивности, интенсивности и избирательности общения).

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕНИЯ

И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Рассмотрим полученные данные, характеризующие отдельно особенности общения девочек и особенности общения мальчиков. Наибольшие различия мальчиков и девочек в свободном общении проявились по параметру его избирательности: девочки характеризуются большим числом (78 %.) избирательных контактов по сравнению с мальчиками (71 %) Следует добавить, что на одну девочку в среднем приходится 1,2 случая избирательного контактирования, а на одного мальчика - только 0,95.

Полученные данные свидетельствуют и о том, что девочки больше времени отводят совместным играм, чем одиночным по сравнению с мальчиками. Особенно эта разница существенна в младшем дошкольном возрасте. В старших и подготовительных группах она сглаживается. У мальчиков несколько выше показатели численности игровых объединений (в среднем 3,11 человек), чем у девочек (3,9). Эта разница возрастает от среднего дошкольного возраста к старшему. По широте круга общения (экстенсивности) различий между мальчиками и девочками фактически не обнаружено. Если же обратиться к данным, характеризующим особенности общения мальчиков и девочек в зависимости от пола сверстников, с которыми они контактировали, то можно видеть, что у девочек ярче проявляется консолидация со сверстниками своего пола, чем у мальчиков. Причем наибольший интерес представляет динамика этих различий при переходе детей из старших групп детского сада в подготовительные. Если в старших группах девочки общаются со сверстниками своего пола в 81% случаев, а мальчики - в 79%, то в подготовительной группе этот разрыв больше: число контактов со сверстниками своего пола у девочек становится равным 80 % от общего числа контактов, а у мальчиков - 74%. Это свидетельствует о том, что появление новой тенденции - интереса, к представителям другого пола как будущим спутникам во взрослой жизни у мальчиков проявляется ярче, чем у девочек.

Хотя общая широта круга общения у девочек и мальчиков была одинaковой, так же как и соотношение широты круга общения с детьми своего и противоположного пола, возрастная тенденция здесь проявилась несколько иначе, чем по параметру интенсивности общения. При общем расширении круга общения у мальчиков и девочек круг общения девочек с девочками в младших и средних группах детского сада был значительно шире, чем мальчиков с мальчиками. Выравнивается этот показатель в старших группах, а в подготовительных - мальчики превосходят по нему девочек. Вероятно, это происходит потому, что их игровые объединения в этом возрасте более крупные по числу участников, а игры - более динамичные.

По избирательности общения, которая, как указывалось, была выше у девочек, различий в направленности контактов (со сверстниками своего или противоположного пола) у мальчиков и девочек фактически не обнаружилось.

Особенности, которыми характеризовалось общение со сверстниками девочек и мальчиков, проявились в том, что у девочек всех возрастных групп ярче выражена избирательность общения, и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков, но у мальчиков (это обнаружилось во всех возрастных группах, кроме младших) общение несколько интенсивнее, чем у девочек, и их игровые объединения более крупные по численному составу. Предпочтение в общении со сверстниками своего пола у девочек в основном выражено сильнее, чем у мальчиков.

Нами было проведено также сравнение данных социометрического эксперимента, характеризующих положение в системе межличностных отношений мальчиков и девочек. Были выявлены некоторые различия показателей «эмоционального благополучия» мальчиков и девочек во взаимоотношениях со сверстниками. По общему числу полученных выборов на одного ребенка, которое возрастает от младших групп к подготовительным , мальчики уступают девочкам во всех возрастных группах. Причем наибольшая разница в этих показателях в старших группах. Показатели взаимности выборов у девочек также выше, чем у мальчиков: если в младших группах разница в таких показателях детей разного пола незначительна, то к, пятому году жизни она увеличивается. Общие показатели взаимных выборов (от всех выборов) у девочек составили 29% случаев, у мальчиков - 25%.

По показателю «удовлетворенность в общении» - основному показателю эмоционального благополучия ребенка в групповых межличностных отношениях девочки также превосходили мальчиков. Исключением являлись дети младших групп детского сада. Наибольшая разница между мальчиками и девочками в показателях удовлетворенности общением наблюдалась в старших группах, где 60 % девочек имеют взаимные выборы, а среди мальчиков - только 45 %. Общие данные по всем возрастным группам таковы: 57 % девочек имели взаимные выборы, а среди мальчиков их было только 51 %.

Большой интерес представляет рассмотрение показателей устойчивости выборов в зависимости от пола детей с временными интервалами полгода-один год и два-три года. Социометрический эксперимент повторно с интервалом полгода-один год был проведен в 24 группах (в первом эксперименте участвовали 440 детей, во втором - 304, из них - 146 девочек и 158 мальчиков) . Не затрагивая данные, характеризующие устойчивость выборов в зависимости от возраста детей, остановимся на показателях устойчивости социометрических выборов в зависимости от пола детей. При проведении эксперимента с указанным интервалом разница в устойчивости выборов между мальчиками и девочками была малосущественной: число девочек, у которых повторились выборы, было несколько больше (77 %), чем число мальчиков (73 %), зато по числу повторившихся выборов мальчики несколько превзошли девочек. При большем интервале между социометрическими экспериментами (два-три года) устойчивость выборов у девочек по обоим показателям была выше, чем у мальчиков. Такой эксперимент проводился в 18 группах. Если первоначально в нем участвовали 273 ребенка, то через два года - только 164 (78 девочек, 86 мальчиков). У 44 % девочек социометрические выборы повторились, а среди мальчиков это число составило 33 %. Эта разность в 11 % не достигала порога значимости по таблицам Боярского при нашем числе наблюдений, лежащих в основе каждого показателя (достоверная разность равна 16 %). Возможно, при увеличении числа групп разность этих показателей была бы значимой. Что касается числа повторившихся у детей выборов от общего их числа в первом эксперименте, у

девочек оно было выше, чем у мальчиков.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование свободного общения дошкольников друг с другом и их избирательных отношений с помощью разработанного нами варианта социометрического эксперимента показало, что 1) в группах детского сада существует ярко выраженная консолидация детей со сверстниками своего пола; 2) эта консолидация возрастает от младшего дошкольного возраста к старшему, приводя по существу к образованию двух подструктур в группе детского сада: подструктуры мальчиков и подструктуры девочек.

На основе настоящего исследования можно также констатировать, что положение девочек в структуре межличностных групповых отношений несколько выше, чем положение мальчиков; кроме того, у них ярче выражена избирательность общения и они более постоянны в своих симпатиях.

Вопрос о причинах обнаруженной в нашем исследовании ярко выраженной в общении и межличностных отношениях консолидации дошкольников со сверстниками своего пола (что свидетельствует о наличии процесса половой социализации) - особая проблема. Анализ данных, характеризующих возрастную динамику этого процесса, позволяет предположить, что биологический фактор, которому придается такое большое значение рядом зарубежных исследователей, в дифференциации между мальчиками и девочками дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях со сверстниками не является единственным, тем более решающим. Вероятно, большее значение в этом процессе принадлежит второму фактору, который мы обозначаем как фактор дифференцированного (в зависимости от пола ребенка) влияния окружающих взрослых и сверстников.

Наши работы, а также работы ряда зарубежных исследователей , , , , выявляют тот несомненный факт, что различные социальные ожидания взрослых в отношении мальчиков и девочек дошкольного возраста и постепенное внушение им модели поведения, которая поощряется или получает отрицательное подкрепление, формируют у них определенные ценностные ориентации и предпочтения видов деятельности и поведения, соответствующих полу.

Явление половой консолидации у дошкольников, предпочтения сверстников своего пола в общении, характер деятельности и взаимоотношений в группе детского сада на разных возрастных этапах дошкольного детства, установленные в настоящем исследовании, дают нам основание утверждать, что в дошкольной группе, которая является специфической малой группой, где следует искать корни многих социально-психологических явлений, находятся и истоки половой социализации и начало формирования некоторых психических различий мальчиков и девочек.

Из факта существования ранней половой дифференциации в группах детского сада и некоторых половых различий, проявляющихся в психическом развитии дошкольников, а также общих закономерностей процесса формирования психического пола возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Такой подход как важная социально-психологическая и педагогическая проблема особенно актуален в свете реформы общеобразовательной школы. Он требует всесторонней разработки и реализации на практике. Однако, к сожалению, пока в «Программе воспитания в детском саду» нет места дифференцированному подходу даже в разделе «Физическое воспитание». Некоторые педагоги лишь интуитивно реализуют такой подход, акцентируя внимание мальчиков на том, что они должны помогать девочкам, уступать им, не обижать, заступаться за них и т.п.

При научной разработке данной проблемы следует учесть диалектику противоречий, с которыми приходится сталкиваться педагогу в детском саду. С одной стороны, процесс половой социализации, являющийся необходимым компонентом общего процесса социализации, важен для полноценного развития личности, для подготовки ее к выполнению соответствующих ее полу социальных ролей в будущем, и

в первую очередь семейных ролей; с другой стороны, уже на первых этапах онтогенеза, особенно в дошкольном возрасте и частично в школьный период детства, когда идет интенсивный процесс формирования психического пола ребенка и развиваются интересы и склонности, соответствующие полу, часто наблюдается резкое разделение детской группы на две подструктуры - мальчиков и девочек.

Перед педагогом встает сложная задача - найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками, и вместе с тем не тормозить процесс половой дифференциации.

Одним из путей преодоления разобщенности между мальчиками и. девочками в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации является использование сюжетно-ролевых игр, в которых учитываются интересы детей обоего пола. Важным средством воспитания у ребенка первых представлений о будущих обязанностях отца и матери может стать игра в семью при соответствующей тактичной корректировке ее содержания педагогом детского сада.

Осуществление дифференцированного подхода (создание системы воздействий, учитывающих различие в интересах мальчиков и девочек) в воспитании дошкольников будет способствовать осмысленной реализации на практике идеи всестороннего гармонического развития нового человека, более эффективному нравственному становлению юных граждан нашей страны.

1. Bandura A., Wolters R . Social learning and personality development. - N.Y. - Chicago-Toronto- London, 1963.

2. Kagan Y., Moss H . Birth to maturity: A study in psychological development. - N.Y., 1962.

3. Maccoby E. E., Jacklin С N . Psychology of sex differences. - Stanford, Calif.: Stanford Univ. Press, 1974.

4. Seefmiller В ., Dunivant N . A comparison of two methods of measuring sex-role differentiation in preschoolers. - J. Psychol. 1981. V. 108. P. 137-147.

5. Serbia L., O"Leary K., Kent R., Tonick I . A comparison of teacher response to the pre-academic and problem behavior of boys and girls. - J. Child Devel. 1973. V. 44. P. 796- 804.

6. Phinney J. S., Rotheram M. J . Sex differences in social overtures between same sex and cross-sex preschool pairs. - J. Child Study. 1982. N 12. P. 259-269.

Поступила в редакцию 9.VIII 1983 г .

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

· Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

· Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают.

Сначала разберитесь, в чем ошибка.

· Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

Уважаемые коллеги, вы знаете, как важно научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола. Чтобы вам проще было решать эту задачу, мы предлагаем несколько простых советов.

  1. Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения, обращайте внимание детей на то, как ведут себя уважаемые ребенком взрослые (родители, другие педагоги, тренер, знакомые и т.д.).
  2. Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола в условиях ДОУ (на прогулках, занятиях, в процессе игровой деятельности и др.), для них это будет хорошей тренировкой в поведении.
  3. Проводите специализированные занятия, беседы и другие мероприятия, в процессе которых дети познакомятся с понятием «родословная семьи», рассказывайте поучительные или просто интересные истории на эту тему. Они будут способствовать развитию интереса ребенка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания. Особое место занимает помощь родителям в сохранении и укреплении семейных традиций.
  4. Формируйте у ребенка поведение, свойственное представителям его пола, с помощью праздников и развлечений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду», как инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, познавательно-тематические вечера: «Традиции и обычаи русского народа», «Как жили москвичи в древности», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Веселая ярмарка», праздники: «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта», дни рождения детей, конкурсы: «А ну- ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!» и др.
  5. Как можно чаще привлекайте мальчиков и девочек к посильной для них помощи взрослым (навести порядок в группе, подготовить материалы к занятию, убрать посуду со стола и др.). Напоминайте детям о том, чтобы они помогали друг другу. Например, мальчики могли бы помочь девочкам выполнить тяжелую (но посильную детям) физическую работу, а девочки помогли бы мальчикам выполнить задания, где требуется кропотливый ручной труд.
  6. В группе ДОУ организуйте пространство для игр, с учетом пола ребенка (игры мальчиков, девочек, совместные игры).
  7. Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные песенки и потешки, сказки, пойте песни, рассказывайте о былинных героях.
  8. Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин. Если ребенок не получит ответа, он найдет его сам, и не всегда этот ответ будет верным.
  9. Организуйте консультации и беседы с родителями воспитанников если у них возникают затруднения в решении задач полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

Особенности общения в дошкольном возрасте: популярные и не популярные дети у сверстников

1.1 Общение мальчиков и девочек

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

1.2 Структура межличностных отношений в группах детей

Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры), либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые. Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, "как все"). Симпатии и антипатий дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей дошкольного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В детских группах могут быть выделены функционально - ролевые, эмоционально - оценочные и личностно - смысловые отношения между сверстниками. Функционально - ролевые отношения выступают при изучении "делового" общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?" Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Функционально - ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого. В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре. Например, собственно - игровые отношения воспроизводят социально - типические образцы поведения: доктор к больному - добр; учитель с учеником строг. Это отношения "вообще", они "бессубъектны" и заданы ребенку в общении со сверстниками.

Другой тип игровых отношений возникает "вокруг" игры, при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Психологический смысл общения ребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают и разрешаются существенно важные конфликты детской жизни: "во что играть?"; "кого принимать в игру?"; "кто будет главным?".

В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Анализ мотивационного плана совместной деятельности в детской группе открывает путь к изучению личностно - смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: ради чего, во имя кого осуществляется совместная деятельность?

Личностно - смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют.

Личностно - смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя реально роль взрослого и действует согласно ей. Это может обнаружиться в критических ситуациях, когда, к примеру, ребенок заботиться о младшем братишке во время тяжелой болезни матери.

Агрессия и агрессивное поведение молодежи

За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий в их развитии. Процесс психосексуального развития у девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков...

Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста

половой идентификация психический семья В дошкольном детстве полоролевое развитие имеет свою динамику. В младших группах детского сада общение детей преимущественно смешанное. С переходом в старшие группы изменяется тип общения детей...

Гендерная идентичность

(на основе работ Д. Элиум, Дж. Элиум) Наверно всем без лишних слов ясно, сколь велика разница между мужчинами и женщинами. Женщины являются коммуникаторами, а мужчины - деятелями. Мужчины хорошо справляются с задачами...

Общая характеристика особенностей общения подростков

Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы. Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее вступая в контакты с другими детьми...

Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста

По мнению Леонтьева А.А., имеются большие различия в психическом облике малыша, впервые переступившего порог школы, и ученика, стоящего на границе IV и V классов...

Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Психологические особенности мужского пола, пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они становятся все более отчетливыми...

Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста

половой дифференциация школа идентификация До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности определяла круг его общения. Если эта потребность продолжает стойко преобладать...

Особенности отражения действительности в рисунках мальчиков и девочек 5 лет

Исследователи 3, 6, 8, 20, 25 отмечают следующие половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста. 1. Различия в психических процессах. «Женский пол хуже чувствует ход времени - видимо...

Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста

Различий между мальчиками и девочками подросткового возраста достаточно на всех уровнях, о чем свидетельствуют работы Ш. Берна 3, В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман 6, И.С. Кона 9, Д.В. Колесова 8 и других исследователей. Ими выявлены следующие различия. 1...

Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними...

Половое воспитание мальчиков и девочек

Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации...

Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте

Результаты проведенного исследования, свидетельствуют о том, что у девочек, при низком показателе (R) 26,3 когда желания удовлетворены, отсутствует внутренний конфликт, им ближе состояние внутренней опустошенности, снижения побуждений...

Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях

"right">Папа, как узнают, кто родился - "right">мальчик или девочка? Ведь на них "right">нет ни штанишек, ни юбочек. "right">К. Чуковский. От двух до пяти "right"> Как отмечали Исаев Д. Н., Каган В. Е. в широком смысле пол - это совокупность телесных...



Публикации по теме