Простить доктора менгеле. Живые герои романа «Чужекровка

1. «Шоа» (Shoah, 1985)

Базовый девятичасовой фильм (в оригинальной французской версии даже дольше): интервью с выжившими на шести языках, съемки в трех лагерях смерти, показания нацистов, банальность зла, устная история Европы тридцатых и сороковых. Работа над фильмом заняла 11 лет.

2. «Нет места на Земле» (No Place on Earth, 2013)

История нескольких еврейских семей (39 человек в возрасте от 2 до 74 лет), скрывавшихся от нацистов и полицаев в глубоких пещерах на Украине: интервью с участниками событий и игровые вставки, восстанавливающие события (неплохие, кстати). Пещеру и следы пребывания людей в ней случайно нашел спелеолог-любитель, житель Нью-Йорка.

3. «Аушвиц» (Auschwitz: Inside the Nazi State)

Эволюция Освенцима: от идеи до фабрики смерти.

4. «Вспоминая Анну Франк» (Anne Frank Remembered, 1995)

Фильм о жизни самой, наверное, известной жертвы Холокоста - Анны Франк. Воспоминания ее друзей и друзей семьи, интервью с отцом, архивные съемки, фотографии и редкая домашняя кинохроника - взгляд на реальность за страницами дневника Анны. Получил «Оскар» как лучший документальный фильм 1995 года.

5. «Простить доктора Менгеле» (Forgiving Dr. Mengele, 2006)

История Евы Мозес Кор, которая ребенком была одной из «подопытных» доктора Йозефа Менгеле в Освенциме: он тогда «изучал» близнецов, у Евы была сестра, Мириам. Пятьдесят лет спустя Ева прощает Менгеле и всех, кто был так или иначе причастен к уничтожению ее семьи.

6. «Их глазами» (As Seen Through These Eyes, 2008)

Истории людей, боровшихся с Гитлером тем оружием, которое было им доступно: углем, карандашами, обрывками бумаги, памятью, умением видеть, талантом. Художники Холокоста - голосом поэта Майи Энджелоу.

7. «Последние дни» (The Last Days, 1998)

В 1944 году, когда уже стало ясно, что войну Германия проиграла, Гитлер решил напоследок уничтожить евреев Венгрии - и за два месяца было убито почти полмиллиона человек. Пятеро переживших эти дни венгров, позднее переехавших в Америку, делятся своими воспоминаниями. Продюсер фильма - Стивен Спилберг; лента тоже получила «Оскар».

8. «Укради для меня карандаш» (Steal a Pencil for Me, 2007)

Документальный фильм по личной истории - истории еврея, который после захвата Голландии оказался в концентрационном лагере вместе с женой и любовницей.

9. «Гетто в Лодзи» (Lodz Ghetto, 1988)

Фильм, смонтированный из настоящих фотографий и пленок того периода, показывает повседневную жизнь евреев из польского города Лодзь: как их выгоняли из домов и переселяли в гетто, - и что случилось потом.

10. «Скрепки» (Paper Clips, 2004)

Американские школьники на «уроке толерантности» в 1998 году попытались понять, какое влияние оказала Вторая мировая война на европейское еврейство. Чтобы как-то ухватить масштаб бедствия, дети решили собрать шесть миллионов скрепок - вроде тех, что носили на лацканах норвежцы в знак молчаливого протеста против нацистской оккупации. Что из этого вышло? Трогательный мемориал, объединяющий миллионы людей в 20 странах мира.

11. «Параграф 175» (Paragraph 175, 2000).

Не про евреев, но, безусловно, про катастрофу: фильм Роба Эпштейна и Джеффри Фридмана о судьбе геев и лесбиянок Германии, которых преследовали и отправляли в концентрационные лагеря вместе с другими категориями населения, считавшимися недостойными звания настоящего арийца. Гомосексуалистов так официально и не признали жертвами нацизма.

12. «Дама в номере 6» (The Lady In Number 6: Music Saved My Life, 2013)

История Алисы Херц Зоннер (к моменту выхода фильма - старейшей выжившей в Холокосте), пианистки, родившейся в 1903 году и через сорок лет попавшей вместе с матерью, мужем и шестилетним сыном в Терезиенштадт. Пианистка рассказывает, как ее оптимизм и ее музыка позволили ей пережить ужасы заключения. Умерла Алиса в Лондоне в возрасте 110 лет, за неделю до того, как фильм получил «Оскар» как лучшая документальная короткометражка 2013 года.

13. «Тайные жизни: спрятанные дети и их спасители во II Мировой войне» (Secret Lives: Hidden Children and Their Rescuers During WWII, 2002)

Взгляд на спасение детей во время Холокоста, лишенный привычной идеализации этого процесса. Авива Слезин интервьюирует еврейских детей, которые, как и она сама, были спасены христианами - и выясняется, что десятилетия спустя эти выросшие уже дети так и не могут простить родителей, отдавших их чужим людям. И самих себя - за то, что не могут общаться со спасшими их людьми. А выросшие дети спасителей злятся на своих родителей - за то, что те рисковали жизнями родных детей ради чужих. В общем, все сложно.

14. «Пронумерованные» (Numbered, 2012)

Концентрируется на номерах, вытатуированных на руках выживших в Холокосте. Что эти номера значат для самих стариков, их семей и знакомых? Для одних это повод стыдиться, для других - гордиться, третьи передают номера «в наследство» детям и внукам. Ясно одно: эти номера (или их отсутствие) всегда становятся частью самоидентификации и семейной истории.

15. «Наступит ночь» (Night Will Fall, 2014)

Кинохроника британского документалиста и антрополога Андре Сингера о фильме, который делала в 1945 году команда продюсера Сидни Бернстайна при участии Альфреда Хичкока. Материалом для фильма Бернстайна стали документальные съемки, сделанные британскими солдатами в Германии, в частности, в концлагере Берген-Бельзен, однако по распоряжению британского МИДа фильм был запрещен к показу и пролежал в забвении 70 лет.

16. «Ночь и туман» (Nuit et brouillard, 1955)

Название фильма - это название гитлеровской директивы от 7 декабря 1941 года, "Nacht und Nebel". Изначально в этом документе содержалось распоряжение уничтожать «всех, кто ставит под угрозу безопасность Германии» на оккупированных территориях, - в частности, партизанов, деятелей сопротивления и антинацистских политических активистов. Однако тремя месяцами позже фельдмаршал Вильгельм Кейтель изменил содержание директивы: теперь гестапо должно было уничтожать всех жителей оккупированных территорий, которые содержались под арестом более восьми дней. Целью было подавить малейшее желание сопротивляться: все, кто был арестован гестапо, пересылались в Германию и исчезали без вести. До сих пор неизвестно, сколько человек погибло в результате операции "Nacht und Nebel".

Через десять лет после окончания войны француз Ален Рене решил снять короткометражный фильм, посвященный узникам концлагерей, арестованных в рамках операции NN. В фильм, впервые показанный на Каннском фестивале, вошли важнейшие документальные кадры из Освенцима и Майданека, раньше почти не представлявшиеся широкой публике и шокировавшие многих зрителей: пытки, медицинские «эксперименты», голод, проявления садизма в адрес заключенных и горы мертвых тел у газовых камер перемежались кадрами, показывающими сытую и довольную жизнь эсэсовцев. Когда Рене попытался запустить фильм во французский прокат, он столкнулся с недовольством цензоров, - лента содержала кадры, негативно отображавшие роль французских полицейских во время оккупации. Кроме того, посольство Германии во Франции пыталось добиться отмены участия фильма в Каннском фестивале. Представители организации бывших узников концлагерей пригрозили организаторам фестиваля, что в этом случае наденут концлагерную униформу и захватят кинозалы, в которых будут идти остальные фильмы. В результате «Ночь и туман» вошел в программу фестиваля и в прокатные программы французских кинотеатров, а Рене получил премию Жана Виго - одну из самых заметных премий французского кинематографа.

Тяжелые бои в районе Освенцима продолжались 9 дней. Затем необычайная тишина воцарилась в той его части, где притаившись сидели 10-летние Ева Мозес Кор и ее сестра-близнец Мириам. Во второй половине дня это относительное спокойствие было нарушено:

«Женщина ворвалась в наш барак. «Мы свободны! Мы свободны! Мы свободны!», - кричала она во весь голос. Это было прекрасно! Это звучало великолепно», - рассказывает Кор.

Однако прошло еще полчаса, прежде чем Кор начала осознавать весь смысл происходящего 27 января 1945 года. Издалека, сквозь снег приближалось «множество людей, облаченных в белые маскхалаты».

«Их лица расплывались в улыбках, - рассказывает Кор. – И, самое главное для меня, они не походили на нацистов. Мы выбежали им навстречу. Они обнимали нас, дарили нам шоколад и печенье. Таким я запомнила свой первый вкус свободы».

Кор, которой сейчас 80 лет, и ее сестра были одними из около 7000 заключенных, освобожденных Советской армией из этого печально известного нацистского лагеря смерти. 70-летний юбилей освобождения Освенцима отмечается на следующей неделе.

Кор – одна из немногих детей Освенцима, выживших, несмотря на ужасные медицинские эксперименты под руководством одного из самых бесчеловечных нацистских преступников – Йозефа Менгеле, снискавшего себе прозвище «Ангел смерти».

Тем вечером, вспоминает Кор, в барак, где жили они с сестрой пришли солдаты 60-й армии Первого украинского фронта. «Они выпили немного водки и стали танцевать русские танцы, а мы стояли вокруг них и апплодировали», - рассказала Кор корреспонденту Азаттыка.

Через несколько дней они вернулись. Они привезли с собой большие кинокамеры и обратились к нам с необычной просьбой. Они попросили детей вновь надеть полосатую лагерную одежду и пройти в ней по лагерю.

Эти кадры стали единственным существующим изображением сестер за время их пребывания в Освенциме. Они идут в группе других детей. Рядом с ними шагает женщина с малышом на руках, облаченным в тюремную одежду.

Не все согласились снова надеть полосатую одежу. По словам Кор, на их с сестрой решение повлияла январская погода: «Я сказала сестре: «На улице холодно, лишний слой одежды не помешает». Так мы и сделали, а затем они снимали как мы проходим между двумя рядами ограждений из колючей проволоки».

МАЙ 1944 ГОДА

Ева и Мириам попали в Освенцим в мае 1944 года вместе со своими родителями и двумя старшими сестрами. Их привезли из находившегося в Трансильвании румынского гетто Симлеул-Сильвания. Вместе с тысячами других евреев на протяжении четырех дней они ехали в переполненных вагонах для перевозки скота.

В последний раз близнецы видели своих родственников на так называемой «платформе расставаний» Освенцима. Отец и сестры растворились в толпе; мать продолжала крепко держать девочек за руки.

Человек в немецкой форме спросил у их матери, не близнецы ли ее девочки. Она спросила, окажется ли это для них к добру, и немец сказал, что да. Мать подтвердила, что Ева и Мириам действительно близнецы, после чего их вырвали из ее объятий.

«Все, что я действительно помню, это как мама в отчаянии протягивает к нам руки, а ее оттаскивают от нас, - рассказывает Кор. – Мне даже не удалось с ней попрощаться. Но я тогда не понимала, что вижу ее в последний раз».

Близнецам так и не удалось узнать о судьбе своих родителей и сестер.

«Я отказалась умереть»

Таких пар близнецов в Освенциме было около полутора тысяч. Подобно другим близнецам, сестер подвергали мучительным обследованиям, инъекциям и генетическим опытам. С ними обращались как с подопытными кроликами. Кор вспоминает, как ее разлучили с сестрой и вкололи ей неизвестное вещество, после чего подскочила температура.

Годы спустя Мириам рассказала ей, что в это время доктора в Освенциме пристально следили за ней, будто чего-то ожидая. Кор пришла к заключению, что если бы она умерла от этой инъекции, доктора убили бы Мириам, чтобЫ произвести сравнительное вскрытие.

Она вспоминает слова Менгеле, когда у нее началась горячка: «Саркастически усмехнувшись, он сказал: «Какая жалость, такая юная. Ей осталось жить всего лишь две недели». Я знала, что он прав. Но я отказалась умереть. Я дала себе безмолвную клятву опровергнуть доктора Менгеле. Я выживу и воссоединюсь со своей сестрой Мириам».

«Мое утраченное детство»

Кор чудом удалось спастись, когда за неделю до прибытия советских солдат четверо нацистов вдруг обстреляли узников автоматными очередями. После освобождения сестер вначале поместили под опеку местных монахинь, которые девочек «завалили игрушками».

«Как ни странно, мне это казалось оскорбительным. Они не понимали, что я перестала быть ребенком, я больше не играла с игрушками, - рассказывает Кор. – Я не сомневаюсь, что они старались сделать как лучше, но они не понимали, что мы пережили в свои 11 лет. Я больше никогда не играли с игрушками. В Освенциме мое детство было утрачено навсегда».

Некоторое время девочки прожили в лагере беженцев, а затем им удалось вернуться домой, в румынскую деревню Порт. Семья девочек владела здесь землей и занималась сельским хозяйством, пока в 1944 году венгерские войска – союзники нацистов – не отправили их в гетто.

Их дом стоял пустой и разграбленный. «Пожалуй, это был самый грустный день в моей жизни. Потому что я так отчаянно надеялась, что кто-нибудь еще остался в живых», - рассказывает Кор.

«Свободна от Освенцима»

В 1950 году сестры эмигрировали в Израиль. Там, впервые за девять лет – начиная с оккупации их деревни венгерскими войсками – она вновь смогла спокойно спать: «Я наконец спала, не опасаясь, что меня убьют за то, что я еврейка».

Сестры работали, вышли замуж, родили детей. В 1960-е годы Кор вместе со своим мужем-американцем – тоже пережившим Холокост – перебралась в Соединенные Штаты.

До самой своей смерти в 1993 году Мириам страдала почечными заболеваниями, вызванными, по убеждению Кор, опытами Менгеле. Но по сей день ей так и не удалось узнать, какие именно вещества вводили им с сестрой в Освенциме.

После смерти сестры Кор начала процесс, который она сама характеризует как иной путь освобождения – процесс прощения своим мучителям.

В 1995 году, когда отмечался 50-й юбилей освобождения Освенцима, Кор прочла свидетельские показания, подписанные нацистским доктором Гансом Мюнхом, которого она попросила подтвердить подробности совершенных в Освенциме злодеяний.

«Мне было важно, чтобы это был не переживший Холокост еврей и не освободитель, а нацистский врач, - рассказывает Кор. – Потому что ревизионисты всегда утверждают, что вся эта история была придумана евреями. Если я встречу одного из них, я смогу ткнуть ему в лицо этим документом».

Прочитав эти показания, Кор заявила, что прощает нацистов. Учитывая масштабы преступлений, совершенных во время Холокоста, заявление Кор вызвало разногласия.

«То, что я обнаружила, стало поворотным моментом в моей жизни – рассказывает Кор. – Я обнаружила, что обладаю властью прощать. Никто не может даровать мне эту власть, никто не может ее отнять. Она целиком принадлежит мне, и я могу воспользоваться ею так, как я захочу».

Кор сумела простить даже Менгеле. Эсэсовский доктор умер в 1979 году в Южной Америке. На протяжении десятилетий ему удавалось избежать ареста и судебного преследования.

«И если я прощаю Менгеле, самого ужасного из них, то я могу простить всех, кто когда-либо причинил мне боль», - говорит Кор.

Прощение, по словам Кор, освободило ее от ее «трагического прошлого: «Я стала свободна от Освенцима, и я стала свободна от Менгеле».

Дебютный роман «Mischling. Чужекровка», созданный современной американской писательницей Аффинити Конар, принес ей ошеломляющий успех в среде интеллектуалов. Автор, имеющая польско-еврейское происхождение, родилась и выросла в Калифорнии. Воспоминания деда о Второй мировой, тема Холокоста – это то, с чем росла Аффинити. В 16 лет она прочла книгу Лусетт Маталон Ланьядо и Шейлы кон Дикель под названием «Дети пламени» о близнецах, над которыми проводил свои опыты доктор-смерть Йозеф Менгеле. Впечатления от этой книги стали стимулом для написания собственного произведения «Чужекровка».

Реальные близнецы Ева и Мириам Мозес были «подопытными кроликами» для экспериментов доктора Менгеле в Освенциме. Согласно его плану он должен был ввести одной из девочек опаснейший вирус. А после, дождавшись ее смерти, вскрыть тело второй сестры для сравнения. Вот только вирус не подействовал, и дети остались живы.

В романе близняшек зовут Стася и Перль Заморски. Двенадцатилетние сестры вместе с мамой и дедушкой в 1944 оказываются Освенциме. Девочек отделяют от родных и помещают в специальном блоке концлагеря, именуемом «Зверинцем». В нем дети попадают в руки Дяди Доктора, проявляющего особый интерес к близнецам. Девочки проявляют незаурядное мужество, испытывая ужасы, неведомые другим. Но они готовы на любые мучения ради своих близких, которым пообещали сохранить жизнь.

События романа читатели видят глазами сестер. Это и жизнь в лагере, и необыкновенная родственная связь Стаси и Перль, и их переживания в лаборатории. С одной стороны, тяжело читать о тех мучениях, которые испытывают дети. Но с другой, в их несчастной жизни есть место фантазиям, выдумкам, играм, что несколько смягчает восприятие. Перль Заморска в романе отвечает за прошлое, хорошее, грустное, а ее сестра Стася – за будущее, плохое, смешное. В лагерном аду девчонки находят спасение в секретных играх, тайном языке, но котором они общаются. Близнецы имеют удивительный запас внутренних сил.

Писательница акцентирует внимание на близких отношениях между сестрами, которые помогали им не сойти с ума в тяжелейшей атмосфере концлагеря. Перль и Стася настолько похожи, что видят общие сны, читают мысли друг друга, даже, отвернувшись, рисуют абсолютно одинаковые картинки. Перль Заморски по-своему объясняет суть жестоких мучений, причиняемых ей и сестре. Она считает, что их тюремщик сгорал от зависти. Ведь будучи холодным и пустым, не способным к привязанности, он хотел лишь прославиться. Вот и пришел к нему в голову самый простой способ – разлучить близнецов, сильно любящих друг друга, и установить, что же тогда случится.

«Чужекровка» наполнена изящной и глубокой символикой. Писательница не просто повествует о своих героях на фоне исторических событий, но и размышляет о природе и человеке в целом. У страшного доктора свое извращенное понимание законов природы. Он уверен, что существуют «арийские» образцы прекрасного. Все остальное необходимо уничтожить. Поэтому изуродование жертв для пользы «высшей» расы не является грехом. Дядя Доктор трансформировал людей в животных, собирая людей с необычными внешними данными: лилипутов, альбиносов, близнецов. Даже лагерную зону, где он работал, прозвали «Зверинцем». Да и находилась она в бывших конюшнях.

Доктору, который насильственно искажает природу, противопоставлены два юных существа, в которых воплощены естественные законы эволюции. Девочки, хотя и молились в трудные моменты своей жизни, верили в законы Дарвина и Ламарка. Ведь их папа – врач, а любимый дедушка – профессор биологии, в свое время придумавший игру в «живую природу», которая помогла девочкам выжить и в условиях концлагеря.

Играя, Стася и Перль воображали себя существами, находящимися на разных ступенях эволюции, – от низших одноклеточных до высших млекопитающих. Эта игра включала их в настоящую картину мира. Ведь дети изменялись метафорически, оставаясь собой. Символичным является и то, что Стася со своим другом Феликсом ухитрились сбежать из лагеря в раздобытых меховых шубах, преобразившись в Медведя и Шакала.

«Зверинцу» жестокого доктора противопоставляется и настоящий зоопарк, в котором процветает просветительское начало, где сохраняются редкие виды животных без посягательств на искажение естества. Девочки помнят, что в зоопарках, о которых рассказывал дедушка, существует огромное разнообразие живой природы. В лагере же доктор составляет свою зловещую коллекцию. Не случаен и эпизод встречи членов семьи Заморски, которые остались в живых, в Варшавском зоопарке.

В романе «Чужекровка» иносказательно говорится и о «синдроме выжившего» – том особом чувстве вины, которое мучило оставшихся в живых узников концлагерей, необоснованно считавших, что выжили за счет погибших близких. Менгеле вводит в заблуждение Стасю, сказав, что сделает ей укол бессмертия. Наивный ребенок поначалу радовался, затем огорчался, что переживет друзей и сестру, а далее начинал считать, что за ее вечную жизнь кто-то поплатился своей. Она думала, что ее кровь загустела от чужих смертей, а в ней самой растворились несочиненные стихи, непознанные влюбленности, несбывшийся детский смех. От этого Стасе становилось невыносимо тяжело.

Писательница, несмотря на родство душ сестер-близнецов, показывает, как, немного повзрослев, они идут по разным путям изживания нанесенных травм. Стася выбирает месть, желая убить ненавистного доктора, а Перль – прощение, что поначалу вызывает даже читательский гнев и непонимание, как такие зверства можно простить.

Конар на примере выбора своей героини наводит на мысль об одном из возможных решений. Как известно роман «Чужекровка» в своей основе имеет реальные документы и материалы исследований. У многих персонажей произведения имеются прототипы. Как уже говорилось, прототипами сестер-близнецов, румынок еврейского происхождения стали Ева и Мириам Мозес. Еве, десятилетней девочке из Трансильвании, был сделан смертоносный. После ее гибели должна была для исследований вскрыта ее сестра. Но Ева практически чудом осталась в живых, что спасло и Мириам. В 1993 Ева после смерти сестры собрала свидетельские показания врачей, работавших в Освенциме, в числе которых был и доктор Менгеле. После этого она сказала, что прощает всех, включая и самого главного мучителя. По словам Евы Мозес-Кор, умение прощать делало ее сильнее нацистов, а в дальнейшем помогло ей отстраниться от тяжелых воспоминаний, не зацикливаясь на них. Конечно, для многих людей, не испытавших ее страданий и не готовых к прощению, такое решение Евы непонятно и загадочно.

Перль в романе тоже подарила своим мучителям прощение. Оно не стерло страданий ребенка, не притупило ночных кошмаров, не заставило забыть о невозвратимых потерях, но, по сути, перечеркнуло действия палачей. Девочка осталась в живых, доказав, что все их опыты были впустую. Следовательно, то, что творили эти нелюди не имело никакого смысла. Ведь они недооценили детскую выносливость. Такое победоносное прощение жестоко для ее врагов. Оно делает жизнь Менгеле и подобных ему существ абсолютно бессмысленной.

Однако сама писательница «Чужекровки» неявно, но регулярно подчеркивает, что право на прощение есть у жертв, которым оно приносит облегчение, но не у остального человечества.

Роман «Mischling. Чужекровка» стал одним из наиболее ярких художественных произведений 2016 года. Он был назван по версии New York Times «Книгой года». По лиричности и исторической масштабности его можно сравнить с произведением американского писателя, обладателя Пулитцеровской премии Энтони Дорра «Весь невидимый нам свет», а по психологическому и эмоциональному накалу – с «Комнатой» успешной ирландской писательницы Эммы Донохью. «Чужекровка» может шокировать впечатлительных читателей. Ведь без жестоких анатомических подробностей изуверств здесь не обошлось. Но, конечно же, тяжелее всего осознавать, что все, что написано в романе – не фантазии автора, а самая настоящая правда, которая документально подтверждена в материалах о Холокосте. А Дядя Доктор – это реальное лицо. Йозеф Мергеле – немецкий врач, который проводил жестокие опыты на узниками концлагеря Освенцим. Он лично отбирал людей для своих экспериментов, жертвами которых стали десятки тысяч заключенных. За 21 месяц своих преступных деяний заработал репутацию опаснейшего нациста под кличкой «Ангел Смерти».

Феномен близнецов давно рассматривается как имеющий жизненно важное значение для изучения генетики и поведения, а также широкого спектра в других областях, таких как наследственные заболевания, генетика ожирения, генетическая основа распространенных заболеваний и многих других.

Но на фоне всех самых обычных современных исследований близнецов всегда будет стоять тень жестокого нацистского врача Йозефа Менгеле , проводившего на близнецах самые извращенные и изуверские эксперименты во славу науки Третьего рейха.

Менгеле работал в польском концлагере Освенцим (Аушвиц) , построенном в 1940 году и в котором также проводились эксперименты над гомосексуалистами, инвалидами, умственно неполноценными людьми, цыганами и военнопленными. За время своей работы в Освенциме Менгеле произвел эксперименты над более чем 1500 парами близнецов, из которых только около 300 остались живы.

Менгеле был одержим близнецами, он считал их ключом к спасению арийской расы и мечтал о том, чтобы голубоглазые женщины-блондинки рожали за раз по несколько таких же голубоглазых и светловолосых младенцев. Каждый раз, когда в концлагерь поступала новая партия заключенных, Менгеле с горящими глазами тщательно выискивал среди них близнецов и находя их, отправлял в особый барак, где близнецов классифицировали по их возрасту и полу.

Многим из этих близнецов, прошедших в этом бараке все круги ада, было не более 5-6 лет. Поначалу казалось, что тут для них может быть спасение, так как тут неплохо кормили, по сравнению с другими бараками, и не убивали (сразу).

Кроме того Менгеле нередко появлялся тут чтобы осмотреть тех или иных близнецов и с собой приносил конфетки, которыми угощал детей. Для измученных дорогой, голодом и лишениями детей он казался добрым и заботливыми дядей, который шутил с ними и даже играл.

Пара девочек- близнецов из Освенцима

Детям-близнецам также не брили головы и часто позволяли оставить у себя свою собственную одежду. Их также не отправляли на принудительные работы, не били и даже разрешали выходить на улицу чтобы погулять. Поначалу их также не особо мучили, в основном ограничиваясь анализами крови.

Однако, все это был лишь фасад, чтобы до поры держать детей в спокойном и максимально естественном состоянии ради чистоты экспериментов. В будущем детей ждали настоящие ужасы.

Эксперименты включали в себя инъекции различных химических препаратов в глаза близнецов, чтобы проверить, возможно ли изменить цвет глаз. Эти эксперименты часто заканчивались сильной болью, заражением глаз и временной или постоянной слепотой.

Также проводились попытки "сшить" близнецов, чтобы искусственно создать сиамских близнецов.

Менгеле также использовал метод заражения инфекциями одного из близнецов с последующим вскрытием обоих подопытных, с целью исследования и сравнения пораженных органов. Есть факты того, что Менгеле вводил детям некоторые вещества, природу которых так и не определили, у которых было множество побочных эффектов, от потери сознания до сильной боли или мгновенной смерти. Эти вещества получал лишь один из близнецов.

Иногда близнецов держали отдельно друг от друга и одного из них подвергали физическим или умственным пыткам, а за состоянием второго близнеца в эти моменты тщательно наблюдали и записывали малейшие проявления тревоги. Делалось это для исследования загадочной психической связи между близнецами, про которую всегда было много баек.

Близнецам делали полное переливание крови от одного к другому, проводили хирургические операции без анестезии по кастрации или стерилизации (оперировали одного близнеца, а второго оставляли как контрольный образец).

Если при фатальных экспериментах на двух близнецах, один каким-то образом выживал, его все равно убивали, так как он больше не представлял ценности живым.

Очень много информации о жестоких экспериментах Менгеле известно лишь от тех около 300 выживших близнецов. Например в интервью журналистам Вера Кригель, которая содержалась в бараке со своей сестрой-близнецом, рассказывала, что однажды ее привели в кабинет, на котором во всю стену стояли банки с изъятыми глазами детей.

"Я смотрела на эту стену из человеческих глаз. Они были разного цвета - голубые, зеленые, карие. Эти глаза смотрели на меня, как коллекция бабочек, и я упала на пол от шока".

Кригель и ее сестру подвергали следующим экспериментам - сестер держали в двух деревянных ящиках и делали им болезненные инъекции в глаза, чтобы изменить их цвет. Кригель также рассказывала, что параллельно с ними делался эксперимент на другой паре близнецов и их заразили ужасной болезнью Нома (водяной рак), от которой у них лицо и половые органы покрылись болезненными нарывами.

Ева Мозес Кор

Другая выжившая девочка Ева Мозес Кор содержалась в Освенциме со своей сестрой-близняшкой Мириам с 10-летнего возраста с 1944 по 1945 год, пока их не освободили советские солдаты. Всех родных девочек (родителей, теть, дядь, двоюродных братьев и сестер) убили сразу же, когда их привезли в концлагерь, а девочек отделили от них.

"Когда двери нашего вагона для коров открылась, я услышала крики солдат СС "Schnell! Schnell!" и нас начали выкидывать наружу. Моя мама схватила Мириам и меня за руку, она всегда пыталась защитить нас, потому что мы были самым маленькими в семье. Люди выходили очень быстро и вот я заметила, что мой отец и две мои старшие сестры пропали.

Потом была наша очередь и солдат заорал "Близнецы! Близнецы!". Он остановился, чтобы посмотреть на нас. Мириам и я были очень похожи друг на друга, это было сразу заметно. "Они близнецы?", - спросил солдат мою маму. "А это хорошо"?, - спросила мама. Солдат утвердительно кивнул головой. "Они близнецы",- сказала тогда мама.

После этого охранник СС забрал меня и Мириам от нашей матери без какого-либо предупреждения или объяснения. Мы очень громко кричали, когда нас уносили. Я помню, что оглядывалась назад и видела руки мамы, вытянутые в нашу сторону в отчаянии".

Ева Мозес Кор поведала много об экспериментах в бараке. Она рассказывала про цыганских близнецов, которые были сшиты вместе спина к спине и их органы и кровеносные сосуды были соединены с друг другом. После чего они кричали в мучениях без остановок, пока их крики не замолкли из-за гангрены и смерти через три дня.

Кор также вспоминает странный эксперимент, который длился 6 дней и во время которого сестрам нужно было просто сидеть без одежды по 8 часов. После чего их осматривали и что-то записывали. Но им пришлось пройти и через эксперименты пострашнее, во время которым им делали непонятные болезненные инъекции. При этом отчаяние и страх девочек казалось вызывали большое удовольствие у Менгеле.

"Однажды нас привели в лабораторию, которую я называю лабораторией крови. Там забрали много крови из левой руки и дали мне несколько инъекций в правую руку. Некоторые из них были очень опасными, хотя мы не знали всех названий и не знаем и сегодня.

После одной из этих инъекций мне было очень плохо и сильно повысилась температура. Мои руки и ноги сильно опухли, а по всему телу пошли красные пятна. Может быть это был сыпной тиф, я не знаю. Никто никогда не говорил нам, что с нами делают.

Всего я тогда получила пять инъекций. Из-за высокой температуры я сильно дрожала. На утро пришел Менгеле и доктор Кониг и еще три врача. Они посмотрели на мою лихорадку и Менгеле сказал, посмеиваясь "Жаль, что она так молода. У нее осталось всего две недели жизни". "

Невероятным образом Еве и Мириам удалось дожить до того дня, когда Советская Армия освободила узников Освенцима. Koр говорит, что в то время она была еще слишком молода, чтобы в полной мере понимать, что с ними делали. Но годами позже Кор основала программу CANDLES (Children of Auschwitz Nazi Deadly Lab Experiments Survivors) и с ее помощью начала искать других выживших близнецов из барака Освенцима.

Еве Морзес Кор удалось обнаружить 122 пары, которые жили в десяти странах и на четырех континентах, а потом с помощью множества переговоров и больших усилий всем этим выжившим близнецам удалось встретиться в Иерусалиме в феврале 1985 года.

"Мы говорили со многими из них и я узнала, что там было много других экспериментов. Например, близнецов, которым было более 16 лет использовали в кросс-гендерном переливании крови. Это когда кровь мужчины переливают женщине и наоборот. При этом они не проверяли, конечно, была ли эта кровь совместима и большинство из этих близнецов умерли.

Есть близнецы с таким же опытом в Австралии Стефани и Аннет Хеллер и есть Джудит Малик из Израиля, у которой был брат Салливан. Джудит рассказала, что она была использована в данном эксперименте со своим братом. Она помнила, что лежала на столе во время эксперимента, а рядом лежал ее брат и его тело быстро остывало. Он умер. Она выжила, но потом у нее было много проблем со здоровьем".

Ева Мозес Кор и Мириам Мозес

Из-за экспериментов в бараке Менгеле у сестры Евы Мозес Кор Мириам на всю жизнь остались проблемы с почками. Менгеле проводил эксперименты на почках с близнецами в том числе из-за того, что сам страдал от почечных проблем с 16 лет. Он был глубоко заинтересован в том, чтобы понять как работают почки и как лечить почечные проблемы.

У Мириам были проблемы с ростом почек, а после рождения детей проблема почек у нее еще более осложнилась и никакие из антибиотиков ей не помогали. Ева в конце концов пожертвовала одну из собственных почек, чтобы спасти свою сестру в 1987 году, но Мириам умерла от осложнений с почками в 1993 году, и врачи до сих пор не уверены, какие именно вещества были введены в нее, чтобы вызвать все эти осложнения.

До сих пор остается загадкой и то какие именно результаты хотел достичь Менгеле с близнецами и удалось ли ему хоть что-то из задуманного. Большинство из лекарств и веществ, введенных им близнецам, так и остались неизвестными.

Когда советские солдаты освободили лагерь смерти, Менгеле удалось сбежать и укрыться, но вскоре он был взят в плен американскими солдатами. К сожалению, там его не опознали как нациста и ему удалось сбежать снова.

Он покинул Европу и спрятался в Аргентине в 1949 году, где он приложил множество усилий на то, чтобы его никто не нашел в течение многих десятилетий, прежде чем, наконец, утонул на курорте в Бразилии в 1979 г. Очень мало известно о том, чем именно Менгеле занимался во время этих десятилетий в изгнании и из-за этого существует множество спекуляций и слухов разной степени правдивости.

Менгеле (третий справа) в 1970-е годы где-то в Южной Америке

Одна из теорий заговора гласит, что Менгеле так и не перестал быть одержимым близнецами даже после бегства в Южную Америку. Об этом в своей книге "Менгеле: Ангел Смерти в Южной Америке" писал аргентинский историк Хорхе Камараса.

Проведя годы на исследовании деятельности Менгеле в этом регионе, историк обнаружил, что жители города Кандиду-Годой (Бразилия) заявляли, что Менгеле неоднократно посещал их город в течение 1960-х годов как ветеринарный врача, а затем предлагал различные медицинские услуги местным женщинам.

Вскоре после этих визитов в городе начался настоящий всплеск рождения близнецов и многие из них были со светлыми волосами и голубыми глазами. Вероятно, что в этом городе, ставшим новой лабораторией Менгеле, ему наконец удалось выполнить свои мечты о массовом рождении голубоглазых арийских близнецов.

Близнецы Кандиду-Годой

  • Нацистский врач Йозеф Менгеле создал в Бразилии "город близнецов", утверждает историк
  • Пугающая история близняшек Джун и Дженнифер Гиббонс
  • Загадка шотландского Инверклайда, где рождается самое большое количество близнецов в стране

Жертвы доктора Менгеле… Среди них есть люди, готовые простить врача-садиста. И это не стокгольмский синдром. А что?

Анат МИДАН

«Если бы мне кто-нибудь сказал в молодости, что я через десятки лет прощу доктора Менгеле, я бы посоветовала ему обратиться к психиатру. Но с годами я изменилась. Это прощение помогло мне снова начать жить». С такой необычной речью выступила Эва Мозес-Кор перед участниками конференции по криминологии в Университете Бар-Илан. Только сидевшая в первом ряду Йона Лакс не смолчала. Выйдя на трибуну, она заявила: «Никто из погибших не давал вам права прощать кого-либо».

Обе женщины прошли Освенцим, потеряли семьи и были пациентками доктора Менгеле, который проводил над евреями садистские опыты. Израильтянке Лакс - 86 лет. 82-летняя Мозес-Кор специально прибыла для участия в конференции из США.

«В Израиле много переживших Катастрофу - и они не прощают нацистов», - сурово заявила израильтянка американке. «Но почему?! - восклицает Мозес-Кор. - Я тоже годами рыдала, но устала от этого».

Прожить еще день

В Освенцим их привезли примерно в одно время, они жили в разных бараках, но потом их объединили в бараке номер 10. Там Менгеле по прозвищу Доктор Смерть начинал свои опыты, а потом переводил «пациентов» в лагерную больницу.

Эва родилась в румынской Трансильвании и попала с семьей в Освенцим в 10-летнем возрасте. «Нацисты увидели, что мы с сестрой близнецы, и сразу отогнали в сторону. Больше я не видела ни родителей, ни двух старших сестер. До сих пор помню, как нас загоняли в барак, стригли, раздевали, как татуировали номера на левой руке. Мне - А7063, Мирьям - В7064. Нас было десять пар близнецов от 3 до 16 лет, голодных и бесправных. Нас каждый день таскали на опыты, обмеряли голыми, что-то вкалывали, брали анализы крови. Однажды у меня поднялась температура, и меня забрали в больницу. Там были уверены, что я не выживу. Но я выжила, и меня вернули в блок в Биркенау, где я снова увидела Мирьям. 27 января 1945 года, за четыре дня до моего 14-го дня рождения, Красная армия освободила Освенцим, и пытки закончились. Солдаты раздавали нам шоколад, принесли кровати и матрасы. Я к тому времени уже разучилась спать на матрасе».

Эва и Мирьям, 1940 г.

Йозеф Менгеле

В восьмидесятые Мозес-Кор организовала поиски других «близнецов Менгеле» и нашла 122 выживших. В 1984 году она создала организацию с целью помогать пациентам нацистского доктора. «Мы пережили ужасные вещи, вплоть до того, что нам впрыскивали краску в глаза. Мирьям страдала болезнями почек. В 1987 году я отдала ей свою почку, и она дожила до 1993 года».

У Йоны Лакс тоже была сестра-близнец и тоже Мирьям. Они попали в Освенцим в 1944 году, после ликвидации гетто Лодзи, где убили их родителей. В результате селекции Мирьям отправили в газовую камеру, Йону же отдали Менгеле. Она плакала и просила офицера, стоявшего рядом с ней, не разлучать их с сестрой. Оказалось, что это и был сам Менгеле. «Когда он услышал, что мы близнецы и что сестру отправили в газовую камеру, он послал солдата вернуть ее. Так Доктор Смерть спас Мирьям».

Йона и Мирьям, 1941 г.

Ночные кошмары

После войны сестры Лакс приехали в Израиль, вышли замуж. Йона возглавляет общество «Близнецы Менгеле»: «Менгеле - олицетворение Освенцима. Лагерем управляли садисты, и никак иначе я их не назову». «А я решила все забыть, - возражает Мозес-Кор. - 71 год я страдала, но однажды спросила себя, готова ли я мучить себя воспоминаниями те немногие годы, что мне остались. И решила, что нет. Я простила своих мучителей, создала в своем городе музей Катастрофы и читаю там лекции. Время от времени вожу группы в Освенцим. После создания музея меня перестали терзать ночные кошмары».

Несмотря на общее трагическое прошлое, Лакс обращается к собеседнице не по имени, а «госпожа Кор». «Простив, вы делаете то, чего добивались нацисты: стереть память о евреях», - сухо говорит она американке.

Мозес-Кор теряет хладнокровие: «Мне не нужны ваши уроки еврейской истории. Израиль для меня важен, я несколько лет отслужила в армии. При чем тут это?».

«Мне кажется, покой можно обеспечить другим способом, например принимать таблетки или сходить к психологу, а не прощать нацистов», - возражает Йона Лакс.

Несмотря на идеологические разногласия, женщины поговорили друг с другом о семьях, о жизни после войны, рассказали, как тяжело работали, но все-таки смогли получить образование. Мозес-Кор поступила в университет лишь тогда, когда вырастила детей, и училась в нем вместе с дочерью: «Дети спрашивали, почему у них нет бабушек и дедушек, и я объясняла, что их убили нацисты. В итоге пожилая американская пара вызвалась стать моим детям бабушкой и дедушкой. Живем мы в маленьком городе, евреев там мало, поэтому мы настояли, чтобы сын с дочерью изучали иудаизм. По субботам я возила их в синагогу. Мне было тяжелее, чем вам, Йона».

Израиль не простил

Мозес-Кор рассказала, что «близнецы Менгеле» не хотят с ней встречаться. «Думаю, они завидуют. Они хотели бы, чтобы я страдала, как Йона, чтобы переживала все то, что постоянно переживают другие „близнецы Менгеле“. Они могут продолжать страдать, но их страдание не приносит никому пользы».

«Вы в США можете говорить все, что заблагорассудится, и у вас там наверняка есть слушатели-неевреи, но здесь, в Израиле, прощению нет места», - говорит Лакс. И женщины расстаются, не попрощавшись…

Отрывок из статьи в газете «Вести Израиля»



Публикации по теме