Раннее развитие ребенка С какого возраста начинать заниматься? Что такое «раннее развитие» на самом деле (нет, это не занятия английским с двух лет).


В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах занятий по раннему развитию ребенка.

Что такое раннее развитие ребенка?

Сегодня в каждом городе можно увидеть школы и центры, которые занимаются ранним развитием ребенка. Но далеко не все понимают, что означает понятие «раннее развитие детей». Оно взяло основу из определения «раннего детства» - это возраст малыша от 1 до 3 лет, хотя некоторые также относят к нему и период младенчества до 1 года.

Раннее развитие - это организованный процесс обучения ребенка в возрасте до 3 лет, который позволяет получить ему определенные знания, овладеть новыми навыками, необходимыми для успешного процесса взросления.

Заблуждения по поводу раннего развития ребенка.

Конечно, многие считают, что обучение в центре полезно его чаду, там он учится чему-то новому и повышает свой интеллектуальный уровень. Но поскольку многие не знают, как проходят обучение и процесс воспитания, формируются определенные мифы.

Заблуждение 1. В детских центрах учат определенному навыку (рисованию, чтению, счету, пению и т.п.).

На самом деле педагоги занимаются всесторонним обучением ребенка: его учат речи, математике, творчеству, а разнообразие занятий позволяет поддерживать интерес у малышей, что положительно влияет на их развитие.

Заблуждение 2. Для обучения используются специально разработанные методики.

Развитие детей подразумевает не только учебу, дети могут получать новые знания и навыки с помощью игр, чтения сказок и даже простого общения.

Заблуждение 3. Посещение школы раннего развития лишает ребенка детства, оно не нужно, поскольку его всему научат в детском саду и в школе.

Это мнение совершенно ошибочно. В подобных центрах дети получают отличную возможность обучаться в дружеской атмосфере, общаться со сверстниками, там проводятся специальные игры, чтобы малыш не заскучал. Дети не воспринимают центр как место для обучения, для них это кружок, где можно весело провести время.

Почему так важно раннее развитие ребенка?

Считается, что в первый год жизни мозг ребенка развивается примерно на 50%, а к трем годам - уже на 80%. Именно поэтому малыш нуждается в обучении в таком возрасте. Задача раннего развития заключается не в том, чтобы он научился читать или считать, а в том, чтобы развить его естественные способности. В этом возрасте обучение состоит в улучшении памяти, концентрации, внимания и наблюдательности.

Раннее развитие поможет ребенку в дальнейшей жизни: ему будет проще обучаться, он будет быстрее адаптироваться ко внешним условиям и легче находить общий язык со сверстниками.

Стоит ли отдавать ребенка в центр раннего развития?

Отличным вариантом будет посещение школы раннего развития малыша совместно с родителями. Ребенок будет чувствовать поддержку, не испугается новых людей. Потом постепенно, освоившись, малыш сможет оставаться на занятиях без мамы. Ни для кого не секрет, что ребенок, который проводит время постоянно только наедине с мамой, потом сложнее общается с другими людьми. Когда дети, не посещавшие школу, идут в садик, они сильно переживают, нередко плачут и просятся домой к маме.

В центре же ребенок постепенно начинает привыкать к новым людям, к общению. ребенка, как правило, проходят несколько раз в неделю по 1-2 часа. Такое расписание будет комфортным для малыша, он понемногу привыкнет проводить время без мамы, поэтому после быстрее адаптируется в садике.

Для хорошего развития ребенка ему необходимо внимание: проводите время с малышом, играйте в развивающие игры, почаще общайтесь, водите на занятия в центр раннего развития, где он сможет пообщаться со сверстниками и получить новые знания.

Развивающие игры и будущие способности ребенка

Подход к обучению детей, который принято называть ранним развитием — знакомство с окружающим миром, буквами, цифрами с помощью специальных пособий и развивающих игр — в последние годы часто подвергается критике. О том, что такое раннее развитие сегодня и что оно дает современным детям, рассказывает Алексей Маниченко, генеральный директор компании «Skylark-Умница» (Великобритания-Россия), разработчик комплектов для раннего развития, отец 2 детей.

— Видите ли вы какие-то проблемы с развитием современных детей — позже начинают ходить, говорить, позже привыкают к горшку, чем, например, их родители?

— Нормы в развитии детей — понятие очень условное и относительное. Нормы замеряются в конкретной стране или конкретным учёным, в какой-то конкретный период. Так, в мировой научной среде принято считать доказанным фактом, что большинство детей начинает говорить в возрасте от 10 месяцев до 3 лет, и это — норма.

Да, международные научные консультанты, с которыми мы сотрудничаем, говорят, что за последние десятилетия нормы действительно сдвигаются, но не в сторону более позднего развития, а наоборот. Имея больше информации, более разнообразное питание, более широкий выбор игр и игрушек, дети и развиваются быстрее, чем их предки. Эволюция.

А что касается практических навыков, таких, как привыкание к горшку, то это вопрос уклада жизни семьи в данное время. К чему родителям надо приучить ребёнка, к тому он и будет приучен. «Проблемы с развитием» здесь, на мой взгляд, ни при чем. Это всего лишь вопрос воспитания. А к воспитанию, кстати, многие родители подходят сейчас намного грамотнее, чем было возможно десятки лет назад.

К счастью, мир меняется, у современных детей есть больше возможностей развиваться в своём темпе — в том числе, не совпадать с прописанными кем-то «нормами». И я считаю, что это большое достижение нашего времени.

— Что сильнее влияет на способности ребенка — врожденные качества или то, как с ним занимаются?

— За последние 10-15 лет мировая наука пришла к выводу, что ответа на этот вопрос не существует. Ни врождённые качества, ни среда, окружающая ребёнка, не действуют на развитие ребёнка по отдельности. Всегда всё переплетается. Малыш с хорошей наследственностью, растущий в благоприятной среде, имеет наивысшие шансы быть прекрасно развитым. Если же одного из этих слагаемых не будет — или с генами что-то не так, или с воспитанием-образованием — то результаты чаще всего будут ниже.

Многие врождённые способности могут проявиться только при наличии благоприятных для этого обстоятельств. Например, если ребёнок родился с задатками великого художника, но в детстве ни разу не был в музее, не видел картин и не держал в руке кисточки или карандаша (знаю, что всё это маловероятно, но всё же) — мир никогда может не узнать в нём художника. Или ребёнок с потенциалом великого математика не попал к талантливому педагогу, способному подпитывать растущий талант задачками соответствующего уровня, — и наш математик вырастет не таким выдающимся, как мог бы. Без компьютера не вырастить программиста, без автомобиля — пилота «Формулы 1».

— Раннее развитие часто критикуют за обилие занятий с книжками и карточками в то время, когда ребенку нужно в первую очередь развивать крупную и мелкую моторику и эмоциональный интеллект. Что можно ответить сомневающимся в необходимости раннего обучения чтению, счету и т.п.?

— Вокруг раннего развития существует много мифов. Справедливости ради отмечу, что всё, связанное с воспитанием детей, часто делят на чёрное и белое. И, к сожалению, некоторым родителям тревога «а правильно ли я всё делаю» заглушает рациональное мышление.

Вспомните школьные годы. Кому было неинтересно учиться — отличникам, которые щёлкали задания как орешки, или двоечникам, которые не успевали за программой? Кто прогуливал уроки и не стремился к новым знаниям? Опыт показывает, что с развитым ребенком интересно всем — и учителю, и одноклассникам. Часто такой ребенок — не просто отличник, но и образец для подражания, и лидер.

Многочисленные исследования показывают, что грамотное раннее развитие существенно повышает достижения человека в жизни, делает саму его жизнь богаче, благополучнее. Доказана связь между уровнем образования человека и его здоровьем — более образованные имеют меньше проблем со здоровьем и живут, в среднем, существенно дольше. Этот эффект выявлен в самых разных странах, какими бы ни были климат и система здравоохранения.

Естественно, раннее развитие никак не исключает физическую активность, общение со сверстниками, хобби. Более того, оно их поощряет, стимулирует. Те же карточки — это инструмент для занятий, думаю, ни одной маме и в голову не придёт ограничить мир своего ребёнка только ими. Игры с карточками, по сути, не сильно отличаются от игр с пирамидкой или кубиками, но тут, благодаря разнообразию того, что можно поместить на карточки, в десятки раз больше форм занятий, творческих идей и просто веселья.

Вообще в раннем развитии есть только один секрет успеха — надо заниматься в удовольствие. Воспользоваться готовым комплектом или делать материалы самостоятельно — выбор каждой мамы. Мы в «Skylark-Умница» стремимся сделать обучение интереснее для детей и удобнее для родителей, поэтому и предлагаем готовые программы, разработанные специалистами. У наших клиентов остаётся больше времени на самое главное — общение с ребёнком.

Один из главных принципов раннего развития — следовать за ребенком, а не за программой. Внимание переключилось — значит пора заканчивать. Многие по старинке думают, что задача раннего развития, как и образования вообще — дать малышам как можно больше информации, знаний, фактов. Как будто они все запомнят и при необходимости тут же применят. Все изучали электричество в школе, но многие ли из нас в состоянии розетку починить? Важнее дать детям не знания, а любовь к ним и умение учиться.

Раннее развитие в том смысле, как его понимаем мы, — это совершенно естественное явление. Из ребёнка невозможно «сделать» вундеркинда, с помощью игр в раннем возрасте можно только раскрыть то, что заложено природой. Раскрыть так, как оно само никогда не раскроется! А незамеченные таланты, к сожалению, угасают. Поэтому чем больше возможностей получит ребёнок в детстве, тем больше способностей он проявит, тем интереснее ему будет учиться, тем больших высот сможет достичь. Я говорю про самореализацию, про осознанный выбор своего пути в жизни. Не этого ли мы все желаем своим детям?

» Развитие ребенка

© Феликс Божонка

После трех месяцев уже поздно (что такое «раннее развитие» ребенка).

Многие родители, обнаруживая пробелы (мнимые или действительные) в развитии своих детей, лихорадочно бросаются искать спасительные методики обучения и воспитания, расходуя на это огромные усилия и средства. И в их положении это, наверно, правильно. Но насколько радостнее, счастливее для всех сторон шел бы процесс воспитания и обучения, если бы в первые месяцы жизни ребенка родители придерживались простых и логичных действий!

Чем же определить условия «раннего развития» и его сроки? По мнению автора, это следующее:

  1. Закаливание (водные процедуры) с рождения и до 2-х месяцев;
  2. Сенсорное ознакомление с окружающим миром с рождения и до 3-х месяцев;
  3. Активное обучение устной и ознакомление с письменной речью с рождения.

На основании этого попробуем дать определение понятию «Раннее развитие». «Раннее развитие» - это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Физиологами давно доказано, что с первых дней в первые месяцы жизни в головном мозге ребенка идет процесс синаптической сверхпродукции (период формирования огромного количества связей между клетками мозга), т.е. формирование основы для развития памяти и других функций мозга ребенка.

Именно в это время закладываются основы того, сколько раз ребенку придется в школьном возрасте, к примеру, читать стихотворение для запоминания: запомнит с первого раза, или и двадцати будет мало. Соответственно, легко ему будет учиться, или с большими затратами усилий и времени. Соответственно, будет он получать удовольствие от процесса учебы или это будет тяжкой ношей.

После периода синаптической сверхпродукции наступает период постепенной редукции невостребованных связей. Избыточные связи, не загруженные информацией из окружающей среды, исчезнут, будут разрушены. Поэтому, для сохранения синаптических контактов необходимо сознательно напитывать родившегося ребенка информацией из окружающей среды.

Новорожденный ребенок - совершенно особое существо. В нем собраны возможности всей предыдущей эволюции на Земле (не только папины гены). Новорожденный первых дней, первых недель жизни жадно впитывает ощущения, информацию, приходящую из новой для него среды. Такой мощной новизны ощущений у него не будет уже никогда в жизни! Это нельзя упустить, если вы хотите быть счастливыми родителями и воспитать счастливых детей!

Запустить механизмы эффективного усвоения, переработки и отражения информации возможно только с рождения. Эта потребность организма формируется на клеточном уровне. Если не прикладывать к этому усилий с рождения, то сформировать натуральный интерес к получению информации, любознательность будет достаточно сложно. Ребенок в 2,5 месяца с большим удовольствием и вниманием может слушать все, что вы ему говорите и рассматривать все, что вы ему показываете в течение очень длительного времени. Когда он овладеет своим телом, он уже не сможет так долго вас слушать. Поэтому эффективно подготовить его восприятие можно только в первые месяцы жизни. Не упускайте свою радость быть счастливыми родителями!

Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже, какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается. Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а, не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения.

Это нечто совсем другое. Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений. Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее. Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складами), в которые малыш просто играет вместе с мамой.Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое. Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения .

Раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно. Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А, демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша. Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается.

Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам. Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время. Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в транспорте, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное. Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

  • Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
  • Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
  • Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
  • Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).
  • Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
  • Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
  • Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения. Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

    Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

    Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

    Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

    Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

    Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

    Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

    Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

    Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

    Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

    Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

    Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

    Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

    Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

    Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

    Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

    Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения. Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

    Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

    Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

    А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

    Пусть у Вашего малыша будет активная мама!



Публикации по теме