Как развивать умственные способности ребенка. Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в своей деятельности.

Что такое способности?

- Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

- Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

- Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.

Назовем эти общие способности следующим образом.

1. Интеллект - некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром, способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний.

2 . Креативность - способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии.

3 . Обучаемость - способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?»; «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?»; «Могу я что-нибудь сделать для моего ребенка, чтобы развить его способности?».

Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

Интересные факты об интеллекте

- Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет. Особенно опасен в этот период дефицит йода - он вызывает задержку умственного и физического развития. По данным Эндокринологического научного центра РАМН, вся территория России является йододефицитной, поэтому следите за тем, чтобы ваш ребенок ежедневно получал йод в достаточном количестве!

- Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее - эмоциональная поддержка ребенка.

- У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.

- У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.

- Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка. Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще - поддерживайте у ребенка высокую самооценку.

Папы! Оказывается, ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше, чем вклад мам.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах», если вы:

- Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;

- Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);

- Предъявите систему запретов. Запреты - это также одно из важнейших средств воспитания. Что делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа;

- Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность - умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.

По-настоящему креативный ребенок - всем известный Буратино. Помните, как он продал азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно!

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый - 3-5лет(развивается в сюжетной игре), второй- примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы, и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Высокий уровень обучаемости связан с развитием личности. А значит, она развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:

- Чаще задавайте ребенку вопросы;

- Р азговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;

- На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;

- Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;

- Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Развитие сенсорных способностей ребенка происходит ежедневно. Это естественный процесс, но его нужно поощрять и создавать наиболее комфортные условия. Например, вы можете чаще бывать с ребенком на природе. В процессе изучения природных объектов у него реализуется одна из главных способностей - чувственное познание мира. Он будет получать живой непосредственный опыт. Произойдет активизация всех сенсорных систем: будет отрабатываться зрительно.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Развитие и формирование способностей у детей

Никифорова Лия Александровна, воспитатель МКДОУ Аннинский д/с ОРВ "Росток",п.г.т.Анна, Воронежская обл.
Данный материал будет полезен методистам, воспитателям, педагогам и родителям. В данной статье даны рекомендации педагогам и родителям по формированию и развитию способностей у детей дошкольного возраста,школьного возраста.
Цель: привлечь внимание педагогов и родителей к развитию и формированию способностей у детей.
Задачи:
1.Формировать способности у детей

2.Дать рекомендации по развитию способностей у детей
Задачи развития способностей у детей обусловливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником развития и формирования способностей является деятельность. В игровой деятельности маленького ребёнка происходит формирование способностей. Например, ребёнок строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения солдатиков, и в это время у него формируется отдельные предпосылки архитектурных и математических способностей.
В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Активность развития и формирование способностей школьников определяется целенаправленность обучения и воспитания детей в школе. Способности могут развиваться и стихийно, в процессе той или иной деятельности. Однако формирование способностей в этом случае будет замедленным и потребует больше сил. Под влиянием же обучения и воспитания развитие способностей происходит значительно быстрее и продуктивнее. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных способностей необходимо, прежде всего, развить у них интерес к учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться.
В воспитании интереса и любви к труду у младших школьников большое значение имеют положительный пример, раскрытие им величие трудового энтузиазма родителей, прославленных людей нашего времени. Очень важно, чтобы дети в действительности, в жизни видели серьёзное, ответственное отношение взрослых к процессу и результатам труда. Всё это способствует тому. Что они сами начинают добросовестно трудиться. При этом необходимо, чтобы взрослые замечали все те усилия детей, которые они проявляют при достижении конкретной цели в трудовой или учебной деятельности, и всячески поощряли их успехи.
В начальных классах воспитание у школьников трудолюбия, интереса к занятиям начинается с формирования у них привычки активно работать в течение всего урока и на каждом уроке. Увлечение работой, удовлетворение, которое получает ребёнок от учебных занятий, служат необходимыми факторами в развитии у него общей способности трудиться, способности к учению. Пристрастие к деятельности не является чем-то внешним по отношению к способностям - такая склонность является стороной способностей и одним из двигателей их развития.
Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие проблемных ситуаций в решении тех или иных учебных задач, необходимость постоянного сравнения, обобщения, анализа и синтеза изучаемого материала в процессе обучения в школе есть та основа, на которой развиваются умственные способности учащихся. Воспитание способностей у учащихся, и прежде всего умственных способностей, неразрывно связано с общими задачами воспитания и формирования личности школьника в целом. Высокий уровень развития умственных способностей, широта и глубина знаний, способность к труду, способность преодолевать трудности у учащихся обусловлены формированием у них сознательного, ответственного отношения к порученному делу, моральной ответственности за своё поведение, развитием чувства долга, уважения и любви к труду.
Одним из показателей умственных способностей , способностей к учению является быстрота усвоения учебного материала. И нередко учителя излишне спокойных, с замедленной реакцией, с флегматичным темпераментом школьников неоправданно относят к числу неспособных, тем самым искусственно тормозят развитие их способностей. Учителя следует очень внимательно подойти к каждому ученику, всесторонне изучить и проанализировать привычки, характер, интересы, бытовые условия школьников, и особенно тех, которых, по мнению педагога, необходимо отнести к числу неспособных, неуспевающих. Выясненная вовремя причина плохого, медленного усвоения учебного материала, слабого формирования тех или иных навыков поможет учителю воздержаться от необоснованных решений об отсутствии способностей у того или иного ученика. В противном случае возможны серьёзные ошибки.
Чем раньше будут замечены, выявлены способности ребёнка, тем больше возможностей имеется для более раннего начала их целенаправленного развития. Раннее проявление способностей часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения и целенаправленного руководства со стороны взрослых, и прежде всего воспитателя, способности могут не развиться и заглохнут. Этим объясняются факты, когда многие дошкольники и младшие школьники проявляют незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке, конструированию, математике, а в старших классах становятся самыми средними учащимися.
Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки. Целенаправленному формированию содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок. Вечера художественной самодеятельности, школьные, районные и городские олимпиады по учебным предметам.
В старшем школьном возрасте развитие способностей тесно связано с существенными изменениями в становлении личности учащихся. В этом возрасте большинство подростков стремится определить цель жизни, выбрать профессию. Стремление к самоопределению заставляет их серьёзно подумать о своём призвании, самостоятельно определить пути и средства развития своих способностей. Поддержка со стороны взрослых самостоятельных решений учащихся старших классов в выборе профессий, наиболее правильного в дальнейшем использовании своих способностей и усилий является необходимой для окончательного решения старшеклассником вопроса о своём жизненном призвании.
Таким образом , всестороннее развитие способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника и во многом обеспечивает подготовку сознательных и творчески активных взрослых личностей.

Как развить способности ребенка?

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

    один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.

    три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.

    пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

    семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим , желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.

    9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Как развить способности у ребенка:

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

    Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.

    Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.

Для начала определим что же такое способности:

  • Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
  • Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
Назовем эти общие способности так:

  1. Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;
  2. Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;
  3. Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».
Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

  • Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
  • Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.
  • У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
  • У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
  • Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще — поддерживайте у ребенка высокую самооценку.
Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.
По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.


Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:


  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, которые, как утверждают производители и продавцы, развивают у ребенка восприятие цвета и формы, знакомят с пространственными отношениями, временем и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много таких игрушек.

К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать все что угодно, а самое главное — она не дает обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

Все, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.

Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!

Психологи уверены: неспособных детей не существует. Зато существуют бездарные учителя и невнимательные родители, которые могут загубить талант ребенка и не реализовать потенциал, заложенный от рождения.

Развитие способностей у детей в младшем возрасте

Как утверждают специалисты по раннему развитию, чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем лучше. при помощи специальных методик с 6 месяцев: наиболее популярны методики Доманна, Зайцева, Никитиных и Монтессори. Именно в этом возрасте малыш с жадностью впитывает знания.

Развитие речи зависит от развития крупной и мелкой моторики ребенка. Используйте для занятий кубики Зайцева, карточки Доманна. Если система раннего развития будет верно построена, то малыш не будет перенапряжен, перегружен. Уделяйте внимание психике, телу, физическому и умственному развитию. Такие уроки принесут радость не только малышу, но и родителям.

Для полноценного необходимо применение методик сенсорного развития, формирование представлений о свойствах предметов: цвете, форме, положении в пространстве, величине, вкусе и запахе. В раннем возрасте совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире. Готовность к обучению в школе зависит от сенсорного развития ребенка.

Всего существует 5 сенсорных систем:

  • вкус;
  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • осязание.

Чтобы развивать сенсорные способности ребенка, разработаны комплексы упражнений на познание метрических систем, для изучения цветов и оттенков, развития тактильного восприятия.

Способы развития способностей у ребенка

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался и это развитие было разносторонним, всегда придерживайтесь следующих правил.

  1. Предлагайте ребенку развивать способности в игровой форме. Для этого можно приобрести развивающие игры, дидактические материалы в магазинах. Вы можете самостоятельно создавать дидактические материалы для игры, использовать подручные средства.
  2. Никогда не говорите таких фраз, как: «Ты не справишься», «Ты все равно ошибешься», «Это у тебя не получится». Это дает ребенку убеждение в том, что он не способен научиться чему-то и развить свои способности.
  3. Мотивируйте ребенка возможностями, которые откроются перед ним в результате овладения навыками.
  4. Заинтересуйте ребенка несколькими дисциплинами. Предложите рисовать, считать, сочинять стихи, развивать физические способности. Так вы сможете определить, какие способности развиваются лучше всего и на что стоит обратить внимание.
  5. Имейте в виду, что занятий в саду, школе недостаточно для развития способностей у ребенка. Оказывайте помощь и предлагайте заниматься саморазвитием.

Каждый ребенок будет развивать таланты и способности с большим удовольствием, если вы будете в него верить. Малыш, понимая, что родители и учителя радуются его достижениям, всегда будет стараться добиться больших результатов.

Рождение личности ребенка

Для воспитания в ребенке уверенности в себе, духа сотрудничества, отзывчивости, необходимо применять методики позитивного воспитания. Дети, уверенные в своих силах, не так поддаются , они не испытывают потребности в бунте.

Воспитывайте ребенка, удовлетворяя его потребности в безопасности и любви, прививайте моральные ценности, помните, что ребенок —это личность, он хочет, что бы к нему прислушивались, замечал, ценили. Родители должны выслушивать и понимать своих детей. Воспитывайте самостоятельность, будьте примером поведения, тогда развитие способностей у детей будет иметь положительный результат.

Согласно теории А. Н. Леонтьева, личность рождается дважды. Первое «рождение» происходит в дошкольном возрасте, в этот период устанавливается определенная иерархия мотивов, соотнесение побуждений и социальных мотивов. Второе «рождение» личности происходит в подростковом возрасте, после осознания собственных мотивов поведения и возможности самовоспитания.



Публикации по теме