Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное воспитание дошкольников через систему дидактических игр и упражнений

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т.д.).
Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве, единицы измерения, при оценке свойств предметов.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов(цвете, величине, форме, количестве).
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
"Чудесный мешочек"
" Определи на ощупь" (найти предметы различающиеся по одному признаку)
" Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
"Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
" Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
" Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
"Из каких фигур состоит …?" (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
"Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
" Какая фигура лишняя?"(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
"Сравни предметы по высоте"
"Самая длинная, самая короткая"(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
"Разноцветные кружки"(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
"В какую коробку?"(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
"Дальше - ближе"(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
"Какого цвета не стало?"
"Какого цвета предмет?"(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
"Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
"Какие цвета использованы?"(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
"Уточним цвет"(учить различать и называть близкие цвета)

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Из опыта работы

воспитателя мини- центра «Бота»

Амельченко Марины Ивановны

Резюме

Наименование учреждения : ГУ Целинной средней школы мини-центр «Бота»

Ф.И.О. (полностью): Амельченко Марина Ивановна

Дата рождения: 17.09.1965 год

Образование: Среднее специальное , диплом КОСТАНАЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ «Воспитатель в дошкольном учреждении»

Курсы повышения квалификации №0325582

от 07 апреля 2012 года ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Тематика: «Особенности моделирования педагогического процесса в ДО, ДМЦ и предшколе на основе интеграции предметного содержания»

Курсы повышения квалификации педагогических работников №0986 от 06 декабря 2014 года АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР « Start »

Тематика: «Интегрированное планирование деятельности воспитателя как инновационный подход в обучении и воспитании дошкольников»

Семинар №001168 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ «Болашак»

Специальность: «Воспитатель в ДУ»

Стаж работы: с 1984 года

Педагогический стаж: с 1984 года (20 лет)

Доклад

«Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом: оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Моя педагогическая деятельность в период с 2013-2015 связана с детьми младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Накопление умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактическую игру».

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы

Целью моей работы является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

Задачи:

Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)

Формировать умение выделять существенные признаки предметов.

Формировать умение сравнить предметы между собой, искать черты сходства и различия.

Учить детей определять количественные и качественные отношения предметов.

Развитие слухового внимания.

Развитие мелкой моторики рук.

Затем определилась с участниками работы: воспитатели групп, дети, родители. Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный. На этом этапе решалась следующая задача:

Подбор заданий и проведение диагностики для выявления уровня сенсорного развития детей на начало проекта.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание условий для работы с детьми. На последнем этапе решалась следующая задача: научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, развивать сенсорные процессы.

5 этап – контрольно-аналитический. На данном этапе проводилась диагностика с целью определения полученных результатов на конец работы.

Ожидаемые результаты :

1. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к дидактической игре;

Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;

Воспитывать у детей желание заниматься.

2. Обучающие:

Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.

3. Развивающие:

Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;

Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;

Развивать внимание, усидчивость детей.

В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

В ходе реализации своей работы я выбрала систему дидактических игр: Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи? », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения. Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь зайчика» и «Спрячь бабочку», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. Мною было разработано многофункциональное панно «Лесная полянка».

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета.

Ну и конечно же, реализация данной работы не обошлась без участия родителей. С родителями я проводила индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению

уровня знаний родителей о сенсорном воспитании.

Я оформила папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также привлекала родителей к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей на начало и на конец работы.

Условные обозначения:

«-» - норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован

«v» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

«+» - норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.

Познавательное развитие

По показателям компетентностного развития в ОО «Познание» т.е индикаторам на начало 2013 года (на начало работы) дети не имели представления о цвете, форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, не знали, что такое сенсорные эталоны, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила. У детей в основном присутствовал низкий уровень развития. На данный момент времени, в результате проделанной мною работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился. Дети различают основные цвета, формы, величину, фактуру предметов . Проявляют любознательность, особый интерес к людям и их действиям, воспроизводят простые постройки по показу взрослого. Проявляют доброжелательное и бережное отношение к животному миру демонстрирует первоначальные навыки ориентировки в пространстве.

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно и полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Использованная литература:

    Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.

    Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983

    Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

    Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

ХОД. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Цель:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Цель игры: развивает мышление, внимание, память, увеличивает словарный запас, совершенствует мелкую моторику рук, развивает речь, логическое мышление, учит сопоставлять геометрические фигуры с предметами.

Цель: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; развивает мелкую моторику рук;

Ход: детям предлагается спрятать бабочку от паучка на цветок соответствующий по цвету бабочке.

Задачи: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; учить совмещать зайчика с полянкой (ориентир по цвету) ;действовать целенаправленно, последовательно; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям спрятать зайчика на полянку от лисички, зайчик и полянка должны совпадать по цвету.

Цель игры: Закрепление знания детей об одежде, обуви; развитие мелкой моторики рук;

Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать одежду для куклы, учит правильно подбирать одежду.

Цель: определить форму платочка, учить завязывать узел, развивать моторику рук.

Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать платочек для куклы по цвету и по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям собрать бусы по цвету и по форме.

Цель: учить различать цвета и форму, развивать моторику рук.

Ход: Воспитатель предлагает детям собрать пирамидку по цвету и по форме.

Содержание

    Резюме

    Характеристика

    Доклад : Обобщение опыта по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

    Презентация

    Дидактические игры

Людмила Бендик
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры »

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь , неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие . Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

В процессе практических действий с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию , усваивает все сенсорные эталоны . Игра выступает средством сенсорного развития и воспитания .

Свою работу по сенсорному развитию я начала со сбора информации по данной проблеме, изучила педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников .

В своей работе решаю следующие задачи :

Продолжать знакомить с цветами спектра : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре;

Знакомить детей с величиной и формой предметов

Формировать навыки самостоятельной деятельности.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учётом возраста детей . Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Для формирования элементарных математических представлений я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения :

-игры головоломки ,

-игры шутки

-игры с занимательными вопросами : «Почему овал не катится?» , «Кто быстрее найдёт» , «Незаконченные картинки» , «Живые числа» , «Подбери по цвету» , «Один - много» . В 2015 году на педагогических чтениях выступала воспитатель и интересно рассказала о палочках Кюизенера, логических блоках Дьенеша. Мы тоже приобрели эти игры и специальные альбомы к ним. Детям очень интересно. Они яркие, занимательные, играть с ними детям очень нравиться.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создала сенсорный уголок , который наполнила дидактическими играми познавательного направления на развитие цвета, для закрепления знаний о форме, величине, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом » . Я, объясняю родителям игру, а родители дома со своими детьми закрепляют её. Также для родителей была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а также, вместе со своими детьми проигрывали их , обсуждали уже проведённые игры . Такая систематическая работа даёт свои положительные результаты.

Публикации по теме:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ИГРУШКИ» Сенсорное развитие детей зависит от того, как ребёнок осваивает.

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Опыт работы. "Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры". Воспитатель высшей категории Завалишина Елена Юрьевна 2016.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Комбинированного Вида № 180” Отчёт по самообразованию на тему:.

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

«Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Бороденко Елена

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ .

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная . Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт внимание крохи. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры , направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.

Развивающие игрушки .

Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте одного года – полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру.

Рамки-вкладыши развивают мелкую моторику , формируют умение зрительного соотнесения формы, закрепляю навыка соотносящего действия прикладывания.

Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей .

Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка . Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики .

Матрешка – это дидактическая игрушка . Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей , расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

Мозаика. Очень хорошо для сенсорного развития помогают игры с мозаикой . Мозаика способствует решению коррекционных задач, так как фишки могут быть разного цвета, формы, величины, а для ориентировки существуют поля разнообразного размера. Мозаика замечательно развивает моторику рук у ребёнка. При создании различных изображений у ребёнка формируется образное мышление и воображение. Располагая фишки в определённой последовательности, у ребёнка формируется логическое мышление. И, несомненно, при собирании мозаики у ребёнка вырабатывается усидчивость, что благоприятно скажется на дальнейшем обучении.

Игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику , знакомить с новыми понятиями. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки - просто стежки, стежки крест-накрест. Научите кроху накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом прошнуровать, завязывать бантики. Помните, что вторая часть - работы - отшнуровать детали - не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.


Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста , конечно, невозможно без наличия логических игр. Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес. И как приятно ему наблюдать за сложением пластмассовых кружочков, особенно, когда все получается с первого раза! Но иногда приходится и потрудиться, что называется, попотеть.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов : зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии , прогрессирует.


Публикации по теме:

Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (из опыта работы) Современные родители хотят, чтобы их дети умели читать, писать, говорить на иностранном языке. Но, к сожалению, нужно не меньше, а то и.

Пояснительная записка: Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы - изучение опыта коллег - посещение занятий.

Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой куклебольшой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста (3-4года)

«Укрась бабочку»

Цели:
Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы:
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

« Спрячь мышку»

Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
- Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.
Наступил день.
Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!
Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.
- Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

Игры с бельевыми прищепками

Цели:
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
Дети показывают глазик
Взрослый: А где у нее ротик?
Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок - ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?
А как ты догадался? Правильно.
В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".
Ловкость рук я развиваю
Со шнуровкою играю.
Тренирую логику
И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка»

Цель:
Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)
Какие? (Ответы детей).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы:
пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход:
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель:
Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы:
Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:
Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Ход:
Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», - держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.
«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».
Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»


Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.
Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.



Публикации по теме