Развенчание церковного брака: процедура и причины. Развенчание церковного брака: возможно или нет

Большинство современных пар относятся к венчанию несерьезно, не понимая до конца глубины и значения этого церковного таинства. Его нельзя приравнивать к штампу в паспорте. Идти под венец нужно только после того, как пара хорошо осмыслит значение брака, ведь муж и жена скрепляются невидимыми узами и воссоединяются на небесах даже после смерти.

Раньше православная церковь не допускала повторных союзов, но сегодня развод — это обычная вещь. Сошелся - разошелся. Обвенчался - развенчался, все очень просто. Но можно ли получить развод на небесах, нарушив обет, данный Господу Богу? побеседовал с протоиереем Константином Гиоргадзе, который рассказал, при каких обстоятельствах церковь дает право на развенчание.

"На этот шаг нужно решаться только в крайнем случае, когда спасти семью уже невозможно, когда испробованы все пути воссоединения. Если супруги все-таки решат развенчаться, они должны обратиться в Патриархию Грузии, записаться на прием к владыке Тевдоре Чуадзе, он оценит ситуацию и либо даст разрешение, либо нет. Обязательно согласие обоих супругов, иначе заявка не будет рассмотрена", — рассказал Гиоргадзе.

Церковь вынуждена в ряде случаев соглашаться на развенчание пар, несмотря на то, что это противоречит Божественным законам.

"Развенчание не дело Божье. Богу не угодно, чтобы пары развенчивались, ибо сказано, что "Если Бог соединит, человек не разлучит", — отметил Гиоргадзе.

Сначала пара должна официально развестись и с предоставленным документом о разводе обратиться в Патриархию, а после того, как вопрос будет обсужден, их развенчают. Православная церковь ограничивает вторичное супружество перед Богом, не должно быть более трех браков, пояснил Гиоргадзе.

Развенчание допускается для того, чтобы люди не пали в еще больший грех — в блуд. Это очень сложный процесс сам по себе. Чаще пары приходят и говорят, что разлюбили друг друга или не сошлись характерами, что недопустимо", — отметил он.

По словам протоиерея, в Грузии число разводов участилось, соответственно участилось и количество желающих развенчаться. На самом деле, распад православной семьи - трагедия, но это сами люди воспринимают совсем иначе, для них венчание - красивый обряд.

"Просто мы не боимся Бога, не знаем, с чем имеем дело, с каким огнем играем, тогда мы так не поступали бы. Я почти не видел счастливых пар после второго венчания, после второго брака", — отметил Гиоргадзе.

Причины для развенчания

Если пара придет к священнику с просьбой развенчать их только по причине несходства характерами, их никто не будет слушать. Это не аргумент для церковного развода, рассказывает протоиерей Гиоргадзе. Такие причины, как "хочу развенчаться только потому, что больше не люблю, полюбила другого", или "больше не нравится его характер" - церковь не поймет и не примет.

Основными причинами для развенчания могут быть:

супружеская неверность;

— рукоприкладство, маниакальные склонности, духовные расстройства, Спид — ВИЧ;

— потеря сексуальной дееспособности (нужно будет представить медицинскую справку, подтверждающую данную проблему);

— иноверие - в том случае, если после свадьбы один из супругов решит принять другую веру.

Процедура развенчания может быть осуществлена по просьбе одного из супругов, согласие обоих обязательно, а присутствие — нет.

При этом, нужно помнить, что благословение на повторный брак дается только человеку, который не повинен в разрушении семьи. Под венец можно идти до трех раз, но все же священнослужители просят не злоупотреблять этим.

Люди, решившие обвенчаться во второй раз, должны обратиться к архиерею. С собой обязательно нужно иметь свидетельство о том, что первый брак был церковно благословлен, документ, который подтверждает факт расторжения первого брака, также обязательно нужно иметь и свидетельство о втором браке.

Если и муж, и жена уже состояли в браке, то венчание проводят, не возлагая венцы, то есть, вторым чином. Если кто-то из пары хочет обвенчаться первый раз, то венчание проводится с возложением венцов.

По закону РФ процедура венчания не является обязательной при официальном заключении брака. Тем не менее, в жизни многих верующих людей эти два события происходят в один день. И поскольку далеко не каждый брак способен выдержать жизненные испытания, то в случае развода осуществляется и процедура развенчания церковного брака.

Суть венчания состоит в том, что подобный союз заключается перед лицом Бога. Поскольку церемония, проводимая в ЗАГСе, скрепляет союзом только земные отношения, то верующие люди проходят обряд церковного таинства, будучи уверенными в том, что их супружество продолжится и после смерти.

Помимо религиозного аспекта, венчание является своеобразным началом для построения духовной связи, единения молодоженов.

Таким образом, естественные отношения будто переходят на новый уровень.

Венчание для верующего человека имеет куда более серьезное значение, нежели обычное бракосочетание. Это не простая формальность, а процедура, возлагающая на супругов духовную ответственность.

Следует понимать, что далеко не все пары готовы венчаться, и процедура последующего развенчания является главным тому доказательством.

Приходя в церковь с просьбой провести церемонию, будущие супруги должны будут провести беседу со священнослужителем, целью которой является определение того, насколько сильна их вера и готовы ли они вступить в брачные узы.

В ходе ее молодожены узнают и о самом обряде, а больше всего – о подготовке, которая предшествует церемонии. Если в ходе разговора окажется, что один из будущих супругов является некрещеным, то в процедуре будет отказано.

Основания для развенчания

Когда отношения между супругами портятся, то они все чаще задумываются об отмене вечных клятв, данных друг другу перед Богом. И следует сразу оговориться, что в православии отсутствует само понятие «развенчания», поскольку раз данный обет считается вечным и неизменным.

Церковь понимает обряд венчания таким образом: это союз, заключаемый перед Богом один раз в жизни и проводимый с божественным благословением. Ни о какой обратной процедуре не может быть и речи.

Поэтому развестись посредством церкви не представляется возможным.

Однако существует ряд ситуаций, при которых клятвы, данные перед Богом, могут потерять свою силу. устанавливаются Поместным Собором Православной Церкви. И вот основные из них:

Это лишь основные причины, в соответствии с которыми может быть проведен обряд развенчания в православной церкви. Каждый конкретный случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Расторжение церковного брака

Какие существуют правила развенчания в православной церкви? Данная процедура является актуальной только для верующих людей, которые чтут церковные традиции.

В том случае, если супруги прошли обряд венчания, но не придают ему особого значения, развенчиваться им не следует.

Поскольку церковь не имеет права отменять клятвы супругов, данные ранее перед Богом, то развенчание предполагает повторное венчание с другим человеком. Однако и здесь не все так просто. Для прохождения этой процедуры необходимо подать прошение в управление Епархии.

Для этого нужно иметь при себе паспорт и свидетельство о .

Разрешительный документ позволяет человеку пройти повторное венчание с новым избранником. Обычно на получение такого разрешения требуется несколько недель.

Вторая церемония будет отличаться от первой. В частности, она получает название «вторым чином» и не предполагает возложение венцов.

Но следует понимать, что церковь далеко не всегда идет навстречу прихожанам. В некоторых случаях в ходатайстве касательно повторного венчания может быть отказано.

Объясняется это еще и тем, что такой аргумент, как «не сошлись характерами», не воспринимается здесь всерьез.

Таким образом, процедура развенчания включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовить необходимые документы.
  2. Подать ходатайство, заполненное по образцу, в Епархию на имя конкретного священнослужителя, где будет изложена просьба.
  3. Далее следует пройти собеседование с архиереем. Его цель – определить, насколько вескими являются причины для расторжения брачных уз. Желательно использовать основания из вышеприведенного списка.
  4. Получив одобрение, можно осуществить повторное венчание.

Также следует предоставить доказательства, аргументов в пользу развенчания брака. К примеру, это могут быть медицинские справки, которые доказывают недееспособность супруга или наличие у него неизлечимой болезни, бесплодия и т. д.

При алкогольной или наркотической зависимости необходима соответствующее заключение от нарколога. Если супруг умер, то предоставляется свидетельство о смерти.

Обязательная плата за развенчание церковью не взимается. Но для этого могут быть предусмотрены пожертвования, размер которых определяется каждым храмом отдельно.

Процедура без согласия супруга

Поскольку обряда развенчания как такового церковью не предусмотрено, а производится лишь повторное венчание, то и согласия от бывшего мужа для его прохождения не требуется. Также нет необходимости в присутствии супруга при втором осуществлении данной процедуры.

Однако его согласие требуется для официального расторжения брака, без которого повторное венчание считается невозможным. Поэтому если человек может предоставить в Епархию соответствующее свидетельство, то далее вопрос решается в одностороннем порядке.

Сколько раз можно венчаться

Возможность осуществить повторное венчание еще не говорит о том, что к таинству церковного брака следует относиться несерьезно. По церковным меркам данная процедура предполагает союз, благословленный Богом, а потому, его важность не нуждается в объяснении.

Даже вторичное венчание вызывает неодобрение со стороны Епархии. И возможность его прохождения можно считать скорее исключением из правил. Если же речь идет о ходатайстве с целью обвенчаться в третий раз, то осуждение будет гарантировано. Но получить разрешение можно и в этом случае, хоть и шансы на это практически отсутствуют.

Если же гражданин решил развенчаться после развода в третий раз, то подобные действия считаются непростительным грехом. Поэтому даже не стоит подавать ходатайство в данном случае. Таким образом, можно будет добиться разве что укора в неуважении к церкви.

Можно ли развенчаться, если брак распался? Этот вопрос волнует многих верующих людей, надежды которых относительно совместной жизни не оправдались.

Процедура развенчания указывает на то, что выбор предыдущего партнера был неправильным. И это является своеобразным предостережением для верующего человека касательно определения будущего спутника жизни. В отличие от официальной свадьбы, венчание не может происходить сколько угодно раз, потому здесь не следует принимать скоропалительных решений.

Обряд венчания – одно из красивейших таинств. Красота и торжественность церемонии привлекают молодоженов, решившихся объединиться в брачных узах. Но сегодня венчание – это дань моде, а после расторжения брака у бывших супругов возникает множество вопросов: существует ли развенчание церковного брака, как развенчаться, можно ли развенчаться?

Обряд венчания – одно из красивейших таинств

Сейчас этот вопрос актуален как никогда. Основной причиной этого является мода на венчальную церемонию следом за регистрацией брачных отношений. Большинство вступающих в брак не думают о том, что отношения между мужем и женой, освященные церковью, были и останутся ответственным таинством. Именно поэтому глупо лелеять надежду, что вас быстро развенчают. Развенчание – непростая и не быстрая процедура.

Церковь отрицательно реагируют на расторжение семейных союзов. Однако православная церковь симпатизирует своим приверженцам и периодически позволяет повторные венчальные обряды.

Пара, которая решила повторно обвенчаться, должна подать соответствующее прошение о расторжении семейных уз в управление Епархии после получения нового документа о создании семьи. Кроме того, с собой нужно иметь документ о том, что вы разведены, и паспорт.

Батюшка не имеет права позволить вам вторично обвенчаться после гражданского развода. Но, как только в течение нескольких недель будет получено разрешительный документ от епархии, можно венчаться снова. Повторная церемония разнится с первой. Вторичное таинство проводится «вторым чином», а именно по правилам Православной церкви на вас не будут возложены венцы.


Батюшка не имеет права позволить вам вторично обвенчаться после гражданского развода

Большинство пар, решившихся на развод, стараются забыть о том, что мало получить развод и знать способы, которые позволят провести процедуру развенчания. Также нужно понимать, что можно получить и отказ. Церковь имеет целый ряд оснований, чтобы расторгнуть церковный брак, но пункт «не сошлись характерами» в этом списке точно отсутствует.

Смотрите также:

Каков размер штрафа за развод в 2017 году?

На основании чего можно получить развенчивание?

Как развенчаться в церкви? Что должно произойти, чтобы развенчание произошло? Развенчание – это серьезный шаг, и причины для его осуществления должны быть весомыми. Эту процедуру можно осуществить на основании нескольких факторов, обозначенных в 20-х годах прошлого века. Обряд развенчивания возможен тогда, когда будет доказана одна из причин.

  • Неверность мужа или жены — одна из наиболее веских причин.
  • Принятие одним из супругов любой другой веры.
  • Заключение повторного брака.
  • Самокалечение мужа или жены.
  • Факт тяжелейших венерических болезней.
  • Продолжительное отсутствие одного из супругов (пропал без вести).
  • Посягательство на жизнь члена семьи.
  • Снохачество и сводничество.
  • Тяжелое психическое заболевание.
  • Тюремное заключение одного из супругов.
  • Физиологическая невозможность иметь детей.
  • Заключение семейного союза между близкими родственниками.

Неверность мужа или жены — одна из причин развенчания

Современная жизнь внесла свои коррективы. В начале 21 века церковь пересмотрела перечень причин для развенчания и внесла еще некоторые пункты, которые допускают церковный развод. Теперь основанием для развенчания стали чрезмерное увлечение алкоголем, наркотиками, прерывание беременности, случившееся без согласия мужа, если отсутствовали медицинские показания. Развенчание возможно при наличии одного из этих пунктов.

Как проходит церковный развод?

Любой церковный развод оригинален и требует специфического подхода. Какого-то определенного порядка проведения развенчивающего обряда не существует. Если вы знаете примеры того, что кто-то смог преуспеть в вопросе развенчания и удостоился благословения на заключение еще одного союза, это не является показателем того, что у вас все получится.

Нужно понимать, что священнослужители разнятся различным мнением и отношением к такому щепетильному вопросу. Верный совет, как поступать в такой ситуации, вы услышите в областной епархии. Сразу настраивайте себя на то, что вас сначала постараются примирить, попытаются вас убедить в том, что узы, освященные церковью, вечны и нерушимы.

Сегодня среди молодых пар очень популярен обряд венчания. Он становится, скорее, данью моде, чем обдуманным и серьезным шагом. Но вот наступает тот момент, когда супруги принимают решение развестись. У них резонно может возникнуть вопрос, существует ли процедура развенчания, какие правила естьи как она происходит.

Венчаться стоит лишь тогда, когда полностью уверен в правильности своих действий и доверяешь своему супругу. При этом необходимо все взвесить и серьезно подойти к данному вопросу. Стоит помнить, что брак, заключенный в церкви, - очень серьезный шаг. Его не так просто расторгнуть в отличие от союза, зарегистрированного в ЗАГСе. Церковь крайне отрицательно относится к разводу, именно поэтому расторжение церковного брака как такового не происходит. Но она может дать благословение на повторный брак, на который должны быть соответствующие причины.

Причины для процедуры развенчания церковного брака

В православной церкви есть причины, по которым может быть проведено развенчание, а точнее - дано согласие на повторное заключение церковного союза. Перечень этих причин был установлен в начале 20 века, а в 2000 году дополнен:

  1. Самой первой и серьезной причиной, по мнению церкви, является измена (прелюбодеяние).
  2. Если один из супругов отрекся от православной веры.
  3. Повторный брак одного или обоих супругов.
  4. Серьезное заболевание мужа или жены (СПИД, сифилис, проказа и другие).
  5. Развенчание проводится в том случае, когда один из супругов считается без вести пропавшим и отсутствует более пяти лет.
  6. Смертельная угроза со стороны мужа или жены, которая направлена в сторону другого супруга или их детей.
  7. Серьезные и неизлечимые психические заболевания, при которых один из супругов не отдает отчет своим действиям и поступкам.
  8. Если супруг занимается сводничеством.
  9. Тюремное заключение мужа или жены также является веской причиной для расторжения церковного брака.
  10. Невозможность иметь детей (бесплодие) как со стороны женщины, так и со стороны мужчины.
  11. Наличие наркотической и алкогольной зависимости. В этом случае необходимо иметь медицинские документы, подтверждающих такую зависимость.
  12. Аборт, который был сделан без ведома мужа, также может послужить причиной для развенчания.
  13. Наличие противоестественного порока у одного из супругов (гомосексуализм, зоофилия и так далее).


Как проходит процедура развенчания церковного брака

Как происходит процесс развенчания? Для того, чтобы получить благословение на повторный церковный брак, необходимо подать прошение о развенчании в Епархию. Как это сделать, можно узнать в любой церкви, где вам помогут и ответят на все интересующие вас вопросы. Однако необходимо помнить, что прошение подается только после развода в органах ЗАГСа.

Но как таковой процедуры развенчания не проводится и не выдается никаких документов, подтверждающих расторжение предыдущего церковного брака. В Епархии лишь дается благословение на повторное венчание.

Церковь разрешает проводить только три венчания, все последующие браки не могут быть одобрены православной церковью.

Что необходимо для получения благословения повторного обряда венчания помимо прошения?

  1. Свидетельство о расторжении предыдущего брака.
  2. Паспорт или документ, удостоверяющий личность.
  3. Документ, подтверждающий заключение нового брака.
  4. Отсутствие причин, по которым церковь может отказать в повторном обряде венчания (брак между духовными и кровными родственниками и другие причины).

Подать прошение может один из супругов. В том случае, если вы получите благословение на второе по счету венчание, то можете пойти в любой храм и обвенчаться.

Если причиной брака стала измена, то в этом случае благословение на повторное венчание дается только тому супругу, который не является виновником развода. Если второй супруг (виновник развода) тоже хочет пройти повторную процедуру венчания, то ему необходимо выполнить епитимию (определенные условия), срок которой предвидеть заранее невозможно.

Прежде чем обвенчаться второй раз, следует быть уверенным в правильности решения. Лучше подождать какое-то время и присмотреться к новому супругу, чтобы избежать еще одной ошибки.

Повторное венчание несколько отличается от первого обряда. Ели супруги в прошлом уже состояли в браке, то венчание проводится без возложения венцов (вторым чином). Но в том случае, если один из супругов венчается впервые, то обряд проводится по всем правилам.

После заключения повторного церковного брака следует как можно серьезнее относиться к семье и семейным ценностям. Необходимо учитывать ошибки прежнего опыта и стараться не допускать их в новых отношениях.

Видео по теме статьи

Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника Павла Гумерова , прокомментировать их.

Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Л.Н. Толстой

Вместо предисловия

Анжела (Москва): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет

Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный получить - дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

  1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
  2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
  3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
  4. Заболевание проказой или сифилисом.
  5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года - если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
  6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
  8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
  9. Вступление одного из супругов в новый брак.
  10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Сейчас жизнь стала стремительней, а люди - намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.

Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.

По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы - дух времени.

По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый - в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).

Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.

История первая

Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка - соседи по лестничной площадке - стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.

Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»

В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».

Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.

Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.

Пропал ты, брат.

Ты посмотри на себя и на нее...

И все в таком же духе.

А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.

Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался...

Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…

История вторая

После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.

Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.

Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.

Вместе хорошо смотрятся.

Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.

Коба - беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на , коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» («Отче наш» по-грузински - Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.

Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.

И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.

Все у них будет хорошо.

Через год родился у них мальчик. Потом - второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:

Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.

Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.

Наверно, тяжело с ним жить, - продолжала наблюдательница. - Командовать в армии хорошо, а в семье главное - компромисс.

Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.

Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.

Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле - неизвестно. В церкви она больше не появлялась.

История третья

К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.

Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.

Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается

Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. ... Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.

Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.

В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.

После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан - отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график - уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.

Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.

История четвертая

Людмила (Москва):

Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание - это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение - только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.

Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу...

История пятая

Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.

40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.

Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага - дело наживное, главное - это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.

И таких историй много.

И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.

Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА ,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей

Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала , поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии - стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья - это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.

Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью

Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников - просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на установилась именно тогда.

Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас - государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.

Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.

Мужской инфантилизм, безответственность - тревожный симптом нашего времени

Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность - тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.

Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью

Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков - то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.

Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.

Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов . Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?

Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!

Самое главное - не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.



Публикации по теме