Развитие ребенка в 10 месяцев что. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание

Ну вот, вы смогли приблизиться к очередной круглой дате - десять месяцев. Цифра - обязывающая и очень серьезная. Последняя четверть первого года жизни малыша будет сопровождаться быстрым психологическим развитием, а вот родителям можно пожелать только терпения. В этом возрасте за ребенком нужен глаз да глаз, ведь он всегда проявляет инициативу, подавлять которую нельзя.

Рост и вес

В 10 месяцев средний вес малыша должен составлять от 9.525 до 10.355 килограмм, а его рост может колебаться на отметке в 72.11-73.91 сантиметров. Обхват грудной клетки в возрасте 10 месяцев составляет 45-46 сантиметров, а окружность головы равна 45-46 сантиметрам.

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Ребенок в 10 месяцев должен уметь воспринимать в свой адрес шутки, вслушиваться в речь взрослого человека и подражать его звукам. Вставлять один предмет в другой, предпочитать играть мелкими предметами в сравнении с крупными, доставать один предмет с помощью другого, толкать мяч, катать машинку. Ходить у опоры, ползать, сидеть, жевать порезанную мелко пищу, проявлять к другим детям активный интерес. Самое главное для ребенка в этом возрасте, делать все «как большой». Кроха уже достаточно овладел движением кистей, рук и пальцев, чтобы повторять все действия за взрослыми. Будьте крайне внимательны, ведь ваш случайный жест способен так сильно понравиться малышу, что потом вам месяцами придется отучивать его от этого.

Режим дня ребенка в 10 месяцев

Меню и питание ребенка

Даже в 10 месяцев при вводе в рацион малыша новые продукты необходимо делать это с особой осторожностью. Ведь даже если раньше у крохи не было аллергической реакции, никто не может однозначно ответить, не возникнет ли она после введения, к примеру, рыбы. Не стоит торопиться вводить продукты, которые считаются аллергенными, к примеру, куриные яйца, рыбу, малину и клубнику.

Осторожно, аллергия

Детям, проживающим в умеренно-континентальном климате, в России, Украине, в раннем возрасте не рекомендуется давать нетипичные фрукты для этого региона. К ним относится не только экзотическое киви и манго, но также и апельсины и остальные цитрусовые, к примеру, хурма. Также аллергию может вызвать шоколад, содержащий к тому же много сахара. Ребенку, склонному к запорам, не стоит давать продукты, закрепляющие стул - вишни, черную смородину, бананы и чернику.

Сколько спит

Чаще всего в 10 месяцев ребенок переходит на один дневной сон, которого ему бывает достаточно для полноценного отдыха. Разные по своему темпераменту детки спят разное количество времени, поэтому если ваша кроха спит днем 4-5 часов, то нет повода для переживаний. А другие детки могут днем спать только 1-2 часа, что также является пределом нормы. Ребенок пока еще не может сам понять, что устал и ему нужно спать, поэтому мама должна правильно распознавать его капризы и укладывать его ко сну. К ночному сну ребенка можно подготовить, прочитав ему интересную книжку.

Приучаем к горшку

10 месяцев - это такой возраст, когда малыша можно приучать к горшку. Это необходимо делать, когда кроха уже может уверенно сидеть, запомните примерное время, когда его штанишки становятся мокрыми, и в это время высаживайте его на горшок. Сделайте спокойную атмосферу, включите в кране водичку, повторяйте звуки типа «а-а» или «пи-пи», сажая при этом ребенка на горшок. Не надо заставлять его сидеть, если он не хочет. Процесс приучения малыша к туалету - довольно сложный, однако рано или поздно он сможет научиться этому. Если у него все получится, обязательно похвалите его.

Уход за ребенком в 10 месяцев

Купание

В 10 месяцев можно кроме обычного купания добавить водные обливания. Проводить такую процедуру можно каждый день в ванной комнате, при помощи душевого шланга на расстоянии в 20-30 см от тела крохи. Для обливания начальная температура должна составлять 36 градусов, каждую неделю ее следует понижать на 1 градус, доводя до 28 градусов. Именно такая температура должна быть постоянной к тому времени, как вашему крохе исполнится один год. Лучше всего обливание проводить с 16.00 до 19.00 часов. Начинать его необходимо со спины, после животик и грудная клетка, в последнюю очередь обливается правое и левое плечо. После обливания ребенка необходимо тщательно вытереть, хорошо делать обливания после комплекса гимнастики и массажа, после сна или через 30 минут после кормления.

Развлечения

В 10 месяцев игры с ребенком должны быть направлены на развитие мелкой моторики, такие как:

  • пересыпание, перебирание из одной емкости в другую орехи, крупы, пуговицы или бусины;
  • выкладывание зубочисток, спичек, орехов, фасоли, фигурных макаронных изделий, ватных палочек, камешек;
  • открывание крышек - больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от баночек с кремами);
  • рисование пальцами по мелкой крупе, песку, муке;
  • игры с ленточками, узелками, шнурками;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сорока-ворона»);
  • использование для еды ложек разного размера;
  • пересыпание или копание снега или песка грабельками, совком, палочкой, лопаткой.

Старайтесь, чтобы ваша кроха все делала двумя руками, а не только правой. Ведь в 10 месяцев происходит активное развитие правого полушария, за которое и отвечает левая рука.

Проблемы

В 10 месяцев у ребенка могут быть проблемы с питанием, у него уже сформировались вкусовые предпочтения, появились любимые и нелюбимые блюда. Внимательно следите за его рационом, старайтесь не заставлять его съесть то, что ему не нравиться.

В вашей жизни произошло очередное знаменательное событие – малышу исполнилось 10 месяцев! К этому времени многие дети умеют сидеть, быстро ползают, делают первые неуверенные шаги и безостановочно болтают на «детском» языке.

Но не стоит волноваться, если кроха пока не овладел этими навыками. Каждый десятимесячный малыш – уникальная личность с собственным характером и темпераментом. Потребности и интересы вашего ребенка могут значительно отличаться от потребностей и интересов других малышей: когда одни дети усиленно осваивают новые пространства, другие предпочитают сидеть в кроватке, сосредоточенно изучая книжные страницы или собирая конструктор.

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно: если нет врожденных патологий или родовых травм, скоро он догонит в развитии своих более подвижных сверстников.

Физическое развитие

Тело десятимесячного ребенка развивается гораздо медленнее, чем раньше: за месяц он набирает всего 300–450 г веса и 1–1,5 см роста. Теперь его вес составляет 8,5–10 кг, а рост – 71–74 см.

Навыки и умения

Десятимесячный малыш хорошо контролирует собственное тело: его движения становятся все более точными и скоординированными. Вот почему новые умения и навыки осваиваются очень быстро, и к концу 10 месяца ребенок радует родителей множеством новых достижений:

  • может сесть из положения лежа или стоя и сидеть продолжительное время, спину при этом держит ровно, не заваливается в сторону;
  • держась за поручни или решетку манежа, уверенно ходит по кругу, пританцовывает, приседает, подпрыгивает;
  • без помощи или опоры поднимается на ножки, делает несколько неуверенных шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту (обычно в роли такого объекта выступает любимая игрушка или мама);
  • быстро ползает в разные стороны на четвереньках (а многие малыши, чтобы передвигаться быстрее, отрывают от пола колени и локти, опираясь только на ладони и пальцы ног);
  • координирует движения обеих рук: может взять предмет двумя ладонями, переложить его из одной руки в другую (если дать ему по игрушке в каждую руку, он начнет соединять их, ставить одну на другую);
  • умеет спускаться и подниматься: на четвереньках легко преодолевает небольшую лестницу, свободно взбирается на диван, подтягиваясь на руках, а затем спускается ножками вниз.

Основной способ развития новых умений – подражание. Малыш с удовольствием копирует все движения родителей: вот почему нередко можно увидеть младенца, который сосредоточенно нажимает кнопки пульта или телефона, рассматривает газету, кормит плюшевого зайца с ложечки или укачивает тряпичную куклу. Чем больше интересных действий вы покажете ребенку, тем обширнее будет «репертуар» его игр.

Способы развития физических навыков

  1. Поскольку многие действия ребенка носят подражательный характер, показывайте ему максимальное количество примеров: вместе играйте в мячик, машинки или куклы, укладывайте спать игрушечных зверьков, кормите и мойте их. И не удивляйтесь, если малыш, успешно освоив кормление куклы, не сможет повторить то же действие с игрушечным зайкой: ребенок пока не умеет переносить полученные знания на другие предметы.
  2. Водите ребенка гулять. Поскольку теперь он может передвигаться самостоятельно, от коляски можно отказаться. Пусть малыш поползает по дорожкам и газонам, посидит в песочнице, понаблюдает за играми сверстников и примет в них участие.
  3. Продолжайте занятия с мелкими предметами. Дайте ребенку пару коробочек и горсть разноцветных бусин: пусть он складывает их в коробочку, пересыпает из одной емкости в другую, сортирует по цвету и размеру или выкладывает из них фигурки.
  4. Купите малышу детский совочек, лопатку или грабельки, ведерко и формочки. Отведите его в песочницу и покажите, как насыпать песок в ведро с помощью совка или как делать куличики с помощью формочек. При этом желательно, чтобы ребенок действовал обеими руками: это не только улучшит координацию действий, но и будет способствовать развитию интеллекта малыша.
  5. Научите карапуза танцевать. Покажите ему несколько простых движений: пусть он топнет ножкой, хлопнет в ладоши, наклонится, кивнет головой. Сначала выполняйте эти упражнения перед зеркалом, самостоятельно двигая ручки и ножки ребенка. Когда он поймет, что от него требуется, сможет выполнять движения без вашей помощи. Такое упражнение поможет улучшить координацию.
  6. Малыш любит разбрасывать игрушки? Превратите это в игру! Поставьте перед ним коробку: пусть он пытается забросить в нее разные предметы. Перемещая коробку то вправо, то влево, вы научите ребенка одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Психическое развитие

Навыки и умения

Карапуз становится все более общительным и открытым, с удовольствием проводит время со сверстниками и взрослыми людьми. К 10 месяцу достижения ребенка таковы:

  • подражает действиям взрослых, пытается копировать их жесты, движения, речь;
  • демонстрирует хорошее чувство юмора: услышав шутку, обращенную к нему, принимается хохотать, а иногда специально издает забавные звуки, чтобы посмешить окружающих;
  • обзаводится любимым занятием: одни дети с увлечением строят «замки» из кубиков, другие – рисуют, третьи – пританцовывают под музыку, а четвертые проводят время за коллективными играми;
  • показывает привязанность к определенным вещам: у него уже есть собственное мнение о том, какой игрушкой сейчас играть или какую майку надеть на прогулку;
  • демонстрирует талант исследователя: открывает баночки и пакетики, чтобы познакомиться с содержимым, ломает игрушки, чтобы узнать их устройство;
  • проявляет интерес к мелким вещицам (деталям конструктора, небольшим кубикам, горошинкам), от больших игрушек отказывается;
  • осознает расположение предметов в пространстве, может оценить расстояние до какого-либо объекта (если выясняется, что игрушка находится слишком далеко, чтобы достать ее руками, малыш попробует дотянуться до нее другим предметом).

У десятимесячного ребенка возникает острая потребность в одобрении со стороны взрослых. Многие действия он совершает, только чтобы услышать ласковые слова «молодец», «умница». Желание заслужить похвалу – нормальное для ребенка явление, которое свидетельствует о том, что малыш признает авторитет родителей.

Способы развития психики

  1. Интересной игрушкой для десятимесячного малыша станет телефон. Дайте ребенку трубку: пусть он услышит папин или бабушкин голос. После «разговора» он долго будет изучать телефон, чтобы понять, почему голос есть, а человека, которому голос принадлежит, нет. Эти занятия помогут малышу освоить некоторые особенности причинно-следственных связей.
  2. Наверняка у вашего ребенка неожиданно появилось желание все ломать и разбирать на кусочки. Не препятствуйте ему! Малыш начинает понимать, что каждый предмет состоит из отдельных деталей, и ему интересно узнать его устройство и принцип действия. Такие занятия совершенствуют конкретно-образное мышление и закладывают основы логического и абстрактного мышления.
  3. Самое время приступить к развитию творческих способностей. Купите крохе краски, мелки или пластилин и займитесь с ним рисованием! Пусть он водит кисточкой по листу ватмана или увлечено приклеивает кусочки разноцветного пластилина к картону. Занятия творчеством совершенствуют мелкую моторику и способствуют развитию мышления.

Речевое развитие

Умения и навыки

Ребенок с удовольствием болтает, поэтому приходит в восторг, когда окружающие вступают с ним в диалог. Однако понять его словечки способны далеко не все: с «детским» языком ребенка, как правило, знакомы лишь близкие родственники.

Карапуз демонстрирует новые речевые умения:

  • напевает песенки, при этом хорошо попадает в мелодию, но слова пока не произносит;
  • внимательно слушает речь взрослых и пытается подражать их разговору;
  • произносит новые слова, среди которых «дай-дай», «на» и еще около 6–8 слов;
  • много разговаривает на собственном «детском» языке и очень огорчается, когда окружающие его не понимают;
  • осваивает разнообразные приемы интонирования речи: меняет громкость и тембр голоса, темп речи.

Не огорчайтесь, когда ребенок коверкает и искажает слова: артикуляционный аппарат малыша еще недостаточно развит, чтобы правильно произносить сложные звукосочетания. Рано или поздно вы начнете понимать, что пытается сказать вам ваш кроха. А нормальную речь он освоит только к 1,5–2,5 годам.

Способы развития речи

  1. Возьмите карапуза на руки или посадите к себе на колени, поцелуйте или погладьте его, поулыбайтесь. После этого начните петь песенки. Малыши хорошо чувствуют мелодию и даже запоминают отдельные слова, поэтому у родителей, которые ежедневно в течение часа поют песни своему крохе, дети начинают говорить гораздо раньше сверстников.
  2. Любое совместное занятие сопровождайте разговорами. Если ребенок хочет поболтать, поддерживайте диалог; если кроха молчит – просто комментируйте все, что происходит в данный момент. Говорите медленно, негромким голосом, четко проговаривая слова; используйте короткие предложения, состоящие преимущественно из существительных и глаголов (изредка вводите в свою речь прилагательные, обозначающие цвет, размер, форму предметов).
  3. Расскажите ребенку о строении его тела. Посадите малыша перед зеркалом и, называя часть тела, дотрагивайтесь до нее. Потом попросите ребенка показывать называемые части тела самостоятельно.

Социальные навыки

Десятимесячный малыш живо интересуется окружающими людьми. Он по-прежнему осторожен с незнакомцами, однако любопытство побеждает страх, и ребенок пытается завязать общение. Гораздо менее настороженно он относится к сверстникам: проявляет интерес к совместным прогулкам и играм, с любопытством разглядывает других малышей.

Ребенка в этом возрасте уже можно оставлять с няней. Он не нуждается в ежеминутном общении с матерью, поэтому без страха примет нового человека.

У большинства детей режим сна и бодрствования не изменяется: они по-прежнему спят по 10 часов ночью и дважды по 1,5–2 часа в дневное время. Некоторые малыши отказываются от одного дневного сна.

Обратите внимание на качество детского сна. Если малыш спит спокойно и просыпается бодрым и отдохнувшим, волноваться не о чем. Но если сон ребенка прерывист, а пробуждение сопровождается капризами и плохим настроением, нужно обратиться к невропатологу. Именно в этот период обнаруживаются скрытые нервные расстройства.

Кормление

Десятимесячный ребенок уже может употреблять «взрослую» пищу: супы, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, соки и печенье. Поэтому многие родители прекращают готовить для младенца отдельную еду и прививают ему пищевые привычки, характерные для всей семьи.

Однако нужно помнить, что существуют продукты, которые еще долго время будут под запретом: колбасы, сосиски, острые приправы, газированные напитки, какао, кофе, жареные блюда, фаст-фуд. Пища должна быть сбалансированной, богатой витаминами и минералами.

В 10 месяцев ребенка уже можно отучать от груди, поэтому общий объем материнского молока в этот период должен составлять всего 400 мл в день (можно распределить этот объем на 2–3 кормления, одно из которых должно приходиться на утро). Иногда вечернюю порцию грудного молока можно заменять кефиром.

Десятимесячный малыш осваивает множество новых умений. И важнейшим механизмом его развития в этот период становится подражание. Поэтому чем больше времени родители проводят со своим крохой, показывая ему примеры новых действий, тем более гармонично и многосторонне развивается карапуз.

Каждый возраст малыша характерен своими особенностями развития, навыками и приобретенными умениями. Каждый ребенок развивается по-разному и легкие отклонения от общепринятых норм не считается ненормальным.

Развитие ребенка в 10 месяцев – изменение тела, роста и веса

Набор веса и ускорение роста, когда ребенку 10 месяцев заметно сокращается. Тело уже сформировано и прибавка пропорциональна. Средний рост 70 — 80 сантиметров, вес – 7-11 килограммов. Ученые утверждают, что в последнее время из-за неблагоприятной экологической обстановки, употребления пищи бедной витаминами показатели развития детей заметно снизились.

Вес и рост ребенка в 10 месяцев, таблица по данным отечественных педиатров

Рост и вес ребенка в 10 месяцев, норма по данным ВОЗ


Что умеет делать ребенок в 10 месяцев

Развитие 10 месячного ребенка в плане опорно-двигательного аппарата практически завершено. Кроха самостоятельно встает на ножки, садится и находится в таком положении длительное время, делает первые самостоятельные шажочки.

Некоторые детки начинают активно разговаривать иногда целыми словосочетаниями, но как говорится по – своему. Сейчас ребенок самостоятельно может отдавать и брать предметы, цепко держится за опору, преодолевает преграды. Он выполняет простые просьбы, любит танцы и игры в воде. Незнакомые места вызывают у него опасение, посторонних же людей он не боится и не стесняется. Ярко проявляются такие черты характера, как самостоятельность и упрямство.

В это время можно начать приучать кроху садиться на горшок, засыпать самостоятельно в своей кроватке.

Ребенок в 10 месяцев – развитие, питание


Питание ребенка в 10 месяцев мало отличается от рациона месяца предыдущего. Чаще всего у мамы уже не хватает грудного молока, значит в меню нужно включить больше рыбных и мясных блюд, фруктового и овощного пюре, мясное суфле, пудинги, котлетки.

Важно научить ребенка кушать из ложки самостоятельно и пить из чашки. Бутылочка к этому возрасту должна исчезнуть из жизни малыша.

В меню десятимесячного ребенка включите кусочки фруктов, овощей, хлебца и сухариков, для развития жевательного рефлекса. Правильное питание должно быть сбалансированным, с достаточным количеством витаминов и минеральных веществ. Исключите острые блюда, копченые, соленья и консервы. Избегайте продуктов аллергенов и сладостей.

Развивающие занятия

Ребенок 10 месяцев — развитие и занятия должны быть разнообразными и осмысленными. Важны поездки на машине, поход в гости, посещение магазина.

Игры:

— поговорите с ребенком по импровизированному телефонному аппарату, пусть он повторят звуки.

— приобретите большие разноцветные кубики, пусть он попробует различать цвета.

— спрячьте игрушку под подушку и попросите ребенка найти ее.

— купите больше музыкальных игрушек.

— не запрещайте рвать бумагу на кусочки.

— поиграйте в «делай, как я».

На десятом месяце детки крайне подвижны и активны. Многие уже встают на ножки и даже пробуют делать первые шаги. В этом возрасте можете заметить стремление к самостоятельности и проявление индивидуальности у ребенка. В статье мы рассмотрим особенности развития десятимесячного малыша. И узнаем, что должен уметь ребенок в этом возрасте.

Физиологические характеристики

За счет активности и движений темпы увеличения веса ребёнка слегка снижаются по сравнению с предыдущими месяцами. В этом возрасте малыш уже проявляет характер. Он может активно двигаться и лепетать или, наоборот, быть спокойным и сосредоточенно чем-то заниматься.

Физиологическое изменение и развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в том, что у грудничка уже могут вырасти несколько зубиков. Как правило, это два верхних и два нижних центральных резца. Однако не стоит беспокоиться, если зубов еще нет. Они могут не появляться вплоть до годика.

Десятимесячный ребенок уже не лежит и не спит большую часть времени. Он активно двигается и ползает, самостоятельно садиться, играет, встает на ножки и начинает ходить. Поэтому он может слегка потерять, сохранить или прибавить совсем незначительную массу. Мальчик в среднем набирает 100-600 грамм. Девочка может прибавить 100-500 грамм.

Длина тела, наоборот, увеличивается примерно на полтора сантиметра. Средний рост и вес малыша составляет 8-11 кг и 67-76 сантиметров. Кстати, чем выше малыш, тем он быстрее прибавляет в массе тела. Как вычислить конкретный вес и рост ребенка в 10 месяцев, смотрите .

Режим дня

В возрасте десяти месяцев малыши спят около восьми часов ночью и трех часов днем. Количество дневного сна сокращается до двух, каждый из которых длится 1,5 часа. В этом возрасте ребенок кушает пять раз, при этом большую часть рациона составляет прикорм. Тогда как на грудное вскармливание или смеси приходится только два приема пищи. Ночные кормления уже полностью исключаются. Малыш должен спать целую ночь.

Для каждого ребенка характерен свой режим. Кто-то любит вставать попозже, кто-то кушать побольше. Однако важно выстроить один график и соблюдать его каждый день. Это приучит малыша к дисциплине. Устойчивый график положительно скажется на здоровье и развитии крохи.

Соблюдение режима укрепит иммунитет и психику малыша. Ребенку будет легко вставать, адаптироваться в обществе, пережить стресс. Он не будет уставать и переутомляться. Это, безусловно, пригодится, когда он пойдет в детский сад и школу. Примерный режим для детей в десять месяцев содержит таблица ниже.

6:00-7:00 Подъем, гигиенические процедуры и первый завтрак
7:00-10:00 Массаж, гимнастика или зарядка, прогулка
10:00 Основной завтрак
10:30-12:00 Первый дневной сон
12:00-14:00 Развивающие занятия и игры, при желании прогулка
14:00-15:30 Обед и игры
15:30-17:00 Второй дневной сон
17:00-18:00 Период бодрствования, активные игры
18:00 Ранний ужин
18:30-22:00 Спокойные игры и занятия, купание, массаж, прогулка
22:00 Второй ужин, подготовка ко сну и ночной сон


Основные навыки и умения

  • Понимает большинство фраз, которые обращены к нему, может выполнить несложные действия и просьбы. Например, ребенок должен уметь находить предметы и указывать на называемые вещи, ищет спрятанное изделие и т.д.;
  • Огорчается или даже злится, если что-то не получается сделать самостоятельно;
  • Проявляет недовольство и реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты и похвалу, просьбы “дай” и “возьми”;
  • Пугается от громкого шума или неизвестных звуков;
  • Самостоятельно поднимается на ноги и стоит у опоры. Некоторые малыши могут самостоятельно пройтись около стенки;
  • Садится из положения стоя без поддержки и опоры, хорошо ползает на четвереньках;
  • Берет и держит предметы в обеих руках, хватает вещи двумя-тремя пальчиками при помощи щипков. Одной рукой может держать ложку, двумя – чашку;
  • Переступает ножками, держась за опору, пытается приседать в кроватке, встает и ходит внутри нее, держась за бортики;
  • Слезает с дивана, кресла или кровати и забирается обратно;

  • Закрывает и открывает дверцы шкафа, тумбочки, выдвигает ящики в столе или комоде;
  • Подражает звукам, жестам и поведению взрослых или животных; повторяет слоги;
  • Узнает и реагирует на знакомые мелодии, различает звуки телефона, телевизора, будильника и т.д.;
  • Играет с игрушками по назначению. Например, катает машинки, строит пирамидку, бросает мяч и так далее. Малыш может сам себя занять игрой примерно на полчаса;
  • Умеет использованием одного предмета достать другой. Например, пододвинуть палочкой игрушку;
  • Осознанно разбрасывает игрушки и кидает вещи;
  • При общении использует простые жесты. Машет рукой для приветствия или прощания, обнимает, протягивает руки и т.д.;
  • Произносит простые слоги и короткие слова. Речь ребенка эмоционально окрашена. Особенно у малыша получаются повторяющиеся слоги, которые выстраиваются в слова, типа “мама”, “папа”, “баба” и пр.;
  • Умеет привлекать к себе внимание при помощи лепета, голоса, жестов.


Питание детей в 10 месяцев

Кормить ребенка в десять месяцев нужно пять раз в день. Для младенцев на ГВ грудное молоко становится дополнением к основной пище. Оно составляет до 25-30% ежедневной нормы объема еды. Деткам на искусственном вскармливании вместо грудного молока дают молочную смесь. За одно кормление малыш должен съесть примерно 200 грамм пищи.

Кормить грудным молоком или молочной смесью нужно в первый, самый ранний, завтрак, и в последний поздний ужин перед сном. При введении новых продуктов не забывайте делать паузу и следить за малышом. Ведь у грудничка может возникнуть пищевая аллергия и другая негативная реакция.

Разрешенные продукты и блюда Норма в сутки Норма за один прием пищи
Грудное молоко или молочная смесь 400 мл 200 мл
Каши (гречка, овсянка, рис, кукурузная каша) 180-200 грамм
Фруктовое пюре 100 грамм 50 грамм
Яичный желток ½ штуки ½ штуки
Овощное пюре или суп-пюре 150-200 грамм
Мясное или рыбное пюре 50-80 грамм
Сок фруктовый или компот из сухофруктов 50 мл 100 мл
Растительное или сливочное масло 5 грамм
Кефир 100 мл 200 мл
Творог 50 грамм 80-100 грамм
Печенье 30-50 грамм

Отдельное внимание обратите на приготовление пищи. Продукты должны быть свежими, качественными и только после термической обработки. Сырые овощи и фрукты нельзя давать деткам до года. Кроме того, в блюда детям до года нельзя добавлять соль и сахар, специи и приправы.

Детям до трех лет запрещены маринады и соленья, покупные колбасы и сосиски, морепродукты и полуфабрикаты, кетчуп, майонез и различные соусы, грибы и жареные блюда. Компоненты нужно тушить, варить, запекать или готовить на пару. Приготовленное блюдо измельчайте и давайте в виде пюре, в том числе и супы.

Развитие и уход за ребенком

Важными в жизни малыша остаются гигиенические процедуры и купание, прогулки, физическое и умственное развитие. Гулять с малышом нужно два-три раза в день. Купание должно быть ежедневным, при этом время процедуры можно увеличить до получаса. Желательно каждый день делать массаж и проводить зарядку или гимнастику. Это укрепляет мышцы, усиливает иммунитет, поднимает настроение.

В качестве физических упражнений используйте приседания и стимулируйте ходьбу с поддержкой, сгибайте и разгибайте ножки, ручки ребенка. Чем больше малыш двигается, тем быстрее он начнет ходить . Каждое занятие выполняйте до 15 минут, чтобы сохранить интерес крохи к упражнениям.

Постоянно разговаривайте с ребенком, пойте песенки и учите потешки, носите кроху на руках, даже если тот уже ползает или пытается ходить. Все это положительно влияет на психическое и умственное развитие малыша, на эмоциональное состояние. Эксперты советуют уделять ношению на руках не менее часа в день. Причем делать это нужно не только маме, но и папе и другим близким родственникам, которые часто находятся с крохой.

Не забывайте постоянно целовать и обнимать малыша. Как показывает практика, при постоянном телесном и позитивном контакте в раннем возрасте детки вырастают более спокойными и уверенными в себе, психически и эмоционально устойчивыми. Они меньше капризничают и меньше стесняются, легче адаптируются и находят друзей, проще переносят стресс и разлуку с родителями.

В процессе игр и занятий отвечайте на лепет и поддерживайте разговор, употребляйте простые слова и предложения, говорите медленно, четко и понятно.

Используйте различные развивающие игры и занятия. В процессе не давайте больше двух-трех игрушек или предметов за раз, так как малыш не сможет сосредоточиться. Периодически меняйте игрушки и предметы на другие.

Игры и занятия с малышом

  • Научите малыша показывать части тела. Это можно выполнить перед зеркалом или сидя друг напротив друга. В десять месяцев он уже может знать, где находится носик, глазки, ушки, ручки, ножки. Причем может показывать и на себе, и на маме;
  • В десять месяцев можно начинать занятия по рисованию и лепки. Ребенку достаточно одного-двух небольших фломастера или баночек пальчиковых красок и кусочек пластилина. А вот целые большие наборы сейчас ни к чему, иначе кроха все просто раскидает. Из пластилина можно слепить колбаску или шарик, можно рисовать легкие фигуры и раскрашивать;
  • Каждый день уделяйте время чтению и рассматриванию картинок в книжках. Читайте короткие сказки, выбирайте книги с яркими и красочными иллюстрациями;
  • Развивать детскую моторику помогут различные крупы, макароны, горох или фасоль. Рассыпьте предметы на подносе, чтобы кроха перебирал их пальчиками. Можно порисовать на песке или муке;
  • Аккуратно нацепите на одежду малыша легкие пластиковые прищепки. Пусть он снимает и отцепляет их. Это тоже развивает моторику пальчиков;
  • Пусть ребенок бросает и катает мячик. Хоть он еще не умеет ловить предметы, такие действия развивают пространственное мышление и ловкость;
  • Используйте ползание через препятствия. Попросите ребенка проползти под стулом, перелезть через обруч и так далее. В конце “трассы” придумайте какой-нибудь приз. Например, поставьте игрушку. Можно попросить ребенка догнать движущуюся машинку;
  • На глазах ребенка запакуйте игрушку, а затем попросите распаковать бумагу. Аккуратно развернуть он не сможет, но сможет разорвать. Такие действия развивают зрительное и сенсорное восприятие, укрепляет моторику рук;
  • Попросите малыша рассортировать предметы по размеру или по цвету. В возрасте десяти месяцев дети уже различают многие цвета и узоры. Причем малыши хорошо видят на любом расстоянии. А полноценное цветовосприятие формируется у детей уже в восемь месяцев. Изучайте цвета с использованием любимых фруктов и цветов, используйте эмоциональную привязку и ассоциации.

Предоставьте ребенку пространство для ползания. При этом следите за безопасностью и чистотой в помещении. И помните, если у малыша что-то не получается, это не повод ругать кроху. Крик, ругань может испугать ребенка, и у того отпадет желание что-либо делать. А более подробный календарь развития ребенка по месяцам до года вы найдете по ссылке /.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»



Публикации по теме