Родителям первоклассников: ТОП вопросов первого года обучения в школе. Рекомендации психолога родителям первоклассников

Остаются считанные дни до заветного 1-го сентября, и многие родители первоклассников с нетерпением и ужасом ждут этого дня. «Как к нему будут относиться одноклассники? А вдруг классная учительница не такая уж классная? Достаточно ли канцелярских товаров мы купили? А вдруг? А где? А как?»

Убедительно просим вас успокоиться, выдохнуть и прислушаться к паре полезных советов о том, как безболезненно прожить первый учебный год.

  1. Будьте спокойны и не паникуйте

Даже если вы забыли купить цветы, погладить форму, порвали рюкзак или проспали. Не нервничайте и, что немаловажно, не срывайтесь на ребенке. Для него это еще больший стресс, чем для вас. Помните об этом.

  1. После учебного дня спрашивайте, как у него дела и что было нового

Кроме того, что ребенок повторит изученный материал, он будет знать, что для вас значимо все, что с ним происходит, и что вы всегда готовы его выслушать.

  1. Не критикуйте своего ребенка

Рано или поздно ребенок научится быстро читать, правильно считать и аккуратно писать. Испачканные тетрадки забудутся, а детские обиды — нет.

  1. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми

Каждый человек, пусть даже маленький, имеет свой темперамент, характер и способности к обучению. Критика испортит ваши отношение, подорвет доверие малыша, и о желании учиться сразу же можно будет забыть.

  1. Приглашайте одноклассников в гости

Нет, не всей толпой сразу. Можно обойтись двумя-тремя детьми, с которыми ваш ребенок нашел общий язык. Для ребенка важны дружеские связи. Да и уроки делать вместе куда интереснее.

  1. Соблюдайте режим дня

Если все лето вы его не соблюдали, самое время начать. Только не замахивайтесь на большую разницу — если вы вставали в 9 и ложились в 11, вряд ли вам удастся уснуть в 9 и проснуться в 7 утра.

  1. Не торопите ребенка с решением или ответом

При выполнении домашнего задания не надо торопить ребенка и сразу же выдавать ему правильный ответ. Дождитесь, пока он сам решит задачу и скажет вам ответ.

  1. Пользуйтесь зеленой ручкой

Если вы делаете домашнее задание на черновиках или занимаетесь с ребенком дополнительно, то при проверке ответов используйте не красную (=негативную) ручку, которая акцентирует внимание на ошибках, а зеленую, которой выделяют верные ответы и красивые буквы.

  1. Будьте терпеливы

Если ребенок проявляет агрессию, не принимайте никаких мер, пока не разберетесь в чем ее причина.

  1. Держите связь с классным руководителем

Не обязательно состоять в каком-нибудь родительском совете и быть родителем-активистом. Достаточно быть в хороших отношениях с классруком и периодически узнавать, как обстоят дела у ребенка. Конечно же, без фанатизма.

Олеся Маевская

В материале представлены:

1. Обращение к родителям первоклассников (советы родителям);

2. Памятка для родителей первоклассника;

3. Необходимые школьные принадлежности ученика первоклассника;

4. Советы родителям первоклассников по безопасности, о которой не следует забывать отправляя ребёнка в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

(из выступления на родительском собрании для первоклассников)

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября Ваш ребёнок стал первоклассником. Первый год учёбы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. Мы, взрослые - и учителя, и родители, - думаю, хотим одного: чтобы школьная жизнь ребёнка была наполнена положительными эмоциями. Для этого важно создавать для него комфортные условия и поддерживать у ребёнка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Быть родителями первоклассника непросто.

Обычно от поступления ребёнка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября малыш, как по волшебству, изменится, станет настоящим учеником.

Но, что же происходит в реальности? И второго, и третьего, и десятого сентября он остаётся тем же вчерашним дошкольником. Ребёнок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.

Нам важно понимать: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребёнка к школе - это процесс длительный и сложный. Первое время он находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста.

Важно помнить, что ребёнок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что его не нужно осуждать за интерес к игрушкам. Если мы активно поощряем его учебную деятельность, важно поддерживать и его игровую инициативу. Усиление интереса к игре помогает первокласснику снять напряжение. Игровая деятельность с возрастом сойдёт на нет, но если стараться её искоренить, то это не принесёт ребёнку никакой пользы.

Большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно поддерживать в них это желание. Укрепляя учебную мотивацию ребёнка, Вы, родители, постарайтесь каждый день искренне интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите:

«Что сегодня было самое интересное?» или

«Что нового ты сегодня узнал?»,

«Чем вы занимались на уроке литературного чтения?»,

«Что весёлого было на уроке физкультуры?»,

«В какие игры вы играли?»,

«С каким настроением ты вернулся из школы? Почему?»,

«С кем ты подружился в классе?» и т.п.

Чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах малышу необходимо ощущение собственной успешности, поэтому в первое время ему особенно важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не самого ребёнка, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.

Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребёнка похвалить. В этом случае нужно постараться найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь «крючок» из прописи.

В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Для многих детей это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие отметки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому отметки, которые получает ребёнок, ни в коем случае не должны влиять на Ваше мнение о нём и на Ваши к нему чувства. Важно помочь ему понять: иногда у него что-то не получается, но при этом он сам не становится плохим.

Школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников. Постарайтесь дать ему возможность выразить свои негативные чувства. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы тем самым поможем ребёнку освободиться от гнетущих мыслей и чувств.

Начало обучения в школе для малыша – это, прежде всего, большие нагрузки. Школьный режим для него внове. Первоклассник становится раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения - признак переутомления.

В связи с этим, прежде всего, рекомендуется создать для ребёнка щадящий режим. Сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Хорошо помогают снять напряжение бег, подвижные игры, плавание.

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

1) Для ребёнка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать.

2) Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.

3) Старайтесь не сравнивать мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

4) Важно понимать и принимать, что Ваш ребёнок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы.

5) Постарайтесь не ругать ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Прошу Вас только положительно оценивать учёбу Вашего малыша, даже если Вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

6) Постарайтесь проявлять к ребёнку максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит Вам самое сокровенное.

7) Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребёнка!

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок успешно учился в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

  • брать в школу всё необходимое;
  • правильно и быстро готовиться к уроку;
  • здороваться с учителями и детьми;
  • отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
  • слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
  • просить о помощи, если что-то не получается;
  • заниматься одним делом долгое время;
  • правильно реагировать на замечания;
  • устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Успешная учёба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому я буду рада видеть Вас в школе с вопросами, предложениями, пожеланиями в любой момент.

Предварительный просмотр:

НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

УЧЕНИКА ПЕРВОКЛАССНИКА

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Для организации учебного процесса первокласснику потребуются :

1 ) удобный ранец;

2) небольшой пенал (пенал должен быть прочным и жестким, но не пластиковым; лучше выбрать тканевый пенал с каркасом, с несколькими отделениями для ручек, карандашей и ластиков);

3) 2 простых, хорошо заточенных карандаша средней твердости (ТМ или НB);

4) цветные карандаши (6 основных цветов);

5) хорошая точилка (лучше металлическая);

6) ластик (классический вариант – ластик неярких цветов из каучука, 1 шт);

7) линейка (15 см);

8) шариковая ручка (с прорезиненной поверхностью в месте захвата, 2 шт);

9) набор цветных гелевых ручек (6 основных цветов);

10) папка и обложки для тетрадей и учебников;

11) закладки для книг;

12) ножницы (в футляре с закруглёнными концами);

13) пластилин, доска для работы с пластилином;

14) папка для труда;

15) белый и цветной картон (формат А4);

16) цветная бумага (формат А4);

17) клей – карандаш;

18) альбом для рисования (формат А4);

19) краски, стакан - непроливайка, набор кисточек (тонкая, средняя, толстая);

20) тканевые мешки для хранения сменной обуви и формы для физической культуры.

Предварительный просмотр:

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Улица большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребёнок, оказавшийся здесь один, почти автоматически может считаться в состоянии экстремальной ситуации.

Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Личный опыт, на который опирается ребёнок, никогда не скажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/ч - более 15 метров. Особенности детской психики - например, фрагментарность внимания, то есть фиксация на одном предмете (другие объекты ребёнок уже не видит) - увеличивают его незащищенность. Отпуская ребёнка на улицу, надо подготовить его к взаимоотношениям с городом, но при этом понимать, что вся наука сойдет на нет в ту минуту, когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет.

Если Вы хотите влиять на безопасность Вашего ребёнка, надо знать круг его общения (обязательно - телефоны друзей и имена их родителей) и места, где ребёнок может оказаться. Недопустимо, чтобы это была стройка, пустырь, старый дом, подвал, чердак, колодцы подземных коммуникаций (здесь можно обвариться и отравиться газом и т.п.).

С раннего детства ребёнок должен знать, что люди бывают разные и иметь дело надо только с теми, кого знаешь. Полиция многих стран считает обязательным для любого ребёнка закон четырех „не":

  • никогда не разговаривай с незнакомцем;
  • никогда не садись в машину к незнакомцу;
  • никогда не играй по дороге из школы домой;
  • никогда не гуляй с наступлением темноты.

Куда бы Вы ни водили ребенка – в школу, секцию, кружок, всегда придерживайтесь одного и того же маршрута в каждое место. Это должен быть не самый короткий путь, а самый безопасный!

Ребёнка защищает, прежде всего, любовь родителей.


Родителям надо рассказать о школе с положительной стороны. Им необходимо описать как там здорово, сколько всего нового и интересного можно будет узнать, какие интересные занятия будет проводить педагог.

Пусть родитель расскажет, что именно в школе малыш научится писать, читать, считать. Именно там он познакомится не только с новыми людьми, но и с разными видами животных, с отважными героями и т.д.

Распорядок дня

Родителям малыша необходимо будет провести планирование каждого дня. Если ребенок будет жить по режиму, то он будет спокоен и уверен в завтрашнем дне.

Кроме того, такой план дня не только хорошо скажется на нервной системе ребенка, но и научит его правильно организовывать и распределять свое время, чтобы можно было выполнить максимальное количество дел.

Дополнительное образование

Для ребенка, кроме основного образования, можно найти еще и дополнительное. Это могут быть кружки и секции по интересам малыша. Поэтому важно учитывать его мнение. Начинать ходить в такие учреждения лучше со второй четверти, когда ребенок уже окончательно освоится в школе.

В современном мире, у родителей очень мало свободного времени, они много работают. Поэтому некоторые дети остаются в «группе продленного дня» или «школе полного дня».

Такое серьезное решение принимается всей семьей. Родителям важно объяснить ребенку почему они вынуждены принять это решение, с чем это связано. Тогда ему будет проще смириться с неизбежным, а родители избегут обид со стороны малыша. Тем более, что школьник будет думать, что решающее слово все равно было за ним и он сам сделал выбор.

Начинать оставлять малыша в школе продленного дня надо не раньше середины первой четверти. К этому времени, ребенок освоится в школе и почувствует себя чуточку взрослее, чем был. Кроме того родителям можно взять отпуск на этот период или воспользоваться помощью родственников.

Внимание к учебе

Родителям надо уделять огромное внимание учебе школьника, но не только со стороны успеваемости, но и со стороны событий. Беседы на эти темы сблизят школьника и родителей и помогут выработать доверительные отношения.

Если ребенок в чем-то расстроил своих родителей, плохо себя вел или еще что-то, то мама и папа не должны откладывать разговор на завтра, он должен состояться сразу после поступка. Это необходимо для того, чтобы ребенок осознал все свои ошибки и признал свою вину. Кроме того, дети этого возраста хотят ровняться на своих родителей, поэтому их мнение так важно для школьников.

Родителям нужно проводить много времени с ребенком

То время, которое родитель проводит вместе с ребенком очень ценно. Ведь это укрепляет родственные связи, действует на школьника развивающее и познавательно. Достаточно 34 часов в неделю для того, чтобы этого времени хватило для малыша. Ученые доказали, что дети, которые проводят с родителями столько, или же больше, времени более развиты, у них улучшена дисциплина и ни более качественно воспитаны.

Опасность возникает, когда родители проводят со школьником восемнадцать и менее часов. Для того чтобы правильно решать конфликты, необходимо объективно посмотреть на ситуацию и оценить поведение каждого члена семьи.

Также тревожным моментом может быть все время изменяющееся мнение школьника об одном и том же объекте. Эта нестабильность связана с периодом адаптации к школе. Она пройдет со временем.

Родители должны уделять достаточное внимание и терпение для того, чтобы помочь школьнику в разные периоды его жизни.

Страх 1. Ребенок не найдет общий язык с одноклассниками или они его плохому научат

Яна, дочь Ника, 7 лет, Москва: «Сейчас я не слежу за каждым шагом Ники, но знаю, что с ней происходит, с кем она общается. А в школе у нее будет свой мир, свои переживания и страхи. Ее могут обидеть, кто-то не захочет с ней дружить».

Анна, дочь Юля, 7 лет, Саратов: «Боюсь, что дочке будет сложно. Она у меня и так часто плачет, а в школе нагрузка большая. Ее и в садике часто дразнили за то, что она такая принцесса. Но там воспитательница заступалась».

Алина, сын Саша, 7 лет, Волгоград: «Я сейчас шла из магазина и слышала, как мальчик лет четырех ругается матом. И его мама к этому спокойно относится. Так вот: маргиналов боюсь в ближайшем окружении сына. Поэтому не стала отдавать его в школу рядом с домом, а убежала с ним в гимназию. Не уверена, что ребенок в этом возрасте может сам придерживаться правильной линии воспитания. А тут весь коллектив новый и никто не будет за ними следить и воспитывать, как в детсаду, где они выросли вместе. А еще подать себя надо, чтоб понравиться».

Страх 2. Нужно будет жить по шаблону

Яна: «Это такое учреждение, где все в рамках, в шаблонах, по нормативам. В большинстве школ в ребенке не видят личность. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. А Ника почти не ходила в садик, занималась в творческих студиях, мы с ней много разговариваем. Она для меня личность. И мне страшно, что в школе к ней будут относиться иначе. Боюсь, что школа что-то сломает, испортит в моем ребенке.

Еще страшно, что наша жизнь поменяется. Сейчас у нас нет режима. Ника не ходит в садик, я работаю из дома. Мы можем поздно лечь спать. Ника может спать до обеда. А теперь мне придется самой рано вставать и Нику рано будить. Я помню, как меня будила мама, не хочу скандалов по утрам. Мне хочется, чтобы ребенок просыпался с улыбкой и радостно шел в школу».

Страх 3. Ребенок будет обижать одноклассников и плохо себя вести

Марина, сын Даня, 7 лет, Москва: «Боюсь, что сын что-нибудь ценное сломает или кого-нибудь сильно побьет. Он как ураган. Импульсивный, подвижный. Как он будет полдня сидеть за партой, не представляю».

Страх 4. Школа станет навязывать ценности, которые противоречат семейным

Ирина, дочь Арина, 6 лет, Екатеринбург: «Боюсь, что учителя будут с другими ценностями, будут свои правила внушать – это самый большой страх».

Игорь, сын Ваня, 7 лет, Волгоград: «Боюсь, что в школе сыну «промоют мозги». Читаешь новости и волосы дыбом: то Закон божий хотят во всех школах ввести, то пионерскую организацию возродить».

Страх 5. Попадется плохой учитель

Яна: «Для меня важно, чтобы учитель любил детей, за фамилиями видел личность и в каждом ребенке хотел раскрыть потенциал. Чтобы это был такой человек, который умеет и под систему подстроиться, и детям не навредить».

Игорь: «Мне не по себе от того, что какая-то Марьиванна будет кричать на моего ребенка, называть дураком, если он чего-то не понял и просто замечтался. Моя первая учительница была такой, и во мне долго жил комплекс троечника».

Страх 6. Ребенок будет уставать, не справляться и вся семья будет делать уроки

Анна: «Еще боюсь, что не будет с программой справляться».

Ирина: «Боюсь, что она будет сильно уставать и переутомляться, потому что сейчас какая-то гонка с заданиями и уроками».

Яна: «Меня пугают и домашние задания. Вдруг Ника не захочет их делать или их будет слишком много? Боюсь, что у нас из-за них начнут портиться отношения. Еще говорят, что сейчас многие задания должны делать за детей родители. Боюсь, что Ника будет переживать, что работа, которую она выполнила сама, будет выглядеть хуже, чем то, что сделали родители одноклассников. Но я не хочу делать все за нее. Пусть она гордится своими достижениями».

Страх 7. Ребенку будет скучно, и у него пропадет мотивация

Анна: «Ей и так все быстро надоедает. Дома 5 минут почитает – голова болит, 2 минуты порисует – надоело».

Яна: «Как ни странно, я не боюсь, что ребенок будет плохо учиться, хотя хорошие оценки – это приятно. Мне хочется, чтобы у Ники осталась страсть к познанию и изучению, чтобы ей понравилось учиться. Мне страшно, что у нее отобьют охоту учиться».

Эльвира, сын Артем, 7 лет, Москва: «Вроде бы второй ребенок. С одной стороны, все знаю, с другой – как бывшему преподавателю и репетитору не нравится, куда движется наше образование. От этого дискомфортно. Есть опасения, что мальчишка, умеющий читать, писать и считать, будет скучать».

Ирина: «Я боюсь, что ей будет скучно и неинтересно, что знания окажутся бесполезными в жизни, что вместо детства будет зубрежка».

Страх 8. Произойдет конфликт с учителями

Светлана, сын Женя, 6 лет, Москва. «А я за себя боюсь. Вдруг я в этот раз не сдержусь и выскажу учителям все, что о них думаю? Старшая дочь в этом году школу окончила – и у меня, и у нее нервный срыв. Средняя в шестом классе. Там тоже тихий ужас. А Женька – мальчик, с ним проблем точно больше будет».

«Собственный школьный опыт определяет тревоги родителей»

Опасения родителей понятны, считает Галия Нигметжанова, семейный и детский психолог, консультант по вопросам психического, умственного и эмоционального развития. Ведь школа безусловно окажет большое влияние на развитие ребенка, его самоопределение и взросление.

«Любой человек переживает, когда вступает в новую для него социальную ситуацию – например, меняет место работы. А вдруг что-то пойдет не так, не сложится, я не смогу наладить хорошие отношения с будущими коллегами и новым начальством, проявить себя? Теми же вопросами задаются родители будущих первоклассников.
Школьный период ребенка – это 11 лет партнерства или конфронтации, сотрудничества или открытого противостояния отдельной семьи и социального института.
В немалой степени тревоги родителей основаны на том, как они сами проживали школьные ситуации. Мы помним эти ежедневные подъемы по утрам, особенно трудные в зимнее время. Необходимость отсиживать все, даже невыносимо скучные, уроки. Волнение во время опросов и контрольных, особенно в конце четвертей и триместров. Интриги одноклассников и обиду, что тебя не пригласили на день рождения.

Знаю взрослых, которые как раз со школьных лет не любят давление правил, предписаний, не принимают жесткое рабочее расписание, ненавидят тестирование.

Когда в школу должны пойти наши дети, вспоминаются прошлые тревоги, трудности и обиды школьных лет. Таким родителям хочется уберечь от всего этого детей. Что же можно сделать?

1. Первое и главное – исключите из ситуации собственные горести. Ваш ребенок может быть очень похож на мать или отца обликом, темпераментом, чертами характера, и все же он совершенно другой человек.

Как бы ни складывались отношения ребенка со школой – это его отношения, но не продолжение ваших бед и трудностей

Однако у детей тонкое, безупречное чутье – они быстро определяют наше отношение и к ранним подъемам, и к домашним заданиям. Мы можем призывать их к правильному поведению, но если нам самим не нравится учитель, для ребенка это сигнал, что тот не заслуживает доверия. Помните, как бы ни складывались отношения ребенка со школой, это его отношения, но не продолжение ваших бед и трудностей.

2. Выберите подходящую школу и учителя с учетом особенностей ребенка, мнения психолога, советов знакомых родителей школьников.

3. Неплохо помогают подготовительные занятия, даже если интеллектуально ребенок к школе уже готов – читает, считает и пишет. Там он сможет познакомиться с учителем и подружиться с будущими одноклассниками, привыкнет выполнять задания по инструкции учителя, а не по своему интересу и замыслу. За год подготовительных занятий ребенок познакомится с пространством внутри школы: будет знать раздевалки, туалеты, школьный двор.

4. Настройтесь на конструктивное взаимодействие с учителями.

5. Помните, что у вас есть свобода выбора. Школу, класс и учителя при необходимости можно сменить.

6. Всегда серьезно относитесь к жалобам сына или дочери и плохому настроению после или по поводу школы. Это не означает, что вы обязаны тут же решать все трудности ребенка или оставить его дома. Но нужно внимательно выслушать и не спеша обсудить, что можно предпринять. Главное. что сам ребенок готов сделать. Поддержать его в первом шаге по преодолению трудности – уже очень много. Ребенок должен знать, что сложности преодолимы и вы всегда его поддержите».

Share Tweet Google Plus

Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.

Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.

Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решае­те, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, по­верьте, важнее школьного расписания.

Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка го­раздо большее значение, чем раньше.

Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка пе­ред сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя рав­ным другим, хотя бы в первом классе.

Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.

Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте ува­жение к школе как самому важному делу вашего ребенка.

На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в дви­жении.

Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.

Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздо­роваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте пока­чаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседс­ких детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.

И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.

И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не загля­дывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возмож­ности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу.

Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий
и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Советы родителям первоклассников

Правило №1

Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию или кружок (лучше это делать за год или во 2 классе). Самое начало школьной жизни является стрессом для 6-7 летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

Правило №2

Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и давать малую физическую разрядку (например, попрыгать 10 раз)

Правило №3

Компьютер, телевизор и любое занятие, требующее большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всём мире.

Правило №4

Больше всего на свете в течении первого года обучения ребёнок нуждается в поддержке. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, чтобы за постоянными упрёками ребёнок не потерял веру в себя.

Несколько коротких правил

1.Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

2.Нельзя никогда, даже в сердцах, говорить ребёнку, что он хуже других.

3.Следует по возможности честно и терпимо отвечать на любые вопросы ребёнка.

4.Старайтесь каждый день находить время побыть наедине со своим ребёнком, особенно если в семье есть младшие дети (например, посадить на колени, расспросить о делах)

5.Учите ребёнка свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

6.Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.

7.Будте честны в оценках своих чувств к ребёнку.

8.Всегда говорите правду, даже если это не выгодно для вас.

9.Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.

11.Признавайте права ребёнка на ошибку.

12.Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

13.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребёнка.

Экипировка будущего первоклассника

Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.

Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной.

Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.

Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм. Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.

Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок. Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

  1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
  2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
  4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
  6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
  7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
  8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
  9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
  10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей

Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?

НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

  1. Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
    2. Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
    3. Причёсываться (своей расчёской);
    4. Мыть ноги перед сном тёплой водой;
    5. Утром и вечером чистить зубы;
    6. При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
    7. Пользоваться носовым платком;
    8. Быстро одеться, раздеться, убрать постель;
    9. Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
    10. Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
    11. При входе в помещение вытирать обувь;
    12. Переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
    13. При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЗАМЕТКУ

Обычно до поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что с первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И 2 и 10 и 20 сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.

Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. Адаптация (привыкание к новым условиям) ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все участники педагогического процесса (учителя, родители, ребенок).

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Поэтому нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием.

Учебная деятельность способствует развитию воли . В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления , которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями.

В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

Родители должны постоянно тренировать движение пальцев рук ребенка, чтобы тот учился хорошо и правильно говорить. С другой стороны, тренируя пальчики своего ребенка, вы тем самым облегчаете овладением письмом . В начальный период обучения дети встречаются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей возникает неудовлетворение, а у родителей огорчении. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму. Какие обычно у детей возникают проблемы с моторикой пальцев? Слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные, и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и в воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках. Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику своего ребенка и потренировать ее, если обратит внимание на то, как рисует ребенок.

Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, родителям настоятельно рекомендуется проводить и разучивать с детьми:

  • игры с пальчиками;
  • пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;
  • пальчиковые игры со скороговорками;
  • пальчиковые игры со стихами;
  • физкультминутка, пальчиковую гимнастику;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр;
  • театр теней.

Также необходимо:

1 рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой;

2 лепить с использованием природного материала;

3 делать аппликации;

4 конструировать из бумаги (искусство оригами).

Для того, чтобы развить графическую моторику рук, рекомендуется:

1 рисование по трафаретам;

2 рисование по фигурным линейкам;

3 штриховка;

4 работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Таким образом, при поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение взрослых к ребенку. Именно поэтому самым близким человеком, который способен помочь ребенку в этот кризисный период является – родитель. Родителям необходимо в этот период быть особенно внимательными и оказывать ребенку психологическую и педагогическую поддержку.



Публикации по теме