Спортивный праздник «Сабантуй. Летний лагерь

Сценарий праздника «Сабантуй» в детском саду

(средняя группа)

Задачи праздника:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа с детьми:

К празднику площадка украшается шарами, флажками, красивыми полотенцами и платками с татарским орнаментом. Звучит татарская плясовая. Дети встают в круг.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! а какой сегодня у нас праздник?

Дети: Сабантуй!

Ведущая: Правильно! Сегодня мы собрались отмечать татарский народный праздник-Сабантуй. Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ. Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей: молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куски ситца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, люди с утра шли на майдан. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения.

Мы сегодня с вами тоже подготовились - Какое у вас настроение?


Дети: отличное!

Ведущая: Молодцы!

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Песня «Сабантуй»

(Выходит джигит из сказки «Шурале»)

Джигит: Здравствуйте, ребятки. Проходил я мимо вашего детского сада и услышал, как вы веселитесь, как звонко поете.

А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в татарскую народную игру «Эй, дружок, продай горшок!»

Татарская народная игра «Эй, дружок, продай горшок!»

Молодцы!

Джигит: Внимание, Внимание!

Начинаем соревнование,

Кто ловкий, смелый и умелый,

В круг выходите скорей!

Игры-соревнования:

«Бег в мешках»;

Джигит: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!!!

(бег в мешках)

«Бег с ложками»;

Джигит: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

(бег с ложками)

«Бег с ведрами»;

Джигит: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!!!

(бег с ведрами)

«Бой горшков»

«Перетяни канат »;

(битьё горшков и перетягивание каната)

Джигит : Молодцы, ребята! Вот вам подарки (раздает детям платочки, украшенные татарским орнаментом). А мне пора в дорогу. До новых встреч!

Ведущая Вам понравилось!? (ответы детей) Вот вам сладкое угощение (раздаются конфеты) На этом наш праздник окончен!

Сау булыгыз! До свидания!

Сценарий спортивно – музыкального развлечения

«Наш весёлый Сабантуй!»

Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками, развивать у детей чувство музыкального ритма, воспитывать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа, дать представление о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности;

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий;

Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа: ознакомить детей с традициями татарского народа через чтение литературы, разучивание народных игр.

Ход мероприятия

Звучит татарская мелодия, дети рассаживаются по группам на спортивной площадке.

Вед. Исэнмесез, дуслар! Здравствуйте, друзья! Сегодня я приглашаю вас побыть гостями на татарском национальном празднике «Сабантуй». Сабантуй – это праздник труда, праздник радости и счастья! Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам.

    Шатлыклар кунелебездэ,

Ак кояш кугебездэ.

Килегез, дуслар, кунака:

Сабантуй буген бездэ!

    Сабан туе, сабан туе

Шундый кызык, кунелле.

Ник чыкмаска корэшергэ,

Мин сон егет тугелме?

    Батыр калу очен эле,

Мина бераз иртэрэк.

Тик шулай да Сабан туен

Узем бащлап жибэрэм!

    Без уйныйбыз, уйныйбыз,

Якты коннэн туймыйбыз.

Сабан туе горлэп торсын –

Биибез дэ, жырлыйбыз.

В исполнении детей группы № 4 песня «Сабантуй»

    Карагыз, карагыз,

Сабантуйга барабыз!

Сабантуйга барабыз,

Уйнап булэк алабыз.

    Сабантуйга барабыз

Сикерэбез, чабабыз.

Жырлап, биеп алабыз,

Уйнап булэк алабыз.

    (1) Карагыз, карагыз,

Сабантуйга барабыз!

Сабантуйга барабыз,

Уйнап булэк алабыз.

Вед. А какой же сабантуй без татарских народных игр? Давайте с вами поиграем!

Внимание! Внимание! Начинаем соревнования!

Игра называется «кашыкка йомырка салып йогерешу» - «Бег с яйцом в ложке»

Вот ложка, а в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

Описание игры: Участники делятся на две группы, стартующие участники держат в руке по ложке, на которой лежит яйцо. Необходимо пробежать, не уронив яйцо, оббежать и передать следующему участнику. Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. Ну а пока я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть татарский танец, в исполнении наших выпускниц – Азалии, Мадины и Камили!

Исполняют татарский танец «Эпипа»

Вед. Одно из главных соревнований сабантуя это – «Конные скачки» - «Ат чабышы». В них участвуют настоящие джигиты! Ни один сабантуй не обходится без скачек! Призы, которые получают победители в скачках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы все вокруг видели!

Приглашаем мальчиков на конные скачки!

Описание игры: Дети делятся на две команды. Нужно проскакать на коне и развернутся, передать другому участнику. Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. А пока наши джигиты рассаживаются по местам, я предлагаю вам послушать песню, которую исполнят дети старшей группы.

В исполнении детей группы № 5 песня «Сабантуй»

Вед. Приглашаю к себе самых ловких и смелых ребят! Потому что для следующего конкурса нужно внимание и быстрота! Игра «Кто быстрее передаст флажок»

Описание игры: Две команды встают в линию друг напротив друга. Передают флажок, последний участник его поднимает, далее флажок передают сзади (со спины). Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. На сабантуе люди не только соревнуются, но еще и поют, и пляшут. «Тюбетей уены» - «Игра с тюбетейкой»

Тюбетейку вы друг другу быстро надевайте.

Пока музыка играет, её передавайте.

Музыка смолкает, тюбетейка отдыхает!

Кто остался с ней в руках, того не отпустим просто так!

Описание игры: Участники становятся в круг лицом друг к другу. В руках у водящего тюбетейка. Под музыку тюбетейку передают из рук в руки. Музыка смолкает, участник, оставшийся с ней в руках, выполняет задание.

Вед. Наш сабантуй подходит к концу. По традиции, на этом празднике награждают не только победителей состязаний, но и всех участников и гостей. А в подарок вам – татарское национальное блюдо! Я передам воспитателям, а вы придете в группу, и обязательно попробуйте!

Борьба . Определение батыра, победителя в национальной борьбе, - гвоздь праздника сабантуй. Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу переставали выходить на полевые работы. Для них резали наижирнейшую овцу, они ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меду, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни. Борцам требуется немалой силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам. Соперник должен повисеть на твоем кушаке (полотенце) в воздухе, а потом оказаться на лопатках. Судят борьбу самые многоопытные и уважаемые старики - аксакалы. Строго смотрят они за борцами: не было ли во время борьбы запрещенных приемов - на майдане нет места даже малой несправедливости. Джигиту, ставшему батыром сабантуя, - честь и слава. Издавна было принято награждать батыра отличным жирным бараном (хотя теперь это может быть и другой ценный приз: телевизор, мотоцикл, холодильник…). С беспокойным призом на плечах он совершает круг почета, качают его всем майданом. Окружив плотно, ведут его к повозке с подарками и призами, дугу украшают многообразными дарами и едут домой. С отъездом батыра майдан расходится. Когда повозка с героем дня, вызванивая колокольчиками, въезжает на деревенскую улицу, кругом всеобщее ликование: вот победитель! Все улыбаются ему, машут приветственно руками...И до следующего года он самый знаменитый человек в округе, долго-долго быть ему еще в центре внимания. Участники праздника с гостями расходятся по домам, чтобы отметить сабантуй за веселым обильным праздничным столом. А молодежь продолжает игры, песни, пляски на весеннем лугу. Звучат гармошки, баяны, аккордеоны. Поются песни, новые и те, что сложились еще тысячу лет назад.

Скачки . Конь для татарского и, в особенности, башкирского народа во все времена был спутником, другом, кормильцем и надежнейшею опорой. Потому и в cабантуе наиболее интересная часть программы - скачки. Здесь принимают участие мальчишки 10-15 лет. Лошадей к скачкам начинают готовить задолго до праздника: холят, кормят, берегут. Когда cабантуй близок уже, лошадям "разогревают" ноги. На финише победителя ждут в качестве приза жирный баран (или что-то другое) и восторженная публика. Кстати, живет прекрасная традиция: одаривать не только победителя, но и джигита, прискакавшегося последним. Это обычно делают женщины постарше, даже бабушки. Они приходят на сабантуй с заветным подарком: скатерть ли, платок ли, либо рушник, вышитый в молодые годы своими руками. И на лошадь ту, что позади, смотрят они как на дитя человеческое, обиженное судьбою. А сабантуй - праздник, и ни одна живая душа не должна тосковать от неудачи - протянуть униженному руку помощи - всегда было в характере трудового народа...

Разбей горшок. В программе сабантуя есть игры, требующие ловкость, чутье, а не силу. Таковой является игра в "разбей горшок", в которой с завязанными глазами небходимо найти горшок и ударом длинной палкой разбить ее. В этой игре участвует в основном молодежь, хотя известен случай успешого участия в ней и Президента РФ Ельцина Б. Н..

Столб . Чтобы добраться до приза (или его ярлыка), находящегося на верхнем конце гладкого, высоченного, раскачивающегося столба требуется сила, ловкость, смелость. Редко кому удается стать обладателем этого труднодоступного приза.

Бои мешками . Бой мешками с сеном, сидя верхом на бревне (с вращательной степенью свободы), с целью вышибать из "седла" соперника - игра с давней традицией, требует силу, ловкость, смелость. Доставляет наблюдателям много смеха и веселья.

Бег в мешках . В программе сабантуя есть игры, связанные с бегом в усложненной форме, игры еще со времен дедов и прадедов: бег в достаточно узких мешках, когда можно лишь скакать; бег с ложкой во рту, а в ложке - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу; бег пар джигитов, у которых нога одного привязана к ноге другого.

Двухпудовая гиря . Двухпудовая гиря является одним из популярнейших спортивных снарядов на празднике сабантуй.

Учатники - женщины . В праздновании сабантуя участвует много женщин всех возрастов. Своды законов шариата рушились в этот праздничный день. Духовное богатство трудового народа всегда оказывалось сильнее канонов шариата. У женщин свои состязания: кто быстрее напрядет шерсть, кто воды больше натаскает (прибежит первой, не расплескав воду из ведра) - в такие игры с удовольствием играют даже бабушки. И борьба везде очень честная, ни плутовством, ни мошенничеством и не пахнет. Сабантуй выделяет в каждом состязании самых умелых, самых способных. Присутствие среди зрителей матери, сестры, приглянувшейся красавицы является дополнительным стимулом для джигитов в проявлении силы, ловкости, умения и смелости в далеко нелегких состязаниях.

Народному празднику отдают умение и талант участники художественной самодеятельности и мастера искусств - профессионалы. Песни и танцы татар и башкир сейчас звучат на отечественных и зарубежных сценах. Так шагает по планете народный cабантуй - олицетворение Мира, Дружбы и Труда!

Трухачёва Жанна Ринатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Торбаевская СОШ"
Населённый пункт: с. Торбаево, Касимовского района, Рязанской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий школьного праздника "Сабантуй"
Дата публикации: 08.03.2016
Раздел: начальное образование

Пояснительная записка В школах проводится много различных праздников внеклассных, внеурочных мероприятий. Но все они проводятся из года в год, дети к ним достаточно привыкли и считают такие праздники обычными. В школах на ряду со светскими праздниками проводятся и православные. Например, «Масленица», классные часы, посвященные Пасхе, Рождество и т. д. Но наше село, впрочем как и соседнее, Подлипки имеют татарские корни. Но в силу различных обстоятельств мы мало обращаемся к татарской культуре в школьной жизни. Сама я тоже имею татарское начало и мне это близко. Разрабатывая этот праздник мне хотелось бы немного познакомить детей с татарской культурой, традициями, кухней, танцами, песнями.
Из истории праздника
Сабантуй-праздник плуга, праздник веселья и труда. Его праздную весной, по окончании посевных работ. Первые упоминания о нем относятся к концу VIII- началу IX веков. (Тогда праздник отмечали перед началом посевных работ.) Сабантуй-один из самых любимых у татарского народа, и его справляют до сих пор. В Республике Татарстан это праздник республиканского значения. К Сабантую заготавливают подарки. Девушки и женщины вышивают платки, полотенца, готовят национальные блюда для угощения гостей. Перед праздником самый трудолюбивый и воспитанный молодой батыр вместе с друзьями объезжает на украшенной бубенцами и лентами лошади деревню и собирает подарки.Батыры поют, танцуют, отпускают шутки и прибаутки, желая хозяевам добра, здоровья, счастья, богатства. Собрав подарки, сборщики еще раз объезжают деревню, чтобы продемонстрировать их. Главным призом праздника является овца, ее дарят юноше, победившему в татарской борьбе, -Батыру. В день праздника с самого раннего утра на большой ярко украшенной поляне собирается народ. Надевают лучшую одежду, многие приходят в национальных костюмах и приносят угощения, приготовленные по рецептам традиционной татарской кухни. Во время праздника чествуют лучших работников, соревнуются в различных играх, поют и пляшут. Каких только соревнований и состязаний здесь нет! Бег в мешках, бег с яйцом в ложке, перетягивание каната, разбивание горшков с завязанными глазами, бой мешками на бревне, лазание по шесту, песенные и танцевальные конкурсы и обязательно-состязание в национальной борьбе и скачки. Заканчивается праздник вручением призов победителям. Во время праздника любой его участник может испытать свои силы в различных единоборствах и найти развлечение по душе.
Праздник Сабантуй

Место состязаний, а иногда и сами состязания назывались “майдан”. По традиции они включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие все желающие - мальчики, юноши, мужчины. Девушки, женщины лишь наблюдали со стороны. Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8-12 лет. Участники скачек, собравшись вместе, отправлялись к месту старта, расположенному в 5-8 км от аула. Их сопровождал один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартовали по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получали отдельные призы. Сабантуй празднуют во многих городах России, где проживают татары, например в Москве, Петербурге, Самаре, в ряде городов промышленного Урала, Сибири, Крайнего Севера и др. В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики. Принцип организации состязаний был тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш - на майдане. После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур. Сабантуй остается и по сей день самым любимым массовым праздником. Почти повсеместно он проходит по единой схеме. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют Сабантуй летом, после завершения весенних полевых работ.
Бой мешками
Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Их довольно много. Это бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом; бег с ведрами на коромысле, наполненными водой; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном или соломой, который ведут, сидя на бревне; или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, на верху которого повешен приз (иногда живой петух в клетке), и т. д. Эти состязания являются наиболее массовыми, во многих из них активно участвует женская половина собравшихся. Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий, когда пожелает, может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья.
Особенности организации праздника в школе

Организовывая праздник в школе, надо постараться, следовать общим традициям. Подготовительная работа включает несколько этапов. Первый этап: беседы о традициях татарского народа, ознакомление с одеждой, кухней, национальными играми и фольклором татарского народа. Второй этап: изготовление подарков. На этом этапе открывается простор для творчества и фантазии как детей, так и взрослых. Любимое занятие детей-мастерить призы победителям. В подготовке к празднику и в изготовлении подарков принимают участие родители. На музыкальных занятиях в этот период дети разучивают песни, танцы, потешки, прибаутки, заклички на русском, а может быть и татарском языках.(если есть дети, говорящие на татарском языке) Третий этап: украшение участка. Праздник обязательно проводятся на свежем воздухе. Сочная зеленая травка, яркая зелень деревьев, сочетаясь с различными украшениями- разноцветными флажками и ленточками, развешенными на участках рисунками и колокольчиками, -создают праздничное настроения. Украшением участка занимаются взрослые-педагоги и родители. Для того чтобы праздник прошел успешно, необходимо соблюдать следующие правила. Праздник должен проходить без заминок. Это требует хорошей подготовки, продуманного сценария и учета мелочей-от организации игр до порядка раздачи угощения. Праздник должен быть зрелищным, чтобы в нем было не только интересно участвовать, но и наблюдать за ним в роли зрителя. Для этого игры и состязания чередуют с песнями, танцами, стихами в исполнении детей. Начало и конец праздника должны отличаться торжественностью, настраивающей присутствующих на особое событие, поэтому используются атрибуты государственной символики, поднимается и опускается флаг, исполняется гимн праздника, дети хором произносят девиз праздника. В празднике участвуют и дети, и взрослые. Взрослые организовывают игры, являются членами жюри. Игры и соревнования должны соответствовать возрасту детей, поэтому для каждой возрастной ступени подбираются или модифицируются свои игры. Завершение праздника связанно с вручением призов и подарков. Призы должны быть распределены справедливо; ни один ребенок на празднике не должен чувствовать себя обделенным и обиженным. В конце праздника присутствующих угощают блюдами татарской национальной кухни. В нашу школу ходят дети разных национальностей. Но Сабантуй должен понравиться всем детям, независимо от национальной принадлежности.
Этот праздник особенно
актуален
в наше время.Более 100 различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но культура, обычаи, праздники даже самого малочисленного народа – это часть культуры общечеловеческой. Объем этой книги не позволяет уделить внимание всем народам России, ее авторы хотели лишь начать большой и важный разговор о жизни и культуре народов нашей страны. Не случайно и то, что книга посвящена национальным праздникам. Праздники есть у каждого народа. Они могут быть религиозными и бытовыми, семейными и общенациональными, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиций, мировосприятия. Праздник замечателен еще и тем, что его атмосфера помогает людям лучше узнать и, главное, понять друг друга. В наше время в области межнациональных отношений это особенно важно.
Цель

:
Формирование у детей культуры здоровьесбережения и здорового образа жизни через народную игру. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить с народным праздником, его значением, символами, традициями. 2. Знакомить с народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички, перевалки. 3. Развивать ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание, умение сопоставлять размер предметов. 4. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас. 5. Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя татарскую народную музыку, иллюстративный, фото, видео материалы, а также сюрпризные моменты, актерское перевоплощение педагогов. 6. Воспитывать уважительное отношение к традициям татарского и русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.
Татарский национальный праздник для детей 7-11 лет

.
Сценарий праздника. Наш весёлый Сабантуй

Наш веселый Сабантуй

Персонажи, участвующие в празднике
Ведущий в национальном татарском костюме; Батыр (богатырь) Шурале (леший)
Атрибуты для игр:
канат, два мешка, маты для борьбы, ложки, два яйца, ведро или глиняный горшок, пустой мешок для Шурале.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущая: - Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек? Ребята, а какой сегодня праздник? Дети: Сабантуй! Ведущая: - Правильно. На веселый Сабантуй Мы позвали всех друзей. Будем петь и танцевать, Дружно, весело играть
Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались на веселый праздник Сабантуй. Сабантуй-это праздник плуга, праздник труда и веселья. Он проводится после окончания весеннего сева. Этот праздник объединяет народы, поднимает наше настроение, радует и веселит. Исполняется песня на татарском языке
Ведущий:
Наступило долгожданное лето, посмотрите, сколько вокруг красок! Наша земля стала похожа на огромный цветной луг, на котором должны жить все в дружбе и мире. Инсценировка песни: «Разноцветная игра», музыка и слова Б. Савельева. Мы с утра глядим в окошко, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра. Только выручить нас может Разноцветная игра, Разноцветная игра, Разноцветная игра. Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери.
Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Две обычных серых кошки Мокнут посреди двора, Мокнут посреди двора, Мокнут посреди двора. Сделать их цветными может Разноцветная игра, Разноцветная игра, Разноцветная игра. Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Для чего нужны стекляшки Рассказать уже пора, Рассказать уже пора, Рассказать уже пора. Смотришь в них, и мир раскрашен, Вот и вся наша игра, Вот и вся наша игра, Вот и вся наша игра! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись!
Ведущий:
Ребята, к празднику вы учили стихи на татарском языке. Кто хочет рассказать стихотворение?
Дети читают стихи. Затем все вместе исполняют песню на татарском языке. (Выходят дети рассказывать стихотворения) 1 ребёнок: Бүген бездә Сабантуй - Эшләреңнең барын куй! Тизрәк йөгер мәйданга, Бәйрәм башлана анда. 2 ребёнок: Будем мы соревноваться, Будем с вами мы играть, Кто сильнее, кто быстрее, Сможем сегодня мы узнать. 3 ребёнок: Күңелле Сабан туйлары, Бүген бәйрәм, зур бәйрәм. Матур җырлар җырлый-җырлый Уйныйбыз әйлән-бәйлән. Җыр”Сабан туе”. Появляется Батыр, он идет мимо площади бодрым шагом, что-то напевает.
Ведущий:
Ребята, кто это идет? Да не к нам ли на праздник?
Батыр:
А, вот где вы все собрались! Как красиво украшена поляна! Услышал я, что вы сегодня празднуете Сабантуй, и решил заглянуть к вам на праздник. Порадуете меня веселыми танцами да песнями?
Дети:
Да! Дети исполняют татарский танец затем поют русскую народную песню. Если есть дети других национальностей, можно включить мини-концерт
песни и танцы других народов.
Батыр:
Молодец, ребята! Здорово умеете веселиться. Только мне пора дальше идти, по своим делам. Правда, вот беда! Нес я вам к празднику подарки да торопился. Второпях заблудился. Заблудившись, не заметил, как потерял мешок с угощеньями.
Ведущий:
А большой мешок?
Батыр:
Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!
Ведущий:
Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит. Дети ходят по участку в поисках мешка.
Ребенок:
Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит! Все собираются вокруг мешка.
Батыр:
Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!
Ведущий:
Ой, не надо!
Батыр:
Почему?
Ведущий:
Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится. Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей.
Батыр:
И, правда! Что-то странное случилось с моим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать! Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из татарских поверий.
Батыр:
Это что еще такое? Что за чудище лесное?
Шурале:
Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и
любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть! (Бегает по участку, изображает, что хочет схватить детей.)
Батыр:
Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, анне то плохо тебе будет!
Шурале:
Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!
Батыр
(передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий. Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону. Шурале вскрикивает.
Шурале:
Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю! Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.
Ведущий:
Дети, кто победил?
Дети:
Батыр!
Ведущий:
Кто на празднике самый сильный?
Дети:
Батыр!
Ведущий:
А ты, Шурале, просто хвастун!
Шурале
(плачущим голосом) : Как же так? Я думал, что самый сильный! А
Батыр меня победил! Зато я самый умный!
Ведущий
: Ну что ж, а мы сейчас это проверим. Отгадываем загадки 1. Всех известных птиц черней, враг личинок и червей. В огороде словно врач, ходит важно. Это. .. (грач). 2. Вот будильник во дворе, Будит всех он на заре. Красный гладкий гребешок. ЭтоПетя. .. (петушок). 3. Красный спрятан корешок. Сверху виден лишь вершок. А подцепишь ловко-и в руках. .. (морковка). 4. Небо застлано дождём. Как же мы гулять пойдём Не горюй, ведь в огороде Светит при любой погоде В деревнях, на дачах, сёлах, Наше солнышко. .. .(подсолнух)
Шурале:
Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите! Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно,н е выйдет!
Ведущий:
Оставим Шурале на празднике?
Дети:
Да!
Ведущий:
Шурале, будешь с нами играть?
Шурале:
Буду, ой, буду! А как? Ведущий предлагает детям различные состязания-«Бег в мешках», «Бег с
яйцом в ложке», «Разбей горшок с завязанными глазами». В первых двух состязаниях участвуют команды детей. Можно формировать смешанные детско-родительские команды. Тогда участником одной из команд может быть Шурале. В игре «Разбей горшок» принимают участие отдельные дети. Ребенок выходит на линию старта. На некотором расстоянии от него устанавливается горшок. (Горшок можно заменить алюминиевым ведром.) Игроку завязывают глаза и дают в руку палку. Палку нужно кинуть вслепую, так чтобы она попала по ведру. Завершается череда соревнований борьбой, в которой принимают участие мальчики. Двое соревнующихся выходят в круг и обхватывают друг друга. По сигналу они стараются уложить друг друга на землю. Победившему присваивается звание «батыр». Затем звучит сигнал, после которого начинается награждение детей и взрослых, участвовавших в состязаниях. Можно награждать детей и за исполнение концертных номеров. В конце праздника Ведущий, Батыр и Шурале раздают присутствующим (в первую очередь детям) сладости.
1.П68 Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. - М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. - 103 с.: ил. – (Энциклопедия). Статья «Обычаи и праздники татар» подготовлена Уразмановой Р.К. 2. Здоровьесберегающая система школьного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. 3. интернет- ресурс slideshare/RN08041992/ss-13141906#btnPrevious 4. интернет-ресурс prezentaciiobschestvoznanie/5843-shkola-ozornyh- urokov.html 5.Внеклассная работа п/р Варакина И.И.»Корифей» Волгоград,2008 год. 6.Справочник классного руководителя п/р Н.И Дереклеевой, Москва «Вако» 2010год 7. «Татары» Д.А.Аминов, Санкт-Петербург, 2007 год
Муниципальное образовательное учреждение «Торбаевская средняя общеобразовательная школа» Сценарий школьного праздника «Сабантуй» Для детей 7-11 лет Разработала учитель начальных классов Трухачева Жанна Ринатовна
2012год

Образовательный процесс в школе - стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание - ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Актуальность его как выражение коренных оснований жизни, как основа культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы переживаем упадок гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций, губительно действующих на молодое поколение, стала деятельность учителей и других работников образования, культуры, так или иначе связанных с обучением и воспитанием молодёжи. Они воспитывают интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщают к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославивших Родину героическими подвигами. Историю, народные традиции учителя многих школ сделали эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличие от городов, и сегодня сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общинность, воспитание детей всем миром. Поэтому сельская школа может стать первопроходцем в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания учеников, включающей в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности разных народов, наций и этносов нашей страны. Сущность системы - в умелом, педагогически выстроенном использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю... Забыть это правило - всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный”.

Как же построить образовательный процесс, способствующий воспитанию гражданина, патриота, осознающего причины исторических катаклизмов, не сваливающего вину за негативные процессы современности на дедов и отцов? Как сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных традициях в нашей школе проводятся различные мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля” (“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак?й”); отмечаются даты рождения писателей и поэтов – наших земляков, например: “Праздник стихов”, посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее истории; толерантности – приятие других наций, народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств, выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике “Сабантуй”, продолжить ознакомление с традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное воспитание школьников на народных традициях”. М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской литературе для 1-4 классов русских школ. Казань. Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское книжное издательство. 1984г.
  4. Начальная школа”. Ежемесячный научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев - без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине времени, донесший свой аромат, краски до наших дней, ежегодно отмечается в июне - после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и писатель Кенизи Мурад во время одного из своих приездов в Татарстан в связи со сбором материала для книги о великом сыне татарского народа Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском сабантуе в Березовой роще, такими словами выразила свое восхищение увиденным:

Сабантуй - это чудо! Вы только взгляните на участников и гостей праздника: они оставили дома весь груз своих повседневных забот и проблем. Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение светского просвещения в исламе), является достойным вкладом татарского народа в копилку общечеловеческих ценностей. Трудно не согласиться с такой оценкой знатока Востока, в чьей родословной причудливо переплетены гены потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая самые сокровенные струны нашей души, исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников.

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба, а Сабантуй – “свадьба плуга” - только раз в году. Как невеста, готовится к ней деревня: достаются наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата, смысл его глубок. Что касается названия, то у слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и весенний сев. “Туй” же – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, дань поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ, уважает ее – об этом говорят и другие наши праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля – праздник урожая, Сабантуй же - самый веселый и самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое красивое время года -июне. Посмотрите, как прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем своим цветом, распустилась каждым листочком. Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов, румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий, и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника можно увидеть необычное и красочное зрелище: по всем домам собираются подарки для победителей Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки, полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке, отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на большой зеленый луг. Нарядно одетые люди, празднично разубранные кони, всюду смех, веселье, песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник земледелия. Поэтому и начинается он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягается лошадь, и прокладывается первая борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный праздник татарского народа – собрал в себя все лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с состязаниями, песнями и танцами испокон веков проводились по окончании весенних полевых работ. Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй – вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу – будет хорошим и урожай. Взойдут всходы, заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а там и снова весна, снова – сев. И опять соберет нас на праздник веселый Сабантуй.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

Ну, а ты - настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки, наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком, наполовину наполненным сеном, каждый из участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской системе: проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не более 1м. Держаться свободной рукой за бревно запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, -
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой...
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень (воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, они начинают скачками продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную дистанцию. Победитель определяется по лучшему показанному времени.

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и шишке.

До начала состязания они должны, положив в ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников заключается в том, чтобы прибежать первым, не выронив при этом шишку. Поддерживать руками ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки -
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, -
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).



Публикации по теме