Стебельчатый шов. Атласная гладь

Вышивка — это искусство, а вышивание гладью — в первую очередь. Из всех видов вышивки, пожалуй, самый сложный, но одновременно самый красивый и живописный. По манере выполнения и внешнему виду готовой работы вышивку гладью можно сравнить с живописью — как художник, штрих за штрихом, мазок за мазком создает произведение искусства, стремясь передать все оттенки, настроения; так и вышивальщица стежок за стежком «рисует» свою картину. Вышивка гладью позволяет передавать тонкие переходы оттенков цветов, применять стежки различных видов и направленности. Эти факторы в совокупности позволяют создавать картины удивительной красоты и реалистичности, поэтому традиционно гладью вышивали цветочные, растительные мотивы и даже портреты.

Основные виды вышивки гладью

Существует множество разновидностей глади, рассмотрим основные. Все виды вышивки можно разделить на 2 группы, в зависимости от того, на какой стороне вышит рисунок — только на лицевой или на обеих. Разделяют двустороннюю и одностороннюю гладь. В односторонней глади рисунок хорошо виден и различим только с лицевой стороны, а в двусторонней — рисунок на изнаночной стороне практически идентичен рисунку на лицевой стороне. Двустороннюю гладь, в свою очередь, можно разделить на свободную и счетную . В счетной технике стежки выполняются по счету нитей ткани.

Плоская гладь

Наиболее простой способ вышивки гладью. Вышивка получается двусторонней. Заключается в последовательном выполнении параллельных стежков по всей длине контура вышиваемого предмета, иногда части предмета (при вышивке крупных предметов). Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила.

Гладь с настилом

Отличие от плоской глади состоит в предварительном выполнении так называемого настила, который вышивается мягкими и более толстыми, чем рабочие, нитками. За счет наличия настила гладь получается выпуклой. Стежки настила выполняются вплотную друг к другу, а стежки рабочей нитью — поверх настила поперек стежков настила, также вплотную друг к другу.

Художественная гладь

Художественная гладь любима вышивальщицами, т.к. позволяет мягко передавать переходы цветов. Достигается это за счет использования нитей близких оттенков. Чтобы переход не был резким, сначала выполняют ряд стежков различной длины (чаще вертикальных), затем этот ряд частично перекрывается более длинными стежками нити другого оттенка или цвета. Художественная гладь выполняется без настила. Она очень удобна для вышивки предметов неправильной формы.

Существует еще так называемая теневая гладь. Иногда ее выделяют как отдельный вид вышивки. Суть ее состоит в том, что стежки выполняются одинаковой длины и располагаются горизонтально, при этом в каждом нижнем ряду для создания тонкого оттеночного перехода стежки чуть захватывают ряд верхних стежков.

Белая гладь

Белой она называется потому, что выполняется в основном белыми тонкими нитками (шелковыми или мулине) на белых (чаще всего) тонких тканях таких как крепдешин, батист, тонкий лен и пр. Вышивать тонкими нитками довольно сложно, поэтому овладевать этим искусством следует не торопясь, внимательно и аккуратно. Секрет заключается в технике выполнения стежков — они должны быть ровными, аккуратными, должно строго соблюдаться направление стежков. Вышивку белой гладью по белой ткани называют также «английским кружевом», ей часто украшают свадебные платья.

Белую гладь без настила также называют «бельевой» гладью, т.к. в старину вышивали постельное и столовое белье в этой технике. Позже стали сначала прокладывать настил и вышивать такой гладью блузки, платья, носовые платки. Тогда белую гладь с настилом стали называть «высокой», или «бродери». При выполнении рисунка белой гладью сначала на ткань переводят рисунок, затем обшивают его контуры стежками «вперед иголку», нашивают настил в 1 или 2 ряда, и накладывают стежки рабочей нити в направлении, противоположном настилу.

Атласная гладь

Отличие данного вида глади также заключается в технике выполнения стежков: они выполняются плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки нужно делать короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади получается гладкий блестящий узор, а на изнаночной — мелкие стежки. Вышивка выполняется шелковыми нитками мулине. Чем тоньше нитка, тем красивее будет смотреться рисунок, поэтому вышивать рекомендуется только в 1 нить.

Русская гладь

Выполняется стежками длиной 5-7 мм по нитке вертикально или горизонтально, оставляя пропуски длиной 2-3 мм между ними. При обратном ходе стежки прикрывают пропущенные нити рабочей нитью. Стежки выполняются вплотную друг к другу.

Китайская гладь

По технике схожа с художественной гладью. Необходимо придерживаться следующих правил: разделение каждой детали рисунка по оттенкам, переход имеет четкую границу. Получается, что каждый элемент (листик, лепесток) состоит из 3-5 частей, контуры которых в совокупности повторяют контур детали. Направление стежков может быть различным в каждой части одного элемента. В работе используются только шелковые нити и ткани. Может выполняться с настилом или без. Чаще всего в этой технике вышивают растительные мотивы и из животного мира. Особое внимание уделяется подбору цветов, оттенков, их гармоничному сочетанию. Как правило, используют прямую или косую гладь.

Декоративная гладь

Стежки выполняются справа налево: 1 стежок длинный — по всей длине контура, обратный стежок выполняется так: мысленно нужно разделить его на 4 части, вывести иглу на лицевую сторону в 1-й точке деления, сделать прокол наизнанку в 3-й точке деления с правой стороны короткого стежка, как бы перекрещивая его.

Для того, чтобы научиться вышивать гладью, нужно научиться выполнять различные , используемые в вышивке. Читайте о них в следующей статье.


Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.

Этот вид глади позволяет создавать естественные цветовые переходы и ровный градиент. Выполняется чередованием длинных и коротких стежков, которые придают вышивке четкие контуры. Каждый следующий ряд стежков образует неровную линию, благодаря чему можно добавлять нити других оттенков и создавать мягкие цветовые переходы. Для более естественного эффекта направление стежков можно менять. Прокладывайте стежки как можно ближе друг к другу, чтобы ткани не было видно.

Контрастные оттенки при смене нити сделают цветовой переход резким. Чтобы он получился более мягким, используйте близкие оттенки. Вводя в работу новый оттенок, прокладывайте стежки в промежутках между стежками первого ряда, как бы растушевывая цвета.

От направления, в котором прокладываются длинные и короткие стежки, зависит цветовой эффект. Так, вышивая цветок, прокладывайте стежки от середины цветка к кончикам лепестков. А вышивая лист, прокладывайте стежки под углом к центру, в противоположные стороны от центральной жилки (стебелька).



Вышейте ряд-основу, поочередно прокладывая длинные и короткие стежки слева направо в строгом соответствии с контурами заполняемого фрагмента.



Проложите второй ряд справа налево, заполняя промежутки между стежками первого ряда. Стежки должны быть одинаковой длины.



Следующие ряды прокладывайте поочередно слева направо и справа налево, следя, чтобы все стежки были одинаковой длины, как в предыдущем шаге. В ходе работы смените оттенок нити, если нужно создать цветовой переход.



Вышивая цветок, прокладывайте стежки от середины цветка к кончикам лепестков, чтобы добиться естественного цветового перехода. Первый ряд стежков можно прокладывать веерообразно, повторяя форму расширяющейся части лепестка.



А вышивая лист, прокладывайте стежки под углом к центру, в противоположные стороны от центральной жилки. Используйте два- три зеленых оттенка.

У каждого человека есть свое хобби. То занятие, которое способно расслабить, отвлечь от повседневных дел, от различных мыслей и просто дать себе отдохнуть. Сегодня хотела бы привлечь ваше внимание на красивый вид рукоделия, как вышивка гладью для начинающей рукодельницы. Вышивка гладью - это творчество и одно из замечательных занятий, когда ощущаешь радость и видишь результат творения своих рук, когда после завершения очередного проекта «выпорхнет» бабочка, сидевшая на цветке, а может быть красивая птичка (как на первом фото). И, наконец, испытать гордость за себя и свои творения!

Вышивка техникой гладь во все времена помогала внести нотку изысканности в дом - неординарный домашний текстиль, оригинальные предметы интерьера, игрушки для маленьких детей, одежда, белье и многие другие вещи которые украсят любое помещение. Вышивки гладью при отделки одежды будут неповторимой индивидуальной изюминкой в гардеробе любой женщины.

Существует множество видов вышивки гладью, но мы рассмотрим самые необходимые виды швов для начинающей рукодельницы, чтобы попробовать свои силы в этой, бесспорно, интересной технике вышивке гладью.

Для того, чтобы приступить к этому увлекательному процессу создания очередного шедевра, вам понадобятся следующие предметы: пяльцы, канва, нарисованный рисунок будущего проекта на канве, мулине, ножницы и так далее.

Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники - дамасская вышивка - серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, ткань и закрепляется на пяльцах для дальнейшей вышивки гладью.

Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

Рассмотрим основные техники вышивания гладью.

Виды швов:

1. Стебельчатый шов - состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков или слева, или справа от. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».


2. Петельный шов - выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз, нить при этом остается под иглой и затягивают рабочую нить до образования петли. Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил. Стежки шва могут быть различной длины. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки.

3. Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: первый этап - швом «вперед иголку» справа налево намечается линия гладьевого валика (прямая или криволинейная), второй этап - в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема.

4. Шов «цепочка» - тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва: нить выводят на лицевую сторону в первой точке и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из второй точки в третью точку движением иглы сверху вниз делают стежок и затягивают нить, образуя первую петлю. Последующие петли выполняются аналогично, таким образом образуется шов «цепочка». Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

5. Гладь вприкреп - используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных-прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне. Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

6. Гладь с настилом - выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью. При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу. В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики пышечки. Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити, а на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом. При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок.

7. Плоская гладь - является двусторонней используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу рис. Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила. В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру.


8. Теневая гладь - э та гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади. Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводят изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка - то в направлении центра цветка, если листик, то в направлении центральной жилки и так далее. Поэтому для упрощения работы, можно карандашом нанести на ткань штриховые линии, которые указывают направление стежков.

Последовательность выполнения лепестка цветка

Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки. Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета. Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

Последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине

Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз. Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз, только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой).

Зная эти азы техники вышивки гладью можно смело начать проект для начала небольшого узора вышивки гладью.


Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее.

4. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать.

Надо на носочки встать.

Доброе утро, здравствуй, Иван,

Доброе утро, здравствуй, Степан,

Доброе утро, здравствуй, Сергей

Доброе утро, здравствуй, Андрей,

Доброе утро, здравствуй, Антон.

для учащихся 8 класса .

Класс: 8

Раздел: «Ручная художественная вышивка».

Тема: «Стебельчатый шов. Атласная гладь».

Цель: научиться выполнять стебельчатый шов и вышивать

атласной гладью.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с основными видами вышивки и научиться вышивать некоторыми из них.

Развивающаяся: развить интерес к вышиванию.

Воспитывающаяся

Методы обучения: показ, объяснения, иллюстрация, наглядные образцы, практическая работа.

Тип занятия: практическое.

Время: 2*40 мин.

План урока:

    Организационный момент.

    Объяснение нового материала.

    Практическая работа № 2.

    Анализ и самоанализ.

    Заключительный контроль.

Ход занятия:

I . Оргмомент.

    Подготовка уч-ся к занятию.

    Сообщение темы урока.

II .

Стебельчатый шов назван так потому, что обычно им вышивают стебельки цветов. Направление движения шва – слева направо или снизу вверх. Стежки делают, отступая назад. При этом каждый новый стежок выходит вперед на половину предыдущего.

Атласной гладью вышивают крупные формы. Основой для атласной глади является стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их очень близко друг к другу, чтобы не было просветов ткани – основы.

III

1) Вколов иглу в ткань, набирают на нее 2-4 нити протаскивая нитку. Отступая, снова вкалывают иглу и набирают на нее кол-во нитей, равное первому стежку. Иголку со вторым стежком выводят у середины предыдущего стежка с левой стороны. Затем прокалывают ткань выше первого стежка. И так далее – при каждом последующем стежке игла выводиться в середине предыдущего стежка.

2
)Основой для атласной глади является стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их очень близко друг к другу, чтобы не было просветов ткани – основы. С помощью укороченных рядов можно добиться выпуклости формы. Для этого форму при помощи вспомогательных линий делят на симметричные участки и при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям.

Вышивают атласную гладь самой тонкой иглой ниткой мулине в одно сложение. Весь мотив обычно вышивается ниткой одного цвета. Выделить какие-то места можно ниткой другого цвета, укладывая стежки поверх глади.

IV . Практическая работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, вышивая заданные швы.

Материалы и приспособления: ткань х/б размером 10*10 см, цветные нитки мулине, пяльца, тонкая игла.

Выполнение стебельчатого шва:

1. С помощью линейки и карандаша начертите горизонтальную прямую линию.

2. Вложите в иглу нить в два сложения.

3. Выполните закрепку в конце вышивки.

4. Выполните стебельчатый шов, двигаясь слева направо.

5. Выполните закрепку.

Выполнение атласной глади:

    Переведите рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.

    Используя нитки мулине, выполните вышивку рисунка.

    Если не успели, закончите работу дома.

V . Анализ и самоанализ.

Уч-ся вспоминают, что нового узнали на уроке, чему новому научились. Самостоятельно оценивают свою работу и делают вывод о качестве вышитого изделия.

VI . Заключительный контроль.

    Подведение итогов урока.

    Выставление оценок.

    Задание на дом.

    Уборка рабочего места.

Урок окончен!

План- конспект урока по технологии

для учащихся 7 класса .

Дата: 19.11.2009 г.

Класс: 7

Раздел: «Проектирование и изготовление плечевого изделия».

Тема: «Построение основы чертежа плечевого изделия в М 1:4».

Цель: научить уч-ся строить чертеж плечевого изделия в М 1:4

Задачи:

Обучающая: научиться рассчитывать величины для построения чертежа, научиться строить чертеж.

Развивающаяся : ознакомить учащихся с прибавками на свободное облегание плечевого изделия.

Воспитывающаяся : воспитать нравственные ценности, усидчивость, аккуратность в работе.

Методы обучения: объяснения, доска, учебник, практическая работа.

Тип занятия: практическое.

Время: 2*40 мин.

План урока:

    Организационный момент.

    Сообщение познавательных сведений.

    Объяснение нового материала.

    Практическая работа.

    Контрольные вопросы.

    Заключительный контроль.

Ход занятия:

I . Оргмомент.

    Подготовка уч-ся к занятию.

    Получение сведений об отсутствующих.

    Сообщение темы урока.

II . Сообщение познавательных сведений .

Прибавки на свободное облегание.

Для построения чертежа изделия необходимо по швам дать припуски на свободное облегание, т.к. одежда не прилегает по всей ее поверхности.

Величина припуска зависит от вида изделия и обеспечивает свободу движения и воздушную прослойку.

Прибавку обозначают буквой П, рядом строчными буквами обозначают участков, к которому дается прибавка.

Прибавка к полуобхвату груди Пг = 6-8 см.

Прибавка к обхвату плеча Поп = 5-7 см.

Чтение чертежа.


III . Объяснение нового материала.

Чертеж строится на базе сетки, которая представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных линий, расположенных в местах наибольшего изменения профиля фигуры. Сетка определяет общий размер изделия по ширине и длине. Построение чертежа ведется на половину изделия.

Расчет основы чертежа.

См. построение на с.3.



Основа чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

в готовом виде.


IV . Практическая работа.

Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

1. Вместе с учителем, построить основу чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:4.

2. Найти на чертежах переда и спинки линии плеча, талии, низа изделия, бокового среза, середины переда, середины спинки, среза рукава.

V . Контрольные вопросы.

    Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия?

    Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?

    От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?

VI . Заключительный контроль.

    Подведение итогов урока.

    Выставление оценок.

    Задание на дом.

    Уборка рабочего места.

Урок окончен!



Публикации по теме