Устройство датчика давления воздуха на авто. Датчик давления воздуха во впускном коллекторе

Для среднестатистического автомобилиста инжекторный двигатель - как Марианская впадина. Все прекрасно знают, что что-то там есть, но что именно и на какой глубине, знают только большие учёные. В нашем случае - большие специалисты с оборудованием для компьютерной диагностики. В бензиновом моторе, напичканном датчиками, каждый из них может так или иначе влиять работу, расход топлива и динамику. Словом, если что не так - с отвёрткой к электронике соваться нечего. С одним из многочисленных датчиков нам придётся разобраться сегодня, а именно - с датчиком абсолютного давления.

Для чего необходим датчик давления

Известно, что для нормальной работы двигателя необходимо приготовить качественную горючую смесь - воздух и топливо в определённых пропорциях. В карбюраторных моторах эту задачу решали жиклёры в корпусе карбюратора, их пропускная способность регулировала пропорции воздуха и бензина, а дроссельная заслонка дозировала подачу готовой смеси в камеру сгорания.


Инжекторный двигатель позволяет гораздо шире использовать возможность регулировки и более точно соблюдать пропорции смеси, причём изменяя их оперативно, в зависимости от режима работы и потребностей двигателя. С топливом понятно, его достаточно точно может дозировать форсунка и вся топливная система. Для коррекции расхода воздуха в двигателях применяются датчик абсолютного давления признаки неисправности которого мы рассмотрим сегодня, или датчик расхода воздуха. В некоторых моторах могут применяться оба датчика.


Какие бывают датчики давления


В зависимости от конструкции двигателя, датчиков, которые контролируют подачу и давление воздуха в систему может два, три и больше. К примеру, в двигателях с турбиной может быть установлен ещё один датчик, который контролирует давление компрессора. В принципе, конструкция этих приборов идентична - они созданы для того, чтобы измерять давление и посылать данные на электронный блок управления двигателем.


Датчик, который нас интересует, измеряет так называемое давление абсолютное, то есть он показывает значение давления не относительно атмосферного, а относительно полного вакуума. В зависимости от принципа действия устройства, оно может быть сконструировано по двум схемам:
устройство на основе тонкой плёнки, которая реагирует на изменение давления и вырабатывает определённый электрический потенциал, передаваемый на ЭБУ;
более точная и современная система конструкции датчика - микромеханическая.

Принцип работы и конструкция устройства


Конструкция прибора включает в себя две камеры - вакуумную и атмосферную. Понятно, что в первой камере находится вакуум, а вторая камера напрямую связана с впускным коллектором. Кроме того в корпусе устройства находятся четыре тензорезистора, которые прикреплены к диафрагме, и кремниевый чип. Давление воздействует на диафрагму, а она под его действием перемещает чувствительные элементы, изменяя их сопротивление, в результате чего кремниевый чип подаёт импульс определённого номинала на ЭБУ. Тензорезисторы соединены по мостовой схеме для того, чтобы повысить импульс, а напряжение на датчике может варьироваться от одного до пяти вольт.


Именно на основании полученного напряжения, электронный блок управления делает вывод о давлении во впускном коллекторе. Выше давление - выше напряжение и наоборот. В зависимости от конструкции датчика, он может подавать как аналоговый сигнал, так и цифровой, но для этого в корпус датчика необходимо интегрировать специальную схему-преобразователь аналогового сигнала в цифру.

Симптомы неисправности датчика


Не слишком заковыристая конструкция датчика в новых автомобилях может дополняться слоем специального геля, который служит своеобразной защитой чувствительного элемента, что несколько продлевает срок его службы. Тем не менее, датчик может выйти из строя, о чем скажут такие симптомы:

  1. Растёт расход бензина. Это может быть связано с тем, что датчик не работает вовсе или же выдаёт некорректные данные ЭБУ, которое предполагает, что давление в коллекторе стабильное и продолжает подавать топливо в больших количествах, чем это необходимо на самом деле.
  2. Пропадает динамика на фоне растущего расхода, причём если разгон не улучшается после полного прогрева мотора, вероятнее всего, нужно ехать на диагностику.
  3. Из-за постоянного перелива бензина в районе дроссельной заслонки может сохраняться стойкий запах топлива.
  4. Плавающие или неконтролируемые холостые обороты.
  5. Провалы на переходных режимах, при трогании с места, переключении передач и перегазовках.

ДАД Хендай Акцент (MAP-sensor) необходим для измерения уровня разрежения во впускном коллекторе. Для правильной работы инжекторной системы впрыска на Хендай Акцент используется датчик массового расхода воздуха (на 8-миклапанных моторах) или же МАР-сенсор (на 16-тиклапанных). Иначе он называется датчиком абсолютного давления (ДАД), устанавливается во впускном коллекторе. Обратите внимание, что ДМРВ и ДАД – это не одно и то же, работают по разным принципам.

А что лучше – подумайте сами. Если в установлена платиновая проволока и стоимость прибора переваливает за 3-4 тыс. рублей, то ДАД новый не более 1000 рублей, а бывший в употреблении можно за 300-400 руб. приобрести.

Как работает датчик давления

С помощью этого прибора происходит замер давления во впускном коллекторе. Сигнал поступает на электронный блок управления и он по особой формуле высчитывает количество воздуха, подаваемого в топливную рампу. На автомобилях Хендай Акцент используется либо ДАД, либо . Стоит отметить, что на некоторых автомобилях эти приборы работают совместно для увеличения эффективности инжекторной системы.


Измерение происходит благодаря использованию одной из технологий:

  1. Тонкопленочной.
  2. Микромеханической.

Вторая технология наиболее современная и эффективная, с помощью этой технологии можно добиться наивысшей точности измерений. Если решите устанавливать на машину турбокомпрессор, обязательно между ним и впускным коллектором нужно монтировать еще один датчик, конструктивно схожий с ДАД. Он позволит производить регулировку давления, создаваемого турбиной, опираясь на потребности мотора.

Конструкция ДАД состоит из:

  1. Атмосферной камеры, связанной с коллектором.
  2. Вакуумной камеры.
  3. Тензорезисторы в количестве 4 шт, включенные по мостовой схеме, располагаются в вакуумной камере.
  4. Диафрагма механически связана с тензорезисторами.

Работа происходит следующим образом:

  1. На диафрагму начинает воздействовать давление воздуха.
  2. Тензорезисторы перемещаются.
  3. Изменяется сопротивление тензорезисторов.
  4. Изменяется уровень сигнала на выходе микрочипа.
  5. Блок управления двигателем принимает и обрабатывает сигнал, корректирует по нему работу инжекторной системы впрыска .

Конечно же, при работе на холостом ходу происходит замер всех данных и корректировка параметров. В зависимости от уровня давления, изменяется сигнал, поступающий на ЭБУ. Последний корректирует положение РХХ (регулятора холостого хода). Если этого не происходит, то можно говорить о поломках в системе впрыска топлива.


Благодаря использованию мостовой схемы включения полупроводников повышается импульс, создаваемый ими при изменении давления. На выходе прибора напряжение при работе может изменяться в диапазоне 1..5 Вольт.

Электронный блок управления фиксирует значение напряжения и по этому параметру понимает, какое давление внутри коллектора. Чем больше напряжение на выходе, тем выше давление. Датчики могут быть как аналоговыми, так и цифровыми. В первом случае устанавливаются аналогово-цифровые преобразователи (ведь микроконтроллер ЭБУ не сможет воспринять чистый аналоговый сигнал).

Признаки поломки ДАД Хендай Акцент и их причины

Если неисправен датчик абсолютного давления на , то обязательно появятся следующие симптомы:

  1. Значительно увеличивается расход топлива. Датчик выдает высокий уровень сигнала, что говорит о том, что во впускном коллекторе большое давление. Но на деле давление оказывается намного ниже. Но блок управления видит иную картину и обогащает топливную смесь.
  2. Ухудшение динамики автомобиля, при повышении температуры двигателя она не изменяется.
  3. Из выхлопной трубы чувствуется запах бензина.
  4. Характерный белый цвет выхлопа.
  5. На холостом ходу долгое время удерживаются высокие обороты коленвала.
  6. Рывки во время переключения скоростей.
  7. Двигатель работает нестабильно в любом режиме, независимо от нагрузки и скорости.


ДАД на Хендай Акцент и любом другом автомобиле является очень надежным и долговечным устройством, так как ломаться в нем практически нечему. Но при поломке он может либо полностью препятствовать работе двигателя, либо перевести его в аварийный режим. Датчик абсолютного давления может отказать по таким причинам:

  1. Имеется зазор между датчиком и входным штуцером – в результате этого подсасывается воздух.
  2. Внутри трубопроводов скапливаются загрязнения.
  3. Неисправность датчика температуры воздуха. Он работает вместе с ДАД.
  4. На Хендай Акцент ДАД установлен непосредственно на корпусе впускного коллектора. Но на некоторых автомобилях он монтируется при помощи гибкой трубки. И если она порвалась, появятся симптомы поломки.
  5. Неисправности внутри прибора – обрыв проводов, пробой полупроводников.
  6. Некачественные соединения проводов.

Диагностика прибора

Для проведения проверки ДАД Хендай Акцент необходимо воспользоваться одним из способов, представленных ниже. Первый – это установить какой-нибудь диагностический сканер, работающий по протоколу OBDII. Он покажет ошибку, поможет стереть ее после замены прибора. Но можно обойтись и без него, потребуется такой инструмент:

  1. Тахометр.
  2. Вольтметр.
  3. Вакуумный (обязательно вакуумный, от компрессоров не подойдет) манометр.
  4. Насос вакуумный.

На фото представлена схема соединений приборов и график линейной зависимости давления от напряжения.


Диагностика датчика абсолютного давления аналогового типа выглядит следующим образом:

  1. Нужно подключить переходник между ДД и коллектором к шлангу. К этому же переходнику подключить нужно вакуумный манометр.
  2. После запуска мотора нужно дать ему проработать на холостом ходу. Когда внутри коллектора разрежение составит 529 мм ртутного столба, необходимо проверить, нет ли на вакуумном шланге повреждений.
  3. Посмотрите на диафрагму ДАД Хендай Акцент – на ней тоже могут быть повреждения и дефекты.
  4. Снимите манометр и установите на его место насос. Создайте с его помощью разрежение в 55 мм рт. ст. Остановите насос и засеките время – если датчик исправен, то значение разрежения не изменится еще 25-30 секунд. Но если давление падает сразу же, либо не пропадает даже через полминуты, необходимо заменить датчик.
  1. Установите мультиметр в режим измерения напряжения.
  2. Включите зажигание и проверьте наличие питания на датчик – должно быть 5 Вольт.
  3. На сигнальном выходе напряжение должно быть равно половине питания – около 2,5 Вольт.
  4. Теперь нужен тахометр (прибор, измеряющий частоту вращения). Плюсовой провод прибора нужно соединить с сигнальным выводом, минусовой – с общим. Если датчик исправен, то на тахометре будут показания 4400..4850 об/мин.
  5. Подключите насос и создавайте разрежение. Если ДАД Хендай Акцент исправен, то давление будет изменяться вместе с оборотами.
  6. При остановке насоса обороты стабилизируются, значение должно быть 4400..4900 об/мин.


При любых отклонениях от указанных параметров нужно произвести замену неисправного элемента. Но можно самостоятельно восстановить датчик, для этого:

  1. Вскрыть корпус при помощи ножа.
  2. Очистить контакты от скопившейся грязи и пыли, ржавчины.
  3. После очистки ДАД Хендай Акцент залейте все герметиком и соберите устройство.
  4. Установите на автомобиль и проверьте, исправно ли работает система. Если не удалось отремонтировать, то, скорее всего, имеется поломка в тензорезисторах, устранить ее вряд ли получится.

На этом, пожалуй, можно окончить рассказ про абсолютного давления, устанавливаемый на Хендай Акцент с 16-тиклапанными моторами. Если у вас есть, что рассказать из собственной практики, оставляйте комментарии. И напоследок небольшое видео по диагностике Хендай Акцент:

Датчик абсолютного давления - это составная часть электронной системы управления двигателем. Именно он реагирует на малейшие изменения давлений во впускном тракте. руководствуясь показаниями данного датчика, обеспечивает нормальный запуск и работу двигателя внутреннего сгорания как в городских, так и загородных условиях.

Из чего состоит данная деталь?

Датчик (ВАЗ) состоит из нескольких деталей. К ним относится схема повторной обработки сигнала, преобразователь, который снабжён специальный чувствительным элементом, а также многие корпусные детали. Вообще, сам элемент очень надёжный, сломаться он может только в крайнем случае. Ниже мы рассмотрим те самые ситуации, из-за которых эта запчасть выходит из строя.

Датчик абсолютного давления во и его неисправности

В зависимости от того, каким образом работает электронная система управления двигателем (есть ли в ней или нет), данный элемент может прийти в непригодность по самым разным причинам, которые приводят к переключению режима работы ДВС на аварийный. В худшем случае из-за неисправностей данной детали мотор вовсе не заводится. Вообще, главным источником таких неприятностей является плохое соединение между датчиком и входным штуцером.

Нередко бывает так, что двигатель переходит в аварийный режим по причине закошенного трубопровода. Последняя запчасть имеет очень гибкую конструкцию. Поэтому, если датчик абсолютного давления сломался, внимательно проверьте состояние трубопровода.

Кроме этого, одной из причин неисправностей данной детали является сломанный Он сильно взаимосвязан с прибором абсолютного давления (оба могут быть объединены в одно целое), поэтому поломка может возникнуть сразу у двух деталей.

Реже всего бывают случаи, когда датчик абсолютного давления сам приходит в неисправность, причём все остальные детали электронного блока управления мотором продолжают функционировать. В таком случае необходимо отправить автомобиль на диагностику и проверить состояние данного элемента. Кстати, этот процесс можно сделать и без обращения на СТО. Достаточно подсоединить провод к штуцеру и далее при включенном двигателе контролировать выходной сигнал датчика.


Почему может возникнуть поломка?

Чаще всего неисправности данной запчасти возникают из-за разгерметизированного вакуумного шланга, который может быть либо не подключён к датчику МАП, либо просто повреждён. Ещё поломка может случиться из-за которое произошло в электронной цепи сигнала датчика. Кроме этого, проблема может оказаться в обрыве массы. И самая большая причина - это неисправность всего электронного блока управления двигателем. В таком случае нужно всё делать с помощью специалистов и ни в коем случае не ремонтировать систему своими руками (если, конечно, вы не опытный механик). Такое случается очень редко, но всё же риск поломки есть у каждого автомобиля.

Датчик абсолютного давления (ДАД) предназначен для преобразования давления во впускном трубопроводе, которое зависит от нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала, в электрическое напряжение.
При закрытой дроссельной заслонке напряжение сигнала ДАД низкое, а при открытой заслонке – высокое. По мере открытия дроссельной заслонки сигнал ДАД изменяется в противоположном направлении по сравнению с показаниями вакуумметра. ДАД используется также для измерения атмосферного давления при неработающем двигателе, что позволяет ЭБУ адаптировать алгоритмы управления к конкретной высоте над уровнем моря.

Где находится ДАД?

ДАД расположен на щитке моторного отсека, с левой стороны, рядом с корпусом вентилятора печки

Почему замерзает ДАД?

Очень часто зимой, когда мороз опускается ниже 25 градусов, у многих владельцев нексий возникают проблемы с датчиком абсолютного давления (ДАД). Конденсат, образующийся при перепадах температуры в трубке, идущей к ДАДу, попадал в этот самый датчик (либо замерзает в виде пробки в самой трубке), и тут начинаются проблемы с машиной.

Симптомы замерзшего ДАДа:

  • машина тяжело заводится, троит (порой даже двоит)
  • копоть из выхлопной трубы
  • "не едет", при резком нажатии на педаль газа захлебывается и глохнет

Лечится эта проблема полной просушкой трубки датчика и самого ДАДа, но это помогает лишь на время - до следующего скопления конденсата в трубке и ДАДе.

Как "лечится" проблема с образованием конденсата в ДАД?

  1. На трубке, идущей к ДАДу, устанавливается фильтр тонкой очистки (подойдет любой, даже от ВАЗа) - вся влага теперь скапливается в нем. Желательно располагать его в начале трубки, поближе к двигателю - это не даст возможности образоваться конденсату ДО фильтра
  2. Теплоизоляция трубки и самого ДАДа. Используя любой теплоизолировочный материал, изолируем саму трубку и ДАД
  3. Изменение места крепления ДАДа (на фото). Самый продуктивный метод. Во-первых, уменьшена длина трубки, идущей к ДАДу, что соответственно уменьшает шансы образования конденсата в самой трубке. Во-вторых, трубка не имеет "застойных" горизонтальных зон, т.е. даже если и конденсат будет образовываться в трубке, он будет стекать из нее. В третьих, теперь ДАД расположен в непосредственной близости от двигателя, и соответственно тепло, идущее от двигателя, уменьшает шансы образования конденсата
  4. Ну, а теперь пару слов о том, что же делать если все-таки в ДАДе образовался конденсат, а вы находитесь в пути. Отогреть ДАД от конденсата скорее всего не получится, на это нужно время и достаточное количество тепла. Решается вопрос довольно просто: глушим машину, отсоединяем разъем проводов, идущий к ДАДу, и заново заводим авто. Все проблемы тут же исчезают, вы можете спокойно двигаться к месту стоянки или ремонта. Компьютер (ЭБУ) начинает считать датчик неисправным, и перестает ориентироваться на его показания. Единственное неудобство - несколько вырастает расход топлива, но после того как вы отогреете ДАД и заново подключите его, все вернется на свои места

Указания к проверке

1. Когда двигатель работает на режиме холостого хода (4G13: 750 об/мин), то датчик показывает давление во впускном коллекторе 180-280 мм.рт.ст.

2. Если двигатель иногда глохнет, то попробуйте запустить двигатель и потрясти жгут проводов датчика барометрического давления во впускном коллекторе. Если после этого двигатель заглохнет, то, возможно, имеет место неполный контакт в разъеме датчика барометрического давления.

3. Если ускорение плохое (плохая приемистость) или двигатель внезапно глохнет, то, возможно, заблокирован вакуумный шланг между датчиком и впускным коллектором. 4. Если двигатель работает на режиме холостого хода, даже если сигнал датчика барометрического давления во впускном коллекторе неверен, то наиболее вероятно, что причиной является неисправность других элементов системы управления, а не датчика барометрического давления.

а) Неполное сгорание рабочей смеси в цилиндре. (Неисправность свечей зажигания, катушки зажигания, форсунок, нарушение компрессии и т.д.)

б) Воздух поступает во впускной коллектор через поврежденную прокладку, и т.д.

Проверка электропроводки

1. Отсоедините разъем датчика абсолютного давления во впускном коллекторе.

2. Проверьте цепь между выводом №3 разъема электропроводки датчика и «массой» на отсутствие обрыва.

3. Отсоедините разъем блока управления двигателем.

4. Проверьте отсутствие обрыва или короткого замыкания на «массу» в цепи между выводом №2 разъема электропроводки датчика и соответствующим выводом N270 разъема электропроводки блока управления двигателем.

5. Подсоедините разъем блока управления двигателем.

6. При включенном зажигании проверьте, что напряжение (питание) между выводом №2 разъема электропроводки датчика и «массой» соответствует напряжению 4,8 — 5,2 В.

7. Если в результате проверки напряжение не соответствует номинальному значению, то замените блок управления двигателем.

Читайте также:

  • Код № Р0845: Неисправность датчика Цепь датчика первичного давления Цветовая кодировка проводов В: Черный LG: Светло-зеленый G: Зеленый L: Синий W: Белый…
  • Код № Р0840: Неисправность датчика Цепь датчика вторичного давления Цветовая кодировка проводов В: Черный LG: Светло-зеленый BR: Коричневый О: Оранжевый G: Зеленый…
  • Код № Р0778: Неисправность…
  • Код № Р0745: Неисправность… ЦЕПЬ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КЛАПАНА ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ ECU вариатора определяет неисправность, выявляя отклонения в работе электромагнитного клапана регулировки…
  • Код № Р0868: Падение вторичного… ЦЕПЬ ДАТЧИКА ВТОРИЧНОГО ДАВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ ECU вариатора во время движения определяет падение вторичного давления. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ…


Публикации по теме