Порядок зажигания ваз 2101 карбюратор. Схема подключения системы зажигания

Если при движении авто вы слышите посторонние звуки, двигатель быстро перегревается, падает мощность авто и большой расход топлива, то это явные признаки некорректной работы системы зажигания.

На авто, у которых система зажигания контактная, можно выставить момент опережения своими руками, не используя для этого специальный прибор. Стробоскоп нужен в том случае, когда машина работает на двигателе с бесконтактной системой. Для того чтобы выставить зажигание на ВАЗ-2101, потребуется некоторый инструмент:

  1. Ключи рожковые или накидные на 13.
  2. Ключи для коленчатого вала.
  3. 12-вольтовая лампа (если таковой нет под рукой, ее можно сделать самостоятельно, используя лампочку, патрон и пару кусков провода).

Карбюраторные двигатели часто дают сбои в работе и в системе зажигания. Проявляется это в виде посторонних звуков из-под капота в момент, когда машина едет на четвертой передаче и ей пытаются добавить скорости. Это происходит из-за ранней детонации топлива.

Если не заняться устранением данной проблемы сразу, то в дальнейшем это может привести к:

  • проблемам со стартером;
  • вибрированию и тряске двигателя при сбавлении скорости или при глушении мотора;
  • «троению» мотора или провалам на малых оборотах.

Такие проблемы очень знакомы автовладельцам отечественных авто.

Появляется необходимость отрегулировать зажигание, чтобы искра возникала в тот момент, когда она нужна и не срабатывала детонация воздушно-топливной смеси раньше положенного срока.

Рассмотрим более детально, как на ВАЗ-2101 отрегулировать систему зажигания.

Опытные автовладельцы знают несколько способов регулировки зажигания. Самым простым считается открутить болт фиксирования трамблера и развернуть саму катушку в том направлении, в каком необходимо. Крутить его следует аккуратно и по часовой стрелке, если зажигание раннее и против, если позднее.

Этот метод считается самым простым и распространенным, выполняется он «наобум». Проще говоря, вы должны аккуратно провернуть трамблер, включить зажигание и попытаться завести «копейку». Если она завелась без проблем, без посторонних шумов и вибраций, значит, все хорошо и проблем нет. В тот момент, когда мотор глушится, посторонних шумов и вибраций также быть не должно.

Стоит учитывать, что машина на ходу может повести себя иначе. Поэтому после того, как вы отрегулировали и затянули болт фиксирования катушки, необходимо проверить результат на дороге. Нужно разогнать машину до 50 км в час и пытаться поддавать ей газу. Если детонации не случаются, значит все хорошо, в случае повторения проблемы, трамблер нужно снова слегка повернуть в противоположную сторону.

Важно знать, что подобные проблемы могут возникать из-за низкого качества топлива. Вдобавок приведенный метод не является точным, так как возникает необходимость попросту методом тыка регулировать зажигание. При этом страдает и стартер, и аккумулятор.

Метод регулировки при помощи лампочки

Любой опытный автовладелец знает еще один проверенный метод регулирования зажигания по лампочке. В принципе, действия будут такие же, как при первом методе, однако следует еще повращать так называемый храповик.


Шкив коленчатого вала имеет специальную отметку, которая должна совпадать с меткой на крышке газораспределительного механизма. Сперва выставляем метку на шкиве на 5 градусов. Далее проверочную лампочку присоединяем к «массе», а «плюс» соединяем с контактом под крышкой трамблера.

Включаем зажигание, корпус трамблера нужно вращать покуда лампочка не мигнет и зафиксировать этот момент. Далее нужно прикрутить гайку на 13 к закрепительному болту.

По мнению опытных автомехаников, данный метод с лампочкой самый действенный. При желании можно использовать стробоскоп.

Такие методы регулирования будут эффективны в случае правильного расположения фаз газораспределения. Это означает, что коленвал и распредвал установлены правильно.

Начиная работу по регулировке зажигания, необходимо обратить внимание на состояние свечей. Если на них нагар или накипь, их нужно почистить или заменить. Регулировка будет правильной и эффективной, если ее выполнять на разогретом двигателе. Состояние контактов также стоит проверить, потому как и они могут являться причиной сбоя.

В данной статье мы расскажем вам о замене обычного механического зажигания более современным решением - бесконтактным электронным зажиганием, использующим не обычные механизмы, а оптический фотоэлемент, который практически не требует обслуживания.

Покупка электронного зажигания

Перед покупкой БСЗ необходимо точно узнать объём двигателя вашего автомобиля. Эта информация потребуется продавцу, ведь от объёма зависит тип трамблера. Кроме того, нужно приобрести специальные свечи зажигания. Высокая мощность искры очень быстро выведет стандартные свечи из строя.


Последняя, но не маловажная покупка – комплект, в которых входят специальные провода для БСЗ. Их улучшенные характеристики позволят выстоять перед мощной искрой. Напомним, что в предыдущей статье мы рассматривали своими руками.

Установка бесконтактного электронного зажигания на ВАЗ 2101

1. Первым шагом является отсоединение старых проводом. После отсоединения снимите крышку трамблёра. Стартёр поможет вам выставить бегунов в правильное положение.


2. Основание трамблёра будет помечено пятью метка. Фломастером пометьте блок цилиндров в таком месте, к котором он бы совпадал с какой-нибудь отметкой на трамблёре, например, со средней. В будущем это позволит вам быстро попасть в необходимое положение угла опережения при установке нового оборудования.


3. Внимательно осмотрите катушку зажигания. Она может отличатся от старой, но если клеммы расположены в одних и тех же местах, и маркировка совпадает, то она подходит для вашего авто. Обеспечение надёжной «массы» можно добиться очистив поверхность элементов, прилегающих к катушке.


4. Установка блока управления зажиганием – это следующий шаг. Пожалуй, под левой фарой достаточно места, для установки. Прикрутите блок плотно к корпусу. Удостоверьтесь, что чёрный провод имеет плотное соединение с «массой».


5. После этого свободный конец пучка проводов помещается в трамблер, а тот в свою очередь устанавливается на место. После этого необходимо совместить ранее обозначенные фломастером места на корпусе трамблера и блоке цилиндров. Последним шагом является замена свечей зажигания.

Многим автовладельцам любопытно знать, как выставить зажигание на ВАЗ 2101. Ведь на этих довольно старых моторах часто приключаются проблемы с зажиганием. Такие же двигатели помимо «копейки», можно встретить и на других моделях Жигулей. Принцип выставления зажигания схож с такой работой на других моторах. Основное отличие это использование только контактной системы зажигания, бесконтактные версии не устанавливались на эту модель. В целом эта работа довольно простая, и никаких особых проблем не должна вызывать даже у начинающего механика.

Способы


Как выставить зажигание на ВАЗ 2101? Способов всего несколько. Для контактного зажигания существует 2 способа его настройки. Их использование во многом зависит от ваших навыков и наличия инструментов:

  • На слух, этот способ довольно сложный. Для него не требуется никаких специальных приборов, но при этом новичку далеко не всегда удается выставить зажигание с первого раза;
  • По лампочке, этот метод более простой. Для работы понадобится простейший тестер.
Как правило, большая часть поклонников отечественного автопрома использует первый способ, хотя второй намного точнее.



Признаки неисправности


Многие владельцы ВАЗ 2101, да и нескольких более новых моделей, знают ситуацию, когда автомобиль внезапно начинает лихорадить, двигатель троит и тарахтит как запорожец. При этом пропадает мощность, а потреблять бензин машина начинает как спорткар. Чаще всего причина в зажигании. Но перед тем как начинать работу с трамблером, нужно убедиться в качестве топлива. Иногда такое происходит по причине использования плохого бензина. Попробуйте заправиться на другой заправке.

Возможно, это поможет и проблема пропадет. Также, при сбитом зажигании наблюдаются хлопки (выстрелы). Бить может как в карбюратор, .

Проверка


Перед тем как проверять настройки трамблера, следует проверить работу остальных частей этой системы. Для начала выкручивают свечи. Их осматривают, они должны быть светло-коричневыми. Также желательно проверить на стенде. Или просто на двигателе. Для этого, на выкрученную свечу одевают высоковольтный провод, и кладут свечу на двигатель. Помощник немного крутит стартер, ваша задача оценить состояние искры.

Она должна быть бело-синей, если искра желтая или красная, то возможно проблема в свече или проводах. Также стоит проверить зазор на кулачках. После чего, включают зажигание и, отводя контакт в сторону с помощью отвертки, проверяют искру. Принцип оценки такой же, как и на свечах.



Выставление зажигания


Для начала нужно выставить двигатель по меткам. Для этого ключом на 36 поворачивают шкив коленвала по часовой стрелке. Нужно добиться совпадения метки на крышке привода ГРМ и средней метки на шкиве. Для большей надежности нужно проверить положение поршня в первом цилиндре. При отсутствии ключа вывести мотор можно с помощью колеса. Для этого поднимают на домкрате заднее колесо, включают четвертую передачу, и крутят колесо. Не забывайте контролировать положение меток. Он должен немного не доходить до верхней мертвой точки. Если все сходится, то можно приступать к выставлению зажигания. Как уже упоминалось делать это можно 2 способами:
  • Для выставления зажигания по слуху вам понадобится ключ на 13. Для начала обратите внимание на положение бегунка. При совпадении средней метки и ВМТ такта сжатия в первом цилиндре, он должен смотреть на первую свечу. Если не сходится, то следует открутить трамблер и переставить его, так как надо. После этого машина заводится и прогревается. Далее, аккуратно ослабив гайку крепления распределителя, для этого и нужен ключ на 13, поворачивают его в любую сторону. Добившись идеальной работы двигателя, закрепляют трамблер;
  • Для другого способа понадобится лампочка на 12 В и 2 провода подходящего сечения. К лампе присоединяют провода, все, простейший тестер готов. Далее нужно скинуть центральный провод с крышки трамблера. Включают зажигание, и ослабив крепление распределителя, поворачивают его по максимуму вправо. Тестер присоединяют одним концом к центральному выводу трамблера, другим к плюсу на аккумуляторе. Лампочка должна загореться. Нужно поворачивать распределитель до тех пор, пока она не потухнет. В таком положении и нужно закрепить трамблер.

На карбюраторных двигателях часто наблюдается разбалансировка и сбои в работе зажигания. Как это проявляется? Например, если вы едете на четвертой передаче и хотите еще прибавить скорости, то из под капота начинают раздаваться не очень приятные звуки. Это вызвано тем, что происходит ранняя детонация топлива, то есть свечи дают искру раньше, чем топливо смешивается с воздухом во впускном коллекторе.

Если не обратить внимание на эту проблему своевременно, то могут последовать и другие неприятные последствия:

  • проблемы со стартом;
  • тряска и вибрации двигателя при попытках уменьшить скорость или заглушить двигатель;
  • «троение» двигателя, провалы при работе на низких скоростях.

С этой проблемой сталкиваются водители отечественных автомобилей с карбюраторными двигателями — ВАЗ 2101-2107. Возникает необходимость выставить зажигание — регулировка момента зажигания, чтобы искра подавалась в нужный момент и не происходило преждевременных детонаций воздушно-топливной смеси.

Рассмотрим, как проводится регулировка момента зажигания на примере двигателя ВАЗ 2101 «Копейка».

Есть несколько способов выставить правильный момент зажигания, и самый простой из них — это открутить болт крепления трамблера (катушки зажигания) и повернуть корпус катушки буквально на несколько миллиметров в нужном направлении:

  • по часовой стрелке, если зажигание раннее;
  • против часовой, если позднее.

Это самый простой способ, который производится «методом тыка», то есть вы немного провернули трамблер — на один-два миллиметра — включите зажигание и попробуйте завести свою «Копейку». Если она заводится нормально, нет вибраций и посторонних шумов, значит все в порядке. Также не должно быть тряски двигателя и при попытке заглушить двигатель.

Однако, нужно помнить, что на скорости автомобиль может вести себя совсем по-другому. Поэтому, затянув болт крепления катушки, нужно проверить правильность регулировки где-нибудь на дороге. Выезжайте на трассу, наберите скорость до 40-50 км/час, постарайтесь поддать газу. Если нет детонаций — значит все отлично, если же детонации и вибрация присутствуют, значит нужно опять же немного повернуть трамблер в обратную сторону — «запознить» зажигание.

Стоит сказать, что такие проблемы могут появляться и при некачественном бензине. К тому же такой способ не самый точный, поскольку в буквальном смысле приходится «играться» с регулировками, гробя стартер и аккумулятор.

Еще один более надежный метод регулировки момента зажигания — регулировка по лампочке . Последовательность действий в принципе та же, также придется немного покрутить «храповик» — фигурный болт, который держит шкив коленчатого вала.

На шкиву коленчатого вала есть метка, которую нужно совместить с метками на крышке газораспределительного механизма, эти метки означают момент опережения зажигания — 10, 5 и 0 градусов. Для начала выставляем метку на шкиве на 5 градусов. Затем подключаем контрольную лампочку к «массе», а плюсовой провод к контакту под крышкой трамблера.

При включенном зажигании поворачиваем корпус трамблера до того момента, пока лампочка не мигнет, фиксируем этот момент, закрепив трамблер в таком положении и прикручиваем назад гайку на 13 к болту крепления.

По идее, как говорят опытные механики, это наиболее надежный способ. Для контроля можно также использовать стробоскоп или стенд с осциллоскопом.

Отдельно стоит сказать, что такие регулировки эффективны лишь в тех случаях, когда правильно выставлены фазы газораспределения, то есть коленвал и распредвал установлены в правильных положениях. Также, перед началом регулировки момента зажигания стоит проверить состояние свечей — нет ли на них нагара, накипи. Если есть, то все возможно, что проблемы кроются в свечах и их нужно заменить. Кроме того, регулировку нужно проводить на прогретом двигателе, то есть дайте ему немного остыть и принимайтесь за работу. Контактная группа прерывателя также отвечает за проблемы с зажиганием, поэтому нужно проверить состояние контактов.

Система зажигания автомобилей ВАЗ2101-ВАЗ2103, распределитель зажигания

Устройство

В систему зажигания входят: катушка зажигания, распределитель зажигания, провода низкого и высокого напряжения и свечи зажигания.

Порядок зажигания в цилиндрах-1-3-4-2. Установочный первичный угол опережения зажигания составляет 5-7° (3-5° для автомобилей BA3-2103 выпуска с ноября 1973 г.).

Схема системы зажигания состоит из двух цепей (рис. 299): 1

Цепи низкого напряжения или первичной цепи, в которую входят источник электроэнергии, включатель зажигания, конденсатор, первичная обмотка катушки зажигания и прерыватель распределителя зажигания;

Цепи высокого напряжения или вторичной цепи, в которую входят вторичная обмотка катушки зажигания, ротор с встроенным подавительным резистором, крышка распределителя зажигания с центральным контактным угольком, провода высокого напряжения и свечи зажигания.

Распределитель зажигания. До 1973 г. на автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 применялся распределитель зажигания Р125. В 1973 г. стал применяться унифицированный распределитель зажигания Р125, предназначенный для установки на автомобили ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Он отличался от устанавливаемого ранее характеристикой регулятора опережения зажигания и размерами хвостовика валика (рис. 300,6). С 1974 г. на автомобиль BA3-2103 устанавливается распределитель зажигания Р125-Б, а на все остальные автомобили- прежний, не унифицированный распределитель зажигания Р125. Распределитель зажигания Р125-Б имеет такую же характеристику регулятора опережения зажигания, как унифицированный Р125, но другие размеры хвостовика валика (рис. 300, в).

Рис. 299. Электрическая схема системы зажигания: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - включатель зажигания; 4 - катушка зажигания; 5 - свечи зажигания; 6 - прерыватель; 7 - распределитель; 8 - конденсатор Обозначение цвета проводов. Кор - коричневый; Ч - черный; ГЧ - голубой с черной полосой


Рис. 300. Хвостовики валиков рас пределителей зажигания- Р125; б - унифицированного Р125 в - P12c "

Распределить зажигания включает в себя следующие приборы:

Прерыватель цепи низкого напряжения, октан-корректор, центробежный регулятор угла опережения зажигания, конденсатор, распределитель тока высокого напряжения.

Распределитель зажигания устанавливается в верхней левой передней части двигателя, крепится специальной пластиной 6 (рис. 301), прижимающей фланец корпуса к верхней плоскости блока цилиндров, и приводится во вращение от шестерни привода масляного насоса, имеющей отверстие со шлицами, в которое вставляется хвостовик валика распределителя.

В корпус 4 (рис. 302) запрессована металлокерамическая втулка 19, в которой вращается валик 1. Втулка смазывается через войлочный фитиль (фильц) от масленки 29. Сверху корпус закрыт пластмассовой крышкой 16, под которой находятся основные части распределителя зажигания.

Прерыватель служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения и состоит из кулачка 8 с четырьмя выступами и стойки 22 с контактами 27, которые кулачок размыкает при вращении. Кулачок смазывается войлочным фильцем 20, пропитанным маслом. К стойке приклепана ось, на которой на текстолитовой втулке установлен рычажок 24 с контактом, прижатый пластинчатой пружиной 23 к контакту стойки. К рычажку прикреплена текстолитовая колодка, соприкасающаяся с выступами кулачка.

Стойка 22 закреплена двумя винтами 21 и 25 на подвижной пластине 7 прерывателя. Нижний конец оси рычажка входит в отверстие подвижной пластины, поэтому при регулировке зазора между контактами стойку можно поворачивать вокруг оси, предварительно ослабив винты крепления.

Октан-корректор позволяет вручную в небольших пределах регулировать угол опережения зажигания. Это может потребоваться после заправки автомобиля, так как бензины одной марки, но изготовленные на разных заводах,могут немного отличаться своими

Характеристиками. Тяга 5 октан-корректора одним концом крепится к оси 6, приклепанной к подвижной пластине, а другим - к оси эксцентрика 18. На эксцентрике имеются деления. Каждое деление соответствует изменению угла опережения зажигания на Г по коленчатому валу. При вращении эксцентрика тяга 5 передвигается, поворачивая подвижную пластину со стойкой 22 относительно валика распределителя.

Если вращать эксцентрик в направлении стрелки < + >, угол опережения зажигания будет увеличиваться, а в направлении стрелки <-> - уменьшаться. В положении нормального начального угла опережения зажигания (5-7° или 3-5° для автомобилей BA3-2103 выпуска с ноября 1973 г.) регулировочная метка должна совпадать с нулем шкалы эксцентрика.

Центробежный регулятор опережения зажигания автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Это обеспечивается тем, что втулка кулачка 2 (рис. 303) связана с валиком 1 не жестко, а через грузики 6 и пружины 4 и может поворачиваться грузиками на 15- 15,5° относительно валика.

При работе двигателя грузики под действием центробежных сил расходятся, упираются своими выступами в пластину 5 и, преодолевая сопротивление пружин, поворачивают пластину 3 (а следовательно, кулачок 2) по часовой стрелке относительно валика распределителя, увеличивая угол опережения зажигания.

Рис. 301. Общий вид распределителя зажигания, установленного на двигателе: 1 - крышка; 2 - октан-корректор; 3 - отверстие для смазки; 4 - конденсатор; 5 - гайка крепления пластины; 6 - пластина крепления распределителя

Рис. 302. Распределитель зажигания Р125: 1 - валик; 2 - маслоотражательная муфта; 3 - шпилька; 4 - корпус; 5 - тяга; 6 - ось; 7 - подвижная пластина прерывателя; 8 - кулачок прерывателя; 9 - ведомая пластина; 10 - ведущая пластина; Н - ротор; 12 - центральный угольный электрод; 13 - вывод центрального электрода; 14 - резистор; 15 - боковой электрод; 16 - крышка; 17 - грузик; 18 - эксцентрик октан-корректора; 19 - втулка валика; 20 - фильц; 21 и 25 - винты крепления стойки с контактами прерывателя; 22 _ стойка с контактами прерывателя; 23 - пружина рычажка; 24 - рычажок; 26 - паз для регулировки положения стойки; 27 - контакты прерывателя; 28 - гайка крепления наконечника провода низкого напряжения; 29 - масленка валика


Рис. 303. Работа регулятора опережения зажигания: а - на холостом ходу двигателя; б - при максимальной частоте вращения валика

Рис. 304. Катушка зажигания Б117-А: 1 - наружный магнитопровод; 2 и 5 - прокладки; 3 - вторичная обмотка: 4 - первичная обмотка; 6 - вывод конца первичной обмотки; 7 -крышка; 8 - вывод высокого напряжения; 9 - контактный винт; 10 - вывод <+Б>; 11 - корпус; 12- пружина; 13 - кронштейн крепления катушки; 14 - сердечник; 15 - изолятор

Чем выше частота вращения валика, тем сильнее грузики расходятся в стороны, поворачивая на больший угол кулачок 2.

Пружины, стягивающие пластины 5 и 3, отличаются числом витков, диаметром проволоки и длиной. Пружина, имеющая большую упругость, установлена с небольшим натяжением и не дает грузикам расходиться при небольших частотах вращения коленчатого вала двигателя. Регулятор вступает в работу при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1000 об/мин, когда центробежная сила грузиков начинает преодолевать сопротивление этой пружины. При более высоких частотах вращения коленчатого вала вступает в действие вторая пружина, более жесткая, установленная на осях свободно. Это обеспечивает необходимое изменение угла опережения зажигания на разных частотах вращения коленчатого вала двигателя.

Распределитель состоит из ротора 11 (см. рис. 302) и электродов, установленных в пластмассовой крышке 16. Пластмассовый.ротор закреплен двумя винтами на пластине 9 регулятора опережения зажигания. Ротор крепится в определенном положении. Это обеспечивают квадратное и круглое отверстия в пластине 9, в которые входят такого же сечения выступы ротора. На роторе приклепаны центральный и наружный контакты, между которыми в углублении находится резистор 14 сопротивлением 5000-6000 Ом, предназначенный для подавления радиопомех.

В центральный контакт ротора упирается подпружиненный угольный электрод 12, передающий импульсы высокого напряжения от катушки зажигания к ротору. При вращении ротора эти импульсы передаются от наружного контакта ротора к боковым электродам 15, залитым в крышке и, далее, к свечам зажигания. Конденсатор 4 (см. рис. 301) емкостью 0,20-0,25 мкФ, закрепленный на корпусе, предназначен для уменьшения искрения между контактами прерывателя и для увеличения э. д. е., индуктируемой во вторичной обмотке катушки зажигания.

Катушка зажигания служит для преобразования прерывистого тока низкого напряжения (12В) в ток высокого напряжения (11-20 кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечи зажигания. Она устанавливается в отсеке двигателя и крепится на двух болтах, приваренных к нижней части брызговика левого колеса. На автомобилях может устанавливаться катушка зажигания типа Б117-А (рис. 304) отечественного производства или Б 117 производства НРБ. Характеристики этих катушек одинаковые, а различия касаются только мелких элементов конструкции. Катушка представляет собой трансформатор на железном сердечнике 14 и кольцевом наружном магнитопроводе 1. Сердечник находится в картонном каркасе, на котором намотана вторичная обмотка 3, а поверх нее первичная обмотка 4. Обмотки вместе с магнитопроводом и сердечником помещены в цельнотянутый алюминиевый корпус 11 и залиты трансформаторным маслом.

Сверху корпус катушки закрыт пластмассовой крышкой 7, буртик которой завальцован в корпусе и уплотнен прокладкой 5 из маслобензостойкой резины. К залитым в крышке выводам присоединяются концы проводов обмоток. К выводу 10, имеющему маркировку < + Б>, припаяны начало первичной и конец вторичной обмоток, а к выводу 6 (без маркировки) припаян конец первичной обмотки. Начало вторичной обмотки соединено с пластинами сердечника и далее через пружину 12 и винт 9 с выводом 8 провода высокого напряжения. Винт 9 заворачивается в крышку и уплотняется резиновой шайбой.



Публикации по теме