Точечный массаж для детей разного возраста. Точечный расслабляющий массаж для детей


Игровой массаж проводят с помощь игрушек и посторонних предметов. При этом обязательно используют стихотворное или музыкальное сопровождение. Такие массажи способствуют развитию сенсорной системы. Малыш реагирует на тембр голоса, звуки, шумы, мелодию, ритм, силу прикосновения, направление движения, характер прикосновения и структуру материала.


Животные (самомассаж пальцев круговыми движениями) Дети любят всех зверей: Птиц, и ящериц, и змей, Пеликанов, журавлей, Бегемотов, соболей, Голубей и глухарей, И клестов и снегирей. Любят горного козла, Обезьянку и осла, Дикобраза и ежа, Черепаху и ужа.


Упражнения с мячом-ёжиком самомассаж рук с мячом-ежиком) Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук.


Упражнение с ковриком На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!»-им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать.


Горох (Самомассаж с использованием сухого бассейна) В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. Фасоль (Самомассаж с использованием сухого бассейна) В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, Мы их затянем без затей.




Точечный массаж Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа. Наиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ.


Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки – как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.



Зона 3 - на передней поверхности шеи. связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. Массаж этой точки улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов.


Зона 5 - впадина между остистыми и поперечными отростками 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное - с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.


Зона 6 - область носа и гайморовых пазух. связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит.


Зона 7 - область начала роста бровей (чуть ниже). связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие.



Вот как рекомендуется проводить Утро, вы только что проснулись. Потрите сразу же ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь – можно приступать к массажу. Начинайте в соответствии с нумерацией точек – первая, вторая и так далее. Кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи в зоне нужной точки до появления незначительной болезненности. Затем делайте девять вращательных движений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность воздействия на каждую точку – не менее 18–20 секунд. Интенсивность воздействия постепенно


Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе: делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней поверхности шеи к передней, одновременно двумя руками. Заодно проделайте разогревающие движения по верхней части груди: ладонью правой руки от левого плеча к правой подмышке и левой – от правого плеча к левой подмышке. Другие симметричные зоны – точки шесть, семь и восемь – массируйте тоже одновременно обеими руками. В общей сложности на процедуру у вас уйдет не больше десяти минут.


Если вы обнаружили у ребенка, которому Вы делаете массаж, точки с повышенной или резко пониженной болевой чувствительностью – это сигнал о неблагополучии в организме. Значит, эти точки нужно дополнительно массировать через каждые сорок минут до полной нормализации чувствительности.


Лучше всего точечный массаж делать не только по утрам, но еще днем (если есть такая возможность) и вечером, то есть не реже чем через каждые пять- шесть часов. Утром для быстрой активизации организма нужно оказывать более сильное давление на кожу. Перед сном воздействие осуществляйте легкими, спокойными, неинтенсивными движениями, и хорошо бы в сочетании с дыхательной гимнастикой. Кстати, такой массаж в вечернее время прекрасно подготавливает ко сну.


Дыхательная гимнастика Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха


Рекомендации по проведению Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его; Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда; Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения; Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.


Методики дыхания Системы трехфазного дыхания Л.Кофлера Парадоксальная гимнастика А.Стрельниковой Метод волевой ликвидации глубокого дыхания К.Бутейко Метод задержки дыхания Ю.Буланова Рыдающее дыхание Вилунаса Метод Чарльза Дыхательная гимнастика йогов и другие


Дыхательная гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой, способствует: повышению двигательной активности, подвижности тела; ликвидации венозного полнокровия в органах грудной и брюшной полостей; обеспечению вентиляции легких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости; тренировке и стимуляции отдельных мышц и их групп, необходимых для сужения проходов в различных органах и системах – дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, половых органах, кровеносных и лимфатических сосудах, органах зрения;


Правила выполнения Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно Вдох делается одновременно с движениями.. Счет в гимнастике Стрельниковой – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух. Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага. Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.


Важно! При плохом самочувствии, слабости или обострении заболевания гимнастику необходимо делать сидя или лежа. Начинать выполнение упражнений можно с 2–8 вдохов-движений, отдыхая в перерывах между ними 1–3 с и более в зависимости от состояния организма. Чем хуже самочувствие, тем чаще следует повторять небольшое количество упражнений, увеличивая их по мере улучшения состояния и переходя к выполнению из положения лежа в положение сидя, из положения сидя в положение стоя.


Методика проведения Рекомендуется делать за один урок весь комплекс упражнений, но не несколько «сотен» одного упражнения. Заниматься следует утром и вечером по 30 мин. При плохом самочувствии можно делать гимнастику несколько раз в день, сократив время выполнения. На одно занятие дыхательной гимнастикой должно уходить не более 30 мин. Гимнастику следует делать 2 раза в день: утром и вечером за 30 мин до еды или через 1–1, 5 ч после еды. При недостатке времени можно делать весь комплекс дыхательной гимнастики не по три «тридцатки» (одной «сотне»), а по одной (32 вдоха-движения) каждого упражнения. Начинать рекомендуется с упражнения «Ладошки» и заканчивать упражнением «Шаги». Общее время проведения гимнастики в таком случае составляет 6–7 мин.


Методика проведения При выполнении упражнений считать мысленно только по 8. Если ритм сбивается, можно отдыхать 3–5 с после каждых 8 вдохов-движений. Возраст для занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой не ограничен. Упражнения можно выполнять как детям с 3–4 лет, так и пожилым людям. Курс лечения дыхательной гимнастикой обычно составляет около 1 мес при ежедневном выполнении упражнений. При достижении результата при лечении какого-либо заболевания не рекомендуется бросать занятия гимнастикой, только в этом случае гарантирован как терапевтический, так и профилактический эффект.




Упражнение «Ладошки» Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.


Упражнение «Погончики» Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются. Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить.


Упражнение «Насос» Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона.




Упражнение «Обхвати плечи» Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест.


Упражнение «Повороты головы» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох носом. Затем сразу же повернуть голову влево, опять сделать короткий шумный вдох. При выполнении упражнения посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох делать коротким.


Упражнение «Ушки» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом.


Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник») Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.


Упражнение «Перекаты» Исходное положение: встать таким образом, чтобы правая нога была впереди, а левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела распределить на обе ноги. Перенести тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу, левая при этом согнута в колене и отставлена назад на носок для равновесия (на нее не опираться). Выполнить легкое танцевальное приседание на правой ноге – шумный короткий вдох. Затем правое колено выпрямить и перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу.


Упражнение «Передний шаг» (рок-н-ролл) Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх на уровень живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент сделать легкое танцевальное приседание – короткий шумный вдох носом.


Упражнение «Задний шаг» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Отвести согнутую в колене правую ногу назад, как бы ударяя себя пяткой по ягодице. На левой ноге в этот момент слегка присесть, одновременно шумно вдыхая носом. Затем обе ноги на одно мгновение вернуть в исходное положение – выдох уходит сразу же после каждого вдоха.

Новорожденный ребенок, несмотря на кажущуюся слабость, уже обладает мощной защитой от различных вирусов. Защиту эту он получил от матери в виде антител. Мощный приток здоровья осуществляется через грудное вскармливание, поэтому в первые месяцы жизни малыши редко болеют простудными заболеваниями. Но наступает пора становления собственной иммунной системы, и вот тут важно позаботиться, чтобы методы оздоровления были наиболее эффективными для вашего ребенка.


Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа. Наиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ.


Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки - как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.


Прежде чем приступить к точечному массажу по данной методике, ответьте на эти вопросы:


1. Хватит ли у вас терпения ежедневно, на протяжении долгих месяцев делать этот массаж своему ребенку?


2. Всегда ли вы найдете для этого время ?


Если хоть один из вопросов заставил вас призадуматься, значит, этот метод не для вас. Да, результаты его применения просто поразительные: массаж помогает вылечить многие болезни, ребенок просто перестает болеть, становится значительно спокойнее, лучше спит и ест, быстрее развивается физически. Но метод действует только при регулярном применении. Если вы будете то начинать, то бросать, только дезорганизуете иммунную систему малыша. Точечный массаж должен войти в привычку, как, например, умывание по утрам.


Если же на все вопросы вы без колебания ответили «да», то ваша решимость всерьез заняться развитием вашего малыша вызывает уважение. Вам остается только изучить приемы и прочитать рекомендации А.А.Уманской.







Точка 1 - область всей грудины, которая связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.


Точка 2 - связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма.


Точка 3 - связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. Массаж этой точки улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов.


Точка 4 - связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.


Точка 5 - расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное - с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.


Точка 6 - связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит.


Точка 7 - связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие.


Точка 8 - массаж этой точки, расположенной в районе ушных козелков, положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.


Точка 9 - массаж этой зоны на кистях рук нормализует многие функции организма, т.к. руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий связаны со всеми вышеперечисленными точками.

МЕТОДИКА

Как воздействовать на биоактивные точки


Надавите на кожу подушечками одного или нескольких пальцев. Более слабое воздействие - для профилактических целей, максимальное - в лечебных. Затем сделайте вращательные (как бы ввинчивая шуруп) движения - 9 раз влево, и столько же вправо - и переходите к следующей зоне. Можно начать считать «раз и два, раз и два»- это именно тот диапазон, в котором работает наша вегетативная нервная система.


Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого одновременно двумя руками делают растирающие движения пальцами (всегда сверху вниз!) от задней к передней поверхности шеи.


Другие симметричные зоны (6, 7, 8) тоже массируйте одновременно.


Порядок воздействия


Воздействовать на биозоны надо в определенном порядке . Всегда начинайте с зоны 1, после чего последовательно переходите к зонам 2, 3 и т.д. Менять их местами нельзя, иначе эффект от ваших занятий будет неполным. Каждая система организма должна своевременно «включиться» для того, чтобы воздействовать на остальные органы и системы.


Наиболее проблемные зоны надо массировать чаще. Для того, чтобы их обнаружить, проведите обследование тела малыша: Осторожно, очень нежно нажмите области грудины, шеи, лица. позвоночника, ягодиц, рук и ног ребенка. Если ребенок никак не реагирует на прикосновения, то есть ведет себя как обычно, спокойно, тогда можно предположить, что в этой области все в порядке. Если же ребенок плачет, старается увернуться, то не нужно прилагать усилий. Достаточно легко дотрагиваться до той или иной зоны, чтобы понять, действительно ли она более чувствительна, чем соседние. Тогда особое внимание при массаже - ей, пока по реакции малыша не поймете, что боль прошла.



  • Перед тем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо немного подготовиться: остричь ногти, вымыть тщательно руки, смазать питательным кремом и согреть их.

  • Прежде чем применить методику к вашему малышу, попробуйте ее сначала на себе.

  • Начать точечный массаж можно уже на 3-й день после рождения. По мере роста ребенка вовлекайте его в участие в процедуре. Уже с 3-месячного возраста прикладывайте детские пальчики к биозонам на грудке, шейке, возле носика, ушек и вместе массируйте их, считайте вслух. Если следовать этой рекомендации, малыш уже в 7-8 месяцев сможет воздействовать на свои биозоны самостоятельно! Начать массаж никогда не поздно, и если ваш ребенок подрос, одновременно с массажем читайте ему стихотворение, которое сочинила Алла Алексеевна. Такое сопровождение сделает процедуру увлекательной игрой.






На лесной опушке
Собрались зверушки.
Кошка всем на удивленье
Написала объявление:


"Что такое вирус гриппа,
Как сберечься от бронхита
Приходи и стар и мал!
Всем урок здоровья дам!"


Прилетели тут сороки
Затрещали белобоки.
А одна сидит, молчит:
Горлышко ее болит.


Заревел медведь в берлоге.
Стар он стал. Ворчит в тревоге:
"Что там кошка может дать?"
Но боится опоздать.


Вот пришла лиса с лисенком,
Еж с ежихою, крот с кротенком.
Приползла едва лягушка:
Так болит сегодня ушко!


Нос не дышит у слоненка.
Кашель мучает мышонка.
Ломит тело у моржа.
Болят ноги у ежа.


"Научи нас, тетя кошка,
Помоги нам хоть немножко!"
Кошка вывела котят,
Посадила чинно в ряд.


Спину выгнула дугой
И тряхнула головой.


Расскажу я вам, зверята,
Как ведут себя котята,
Чтоб не киснуть, не болеть,
А весь день играть и петь.


Все мы знаем, как полезно
Бегать, прыгать и нырять,
Кувыркаться, обливаться
И под солнцем загорать.


Почему же в самом деле
Летом мы лежим в постели?
Нос не дышит, ломит тело,
Кашель душит то и дело,


Голова болит и ушки,
И не радуют игрушки
И пирожное "безе".
Одолела нас простуда
Под названьем ОРЗ.


И летят, летят недели,
Ну а мы лежим в постели
Потому что, к сожаленью,
Появилось осложненье.


В сердце шум, в суставах боли,
Тут заплачешь поневоле.
Что такое ОРЗ?
Знают, видимо, не все.


В нашем мире царство есть,
Жителей его не счесть:
На земле и там и тут
Вирусами их зовут.


И опасны, и коварны,
И невидимы они,
Очень маленьки, но всюду:
На земле и под водой,


В небесах, за облаками,
У тебя и твоей мамы,
И у тети, и у дяди,
И у деда с бородой.


Ежедневный, ежечасный,
Очень страшный и опасный
С ним идет незримый бой.


Кто же с вирусом воюет,
Кто здоровье сторожит
День-деньской и ночь не спит?


Будь любезна, тетя кошка,
Расскажи нам хоть немножко
Это что ж за сторожа,
Что они в нас сторожат?


Не легко вам отвечать.
Чтобы правильно понять,
Надо с азбуки начать,
А ее, как говорится,
Надо всем нам создавать.


Чтобы каждый мог учиться,
Быть здоровым, не болеть,
Надо этого, зверята,
Очень сильно захотеть.


Но продолжим наш урок!
Сядь-ка ближе, мой дружок
Вы представьте, наше тело - Это целая страна.


Состоит оно из клеток.
Клетки — это города.
Каждый город сторожит
Клетка крови — лимфоцит.


И у каждой, мой дружок,
Есть на коже свой звонок!


Организм наш очень сложный,
Надо быть с ним осторожным.
Если с детства ты ленив,
Много ешь, весь день сонлив,


Редко делаешь зарядку,
Организм твой не в порядке.


Лимфоцит твой чуть живой:
Полусонный и больной
Охраняет город свой.
Ну, какой он часовой?


Спит на службе день-деньской!


Страшный вирус в клетку входит,
Все владения обходит.
Видит, все тут мирно спят,
Можно строить вирусят.


Сотни, тысячи, миллион.
Вот и снова он силен.
Собирает свою рать,
Начинает воевать.


Потому-то очень важно
С ним борьбу вести отважно,
Чтоб на киснуть, не болеть,
Жить, любить, плясать и петь,


Кувыркаться, обливаться
И под солнцем загорать.
Всю неделю маме с папой
По хозяйству помогать!


Но ворчат уже зверята:
"Говоришь ты непонятно".
И волнуется медведь:
"Научи, как не болеть!".


Мы все разные, но все же
Есть у нас одно и то же.
Есть глаза, и рот, и уши.
Помолчи, сорока, слушай!


Чтобы вирус побеждать,
Надо с детства твердо знать:
Если клетка заболела,
Шлет она сигналы смело.


И на коже от звоночков
Появляются кружочки.
Если надавить кружочек,
Боль появится, дружочек!


Ты не бойся, не зевай,
Клеткам быстро помогай!


Удивляются зверята:
"Это как же так, ребята?
Как могу себе помочь?
Как прогнать болезни прочь?"


Вы не хотите болеть никогда?
Отвечают зверята: "Да, да, да! "


Только обязательно
Слушайте внимательно.
Я открою вам секрет:
Сложного в учебе нет.


Кашель, насморк и отит
Лечит пальчик-Айболит.
Лисоньки и зайчики,
Приготовьте пальчики!


Ищем пальчиком кружочек,
Нажимаем на звоночек,
Девять раз вращаем влево,
Выгоняем вирус смело.


Девять раз вращаем вправо,
Удирает вирус! Браво!
Раз, два, три, да раз, два, три — Прочь бегут от нас враги.


Только обязательно
Делать все старательно.


Этот пальчик-Айболит
Нас излечит, исцелит
От бронхита, трахеита,
Ларингита и ринита.


Здесь от кашля, здесь от боли.
Дышит нос слоненка Коли.
Ушки слышат, ножки пляшут.
Хорошо зверятам нашим!


Дружно, весело живут,
Песни звонкие поют.


Проверяй все по порядку,
Делай сам массаж-зарядку


Не болит кружочек твой,
Веселись, пляши и пой.
Солнце, воздух и вода,
Пальчик твой — твои друзья.


Утром, вечером и днем
Нужно помнить об одном:
Если делаешь массаж,
На посту всегда твой страж.


Первый начался урок.
Дайте, дети, только срок.
Соберемся, знаю я,
на второй урок, друзья.

Подготовила Арина Митрофанова

Уважаемые читатели!



Утро, вы только что проснулись. Потрите сразу же ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь - можно приступать к массажу. Начинайте в соответствии с нумерацией точек - первая, вторая и так далее. Массаж выполняется таким образом: кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи в зоне нужной точки до появления незначительной болезненности. Затем делайте девять вращательных движений по часовой стрелке и девять - против. Продолжительность воздействия на каждую точку - не менее 18-20 секунд. Интенсивность воздействия постепенно увеличивайте.

Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе: делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней поверхности шеи к передней, одновременно двумя руками. Это, в частности, активизирует работу щитовидной железы, что является важным моментом: сегодня на наш организм - впрочем, как и на детский - из-за катастрофически ухудшающейся экологической обстановки ложится непомерная тяжесть, нагрузки возрастают, и для того чтобы противостоять им, нужно, чтобы лучше функционировала именно щитовидная железа.

Заодно проделайте разогревающие движения по верхней части груди: ладонью правой руки от левого плеча к правой подмышке и левой - от правого плеча к левой подмышке. Другие симметричные зоны - точки шесть, семь и восемь - массируйте тоже одновременно обеими руками.

Сделали массаж себе - принимайтесь за сына или дочку. В общей сложности на две процедуры у вас уйдет не больше пятнадцати-двадцати минут, а пользу принесете себе и ребенку большую: хорошо размяв эти участки тела, вы таким образом быстро мобилизуете защитные силы организма.

Если вы обнаружили у себя или у ребенка точки с повышенной или резко пониженной болевой чувствительностью - это сигнал о неблагополучии в организме. Например, если подобное проявилось при массаже точки 1 - возможны «поломки» в системе кроветворения, а также воспаления трахеи и бронхов; если в области второй зоны - у вас непорядок с иммунитетом, и так далее. Значит, эти точки нужно дополнительно массировать через каждые сорок минут до полной нормализации чувствительности.

Лучше всего точечный массаж делать не только по утрам, но еще днем (если есть такая возможность) и вечером, то есть не реже чем через каждые пять-шесть часов. Утром для быстрой активизации организма нужно оказывать более сильное давление на кожу. Перед сном воздействие осуществляйте легкими, спокойными, неинтенсивными движениями, и хорошо бы в сочетании с дыхательной гимнастикой. Кстати, такой массаж в вечернее время прекрасно подготавливает ребенка ко сну.

Очень важный совет: если, например, в семье есть больные гриппом или произошел случайный контакт с гриппозным больным на улице, в транспорте, в гостях, необходимо количество сеансов массажа увеличить - проводить их через каждые два-три часа. Это значительно повышает иммунитет, и, следовательно, намного меньше вероятность, что ваш ребенок и вы сами заболеете.

Точечный массаж противопоказан только тогда, когда в области зон массажа есть гнойничковые поражения кожи, а также родинки, бородавки, новообразования.

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения. Но при этом надо всегда помнить заповедь Гиппократа

«Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми. Процесс самомассажа не должен причинять болевых ощущений, не быть утомительным, должен вызывать у детей положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.

Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж используется в основном для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица.

Выполняется такой массаж путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Нужно научить детей при выполнении точечного массажа не давить со всех сил на активные точки, а нажимать легонько, аккуратно.

Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект.

«Неболейка»

(приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны)

Точечный самомассаж лица для детей

  1. Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.
  2. Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.
  3. Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.
  4. Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.
  5. Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самомассаж и точечный массаж для дошкольников

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения. Но при этом надо всегда помнить заповедь Гиппократа

«Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми. Процесс самомассажа не должен причинять болевых ощущений, не быть утомительным, должен вызывать у детей положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.

Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж используется в основном для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица.

Выполняется такой массаж путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Нужно научить детей при выполнении точечного массажа не давить со всех сил на активные точки, а нажимать легонько, аккуратно.

Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект.

«Неболейка»

(Массаж для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(поглаживают шею ладонями сверху в низ)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательными пальцами растирают крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны)

«Вилку» пальчиками сделай и массируй уши смело

(раздвинуть указательный и средний пальцы и массировать ушную зону)

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна .

(потираем ладошки друг о друга)

Точечный самомассаж лица для детей

  1. Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.
  2. Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.
  3. Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.
  4. Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.
  5. Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.

Точечный массаж для детей - это комплекс мануальных мероприятий, направленных на прямую активизацию «жизненных» точек организма для улучшения работы опорно-двигательного аппарата и отдельных органов организма ребенка.

Технология точечного массажа известна еще с древнейших времён - её использовали античные и китайские лекари. Основной принцип здесь - воздействие на определённые точки на теле, отвечающие за работу органов и целых систем.

Альтернатива классическому лечению

Точечный массаж для детей относится к нетрадиционной медицине и подразумевает безлекарственные формы борьбы с недугами и профилактику разнообразных заболеваний. Корни техники зародились в Древнейшем Китае и основаны на учении об энергии Ци - основополагающей силе всего живого.

Первые трактаты, в которых описывалась данная технология, датированы 2000-ными годами до нашей эры. Древние лекари верили, что на энергетический поток можно воздействовать напрямую, активизируя отдельные точки на поверхности тела.

Современные альтернативные исследования показывают, что все описанные 365 точек, описываемых в манускриптах, в действительности обладают рядом особенностей, в частности высоким электропотенциалом, чувствительностью, температурой, а также малым электрокожным сопротивлением и увеличенным поглощением кислорода, эпителием.

Для чего нужен?

Утверждают, что регулярный массаж специфических точек заряжает чадо положительной энергетикой, повышает иммунитет, а также помогает преодолеть проблемы с отдельными органами, а также системами, в том числа опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и т. д.

Кроме этого, точечный массаж помогает нормализовать работу всего организма, а также является комплексным альтернативным средством профилактики разнообразных болезней.

Естественно, полностью владеть технологией такого массажа и знать абсолютно все энергетические точки, может только профессиональный массажист, однако в домашних условиях можно освоить самые простые упражнения, не требующие особых знаний и специализации.

Как делать точечный массаж?

Прежде чем начинать основные мероприятия, следует знать о противопоказаниях: ребенку нельзя делать точечный массаж, если у него повышена температура, повреждена кожа либо в массажной зоне расположены доброкачественные или злокачественные образования - прыщи, бородавки и родинки.

Лучше всего производить сеансы в то время, когда малыш чувствует себя хорошо, спокоен и не голоден. При этом постарайтесь совместить процедуры с игровыми действиями, общайтесь с чадом, пойте ему песенки, комментируйте действия в шутливой форме.

К основным мануальным приёмам при проведении точечного массажа, относят глубокие надавливания на точки пальцами, обычные нажатия на области подушечкой пальца или ладонью, а также легкие касания и поглаживания. При этом старайтесь воздействовать на точки аккуратно и направлять основное усилие перпендикулярно поверхности. Используйте также вибрационные и вращающие движения по горизонтальной стрелке, поглаживайте в доступном выбранном темпе, но не изменяйте его, совершая манипуляции непрерывно. Если производите манипуляции в быстром ритме, то массаж будет тонизирующим, если же в медленном - то успокаивающим.

Продолжительность манипуляции в конкретной области - около одной минуты. Ежедневно необходимо производить как минимум два сеанса массажа. Если есть возможность, перед манипуляциями наносите на руки детский крем, чтобы они могли легко скользить по телу малыша.

Базовые упражнения при лечении точечным массажем

  1. Для дыхания. Для улучшения и нормализации дыхания, равномерно растирайте малышу грудную клетку сверху вниз. Количество манипуляций - около двадцати.
  2. Для ЖКТ. Совершайте ряд круговых растираний в области животика по часовой стрелке - это помогает избавиться от газиков и стимулирует пищеварение. Количество манипуляций - 20–25.
  3. Для нижних конечностей. Положите ребенка животом вниз. Совершайте растирания от бедра к пятке и назад - по десять манипуляций. Берите ножку малыша в «кольцо» указательным и большим пальцами и совершайте обхваты с щиколотки и до основания ноги (несколько «проходов» туда и обратно).
  4. Общеукрепляющее. Начинайте массировать ручку малышу, начиная с центра запястья и по направлению к пальцам, растирающими движениями по сторонам (в виде лучей Солнца). Достаточно пяти десятков манипуляций с каждой рукой.
  5. Для развития мозга. Большими пальцами делайте аккуратные скользящие надавливания снизу вверх от межбровной тонки на голове малыша до линии волос. Необходимо совершать два подхода по 25 раз.
  6. Против простуды. Разместите одну руку на лбу малыша, второй при помощи указательного и большого пальцев, массируйте шею ребенку сзади. Далее начинайте разглаживать шею от середины к ушам при помощи всех пальцев. Последний этап - массирование точек за ушами при помощи круговых движений. Всего данный комплекс повторяем три раза пятнадцать манипуляций.
  7. Для нормализации работы нервной системы. При помощи большого пальца, легко поглаживайте подошву ноги малыша, следуя по центральной продольной линии от пятки до пальчиков, спиральными движениями. Всего пять проходов туда и обратно.
  8. Активизация иммунитета и работы мочеполовой системы. Оттяните немного указательными и большими пальцами кожу на ягодичках малыша и прокатите её от начала ног до спины. Всего пять подходов по 2 раза.


Совершенствуйте свои познания в точечном массаже: или запишитесь на специальные курсы, где вам расскажут обо всех основных энергетических областях на теле человека. Лечитесь и занимайтесь профилактикой болезней в домашних условиях без медикаментов!

Видео

Как правильно делать точечный массаж при насморке?

Точечный массаж при кашле

Советы родителям: точечный массаж для укрепления иммунитета

Детский точечный массаж при гипертонусе

КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА

И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.

Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенность в том, что они сами могу помочь себе улучшить свое самочувствие. Оказать положительное воздействие на внутренние органы.

КОМПЛЕКС №1.

1.Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.

2.Нажиматъ указательным пальцем точку под носом.

3.Указательным и большим пальцем лепить «уши».

4.Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).

5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

КОМПЛЕКС №2.

1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперек.

3. Указательными пальцами массировать ноздри.

4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами:

«примазывать», чтобы не «отклеились».

5.Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.

6.Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем с ладони».

КОМПЛЕКС №3.

1. «Моем» кисти рук.

2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.

3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.

5. Несколько раз зевнуть и потянуться.

КОМПЛЕКС №4.

1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.

2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.

3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней» перегородку носа.

4.Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.

5.Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.

6. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

КОМПЛЕКС №5.

1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева.

2. Слегка подергать кончик носа.

3. Указательным пальцем массировать точку под носом.

4.Указательными пальцами нажимать точку у рта в местах соединения губ.

5. Растирать за ушами.

6. Вдох, на выдохе слега постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».

7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с руки».

КОМПЛЕКС №6.

1. «Моем» кисти рук.

2. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.

3. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.

4. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.

5. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.

6. Несколько раз зевнуть и потянуться.

КОМПЛЕКС №7

Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней .

Каждый пальчик покручу, Захватить каждый пальчик

Поздороваюсь с ним сильно у основания и вращательными

И вытягивать начну. движениями дойти до ногтевой фаланги .

Руки я затем помою. Потереть ладошку о ладошку.

Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок».

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, Пальцы расцепить и перебирать ими.

Пусть бегут как зайчики.

КОМПЛЕКС №8

(массаж лица)

1. Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем ее, чтобы она была упругой.

2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.

3. С усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам.

4. Мягко и нежно лепим глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные, пушистые реснички.

5. Надавливая на крылья носа, ведем пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергиваем себя за нос и представляем, какой красивый нос у него получился.

КОМПЛЕКС №9

(массаж головы)

1. Сильным нажатием пальчиков имитируем мытье головы.

2. Пальцами, словно граблями, ведем от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог.

3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.

4. «Догонялки»: сильно ударяем подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. С любовью и лаской расчесываем пальцами, словно расческой, волосы и представляем, что его прическа самая красивая.




Публикации по теме