Вес ребенка в 3 месяца на грудном. Развитие малыша на третьем месяце жизни

Время чтения: 5 минут

Трехмесячный малыш радует родителей новыми умениями и навыками, однако важно точно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца, чтобы своевременно контролировать его физическое и психическое развитие. Этот непростой период характеризуется активным ростом крохи, причем фаза бодрствования только продлевается. Задача взрослых – подмечать даже малейшие перемены в развитии и поведении малыша, своевременно обращаться к участковому врачу за подробной консультацией. Видя, что умеет ребенок в 3 месяца, можно судить о его сознательности.

Развитие ребенка в 3 месяца

По возрасту и весу показано ежемесячно консультироваться с педиатром, который дает рекомендации, согласно установленной стандартами ВОЗ таблице прибавки массы тела. Родителей должен беспокоить тот факт, что кроха недобирает в весе, да и перебор тоже не на пользу. Дети в 3 месяца учатся брать игрушки, внимательно следят за их перемещением перед глазами. Грудничок будет выглядеть озадаченно, но не утратит интерес к вновь появляющимся на расстоянии вытянутой руки предметам. На этом умения трехмесячных малышей не заканчивается, родителей ждет много увлекательного.

Достижения ребенка в 3 месяца

В движениях ручками помогает малышу особая осознанность, а его действия перестают быть хаотичными и беспорядочными. Он уверенно держит головку, старается перевернуться со спины на животик, но по-прежнему занимает положение лежа. Если в детскую кроватку повесить мобиль и завести, он будет осознанно реагировать на источники звука. Не могут не радовать и другие умения ребенка в 3 месяца. Вот маленькие достижения грудничков:

  • начинают реагировать на мелкие предметы;
  • учатся поворачивать головку из положения лежа на животе;
  • начинают переворачиваться;
  • поднимают голову при резких звуках;
  • стараются удерживать игрушку;
  • учатся показывать радость и грусть;
  • умеют различать звуки;
  • начинают делать несложные физические упражнения.

Что должен уметь делать ребенок

Малыш в таком возрасте еще живет грудным вскармливанием, особенности питания не рекомендуется менять до возраста полугода. При посещении детского врача становится понятно, какие навыки и новые умения должны присутствовать у грудничка в столь нежном возрасте. Четко следовать представленной информации не рекомендуется, однако обращать внимание на отдельные нюансы все же не будет лишним. Вот основные требования ВОЗ, что должен делать ребенок в 3 месяца:

  • некоторые дети умеют переворачиваться;
  • ребенок реагирует на яркую погремушку;
  • может научиться держать яркую игрушку;
  • некоторые дети уже улыбаются;
  • опираются о пальцы родителя и стараются приподняться.

Психомоторное развитие

Если говорить о здоровых малышах, в 3 месяца они отличаются повышенной активностью, моральной уравновешенностью, любознательные и излишне суетливые. Мелкая моторика маленьких ручек очень важна, но развита не до конца – не хватает навыков, а во всем остальном можно дать следующую оценку развития 3 месячного крохи. Итак:

  • ребенок устойчиво лежит на спине;
  • голова симметрично фиксируется на весу;
  • центр тяжести тела по-прежнему смещен;
  • ноги тянутся к животу, если кроху слегка потянуть за ручки;
  • при попытке поставить ребенка ноги остаются в согнутом положении;
  • в состоянии покоя кисти разомкнуты, сжимает при пробуждении;
  • рефлексы автоматической ходьбы и опоры исчезают.

Психическое развитие

Если погладить кожу малыша в 3-х месячном возрасте он обязательно заулыбается или по-другому отреагирует на этот жест. Мышцы спины развиты не до конца, но помогают ребенку удерживать голову и познавать окружающий мир. Это уже не новорожденный, а грудничок, которому тоже свойственны перепады настроения, хандра, повышенное беспокойство. Кроха в таком возрасте не должен отказываться от общения, умеет реагировать на мимику и интонацию. Занятия с мамой ему приносят удовольствие, главное – чтобы вовремя кормили грудным молоком.

Навыки ребенка в 3 месяца

Если новорожденный больше спит, то 3-х месячный ребенок стремится к изучению окружающего мира, общению, тесному контакту с родителями. Он всячески привлекает внимание взрослых, разговаривает на своем уникальном языке. В организме ребенка на данном этапе не протекает глобальных процессов, однако его сознание уже склонно к обучению. Одни и те же действия крох совершает по многу раз, готовится к самостоятельности. Вот его основные навыки, что должен уметь маленький ребенок в 3 месяца:

  • самостоятельно держит голову;
  • переворачивается;
  • опирается на одну ногу и отталкивается;
  • привыкает к выработанному режиму кормления;
  • пытается ползти на одном месте.

Особенности развития недоношенного ребенка

Важно понимать, что должен уметь ребенок в 3 месяца, если мать родила его недоношенным. Некоторые детки еще не держат голову, а другие не способны удержать в руке погремушку и пару секунд. Физическое и психическое развитие малыша в 3 месяца нарушено патологическими родами, а дать оценку физиологическим и поведенческим особенностям пострадавшей стороны может только лечащий врач. Все зависит от степени патологического процесса – не более. Вот основные особенности для недоношенного в 3-х месячном возрасте:

  • основные развлечения на протяжении суток – кормление и сон;
  • ребенок фокусирует взгляд на родителях, удерживает его несколько секунд;
  • формируется хватательный и сосательный рефлекс;
  • улыбка еще отсутствует, но уже наблюдается сосредоточенный взгляд;
  • настроение меняется, а вместе с ним и мимика лица.

Отклонения в развитии

Если новорожденный появился на свет в результате патологических родов, не исключено, что его здоровье может заметно пострадать уже в раннем возрасте. Ели у трехмесячных крох наблюдается отставание в развитии, требуется срочно сообщить об этом специалисту, пройти диагностику и преступать к эффективному лечению. Потенциальные отклонения могут развиваться и после кесарева сечения. В целом, речь идет о следующих аномалиях. Ребенок:

  • не умеет держать головку и фокусировать взгляд;
  • не может сосредоточить внимание на приближенной игрушке;
  • не реагирует на звуки, громкие разговоры, хлопки;
  • перестал рассматривать ручки, больше не тянет ножку;
  • ребенку помогают брать игрушку с близкого расстояния;
  • не играет с пальчиком.

Уход за ребенком

Груднички меньше плачут, чем новорожденные, поэтому у родителей начинают появляться ночи полноценного отдыха. Ребенок должен развиваться, а взрослые люди только этому способствовать и ухаживать за новым человеком. Способствует повышению способностей крохи массаж. Проводить сеанс можно в воде или на суше, массаж отлично расслабляет перед сном. Другие мероприятия по уходу за крохой представлены ниже:

  1. Ежедневно выполнять водные процедуры, обаятельно мыть руки себе и ребенку после каждой прогулки на улице.
  2. Родитель должен уметь выполнять массаж, а проводить указанную процедуру желательно дважды за сутки – утром и вечером.
  3. Тщательно осматривать кожу рук на предмет инфекционных заболеваний, а при наличии таковых отправиться в поликлинику, проконсультироваться с дерматологом.
  4. Не передерживать памперс, иначе он наполняется водой и создает на чувствительной коже видимое и болезненное покраснение, раздражение.
  5. Кормить ребенком мама должна только грудным молоком, лактация согласно правилам ВОЗ, дополнительно можно вводить прикорм, но не задействовать его даже на половину.

Видео

Ребенку 3 месяца: какие изменения ждут малыша к трем месяцам жизни?

Ваш малыш уверенно продолжает расти и развиваться. Вы с ним уже привыкли друг к другу, и вам намного проще, чем ранее, разбираться в его сигналах и потребностях.

Первый год жизни крохи – это период самого интенсивного развития. Подобных темпов уже не будет никогда в жизни. Но и в течение этого периода есть фазы более быстрого и более замедленного роста. И третий месяц — как раз фаза ускорения.

Три месяца жизни малыша – это самый первый рубеж, и все мамочки с нетерпением ждут его достижения. Ребенок уже осознанно «общается» с родителями, распознает чужих, умеет заразительно смеяться и даже учится капризничать! Как много всего уже умеет ваша кроха!

На что же в первую очередь обратить внимание? Как помочь малышу в его развитии? Эти и другие важные вопросы нам предстоит рассмотреть.

И начнем мы с главного – как же развивается ребенок на третьем месяце жизни?


На третьем месяце жизни дети в среднем прибавляют в весе 800-900 граммов, и вырастают на два-три сантиметра. В целом, за первые три месяца малыши в среднем вырастают на 10 сантиметров и тяжелеют больше, чем на два килограмма.

По средним показателям, в три месяца объем головы мальчика – около 41 сантиметра, а грудной клетки – 41,5 сантиметров. У девочек оба эти параметра немного меньше – около 40 сантиметров.

Те распашоночки и костюмчики, в которых «утопал» ваш малыш при выписке из роддома, становятся ему малы. Пришло время на периоды бодрствования одевать крохе ползунки.

Опорно-двигательный аппарат ребенка с каждым днем продолжает укрепляться. Уже к концу этого месяца уйдет повышенный тонус мышц. Малыш хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении на руках у близких. Он может свободно поворачивать голову во все стороны.

Ручки, ножки, туловище и шея крохи становятся более подвижными. Он может разжимать пальчики, захватывать игрушку, притягивать ее к себе.

Особого внимания со стороны малыша в этот период удостаиваются его ручки – пока что это самая интересная игрушка. Он готов подолгу их рассматривать, подносит их к личику, следит за их движениями. Малыш с удовольствием работает пальчиками, сжимает и разжимает кулачки. Наблюдая за этими движениями, кроха понимает, что это именно его ручка и это он самостоятельно ею управляет.

На данный момент для малыша одна из самых важных задач – координация движения ручек. Он тянет их в ротик, пробует соединять их вместе, пытается дотянуться до видимых ему игрушек. Если мама сейчас даст ему погремушку, малыш сразу же крепко ее схватит.

Очень полезно помогать ребенку в его «тренировках». Можно закрепить на кроватке мобиль – подвеску со звенящими подвижными фигурками, или выкладывать малыша на специальный развивающий коврик с дугами, на которых висят игрушки разных форм и размеров. Захватывая такие разные предметы, ребенок будет укреплять мелкие мышцы пальчиков.

Самой важной позой для крохи является поза лежа на животике. В этом положении он учится координировать свои движения и держать равновесие.

Если, лежа на спинке, ребенок не может что-то хорошо рассмотреть, он уже способен осознанно перевернуться на бочок. Это умение является еще одним существенным достижением трехмесячного малыша. При этом вы можете обратить внимание, что чаще он поворачивается на какую-то одну сторону. Специалисты связывают это явление с его внутриутробным положением. Со временем этот приоритет пропадет, но все же не помешает учить кроху переворачиваться и на непривычный бочок, завлекая его яркими поющими игрушками.

Лежа на животике, малыш может слегка приподниматься на ручках.

Кроха уже «нашел» свои ручки и ножки, и активно с ними играет. Но мама и папа могут помочь ему познакомиться и с остальными частями тела. Покажите малышу глазки, носик и ротик, сначала на своем лице, а затем и на его — просто прикоснитесь к тем же частям его лица.

Если поддержать малыша за подмышки, он согнет ножки и упрется ими в опору. Такая позиция ребенку очень понравится – ведь отсюда обзор намного больше! Если перед его ножками положить мячик, кроха с удовольствием начнет его пинать. Однако врачи пока не рекомендуют ставить малыша на ножки – его позвоночник к таким нагрузкам еще не готов.

В распорядке дня по-прежнему преобладает сон, но теперь периоды бодрствования увеличиваются – малыш «гуляет» около 9 часов в сутки. Все это время он активен и проявляет интерес ко всему, что происходит вокруг него. Если кроха замечает что-то новенькое, он фокусирует на нем взгляд, изучает и широко улыбается.

Ребенок способен активно реагировать на родных, много улыбается, общается с помощью гуления, умеет сообщать о своем настроении с помощью богатой мимики.

В это время малыш уже может дольше спать по ночам, или даже всю ночь спать не просыпаясь.

Ребенок очень восприимчив к разным звукам, как громким, так и тихим. Заслышав незнакомый звук, он по-прежнему замирает до момента обнаружения источника звука. Но, как только источник найден, кроха снова начинает активно двигаться.

Карапуз способен отличить музыку от разговора людей. Сейчас ему полезно рассказывать не только потешки, но и стихотворные сказки.

Еще более важными для крохи становятся зрительные впечатления. Он с удовольствием рассматривает все вокруг него.

В связи с тем, что малыш стал намного подвижнее, следует быть очень внимательными, не оставлять его без присмотра и следить, чтобы он не упал.

Поскольку трехмесячный возраст является переломным моментом в развитии малыша, надо пройти с ним всех специалистов, проверить рефлексы и сдать необходимые анализы.


В этот период начинается активное развитие психики малыша.

Если прежде главным способом общения крохи с окружающими был плач, то теперь он отходит на второй план, уступая место улыбке – универсальному средству связи. Но мама уже знает, что ее малыш имеет целый арсенал разных улыбок, которые он использует в зависимости от сложившейся ситуации.

Именно сейчас родители услышат первый настоящий смех крохи. Также он учится капризничать, в основном от скуки, и хныкать по этому поводу. Кроме того, малыш готов проявлять свой характер, настаивать на своем, используя для этого крик. Но маму этим не обманешь – она уже точно знает, как плачет малыш в условиях сильного дискомфорта, и может отличить такой плач от «ненастоящего».

Но радость ребенка выражается не только улыбкой. Он веселится всем своим телом, машет ручками и ножками, корчит смешные рожицы и издает забавные звуки.

Крохе все больше нужно общение. Он находит маму взглядом, поворачивается на ее голос, реагирует на ее слова, и ждет ответа на «свои». Малыш радостно гулит, используя уже и слоги «ага», «агу», «бу». Когда он общается, в разговоре принимает участие все тело, ручки и ножки активно жестикулируют.

Очень важно сейчас стимулировать эту первую речь ребенка: разговаривать с ним, произносить его имя, гулить с ним вместе, комментировать свои действия, не забывая при этом давать ему время на ответы. Все это повлечет за собой гармоничное развитие навыков общения.

Кроха с удовольствием имитирует вашу мимику. Если над ним склонится незнакомый ему человек, он замрет и начнет его внимательно рассматривать. В ответ на улыбку чужака малыш неуверенно улыбнется.

Сейчас ребенок активно познает мир, учась взаимодействовать с ним. Он понимает предназначение некоторых предметов и замечает их исчезновение.

К врожденным рефлексам добавляются условные рефлексы и осознанные навыки. Например, если положить малыша в привычную позу для кормления, он начнет чмокать губками.

У многих деток после двух месяцев начинают преобладать утренние или вечерние фазы бодрствования. Так проявляются «жаворонки» — те, кто более активны по утрам, и «совы» — проявляющие повышенную активность в вечерние часы. Скорее всего, этот появившийся сейчас ведущий тип нервной деятельности перейдет и во взрослую жизнь.

Малыш может гулить и наедине с самим собой. Но все же он очень нуждается во внимании мамы и папы. Ради этого он готов использовать весь набор средств: улыбку, плач, крик, гуление, хныкание и т.п. Не стоит его игнорировать, ведь что может быть приятнее для мамы, чем общение со своим крохой?


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на третьем месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • в положении лежа на животе, может подтянуться на локтях и удержать плечи и голову около 10 секунд;
  • может переворачиваться со спинки на бочок;
  • на руках у мамы и папы подтягивает тело, держит головку;
  • хватает игрушку ручками и тянет ее в рот;
  • если поддержать его под мышками, упирается ножками в твердую опору;
  • используя ручки, изучает свое личико, глазки, ротик;
  • умеет смеяться по-настоящему;
  • много улыбается;
  • плачет меньше, чем ранее;
  • способен узнавать членов семьи;
  • умеет капризничать, хныкать, когда что-то «не по-его»;
  • различает речь, музыку и другие звуки;
  • всячески старается привлекать к себе внимание родных;
  • «разговаривает» со взрослым, активно гулит;
  • показывает предпочтения – одна игрушка может нравиться ему больше остальных;
  • реагирует на звук, поворачивая голову в поисках его источника;
  • начинает показывать память, когда ожидает каких-то действий;
  • умеет визжать от восторга;
  • может соединять ручки.


С каждым днем появляется все больше возможностей для развития крохи. Итак, если вы хотите ему помочь, воспользуйтесь несложными советами:

1. Много гуляйте с ребенком, в любую погоду. Ему очень нужен свежий воздух. Естественно, если температура на улице ниже чем -10, прогулку надо заменить открытой форточкой, при этом малыш должен быть тепло одет.

Понемножку приучайте кроху к солнышку. Ведь солнечные лучи помогают укреплению организма, повышению иммунитета. Обязательно следите за отсутствием сквозняка и попадания прямых солнечных лучей на малыша.

2. Закаляйте ребенка. Можно использовать обтирания, воздушные ванны, комплексы гимнастики и массажа, подобрать которые вам помогут в поликлинике. Все это целесообразно сочетать с потешками и песенками.

3. Знакомьте малыша с окружающим миром. Во время прогулки, когда он бодрствует, рассказывайте ему все, что происходит вокруг. Когда вы дома что-то делаете, объясняйте это крохе. Знакомьте его с разными тканями и фактурами.

4. Купите малышу манеж. Активничать в нем очень полезно для крохи, ведь там он может свободно двигаться без риска для себя. Играя в манеже с красивыми яркими игрушками, ребенок будет всегда в хорошем настроении.

5. Активно общайтесь с малышом. Говорите с ним. Кривляйтесь вместе, учите ребенка разнообразной мимике, надувать щечки, чмокать губками, высовывать язычок. Это не просто веселое времяпрепровождение, но и тренировка столь важных для формирования речи носогубных мышц.

6. Играйте с ребенком. Повесьте возле него несколько удобных для захватывания игрушек, к которым он сможет дотянуться. Такие тренировки не только укрепляют мелкие мышцы пальцев и добавляют тактильные ощущения, но и поможет в дальнейшем при письме. Кроме того, движения кисти, связанные с речевыми областями мозга, помогают развитию речи. Вкладывайте то в правую, то в левую ладошку малыша игрушки разной формы и фактуры, забирайте их и предлагайте опять. Пусть он трогает, захватывает, держит. Главное, чтобы это ему нравилось.

7. Занимайтесь с крохой музыкотерапией. Подберите ему коллекцию классики, звуков природы. Информацию о пользе определенных композиций можно всегда найти в Интернете. Но только не перестарайтесь! Следите за эмоциями вашего малыша, и, если ему не нравится, не насилуйте его.

И, конечно же, не забывайте о колыбельных. Ученые доказали, что они очень благотворно влияют на развитие крохи.

8. Стимулируйте развитие зрения ребенка. Развесьте на стенах картинки и рисунки, не забывая их периодически менять. Называйте изображенные предметы, объясняйте их назначение, озвучивайте нарисованных животных. Пусть это станет для вас и вашего малыша веселой игрой.

9. Играйте в «ку-ку» — закрывайте лицо руками, словно бы прячась, а затем открывайте его, произнося «ку-ку». Увидите, малышу очень понравится эта игра.

10. Танцуйте, кружитесь, раскачивайтесь в разные стороны вместе с крохой.

11. Не оставляйте малыша без присмотра. Уберите из зоны досягаемости все опасное – химию, острые, бьющиеся, токсичные предметы, растения, мелкие детали.

12. Следите за чистотой игрушек и окружающих кроху предметов. Помните – сейчас он все изучает через рот, поэтому туда не должно попадать грязное. Промывайте игрушки в мыльной воде.


Сейчас у вашего любимого малыша «душевное» — психика и «телесное» — моторика тесно связаны и переплетены между собой. Эмоции стимулируют движения, и, наоборот, мышечная активность помогает развитию психики. Играя с ребенком, постоянно общаясь с ним, вы не только улучшите его физическое состояние, но и поспособствуете развитию его психической сферы. И, конечно же, постоянное и щедрое проявление любви к вашему крохе лучше всех остальных факторов справится с задачей его гармоничного развития. Впрочем, вы это и так хорошо знаете, правда?

Любите своего малыша, растите здоровыми и счастливыми!
Анна Кутявина для сайта сайт

К 2-м месяцам жизни ребенок преображается. Благодаря усердному развитию в первые месяцы, малыш заметно окреп, сам держит голову, стремится посмотреть по сторонам в положении лежа на животе, внимательно смотрит на маму и узнает ее, одаривая своей улыбкой, меньше спит и чаще бодрствует. Настает время усердного обучения новым навыкам, изучения собственных возможностей и окружающего мира, стремительного угасания врожденных рефлексов и установки собственного, индивидуального характера и привычек.

Третий месяц жизни. Что нужно знать родителям

Двухмесячный малыш продолжает развиваться быстрыми темпами. Благодаря полученному ранее некоторому контролю над конечностями и телом, карапуз осваивает новые навыки в два раза быстрее, и прогресс часто можно видеть ежедневно. Но и цели, стоящие перед крохой на ближайшие четыре недели, достаточно сложные. Ему предстоит:

  • набрать около 800 гр.;
  • подрасти на 3 см.;
  • завершить формирование желудочно-кишечного тракта, оставив позади колики;
  • усовершенствовать нервную систему;
  • научиться играть руками;
  • усовершенствовать умение хватать, трясти и многое другое.

Движения руками

Маленький карапуз между 2 и 3 месяцами жизни активно стремится не только полностью подчинить себе руки, но и научиться при их помощи играть. Схватить погремушку, потрясти ее, поднести к глазам и рассмотреть. Дотянуться до выложенного мамой предмета из положения лежа на животе и, наконец, достать висящую в кроватке гирлянду. Именно в этот период появляется желание не только потрогать, но и попробовать на вкус. Многие крохи тянут ручки и окружающие вещи в рот, учатся хлопать в ладоши.

Поднятие и удержание головы

Обычно к 2-м месяцам крохи поднимают голову, лежа на животе, на 45 градусов, используя мышцы шеи и плеч. Между 2 и 3 месяцем жизни на помощь крохе придут предплечья, он сможет увеличить угол обзора. Самые активные детки к 3 месяцам уже упрутся на ладони и высоко поднимут голову. Благодаря врожденному интересу к окружающему миру, стремлению посмотреть на все вокруг малыш будет с каждым днем увеличивать время удержания туловища, помогая мышцам спины тренироваться, готовиться к новым достижениями.

Достаточно окрепнув, к 2,5 месяцам малыш может удивить вас своей силой. Положите его на спину и дайте в руки свои указательные пальцы. Крошка ухватится за них и попытается подняться в положение сидя. Но не стоит помогать карапузу так рано садиться. Это упражнение должно выполняться только ребенком без помощи мамы. Ежедневные тренировки спины позволят малышу к 5-6 месяцам самостоятельно освоить подъем в положение сидя без вреда для здоровья. Принцип самостоятельного выполнения элементов крохой должен главенствовать. Помните, несмотря на кажущиеся силы и способности, малыш все еще достаточно хрупок. Каждый элемент должен быть доведен до автоматизма на стадии становления, новые вершины, покорены постепенно, без спешки.

Перевороты

Новый навык, важный для 2-3 месячного малыша – умение переворачиваться со спины на бок. К нему карапуз приходит постепенно, а некоторые крохи требуют помощи со стороны родителей. Если к 3 месяцам ваш ребенок не станет самостоятельно ворочаться, можно предложить ему упражнение на получение этого навыка.

Положите кроху на спину. Возьмите его правую руку и занесите за левое плечо, приподнимая бочок крохи над землей. Легко подтолкните кроху, предложив сделать переворот. Повторите в другую сторону. Благодаря ежедневному использованию этого простого упражнения, малыш постепенно поймет принцип движения, научится делать переворот самостоятельно.

Обильное слюнотечение

Приблизительно в 2 месяца у большинства детей начинается обильное слюнотечение. Это предвестник появления зубов. В зависимости от заложенных природой сроков они могут появиться как в 3 месяца, так и в полгода. Появление первых зубов может сопровождаться различными проявлениями беспокойства и даже температурой. Если вы заметили изменения в поведении ребенка, осмотрите его десны. Если они набухли и покраснели, то причина беспокойства в прорезывании первых зубов.

Появление молочных зубов – естественный процесс. Но часто он вызывает беспокойство и даже нарушение сна. Зубки не появляются ежесекундно. Иногда этот процесс может затянуться на месяц, периодически заставляя кроху испытывать дискомфорт. Для облегчения состояния можно использовать:

  • специальные гели для уменьшения боли. Проконсультируйтесь с педиатром перед применением;
  • игрушки-прорезыватели. В детских отделах можно найти специальные резиновые приспособления, наполненные гелем. Перед использованием их держат в холодильнике и предлагают малышу в период бодрствования;
  • частое прикладывание к груди. Материнское молоко имеет обезболивающее действие, а сам процесс успокаивает кроху.

Стул

Опорожнения кишечника в период между 2 и 3 месяцами по цвету, частоте и консистенции зависит от способа вскармливания. Заметно появление регулярности этого процесса.

Внешне каловые массы ребенка, находящегося на ГВ, – кашицеобразные, практически полностью впитывающиеся в подгузник. Опорожнения кишечника происходит ежедневно, приблизительно в одно и то же время до 5 раз. В зависимости от стадии созревания желудочно-кишечной системы случаются задержки стула до 3-4 дней. Это норма. Предпринимать действия в такой ситуации не требуется. Обращаться к врачу необходимо, если малыш не какал более 4 дней.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, требуют более тщательного контроля стула. Если при задержке стула от 2 дней малыш проявляет беспокойство, то необходимо обратиться к врачу и возможно сменить смесь. Часто врачи назначают пить воду. Это помогает решить вопрос с налаживанием переваривания пищи. Если педиатр дал вам такой совет, то постарайтесь ему следовать. Допаивают карапузов кипяченой водой из проверенных источников. Ни в коем случае не предлагайте грудничку сырую воду. Даже если она взята в колодце или святом источнике. Детский организм еще не может сопротивляться разнообразным патогенным организмам, находящимся в сырой воде, поэтому необходимо очистить воду при помощи кипячения.

Сон

Обычно ночной сон малышей достигает 10 часов, в течение которых он просыпается 2 поесть. Днем кроха спит до 4 раз. Длительность дневного сна чередуется. Обычно идет короткий сон (20-30 минут) после утренних процедур и кормления, длинный сон (до 2 часов) ближе к обеду, короткий (до 30 минут) обеденный сон и длинный вечерний сон перед активными играми, купанием. Установление режима сна и бодрствования помогает маме распределять занятия, выбирать время для своего отдыха и прогулки, решения бытовых задач.

Стоит отметить, что к 3-м месяцам у многих детей отмечается появление чувствительности к смене погоды. Реакция на полнолуние и другие природные изменения может выражаться беспокойством, капризами, нарушением ночного сна. Но не стоит пугаться. В большинстве случаев постепенно кроха привыкнет к новым ощущениям, все наладится.

Физическое развитие двухмесячного ребенка

Если посмотреть на ребенка в возрасте 2-3 месяцев и сравнить с новорожденным, то заметно физическое развитие. Малыш окреп и подрос. Вес увеличился почти в 2 раза, а рост на 5-6 см. Кроха стал пухленьким, появились щечки и складочки, благодаря развитию подкожно-жировой ткани.

В зависимости от веса, генетики и характера карапуза, к 3 месяцам может произойти скачок в двигательной активности или потребоваться дополнительные занятия для стимуляции освоения навыков. Одни дети с удовольствием ворочаются и пытаются ползти, другие предпочитают получать необходимое при помощи плача и требований. В этот период уже легко распознать особенности будущего характера.

На ежемесячном приеме у педиатра обязательно должны измерить антропометрические данные ребенка, проверить их соответствие нормам гармоничного развития. Набор веса и роста происходит у каждого малыша по собственному графику, поэтому не стоит расстраиваться, если в этот период малыш наберет меньше или больше, вырастет на 1 см., а не на 2. Набор этих важных для определения здоровья показателей происходит скачкообразно. Некоторые дети могут в один месяц набрать 1400 гр., а в следующем – всего 400, вырасти в один месяц на 1 см., а на следующий − на 4.

Изменения параметров веса и роста происходит в зависимости от генетики, заложенной природой программы развития, особенностей организма. Оценка гармоничности развития строится на наблюдении и оценке изменения показателей на протяжении нескольких месяцев. Волнение должна вызывать ситуация, если малыш на протяжении всех 3 месяцев набирает очень мало или много, в случае если заметна существенная разница между показателями, отклонение от граничных показателей существенно. Измеряя малыша, педиатр сравнивает полученный результат с установленными нормами и указывает в карточке ребенка гармоничность развития. Если какой-либо показатель вас беспокоит, не стесняясь, спросите у врача, с чем это может быть связано.

Измерение роста и веса малышей, рожденных раньше срока, измеряется по отдельным таблицам. Цели таких карапузов выше. В норме недоношенные крохи должны приблизиться по весу к сверстникам к 3-6 месяцам.

Измерения окружности головы и груди на приеме в 3 месяца должны показывать близкие показатели. К этому периоду грудина должна увеличиться, практически достигнув обхвата головы.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка в зависимости от пола

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Ребенок между 2 и 3 месяцами жизни постоянно совершенствуется. Умения и навыки приходят благодаря постоянной активности и процессом совершенствования внутренних систем. Это период наполнен множеством небольших, но важных достижений. Постепенно в течение 3-го месяца жизни кроха учится:

  • Поворачиваться со спины на живот. Стимуляции этого навыка помогают упражнения. Рекомендуется несколько раз в день выкладывать малыша на жесткую поверхность и показывать ему, как это делается;
  • Уверенно удерживать и ворочать головой в разных положениях тела. Придерживать малыша уже не обязательно, достаточно подстраховывать от резких и неконтролируемых движений;
  • Упираться ногами в положении лежа, руководствуясь собственным желанием. Это умение постепенно из рефлекторного переходит в самостоятельное;
  • Тянуться к игрушкам, лежа на животе, стараться достать подвешенные перед глазами гирлянды, хватать предложенные предметы;
  • Смеяться. Это умение появляется к 2,5 месяцам, и в зависимости от характера крохи смех может быть очень громким или практически неслышным;
  • Гулить. Кроме крика дети между 2 и 3 месяцем активно усваивают новые варианты общения с миром. Вначале появляются распевные гласные, после чего к ним добавляются согласные. К 3 месяцам малыш может достаточно долго «пропевать» разнообразные звуки, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых. При общении с родителями и другими знакомыми людьми радостно укает, акает и окает;
  • Удерживать взгляд на предмете до 30 секунд, следить за перемещением предмета на расстоянии до полуметра;
  • Пробовать игрушки на вкус. Познание мира младенца происходит через все доступные ему способы. Желание попробовать на вкус игрушки нормально для 2-3 месячного ребенка. Оценив внешний вид, звучание и текстуру, карапузу хочется понять, можно ли это есть. Стоит внимательно отнестись к чистоте предметов находящихся в поле зрения ребенка и доступных его ручкам.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Если до 2 месяцев малыш большую часть времени проводил во сне, то начиная с 8 недели будет происходить постепенное сокращение времени отдыха и увеличение продолжительности активного времяпровождения. Нарастающая двигательная активность постепенно приведет к освоению разнообразных навыков и станет проводником к эмоциональному созреванию. Изучая возможности своего тела, рассматривая и щупая все вокруг, кроха получает большой объем информации, позволяющий постепенно формировать знания о себе, своих возможностях, окружающих предметах.

База знаний об окружающем мире строится на простых ощущениях и информации, полученной через органы чувств. В 2 месяца малыш уже готов полностью погрузиться в процесс обучения. Предлагайте рассматривать различные предметы, щупать разные материалы, слушать разные звуки. Тренируйте двигательные навыки при помощи утренней гимнастики, периодических упражнений, массажа.

Следует внимательно следить за безопасностью и эмоциональным комфортом. Постарайтесь соблюдать психологическое равновесие крохи, создавать для него идеальные условия. Психологическое спокойствие матери тоже очень важно. В этом возрасте дети очень чувствительны к перепадам маминого настроения, её состоянию и настрою. Старайтесь как можно чаще улыбаться и радоваться своему ребенку, разговаривать с ним. Необходимо научиться держать себя в руках и в любой ситуации уметь настроиться на положительную волну.

Беспокойство, агрессия, уныние, тоска, обида – все эти эмоции мамы чувствует малыш. Не понимая, что происходит, реагирует на них плачем, капризами, нарушением сна. Это не помогает крохе развиваться, а пугает его. Постарайтесь, находясь рядом с крохой, всегда быть бодрой, доброй и счастливой.

Зрение

На третьем месяце жизни зрение крохи уже значительно улучшилось. Карапуз уже уверенно фокусирует взгляд и изучает предложенные ему предметы, грудь ищет не на ощупь, а взглядом. Увидев сисю, малыш открывает рот, услышав звук − поворачивает голову в его направлении, в поисках издавшего его предмета, увидев знакомое лицо – улыбается, начинает гулить. Зрение начинает играть важную роль в жизни крохи. Появляется умение различать цвета, выделять знакомые предметы, реагировать на них положительно или отрицательно.

Для стимуляции зрительной активности следует предлагать разнообразные упражнения. Продолжайте играть погремушкой перед глазами, стимулируя следить за ее перемещениями. Выкладывайте в кроватке и на столе разные яркие предметы, давайте возможность изучать ваше лицо и окружающий мир. Предложите поиграть в «ку-ку».

Идеальным будет показывать крохе, что любой предмет может издавать звук. Пусть он увидит, как вы хлопаете в ладоши, трясете погремушку, поете песни. Формирование прочных зрительно-звуковых связей позволит заложить базу будущих умственных успехов, будет мотивировать на самостоятельное изучение окружающей действительности.

В промежуток между 2 и 3 месяцами малыш начинает смотреть в одном направлении обоими глазами. Если до этого можно было заметить некоторое расхождение в положении зрачков, то к 3 месяцам оно должно исчезнуть. Если к 3 месяцам выраженное косоглазие не проходит, то необходимо срочно обратиться к специалисту.

Слух

Развитие слуха после 2 месяцев требует разнообразия. В этом возрасте особую роль играет пение мамы и прослушивание классической музыки. Включать негромко музыку можно до 15 минут в день, следя за реакцией крохи.

Хорошо на развитие слуховых центров влияют различные упражнения на развития зрительно-слуховых навыков. Попробуйте привязать на ручку малыша колокольчик и показать ему, как играть. Предлагайте самостоятельно трясти погремушкой.

Кроме пения и музыки, старайтесь как можно чаще разговаривать с крохой, при этом желательно, чтобы он видел вашу артикуляцию. Ведите диалог с младенцем, показывайте, как разговаривают животные, читайте и показывайте книжки. Разнообразие звуков позволит малышу быстрее сформировать звуковую базу, простимулирует желание повторить услышанное, заговорить.

Эмоции и поведение

Ребенок 2-3 месяцев еще не умеет контролировать свои эмоции, поэтому их проявление всегда достаточно буйное. Наблюдая за карапузом, мама легко может понять, что чувствует кроха. Спектр эмоции уже достаточно широк, поэтому варианты выражения расширяются:

  • улыбку и смех вызывают приятные для крохи вещи. Лицо близкого человека, голос мамы, знакомые игрушки и музыка позволяют малышу ощутить прилив позитивных эмоций;
  • активные движения, гуление сопровождают желание пообщаться;
  • криком разной громкости карапуз сообщает, что хочет поесть, ему мокро или скучно;
  • плач сопровождает болевые ощущения, дискомфорт.

В голосе младенца можно выделить проявление новых видов эмоций. Малыш может требовать, просить, жаловаться, играть. Рекомендуется постараться научиться распознавать эмоции крохи как можно раньше. Это позволит безошибочно удовлетворять потребности, оценивать состояние и своевременно предотвращать возможные негативные изменения.

Речь

Человеческая речь не появляется сама по себе. Она проходит длительный путь формирования. Между 2 и 3 месяцем жизни ребенка происходит важное изменение. Малыш учится не только плакать и кричать, но и выражать свои эмоции при помощи речевого аппарата. Появление гуления – важная ступень в формировании речи. Отсутствие звуков в речи крохи к концу 3-го месяца жизни могут быть признаками некоторых нарушений слуха или нервной системы. Рекомендуется стимулировать появление этого важного умения. Дети развиваются по образцу находящихся рядом взрослых. Нужно стараться как можно чаще обращаться к крохе, рассказывать ему сказки, стишки, потешки, петь.

Первыми звуками в большинстве случаев становятся гласные буквы «а», «о», «е», «и». Часто они появляются не в чистом виде, а в паре с согласными. Это хороший признак. Старайтесь откликаться на произносимые зачатки слов, проявлять интерес. Если малыш поймет, что при помощи звучания может привлечь ваше внимание, он будет стремиться усовершенствовать этот навык.

Уход за малышом в 2-3 месяца

Принципы ухода за малышом в 2-3 месяца остаются прежними. Снижения частоты опорожнения кишечника и мочеиспускания позволит вам установить приблизительный график замены подгузника и рассчитать необходимо количество этого предмета гигиены на определенный срок.

Обязательными ежедневными занятиями для 2-3 месячного малыша являются:

  • утренние гигиенические процедуры. Смена памперса, умывание, очищение глаз, носа и ушей;
  • утренняя гимнастика;
  • воздушные ванны;
  • прогулка на улице;
  • дневной комплекс упражнений;
  • вечернее купание;
  • развивающие занятия.

Расстановка этих занятий в течение дня остается прежним. Рекомендуется выполнять определенные виды в установленное время и стараться не нарушать принятый режим.

Купание

Малыш окреп, достаточно хорошо держит голову. Купать становится проще и удобнее. Карапуз удобно устраивается в специальной горке и с удовольствием смотрит, как мама или папа его развлекают. Использование мыла и других очищающих средств еще не требуется. При расстройствах сна, кожных проблемах и других негативных реакциях организма, педиатр может назначить купание в отварах трав, настоях. Применяя добавки для ванн, обязательно нужно ополаскивать кожу ребенка по завершению процедуры чистой водой.

Окрепшему 2-месячному малышу можно предложить новый вид купания. В детском отделе приобретите специальный круг для шеи, подходящий по возрасту. Предложите крохе поплавать в набранной ванне. Такое купание способствует комплексному развитию мышц тела ребенка, снимает излишнее напряжение, нормализуют психическое равновесие.

Питание и режим дня

В 2-3 месяца рекомендуется кормить ребенка грудью. Искусственное вскармливание применяется в случаях отсутствия или малого количества материнского молока, невозможности наладить нормальное вскармливание или при непереносимости компонентов грудного молока. При возможности сохранения лактации желательно всеми силами этому способствовать. Грудное молоко в этом возрасте является самым питательным и полезным продуктом, содержащим все необходимые витамины и минералы. Оно идеально подходит формирующейся системе пищеварения. Материнское молоко содержит в себе антитела, позволяющие сопротивляться инфекции. При боли грудь позволяет карапузу почувствовать облегчение. На третьем месяце гормональный фон женщины снижается, что может вызвать некоторые проблемы с выработкой молока. Чтобы избежать снижения выработки молока, следует:

  • хорошо и качественно питаться;
  • пить достаточное количество жидкости;
  • отдыхать;
  • соблюдать гигиену груди;
  • чаще предлагать малышу перекусить или легко массажировать грудь.

Питание на ГВ

Обычно дети на ГВ едят до 10 раз в течение дня и 2 раза ночью. Количество требований еды со стороны малыша сокращается и выходит на выраженную определенную частоту. Большинство детей едят с промежутком в 2,5-3 часа при этом время кормления сокращается до 15-20 минут. Малыш стал более сильным и может съесть необходимое количество еды быстрее. Часто наблюдается отвлечение малыша от еды на посторонние шумы, поэтому стоит кормить кроху в тихом месте.

В 2-3 месяца дети уже более активны, поэтому кормление не всегда заканчивается сном. Срыгивания после кормления практически не наблюдаются, становятся минимальными.

В норме в этот период вводить дополнительные продукты или смеси не требуется. Лучшим показателем достаточности молока является бодрый веселый настрой малыша, спокойный сон, постоянное опорожнение кишечника, набор веса от 125 гр. в неделю. Если вам кажется, что малыш не доедает, и один из вышеуказанных признаков отсутствует, следует посоветоваться с педиатром о необходимости введения прикорма или смесей. Самостоятельно принимать решение о докорме не рекомендуется!

Искусственное вскармливание

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, нуждаются в дополнительных витаминах. По рекомендации педиатра можно вводить первые соки. Наиболее часто начинают с яблочного сока, предлагаемого в минимальных дозах. В первый день несколько капель в первой половине дня. На второй день пол чайной ложки. На третий день чайную ложку.

Обращаем ваше внимание, что введение сока необходимо начинать после осмотра малыша педиатром при отсутствии высыпаний, температуры, заложенности носа и других проявлений инфекции. Все новые продукты вводятся в первой половине дня, не смешиваясь. После введения нового продукта нужно внимательно следить за реакцией малыша в течение суток. При появлении сыпи, раздражения или капризности ввод большей дозы стоит отложить.

Искусственное вскармливание часто сопровождается некоторыми сложностями при переваривании пищи. Следует внимательно следить за постоянством опорожнения кишечника, консистенции выходящих масс. Слишком сухой, тугой кал говорит о недостаточности жидкости в организме. Необходима консультация с педиатром.

Выбирая смесь для крохи, всегда руководствуйтесь рекомендациям, размещенными на пачке. Перед покупкой убедитесь, что возраст, указанный на упаковке, соответствует вашему чаду. Приготовление пищи должно соответствовать указанным на упаковке правилам. Обратите внимание, что каждая компания по производству питания для младенцев указывает способ, количество сухой смеси, подходящее непосредственно к указанному продукту. Даже если вам кажется, что консистенция слишком жидкая, соблюдайте указанные пропорции.

Режим дня

Уже в 2 месяца стоит позаботиться о постоянстве в жизни крохи. Раннее приучение к режиму позволит избежать проблем со сном, питанием и развитием в дальнейшем. Старайтесь предлагать крохе различные процедуры, упражнения, кормление и сон в одно и то же время, при этом стараясь поддержать хорошее настроение крохи.

Следует избегать излишнего перевозбуждения, перенапряжения и утомления карапуза. В этот период идет активное познание окружающего мира и вместе с эмоциями, кроха нуждается в хорошем отдыхе.

Психическое развитие (рефлексы)

В период между 2 и 3 месяцами жизни наблюдается постепенное угасание врожденных рефлексов и появление условных. Тонус мышц ребенка практически исчезает, в норме едва заметен шаговый и хоботковый рефлексы.

Среди оставшихся ярких проявлений врожденного поведения – сосательный рефлекс, вскидывание ручек в ответ на поднятие ног и ползанье (если лежащему на животе малышу дать опору на пятку, он попытается оттолкнуться). Постепенное угасание врожденного неосознанного поведения свидетельствует о совершенствовании нервной системы, формировании условного поведения, нормальном развитии. Между 2 и 3 месяцами хорошо посетить невропатолога для контроля.

Для дальнейшего развития необходимо стимулировать разнообразные двигательные навыки, продолжая выполнять ранее изученный физический комплекс и вводя в жизнь малыша новые упражнения.

Чтобы помочь крохе освоить необходимые умения, целесообразно:

  • Предлагать несколько раз в день лежать на животе, тренируя мышцы спины и шеи;
  • Перед лежащим на животе малышом выкладывать разнообразные яркие предметы, стимулируя его тянуться за ними;
  • Стимулировать перевороты на бок, лежа на спине. Заведите ручку крохи за противоположное плечо, мотивируя его перевернуться;
  • В положении лежа на спине предложите крохе захватить ваши пальцы и чуть приподнимите его. При постоянном выполнении этого упражнения вы сможете постепенно заметить, как укрепляются мышцы спины, кроха стремится сесть. Но не стоит слишком упорствовать. Умение сидеть появится ближе к полугоду. На данный момент мышцы спины еще не достаточно окрепли, лишняя нагрузка может негативно сказаться. Старайтесь не помогать, а стимулировать!

К трем месяцам малыш уже будет иметь практически сформированную нервную систему и готовность приступить к покорению новых вершин.

Развивающие занятия

Кроме стимуляции двигательной активности в возрасте 2-х месяцев рекомендуется начинать обучающие занятия. Для этого необходимо начинать знакомить малыша с разнообразными видами деятельности. Предложите крохе:

  • Слушать и рассматривать книги. В магазинах можно найти множество небольших книжек для грудничков. Цель такого занятия – знакомить кроху с речью. Наблюдая, как вы читаете, видя вашу артикуляцию, карапуз начнет понимать, как это делается, в будущем обязательно порадует вас ранними успехами. При отсутствии специальных книг можно читать любую литературу. Основным требованием будет повышенная эмоциональность при чтении, удовольствие родителей от совершаемого действия;
  • Наслаждаться вашим пением. Продолжайте петь крохе, знакомить с простыми стихотворными формами. Сочетание речи и музыки будет стимулировать слух карапуза, знакомить его с разнообразием средств выражения;
  • Посмотреть представление. К старым носкам можно пришить глазки-пуговки и полученным героем побеседовать с лежащим в кроватке крохой. При желании можно использовать обычные игрушки, изображающие людей или животных;
  • Послушать, как говорят звери, и он сам. Общаясь с малышом, показывайте ему, как говорят различные животные, повторяйте за крохой звуки, ведите беседы и улыбайтесь;
  • Поговорить лицом к лицу. Кроме общения в кроватке предложите малышу пообщаться, близко рассматривая мамино лицо. Возьмите кроху под мышки и поднесите к своему лицу. Расскажите ему, как вы его любите или спойте песенку;
  • Изучать мир из специально стульчика, манежа, качели. Можно приобрести различные приспособления позволяющие малышу смотреть вокруг, не находясь у мамы на руках. Главное – нужно следить, чтобы выбранные приспособления подходили ребенку по возрасту.

Возможные проблемы

Даже предлагая малышу самый лучший уход, никто не застрахован от некоторых проблем. Давайте рассмотрим наиболее часто встречаемые вопросы и варианты их решения.

Остатки чешуек на голове

Если до 2 месяцев наличие корочек на волосистой части головы ребенка норма, то после 2-х месяцев в норме они должны полностью исчезнуть. Если вы заметили, что у малыша еще в некоторых местах заметны эти проявления, то необходимо размочить эту область вазелином и аккуратно вычесать. Если кожа головы не поддается очищению, необходимо обратиться к участковому педиатру за консультацией.

Отсутствие улыбки

Некоторые дети к 2 месяцам не начинают улыбаться. Это не свидетельствует о задержке развития. Следует набраться терпения и чаще разговаривать с крохой. Иногда малыши совершают этот шаг ближе к 2,5 месяцам.

При отсутствии реакции на разговор и улыбки к 3 месяцам необходимо обратить к педиатру для назначения дополнительных исследований.

Первые зубы

Не редки случаи, когда к 3 месяцам у малыша начинается обильное слюнотечение, десны разбухают и малыш становится капризным. Раннее появление зубов – вполне нормальное явление. Для снижения боли предложите крохе поиграть с прорезывателем, проконсультируйтесь с педиатром о применении лекарственных средств, облегчающих прорезывание зубов, чаще предлагайте грудь.

Реакция на вакцинацию

В этот период многие дети получают прививку АКДС именно в этом возрасте. Одним из частых осложнений этой вакцины является поднятие температуры. Чтобы четко понимать, как нужно действовать в данной ситуации, при получении разрешения на вакцинацию стоит подробно расспросить участкового педиатра о возможных реакциях и сроках ее проявления.

Сбивать температуру у ребенка следует при ее повышении выше 38,5 градусов. При меньшей отметке следует снять с ребенка подгузник, дать ему полежать раздетым. Не нужно кутать и дополнительно укрывать кроху. До 3-х лет дети не обладают способностью контролировать температуру собственного организма. Ваша попытка укрыть и согреть малыша может сыграть злую шутку, дополнительно повысив температуру. Ребенок может быть вялым, мало есть и долго спать. Это нормальная реакция на прививку.

Пеленочный дерматит

Часто можно столкнуться с проявлением реакции на подгузники в виде пеленочного дерматита. Начинается реакция с покраснения, через короткое время покрывающееся коркой. В большинстве случаев лечения покраснение не требует. Достаточно сменить марку используемых предметов гигиены, смазывать поврежденные места вазелином, чаще устраивать воздушные ванные. Если через 3 дня после замены марки подгузников и постоянной обработки пораженного участка краснота не сходит, появились трещины, то необходимо обратиться к участковому педиатру для назначения специального лечения.

Возраст от 2 до 3 месяцев богат на события и изменения. Постепенное превращение ребенка из постоянно спящего крохи в бодрого, подвижного и разговорчивого человека – настоящее счастье. Будьте внимательны к малышу, следите за собственным здоровьем, радуйтесь этому прекрасному времени.

Трехмесячный малыш разительно отличается от новорожденного. Он более осмысленно воспринимает окружающий мир, окреп, значительно подрос, уже умеет улыбаться и гулить. Развитие ребенка в этот период очень важно. Как правильно помочь природе и не навредить крохе?

Что умеет 3-х месячный ребенок?

Разумеется, все малыши разные и имеют право на то, чтобы жить и познавать мир в своем темпе. Однако есть определенные стандарты, опираясь на которые, можно более тщательно отслеживать правильное развитие младенца и вовремя принять меры, если что-то пойдет не так.
В большинстве своем детки в возрасте 3-х месяцев умеют:

  • Управлять своими ручками. Это проявляется в том, что малыш осмысленно может взять игрушку, подержать ее или поднести к лицу.
  • В этом возрасте детки умеют переворачиваться на бок из положения лежа на спине.
  • Лежа на животике, ребенок хорошо поднимает голову, опираясь на предплечья, и удерживается в таком положении довольно долго с перерывом на небольшой отдых.
  • Малыш меньше спит и дольше бодрствует (до 2-2,5 часов).
  • Детки, которым 3 месяца от роду, очень любят изучать свое тело. Ловят и рассматривают ножки, ощупывают личико.
  • Некоторые младенцы в этот период начинают все «тянуть в рот».
  • Ребенок научился узнавать маму и папу, улыбается, когда с ним играют.
  • Если приподнять 3-х месячного кроху подмышки, то он будет стараться упереться ножками в твердую поверхность.
  • Детки очень хорошо реагируют на звук и свет, поворачивают голову, ища источник.

Физиология

Важно отслеживать правильное физиологическое развитие. На протяжении всего 3-го месяца жизни малыш должен прибавить в весе от 800 г. Общий вес ребенка этого возраста может колебаться в границах от 6 до 8 кг у мальчика и от 4,5 до 7,5 кг у девочки.

Рост ребенка тоже изменился в большую сторону. Обычно за 3-й месяц кроха прибавляет от 1 до 2-х сантиметров. Рост малышей в этом периоде может быть от 56 до 65 см. Следует помнить, что небольшой рост может быть обусловлен наследственностью, а также тем, что малыш родился недоношенный или родилась двойня.

Еще один важный параметр – окружность головы. У мальчиков в 3 месяца составляет от 38 до 43 см, а у девочек – от 37 до 42 см. Можно заметить, что ближе к четвертому месяцу окружности головы и груди практически сравнялись.

Разумеется, нельзя слепо ориентироваться на эти цифры, но они должны стать неким ориентиром. Более детально отслеживать физическое развитие младенца необходимо вместе с врачом-педиатром. Визиты в поликлинику в первый год жизни должны быть регулярными.

Психическое развитие

Кроха подрос, и его реакции на окружающий мир стали заметно разнообразнее. Проснулось чувство обоняния, и теперь он уже может узнавать родителей не только по голосу, но и по запаху.

Малыш 3-месячного возраста умеет проявлять свои чувства – протестующее плачет и кричит, когда ему что-то не нравится, улыбается и гулит, когда доволен. Плач ребенка этого возраста может быть вызван следующими причинами:

  • Реакция на боль и дискомфорт.
  • Испуг.
  • Голод.
  • Недовольство чем-либо.
  • Желание спать.

Деткам очень нравится, когда их берут на руки, особенно если это делает мама. Они уже осознают, что на руках теплее и комфортнее, чем в детской кроватке. Ребенок постоянно ждет контакта, пытается ответить на прикосновения, тянет ручки, любит, когда с ним говорят, играют. Для правильного и комфортного психологического развития постоянный контакт с младенцем необходим.

Уход за ребенком на третьем месяце жизни

В этом периоде у детей налаживается регулярный однородный стул. Следует внимательно отнестись к этому делу. Если случаются запоры, и ребенок не пачкает памперс по нескольку дней, то необходимо скорректировать свое питание при грудном вскармливании или подобрать подходящую смесь. Но в том случае, когда стул однородный и мягкий, но редкий, не стоит паниковать. Это значит, что питание хорошо усваивается.

Следует обеспечить, чтобы ребенок был чистый, а памперс сухой. Ежедневное купание и смена подгузника не более, чем через 3-4 часа (или чаще, при необходимости) – это то, что нужно организовать в первую очередь.


В этом возрасте можно подумать о налаживании режима. Это значительно облегчит непростой уход за маленьким человеком. Кормление, сон, прогулки и купание по часам помогут маме освободить время для себя.

Также в уход за ребенком на третьем месяце жизни входит забота о его здоровье. Для этого нужно своевременно посещать детского врача, заботиться о том, чтобы были проставлены все прививки, организовать качественное питание, не допускать контакта малыша с заразными больными.

Питание 3-х месячного ребенка

Детей этого возраста врачи рекомендуют кормить исключительно грудным молоком или детской адаптированной смесью . Обычно число кормлений составляет 6-10 днем и 2-4 ночью. Временной интервал между кормлениями не превышает 2-2,5 часа. Питание должно быть организовано очень хорошо. Качественные смеси подбираются педиатром индивидуально, а при грудном вскармливании мамочке необходимо соблюдать строгую диету.

Многие мамы могут в этом возрасте начать прикорм по советам бабушек и педиатров старой школы. Это в корне неправильно! У деток на третьем месяце жизни еще недостаточно окреп ЖКТ, чтобы переваривать что-то еще, кроме специального питания. По рекомендациям врачей ВОЗ, задумываться о прикорме необходимо не раньше того времени, когда ребенку исполнится 6 месяцев.

Занятия с трехмесячным ребенком

Несмотря на то что ребенок совсем маленький, ему будут полезны развивающие игры и занятия с мамой.


Необходимо следить, чтобы малыш не переутомлялся, и занятия вызывали у него только положительные эмоции. Если кроха плачет, то упражнения следует сразу прекратить. Гимнастика и массаж выполняются не ранее, чем через полчаса после того, как малыш поел.

Физическое развитие

Плавание

Если младенец до сих пор купается в ванночке, то можно попробовать начать водные процедуры в большой ванне. Для этого можно приобрести шейный надувной плавательный круг или специальную подушку для купания. Во время таких купаний ребенок активно двигается, плавает. Это очень способствует развитию мышц, скелета. После активного плавания кроха заснет более крепким и спокойным сном. Продолжительность таких процедур может быть от 10 до 40 минут.

Зарядка и массаж

Многие мамы пренебрегают детским массажем и зарядкой. Это неправильно! Если до сих пор такие процедуры не были в ходу, то 3-месячный возраст –самое время начать.

Длительность занятия – не менее 20-25 минут. Упражнения могут быть следующие:

  • Начать можно с поглаживаний детских ножек от пятки вверх до бедра. Затем можно растереть ножки круговыми движениями, избегая коленной области.
  • После этого хорошо сделать упражнение «Шаги». Для этого берем ножку лежащего на спине малыша за голень, легонько встряхиваем ее и сгибаем, плавно двигая пяточку скользящим движением по столу или дивану. Делаем так 5-6 раз для каждой ножки.
  • Далее следует растереть ступни. Для этого большим пальцем водим по пяточке, внешней и внутренней части стопы. Регулируем силу нажатия так, чтобы малышу было комфортно.
  • Упражнение на укрепление мышц ног. Сначала легко надавить на основание пальчиков (ступня малыша рефлекторно согнется), затем погладить внутреннюю сторону стопы (ступня распрямится). Делаем по 4 раза для каждой ножки.
  • Переходим к ручкам. Начать необходимо с поглаживаний снизу вверх и круговых растираний.
  • Скрещивание рук. Вкладываем большие пальцы в ладошки малыша. Из положения «руки скрещены на груди» несколько раз разводим их в стороны, при этом легонько встряхивая, возвращаем в обратное положение. Повторяем 5-6 раз.
  • «Боксер». Вкладываем большие пальцы в кулачки крохи и поочередно сгибаем-разгибаем ручки, как будто малыш боксирует. Это упражнение хорошо развивает руки. Упражнение повторяем 5-7 раз.
  • Практикуем переворачивание со спинки на живот. Для этого вкладываем большой палец в правую ручку ребенка, выпрямляем ножки и осторожно свободной рукой переворачиваем таз малыша на правый бок. Аналогично делаем упражнение для левого бока. Достаточно 2-х – 3-х повторений несколько раз в день.
  • Поднимание головы. Лежащего на спине кроху берем за ручки и очень аккуратно приподнимаем туловище вверх, чтобы голова и плечи оторвались от поверхности. Сажать ребенка нельзя! Возвращаем в исходное положение. Повторяем 3 раза.
  • Массаж животика. Необходимо делать поглаживающие движения строго по часовой стрелке.
  • Массаж груди. Легкими поглаживающими движениями массируем грудь по кругу. Достаточно 5-ти – 6-ти круговых движений.
  • Массаж спины и ягодиц. Также выполняется с помощью поглаживаний вверх-вниз, а затем можно выполнить спиралевидные растирающие движения снизу вверх.
  • Упражнения на мяче. Необходимо взять большой яркий мячик. Кладем кроху на мяч животиком вниз, разводим его колени для устойчивого положения. Качаем ребенка на мяче из стороны в сторону и по кругу. Амплитуду нужно делать небольшую. Это упражнение хорошо воздействует на развитие вестибулярного аппарата.

Важно: Перед гимнастикой и массажем необходимо снять все украшения (часы, браслеты, кольца). Ногти коротко подстричь, а руки тщательно вымыть. Можно использовать во время массажа детский крем или масло хорошего качества. На протяжении всей процедуры необходимо разговаривать с ребенком, петь песенки, рассказывать стишки или сказку.

Мелкая моторика

Для развития мелкой моторики можно практиковать упражнение «Мешочки». Для этого необходимо сшить несколько мешочков из разной на ощупь ткани (бархат, шелк, лен, атлас) и набить их разными наполнителями (синтепон, гречка, манка, шарики пенопласта, бумага). Затем можно давать малышу мешочки. Разная текстура тканей и наполнители отлично разовьют мелкую моторику и вызовут у крохи интерес.

Психоэмоциональное развитие

Детки в возрасте 3-х месяцев очень любят общаться с мамой. Можно выучить несколько детских песенок, стишков, потешек и использовать их постоянно. Благодаря такому веселому времяпрепровождению, малышу будет более комфортно в психоэмоциональном плане. Со временем можно заметить, что он пытается подпевать в такт песенке или весело гулит, когда мама рассказывает стишок. Можно потанцевать с ним на руках, только не выбирать активные танцы, а предпочесть плавные движения.

Еще одно замечательное упражнение поможет укрепить ножки малыша и будет способствовать его психологическому комфорту. Ребенка нужно взять подмышки и поставить ножки себе на колени или любую поверхность, а потом выполнять движения, когда ребенок как-будто подпрыгивает, сопровождая их веселыми стишками. Необходимо добиться, чтобы кроха твердо упирался ножками в колени или горизонтальную поверхность. Это разовьет мышцы. Тактильные ощущения, близость мамы вкупе с веселым общением очень благотворно влияют на психику.

Развитие зрения и внимания

Необходимо заниматься с ребенком, фокусируя его внимание на каком-либо предмете, заставляя его рассматривать игрушку. Для этого можно использовать яркие погремушки. Надо трясти ими то с одной стороны от ребенка, то с другой, заставляя кроху поворачивать голову и искать источник шума.
Также подойдет большой яркий мяч. Можно взять его в руки, заставить малыша обратить внимание на него, сказав: «Посмотри, какой мячик!», – а затем перемещать его вверх-вниз, вправо-влево. Это заставит ребенка сфокусировать внимание и следить за предметом.

Можно не использовать предметы, а просто поднести свое лицо вплотную к ребенку и задавать вопросы: «Где у мамы носик? Где у мамы глазки?» – и тому подобные. Ручками малыша дотрагиваться до названных частей тела. Эта игра очень способствует концентрации внимания.


В этом возрасте уже можно побеспокоиться о приобретении прорезывателя. Большинство деток в три месяца начинают пробовать все «на зуб». Большое разнообразие прорезывателей дает возможность приобрести его в виде погремушки. Это позволит немного сэкономить и совместить приятное с полезным.

Какие игрушки нужны малышу в 3 месяца

В этом возрасте можно не покупать много игрушек. Достаточно 3-4 погремушки, большой яркий мяч для гимнастики и мячик поменьше для занятий. Можно приобрести специальные игрушки, которые вешаются над кроваткой и в коляску. Ребенку уже будет интересно с ними играть.

Выбирать игрушки необходимо только из экологичных и безопасных материалов. Обязательно должна быть возможность вымыть или выстирать игрушку. Также можно обратить внимание на текстуру. Хорошо, если погремушка или мячик будет иметь поверхность в виде «пупырышек» или шероховатостей. Это развивает мелкую моторику.

Необходимо помнить, что все детки развиваются в своем темпе. Не нужно перегружать кроху занятиями и требовать от него того, что он еще не умеет. Радоваться каждому достижению, помогать малышу познавать мир, заботиться о его правильном питании и здоровье, любить и уделять ребенку максимум внимания. Вот в чем заключается роль мамы.

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

За прошедший месяц жизни (со второго по третий) мальчик должен был прибыть в весе и росте на 700–900 грамм и 2,9 см, девочка на 600–870 г. и 2,7 см.

С трех месяцев, большинство здоровых мальчиков прибавляют в весе примерно по 150 грамм в неделю , девочки — по 130 г. За предстоящий месяц мальчик должен будет прибавить 560–730 грамм в весе и 2,5 см в росте, девочка 490–710 г. и 2,3 см.

Развитие значимых навыков и ограничения

Трехмесячных малышей ни в коем случае нельзя садить и присаживать, так как это может обернуться проблемами со здоровьем в далеком будущем. Нежелательно делать какие-либо упражнения, которые могут спровоцировать ребенка принять сидячее положение.

Малышу полезно лежать на животике под присмотром взрослых, чтобы укреплять мышцы живота и учиться уверенно держать головку. Однако, лежа на животике, нежелательно спать, так как ребенок может уткнуться носиком в подушку.

Кормление грудным молоком и прикорм

Здоровых детей в три месяца положено кормить грудным молоком . Регулярный прикорм или кормление смесями должны производиться только по показанию педиатра. Поскольку только грудное молоко идеально подходит для здорового развития ребеночка, то на постоянное кормление малыша смесями должно быть веское основание.

Многие мамочки, видя, как чужие малыши хорошо набирают вес, уплетая смеси, начинают необоснованно кормить смесями свою здоровую малютку. Иногда им кажется, что грудничку не хватает молока, или знакомые недалекие мамаши назедают фразами "как, вы еще не кормите смесью, соком, пюре?". Идя на поводу у окружающих и собственных эмоций, мамы раньше времени переводят детей на искусственное питание, оставляя малыша без полезного грудного молока.

На третьем месяце жизни ребенок должен питаться грудным молоком около 6 раз в день, выпивая по 120 мл за раз.

Прочее

С третьего месяця по четвертый идут недели 13, 14, 15, 16-я и половина 17-й.



Публикации по теме