Все женщины в русских селеньях. Образовательный портал

Совсем недавно наткнулась на стихотворение современного автора Владимира Поварова, посвященное сельской женщине. Оно вызвало немало положительных откликов читателей:

На деревенской женщине нашей,
которая сеет и жнёт, и пашет,
и прёт, как лошадь, тяжёлый воз,
всё держится и всё поднялось!

Простая она и трудолюбивая,
бесхитростная и терпеливая,
и неустрашимая, как солдат!
Куда ты, Русь, без неё, куда

Без русской бабы кургузой, сивой,
чуть мешковатой и всё же красивой,
которую очень трудно постичь.
Пойми её ты и возвеличь

Без всякой мысли и укоризны!
Как только баба уйдёт из жизни
или заменит кто-нибудь пусть -
осиротеет святая Русь!

Автор, несомненно, во многом прав: действительно, сельские женщины на своих плечах держат русскую деревню. И мне захотелось на страницах нашего сайта рассказать о женщинах, жительницах села, внесших огромный вклад в развитие Житного. Это медики, учителя, воспитатели, работники администрации, труженицы, словом те, кого знает и уважает все село, к чьему мнению прислушиваются. К сожалению, они не отмечены почетными званиями и наградами, хотя своим трудом и отношением к жизни, людям, конечно же, их достойны. Вот только стихотворные строки хотелось бы к их образам подобрать иные. Мне вспомнились строчки Некрасова из поэмы «Мороз красный нос»:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет - словно солнце осветит!

Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,

Какой весь народ наш идет,

Но грязь обстановки убогой

К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Открыть цикл статей о женщинах нашего села позвольте с историй жизни двух подруг, которые когда-то давно приехали в Житное и прикипели всем сердцем к этому месту. Были поддержкой, крепким тылом своим супругам, поднимавшим колхоз «Красная звезда», воспитавшим замечательных детей, которые, следуя примеру родителей, остались в Житном. Потому что так же, как и их матери приросли душой к своей малой родине.

Тамара Георгиевна Санникова родилась в селе Вышка Республики Калмыкия 25 марта 1937 года. Ее назвали в честь акушерки, которая приезжала в село принимать роды. Ребенок войны, она пережила все тяготы и лишения грозных сороковых лет. В детстве на вопрос «кем бы ты хотела быть, когда вырастешь» девочка отвечала: «ДоХтором». В 1955 году, закончив мумринскую десятилетнюю школу, Тамара Георгиевна поступила в Астраханское медицинское училище.

И в 1957 году, получив диплом фельдшера, уехала работать в село Тумак Зеленгинского района. А через два года наша героиня приехала в Житное. И в 1959 году Тамара Георгиевна навсегда связала свою жизнь с нашим селом.

В 1960 году Тамара Георгиевна вышла замуж за Санникова Валентина Ивановича. Валентин Иванович возглавлял колхоз «Красная звезда», вывел его в передовики. Настоящий руководитель, радеющий за своих подчиненных, он много сделал для нашего села и его жителей.

До сих пор житнинцы вспоминают его добрым словом. Но ведь очень важно, чтобы рядом с таким мужчиной была женщина, которая поддержит, окружит заботой и вниманием, разделит горечь поражений и радость побед, создаст маленький мир, в котором можно спрятаться от бесконечных дел и проблем, отдохнуть, получить заряд любви, нежности и сил для дальнейших свершений. Тамара Георгиевна стала надежным другом, помощником Валентину Ивановичу, хранителем их семейного счастья, замечательной мамой и бабушкой.

Многие женщины рядом с сильными мужчинами уходят из профессии, полностью отдавая себя семье, заботам, подчиняются только интересам мужа и детей. Но Тамара Георгиевна не стала домохозяйкой, она продолжила работать в медицине и 33 года отдала этому трудному, но такому важному делу.

В течение десяти лет Тамара Георгиевна проработала дежурной медсестрой. Люди старшего поколения и мои ровесники должны помнить, какая строгость была в Житниской больнице, порядок во всем: белье, одежда только больничные, соблюдение режима – дело обязательное, прием лекарств и процедур строго по времени. Даже посещение больных только в положенные часы! А какая была наполняемость палат в стационаре! Это не значит, что больше болели. Просто к людям относились внимательно, создавались замечательные условия для скорейшего выздоровления. И за всем этим порядком стояли врачи, медсестры, санитарки больницы, в том числе и наша героиня.

Позже Тамара Георгиевна перешла работать в поликлинику, став терапевтической медсестрой. Тактичная, доброжелательная, всегда улыбающаяся и открытая она проработала со всеми терапевтами житнинской больницы. Когда Тамара Георгиевна начинала работать, в больнице было 15 коек и два врача: Галина Михайловна Муравьева и Дора Семеновна. Позже колхоз построил современную больницу. Ни в одном селе Икрянинского района не было такого здания. Валентин Иванович смотрел в будущее, думая о том, что село будет расти, развиваться и ему нужны квалифицированные медицинские работники. И условия были созданы.В Житное стали приезжать медики.

Тамара Георгиевна с болью в голосе говорит о нашей больнице. Ведь сколько было сделано, как слаженно работал коллектив. Фактически, людям не нужно было выезжать за пределы села, чтобы получить помощь. Лаборатория, хирургия, стоматология, рентген кабинет, гинекология, педиатрия, физиокабинет…-работали все отделения. Коллектив больницы работал, что говориться, с душой. Конечно же, нашей героине обидно и горько смотреть на то, что стало с житнинской больницей.

Особенно обидно за своего супруга, Валентина Ивановича, который, в отличие от последующих руководителей села, понимал, что больница, школа и детский сад – это краеугольные камни в фундаменте жизни села. Не будет их – умрет село! Санников выделял немаленькие средства на поддержание школы, садика, больницы в хорошем состоянии.

К сожалению, человек не вечен. Да и дело рук его может жить лишь в том случае, если его продолжают. А последователей доброго начинания не нашлось… «Как же так? – удивляется Тамара Георгиевна. –Столько было создано руками наших тружеников-колхозников на благо нашего общего дома – Житного! Сколько ребятишек рождалось в селе! Жизнь кипела, как в большом муравейнике. С пяти утра начинало село «шуметь». И лишь после заката рабочие звуки умолкали. Однажды в больницу привезли жителя села Краса, Балашова. Он был ранен, нож торчал прямо в сердце. Везти дальше нельзя! Решили оперировать в Житном. Быстро доставили нужных специалистов и спасли человека. Возможно сейчас такое? Нет! Почему же позволили всему развалиться? Как допустили?» Не может принять эта замечательная женщина современной реальности. Но Тамара Георгиевна – человек позитивный, оптимистичный. Она с надеждой смотрит в будущее, думая, что найдутся ещё люди, подобные ее супругу, и поднимут село, не дадут ему окончательно погибнуть.

На протяжении всего разговора Тамара Георгиевна больше говорила о селе и его жителях, чем о себе. И не удивительно, она человек скромный, считает, что ничего выдающегося в жизни не сделала. Просто любила свою работу и людей. «Знаешь,- говорит Тамара Георгиевна, - я хотела идти на работу. Мне нравилось помогать людям, быть нужной. Люди приходили со своей болью. Каждого хотелось подбодрить, вселить надежду, облегчить страдания. Случаи были разные: и ножевые ранения, и серьезные заболевания. Плохие ли, хорошие люди обращались за помощью – лечили всех. Даже с эпидемией холеры в 70-ых годах справились! Мы тогда сутками дежурили в больнице, домой нас не выпускали солдаты, охранявшие ее. Нисколько не жалею, что пошла в медицину!»

Мы спросили Тамару Георгиевну, если бы у нее была возможность «переписать книгу своей жизни», что бы она изменила? Наша героиня долго не думала: «Была возможность уехать. Моего мужа однажды приглашали работать в область. Он отказался. Не смог оставить колхоз, а я его поддержала! Никогда меня не прельщала городская жизнь. Мне нужно просыпаться и наступать на родную землю… И вообще, самое великое дело – воспитать достойных детей. У нас с мужем это получилось. За своих дочерей мне не стыдно. Я горжусь ими, радуюсь внукам, дождалась первого правнука. Жизнь удалась, за что я и благодарю Всевышнего».

Меня всегда восхищала Тамара Георгиевна. В ее жизни было немало трудностей и потерь. Но в нашем с ней разговоре она ни разу не посетовала на судьбу, не высказала обиду в чью-либо сторону. Я никогда не видела ее хмурой, неприветливой. Всегда красивая, улыбающаяся и необыкновенно интеллигентная, она ассоциировалась у меня с образом английской королевы. Честь, достоинство и любовь - эти три слова определяют жизненный путь этой замечательной женщины.

В 1959 году по рекомендации Тамары Георгиевны в Житнинскую больницу приехала молодая красивая девушка с дипломом фельдшера-акушера Астраханского медицинского училища. Звали ее Лариса Александровна Астафьева. Родилась наша героиня в 1937 году в поселке Рынок Лиманского района, школу закончила в поселке Мумра. Но так сложилась судьба, что родным для нее стало наше Житное.

Начинала свою трудовую деятельность Лариса Александровна в Житнинском родильном доме, но его вскоре закрыли и молоденькая девочка осталась работать в экстренной родовой палате акушеркой. Несмотря на молодость, она справлялась с этой ответственной и серьезной должностью на «отлично». Беспокойная, решительная, она выезжала на вызовы и в Красу, и в Чулпан, и в Седлистое в любое время года и суток, потому что хорошо понимала, помочь роженицам никто кроме нее не сможет - села-то за паромные. «Приемные дети, - шутит Лариса Александровна, - у меня есть во всех селах». Первым ее испытанием были сложные роды. Женщина могла умереть, но Лариса Александровна не растерялась и помогла появиться на свет крепкому малышу. «Справилась я без всякой помощи,- вспоминает она. – И поняла, что это мое призвание». После «боевого крещения» Лариса Александровна уже не думала о другой профессии и всю свою жизнь подчинила строгому правилу: нельзя расслабляться, всегда быть наготове и оставлять свои координаты дежурным «Скорой помощи». Она по звуку могла отличить неотложку, которая приезжала к дому, чтобы забрать ее на вызов.

Своего отношения к профессии Лариса Александровна не изменила даже после рождения детей. Сын и дочь с детства знали, что мама не может по - другому и справлялись самостоятельно и с уроками, и с домашними делами. В жизни ее была страшная трагедия – смерть любимого мужа Александра Дмитриевича Рублева. Но пережив ее, эта сильная женщина вновь вернулась к работе, отдаваясь ей все больше и больше.

О своей нелегкой профессии Лариса Александровна никому не рассказывала, на усталость никогда не жаловалась. Ей нравилось помогать людям, чувствовать себя нужной. Однажды в селе Старо-Волжск беременная женщина впала в кому. Мать 12 детей спасти было уже нельзя, а вот неродившемуся малышу еще можно помочь. Лариса Александровна вызвала в Житное врачей из области. Медики решили перевезти роженицу в Житнинску больницу и провести операцию. Ребенок был спасен. Лариса Александровна долго интересовалась судьбой мальчика. Она знает, что он вырос, отслужил в армии, женился, у него родились дети. Знает ли он историю своего появления на свет?

Медицинский работник в селе, далеком от районного и областного центра, должен быть человеком грамотным, решительным, уравновешенным. Ведь часто приходится принимать серьезные решения. А фельдшеру – акушеру ещё сложнее: от его действий зависят сразу две жизни – матери и ребенка.

Лариса Александровна обладает всеми нужными качествами. Порой ей приходилось помогать не только своим пациентам, но и молодым неопытным коллегам. Как-то зимой ее вызвали в село Седлистое. В новом ФАПе ещё не было отопления, а у молодой мамочки начались роды да ещё и с осложнением. Начинающий фельдшер растерялась, никак не могла помочь пациентке. Лариса Александровна взялась за дело: натопила камышом печь, отправила водителя за терапевтом и педиатром в Житное через лед и помогла роженице и ее малышу. Она успокаивала молоденькую коллегу, а сама в это время переживала сильнейший стресс.

Таких случаев в ее практике было много, приходилось работать за врача и акушерку одновременно. Конечно, тяжелая профессия дает о себе знать сейчас: здоровье пошатнулось. Но ее поддерживает благодарная память ее пациенток. Женщины, которым помогла Лариса Александровна, радуются при встрече с ней, рассказывают о судьбах свих детей. Это дает силы нашей героине, понимание, что ее труд не был напрасным.

Да и для коллег Лариса Александровна была эталоном медицинского работника: в кипельно-белом накрахмаленном халате, приветливая, спокойная, она внимательно выслушивала каждую женщину и старалась помочь. Сорок лет отдала Лариса Александровна своей профессии. Наград не имеет. Не считают наши руководители ее труд достойным награды, даже с днем медицинского работника не поздравляют!

А сердце медика болит за больницу, которой она отдала столько лет своей жизни. Обидно и горько за людей села, за детишек, которые могли бы родиться в Житном.

Мы спросили Ларису Александровну, какими качествами должен обладать медицинский работник. Она не раздумывая ответила: «Человечность». Да, в наше время человечность в дефиците.

Спасибо Вам, Лариса Александровна, за ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, за Ваш нелегкий, но очень нужный труд.

Слабый пол, чудесное создание, непредсказуемая и восхитительная – это все про женщин! Трудно назвать ту область, в которой бы не попробовали свои силы и не преуспели нежные и хрупкие создания.

Историю человечества вершат мужчины и женщины в равной мере. Нам хотелось бы рассказать о женщинах прославивших нижегородский край.

Александра Потанина: Женщина и ледник

В далеких горах Монгольского Алтая есть ледник «Александрин», названный так в честь нижегородки Александры Викторовны Потаниной, одной из первых женщин-путешественниц, сделавшей существенный вклад в развитие отечественной этнографической науки.
Юная Александра много читала, успешно занималась рисованием. Окончив нижегородскую школу для девочек из духовного сословия, Потанина (Лаврская) в 1866 г. стала работать воспитателем в Нижегородском епархиальном училище для девочек и занимала эту должность 8 лет. Потом она вышла замуж за ученого-географа Г.Н. Потанина и стала незаменимой спутницей мужа во всех путешествиях и экспедициях по Сибири, Китаю, Монголии, Тибету. Своим мужеством, проявленным в трудных условиях далеких экспедиций, своими работами о природе, жизни и быте народов Центральной Азии, своими чудесными зарисовками к исследуемым материалам А.В. Потанина сделала большой вклад в науку. Она одной из первых была принята в члены Русского географического общества, а за работу о бурятах – удостоена в 1887 году Большой золотой медали общества.

Надежда Суслова: Призвание быть врачом

Надежда Суслова – одна из тех русских женщин, которые первыми прокладывали себе путь к науке. А ее нижегородские корни дают возможность нашему городу гордиться своей землячкой. Ее родители были крепостными графа Шереметьева, но в дальнейшем были отпущены на волю.

Надежда Суслова получила начальное образование в частном московском пансионе. В царской России для женщин были закрыты двери всех университетов. Только в Медико-хирургической академии некоторые профессора (И..М. Сеченов, С. П. Боткин) разрешили в 1862 году трем женщинам, в том числе Н.П. Сусловой, посещать их лекции. Однако в 1863 году правительство запретило женщинам учебу и в академии.

Суслова уехала в Швейцарию, где в виде исключения была принята на медицинский факультет Цюрихского университета, который блестяще окончила в 1867 году. Вскоре она успешно защитила диссертацию. Прежде чем получить разрешение работать врачом, ей пришлось снова проходить все проверочные испытания и вторично защищать диссертацию.

То уважение, которое получила Суслова, сломало барьер, преграждавший женщинам путь в медицину. В 1872 году в Петербурге открылись первые Женские врачебные курсы, просуществовавшие 14 лет. И лишь в 1897 году был открыт Петербургский женский медицинский институт.

Сегодня в нашей стране профессия врача для женщины престижна и актуальна.

Валентина Теличкина: Актриса из Арзамаса

Валентина Теличкина – советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации.

Валентина с раннего детства начала проявлять свой артистический талант - пела частушки на концертах в детском саду. В средней школе принимала активное участие в художественной самодеятельности: пела, танцевала, читала стихи и рассказы, играла на гитаре в струнном оркестре. Очень часто она выступала и дома перед гостями, это доставляло девочке огромное удовольствие. Валентина, как она сама признавалась, росла обыкновенной девчонкой. И хулиганистой, и смешливой, и плаксивой. Но главное – она всегда была ужасной фантазеркой.

«Я погружалась в сказочный мир, воображая себя то Золушкой, которая ищет встречи с прекрасным принцем, то Царевной-Лягушкой, готовой в любой момент сбросить лягушачью шкуру и поразить всех сияющей красотой. Я выросла среди сказок и неудивительно, что этот фантазийный мир мне казался лучше реального».

В 1965 году Теличкина впервые снялась в кино. Это была роль Даши в киноповести «Таежный десант». Также актриса сыграла в известных сериалах «Бригада» и «Есенин».

На данный момент в фильмографии актрисы насчитывается более шестидесяти работ. Героини актрисы - живые и непосредственные, дерзкие и капризные, задумчивые и целеустремлённые, казалось бы, простые и вместе с тем необыкновенные.

Людмила Хитяева: Дарья из “Тихого Дона”

«Я - коварная женщина», - говорит о себе актриса Людмила Хитяева, прежде всего имея в виду свои отношения с мужчинами. Коварной женщиной она вошла и в советское кино, превратив эти качества своих героинь в амплуа. Красивая, статная, с гордой посадкой головы и зелеными русалочьими глазами, она, благодаря шолоховским эпопеям режиссера Сергея Герасимова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», считается прирожденной донской казачкой. Но это не так, актриса родилась15 августа 1930 года в селе Большое Широкое Горьковской области. Окончив школу, поступила в Горьковское театральное училище. Получилось это случайно: Людмила пришла поддержать подругу на вступительном экзамене, но в результате сама успешно прошла испытания и поступила. В 1952 году, окончив театральное училище, была зачислена в труппу Горьковского драмтеатра, в котором проработала 9 лет.

Герасимов встретил Хитяеву в коридоре Студии имени М. Горького в костюме и гриме Ворониной и неожиданно спросил:

– Хотите играть Дарью в “Тихом Доне”?

Разумеется, она была на седьмом небе от счастья: сниматься в классике, да еще у такого режиссера! Одно только тревожило актрису – по сюжету ей нужно было утопиться в реке, а этого она панически боялась. Дело в том, что она выросла на Волге и в жизни тонула три раза, и ее все три раза спасали. Хитяева поделилась своими страхами с Герасимовым.

– Не волнуйся, утопим, как следует! – успокоил ее мэтр. И в самом деле, когда пришла очередь съемок этого эпизода, Хитяеву топили тринадцать раз, пока не добились максимального правдоподобия.

В послужном списке актрисы эта роль до сих пор считается одной из лучших. Сама актриса так вспоминает об этой роли: “Когда меня спрашивают о самой любимой роли в кино, я отвечаю – шолоховская Дарья. Натура удивительно богатая, сильная, страстная и в то же время полная противоречий. Играя её, я научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие кушанья, прекрасно плавать, хотя с детства панически боялась воды.

Екатерина Вилкова: от художественной гимнастики до актрисы

Екатерина Вилкова – яркая актриса, уже давно ставшая важной частью российского кинематографа. С детских лет она особенно любила спорт. Еще в дошкольном возрасте Катя стала заниматься художественной гимнастикой. К 14 годам Вилкова добилась титула кандидата в мастера спорта и бросила занятия.

После того, как с художественной гимнастикой было покончено, Катя Вилкова поступила в Нижегородское театральное училище. В 2006-м году Екатерина успешно окончила театральный ВУЗ, а также прекрасно проявила себя в рамках дипломной постановки «С любимыми не расставайтесь». Театральная работа вышла очень успешной, однако, несмотря на это, впоследствии она все-таки выбрала кино.

Отправившись в свободное плавание, актриса стала часто сниматься в самых разных проектах. В период с 2006-го по 2010-й год на экраны вышло сразу пятнадцать лент с участием талантливой нижегородской актрисы.

Особенно успешными в этом плане стали картины «Черная молния», «Стиляги», «Нас не догонишь», «Книга мастеров», а также некоторые другие. В разные годы она снималась в драмах, комедиях, боевиках и даже в фантастических лентах. Благодаря своим многочисленным ролям в известных российских фильмах, уже в середине 2000-х годов молодая актриса стала настоящей звездой кинематографа России.

Наталья Водянова: “Русская золушка”

«Удача сопутствует смелым и решительным». Именно эта фраза характеризует Наталью Водянову, девочку из небогатой семьи, которая стала настоящей «королевой бала».

Всемирно известная российская топ-модель, актриса, лицо марки L’Oreal Paris и муза сотен дизайнеров – ее путь до вершины был тернист и непрост. Самая простая русская девушка из глубинки смогла добиться мировой известности и стать престижной моделью

Наталья Водянова родилась 28 февраля 1982 года в Нижнем Новгороде. Воспитывала девочку одна мать, отца Наталья Водянова не помнит, кроме нее в семьи росли еще 2 сестры, одна из которых была инвалидом детства. Семья жила бедно, и Наталья была вынуждена работать с 11 лет. В возрасте 15 лет школьница поступила в нижегородский педагогический колледж, а в 16 Водянову зачислили в модельное агентство «Евгения».

На одном из просмотров девушку заметил скаут агентства Viva Model Management и пригласил на кастинг французского агентства в Москву. Дальше события развивались по сценарию настоящей сказки. Через несколько месяцев девушка отправилась в Париж, где и началась модельная биография Натальи Водяновой.

Жизнь модели – не только показы, фотосессии и модные дефиле, но и благотворительная деятельность. 2005 году она основала благотворительный фонд «Обнажённые сердца», который занимается строительством детских площадок в провинциальных городах России. В общей сложности фонд построил уже более 60 игровых парков в 44 городах. Причём это не просто дворовые площадки, а специализированные игровые парки для ребят разных возрастов и интересов, приспособленные для детей с ограниченными возможностями.

Мысль о создании фонда пришла Наталье после трагедии в Беслане в сентябре 2004 года. В 2006-м году в Нью-Йорке при поддержке дизайнера Дианы фон Фюрстенберг она собрала $350 000 и построила первую игровую площадку на своей малой родине в Нижнем Новгороде. В 2009 году русская модель осуществила мечту и на средства фонда был построен детский парк в Беслане.

Наталья Плетнева.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Анализ стихотворения «Есть женщины в русских селеньях» Некрасова

В своих произведениях Н. А. Некрасов ни раз обращается к описанию образа русской женщины, красивой и сильной. он тоже выражает свое восхищение, приводя в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» яркое описание простой крестьянки Дарьи.

Как и многие стихотворения Николая Алексеевича, «Есть женщины в русских селеньях…» пропитано глубоким сочувствием к тяжелой жизни и судьбе женщины из села. Автор описывает ее многочисленные страдания от трудной работы и моральные унижения. Забота о семье, воспитание детей, заботы по дому и труд в поле – после смерти мужа всем этим занимается только Дарья.

По мнению Некрасова, такая женщина способна перенести «и голод, и холод». Поэта восхищает, как при такой непростой жизни, русская женщина обладает еще и богатой душой. Высокие нравственные качества остались при ней, она не теряет веру и не ломается под тяжестью жизненных испытаний. Трудолюбивая и самоотверженная, хорошая хозяйка, она была и остается опорой, на которой держится вся семья. Она все успевает, при этом, находит в себе силы веселиться и смеяться, будто забывая на время обо всех невзгодах, свалившихся на ее плечи.

Особенностью русского женского характера поэт называет сострадательную любовь, даже находясь в крайне трудном положении, человек менее всего думает о себе, о своем личном горе.

Некрасов одновременно и восхищается, и переполнен сопереживания к их нелегким судьбам. Большой нежностью и теплом пропитано каждое четверостишие. И возмущается по поводу их бесправного существования, их горькой судьбы. По мнения автора, русская женщина достойна счастливой и беззаботной жизни.

Для создания более яркого портрета Некрасов применяет в стихотворении:

  1. Сравнения – «словно солнце осветит», «рублем подарит», «со взглядом цариц».
  2. Эпитеты – «миру на диво», «во всякой одежде красива», «ко всякой работе ловка».
  3. Метафоры – «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «что взмах - то готова копна».

И нельзя не выделить закрепившийся типичный образ русской женщины-крестьянки:

«Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!»

Поэт в каждой строчке описал настоящую, правдивую судьбу русской крестьянки. Он глубоко прочувствовал ее боль и страдания, все тяготы, которые ей пришлось перенести. И подчеркнул, что несмотря на все это, она осталась красивой внешне и внутренне, смогла сочетать мужество с высокими нравственными качествами.

Столетье промчалось и снова,
Как в тот незапамятный год,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд.
Но кони все скачут и скачут,
А избы горят и горят...

Наум Мандель - Коржавин


Смола, как слеза, на поленьях
Вечерний загадочен свет....

А в прочих селеньях их нет!
Зайдите в селенья Таити,
В селенья ЮАР, Шри-Ланки,
В селенья Канады зайдите -
Повсюду одни мужики!
Напился ямщик из Гаскони,
А кони возьми - и ку-ку!
Кто?! Кто остановит вас, кони?
В Гаскони на полном скаку?
Пылают пожары в Техасе,
Но - некому с криком "Ахти!
Там Вася! Там пьяный мой Вася!!!"
В горящую избу войти....
Нет женщин в селеньях Флориды,
Нет женщин в селеньях Мали...
И даже в снегах Антарктиды
Пока ни одной не нашли!
А мы-то, такие-сякие,
Всё ищем ответ на вопрос:
С чего, мол, на ДАМ из России
Такой потрясающий спрос?))))))))))))

/Евгения Пинчук /



Есть женщины в русских селеньях,
Которым всегда не везет,
То кто-то коня не привяжет,
То кто-то избу подожжёт.

/И.Тюткин/



Стройна, божественно красива,
Да и Камаз не так уж плох.
У нас для женщины, в России,
Открыто множество дорог!!!)))

(Комментарий к фото, моего друга Алекса)

Есть женщины в русской глубинке
способные на абордаж
Столкнешься с такой на тропинке -
- и сердце заходится аж...

Играючи рельсы уложит,
Погнет от усердия лом,
В партком "донжуана" заложит
(ну, коль не завяжет узлом)...

Легко остановит и трактор,
Копье на километр метнет
А если заметит реактор -
- в "горячую зону" войдет...

Огонь и вода им - игрушки,
А "медные трубы" - орган,
Их не остановишь из пушки,
Когда они прут на таран...

Таких бы, да пару дивизий
Забросить к противнику в тыл -
Без боя, без всяких коллизий
Сдались бы! - Ну, кто не остыл...

Есть женщины... Им бы Мужчину!!!
- Куда не посмотришь - хмыри:
спиваются, "топят кручину"...
А были ведь Богатыри!?
Copyright Горъ Василий


Ее богатырь не поборет,
Кулачный боец - не сшибет,
Она ухажера - заморит,
Насильника насмерть забьет.

Временем гулким на вираже.
Нитью небесною - солнечной, звездною
Вывязан женщин изящный узор,
То мы смешливые, то мы серьезные,
Умные и говорящие вздор
Мягкие, добрые, нетерпеливые,
Легкие, теплые, неотразимые,
Непредсказуемые и страстные,
Дерзкие, вспыльчивые, опасные
Разные мы, ах, какие мы разные!
В каждой оркестрик для счастья живет,
Тронешь любовью, и песней прекрасною,
Нежная скрипка в душе запоет.
Бог его знает, что там намешано...
Только любви быть должно через край,
Вечная музыка в сердце у женщины
Мир окрыляя, играй же, играй!
/Елена Евсюкова/

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.

Н. А. Некрасов.«Есть женщины в русских селеньях...»

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Российская империя - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы.
Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».



Публикации по теме